Основные функции и модели образования

Содержание
 
Введение
Функции образования
Модели образования
Заключение
Список литературы
 

Введение
Образование – это уникальныймеханизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального ипрофессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, еемировоззрения, различных качеств, культуры. Образование можно охарактеризоватькак относительно самостоятельную систему.
Проблематике образованияуделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер,Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образованияявляется передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Веберасоциальные функции образования связаны с экономическими, политическимипроцессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можновзять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистскойГермании, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новыйвиток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельнаяобласть знаний. На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский,В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.
Целью данной работы являетсяизучение основных функций и моделей образования.

 
Функцииобразования
В имеющейсянаучной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержанияфункций образования и их систематизации.
Некоторыеисследователи берут за основу результат влияния системы образования на личностьи поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение еёсоответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коганвыделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению(трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую(человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядомохватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции,направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества.П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальнойструктуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнениюопределённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний икультуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающегопоколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимооговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение нормморали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, уменияанализировать. Третья группа исследователей называет функции, влияющие наэкономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. Восновном они выделяют экономическую, которая ещё именуетсяпрофессионально-экономической либо профессионально-образовательной, исоциальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и, какправило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом делестарые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимоэкономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р.Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательнуюфункции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая(человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других,так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают еёмодификациями.
Таким образом, образованиевыполняет следующие функции:
• является способом социализацииличности и преемственности поколений;
• средой общения и приобщения кмировым ценностям, достижениям науки и техники;
• ускоряет процесс развития и становлениячеловека как личности, субъекта и индивидуальности;
• обеспечивает формированиедуховности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральныхпринципов.
В целом все эти функции можносвести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития(общества, личности).
Первая функция осуществляетсяпосредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая –универсальной (способностной или деятельностной).
Обобщая,функцииобразования можно условно поделить на:
· социально-культурные, направленные наразвитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль,ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но изакладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить,транслировать духовное наследие.
· социально-экономические, связанные сформированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадровогопотенциала общества, с социальной стратификацией;
· социально-политические, реализациякоторых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком еепонимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитиеобщества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационныепроцессы.
При этомнеобходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функцийдостаточно высоко.
/>
Рисунок 1. Основные функцииобразования в обществе
 
Модели образования
История зафиксировала различныемодели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции исыграла определенную роль. Кратко перечислим основные.
Модель образования какгосударственно-ведомственной организации.В этом случае системаобразования рассматривается структурами государственной власти каксамостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства.Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей,содержанием образования, номенклатурой учебных заведений иучебных дисциплин. При этом учебные заведения однозначно подчиняются иконтролируются административными или специальными органами.
Модель развивающегообразования(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.) предполагаеторганизацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разноготипа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворятьпотребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстрорешать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательныхуслуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованнымдругими сферами — впрямую, без дополнительных согласований с государственнойвластью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальнойпрактики.
Традиционная модельобразования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) — этомодель систематического академического образования как способа передачимолодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которогосводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную рольобразования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодомупоколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего,под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей,способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранениюсоциального порядка. В соответствии с концепцией традиционализмаобразовательная система должна преимущественно решать задачу формированиябазовых знаний, умений и навыков (в рамках его сложившейсякультурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти ксамостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга посравнению с освоенными.
Рационалистическая модельобразованияпредполагает такую организацию, которая обеспечиваетусвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой моделиобеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которыепозволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. Врационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность,индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
Феноменологическая модельобразования(А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагаетперсональный характер обучения с учетом индивидуально-психологическихособенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам ипотребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательныйконвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобыоно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека,помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой. Педагоги даннойориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развитиякаждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют какможно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природныхпотенциалов и самореализации.
Неинституционная модельобразования(П.Гудман, И.Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт,Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальныхинститутов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», спомощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др.
К настоящему времени в миресложились следующие образовательные модели:
Американская модель: младшаясредняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный —колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура.Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта,необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых наиндивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметови варьирования содержания образования.
Французская модель: единыйколледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей —университет — магистратура — аспирантура.
Немецкая модель: общаяшкола — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет —аспирантура.
Английская модель: объединеннаяшкола — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура— аспирантура.
Для западноевропейских моделейхарактерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных наэлитарный уровень академического образования. В то же время существуют и школы,дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.
Особенность азиатской модели втом, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшимипотребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов сэлектроникой.
Российская модель: общеобразовательнаяшкола — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия— аспирантура — докторантура.

 
Заключение
Как резюме,можно заключить, что образование в современном мире, благодаря её функциям,играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальныхинститутов общества, формировании взаимодействующей личности. Образованиеявляется единственным институтом общества, на котором строится наибольшееколичество взаимоотношений между социальными общностями и представителями их.Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславиваетвозможность развития их. Именно благодаря образованию осуществляется обмензнаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества,между коллективами, государствами, людьми; так осуществляется коммуникативнаяфункция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие,интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, изкоторой происходят все остальные функции института образования, роль и значениекоторых в обществе очень существенные.
Важной функциейобразования является систематическое обучение и воспитание членов общества,ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными),идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения,содержание которых определяется социально-экономическими и политическимиотношениями общества, уровнем его материально-технического развития.

Список литературы
 
1. Основы педагогики и психологии. Курс лекций. — Мн.,2002
2. Педагогика. Бордовская Н., Реан А. — М., 2006
3. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М., 2003
4. Педагогическая психология: Учебное пособие для высшей школы. — М., 2005
5. Социология. Краткий курс лекций. Под ред.Степаненко В.И. — Мн.,2000