МА Булгаков и его роман Мастер и Маргарита

/>/>
Тема:
М.А.Булгаков и егороман
«Мастери Маргарита»

ИринаАлександрова,11 «Б» класс

План:
Вступление
Личность Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Главные герои романа:
А)Иешуа и Воланд
Б)Свита Воланда
В)Мастер и Маргарита
Г)Понтий Пилат
Д)Москва 30-х годов
Заключение.Судьба романа«Мастер и
Маргарита».
Библиография

Вступление.
«Из всехписателей 20-х– 30-х гг. нашего, идущего сегодняк концу, века, наверное, МихаилБулгаков внаибольшеймере сохраняетсяв российскомобщественномсознании. Сохраняетсяне столькосвоей биографией, из которойвспоминаютобычно егописьма Сталинуи единственныйтелефонныйразговор стираном, сколькосвоими гениальнымипроизведениями, главное изкоторых – «Мастери Маргарита».Каждому следующемупоколениючитателей романоткрываетсяновыми гранями.Вспомним хотябы «осетринувторой свежести», и придет на умпечальнаямысль, что вечнов России всевторой свежести, все, кромелитературы.Булгаков этокак раз блестящедоказал». – Воттак, в несколькихсловах, БорисСоколов, известныйисследовательтворчестваБулгакова, сумел показать, какой ощутимыйвклад внесписатель врусскую и мировуюлитературу.Выдающиесятворческиеумы признаютроман «Мастери Маргарита»одним из величайшихтворений двадцатоговека. В советскиевремена ЧингизАйтматов поставилэтот романрядом с «ТихимДоном» М. Шолохова, различив ихпо степенидоступностиширокому читателю.Далеко не всеспособны осмыслить«Мастера иМаргариту»в том идеологическомфилософскомключе, которыйпредлагаетавтор. Конечно, чтобы вникнуть, понять всеподробностиромана, человекдолжен обладатьвысокой культурнойподготовленностьюи историческойосведомленностьюпо многим вопросам, но феноменвосприятияпроизведенияв том, что «Мастера…»перечитываюти юные. Стоитвспомнить, чтопервые рисункик нему сделалаталантливаядевочка-художницаНадя Рушева.Дело в том, вероятно, что ребенкапривлекаетфантастичностьпроизведенияс элементомсказки, и дажеесли детскиймозг не способенпонять сложныхистин и глубинногосмысла произведения, он принимаетто, что способнозаставитьработать воображениеи фантазиюребенка.
Пытаясьобъяснить«загадки»«Мастера иМаргариты», критическаямысль обращаетсяс аналогиямик творчествуГоголя, чтоестественно, ибо Булгаковсчитал автора«Мертвых душ»своим учителем.Но это не единственныйписатель, который, по мнению критиков, повлиял натворчествоМихаила Афанасьевича.В отечественнойлитературеего предшественниками, помимо Гоголя, считаютсяДостоевский, Салтыков-Щедрин, А. Белый, Маяковский(как драматург), в зарубежной– прежде всегоГофман, немецкийромантик, воссоздавшиймир как некуюирреальность.Нет сомнения, что список этотбудет увеличиваться.
До сих порточно никтоне смог определить, что представляетсобой сатирический, философский, психологический, а в ершалаимскихглавах — эпическийроман «Мастери Маргарита».Его рассматривалии как результатмировоголитературногоразвития, и какисторическийотклик на конкретныесобытия жизни20-х и 30-х гг. и какконцентрациюидей предыдущихпроизведенийписателя. Носамое главное, Булгаков, предчувствуясвою смерть, осознавал«Мастера иМаргариту»как «последнийзакатный роман», как завещание, как свое главноепослание человечеству(что самоеудивительное, писал он этопроизведение«в стол», длясебя, совсемне уверенныйв перспективепубликации шедевра).
Историяотблагодарилаписателя затруд: романвсе-таки вышелв свет из глубиныящика булгаковскогостола (впервые- в 1966 году в одиннадцатомномере журнала«Москва»), когдаостались позадибезнадежныесталинскиевремена. А теперьскажем несколькослов о самомМ.А. Булгакове…
1.
ЛичностьМ.А. Булгакова
Булгаков-писательи Булгаков-человекдо сих пор вомногом – загадка.Неясны егополитическиевзгляды, отношениек религии, эстетическаяпрограмма. Егожизнь состоялакак бы из трехчастей, каждаяиз которыхчем-то примечательна.До 1919 года он врач, только изредкапробующий себяв литературе.В 20-е годы Булгаковуже профессиональныйписатель идраматург, зарабатывающийна жизнь литературнымтрудом и осененныйгромкой, носкандальнойславой «ДнейТурбиных».Наконец, в 30-егоды МихаилАфанасьевич– театральныйслужащий, посколькусуществоватьна публикациипрозы и постановкипьес уже неможет – не дают(в это время онпишет свойнетленный иглавный шедевр- «Мастера иМаргариту»).Надо сказать, что Булгаков– феноменальноеявление советскихвремен. Он сдетства ненавиделписать на «социальныйзаказ», в товремя как встране конъюнктурщинаи страх губилиталанты и выдающиесяумы. Сам МихаилАфанасьевичбыл твердоуверен, чтоникогда нестанет «илотом, панегиристоми запуганнымуслужающим».В своем письмеправительствув 1930г. он признавался:«Попыток жесочинитькоммунистическуюпьесу я дажене производил, зная заведомо, что такая пьесау меня не выйдет».Эта невероятнаясмелость была, очевидно, вызванатем, что Булгаковникогда неотступалсяот своих творческихпозиций, идейи оставалсясамим собойв самые тяжелыемоменты жизни.А их у него былонемало. Емуполной меройдовелось испытатьна себе давлениемощнойадминистративно-бюрократическойсистемы сталинскихвремен, той, которую онвпоследствииобозначилсильным и емкимсловом «Кабала».Многие еготворческиеи жизненныеустановки, реализованныев художественныхпроизведенияхи пьесах, встретилижестокий отпор.В жизни Булгаковабыли полосыкризисов, когдапроизведенияего не печатали, пьесы не ставили, не давали работатьв любимом МХАТе.О том, кто былглавным еговрагом, он выразилсяв письме В. В.Вересаеву: «…И вдруг меняосенило! Я вспомнилфамилии! Это– А. Турбин, Кальсонер, Рокки Хлудов (из«Бега»). Вотони, мои враги! Недаром вовремя бессонницприходят онико мне и говорятсо мной:
«Тынас породил, а мы тебе всепути преградим.Лежи, фантаст, с загражденнымиустами.
Тогдавыходит, чтомой главныйвраг – я сам»…А не цензура, не бюрократы, не Сталин… Споследним уБулгакова былиособые отношения.Вождь критиковалмногие егопроизведения, прямо намекаяна антисоветскуюагитацию в них.Но несмотряна это МихаилАфанасьевичне испытал насебе того, чтоназывалосьстрашным словомГУЛАГ. И умерне на нарах(хотя в те временазабирали загораздо меньшиепрегрешения), а в собственнойпостели (отнефросклероза, унаследованногоот отца). Булгаковзнал, что в СоветскомСоюзе его врядли ждет блестящеелитературноебудущее (егопроизведенияпостоянноподвергалисьчудовищнойкритике), доведенныйдо нервногорасстройства, открыто писалСталину (письмоэто приобрелоширокую известность):«…я обращаюськ Вам и прошуВашего ходатайстваперед ПравительствомСССР ОБ ИЗГНАНИИМЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫСССР ВМЕСТЕС ЖЕНОЮ МОЕЙЛ.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошениюэтому присоединяется».На самом деле, Булгаков по-своемулюбил Родину, не представлялсебе жизни безсоветскоготеатра, но…Однажды онсказал: «Неттакого писателя, чтобы он замолчал.Если замолчал, значит, былненастоящий.А если настоящийзамолчал –погибнет».Почему же Вождьне ликвидировал«антисоветчика»,«буржуазногописателя»Булгакова? Говорят, писатель«сразил» егонеобыкновеннымобаянием ичувством юмора.А Сталин ещеи ценил его какдраматурга: смотрел пьесу«Дни Турбиных»15 раз! Л.Е. Белозерская(жена МихаилаАфанасьевича)так описываетБулгакова припервой встречес ним: «Нельзябыло не обратитьвнимание нанеобыкновенносвежий егоязык, мастерскийдиалог и такойненазойливыйюмор… Передомной стоялчеловек лет30 – 32-х; волосысветлые, гладкопричесанныена косой пробор.Глаза голубые, черты лицанеправильные, ноздри грубовырезаны; когдаговорит, морщитлоб. Но лицо, вобщем, привлекательное, лицо большихвозможностей.Это значит –способно выражатьсамые разнообразныечувства. Я долгомучилась, преждечем сообразила, на кого же все-такипоходил МихаилБулгаков. Ивдруг меняосенило – наШаляпина!»
Таким былМ. А. Булгаков.Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, онбыл представителемтой частиинтеллигенции, которая, непокинув странув трудные годы, стремиласьсохранить себяи в изменившихсяусловиях. Емупришлось пройтичерез пристрастиек морфию (когдаработал земскимврачом), гражданскуювойну (которуюон переживалв двух ее пылавшихочагах – родномгороде Киевеи на Сев. Кавказе), жестокую литературнуютравлю и вынужденноемолчание, и вэтих условияхему удалосьсоздать такиешедевры, которымизачитываютсяво всем мире.Анна Ахматованазвала Булгаковаемко и просто– гением, и посвятилапамяти егостихотворение:

