–PAGE_BREAK–11. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Баланс трудовых ресурсов
Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
Занятые в экономике – работающие по найму и работающие не по найму, т.е. самостоятельно обеспечивающие себя работой.
Безработные – по методике Международной организации труда (МОТ), лица 16 лет и старше: не имеют работы; занимаются поиском работы (в любой форме); готовы приступить к работе.
Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Численность экономически активного населения:
Показатели
млн. человек
в % от эк. акт.насел-я
1992
1995
1992
1995
1
2
3
4
5
Экономически активное население — всего
75.7
73.5
100
100
в т.ч. занятые
72.0
67.1
95.3
91.7
безработные (на конец года)
3.6
6.4
4.7
8.7
в т.ч. зарегистрировано в гос.службе занятости
0.6
2.3
0,8
3,2
Численность занятого населения всего занято в экономике (млн. чел.): 1989 (макс.) – 76, 1992 – 72, 1995 – 67.
Потери рабочего времени в промыщленности (неявки из-за прогулов, целодневные простои, неявки с разрешения администрации, масовые невыходы на работу (забастовки), (в среднем на одного рабочего, дней): 1992 — 8.6, 1995 — 24.0.
Уровень жизни.
Показатели уровня жизни можно условно разделить на 10 групп: доходы населения (в том числе по отношению к прожиточному минимуму), платные услуги населению, образование, наука и инновации, культура, здравоохранение, туризм, жилищные условия населения, жилищное и социально-культурное строительство, преступность.
Обобщающий показатель — продолжительность жизни.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (1995 в %к к 1990 году)-72. Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума (%) 1992 — 210, 1995 — 202.
Трудовые ресурсы – главный элемент производительных сил и основной источник развития общества. Под ними понимается та часть населения, которая, благодаря совокупности физических и духовных способностей может трудиться: мужчины от 16 до 60 лет; женщины 16 – 55 лет; население за пределами трудоспособного возраста, но принимающая участие в общественном труде.1
Основным методом планирования трудовых ресурсов является балансовый.
Составные части баланса труда: баланс времени, необходимый обществу; баланс рабочего времени; сводный баланс трудовых ресурсов; балансовые расчеты (потребность в подготовке квалифицированных кадров; потребность в рабочей силе, трудоустройство молодежи на работу и учебу; дополнительные потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения, занятости по полу).
Сводный баланс трудовых ресурсов – единственный документ, отражающий все основные пропорции в использовании экономически активного населения1.
12.Отраслевая и территориальная структура народного хозяйства
Различать отрасли экономики (в старых учебниках — н/х) и отрасли промышленности.
Численность и структура занятого населения по отраслям экономики:
(млн.чел.)
%
1995
Отрасли
1990
1995
1990
1995
в % к
1
2
3
5
6
1990
ВСЕГО занято в экономике
75,3
67.1
100
100
89,1
в том числе:
Промышленность
22,8
17.2
30,3
25.6
75,3
Сельское и лесное хозяйство
10,0
10.5
13,2
15.7
105,7
Строительство
9,0
6.5
12,0
9.7
71,5
Транспорт и связь
5,8
5.3
7,7
7.9
90,2
Торговля, МТС, сбыт и заготовки
5,9
6.5
7,8
9.7
ЖКХ, непроизв.виды БОН
3,2
3.3
4,3
4.9
92,6
Здравоохранение, собес, физкультура
4,2
4.5
5,6
6.7
104,9
Образование, культура и искусство
7,2
7.6
9,6
11.3
101,2
Наука и научное обслуживание
2,8
1.7
3,7
2.5
60,2
Кредит., финансы, страхование
0,4
0.9
0,5
1.3
203,4
Аппарат органов управления
1,3
1.7
2,4
2.5
109,2
Другие отрасли
1,3
1.4
2,9
2.1
83,5
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ развития промышленности по ЭР России за 1970-1995 годы
Индексы физического объема промышленной продукции (%)
ЭР
В среднем за год
Субъекты Федерации
95 в %к 90
71-75
76-80
81-85
86-90
95к90
Максимум
Минимум
1
2-IX
3-X
4-XI
5-XII
6
7
8
РФ
107
104
103
103
50
Хакасия, Ненец.-77
Дагестан-20
С
106
103
104
102
61
Карелия-56
СЗ
107
104
103
103
43
Лен. обл.-61
С-Петербург-41
Ц
107
104
103
103
42
Тульская -53
Иваново-30
ВВ
108
104
104
103
48
Н.Новгор.-55
Мордовия -34
ЦЧ
108
104
105
104
57
Белгород-71
Воронеж-40
П
109
105
104
103
54
Ульяновская -68
Волг., Пенза-41
СК
106
106
103
103
41
Краснодар-54
Дагестан-20
У
107
104
103
102
50
54
Орен., Башк. -61
Курган-40
ЗС
109
105
104
103
56
Ямало-Нен.-75
Алт.кр, р. Алт.-41
ВС
108
104
103
103
57
Хакасия-77
Аг. Бур. АО-24
ДВ
107
104
104
103
46
Якутия-75
Экономика страны есть единый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК). Он представляет собой систему всех отраслей производства находящихся в тесной взаимосвязи. Весь ЕНХК делится на группы отраслей:
1. Отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство; отрасли связанные со снабжением производства, населения; торговля и общественное питание.
2. Отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связи.
3. Социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура, просвещение, образование и т.п.
