Автоматизированные информационные технологии в налоговой службе: задачи, проблема и перспективаА. А. КолбасенкоФГБОУ ВПО«Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал))Наличие развивающейся адекватной системы социально-экономических, правовых, технологических, гуманитарных связей и отношений – необходимая предпосылка построения информационного общества. При этом одной из важнейших социально-экономических систем является налоговая. Уровень экономического развития общества определяется как развитием средств производства и производственных процессов, так и развитием информационных процессов и отношений в налоговых системах, причем их состояние решающим образом воздействует на эволюцию производственных и непроизводственных сфер, а также на все общество в целом. Информатизация налоговых систем – это процесс превращения их в управляемые, самоорганизующиеся системы на основе средств описания и изучения, технологий их актуализации, направленных как на получение информации, знаний, так принятие на их основе решений в различных социально-экономических областях. При информатизации налоговых систем решается целый ряд задач: компьютерная и технологическая поддержка деятельности налоговых служб; автоматизация работ по налогообложению; разработка и использование экономико-математических моделей и расчетов для оперативного и долгосрочного прогнозирования экономических ситуаций; интеллектуальное обеспечение принятия решений в различных социально-экономических ситуациях и оценки динамической тяжести налогового бремени, финансовых последствий решений в системе налогообложения; обеспечение информационной безопасности налоговых систем и учреждений, моделирование и прогнозирование информационной опасности и несанкционированного доступа к данным. Внедрение информационных систем в налоговые органы Саратовской области проходит достаточно активно, по словам экс-руководителя Управления федеральной налоговой службы по Саратовской области, А. Вотчаева: «созданы информационные ресурсы на всех уровнях (федеральном, региональном и местном), которые позволяют перевести всю имеющуюся информацию в электронный вид. Для снижения операций, которые выполняются вручную, мы принимаем налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. С 2004 года внедрен электронный документооборот между органами Федерального казначейства и налоговыми органами. В настоящее время физические лица имеют возможность оплатить имущественные налоги (транспортный, земельный и на имущество) через банкоматы и терминалы банков. Введен с декабря 2009 сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», который позволяет налогоплательщикам – физическим лицам через Интернет получить информацию о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом по имущественным налогам и НДФЛ, самостоятельно автоматически сформировать платежный документ для оплаты налогов через кредитные учреждения». Также в деятельность внедрены системы: информационная система электронного документооборота с применением цифровой подписи – это, уникальная информационная система, позволяющая подразделениям налоговой службы обмениваться в электронном виде документами, имеющими юридическую силу, с юридическим и физическим лицам; автоматизированная информационная система «Госзакупки»– программный комплекс, предназначенный для автоматизации процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Основной информационной системой, которая используется в основном для внутренних нужд в Управлении федеральной налоговой службы по Саратовской области является – автоматизированная информационная система (АИС) «Налог». АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом: повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений; совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов; обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве; повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства; улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета; получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет; анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики; информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства; сокращение объема бумажного документооборота. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором (региональном) уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы: подготовка типовых отчетных форм; контрольная деятельность; методическая, ревизионная и правовая деятельность; аналитическая деятельность Государственной налоговой инспекции (ГНИ); внутриведомственные задачи. Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем: регистрация предприятий; камеральная проверка; ведение лицевых карточек предприятий; анализ состояния предприятия; документальная проверка; ведение нормативно-правовой документации; внутриведомственные задачи; обработка документов физических лиц. Основные проблемы, с которыми сталкиваются органы налоговой службы являются отсутствие распределенной компьютерной техники, «дружественного» программного обеспечения и плохо развитые в регионах коммуникации. Помимо этого, решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах, то является причиной информационной образованностью налогоплательщиков, а также отсутствием у них специальных информационных программ. Все это приводит к тому, что в отчетные периоды документооборот в территориальных Саратовской области продолжает достигать десятков тысяч документов ежедневно. Тем не менее, работа налоговых органов Саратовской области направлена как на совершенствование администрирования налогов и сборов, так и на оптимизацию работы с налогоплательщиками, предоставление им качественного сервиса, как результат этого внедряется Федеральная информационная адресная система (ФИАС), которая будет содержать достоверную единообразную и структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации. Возможности отслеживания налогоплательщиком своих обязательств с помощью сети Интернет постоянно совершенствуются. Онлайн-оплата начисленных налогов (не налоговой задолженности) появится с момента запуска сервиса «Личный кабинет налогоплательщика – 2», который в настоящее время доступен только для некоторых регионов Российской Федерации. Таким образом, налоговая служба предоставит полностью законченный сервис для налогоплательщиков, позволяющий через Интернет зайти в «Личный кабинет налогоплательщика», просмотреть свои объекты налогообложения, проверить налоговые расчеты, получить налоговое уведомление и оплатить начисленные суммы налога. В перспективе услуга по оплате налогов через Интернет будет предоставлена клиентам и других банков, заключивших соглашение с ФНС России. Еще одним новшеством для налогоплательщиков – физических лиц станет возможность воспользоваться услугой по получению информации о наличии задолженности по налогам на мобильный телефон в виде СМС – сообщения. Для получения нужной информации налогоплательщику следует отправить СМС с указанием своего ИНН, на федеральный номер сотовой связи. В ответ налогоплательщику придет СМС – сообщение, содержащее информацию о сумме общей задолженности без разбивки по налогам либо об ее отсутствии. И в заключении необходимо отметить, что деятельность ФНС России , и в частности, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области,направлена не только на применение налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, но и на пресечение налоговых правонарушений путем использования современных и удобных для налогоплательщиков технологий.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…