Аннотации курсов по выбору на 2011 – 2012 уч. Год кафедра тофв педпрактика в оздоровительных лагерях

АННОТАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ НА 2011 – 2012 УЧ. ГОДКафедра ТОФВПедпрактика в оздоровительных лагеряхПримерные положения об оздоровительном и пришкольном лагерях. Инструкции по охране труда при проведении спортивных соревнований. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий. Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия в загородных оздоровительных учреждениях.Методика написания ВКР студентами ФФКОрганизация и проведение научно-исследовательской работы по проблемам физического воспитания, спортивной тренировки. Формирование навыков научно-методической деятельности для решения задач возникающих в процессе физкультурной и тренировочной деятельности. Подготовка выпускной квалификационной работы по специальности 050720 Физическая культура, 031101 Физическая культура и спорт.^ Маркетинг в сфере физической культуры и спортаРассматриваются условия возникновения, содержание и цели маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта; особенности спортивного маркетинга. Дисциплина направлена на формирование у слушателей навыков проведения маркетингового исследования в рамках одного из сегментов рынка социально-культурных услуг отрасли «ФК и С».^ Менеджмент спортивных соревнованийРассматриваются социально-экономические условия управления системой спортивного соревнования, освещаются роль рекламы, паблик-релейшн и других рыночных категорий, а также характеризуются средства организационно-педагогической регламентации спортивно-массовых мероприятий.^ Моделирование физической культуры в образовательных учрежденияхВ современных условиях в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также рабочих программ. Формирование необходимой профессиональной компетенции специалиста по физической культуре и спорту возможно в предлагаемой дисциплине по выбору, которая позволит ознакомить студентов с компетентным подходом в моделировании учебного процесса по физической культуре на основе Госстандарта II поколения (2009, 2010) и примерных программ (2006). ^ КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫАННОТАЦИЯНа курсы по выбору «Психофизиология сексуального развития» Соотношение разных элементов сексологического знания менялось в ходе истории. Древняя эротология («наука и искусство любви») народов Востока видела в сексуальности естественную сторону человеческой жизни и подходила к ней не аналитически, а синкретически, предлагая людям целостную жизненную философию, включая определенное отношение к телу и чувственности. Европейская культура нового времени, сложившаяся на основе христианства, в отличие от античной или древневосточной, была последовательно антисексуальной. В данном курсе рассматриваются физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований. Используются видеоматериалы.АННОТАЦИЯНа курсы по выбору «Физиологические механизмы саморегуляции двигательных навыков». Физиология (от греч.physis-природа, logos –наука) изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды. Детальные знания этого предмета формируют у студентов мышление, дают возможность понять механизмы процессов, происходящие в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой.АННОТАЦИЯНа курсы по выбору «Медико-биологические методы исследования в физическом воспитании и спорте». ^ Цель курса – формирование углубленных знаний в области функционального состояния и здоровья человека, ознакомление и овладение широким спектром методов и методических подходов для оценки различных параметров функционального состояния различных групп населения (занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом) на разных этапах онтогенеза с учетом пола. В основе функционального тестирования лежит оценка изменений функций и/или структур отдельных органов или систем организма в текущий момент под влиянием различных возмущающих воз действий. В качестве подобных воздействий функциональных проб (синонимом термина «функциональная проба» является термин «тест»), используют физические нагрузки, натуживание, пассивное вращение, холодовые воздействия, изменения положения тела, лекарственные препараты, электрическую стимуляцию предсердий и др. Функциональные пробы наиболее широко используются в целях исследования: сердечнососудистой системы; системы внешнего дыхания; вегетативной нервной системы; вестибулярного анализатора; общей физической работоспособно.АННОТАЦИЯНа курсы по выбору «Функциональная анатомия». Функциональная анатомия сердечно-сосудистой системы – учение об ее анатомическом строении с точки зрения ее функций. Сердце — важнейший двигатель кровообращения; движение крови, ее циркуляция по кровеносной системе есть в значительной степени результат работы сердца. В курсе изучаются различные функциональные пробы, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы, электрокардиография, рассматриваются вопросы влияния гиподинамии, физической культуры и спорта на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. В курсе используются видеоматериалы.АННОТАЦИЯНа курсы по выбору «Физическое воспитание в специальных медицинских группах». Решая образовательную задачу в сфере физического воспитания студентов, преподаватели проводят, как практические занятия (в парке, в л/атлетическом манеже, в бассейне), так и теоретические в форме лекций, бесед, методических занятий, в которых постоянно затрагиваются вопросы влияния упражнений на здоровье, организацию здорового образа жизни, режима труда и отдыха, закаливания, массажа и самомассажа.     