Для современного состояния РФ характерно наличие межотраслевых комплексов (ТЭК, металлургический, химико-лесной, строительный, АПК, транспортный), каждый из которых имеет свою сложную систему.1
Под территориальной структурой понимается членение народного хозяйства по территориальным ячейкам – зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая, ее элементы сильно привязаны к территории. Освоение новых территорий с уникальными ресурсами способствует формированию новых регионов и меняет структуру отдельных территорий1.
Признаки отрасли – назначение продукции, используемое сырье; техника и технология производства, факторы размещения.
13. Формы территориальной организации промышленности
Территориальной организации промышленности присущи следующие формы:
— ТПК: взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на конкретной территории, является составной частью единого народно- хозяйственного комплекса РФ;
— Промышленные узлы: экономически обоснованное и взаимосвязанное сочетание на определенной территории предприятий и учреждений производственной и непроизводственной сферы, обеспечивающих единство и комплексность развития данной территории;
— Промышленные районы: 1. Центральный район с преобладающим значением промышленного производства в качестве главной отрасли производственной специализации. 2. Отраслевой район, образуемый сочетанием и производственными взаимосвязями предприятий какой-либо одной или несколькими отраслями промышленности;
— Промышленные центры: населенные пункты, в которых промышленность является главной градообразующей базой и основной отраслью специализации;
— Промышленные пункты: население, возникшее при промышленных предприятиях, не имеющих тесных экономических связей с окружающей территорией;
— Агломерации: скопление населенных пунктов, особенно городов,
в которых промышленные предприятия сыграют главную градообразующую роль2.
Конечная цель всех форм территориальной организации промышленности заключается в их совершенствовании, научно обоснованном размещении по территории страны, получение максимальной отдачи при минимуме затрат.
14.Развите и размещение угольной промышленности
Основные показатели
1990
1995
95 в % к 92
Уголь, млн.т
337
262
77.7
Торф, млн.т
7.8
4.4
56.4
Сланцы, млн.т
3.8
2.4
63.2
Рф занимает первое место в мире по разведанным запасам угля. Угольная промышленность обеспечивает топливом 40% энергетических, 15% коксохимических, более 20% промышленных и коммунальных котельных. Запасы угля размещены неравномерно. Большая часть находится за Уралом в Сибири.
Угольные ресурсы различаются по: глубине залегания запасов, дальности, теплоты сгорания.
На очередность эксплуатации угля влияют: транспортная обеспеченность; уровень и возможность дальнейшего развития производственной и социальной инфраструктуры; формы территориальной организации производства; производственный и научный потенциал; экологическая обстановка.
Крупнейшие бассейны: Кузнецкий (каменный уголь,600 млрд. т запасов; добыча подземная; Западная Сибирь), Канско-Ачинский (бурый уголь, запас 600 млрд. т; открытая добыча; Восточная Сибирь), Печерский бассейн (запасы 210 млрд. т; уголь высокого качества).
Центральный регион – подмосковный угольный бассейн.
Урал – Кизеловский, Челябинский, Южно-Уральский.
Сибирь – Тунгусский.
Дальний Восток – Южно-Якутский, Ленский, остров Сахалин.
Важнейший бассейн – Кузнецкий – 40% добычи в РФ1.
15.Развитие и размещение нефтяной промышленности
Основные показатели
1992
1995
95 в % к 92
Производство (добыча): Нефть, млн. т 1996 — 308 млн. т
399
307
76.9
РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные районы – Западная Сибирь, Волго-Уральский, Северный Кавказ, Европейский Север. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальне Востоке.
Главный район добычи – Западная Сибирь – 2/3 добычи нефти. Основные месторождения: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское и др., здесь формируется крупнейший в РФ программно-целевой ТПК на базе уникальных запасов нефти и газа.
В Волго-Уральском районе наиболее значительные ресурсы нефти в Татарстане, Башкорстане.
Европейский Север – республика Коми.
Северный Кавказ – в Чечне и Дагестане.
Около 2/3 нефти добывается наиболее эффективным фонтанным способом.
К настоящему времени разведанность европейских регионов и Западной Сибири достигает 65-70%, Восточной Сибири и Дальнего Востока только на 6-8%, шельфы морей на 1%. Но именно на эти труднодоступные регионы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов.1
16.Развитие и размещение газовой промышленности
Основные показатели
1992
1995
95 в % к 92
Газ, млрд.куб.м
641
595
92.8
Газовая промышленность самая молодая отрасль в ТЭК. Она же является и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в Западной Сибири, где выделяются три крупные газоносные области: Тазовско-Пурнейская (месторождение: Уренгойское, Ямбургское, Тазовское, Медвежье); Березовская (Пахромское, Игримское, Пунгинское); Васюганская (Лучепецкое, Усть-Сильгинское). В Волго-Уральской провинции ресурсы газа имеются в Оренбургской, Саратовской, Астраханской областях, Татарстан и Башкортостан. В Тимано-Печерской – месторождение Вуктыльское в Республике Коми. На базе газовых ресурсов формируются ТПК в Западной Сибири, Тимано-Печерской провинции, Оренбургской и Астраханской областях. Эффективность газа высока по сравнению с другими топливами. А строительство газопроводов, даже на дальние расстояния, окупаются быстрее.
Факторы определяющие размещение нефтегазовой промышленности – количественное и территориальное расположение запасов; качественный состав; условия транспортировки; объем и структура потребления нефтепродуктов; затраты на добычу и переработку; уровень развития техники по добыче и переработке2.
17. Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития
Основные показатели
1992
1995
%
1995 в % к 1992
Производство электроэнергии, млрд. квт.ч
1008
860
100
85.3
ТЭС
716
583
67.8
81.4
ГЭС
172
177
20.6
102.9
АЭС
120
100
11.6
83.3
В электроэнергетике России в 1995 году работало 750 тыс. человек или 4,7 % от общей численности занятых в промышленности (1970г. — 1,8, 1980 — 2,1 % ). Это единственная отрасль промышленности численность работающих в которой непрерывно увеличивается, в том числе за последние 5 лет.