Вот этоя тебе, взаменмогильных роз,
Взамен кадильногокуренья;
Ты так суровожил и до концадонес
Великолепноепрезренье.

Ты пил вино, ты как никтошутил
И в душныхстенах задыхался,
И гостьюстрашную тысам к себе впустил
И с ней наединеостался.

И нет тебя, и все вокругмолчит
О скорбнойи высокой жизни,
Лишь голосмой, как флейта, прозвучит
И на твоейбезмолвнойтризне.

О, кто поверитьсмел, что полоумноймне,
Мне, плакальщицедней не бывших,
Мне, тлеющейна медленномогне,
Всех потерявшей, всех забывшей,-

Придетсяпоминать того, кто, полныйсил,
И светлыхзамыслов, иволи,
Как будтобы вчера сомною говорил,
Скрываядрожь смертельнойболи.

2.
“Мастери Маргарита“.
Немного можноназвать романов, которые быпородили столькоспоров, как«Мастер и Маргарита».Спорят о прототипахдействующихлиц, о книжныхисточникахтех или иных слагаемыхсюжета, философско-эстетическихкорнях романаи его морально-этическихначалах, о том, кто являетсяглавным героемпроизведения: Мастер, Воланд, Иешуа или ИванБездомный(несмотря нато, что авторсовершенноясно выразилсвою позицию, назвав 13 главу, в которой Мастервпервые выходитна сцену, «Явлениегероя»), о том, наконец, в какомжанре написанроман. Последнееоднозначноопределитьневозможно.Очень хорошоэто подметиламериканскийлитературоведМ. Крепс в своейкниге «Булгакови Пастернаккак романисты: Анализ романов«Мастер и Маргарита»и «Доктор Живаго»»(1984): «Роман Булгаковадля русскойлитературы, действительно, в высшей степениноваторский, а потому и нелегкодающийся вруки. Толькокритик приближаетсяк нему со старойстандартнойсистемой мер, как оказывается, что кое-чтотак, а кое-чтосовсем не так.Платье Менипповойсатиры (основательэтого жанра– древнегреческийпоэт Шв. до н.э. Менипп – И.А.)при примериваниихорошо закрываетодни места, нооставляетоголеннымидругие, пропповскиекритерии волшебнойсказки приложимылишь к отдельным, по удельномувесу весьмаскромным, событиям, оставляя почтивесь роман иего основныхгероев за бортом.Фантастиканаталкиваетсяна сугубыйреализм, мифна скрупулезнуюисторическуюдостоверность, теософия надемонизм, романтикана клоунаду».Если добавитьеще, что действиеершалаимскихсцен — романаМастера о ПонтииПилате происходитв течение одногодня, что удовлетворяеттребованиямклассицизма, то можно сказать, что в булгаковскомромане соединилисьедва ли не всесуществующиев мире жанрыи литературныенаправления.Тем более чтодостаточнораспространеныопределения«Мастера иМаргариты»как романасимволистского, постсимволистскогоили неоромантического.Кроме того, еговполне можноназвать ипостреалистическимроманом, посколькус модернистскойи постмодернистской, авангардистскойлитературой«Мастера…»роднит то, чтороманнуюдействительность, не исключаяи современныхмосковскихглав, Булгаковстроит почтиисключительнона основелитературныхисточников, а инфернальнаяфантастикаглубоко проникаетв советскийбыт. Может быть, предпосылкойтакой многоплановостижанра романаявляется то, что Булгаковсам долго немог определитьсяв его окончательномсюжете и названии.Так, существовалотри редакцииромана, в которыхбыли следующиеварианты названий:«Черный маг»,«Копыто инженера»,«Жонглер скопытом», «СынВ(елиара?)»,«Гастроль(Воланда?)» (1-аяредакция); «Великийканцлер», «Сатана»,«Вот и я», «Шляпас пером», «Черныйбогослов», «Онпоявился»,«Подкова иностранца»,«Он явился»,«Пришествие»,«Черный маг»и «Копытоконсультанта»(2-ая редакция, которая носилаподзаголовок«Фантастическийроман» — можетбыть это являетсянамеком на то, как сам авторопределялжанровуюпринадлежностьсвоего произведения); и, наконец, третьяредакцияпервоначальноназывалась«Князь тьмы», и менее чемчерез год, появилосьвсем известноетеперь заглавие«Мастер и Маргарита».
Надо сказать, что при написанииромана Булгаковпользовалсянесколькимифилософскимитеориями: наних были основанынекоторыекомпозиционныемоменты, а также мистическиеэпизоды и эпизодыершалаимскихглав. Писательбольшинствоидей позаимствовалу украинскогофилософа 18 векаГригория Сковороды,(труды которогоизучил досконально).Так, в романепроисходитвзаимодействиетрех миров: человеческого(все люди в романе), библейского(библейскиеперсонажи) икосмического(Воланд и егосвита). Сравним: по теории «трехмиров» Сковороды, самый главныймир – космический, Вселенная, всеобъемлющиймакрокосм. Двадругих мира– частные. Одиниз них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский.Каждый из трехмиров имеетдве «натуры»: видимую и невидимую.Все три мирасотканы издобра и зла, имир библейскийвыступает уСковороды какбы в роли связующегозвена междувидимыми иневидимыминатурами макрокосмаи микрокосма.У человекаимеются дватела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человекесть «внешний»и «внутренний».И последнийникогда непогибает: умирая, он только лишаетсясвоего земноготела. В романе«Мастер и Маргарита»двойственностьвыражаетсяв диалектическомвзаимодействиии борьбы добраи зла (это являетсяглавной проблемойромана). По томуже Сковороде, добро не можетсуществоватьбез зла, людипросто не будутзнать, что этодобро. Как сказалВоланд ЛевиюМатвею: «Чтобы делало твоедобро, если быне существовалозла, и как бывыгляделаземля, если быс нее исчезливсе тени?». Должнобыть некоеравновесиемежду доброми злом, котороев Москве былонарушено: чашавесов резкосклониласьв сторону последнегои Воланд пришел, как главныйкаратель, чтобывосстановитьего.
Трехмирность«Мастера иМаргариты»можно соотнестии со взглядамиизвестногорусского религиозногофилософа, богословаи ученого-математикаП.А. Флоренского(1882-1937), которыйразвивал мысльо том, что «троичностьесть наиболееобщая характеристикабытия», связываяее с христианскойтроицей. Онтакже писал:«… Истина естьединая сущностьо трех ипостасях…».У Булгаковадействительнокомпозицияромана складываетсяиз трех пластов, которые всовокупностиприводят наск пониманиюглавной идеиромана: о нравственнойответственностичеловека засвои поступки, о том, что стремитьсяк истине должнывсе люди во всевремена.
И, наконец, последниеисследованиятворчестваБулгакованаводят многихученых, литературоведовна мысль, чтона философскуюконцепциюромана повлияливзгляды австрийскогопсихиатраЗигмунда Фрейда, его работа «Яи ОНО» о выделенииЯ, ОНО и Я-идеалав человеке.Композициюромана образуюттри причудливосплетенныхмежду собойсюжетных линии, в каждой изкоторых своеобразнопреломилисьэлементы фрейдовскогопредставленияо человеческой психике: вбиблейскихглавах романаповествуетсяо жизни и смертиИешуа Га-Ноцри, олицетворяющегоЯ-идеал (стремитсяк добру, истинеи говорит толькоправду), в московскихглавах показаныпохожденияОНО – Воландаи его свиты, обличающейлюдские низкиестрасти, пошлуюпохоть, вожделение.Кто же олицетворяетЯ? ТрагедияМастера, названногоавтором героем, заключаетсяв потере своегоЯ. «Я теперьникто… у менянет никакихмечтаний ивдохновениятоже нет… менясломали, мнескучно, и я хочув подвал», — говоритон. Как истиннотрагическийгерой, Мастервиноват и невиноват. ВступивпосредствомМаргариты всделку с нечистойсилой, «он незаслужил света, он заслужилпокой», желанноеравновесиемежду ОНО иЯ-идеалом.
Чтобы окончательноразобратьсяв проблемахи идее романа, нужно рассмотретьподробнеедействующихлиц, их роль впроизведениии прототипыв истории, литературеили жизни автора.

