Значение автомобилестроения для народного хозяйства

–PAGE_BREAK–Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей и т.д.
Дальше следует отметить технологическую специализацию, которая предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов).
Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.
Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск автостроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.
Особенности размещения автомобилестроения в мире. Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как автомобилестроения, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как автомобилестроения требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Чехия. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.
Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.
США. США – экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом автомобилестроении. Крупные автомобилестроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.
Япония. Япония уже довольно давно и крепко удерживает позиции лидера на рынке автомобилестроения. Всем известны такие марки машин как «Тойота», «Хёндай», «Дэйхатсу» и прочие. Несколько лет назад по инициативе Японии был объединен концерн «Дэу» — теперь он японско-американский.
Европа. Компании, занимающиеся автомобилестроением в Европе, расопложены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.
В Украине автостроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ СТРАН-ЛИДЕРОВ
2.1 Место стран-лидеров на рынке автомобилестроения в мире
Инетрнационализация хозяйственной жизни во второй половине ХХ ст. стала ведущей тенденцией развития современной мировой экономики. Одной из главных особенностей этого процесса являются образования больших зон влияния наиболее развитых стран. Они становятся своеобразными интеграционными группировками, вокруг которых объединяются другие государства, что обеспечивает им важную роль в мировом хозяйстве и политике.
Европейский Союз на сегодня является наибольшим экономически обоснованным объединением в мире государств, общей чертой которых является приблизительно одинаковый уровень развития.
Важную роль в мировом хозяйстве и ЕС сыграют страны-лидеры Европейского Союза, к которым принадлежат Великобритания, Германия, Италия и Франция.
Это страны с высокоразвитой экономикой, которые осуществляют большое влияние на формирование международных экономических отношений. Традиционно они являются основоположниками создания большинства межгосударственных организаций и блоков в областях экономики, финансов, банковской системы, отдельных направлениях промышленности и сельского хозяйства.
По размерам производства, уровню экономического и социального развития эти страны занимают одно из ведущих мест в мире, также по размерам ВВП.
Самым надежным в Европе, с точки зрения знатоков отрасли, является чешская «Шкода».
Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и напряженная работа инженеров, конструкторов, техников, художников и рабочих.
Skoda выпускает автомобили в течение многих лет. Рассказывать ее историю – все равно, что рассказывать историю мирового автомобилестроения. Немногие компании (всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом и знаниями в проектировании и производстве автомобилей.
Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.
Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.
Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили (Fabia, Octavia Tour, Octavia, Superb), способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.
2.2 Характеристика экономического роста стран-лидеров в контексте развития автомобилестроения
Страны-лидеры занимают одно из наиболее ведущих мест в мировом хозяйстве.
В экономической стратегии правительств этих стран развитию внешнеэкономических связей отведенная ключевая роль с учетом высокой степени зависимости состояния экономики от результатов ее участия в международном товарообмене и от состояния мировых товарных рынков.
Особое внимание при этом отводилась укреплению позиций стран-лидеров в системе международных экономических отношений, участию компаний этих стран в общеевропейских и региональных программах экономического и научно — технического сотрудничества в рамках ЕС, ВТО и других многосторонних экономических организаций и соглашений.
Основой внешнеэкономической политики стран-лидеров остается развитие торгово-экономических отношений со своими главными торговыми партнерами: ЕС, США, Японией.
Также следует отметить, что страны-лидеры, поддерживая тесные отношения со своими основными торговыми партнерами, уделяют внимание развитию торгово-экономических отношений со странами Центральной и Восточной Европы.
Важную роль в реализации идей либерализации торгово-экономических связей правительства этих стран отводят Всемирный торговой организации. Учитывая взаимозависимость мировой экономики, страны-лидеры выступают за отмену каких-либо барьеров на пути движения товаров, услуг и инвестиций, а также отказ от политики протекционизма, в первую очередь в сельскохозяйственных областях.
Внешняя политика стран-лидеров продолжает в значительной степени определиться участием в ведущих организациях Запада, наличием значительного ядерного потенциала. Эти страны лидируют в Содружестве, владеют одной из наиболее развитых и открытых экономик в мире.
2.3 Автомобилестроение России
Автомобилестроение России отведено в отдельный пункт неспроста. Во-первых, Россия является стратегическим партнером Украины во многих вопросах, в том числе и автомобилестроения. Все украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Поэтому рассмотрим автомобилестроение России.
Состояние дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 2005 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
Таблица 1. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)
За декабрь
Всего за год
Темп (%)
2004
2003
2004
2003
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Всего
81353
75691
981724
874241
112.3
Российская Федерация
в том числе:
ОАМО ЗИЛ


