Народный язык

Язык народа – это лучшее из его духовной жизни. Родной язык – это то, что объединяет современников, роднит потомков и предков.
Современному человеку кажется важным не то, что сближает и объединяет, но что различает, – признак или свойство, по которым отчетливей виден смысл вещи, явления, события. И может быть, оттого так мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублем, то кажется дешевым.
Все чаще мы говорим об экологии среды и приро­ды. Среда же, созданная самим человеком, – не приро­да, это – его культура. Можно даже сказать, что приро­да современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык – важнейший компонент культуры. И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.
«Нужная работа, необходимая, – как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памя­ти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внеш­ности русским, по существу же – явлением каким-то космополитическим, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме. А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою соб­ственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
Многое в языке, что кажется новым, только-только возникшим в речи, на самом деле старо, как и сам язык. То, что каждый из нас осваивает в своей речи лично, вполне могло быть у народа в его языке задолго до нашего рождения. Собственно, в языке, посред­ством слова, мы и воспитываем себя как народ, потому что язык – проявление обыденного сознания. В расстановке слов, в их значениях, в смысле их соединений заложена та информация, которая неведомо каким об­разом передает нам знание о мире и людях, приобщая к тому духовному богатству, которое создали многие поколения предков. Включив свое собственное пред­ставление о языке, опыт поколений, мы смо­жем тверже ориентироваться в море фактов и мнений о родном языке.
Чтобы яснее видеть перспективу, всегда полезно оглянуться назад, всмотреться в ускользающие конту­ры того, что было и как оно было. Самое главное – по­нять тенденции развития нового в языке, в современ­ном нам языке, который развивается в условиях город­ской культуры, в условиях книжной традиции, в по­стоянном смешении самых разных источников речи.
Русский язык – очень гибкий, как теперь говорят, самонастраивающийся инструмент познания. Столети­ями мастера слова – писатели и ученые-филологи – от­рабатывали его, совершенствовали, доводили до тонко­сти. Не одно лишь понятие, строго-холодное, в русском слове. Нельзя допустить ни утраты национально кон­кретного словесного образа в нем, ни трепетных дви­жений эмоции, которые через слово, от предков заве­щанное, отражают личное нравственное чувство.
Итак, язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколения в единое целое. Если исчезает язык – исчезает и народ. И наоборот, пока язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа все – он все может возвратить, а отберёте язык – и он никогда уже не создаст его. Народ даже может создать новую родину, но язык никто и никогда больше не создаст.
Я полностью разделяю мысли и тревоги Константина Ушинского, который пишет о языке как о важнейшей, богатейшей и крепчайшей связи поколений. Теряя родной язык, вместе с ним народ теряет и многовековые духовные достояния, и способ понимания мира, и казну народного творчества, которое сохраняется в песнях и легендах, сказках и поговорках, думах и рассказах
Без языка беднеет душа, вырождается народ, теряя свои духовные силы. Слова чужого языка, даже родственные и близкие,- мертвые звуки. Народ, который через свою бессознательность перестает лелеять и защищать родной язык, становится на путь самоубийства.