С.А. Ровнова, Саратовский государственный университет,кафедра теории и истории социологии
Вначале ХХ в. ведущей школой в отечественной социологии становится неопозитивизм,наиболее яркими представителями которого являлись А.С. Звоницкая, К.М. Тахтареви П.А. Сорокин. Остановимся на особенностях социологических воззрений К.М.Тахтарева.
Ученыйполагал, что научные средства для выяснения вопроса о закономерности социальныхявлений даются, с одной стороны, сравнительной историей общества, а с другой –сравнительной статистикой. Наряду с эволюционным методом он начинает использоватьметод «численного измерения»1. Вся дальнейшая исследовательская деятельностьТахтарева была посвящена пересмотру основных вопросов социологической теории наэтой посылке.
Спецификалюбой социальной науки, в том числе и социологии, полагал Тахтарев, определяетсядвояко – через ее предмет и историю. Изучение и систематизация современныхпроблем социологии немыслимы без предварительного знакомства с их эволюцией, поэтомуон интенсивно занимается историей социологии 2.
Изложениесвоей системы социологии Тахтарев начинает с методологических вопросов. «Безестествознания… правильное понимание общественной жизни вряд ли возможно», ихобъединяет и характер протекания изучаемых вопросов, и характер «точных приемовисследования» 3. Речь идет не о превращении социологии в физику, биологию илипсихологию, а о методологическом сходстве, ибо социология призвана быть особойестественной наукой об общественной жизни, изучающей особый класс социальныхявлений, впрочем, таких же естественных, как и все явления мировой жизни.Сходные суждения в это же время и несколько раньше высказывали и другиесоциологи – П.А. Сорокин, В. Парето и В. Томас.
Еслипонятия «совместное сотрудничество», «сожитие» выражают сущность общественнойжизни, то последняя, писал Тахтарев, совершается в формах «общения», особенно«трудового общения»4. «Общество есть самодостаточное сожитие людей, находящихсяво всевозможных формах общения друг с другом с целью всестороннего обеспеченияжизни и сознающих свое общественное единство»5.
Совершенноочевидно, что здесь различие между обществом и межличностным общением преждевсего в наборе прилагательных «самодостаточное», «всевозможные», «всестороннее».Так как абстрактная сила его понимания общества в последних словах, топодробная расшифровка их и составила содержание книги.
Термин«самодостаточность», заимствованный у Аристотеля, был довольно неопределенным.У Тахтарева он означал «сотрудничество индивидов… достаточное для обеспечениявсех их жизненных потребностей и стремлений к более совершенной жизни». Но чтотакое потребности и «стремления к более совершенной жизни»? И разве их качествои количество являются величиной постоянной? Чьи именно стремления принимаютсяво внимание в указанном определении? Ответа в его концепции мы не обнаруживаем.
Бульшуюоригинальность Тахтарев проявил в вопросах расслоения общества и его строения.Общение, пишет он, неизбежно объединяет людей в каких-либо отношениях и этимпротивопоставляет другим, т.е. разъединяет. Оба эффекта, считал он, подкрепляютсяфактическим биопсихическим неравенством людей, и на их совместном действиивырастает вся групповая дифференциация общества. Социальному различию, антагонизмуи борьбе противостоят сходство, соглашение, солидарность, которые лежат воснове любого социального института, учреждения.
Втолковании проблем структуры общественной жизни Тахтарев в целом следовал засовременными ему американскими социологами. Он различал группы стабильные, действующиедолгое время в рамках одного или даже нескольких типов социальных структур, ивременные, преходящие. Особое внимание он уделяет на этом основании роли каждойгруппы, которая, как он полагал, зависит от людского состава – количества икачества, степени организованности, набора групповых материальных средств исимволов, способов действия, имеющихся в распоряжении групп.
Вособый тип он выделял те группы, которые оказывают давление на общественнуювласть, хотя бы в форме общественного мнения, через «политические машины» илиэкономическую борьбу. При этом он выступал против марксистского пониманияклассовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества исолидарности6. Таким образом, многочисленные социальные группы и институтысоставляют социальную структуру общества, т.е. часть системы общения.
