Содержание
Введение
1. Смысловое значение понятий:«охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование»,«экологическая безопасность»
2. Экологический кризис – реальнаяугроза человечеству
3. Природоохранная деятельность вРоссии
4. Принципы осуществлениямеждународного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Заключение
Литература
Введение
Интенсивная эксплуатация природных богатств привела кнеобходимости нового вида природоохранной деятельности —рациональногоиспользования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются всам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.
В данной работе будут раскрыты такие понятия как: «охранаприроды», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность»;проанализированы причины возникновения экологического кризиса и рассмотреныпути его решения, непосредственно будет освещен такой вопрос как Главный законоб охране природы в России, а также принципы осуществления международногосотрудничества в области охраны окружающей среды.
принцип охранаприрода экология безопасность
1.Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды»,«природопользование», «экологическая безопасность»
Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательныхмероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животногомира, почв, вод и земных недр.
В 50-х гг. XX в. возникает еще однаформа охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое посмыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение иформирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для егожизни, здоровья и благосостояния.
Охрана окружающейприродной среды — представляет систему государственных и общественных мер(технологических, экономических, административно-правовых, просветительных,международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы,сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природныхресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранномФедеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», приэтом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающейсреды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающейприродной среды», который близок другому понятию — «охрана биосферы» т.е.системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного илистихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейсяэволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.
Охрана окружающей природнойсреды тесно связана с природопользованием — общественно-производственнойдеятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностейобщества путем использования различных видов природных ресурсов и природныхусловий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:
а) охрану, возобновлениеи воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;
б) использование и охрануприродных условий среды жизни человека;
в) сохранение,восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природныхсистем;
г) регуляцию воспроизводствачеловека и численности людей.
Природопользование можетбыть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означаеткомплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительноеиспользование природных богатств, с максимально возможным сохранениемприродно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональноеприродопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала,ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологическогоравновесия и разрушением экосистем.
На современном этаперазвития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие«экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенностиприродной среды и жизненно важных экологических интересов человека отвозможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности,чрезвычайных ситуаций, их последствий.
Научной основой всехмероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональномуприродопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированына поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.
Экосистемы имеют следующиепредельные границы такой экзистенции (существования, функционирования),которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):
•предел антропотолерантности— устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредномувлиянию пестицидов;
• предел стохетолерантности— устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесныеэкосистемы ураганных ветров;
• предел гомеостаза —способности к саморегуляции;
•предел потенциальнойрегенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.
Экологически обоснованноерациональное природопользование должно заключаться в максимально возможномповышении этих пределов для достижения экологически сбалансированногоприродопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет кэкологическому кризису.
2. Экологический кризис –реальная угроза человечеству
Экологический кризис —это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которойдо предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможностисохранения потенциального гомеостаза, т.е. способности саморегуляции экосистем,в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.
Группа американскихученых — Д.Х. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, И. Рэндерс, В. Беренс, а такжепредставители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощьюЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пятиосновным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленноепроизводство, загрязнение окружающей среды, невозобновляемые природные ресурсы.Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения,экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких жемасштабах, то к 2020— 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результатеразрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляетныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок ужедостигнуты.
Современной экологическойнаукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизироватьокружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями(что аналогично действию принципа Ла Шателье—Брауна в термодинамике), биотавозвращает окружающую природную среду к прежнему состоянию Однако такая реакциябиоты возможна только до определенного предела.
В случае превышенияхозяйственной или несущей емкости биосферы, биота, как утверждают В.И.Данилов-Данильян и К.С. Лосев (2000), сама становится «источником загрязнения».Сохраняющаяся естественная часть продолжает компенсировать возмущение, однакоподобной компенсации уже недостаточно для возвращения прежнего состояния природнойсреды.
При этом необходимо учитывать, что деградация окружающейприродной среды и ее последствия — лишь одна сторона проявления экологическогокризиса, другой стороной (социальной) является кризис государственных общественныхструктур, не способных обеспечить экологическую безопасность общества(Петров, 1995).