Студентам прививаются знания, умения и навыки подбора, изучения и самостоятельного проведения утренней гигиенической гимнастики, упражнений для профилактики своего заболевания, упражнений, необходимых для развития качеств, связанных с профессиональной деятельностью и в быту.    АННОТАЦИЯ на курсы по выбору Адаптивный спорт.^ Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт на рубеже третьего тысячелетия стали динамично развивающимся социальным феноменом, которому по силам оказывается решающее воздействие как на личность человека с ограниченными возможностями, так и на его социальное окружение. Спортивная деятельность всегда предусматривает существенный элемент творческого поиска. На пути к победе, к высокому результату спортсмен с ограниченными возможностями, под руководством тренера и врача, наряду с традиционными, подбирает новые, иногда сугубо индивидуальные, средства подготовки, методы раскрытия своих способностей. Адаптивный спорт, находясь в сфере приложения современных медицинских, технических, педагогических достижений, стимулирует разработку совершенно уникальной, «штучной» продукции. Основные новейшие разработки в области аппаратной реабилитации, протезной техники, спортивного инвентаря и уникальной экипировки, предлагаются для применения или апробации в адаптивном спорте. Привлечение инвалида к занятиям физическими упражнениями зачастую означает восстановление утраченной связи с окружающим миром. Использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и единственным реальным средством реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. В свою очередь, отношение к инвалидам является своеобразным барометром нравственного состояния общества.АННОТАЦИЯ^ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»(Компьютерная диагностика и коррекция психофизиологического состояния здоровья)^ Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)Квалификация (степень) выпускника: бакалаврФорма обучения: очная Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для квалификационной степени выпускника «Бакалавр адаптивной физической культуры» очной формы обучения. В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «Математика и информатика». Представленный элективный курс посвящен комплексному исследованию проблемы сохранения и укрепления здоровья будущего специалиста и формированию естественнонаучных компетенций и здравоведческой компетентности.Одна из важнейших задач профессионального образования – проблема подготовки студентов к профессиональной деятельности и самореализации личности. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования и науки. Деловой мир сегодня нуждается в профессионально-мобильных специалистах, способных успешно и эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. С данной точки зрения состояние здоровья являются профессионально важным качеством, обеспечивающим успешность в профессиональной деятельности будущего специалиста. В данном элективном курсе показана необходимость здоровьесбергающего подхода в учебном процессе на основе современных технологий сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи, где ведущим фактором здоровьесбережения является уровень двигательной активности, которая оказывает многоаспектное влияние не только на функциональное состояние организма человека, но адаптацию организма в целом, в т.ч. на умственную работоспособность и стрессоустойчивость. Ц е л ь к у р с а: формирование современных представлений о теоретико-методологической основе здоровьесбережения студенческой молодежи.З а д а ч и : 1. Дать студентам систему знаний о биосоциальных условиях формирования здоровья студенческой молодежи 2. Познакомить студентов с современными инновационными методами комплексной оценки уровня здоровья студентов 3. Дать представление о компонентах здорового образа жизни и технологиях формирования двигательной активности как ведущем здоровьеформирующем факторе 4. Формирование естественнонаучных компетенциях формирования здоровья и здравоведческой компетентности Элективный курс «Здоровьесбережение студенческой молодежи: инновационные методы оценки и сохранения здоровья» рассчитан на 36 часов и включает а) лекционный курс – 18 часов; б) лабораторный практикум – 18 часовКраткое содержание дисциплины по разделам: Предмет и задачи элективного курса. Методы исследований показателей уровня здоровья.Здоровье как медико-социальная проблемаСостояние здоровья, показатели, критерии. Индивидуальное и общественное здоровье. Теоретико-методологические подходы изучения проблемы сохранения и укрепления здоровьяФормирование естественнонаучных компетенций и здравоведческой компетентностиЗдоровьесбережение студенческой молодежи и профессиональное здоровье специалистаБиопсихосоциальная характеристика студенческой молодежи 1. Состояние здоровья студенческой молодежи 2. Факторы риска здоровья студентов. Уровень здоровья.Основы здорового образа жизни с учетом региональных факторов риска.Компоненты здорового образа жизни Биосоциальные основы формирования физической активности студенческой молодежи как ведущего здоровьеформирующего фактора Основные методы здоровьесбережения студенческой молодежи Технология формирования физической активности у будущего специалиста.1.