Последнийраздел его системы связан с темой «общение – закономерность общественнойжизни». Между закономерностью «естественной» и «общественной», писал Тахтарев, нетпринципиального различия, обе имеют ряд главных и совпадающих элементов в видеповторяемости, зависимости и необходимого соотношения7. Общественнаязакономерность не есть производное от широких мировых законов природы, онаспецифична, так как стремится вскрыть отношения особого социального разрядаявлений8.
Самопо себе признание, что общественная жизнь протекает закономерно, похвально, ноэто происходит во всем мире явлений. Суть дела в том, какие именно это законы.Уже со времен О. Конта в социологии утверждались поиск двух типов законов:во-первых, законов генетической смены, определенной последовательности, эволюциии, во-вторых, законов функциональных.
Впоследние годы ряд социологов, пишет Тахтарев, справедливо выступил против того,чтобы так называемые эволюционные законы возводились в ранг научных обобщений.Установление их нередко бывает весьма трудной и щекотливой задачей, внедостаточной мере обоснованной даже фактически, несмотря на кажущиеся изобилиеи достоверность фактов. И лишь законы функциональные оказываютсясоциологическими в наиболее полном и истинном смысле этого слова9.
Онификсируют необходимое равновесие между различными социальными явлениями(разделением труда, производством, политикой, культурой, классами, численнымсоставом группы и т.д.), которое чаще всего непосредственно открываетсясравнительно-статистическими методами. Правда, хотя «заветная мечта каждогосоциолога» выразить изучаемые общественные явления «точным языком чисел», Тахтаревподчеркивает, что при всей принципиальной «важности числа» для социологии, она,тем не менее, остается именно социологией, а не математикой и статистикой.Иными словами, речь идет о служебной роли статистики в социологии. Эту точкузрения в русской литературе активно защищали А.А. Чупров, А.А. Кауфман и др.
Толькоусваивая «точные науки, приемы массового наблюдения и исследования социальныхявлений, численного их измерения и статистико-социологического выяснения ихнеобходимых соотношений», социология может стать «действительно точнойобщественной наукой» – таким выводом Тахтарев заключает свою главную книгу10.
Итак,концепция социологии К.М. Тахтарева весьма оригинальна: социологию он определялкак науку, которая «изучает общественную жизнь, взятую в целом, выясняетобщественные явления в их естественных и необходимых соотношениях иустанавливает выражающиеся в них закономерности»11. Социология изучает всеобщественные явления с целью выяснения их соотношения и закономерностей. Важнойзадачей социологии, по Тахтареву, выступает исследование социального процесса, ходаразвития общественной жизни и связанных с ним явлений эволюции, прогресса ирегресса, расширения форм общения, столкновения и борьбы различных сил и групп.
Посколькуобщество есть некая взаимосвязанная целостность, важнейшей задачей социологии, считалученый, является исследование взаимоотношений различных социальных явлений иустановление их необходимой закономерности.
Список литературы
1В журнале «Современный мир» (№ 8, 10, 12 за 1910 г.) появляются его социологические очерки под общим заглавием «Главнейшие направления в развитиисоциологии», которые венчались важной статьей «Чем должна быть социология» (№ 9за 1911 г.). 2 См.: Основные идеи социологов. Конт и Маркс //Современный мир.1914. № 9, Социология как наука. Пг., 1915.
3 См.: Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опытизучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919. С. 29, 55.
4Там же. С. 45.
5Там же. С. 141.
6 См.: Тахтарев К.М. Общество и государство и законы борьбы классов. Пг., 1918.
7 См.: Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни…
С.249 и след.
8 См.: Кареев Н. Социология г. Тахтарева // Русское богатство. 1937. № 4–5. С. 204–205.
9 См.: Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни…
С.373.
10Там же. С. 413.
11Там же. С. 24
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sgu.ru/