3.
Главныегерои романа.
–PAGE_BREAK–
А).
Иешуаи Воланд.
В романе«Мастер и Маргарита»две главныесилы добра изла, которые, по Булгакову, должны находитьсяна Земле вравновесии, воплощаютсяв лицах ИешуаГа-Ноцри изЕршалаима, близкого пообразу к Христу, и Воланда, сатаныв человеческомобличье. По-видимому, Булгаков, дабыпоказать, чтодобро и злосуществуютвне времении тысячелетиямилюди живут поих законам, поместил Иешуав начало новоговремени, ввымышленныйшедевр Мастера, а Воланда, каквершителяжестокогоправосудия– в Москву 30-хгг. 20 века. Последнийпришел на Землю, чтобы восстановитьгармонию там, где она быланарушена впользу зла, которое включалов себя ложь, глупость, лицемериеи, наконец, предательство, заполонившееМоскву. Земляизначальнокак бы прочноустановиласьмежду адом ираем, и на нейдолжно бытьравновесиедобра и зла, аесли ее жителипопытаютсянарушить этугармонию, торай или ад (взависимостиот того, в какуюсторону люди«склонили»свой Дом) «засосут»Землю, и онаперестанетсуществовать, слившись с темиз царств, котороезаработаютлюди своимипоступками.
Как доброи зло, Иешуа иВоланд внутренневзаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходитьсядруг без друга.Это похоже нато, что мы незнали бы, чтотакое белыйцвет, если б небыло черного, что такое день, если б не существовалоночи. Эта взаимосвязьв романе выражаетсяв описанияхобоих персонажей– автор делаетакцент на однии те же вещи.Воланд «по виду– лет сорокас лишним», аИешуа – двадцатисеми; «Под левымглазом у человека(Иешуа – И.А.)был большойсиняк…», а уВоланда «правыйглаз черный, левый почему-тозеленый»; уГа-Ноцри «вуглу рта – ссадинас запекшейсякровью», а уВоланда был«рот какой-токривой», Воланд«был в дорогомсером костюме…Серый беретон лихо заломилна ухо…», Иешуапредстает передпрокураторомодетым «в старенькийи разорванныйголубой хитон.Голова его былаприкрыта белойповязкой сремешком вокруглба…» и, наконец, Воланд открытозаявлял, чтоон полиглот, а Иешуа, хотьи не говорилэтого, но кромеарамейскогоязыка знал ещегреческий илатынь. Но наиболееполно диалектическоеединство, взаимодополняемостьдобра и злараскрываютсяв словах Воланда, обращенныхк Левию Матвею, отказавшемусяпожелать здравия«духу зла иповелителютеней»: «Тыпроизнес своислова так, какбудто ты непризнаешьтеней, а такжеи зла. Не будешьли ты так добрподумать надвопросом: чтобы делало твоедобро, если быне существовалозла, и как бывыгляделаземля, если быс нее исчезлитени? Ведь тениполучаютсяот предметови людей. Воттень моей шпаги.Но бывают тениот деревьеви от живых существ.Не хочешь литы ободратьвесь земнойшар, снеся снего прочь вседеревья и всеживое из-затвоей фантазиинаслаждатьсяголым светом? Ты глуп».
Как появляетсяВоланд? На Патриаршихпрудах он предстаетперед М.А. Берлиозоми Иваном Бездомным, представителямисоветскойлитературы, которые, сидяна скамейке, вновь, девятнадцатьвеков спустя, судят Христаи отвергаютего божественность(Бездомный) исамо его существование(Берлиоз). Воландже пытаетсяубедить их всуществованииБога и дьявола.Так опять жеоткрываетсянекая связьмежду ними: дьявол (т.е. Воланд)существует, потому чтоХристос есть(в романе – ИешуаГа-Ноцри), и отрицатьего значитотрицать своесуществование.Это одна сторонавопроса. Другаяже заключаетсяв том, что Воландна самом деле«…часть тойсилы, что вечнохочет зла ивечно совершаетблаго». НедаромБулгаков взялэпиграфомромана строки«Фауста» Гете.Воланд – этодьявол, сатана,«князь тьмы»,«дух зла и повелительтеней» (все этиопределениявстречаютсяв тексте романа), который вомногом ориентированна Мефистофеля«Фауста». Вэтом произведенииимя Воландупоминаетсялишь однаждыи в русскихпереводахобычно опускается.Так называетсебя Мефистофельв сцене Вальпургиевойночи, требуяот нечисти датьдорогу: «ДворянинВоланд идет!»Также Воландчерез литературныеисточникисвязан с образомизвестногоавантюриста, оккультистаи алхимика 18в.графа АлессандроКалиостро; важным литературнымпрототипомВоланда послужилНекто в сером, именуемый Ониз пьесы ЛеонидаАндреева «Жизньчеловека»; наконец, многиесчитают Сталинаодним из прототиповВоланда. Совершенноясно, что романныйВоланд – этодьявол, сатана, воплощениезла. Но зачемже он пришелв Москву 30-х гг.? Цель его миссиизаключаласьв выявлениизлого началав человеке.Надо сказать, что Воланд, вотличие отИешуа Га-Ноцри, считает всехлюдей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибылтворить зло, он видит, чтотворить уженечего – злои так заполонилогород, прониклово все его уголки.Воланду оставалосьтолько смеятьсянад людьми, надих наивностьюи глупостью, над и невериеми вульгарнымотношениемк истории (ИванБездомныйсоветует отправитьКанта на Соловки), и задача Воландазаключаласьв том, чтобыизвлечь изМосквы Маргариту, гения Мастераи его роман оПонтии Пилате.Он и его свитапровоцируютмосквичей нанеблаговерныепоступки, убеждаяв полной безнаказанности, а затем самипародийнонаказываютих. Во времясеанса черноймагии в залеВарьете, превращенномв лабораториюпо исследованиючеловеческихслабостей, Магразоблачаетжадность публики, бесстыдствои наглую уверенностьв безнаказанностиСемплеярова.Это, можно сказать, специальностьВоланда и егосвиты: каратьтех, кто недостоинсвета и покоя,- и они занимаютсясвоим деломиз века в век.Этому доказательство– великий балу сатаны в квартире№50. Здесь нечистаясила демонстрируетсвои несомненныедостижения: отравители, доносчики, предатели, безумцы, развратникивсех мастейпроходят передМаргаритой.И именно наэтом балу происходитубийство баронаМайгеля – егонужно былоуничтожить, поскольку онугрожал погубитьвесь мир Воландаи выступалчрезвычайноудачливымконкурентомсатаны на дьявольскомпоприще. И потом, это кара за тозло, котороев первую очередьгубило Москвуи которое олицетворялМайгель, а именно: предательство, шпионство, доносы.
А что же Иешуа? Он говорил, чтовсе люди добрыеи что когда-нибудьна Земле настанетцарство истины.Безусловно, в романе он иесть воплощениетого идеала, к которомунужно стремиться.Иешуа не даетпокоя ПонтиюПилату. ПрокураторИудеи пыталсясклонить арестантако лжи, чтобыспасти его, ноИешуа настаиваетна том, что «правдуговорить легкои приятно».Так, прокураторзаявил: «Я умываюруки» и обрекневинногочеловека насмерть, но былоу него чувство, что он что-тонедоговорилс необычным, чем-то привлекающимарестантом.Иешуа совершилжертвенныйподвиг во имяистины и добра, а Пилат страдали мучился «двенадцатьтысяч лун», пока Мастерне дал ему прощенияи возможностидоговоритьс Га-Ноцри.БулгаковскийИешуа, безусловно, восходит кИисусу ХристуЕвангелий. Имя«Иешуа Га-Ноцри»Булгаков встретилв пьесе СергеяЧевкина «ИешуаГаноцри. Беспристрастноеоткрытиеистины»(1922), азатем проверилего по трудамисториков. Ядумаю, писательсделал Иешуагероем шедевраМастера, чтобысказать, чтоискусствобожественнои может склонитьчеловека кпоиску истиныи стремлениюк добру, чеготак не хваталобольшинствужителей Москвы30-х годов – Мастероказался чутьли не единственнымслужителемнастоящегоискусства, достойным еслине света (т.к.разочаровалсяв себе, на какое-товремя сдалсяперед напоромглупцов и лицемеров, посредствомМаргаритывступил в сделкус дьяволом), топокоя. И этодоказало, чтоВоланд не имеетвласти увлечьв преисподнюютех, кто стремитсяк истине, добруи чистоте.