Выход из глобальногоэкологического кризиса — важнейшая научная и практическая проблемасовременности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисныхмер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природнойсреды и выйти на устойчивое развитие. Попытки решения этой проблемы только однимикакими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения,малоотходные технологии и т. д.), не приведут к необходимым результатам.Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничногоразвития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишьна основе реализации «триединства естественной природы, общества и природыочеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития, комплексногоподхода к решению природоохранных проблем. Общийпринцип охраны окружающей среды (Реймерс, 1994): глобальный исходныйприродно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывноистощается, и, следствие из него,— другой принцип: «экологичное–экономично».Это требует от человечества более полного использования природно — ресурсногопотенциала, и усилия на его воплощение должны бытьсопоставимы с экономическими результатами природопользования. Еще одно важнейшее экологическое правило: все компонентыбиосферы — атмосферный воздух, воды, почву и др. — охранять надоне по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь притаком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр,животных, растений и т.д.
Согласно Федеральномузакону «Об охране окружающей среды» (2002) основными принципами охраныокружающей среды являются следующие:
• соблюдение прав человекана благоприятную окружающую среду;
• рациональное инеистощительное природопользование;
• сохранениебиологического разнообразия;
• платность природопользованияи возмещение вреда окружающей среде;
•обязательность проведениягосударственной экологической экспертизы;
•приоритет сохраненияестественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;
• соблюдение правакаждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды и др.
Важнейший природоохранныйпринцип, отраженный в Федеральном законе, — научно обоснованное сочетаниеэкологических, экономических и социальных интересов, — отвечает духумеждународной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс насохранение окружающей природной среды «наряду, вместе» с экономическимростом.
Анализ экологической исоциально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основныхнаправлений выхода России из экологического кризиса (рис. 1). При этом необходимкомплексный подход: одновременное использование всех направлений:
•первое направление — экологизация технологии: созданиеэкологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производстви др.
•второе направление — развитиеи совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;
•третье направление — административно-правовое:применение мер административной и юридической ответственности заэкологические правонарушения;
•четвертое направление — зколого-просветителъское:гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения кприроде;
•пятое направление — международно-правовое: гармонизация экологическихмеждународных отношений. Определенные шаги по выходу из экологического кризисапо всем указанным выше пяти направлениям в России уже предпринимаются. Однаковпереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.
3. Природоохраннаядеятельность в России
В нашей стране в разныепериоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защитеокружающей среды в СССР были приняты в 70—80-х годах XX в..
В 1991 г. принят Закон РСФСР«Об охране окружающей природной среды». Прежде всего он определяет принципыохраны
• окружающейсреды: приоритет охраны жизни и здоровья человека,
•сочетание экономическихи экологических интересов,
•рациональноеиспользование природных ресурсов, гласность и
•открытостьэкологической информации и др.
Закон устанавливает праваграждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраныприроды, особо охраняемые природныетерритории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основыэкологического контроля и образования, видыэкологических правонарушений и ответственностьза них. Закон содержит свод правил ее охраны вусловиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическимкодексом России. Задачи этого закона можно разделить три части:
•охрана природной среды(а через нее и здоровья человека);
•предупреждение вредноговоздействия хозяйственной и их деятельности;
•оздоровление окружающейсреды и улучшение ее качеств
Ведущим принципом,направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических иэкономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а принеобходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научнообоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природнойсреды — предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологическогои т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельнодопустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного иэлектромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществв продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качестваокружающей природной среды, закон формирует экологические требования,предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несутответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать иреализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключениягосударственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченногостроительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологическогоконтроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложениекрупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектовс нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускаетпривлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотреблениеслужебным положением.
Впервые в нашемзаконодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую иблагоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являютсянормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологическогоконтроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено правограждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию,участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводитьмитинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы сзаявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредныхобъектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Суммапричиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно,то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е.в данном случае государство отвечает перед гражданином. В составэкономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категориифакторов: позитивные и негативные. Их цель — обеспечить экономический интересприродопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивныефакторы создают прямые экономические стимулы к охранеприроды и обеспечивают финансирование, кредитование льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологически чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интересчерез изъятие части дохода в качестве платы пользование природными ресурсами,налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую сприменением экологически опасных технологий. Различаютдва вида платежей за пользование природными ресурсами: один — за изъятие, потреблениеприродного вещества второй — за сброс, выброс, размещение отходов производствав природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законемерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относитэкологическую экспертизу, экологический контроль, мерыадминистративно-правового пре сечения вредной деятельности, ответственности заэкологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех формах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем,производственным и общественным контролем.