Факторы размещения электроэнергетики: размещение потребителей; размещение топливно-энергетических ресурсов; технический прогресс в передаче и производстве электроэнергетики.
Основные принципы развития: создание энергосистем, формирующих единую сеть страны, концентрация производства на базе дешевых топлива и гидроресурсов; комбинированное производство тепла и электроэнергии; учет экологических требований; развитие АЭС в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом; комплексное освоение гидроэнергоресурсов.
Существуют электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции; не традиционные источники (ветровые, приливные — Кислогубская на Кольском полуострове; геотермальные — Паужская на Камчатке).
Проблемы электроэнергетики: износ основных фондов, недостаточное финансирование, отрицательное отношение к АЭС, экологические проблемы.
Перспективы: создание единой энергосистемы, создание АЭС в европейской части, строительство ТЭС на дешевых углях Канско-Ачинского бассейна, широкое использование нетрадиционных и местных источников топлива, развитие и строительство ТЭС на природном газе.1
18.Развитие и размещение черной металлургии
Основные показатели черной металлургии
1992
1995
1995 в % к 1992
1
2
3
4
Производство (млн.т):
железная руда (товарная)
82.1
78.3
95.4
Чугун
46.1
39.8
86.3
Сталь
67.0
51.5
76.9
Прокат
46.8
39.0
83.3
Трубы
8.1
3.7
17.3
продолжение
–PAGE_BREAK–Численность работающих в черной металлургии в 1995 году сосавила 727 тыс. человек или почти на 100 тыс. человек меньше чем в 1980 году (наивысший показатель). Удельный вес работающих в отрасли от общего числа занятых в промышленности – 4.5 % (1980г. — 3.6 %).
Черная металлургия — отрасль тяжелой промышленности, база развития машиностроения и многих других отраслей народного хозяйства. Она тяготеет к достаточно крупным источникам сырья.
Основные базы сырьевых ресурсов: северный, Уральский экономические районы, Курская магнитная аномалия, Приангарье и Горная Шория.
Энергетическая база развития: коксующиеся угли Печерского и Кузнецкого угольных бассейнов.
Металлургическое базы:
Центральная сформировалась на базе железных руд Курской магнитной аномалии и руд Кольско-Карельского региона.
Уральская – в настоящее время 2/3 потребности в сырье удовлетворяется за счет руд ЦЧЭР и Северного экономического района (Кузбасс).
Сибирская и Дальневосточная – развиваются на собственных сырьевых ресурсах – Приангарье, Горная Шория, Кузбасс.
Размещение предприятий черной металлургии полного цикла зависит от сырья и топлива на которые на которые приходится большая часть затрат по выплавке чугуна.
Передельная металлургия (сталеплавильные, сталепрокатные, трубные заводы) создается в крупных центрах машиностроения.
Другие факторы, влияющие на развитие и размещение комплекса: НТП, транспортный фактор, развитие инфраструктуры, экологический фактор1.
19.Развите и размещение цветной металлургии
Основные показатели цветной металлургии
1995 в % к 1991
1
2
Производство основных видов продукции:
Алюминий
99.2
Медь
79.9
Никель
89.4
Свинец
67.2
Цинк
69.1
прокат цветных металлов
24.3
Особенности сырьевой базы цветной металлургии:
— крайне низкое содержание полезных компонентов в сырье (1 т. олова – 300 т. руды);
— многокомпонентность сырья;
— огромная топливо и энергоемкость сырья в процессе переработки.
Эти особенности влияют на развитие и размещение отраслей. Главным образом размещение зависит от сырьевой базы. При этом обогащение привязано непосредственно к местам добычи руд (при этом важно наличие воды, обогащение связано с потреблением больших объемов воды).
Урал – старейший регион по производству цветных металлов (производится 43% рафинированной меди, 65% цинка, значительное количество серебра, золота, редких металлов).
Цветная металлургия развита в Северном и Северо-западном экономических районах (алюминий, медь, никель). Развита отрасль в Восточной Сибири и особенно на Дальнем Востоке. Особенно быстро развивается аллюминевая промышленность (она опирается на крупнейшие топливно-энергетические и сырьевые ресурсы). Главные центры производства – Красноярский, иркутский, Братский, Саянский аллюминевые заводы.
Высокоразвитой отраслью является свинцово-цинковая промышленность, оловянная.
Крупным центром металлургии является Норильский горно-обогатительный комбинат.
Перспективы развития металлургического комплекса: сохранение оптимальных технологических связей, создание конкурентной среды, привлечение средств для технического перевооружения.1
20. Структура, значение и роль машиностроительного комплекса
Машиностроение – одна из ведущих отраслей России, создавая наиболее активную часть основных производительных фондов – орудия труда. На его долю приходится более 1/3 объемов производства тварной продукции промышленности РФ.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств1.
Комплексные отрасли – энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническое, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и другие.
Выделяют, в зависимости от металлоемкости и трудоемкости, тяжелое (большое потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние нормы металла, энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малая металлоемкость, высокая трудоемкость).
Роль комплекса в едином народно – хозяйственном комплексе: определяет пути совершенствования и темпы роста народно-хозяйственного комплекса; выступает как районообразующий фактор; влияет на масштабы и темпы внедрения оборудования; создает орудия труда; отражает степень развития НТП2.