Б.)
Свита Воланда.
Воландпришел на землюне один. Егосопровождалисущества, которыев романе побольшому счетуиграют рольшутов, устраиваютвсевозможныешоу, отвратительныеи ненавистныенегодующемумосковскомунаселению (онипросто-напростовыворачивалинаизнанкулюдские порокии слабости). Ноеще их задачазаключаласьв том, чтобыделать всю«черную» работуза Воланда, прислуживатьему в т.ч. подготовитьМаргариту кВеликому балуи к путешествиюее и Мастерав мир покоя.Свиту Воландасоставлялитри «главных»шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и ещедевушка-вампирГелла. Откудаже появилисьстоль странныесущества всвите Воланда? И откуда почерпнулБулгаков ихобразы и имена?
Начнемс Бегемота. Этокот-оборотеньи любимый шутВоланда. ИмяБегемот взятоиз апокрифическойветхозаветнойкниги Еноха.Сведения оБегемоте Булгаков, видимо, почерпнулиз исследованийИ.Я. Порфирьева«Апокрифическиесказания оветхозаветныхлицах и событиях»и из книги М.А.Орлова «Историясношений человекас дьяволом».В этих произведенияхБегемот – этоморское чудовище, а также бес, который «изображалсяв виде чудовищасо слоновойголовой, с хоботоми клыками. Рукиу него быличеловеческогофасона, а громаднейшийживот, коротенькийхвостик и толстыезадние лапы, как у бегемота, напоминалио носимом имени».У БулгаковаБегемот сталгромадныхразмеровкотом-оборотнем, а реальнымпрототипомБегемоту послужилдомашний котЛ.Е. и М.А. БулгаковыхФлюшка – огромноесерое животное.В романе ончерный, т.к.олицетворяетнечистую силу.
Вовремя последнегополета Бегемотпревращаетсяв худенькогоюношу-пажа, летящего рядомс фиолетовымрыцарем (преобразившимсяКоровьевым-Фаготом).Здесь, вероятно, отразиласьшуточная «легендао жестокомрыцаре» изповести другаБулгакова С.С.Заяицкого«ЖизнеописаниеСтепана АлександровичаЛососинова».В этой легенденаряду с жестокимрыцарем фигурируети его паж. Рыцарьу Заяицкогоимел страстьотрывать головыу животных, иэта функцияв «Мастере…»передана Бегемоту, только по отношениюк людям – онотрывает головуЖоржу Бенгальскому.
Вдемонологическойтрадиции Бегемот– это демонжеланий желудка.Отсюда необычайноеобжорствоБегемота вТоргсине. ТакБулгаков иронизируетнад посетителямивалютногомагазина, в томчисле и надсобой (людейбудто обуялдемон Бегемот, и они спешатнакупить деликатесов, тогда как запределамистолиц населениеживет впроголодь).
Бегемотв романе в основномшутит и дурачится, в чем проявляетсяпоистине искрометныйюмор Булгакова, а также вызываету многих людейзамешательствои страх своимнеобычным видом(в конце романаименно он сжигаетквартиру №50,«Грибоедов»и Торгсин).
Коровьев-Фагот– старший изподчиненныхВоланду демонов, первый егопомощник, черти рыцарь, представляющийсямосквичампереводчикомпри профессоре-иностранцеи бывшим регентомцерковногохора. Существуетмного версийо происхождениифамилии Коровьеви прозвищаФагот. Возможно, фамилия сконструированапо образцуфамилии персонажаповести А.К.Толстого «Упырь»статскогосоветникаТеляева, которыйоказываетсярыцарем Амвросиеми вампиром.Коровьев связани с образамипроизведенийФ.М. Достоевского.В эпилоге «Мастераи Маргариты»среди задержанныхпо сходствуфамилий сКоровьевым-Фаготомназваны «четыреКоровкина».Здесь сразувспоминаетсяповесть Достоевского«Село Степанчиковои его обитатели», где фигурируетнекто Коровкин.И еще ряд рыцарейиз произведенийавторов разныхвремен считаютпрототипамиКоровьева-Фагота.Не исключено, что этот персонажимел и реальногопрототипа средизнакомых Булгакова– слесаря-водопроводчикаАгеича, редкогопакостникаи пьяницы, которыйне раз вспоминал, что в юностибыл регентомцерковногохора. И это повлиялона ипостасьКоровьева, выдающего себяза бывшегорегента ипредстающегона Патриаршихгорьким пьяницей.Кличка же Фагот, безусловно, перекликаетсяс названиеммузыкальногоинструмента.Этим, скореевсего, объясняетсяего шутка ссотрудникамифилиала Зрелищнойкомиссии, которыепротив своейволи запелихором, управляемымКоровьевым,«Славное моресвященныйБайкал». Фагот(муз. инструмент)изобретенитальянскиммонахом Афранио.Благодаря этомуобстоятельствурезче обозначаетсяфункциональнаясвязь междуКоровьевым-Фаготоми Афранием (вромане, как мыуже говорили, выделяютсятри мира, ипредставителикаждого из нихвкупе образуюттриады по внешнемуи функциональномусходству). Коровьевпринадлежитк триаде: ФедорВасильевич(первый помощникпрофессораСтравинского)- Афраний (первыйпомощник ПонтияПилата) – Коровьев-Фагот(первый помощникВоланда). УКоровьева-Фаотаесть даже некотороесходство сФаготом – длиннойтонкой трубкой, сложеннойвтрое. Булгаковскийперсонаж худ, высок и в мнимомподобострастии, кажется, готовсложиться передсобеседникомвтрое (чтобыпотом спокойноему напакостить).
Впоследнемполете Коровьев-Фаготпредстает переднами темно-фиолетовымрыцарем с мрачнымникогда неулыбающимсялицом. Он уперсяподбородкомв грудь, он неглядел на луну, он не интересовалсяземлею подсобою, он думало чем-то своем, летя рядом сВоландом.
— Почему он такизменился? –спросила тихоМаргарита подсвист ветрау Воланда.
— Рыцарь этоткогда-то неудачнопошутил, — ответилВоланд, поворачиваяк Маргаритесвое лицо, стихо горящимглазом, — егокаламбур, которыйон сочинил, разговариваяо свете и тьме, был не совсемхорош. И рыцарюпришлось прошутитьнемного большеи дольше, нежелион предполагал…
Драная безвкуснаяцирковая одежда, гаерский вид, шутовскиеманеры – вот, выходит, какоенаказание былоопределенобезымянномурыцарю за каламбуро свете и тьме!
Азазелло– «демон безводнойпустыни, демон-убийца».Имя АзазеллообразованоБулгаковымот ветхозаветногоимени Азазел(или Азазель).Так зовутотрицательногокультурногогероя ветхозаветногоапокрифа –книги Еноха, падшего ангела, который научиллюдей изготовлятьоружие и украшения.БлагодаряАзазелу женщиныосвоили «блудливоеискусство»раскрашиватьлицо. Поэтомуименно Азазеллопередает Маргаритекрем, волшебнымобразом меняющийее внешность.Вероятно, Булгаковапривлеклосочетание водном персонажеспособностик обольщениюи убийству.Именно за коварногообольстителяпринимаетАзазелло Маргаритаво время ихпервой встречив Александровскомсаду. Но главнаяфункция Азазеллосвязана с насилием.Вот слова, которыеон говорилМаргарите:«Надаватьадминистраторупо морде, иливыставить дядюиз дому, илиподстрелитького-нибудь, или какой-нибудьеще пустяк вэтом роде, этомоя прямаяспециальность…»Поясняя этислова, скажу, что Азазелловыбросил СтепанаБогдановичаЛиходеева изМосквы в Ялту, выгнал из Нехорошейквартиры дядюМ.А. БерлиозаПоплавского, убил из револьвераБарона Майгеля.
Гелла– младший членсвиты Воланда, женщина-вампир.Имя «Гелла»Булгаков почерпнулиз статьи«Чародейство»Энциклопедическогословаря Брокгаузаи Эфрона, гдеотмечалось, что на Лесбосеэтим именемназывали безвременнопогибших девушек, после смертиставших вампирами.Характерныечерты поведениявампиров –щелканье зубамии причмокиваниеБулгаков, возможно, позаимствовализ повести А.К. Толстого«Упырь», гдеглавному героюгрозит гибельсо стороныупырей (вампиров).Здесь девушка-вампирпоцелуем обращаетв вампира своеговозлюбленного– отсюда, очевидно, роковой дляВаренухи поцелуйГеллы. Она, единственнаяиз свиты Воланда, отсутствуетв сцене последнегополета. Третьяжена писателяЕ.С. Булгаковасчитала, чтоэто – результатнезавершенностиработы над«Мастером иМаргаритой».Однако, не исключено, что Булгаковсознательноубрал Геллуиз сцены последнегополета каксамого младшегочлена свиты, исполняющеготолько вспомогательныефункции и вТеатре Варьете, и в Нехорошейквартире, и навеликом балуу сатаны. Вампиры– это традиционнонизший разряднечистой силы.К тому же Геллене в кого былобы превращатьсяв последнемполете, онаведь, как и Варенуха, обратившисьв вампира, сохраниласвой первоначальныйоблик. Возможнотакже, что отсутствиеГеллы означаетнемедленноеисчезновение(за ненадобностью)после окончаниямиссии Воландаи его спутниковв Москве.