Обоснование технологии формирования двигательной активности 2.Формирование мотивации у студенческой молодежи к физической активности.3. Построение двигательной деятельности и оценка ее эффективностиОсобенности формирования физической активности у студентов СМГ.Обоснование и построение программ физической активности СМГ с заболеваниями дыхательной системы Обоснование и построение программ физической активности СМГ с заболеваниями сердечно-сосудистой системы Обоснование и построение программ физической активности СМГ с заболеваниями опорно-двигательного аппаратаПедагогические условия формирования профессиональной стрессоустойчивости будущего специалистаСтресс, адаптация и здоровья Физиологические механизмы стресса и адаптации. Концепция стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье) Многоуровневая детерминация становления профессиональной стрессоустойчивости студента Полисистемная концептуальная модель становления профессиональной стессоустойчивости будущего специалистаЗдоровьесбережение студенческой молодежи.Комплексная оценка уровня здоровья Технология построения здоровьесбережения студентов и оценка ее эффективностиПеречень лабораторных занятий1. Определение уровня физического здоровья2. Определение показателей состояния здоровья и функционального состояния органов и систем3. Определение состава тела4. Физиолого-гигиеническая оценка питания студентов. Определение модификации питания. 5. Определение показателей уровня стрессоустойчивости и копин-стратегий6. Тест оценки образа жизни и отношения к физической культуре7. Определение уровня здоровье с использованием компьютерной программы «Варикард»8. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния и уровня стресса с использованием программы «Комфорт»^ КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИНАННОТАЦИИЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ«Методика преподавания уроков баскетбола в общеобразовательной школе» – доцент Федорова М.Ю. Данная дисциплина включает в себя лекционный курс и практические занятия. Лекционный курс включает в себя следующие вопросы: возрастные и морфологические особенности детей школьного возраста, содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре в СОШ, планирование уроков по баскетболу в СОШ, методику проведения уроков баскетбола в СОШ. Практические занятия включают в себя: основы обучения технике и тактике баскетбола, методику проведения уроков баскетбола в СОШ, дозирование нагрузки на уроках баскетбола в СОШ в связи с возрастными особенностями учащихся.«Стрит-баскет» – доцент Федорова М.Ю. Данная дисциплина состоит из практических занятий, которые предусматривают: изучение техники и тактики баскетбола, основы методики судейства, организацию и проведение соревнований по «Стрит-баскету».«Основы техники и тактики волейбола» – к.п.н., доцент Астафьев В.С. Данная дисциплина состоит из практических занятий, которые предусматривают: изучение техники и тактики волейбола, основы методики судейства с практическим применением, организация и проведение соревнований.«Легкая атлетика – технология физкультурно-оздоровительной деятельности» – ст. препод. Филонцев Г.В. Данная дисциплина включает в себя лекционный курс и практические занятия. В процессе прохождения лекционного курса студенты изучают: возрастные и морфологические особенности детей школьного возраста, занимающихся легкой атлетикой; влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся; организация и проведение массовых мероприятий с детьми различного возраста. Практические занятия включают в себя: занятия различными видами легкой атлетики по выбору занимающихся, комплектование сборной команды университета для весенней легкоатлетической эстафеты.«Основы техники и тактики в хоккее» – ассистент Крылатов С.А. Данная дисциплина предусматривает только практические занятия, на которых изучаются основы техники катания на коньках, техники владения клюшкой, основы тактики игры в хоккей, правила соревнований и их организация.«Основы техники и тактики в футболе» – ассистент Крылатов С.А. Данная дисциплина предусматривает практические занятия, на которых изучаются основы техники тактики игры в футбол, основы методики судейства и организации соревнований.«Степ-аэробика – технология физкультурно-спортивной деятельности» – к.п.н., доцент Дерябина А.Л. Данная дисциплина предусматривает лекционный курс и практические занятия. В процессе прохождения лекционного курса студенты получают знания о влиянии занятий степ-аэробикой на организм занимающихся. На практических занятиях изучаются технические элементы степ-аэробики, развитие основных двигательных качеств и умений, организация соревнований и их судейство. «Инновационная деятельность будущих специалистов по физической культуре и спорту» – к.п.н., доцент Фетисов А.А. Данная дисциплина предусматривает лекционные, семинарские и лабораторные занятия. В процессе прохождения лекционного курса студенты получают знания об инновационной деятельности будущих специалистов. Программа рассчитана для студентов 4 курса для специальностям «Физическая культура и спорт», «Физическая культура». Семинарские занятия предусматривают теоретические дискуссии способствующие осмыслению ведущих идей инновационной педагогики, формированию аналитических умений и концептуальных подходов. Лабораторные занятия предусматривают формирование готовности студентов в работе новых инновационных школ, разработки и освоение новшеств.