21.Факторы и особенности размещения важнейших отраслей машиностроения
Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса: природные условия; объемы капитальных вложений, их источники; специализация и уровень развития районов; базовый уровень науки и техники; транспортная сеть; наличие трудовых ресурсов; масштабы и география потребителей; транспортабельность сырь и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе3.
Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения:
Тяжелое – решающее влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое влияние – трудовые ресурсы и районы потребления.
Локомотивостроение – сильное влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое – трудовые.
Судостроение – слабое влияние – трудовые ресурсы; решающее влияние районы потребления.
Автостроение – решающее влияние – трудовые ресурсы.
Станкостроение – слабое влияние сырьевых ресурсов; сильное влияние трудовых ресурсов и районов потребления продукции.
Приборостроение – решающее влияние имеют трудовые ресурсы.
Сельскохозяйственное машиностроение – слабое влияние имеют трудовые ресурсы; решающее значение – районы потребления продукции.
Тяжелое машиностроение связанно в основном с сырьевыми базами.
Общее машиностроение – основное значение потребительский рынок.
Среднее машиностроение – районы наличия трудовых высококвалифицированных ресурсов1.
22.Основные итоги и проблемы развития машиностроения
В машиностроениии в наибольшей степени (после легкой промышленности) сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин — резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на 80-е — начало 90-х годов.
Отрасли
Машиностроения Основные виды
Продукции
Год максималь-ного пр-ва
1995
1995 в % к мах.
Тяж., энергет. и трансп.
Турбины, млн.кВт
1980
13,2
5,1
38,6
Электротехническая
Электрическ. Машины крупные, тыс.шт
1980
22,8
4,6
20,2
Станкостроительная и Инструментальная
Металлорежущие станки, тыс. шт
1970
119
17.6
14.8
в т.ч. с ЧПУ
1990
16,7
0.3
1,8
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт
1980
43.1
2.2
5,1
Автомобильная
Автомобили грузовые, тыс. шт
1990
665
144
21.7
Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям (электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение).
Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст свыше 100 лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за выживание на внутреннем и внешнем рынках1.
Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране; физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию; недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение рабочей силы2.
Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение инвестиций как Российских, так и зарубежных; структурная перестройка; опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производства вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики3.
23.Развитие и размещение отраслей химической и нефтехимичес-кой промышленности. Проблемы и перспективы их развития и раз-мещения
Основные показатели химической и нефтехимической промышленности 1992
1995
995 в % к 1992
Производство (млн.т):
минеральные удобрения
12.3
9.6
78.0
серная кислота
9.7
6.9
71.1
кальцинированная сода
2.7
1.8
66.7
каустическая сода
1.8
1.2
66.7
химические волокна и нити
0.5
0.2
40.0
синтетические смолы и пластические массы
2.5
1.8
72.0
синтетические моющие средства
0.5
0.3
60.0
мыло хозяйственное
0.2
0.1
50.0
мыло туалетное
0.1
0.06
60.0
Химический комплекс включает: химическую, нефтехимическую, микробиологическую промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет тесную взаимосвязь со многими отраслями народно-хозяйственного комплекса РФ получая от различных отраслей страны первичное и вторичное сырье, и взамен поставляют готовую продукцию.1
На концентрацию химической промышленности оказывают существенное влияние: не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использование, комбинирование производства и развитие техники.2
Принципы размещения – приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления; рациональное разделение труда и комплексное развитие хозяйств регионов.
Факторы размещения – сложившееся размещение химической промышленности; уровень развития НТП, экономического развития района; размещение сырьевой и топливно-энергетической базы; транспортное обеспечение; трудовые ресурсы; потребительский фактор; экологический фактор.3
Проблемы развития – обновление основных фондов современным оборудованием; повышение уровня эффективности размещения; ускорение НТП; повышение качества продукции; утилизация отходов; повышение уровня капитальных вложений; охрана окружающей среды.
Направления развития и размещения: ускоренное развитие отраслей; научное обоснование размещения; внедрение методов химической обработки различных видов сырья; повышение уровня удовлетворения населения в товарах широкого потребления, повышение уровня химизации сельского хозяйства и строительства; улучшение использования не возобновимых источников природных ресурсов.4
24.Развитие и размещение отраслей лесозаготовительной, лесохи-мической, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про-мышленности
Основные показатели лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
1992
1995
1995 в % к 1992
1
2
3
4
Вывозка древесины, млн. плотных куб.м
238
115
48.3
Бумага, тыс.т
3608
2771
76.8
в т.ч. газетная
943
1457
154.5
При размещении отраслей лесного комплекса надо учитывать: особенности лесохозяйственного производства; принципы и факторы размещения; типы лесопромышленных районов; качественную сторону базы; ее перспективы; задачи стоящие перед комплексом1.
Факторы размещения: сырьевой, географическое положение района, наличие трудовых ресурсов, транспортная сеть, потребительский рынок.
Принципы размещения: комплексность; приближение к районам лесозаготовок, непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование2.
Основные районы лесозаготовок: Север и Волго-Вятский район. Перспективные – в восточных районах.
25. Структура строительного комплекса. Факторы и особенности размещения строительной индустрии
Основные показатели
1992
1995
1995 в % к 1992
1
2
3
4
Цемент, млн.т
61.7
36.4
59.0
Сборные ЖБК и ЖБИ, млн.куб.м
58.6
26.9
45.9
Строительный кирпич, млрд. шт усл. кирпича
21.7
13.5
62.2
Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций3.
В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие4.
Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д.
Особенности комплекса влияющие на размещение и развитие: наличие собственной специализированной материально-технической базы; комплексность развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его звеньев5.
Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским факторам. Преимущественно сырьевая ориентация – цементная, производство кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса и др.
Преимущественная потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон, мягкая кровля.
Строительный комплекс – звено любого территориально-производственного комплекса1.
26. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. Факторы, особенности, определяющие их размещение и развитие
Основные показатели легкой промышленности
1992
1995
1995 в % к 1992
1
2
3
4
Ткани всех видов, млн. кв.м
5090
1780
35.0
Обувь, млн.пар
220
52.5
23.9
Производством товаров народного потребления занимаются практически все отрасли ЕНХК, но наибольшая роль отводится легкой промышленности, которая обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления, она использует преимущественно сельскохозяйственное сырье2.
Состав легкой промышленности: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная промышленности.
В основе размещения предприятий легкой промышленности лежат общие принципы с ориентацией на сырьевые, трудовые ресурсы и потребительский фактор3.
Все отрасли делятся по их тяготению к районам потребления и источникам сырья на три группы (за исключением первичной обработки сырья)4:
— С одновременной ориентацией – хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная.
— На потребителе – обувная, швейная.
— На сырье – льняная.
Все отрасли тяготеют к трудовым ресурсам – все отрасли трудоемки.
27. Структура и значение агропромышленного комплекса (АПК)
Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1995 году 15.7 % в ВОП России (1992г. — 8.6 %) и 16.9 % в национальном доходе страны (1992 — 9.8 %). В сельском и лесном хозяйстве трудилось 10.5 млн. чел. (9.7 млн.чел.) или 15.7 % (14.3 %) от общей численности занятых в народном хозяйстве.
Структура продукции с/х по категориям хозяйств (%) 1992 1995
Хозяйства всех категорий 100 100
в т.ч. с/х предприятия 66 55
хозяйства населения 33 43
крестьянские (фер.) х-ва 1 2
Индексы объема продукции с/х по категориям хозяйств (1995 в % к 1990)
Хозяйства всех категорий 67
т.ч. с/х предприятия 49 хозяйства населения 119
Покупка важнейших видов с/х техники предприятиями с/х (тыс.шт)
1992 1995
Тракторы 65.4 9.7
Грузовые автомобили 47.9 4.7
Тракторные прицепы 30.8 2.5
Зерноуборочные комбайны 17.3 4.4
Обеспеченность с/х предприятий тракторами и комбайнами
1992 1995
Нагр. пашни на 1 трактор, га
92 108
Посевов на 1 зерноуборочный
комбайн, га 160 173
Продажа нефтепродуктов с/х предприятиям (млн.т) 1992 1995
Автобензин 9.4 3.3
Дизельное топливо 16.5 7.1
Внесение удобрений в с/х предприятиях (млн.т) 1993 1995
Минеральные 4.3 1.5
Органические 241 127
продолжение
–PAGE_BREAK–АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства.
Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное звено АПК.
В структуре АПК выделяют три сферы1:
1. Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство).
2. Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.).
3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции.
Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере АПК.
28.Развитие и размещение растениеводства
Посевные площади с/х культур (в хозяйствах всех категорий, млн.га):
1992 1995
Вся посевная площадь
114.6 102.5
зерновые 61.9 54.7 технические 5.9 6.5
в т.ч. подсолнечник 2.9 4.1
картофель и овоще-бахчевые
4.3 4.3
кормовые 42.5 37.1
Площадь чистых паров
13.0 17.4
Валовый сбор и урожайность основных с/х культур
Валовый сбор (млн.т) 1992 1995
Зерно 106.9 63.4
Сах.свекла 25.5 19.1 Картофель 38.3 39.9 Урожайность (ц с 1 га)
Зерно 17.2 11.6
Сах.свекла 178 176
Картофель 113 117
Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры – подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей – Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1.
Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции2.
29.Развите и размещение животноводства.
Поголовье скота (в хозяйствах всех категорий; на 1.01; млн.голов)
1993 1996
КРС 52.2 39.7
в т.ч. коровы 20.2 17.4
Свиньи 31.5 22.6
Овцы и козы 51.4 28.0
Производство основных продуктов животноводства (в хозяйствах всех категорий) 1992 1995
Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 5.9
Молоко, млн.т 47.2 39.3
Яйца, млрд.шт 42.9 33.7
Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94
В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство; птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1.
Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании земли, как главного средства производства.
Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства.
Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства.
Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания животных.
30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК
Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к перерабатывающей отрасли.
Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.
В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3:
1. растительное сырье,
2. животного происхождения,
3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная).
Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1:
1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная);
2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);
3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);
4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)
5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод).
31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития транспорта
Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).
К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).
Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:
Виды
Перевозки грузов
Грузооборот
(млрд.)
Пассаж
(млн.)
Пас.об.
(млрд.)
Транспорта
млн.т
%
В %90
т-км
%
в%90
(чел)
%
п-км
%
в с е г о
3456
100
3515
100
45374
100
554
100
Железно-дорожн.
1028
9.7
1213
34.5
1833
4.0
192
34.7
Автомо-бильный
1441
1.7
31
0.9
…
Трубопро-водный
783
22.7
1899
54.0
—
Морской
63
1.8
280
8.0
3
0.0
0.3
0.1
внутр. водный
140
4.1
90
2.6
25
0.1
1.1
0.2
Воздушный
0.6
0.0
1.6
0.0
32
0.1
72
13.0
Автобусный
—
—
22817
50.3
188
33.9
Таксомо-торный
—
—
66
0.1
1
0.2
Трамвайный
—
—
7564
16.7
25
4.5
Троллей-бусный
—
—
8884
19.6
28
5.1
Метропо-литены
—
—
4150
9.1
46
8.3
Перевозки пассажиров и пассажирооборот за последние годы в целом сократились, по отдельным видам транспорта значительно. Например, по такси перевозки в 92-95г.г, сократились в 4 раза, а число городов в России, где имелись такси сократилось за эти три года с 442 до 204. По морскому транспорту сокращение в 3 раза, внутренним водным и воздушным- почти вдвое. (Влияние дотаций на городской транспорт, пассажирский ж/д за счет грузовых перевозок).
