Формы и методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность

–PAGE_BREAK–
1.2.        
Нормативно-правовое обеспечение, регулирующее деятельность в сфере химической и нефтегазовой промышленности

Современное состояние химической и нефтегазовой промышленности характеризуется сочетанием старых методов производства, добычи, подготовки и транспортировки углеводородного сырья.

Внедрение современных технологических процессов в химической и нефтяной промышленности сопровождается повышением тяжести возможных последствий аварий, причем их цена на новых объектах нефтегазового и химического комплекса по сравнению со старыми возрастает в геометрической прогрессии.

Поэтому необходима тщательная проработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере химической и нефтегазовой промышленности.

Рассмотрим документы, которые регулируют деятельность в сфере химической и нефтегазовой промышленности в данный момент:

1)Конституция Российской Федерации – статья 42, в которой говорится о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2)Налоговый кодекс Российской Федерации – Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых, статья № 334-339, содержащие правила начисления налога на полезные ископаемые.

3)Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ — Глава XV. Земли поселений, Статья 89. Земли энергетики: Правила определения размеров земельных участков, используемые для добычи полезных ископаемых, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4) Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ — Глава 2. Объекты водных отношений, Статья 12. Особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам: Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не загрязняет водное пространство.

5)Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

6) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

7)Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

8)Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, Статья 32.Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха – в котором говорится о том, что вред от загрязнения атмосферного воздуха подлежит полной компенсации за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

9) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

10)Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

11)Положение о порядке разработки и содержании раздела «Безопасная эксплуатация производств» технологического регламента (РД 09-251-98) с Изменением N 1 (РДИ 09-504(251)-02).

12) Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09-536-03).

13) Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов (ПБ 03-581-03).

14) Правила безопасности для наземных складов жидкого аммиака (ПБ 09-579-03).

15) Правила безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака (ПБ 03-557-03).

16) Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03).

17) Правила устройства, монтажа и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов (ПБ 03-590-03).

18) Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03).

Изучив  нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере химической и нефтегазовой промышленности, можно сделать следующий вывод:

Правовые нормы не должны сдерживать развитие химической и нефтегазовой промышленности, но они должны обеспечивать строгое соблюдение безопасности во время химического производства или добычи нефти, газа. Чтобы промышленность не наносила вред окружающей среде.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕГАЗОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РФ
2.1. Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
          Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Формы воздействия государства в области химической и нефтегазовой промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

·       Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и её приоритеты

·       Прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения

Косвенное вмешательство (формы):

·       Косвенные формы, используемые в государственной химической и нефтегазовой промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой химической и нефтегазовой промышленности, а с другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.

Административные средства:

·       Административная  форма  проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.

К наиболее действенным методам косвенных форм химической и нефтегазовой промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:

·       ценовое регулирование

·       налоговое и амортизационное регулирование

·       кредитная и фондовая политика

·       разработки и реализации федеральных, межрегиональных региональных программ

Сложившаяся система государственного управления химической и нефтегазовой промышленности  пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.

Так же к косвенным формам относятся:

·       кредитная политика

·       налоговая политика

·       аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования)

Рассмотрев  формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность, можно сделать следующий вывод:

Формы  воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность можно разделить на две основные группы:

1)административные

2)экономические (прямые и косвенные).

·       Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и её приоритеты

·       Прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения

Косвенное вмешательство (формы):

·       Косвенные формы, используемые в государственной химической и нефтегазовой промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой химической и нефтегазовой промышленности, а с другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.

Административные средства:

·       Административная  форма  проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.

Выбор тех или иных форм воздействия зависит от экономического состояния в стране, или же стратегией развития химической и нефтегазовой промышленности.
2.2. Методы воздействия государственных финансов на  химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:

1.Экономические

·       Финансовые (Лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)

·       Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)

·       Таможенные

·       Тарифные (по естественным монополиям)

·       Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)

          2.Институциональные

·          Новые инвестиционные инструменты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг)

·          Механизмы банкротства

·          Управление госимуществом в промышленности

          3.Бюджетные и законодательные

·       Федеральные и региональные программы

·       Целевые законы

          4.Административные и социально политические

·       Государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий)

·       Общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизмы рефлексии)

         Инвестиции в нефтяной отрасли осуществляются главным образом в производство сырья. Новые нефтегазоносные провинции Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока гораздо скромнее по запасам полезных ископаемых, чем Западная Сибирь, и их детальная разведка и добыча будет требовать значительных капиталовложений.

         Так же к методам можно отнести:

·       Снятие излишних административных и технических барьеров.

·        Предоставление налоговых каникул и экономических преференций предприятиям, внедряющим инновационные технологии, предприятиям осуществляющих экспорт продукции глубокой переработки нефти.

·        Безвозмездная помощь в организации мониторинга, анализа и информации о состоянии и тенденциях развития нефтяного  рынка

         Сейчас идет активное:

·          Создание условий для сохранения высокой степени конкуренции, и как следствие для поддержания эффективности нефтяной отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка

·          Содействие всеми имеющимися в распоряжении государства политическими и экономическими инструментами расширению участия российских нефтегазовых копаний в мировых товарных рынках, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в других странах

·          Поддержка в освоении российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных проектов, выгонных для Российского государства

·          Поощрение кооперирования компаний в освоении новых нефтегазоносных провинций на территории России и за ее пределами

·          Использование долгосрочных механизмов государственного регулирования, направленных на улучшение инвестиционного климата в нефтяной отрасли

          Так же правительство одобрило Стратегию развития химической и нефтегазовой промышленности на период до 2015г, на финансирование которой предстоит израсходовать свыше 4 трлн.руб.