8


ОАО ГАЗ
10344
10378
124339
124284
100.04
ОАО КамаЗ
1755
1507
17933
8935
200.7
АО АвтоВаЗ
60838
58662
740526
680570
108.8
АО Москвич
1321

19920
2929
680.1
АО АвтоУАЗ
4925
3656
51411
33701
152.6
АООТ СеАЗ
820
650
8302
3671
226.2
АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону)
1055
40
13000
4062
320.0
Ижмаш
148
787
5200
9149
56.8
Украина
147
11
1085
6940
15.июн
в том числе:
ПО АвтоЗаЗ
136
11
1030
6881
15.0
ЛуАЗ
11

55
59
93.2
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси)
Всего
13704
13974
162548
151146
107.5
Российская Федерация
12536
13333
148301
138782
106.9
в том числе:
ОАМО ЗИЛ
1434
1606
18281
7200
253.9
ОАО ГАЗ
7497
7180
87482
80375
108.8
ОАО КамАЗ
584
2542
12765
20814
61.3
АО УралАЗ
520
269
5339
6522
81.9
АО АвтоУАЗ
2390
1262
20557
14760
139.3
АО ОЗТП- Сармат (г. Орск)

4
55
193
28.май
ЗАО Уральский автомоторный завод
52
56
973
1402
69.4
ОАО ПСА Бронто
59
53
670
395
169.6
Ижмаш

361
2171
7101
30.июн
АО БАЗ


8
20
40.0
Украина
91
234
1620
1962
82.6
в том числе:
ПО АвтоКрАЗ
91
231
1610
1905
84.5
ЛуАЗ

3
10
57
17.май
Беларусь
1077
407
12627
10402
121.4
в том числе:
ПО МАЗ
968
323
11449
9266
123.6
ПО БелАЗ
109
83
1090
1047
104.1
ПО МОаЗ

1
88
89
98.9
АВТОБУСЫ
Всего
4238
3566
44545
37562
118.6
Российская Федерация
4119
3489
43079
35566
121.1
в том числе:
ОАМО ЗИЛ


1


ОАО ГАЗ
1006
534
8596
4482
191.8
АО НефАЗ
50
421
600
1395
43.0
АО АвтоУАЗ
2296
1751
24475
21084
116.1
АО ЛиАЗ
43
11
129
234
55.1
АО КавЗ
18
11
700
1078
64.9
АО ПАЗ
689
760
8450
7235
116.8
АО ГолАЗ
9
1
100
28
357.1
АО Спецавто
7

13
25
52.0
(г.Энгельс)
АО ОЗТП- Сармат
1

15
5
300.0
(г.Орск)
Украина
104
74
1290
880
146.6
ЛАЗ
104
74
1290
880
146.6
Латвия


66
1093
6.0
АО РАФ


66
1093
6.0
Беларусь
15
3
110
23
478.3
ПО МАЗ
15
3
110
23
478.3
ТРОЛЛЕЙБУСЫ
Всего
16
5
124
126
98.4
Российская Федерация
АО Троллейбус-ный завод им.Урицкого
16
5
115
115
100.0
Украина
ЛАЗ


9
11
81.8
Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 2003 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые — плюс 7.5%, автобусы – 18.6%), но всё же достаточно ощутимо.
Ситуация же по “легковым” заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 2004 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 2003 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей – прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки Ока.
    продолжение
–PAGE_BREAK–