Протяженность путей сообщения (на конец 1995 года, тыс. км): железнодорожные пути, всего — 151, в т.ч. общего пользования — 87; автомобильные дороги, всего — 949, в т.ч. общего пользования — 533; трамвайные пути — 3, троллейбусные линии — 4.6, метрополитенные пути — 0.4; трубопроводы магистральные, всего — 210, в т.ч. газопроводы — 148, нефтепроводы — 47, нефтепродуктопроводы — 15; внутренние водные судоходные пути — 84, в т.ч. с гарантированными глубинами — 34.
На начало 95г. в РФ насчитывалось 2.4 тыс. речных причалов общего пользования с протяженностью причального фронта 184 км и 43 морских торговых порта с причалами в 44.5 км.
Единая транспортная система — взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию производства, обращения и перевозки пассажиров1.
Значение транспорта: связывающее звено между отраслямипромышленности и сельского хозяйства; выступает в качестве районообразующего фактора; способствует укреплению обороноспособности страны; способствует эффективности деятельности всех отраслей ЕНХК; оказывает услуги населению2.
Перспективы развития: увеличение инвестиций в отрасль; привлечение имностранного капитала, налаживание поставщиков транспортного комплекса — транспортное машиностроение, приборостроение, стройиндустрия и др. В самом комплексе необходима тесная координация всех видов транспортаи отраслей н/х; необходимость разгосударствления; остро стоят проблемы транспортного обеспечения пассажирских перевозок; снижение вредного воздействия на окружающюю среду и человека1.
32. Развитие и размещение автомобильного транспорта
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн.т; %):
Виды транспорта
1992
%
1995
%
Транспорт — всего
4849
100
3456
100
автомобильный
1862
1441
До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с областным центром.
Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой грузоподъемности).
Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места назначения без перегрузки.
Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов).
Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение.
Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы.
Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной способности дороги имеют 5 категорий.
Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная сеть2.
33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта
Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 — 1640, 1995 — 1028.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном комплексе.
Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция, металл, машиностроение, лес и др.
Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс, Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.
В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшая магистраль — Трансконтинентальная дорога связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком.
Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные дороги, проходящие через Казахстан.
Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают сохранятся так, как они связаны с недостатками развития и размещения производства многих отраслей народного хозяйства РФ1.
34. Развитие и размещение водного транспорта
Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств.
Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть, руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес.
Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания); каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных морей – большой каботаж).
Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень нерациональна2.
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер речных перевозок, малая скорость движения.
Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на обустройство путей сообщения.
Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая магистраль Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское, Ладожское озера, Нева.
Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и строительство каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, Московско-Волжский).
В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути сообщения)1.
35. Географическое положение, территория и границы России.
Административно-территориальное устройство
Северная страна. Самая большая по территории — 17 млн. кв. км (весь мир — 149).
АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы):
21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального подчинения.
РФ — крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное Европы Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14 государствами, по морю с Японией и США2.
РФ имеет различные климатические зоны — пояса: арктический, субарктический, умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных.
Управление страной осуществляется через конкретные формы административно-территориального деления (республики, края, области, районы).
продолжение
–PAGE_BREAK–Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах изложенных в статье 5 конституции3.
Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно.
36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы экономических районов
Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г:
Террит. (т.кв.км)
в %
к итогу
Население Всего
(тыс.ч)
в %
к итогу
% город.
насел.
1
2
3
4
5
6
Р Ф 17075
100
147609
100
72.9
С
1466
8.6
5900
4.0
75.7
С-З
196
1.2
8009
5.4
86.6
Ц
483
2.8
29704
20.1
82.8
В-В
265
1.5
8452
5.7
69.8
ЦЧ
168
1.0
7873
5.3
61.3
П
536
3.1
16907
11.5
72.9
С-К
355
2.1
17616
11.9
55.3
У
824
4.8
20421
13.8
74.4
З-С
2427
14.2
15137
10.3
70.9
В-С
4123
24.2
9143
6.2
71.4
Д
6216
36.4
7514
5.1
75.8
К о.
15
0.1
932
0.6
77.7
Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные особенности-стремления к самостоятельному административному образованию); административный (обеспечивает единство экономического района)1.
Современное районирование РФ включает в себя три основные звена: крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые районы (городские, сельские).
Экономические районы могут объединятся в макрорегионы или экономические зоны. В РФ различают 2 зоны — Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сбирь и Дальний Восток)2.
В Западной зоне три укрупненных района — Север и Центр Европейской части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг.
Сегодня можно выделить три типа регионов3:
1. трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский края, Ростовская облясть)
2. обороно-промышленные (Москва, С. Петербург, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы Юга Сибири)
3. многоотраслевые и депрессивные (значительная часть Севера).
Существует отраслевое районирование (металлургические базы), районы размещения машиностроения, сельско-хозяйственное районирование и др.
37. Территориально-производственные комплексы (ТПК) и, промышленные узлы как объект территориального планирования. Районная планировка
Размещение производительных сил происходит в соответствии с законами природы и экономическими законами1.