В.)
Мастери Маргарита.
Одна из самыхзагадочныхфигур романа«Мастер и Маргарита», безусловно, Мастер, историк, сделавшийсяписателем. Самавтор назвалего героем, нопознакомилс ним читателятолько в 13 главе.Многие исследователине считаютМастера главнымгероем романа.Другая загадка– прототипМастера. Существуетмножествоверсий по этомуповоду. Вот трисамых распространенныхиз них.
Мастер – вомногом автобиографическийгерой. Его возраств момент действияромана («человекпримерно тридцативосьми» предстаетв лечебницеперед ИваномБездомным) –это в точностивозраст Булгаковав мае 1929г. Газетнаякампания противМастера и егоромана о ПонтииПилате напоминаетгазетную кампаниюпротив Булгаковав связи с повестью«Роковые яйца», пьесами «ДниТурбиных»,«Бег», «Зойкинаквартира»,«Багровыйостров» и романом«Белая гвардия».Сходство Мастераи Булгаковаеще и в том, чтопоследний, несмотря налитературнуютравлю, не отказалсяот своего творчества, не стал «запуганнымуслужающим», конъюнктурщикоми служил настоящемуискусству. Таки Мастер создалсвой шедевро Понтии Пилате,«угадал» истину, посвятил жизньчистому искусству– единственныйиз московскихдеятелей культурыне писал назаказ, о том,«что можно».
Вместе с тем, у Мастера многои других, самыхнеожиданныхпрототипов.Его портрет:«бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженнымиглазами и сосвешивающимина лоб клокомволос» выдаетнесомненноесходство с Н.В.Гоголем. Надосказать, чтоБулгаков считалего своим главнымучителем. ИМастер, какГоголь, пообразованиюбыл историкоми сжег рукописьсвоего романа.Несомненен, наконец, впроизведенииБулгакова иряд стилистическихпараллелейс Гоголем.
И, конечно, невозможноне провестипараллелейМастера с созданнымим Иешуа Га-Ноцри.Иешуа – носительобщечеловеческойистины, а Мастерединственныйв Москве человек, выбравшийверный творческийи жизненныйпуть. Их объединяетсподвижничество, мессианство, для которыхне существуетвременныхрамок. Но Мастерне достоинсвета, которыйолицетворяетИешуа, потомучто отступилот своей задачислужить чистому, божественномуискусству, проявил слабостьи сжег роман, и от безысходностион сам пришелв дом скорби.Но не властеннад ним и мирдьявола – Мастердостоин покоя, вечного дома– только тамсломленныйдушевнымистраданиямиМастер можетвновь обрестироман и соединитьсясо своей романтическойвозлюбленнойМаргаритой, которая иотправляетсявместе с нимв свой последнийпуть. Она вступилав сделку с дьяволомради спасенияМастера и поэтомудостойна прощения.Любовь Мастерак Маргаритево многом неземная, вечная любовь.Мастер равнодушенк радостямсемейной жизни.Он не помнитимени своейжены, не стремитсяиметь детей, а когда состоялв браке и работалисториком вмузее, то, пособственномупризнанию, жил«одиноко, неимея родныхи почти не имеязнакомых вМоскве». Мастеросознал своеписательскоепризвание, бросил службуи в арбатскомподвале заселза роман о ПонтииПилате. И рядомс ним неотступнобыла Маргарита…
…Главнымее прототипомпослужилатретья женаписателя Е.С.Булгакова. Влитературномже плане Маргаритавосходит кМаргарите«Фауста» В.Гёте.
С образомМаргариты вромане связанмотив милосердия.Она проситпосле Великогобала у сатаныза несчастнуюФриду, тогдакак ей явственнонамекают напросьбу обосвобожденииМастера. Онаговорит: «Япопросила васза Фриду толькопотому, чтоимела неосторожностьподать ей твердуюнадежду. Онаждет, мессир, она верит в моюмощь. И еслиона останетсяобманутой, япопаду в ужасноеположение. Яне буду иметьпокоя всю жизнь.Ничего не поделаешь! Так уж вышло».Но этим неограничиваетсямилосердиеМаргариты. Дажебудучи ведьмой, она не теряетсамых светлыхчеловеческихкачеств. МысльДостоевского, высказаннаяв романе «БратьяКарамазовы»о слезинкеребенка каквысшей мередобра и зла, проиллюстрированаэпизодом, когдаМаргарита, крушащая домДрамлита, видитв одной из комнатиспуганногочетырехлетнегомальчика ипрекращаетразгром. Маргарита– символ тойвечной женственности, о которой поетМистическийхор в финалегетевского«Фауста»:
Все быстротечное–
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь вдостиженье.
Здесь –заповеданность
Истины всей.
Вечнаяженственностьтянет нас кней.
(ПереводБ. Пастернака)
Фауст и Маргаритавоссоединяютсяна небесах, всвете. Вечнаялюбовь гетевскойГретхен помогаетее возлюбленномуобрести награду– традиционныйсвет, которыйего слепит, ипотому онадолжна статьего проводникомв мире света.БулгаковскаяМаргарита тожесвоей вечнойлюбовью помогаетМастеру – новомуФаусту обрестито, что он заслужил.Но наградагероя здесь– не свет, а покой, и в царствепокоя, в последнемприюте у Воландаили даже, точнее, на границе двухмиров – светаи тьмы, Маргаритастановитсяповодырем ихранителемсвоего возлюбленного:«Ты будешьзасыпать, надевшисвой засаленныйи вечный колпак, ты будешь засыпатьс улыбкой нагубах. Сон укрепиттебя, ты станешьрассуждатьмудро. А прогнатьменя ты уже несумеешь. Беречьтвой сон будуя.
Так говорилаМаргарита, идяс Мастером понаправлениюк вечному ихдому, и Мастеруказалось, чтослова Маргаритыструятся также, как струилсяи шептал оставленныйпозади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотаяиглами память, стала потухать».Эти строки Е.С.Булгаковазаписывалапод диктовкусмертельнобольного автора«Мастера иМаргариты».
Подчеркнем, что мотив милосердияи любви в образеМаргариты решениначе, чем вгетевскойпоэме, где передсилой любви«сдалась природасатаны… он неснес ее укола.Милосердиепобороло», иФауст был отпущенна свет. У Булгаковамилосердиек Фриде проявляетМаргарита, ане сам Воланд.Любовь никакне влияет наприроду сатаны, ибо на самомделе судьбагениальногоМастера предопределенаВоландом заранее.Замысел сатанысовпадает стем, чем проситнаградитьМастера Иешуа, и Маргаритаздесь – частьэтой награды.