          Среди проектов строительства нефтеперерабатывающих заводов, находящихся в реализации наиболее высокую вероятность завершения имеют два:

·          Строительство «Татаро-корейской нефтехимической компанией» нефтехимического комплекса на базе Нижнекамского НПЗ. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 – 3 млрд.долл. В конце 2004г началась реализация первого этапа, стоимость которого составляет 1,3 млрд.долл. Строительство объектов первого этапа, помимо установки ЭЛОУ-АВТ-7 мощностью 7 млн.тонн стоимостью до 200 млн.долл и предполагаемым сроком сдачи в эксплуатацию первого пускового комплекса в конце 2009 года, включает создание производства вспенивающегося полистирола мощностью 40 тыс.тонн в год, производства линейного полиэтилена мощностью 200 тыс.тонн в год. Стоимость объектов первого этапа составляет 1,5-1,7 млрд.долл. Второй этап предусматривает строительство завода по производству этилена

·          Строительство завода по переработке газового конденсата мощностью 1,2 млн. тонн в год,  а также установки каталитического крекинга мощностью 530 тыс. тонн бензина стоимостью около 80млн.долл. компанией «ТАИФ» на территории ОАО «Нижнекамскнефтехим», сдача которой в эксплуатацию запланирована на конец 2009г

          Осуществляется и предусматривается перспективными планами расширение системы трубопроводной транспортировки нефтепродуктов. Главная задача на ближайшие годы – вывести нефтепродуктопроводы на побережье Балтийского и Черного морей, что позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран. К  2015 году правительство намерено почти весь российский экспорт нефтепродуктов (95%) осуществлять через отечественные порты.

Таблица 3

Инвестиции в химическую и нефтегазовую промышленность (млн.руб)

2007

Нефтеперерабатывающая промышленность

16726674

Газовая промышленность

48045623

Химическая и нефтехимическая промышленность

17826985

Нефтехимическая промышленность

6039280

Таблица 4

Финансирование химической и нефтегазовой промышленности (руб)

2009

Добыча нефти

114856356

Добыча газа

3880858

Химическая промышленность

134656768

Изучив методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность можно сделать следующий вывод:

Государство начало активно помогать химической нефтегазовой промышленности. Но так же я считаю что лучшей помощью было бы конечно строительство заводов, которые производят конечную продукцию. Чтобы поставлять на экспорт не сырье, а готовую продукцию.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ
  3.1. Проблемы развития химической и нефтегазовой                                                                  промышленности в РФ
    Основная системная проблема нефтегазовой промышленности  в России заключается в разрыве между производством и рынком нефтегазовой  продукции. Основной причиной проблемы является изменение структуры спроса и предложения нефтегазовой  продукции. Товарная (ассортиментная) структура большинства российских нефтегазовых предприятий сформировалась еще в 1980-х годах и не соответствует международным стандартам. В частности, в производстве пластмасс преобладают термопластичные пластмассы в первичных формах и недостаточен выпуск передовых эластомеров. При этом даже в секторе базовых крупнотоннажных термопластов в товарной структуре выпуска отсутствуют наиболее востребованные сорта (например, линейный полиэтилен низкой плотности).

     Другой важной проблемой является техническая отсталость и высокий износ основных фондов. В нефтегазовом  комплексе достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей (82—100% по отдельным видам продукции).

    Низкая инновационная активность предприятий нефтегазового  сектора. В общем числе крупных и средних предприятий химии доля инновационно активных предприятий менее 20%; менее 10% продукции отрасли можно отнести к инновационной, а доля затрат на технологические

инновации — менее 3%. Российские компании предпочитают импорт технологий, как более быстрый способ модернизации производства.

          Большинство предприятий вынуждено направлять значительную часть прибыли на восполнение недостатка оборотных средств и ремонт оборудования. Лишь немногие крупные компании в состоянии обновлять основные фонды.

    Нефтегазовая и химическая промышленность сильно загрязняет окружающую среду. По выбросам вредных веществ в атмосферу нефтехимия занимает десятое место среди отраслей промышленности, по сбросам сточных вод в природные водоемы — второе место. Выбросы нефтехимических предприятий в атмосферу ежегодно составляют около 400 тыс. т. Объём сточных отходов медленно сокращается, а газовых выбросов остаётся неизменным.

    Рис.1. Объемы выбросов на предприятиях нефтехимии

    Одними из основных загрязнителей атмосферы являются летучие органические соединения, доля которых в выбросах достигает 20%.

    В течение длительного времени использовались кадры квалифицированных рабочих, подготовленные до реформы экономики. В настоящее время система подготовки и переподготовки кадров для нефтехимии, особенно среднего звена, разрушена. Сократилось количество и изменился качественный состав научных сотрудников в отраслевых научных и проектно конструкторских организациях. Кадры стареют, условия для привлечения и закрепления молодых специалистов в большинстве научных организаций отсутствуют. При такой ситуации крайне трудно обеспечить воспроизводство кадров.

    Основная часть производимого оборудования устарела, не имеет охранных документов, сертификатов безопасности, систем сервиса и эксплуатационного обслуживания. Без технического перевооружения предприятий нефтехимического сектора невозможна переориентация отрасли в сторону глубокой переработки сырья. Импортные технологии часто недоступны и дороги (особенно это касается новейшего, высокоэффективного оборудования).    продолжение
–PAGE_BREAK–