Формы организации: ТПК, промышленные районы, пункты, агломерации.
Существуют три типа ТПК влияющие на формирование экономического района2:
n районные ТПК образующие «костяк» целого района,
n ТПК, являющиеся производственной основой части района,
n ТПК, основой которых выступает промышленный узел.
ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда, межотраслевые и отраслевые связи, а следовательно и на совершенствование границ района. Целостность района заключается в специализации хозяйства, его внутренних связях, т.е. в основе районо образования лежит процесс формирования промышленных узлов, ТПК3.
38. Проблемы совершенствования экономического районирования и административно-территориального устройства России
Экономические районы изменяются в процессе развития производительных сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен.
Под районной планировкой понимают — теория и практика рациональной организации территории экономических или политико-административных районов. Типы районов: городские агломерации; районы сосредоточения промышленных ресурсов; районы отдыха; сельскохозяйственные районы4.
Важнейшая задача районной планировки — комплексное территориально-хозяйственное устройство проектируемого района.
Задачи сочетания рыночного регулирования и территориального планирования требует изменения методологии районирования. Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений1.
В условиях перехода к рынку задачи районного планирования возрастут в силе2:
n отсутствие плановых начал;
n отсутствие го. Заказов по всем товарам составляющим минимальную потребительскую корзину;
n банкротство предприятий;
n безработица;
возросшая самостоятельность предприятий; конверсия предприятий ВПК.
39. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Центрального ЭР
Состав ЦЭР3: Брянская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская — 12 областей и г. Москва. Население 30 млн.человек.
ЦЭР имеет довольно выгодное экономическо-географическое положение, хотя и не обладает значительными природными ресурсами, он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог. ЦЭР исторически и экономически — ядро России. Территориальные ресурсы не очень велики, особенность района — его хорошая обеспеченность транспортом4.
Климат умеренно-континентальный. Имеются минерально-сырьевые ресурсы, бурый уголь (подмосковный бассейн), фосфориты, торф, минеральная вода (Буй, Кострома). ЦЭР не плохо обеспечен различными стройматериалами. Природные ресурсы имеют местное значение5. Потенциал населения значителен, его качественный состав высок. В настоящее время идет снижение численности населения. Кризис воспроизводства связан с экономическим кризисом, неблагоприятной экологией, изменением социальной психологии. ЦЭР наиболее урбанизирован. Здесь наиболее квалифицированные кадры, высокий научный и культурный потенциал6.
40. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Центрального ЭР
ЦЭР — мощный многоотраслевой комплекс в котором преобладает промышленность. На первом месте стоит металлообработка и машиностроение (Москва, Ярославль, Тула, Орел, Рязань, Смоленск).
Большое развитие получило станкостроение и инструментальная промышленность. В промышленности района особенно выделяется производство разнообразных транспортных машин: автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов и др. Крупный центр автостроения — Москва (АО «Авто ЗИЛ»). Широко известен район производством товаров народного потребления.
Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации — химическая. По ее развитию ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.
Третья отрасль специализации — легкая промышленность (1/3 производства РФ). Самая крупная текстильная (Иваново, Москва, Тверь)1.
Полиграфическая промышленность — полиграфические комбинаты «Правда», «Известия» и т.п.
также развиты пищевая, строительных материалов, целлюлозно-бумажная промышленности. Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика.
Сельское хозяйства производит половину продукции нечерноземной части страны (лен-долгунец и картофель — одно из первых мест в РФ). Район не покрывает свои потребности в продовольствии и сырье.
41. Место Центрального ЭР в экономике России. Научный и культурный потенциал района
ЦЭР — важнейший культурный и научный центр страны (из 535 Вузов – 135 в ЦЭР, здесь же четверть средних специальных заведений).
ЦЭР стал первым базисным регионом, где осуществляются российские экономические реформы. В районе сформирована уникальная военная промышленность: атомная, ракетно-космическая, оружейная, авиационная2.
Район обладает большим потенциалом для выпуска продукции наукоемких отраслей производства.
Район — центр культуры, науки, хозяйства, политики, финансов.
42. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Центрально-Черноземного ЭР
ЦЧЭР граничит с ведущим промышленным районом страны — ЦЭР. Удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья и Северного Кавказа. Природные условия благоприятны для сельского хозяйства. Его территорию пересекают во всех направлениях железные дороги, сеть автострад, ЛЭП и газопроводов. Район располагает крупными запасами железных руд (Курская магнитная аномалия), есть медно-никелевые руды, бокситы, строительное сырье.
Состоит из 5 областей: Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская.
Общая численность населения 7880,6 тыс. чел. (5,25 % РФ). Численность населения возрастала за счет притока, естественное движение отрицательное.
Трудовые ресурсы снижаются и район из трудоизбыточных может перейти к трудодефицитным1.
43. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Центрально-Черноземного ЭР
В межрайонном территориальном разделении труда ЦЧЭР выделяется следующими отраслями рыночной специализации: производство продукции железно-рудного комплекса, ряд отраслей машиностроения, химическая и пищевая промышленность.
В сельском хозяйстве — производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечник, эфирно-масличные культуры, молока и мяса2.
Район производит 42 % железной руды, 17 % чугуна, 10 % стали, 20 % телевизоров и холодильников, 40 % сахарного песка.
На базе Курской магнитной аномалии формируется ТПК, на территории Курской и Белгородской областей3.
Экономика ЦЧЭР относительно стабильна, так как базируется во многом на собственных ресурсах.
44. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Северного ЭР
Состав Северного экономического района (СЭР): Архангельская, Мурманская области, республика Коми и Карелия.