Г.)
Понтий Пилат.
БольшинствоперсонажейЕршалаимскихглав романа«Мастер и Маргарита»восходят кЕвангельским.Но этого нельзяутверждатьв полной мерео Понтии Пилате, пятом прокуратореИудеи. Он имелрепутацию«свирепогочудовища». Но, тем не менее, булгаковскийПонтий Пилатсильно облагороженпо сравнениюс прототипом.В его образеписателемзапечатленчеловек, терзающийсямуками совестиза то, что отправилна смерть невинного, и в финале романаПонтию Пилатударуется прощение.Очень интереснорассмотретьповедениеПилата с точкизрения теорииЗ. Фрейда.
Мыуже говорилио выделенииФрейдом в человекеЯ, ОНО и Я-идеала.Для лучшегопонимания своихвоззренийученый предложилаллегорию, объясняющуюсуть его теориив популярнойформе. В образнойкартине, нарисованнойФрейдом, ОНОсравниваетсяс лошадью, Я –с сидящим наней всадником, который желаетдвигаться всторону, указаннуюЯ-идеалом, нопрактическиподчинен необузданнымпорывам лошади.«Как всаднику, если он не хочетрасставатьсяс лошадью, частоостается вестиее туда, кудаей хочется, таки Я превращаетобыкновенноволю ОНО в действие, как будто быэто было егособственнойволей». Разъединениес ОНО на языкепсихоанализаозначает потерюпсихическогоздоровья –неврозы, навязчивыесостояния; движение всторону отЯ-идеала сопровождаетсямуками совести.
Обратимсятеперь к страницамромана. Пилатстоит переддилеммой: сохранитьсвою карьеру, а может быть, и жизнь, надкоторыми навислатень дряхлеющейимперии Тиверия, или спастифилософа ИешуаГа-Ноцри. Булгаковнастойчиво(пять раз!) именуетпрокураторавсадником, по-видимому, не только вследствиеего принадлежностик определенномусословию, нои потому, чтовсаднику приходитсявыбирать междуОНО и Я-идеалом.Всадник подчиняетсяволе ОНО, Иешуа, не желающийспасти своюжизнь ценойдаже малейшейлжи, долженумереть.
Га-Ноцрини разу не отступилот Истины, отидеала, и потомузаслужил свет.Он сам естьидеал – олицетвореннаясовесть человечества.Трагедия герояв его физическойгибели, но моральноон одерживаетпобеду. Пилатже, пославшийего на смерть, мучается почтидве тысячи лет,«двенадцатьтысяч лун».Совесть не даетпрокураторупокоя…
Трудномурешению Пилата, макровыбору, совершенномуим на уровнесознания, предшествуетмикровыборна уровнеподсознания.Этот бессознательныйвыбор предвосхищаетдействия прокуратора, оказавшиевлияние нетолько на егопоследующуюжизнь, но и насудьбу всехгероев романа.
Выйдяв колоннадудворца, прокураторощущает, чток «запаху кожии конвоя примешиваетсяпроклятаярозовая струя», запах, которыйпрокуратор«ненавиделбольше всегона свете». Низапах коней, ни запах горькогодыма, доносящийсяиз кентурий, не раздражаютПилата, не вызываюту него такихстраданий, как«жирный розовыйдух», к тому жепредвещающий«нехорошийдень». Что заэтим? Почемупрокураторуненавистенаромат цветов, запах которыхбольшинствочеловечестванаходит приятным?
Можнопредположить, что дело заключаетсяв следующем.Розы с древнихвремен считаютсяодним из символовХриста и Христианства.Для поколенияБулгакова розыассоциировалисьс учением Христа.И у Блока в«Двенадцати»есть подобнаясимволика:
Вбелом венчикеиз роз –
Впереди– Иисус Христос.
Приятенили нет определенныйзапах, человекрешает не насознательномуровне, а науровне подсознания.Что выберетвсадник? ИзберетОНО или Я-идеал, последует понаправлениюконских запаховили направитсяв сторону, откудадоноситсяаромат роз? Предпочтя запах«кожи и конвоя», язычник Пилатпредвосхищаеттот роковойвыбор, которыйбудет им сделанна уровне сознания.
Также многократноМ. Булгаковупоминает отом, что суднад Иешуа происходитвблизи «ершалаимскогогипподрома»,«ристалища».Близость конейощущаетсяпостоянно.Сравним дваотрывка, в которыхпопеременнослышится дыханиеОНО и Я-идеала:
«…прокураторпоглядел наарестованного, затем на солнце, неуклонноподымающеесявверх надконными статуямигипподрома,вдруг в какой-тотошной мукеподумал о том, что проще всегобыло бы изгнатьс балкона этогостранногоразбойника, произнесятолько дваслова: «Повеситьего».
«…всеприсутствующиетронулись внизпо широкоймраморнойлестницемежстен роз, источавшиходуряющийаромат, спускаясьвсе ниже иниже к дворцовойстене, к воротам, выводящим набольшую, гладковымощеннуюплощадь, в концекоторой виднелиськолонны и статуиершалаимскогористалища».
Одновременнос мыслью о казниИешуа у Пилатаперед глазамивозникаютконные статуи; члены Синедриона, вынеся смертныйприговор, движутсямимо кустовроз в сторонутех же коней.Символическиекони каждыйраз подчеркивают, тот выбор, которыйсовершаютгерои. Причем, возможномурешению прокураторасоответствуеттолько взглядв сторону тогоместа, где бушуютстрасти, адействительномурешению Синедриона, только чтовынесшегосмертный приговор,- физическоеперемещениеего членов втом же направлении.
Вевангельскихглавах романаборение ОНОи Я-идеала происходитв потемкахПилатовой души.Побеждает ОНО, но его торжествооказываетсяне вечным. Двенадцатьтысяч лун длитсяПилатова мука, трудно ему сбольной совестью, и в финале, прощенный, онстремительнобежит по луннойдороге, чтобы«разговариватьс арестантомГа-Ноцри». Всадникпередумал идвижется всторону Я-идеала.