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается сложившейся транспортной сетью, наличие крупного Мурманского порта, шельфовой зоной, что способствует формированию морского хозяйства (судоходство, рыболовство), развитию связей с зарубежными странами. Однако развитие хозяйства сдерживается суровыми природно-климатическими условиями: большая часть территории за полярным кругом, суровый климат, близость Северного Ледовитого океана, скудные размеры земли пригодной для сельского хозяйства, что объясняет во многом дотационный характер экономики1.
Природно-ресурсный потенциал Северного экономического района богат: каменным углем (Печерский угольный бассейн), нефтью и газом (Тимано-Печерская провинция), торфом, гидроэнергоресурсами. Топливно-энергетические ресурсы составляют около 30 % прогнозных запасов европейской части России. Велики запасы алюминиевого, титанового сырья, железных руд и цветных металлов. Выявлены крупные запасы алмазов; рыбные ресурсы, очень велики ресурсы воды2.
Трудовые ресурсы — возрос отток в связи с понижением преимуществ в оплате труда работников Севера.
Северный район относится к числу регионов с высоким показателем занятости3.
45. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Северного ЭР
Отрасли рыночной специализации: лесная, горно-химическая, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность, машиностроение.
Сельское хозяйство: молочно-мясное животноводство, льноводство, промышленное птицеводство и оленеводство (на крайнем севере).
Лесопромышленный комплекс — Архангельск, Коми, Карелия. Значительная роль металлургического комплекса в межрайонном разделении труда.
В машиностроении развито — судостроение, техника и оборудование для лесного и горно-обогатительных отраслей.
На базе нефти и газа, угля, руд, цветных металлов формируется на севере района (Коми, Ненецкий автономный округ) Тимано-Печёрский ТПК4.
46. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Северо-Западного ЭР
Состав Северо — Западного района: С. Петербург, Ленинградская, Новгородская области.
По территории ему уступает только Центрально-Черноземный Экономический район.
Район занимает приморское положение, имеет хорошо развитую сеть транспорта. С. Петербург выделен в «зону свободного предпринимательства» и занимает центральное положение. Климат характеризуется повышенной влажностью. Климат определяет развитие сельского хозяйства (рожь, пшеница, картофель, овощи). Имеют значение рыбные ресурсы1. Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием. Имеются запасы торфа, горючих сланцев. Имеются промышленные запасы бокситов (около г. Тихвина), практически повсеместно распространены строй материалы. Важное значение имеют лесные ресурсы (45 % территории заняты лесами). Для района характерно снижение численности населения, высокая урбанизация (87 %)2.
Обширная сеть учебных заведений обеспечивает наличие высококвалифицированных кадров.
47.Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Северо-Западного ЭР
В обще российском разделении труда район особо выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. Велика его роль в развитии НТП. Район — центр культуры и подготовки квалифицированных кадров.
Ведущие отрасли специализации — высококвалифицированное машиностроение (энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение) химическая, лесная, легкая, строительство.
В сельском хозяйстве — животноводство (главным образом молочное и мясное, свиноводство), льноводство.
Экономическое развитие района связано с выгодным ЭГП на Балтике, соседством с развитыми районами (ЦЭР), порта г. С. Петербурга — крупнейшего морского порта индустриального центра страны3.
48. Экономическая характеристика Калининградской области. Свободные экономические зоны России
Калининградская область — самый западный регион РФ.
Городское население — 78 %. Климат мягкий, влажный.
Ископаемые — бурый уголь, торф, строй материалы, янтарь. Есть запасы нефти, газа (добыча нефти 1 млн. т. год.)
Уникальные ландшафты создают условия для туризма. Экономика тесно связанна с морем. Велика роль области в рыболовстве и внешнеэкономических связях РФ1.
Отрасли рыночной специализации — рыбная, машиностроение, целлюлозно-бумажная, янтарная (1/3 продукции дает рыбная промышленность). Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность.
Калининград — незамерзающий порт на Балтике, в нем сосредоточено большинство предприятий области2.
В 1991 году создана свободная экономическая зона (СЭЗ) «Янтарь». Развитие района определяется его оторванностью от остальной территории РФ.
СЭЗ — особый вид регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ. Это территории, где установлен специальный режим для иностранных капиталов, а также отечественных предприятий и граждан. СЭЗ позволяют решать проблемы развития регионов и страны в целом, улучшают внешние связи и сотрудничество. На территории РФ создано 12 СЭЗ. Из них лишь СЭЗ в Находке, Калининградской области, С. Петербурге развиваются относительно активно, остальные в процессе формирования. В зависимости от задач выделяют несколько типов СЭЗ: комплексные, внешнеторговые, отраслевые3.
49. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Северо-Кавказского ЭР
Состав района — Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край, республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Ингушская и Чеченская республики.
Северно-Кавказский регион расположен между тремя морями (Черное, Азовское, Каспийское)4.
По природным условиям делится на три зоны: степная, предгорная, горная. Большую часть занимает степная (равнинная) зона. Климат, за исключением высокогорных районов, теплый. Экономико-географическое положение благоприятное, наличие минеральных вод сделало регион всесоюзной здравницей, что дало возможность обеспечить район всеми видами транспорта1.
Ингушетия относится к СЭЗ.
Почвы региона высокоплодородны. В недрах много полезных ископаемых. Топливно-энергетические ресурсы представлены углем (Ростовская область), нефтью и газом. Значительны запасы руд цветных и редких металлов, строительных материалов. Уникальны рекреационные ресурсы (мягкий климат, обилие минеральных вод, грязи, теплое море)2.
продолжение
–PAGE_BREAK–