Д).
Москва30-х гг.
…Сатанапришел в Москву, чтобы совершитьправосудие, вызволитьМастера, егошедевр и Маргариту.И что же видитон? Москвапревратиласьв подобие Великогобала: ее населяютбольшей частьюпредатели, доносчики, подхалимы, очковтиратели, взяточники, валютчики…Булгаков представилих как в видеотдельныхперсонажей(Н.И. Босой, Поплавский, Барон Майгельи др.), так и в видеслужащих следующихучреждений: МАССОЛИТа (М.А.Берлиоз, Латунский, Рюхин, И. Бездомныйи др.) ТеатраВарьете (СтепаЛиходеев, Римский, Варенуха, ЖоржБенгальский)и Зрелищнойкомиссии (пустойкостюм ПрохораПетровича).Каждый человеквмещает в себякакие-нибудьпороки, которыеВоланд разоблачает.Массово он этоделает в ТеатреВарьете до, вовремя и послесеанса черноймагии; при этомдостается идиректору СтепеЛиходееву, бабнику и пьянице, отправленномув Ялту; и бездарномуконферансьеБенгальскому, во всех смыслахпотерявшемуголову; и Варенухе, ставшему вампиром; и финдиректоруРимскому, которогочуть не покусаливампиры; и буфетчикуСокову, наживающемубольшие деньгиза счет «осетринывторой свежести».Но пороки, разоблаченныеВоландом и егосвитой в ТеатреВарьете, вызваны, скорее, глупостью, невежеством.Гораздо болеетяжкий грехвзяли на себяработникиМАССОЛИТа, называющиесебя литераторамии учеными. Такие, как директорМАССОЛИТаБерлиоз, многознают и приэтом сознательноуводят людейот поиска истины, разъединяютих и развращаютсвоими лживымиконъюнктурнымисочинениями, делают несчастнымгениальногоМастера. И заэто кара настигаетДом Грибоедова, где размещаетсяМАССОЛИТ. АБерлиоз обреченна смерть, посколькусамонадеяннополагал, чтоего знанияпозволяютбезоговорочноотрицать иБога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиесяв рамки теорий, основы жизни.Воланд предъявилему «седьмоедоказательство»от противного: литераторанастиг рок ввиде Аннушки-Чумы, нерасчетливопролившейподсолнечноемасло на рельсы, и девушки-вагоновожатой, не сумевшейпоэтому затормозить.И из всей литературнойбратии, представленнойнам Булгаковым,«возрождается»только поэтИван Бездомный, ставший в эпилогепрофессоромИваном НиколаевичемПоныревым. Этооптимистическоевозрождениеинтеллигенциипрямо противоречитситуации, описаннойБ. Пастернакомв романе «ДокторЖиваго», гдена смену интеллигентуЮрию Живагоприходит егодочь – ТанькаБезочередева, олицетворяющаясобой будущееРосси по Пастернаку.У Булгаковаже, мне кажется, в сердце теплитсянадежда на то, что когда-нибудьлюди осознаюттот ужас, которыйпоглощал Россиюна протяжениимногих лет, какосознал ИванБездомный, чтостихи его ужасны, и встанет Россияна путь истинный.Но при жизниБулгакова этогоне произошло.Живя в России, писатель испытывалпостоянныйстрах: в любоймомент могподъехать кего дому черный«воронок» иувезти его внеизвестномнаправлении.Литературнаятравля и постоянноенапряжениесделали егобольным и нервным.Он боялся доносови шпионства, самого страшногомосковскогозла, и это отразилосьв романе: единственныйчеловек, убитыйпо велениюВоланда, — БаронМайгель, шпиони наушник, который, можно сказать, распоряжаетсясудьбами другихлюдей, чтонедопустимодля человека.
10мая 1939 года (загод до смерти)Михаил Афанасьевичсделал памятнуюнадпись женена своей фотографии:«Вот как можетвыглядетьчеловек, возившийсянесколько летс АлоизиемМогарычем, НиканоромИвановичеми прочими. Внадежде, чтоты прояснишьэто лицо, дарютебе, Елена, карточку, целуюи обнимаю».Здесь речь нетолько о многолетнейдо изнеможенияработе над«Мастером иМаргаритой», но и намек нато, что жизньписателя прошлав общении слюдьми, подобнымиМогарычу иБосому… А сутьтакого обществакроется в говорящемза самого себяпустом костюмеПрохора Петровичаиз Зрелищнойкомиссии: пустотасознания, мировоззрения, умственнаяи духовнаяпустота москвичей.
…Нонесмотря нина что, Булгаковсумел даже втакой обстановкенаписать свойглавный роман«Мастер и Маргарита».

Заключение.
Судьба романа«Мастер и Маргарита»
При жизниМихаила АфанасьевичаБулгакова роман«Мастер и Маргарита»не был завершени не публиковался.Известно, что8 мая 1929г. Булгаковсдал в издательство«Недра» рукопись«Фурибунда»под псевдонимомК.Тугай. Это –наиболее ранняяиз точно известныхдат работы над«Мастером иМаргаритой»(рукопись таки не была опубликована).Первую редакциюромана Булгаковуничтожил 18марта 1930г. послеполученияизвестия озапрете пьесы«Кабала святош».Об этом МихаилАфанасьевичсообщил в письмеправительству28 марта 1930г.: «Илично я, своимируками, бросилв печку черновикромана о дьяволе…».Работа над«Мастером иМаргаритой»возобновиласьв 1931 г. А 2 августа1933г. Булгаковсообщал своемудругу писателюВ. Вересаеву:«В меня… вселилсябес. Уже в Ленинградеи теперь здесь, задыхаясь вмоих комнатенках, я стал маратьстраницу застраницейнаново тот свойуничтоженныйтри года назадроман. Зачем? Не знаю. Я тешусебя сам! Пустьупадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошуэто». ОднакоБулгаков ужебольше не бросал«Мастера иМаргариту»и с перерывами, вызванныминеобходимостьюписать пьесы, инсценировкии сценарии длязаработка, продолжалработу надроманом практическидо конца жизни.
В мае – июне1938г. фабульнозавершенныйтекст «Мастераи Маргариты»впервые былперепечатан.Авторскаяправка машинописиначалась 19 сентября1938г. и продолжаласьс перерывамипочти до самойсмерти писателя.Булгаков прекратилее 13 февраля1940 года, менеечем за четыренедели до кончины, на фразе Маргариты:«Так это, стало быть, литераторыза гробом идут?»(10 марта писательскончался).При жизниписатель завершилроман фабульно, но оставалосьмного несоответствийи противоречийв черновиках, которые он неуспел исправить.Так, например, в главе 13 утверждается, что Мастергладко выбрит, а в главе 24 онпредстает переднами с бородой, причем достаточнодлинной, разее не бреют, атолько подстригают.БиографияАлоизия Могарычабыла зачеркнутаБулгаковым, а новый ее варианттолько вчерненамечен. Поэтомув одних изданиях«Мастера иМаргариты»она опускается, а в других, сцелью большейфабульнойзавершенности, восстанавливаетсязачеркнутыйтекст.
Роман «Мастери Маргарита»без колебанийпризнан главнымделом жизниБулгакова (радинего МихаилАфанасьевичдаже хотел уйтииз Большоготеатра, чтобывыправить ипредставитьпроизведениенаверх). Действительно,«Мастера иМаргариту»Булгаков создавалдвенадцатьлет, большуючасть своейтворческойжизни (1928(9)г. – 1940г.)параллельнос другими работами, приносящимидоход. Остаетсятолько удивлятьсясамоотверженностиМихаила Афанасьевича: ведь в перспективепубликацииромана Булгаковдалеко не былуверен. Своейтретьей жене, Е.С. Булгаковой, перед завершениемперепечаткитекста романаон говорилтакие слова:««Что будет?»– ты спрашиваешь.Не знаю. Вероятно, ты уложишь егов бюро или шкаф, где лежат убитыемои пьесы, ииногда будешьвспоминатьо нем. Впрочем, мы не знаемнашего будущего……Эх, Кука, тебеиздалека невидно, что ствоим мужемсделал послестрашной литературнойжизни последнийзакатный роман».В это времяавтор, врач пообразованию, уже чувствовалкакие-то симптомыроковой болезни– нефросклероза, сгубившей егоотца, А.И. Булгакова, а впоследствиипоразившейи самого писателя.Неслучайно, на одной изстраниц рукописи«Мастера…»была сделанадраматическаязаметка: «Дописать, прежде чемумереть!»…
Когда Булгаковписал свойроман, у неговозникалибольшие трудностис острой политическойсатирой, которуюписатель хотелскрыть от глазцензуры и которая, безусловно, была понятналюдям, действительноблизким МихаилуАфанасьевичу.Вероятно, Булгаковне исключал, что политическиенамеки, содержащиесяв «Мастере иМаргарите»принесут емунеприятности.Некоторыенаиболее политическипрозрачныеместа романаписатель уничтожилеще на раннихстадиях работы.Например, 12 октября1933г. Е.С. Булгаковаотметила, чтопосле полученияизвестия обаресте егодруга драматургаНиколая РобертовичаЭрдмана и пародистаВладимираЗахаровичаМасса «за какие-тосатирическиебасни» «Мишанахмурился»и ночью «сжегчасть своегоромана». Однакои в последнейредакции «Мастераи Маргариты»осталось достаточноострых и опасныхдля авторамест. Такойопытный издательскийработник, какбывший редакторальманаха«Недра» Н.С.Ангарский былтвердо убежденв нецензурности«Мастера иМаргариты».Как записалаЕ.С. Булгакова3 мая 1938г., когдаавтор прочиталему первые триглавы романа, Ангарский сразуопределил: «Аэто напечататьнельзя».
Но, как сказалВоланд, «рукописине горят». Булгаков, уничтожившийпервую редакцию«Мастера иМаргариты», убедился, чтораз написанноеуже невозможноизгнать изпамяти, и врезультатеоставил послесмерти в наследствопотомкам рукописьвеликогопроизведения.

Библиография.Б. В. Соколов«Булгаковскаяэнциклопедия»Изд. «ЛОКИД»- «МИФ» Москва1997.

Б.В.Соколов «Трижизни МихаилаБулгакова»
Изд.«ЭЛЛИС ЛАК»Москва 1997.

И.Л.Галинская«Загадки известныхкниг»
Изд.«НАУКА» Москва1986.

В.Т.Боборыкин«Михаил Булгаков»
Изд.«ПРОСВЕЩЕНИЕ»Москва 1991.

Л.Я.Шнейберг, И.В.Кондаков
«ОтГорького доСолженицына»
Изд.«Высшая школа»Москва 1995.

«Русскийязык и литературав средних учебных
заведенияхУССР»
Изд.«Радянськашкола» Киев№5 (134) Май 1991