Важную роль приобретаютотраженные в законе принцип международного сотрудничества в деле охраныокружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны иполноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россияподписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последниегоды в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительныхорганов на работу промышленности.
В Москве, например, запрещено применять этилированный бензин.Московский комитет по охране природы с 1989 г. ввел кругло суточное дежурствоэкологической скорой помощи (тел. 952-72-881 задача которой оперативно реагироватьна сообщения о загрязнении воздуха, воды или почвы. Более 150 экологическивредных пред приятии Москвы либо останавливались, либо были закрыты.
4.Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраныокружающей среды
Задачами международного сотрудничествав области природоохранной деятельности являются решения проблем соотношенияправового регулирования экономики разных стран, воздействия человеческогообщества на окружающую среду в целом и взаимовлияния экологии, права и экономики,а также вопросы организации рационального природопользования с применениемрыночных рычагов воздействия и приведения экологических стандарте разных странк единообразию.
Обмен между государствамивключает в себя большой комплекс экологически значимых товаров — добывание,продажа транспортировка и вывоз охотничьих, в том числе пушных, трофеев,экспонатов и коллекций редких животных и растений; пере качка нефти,производимых из нее продуктов, газа, иного углеводородного сырья; экспорт лесоматериалов;импорт продовольствия; ввоз технологий, промышленной продукции, химическихвеществ, а также радиоактивных отходов для переработки. Между народныестандарты качества распространяются и на услуги эко логического характера —сертификацию лесной и иной экологической продукции, внедрение экологическогоаудита, добровольное и обязательное страхование экологических рисков, иныеформы экологического предпринимательства. Кроме этого, в сферу взаимодейетвиястран в области экологии входят стихийные перемещения природных объектов итранснациональные загрязнения.
Управление и контроль наглобальном региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениямиокружающей среды на основе общепризнанных критериев и параметров являютсямеждународными принципами, которые принимаются большинством государств, а этоподразумевает заключение не только межрегиональных и двусторонних, но имногосторонних международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды приорганизации и осуществлении природопользования.
Соглашения условно можноклассифицировать по тематике, дающей представление об уровне и масштабахглобализации, о на правлениях международного экологического сотрудничества:
• вопросы созданиямеждународных экологических организаций (всего 40) (Всемирная метеорологическаяорганизация (1950 г.) Международный фонд по компенсациям за причиненныйзагрязнениями нефтью ущерб (1994 г.));
• охрана отдельныхприродных ресурсов (39) — охрана все мирного культурного и природного наследия(1972 г.), международная торговля видами дикой фауны и флоры находящимися подугрозой исчезновения (1973 г.), трансграничное загрязнение воздуха на большиерасстояния (1979 г.), сохранение биологического разнообразия (1992 г.); охранаресурсов Мирового океана: о регулировании размеров ячеек рыболовных сетей ипределов размеров рыб (1953 г.), о рыболовстве в водах Черного моря (1959 г.),в Северо-Западной Атлантике (1978 г.), Балтийского моря (1973 г.), Средиземногоморя (1976 и 1980 гг, о предотвращении загрязнений сбросами с судов (1973, 1988и 1992 гг);
• вопросы радиационной безопасности(13) —о защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.), о запрещениииспытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой(1963 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), об оперативномоповещении о ядерной аварии (1986 г.) и др.
Международными соглашениямиохватывается решение проблем, связанных с использованием транспортных средств(16), Антарктики (5), космоса (4), военным использованием и уничтожениемнеядерного оружия массового поражения (4).
Глобальный характер экологииприводит к созданию глобальных наднациональных экологических органов управления— международные органы по охране китов, морских котиков, белых медведей идругих исчезающих видов животных, а также растений. Координация деятельностигосударств по установлению квот нефте- и газодобычи и минимальных цен науглеводородное сырье осуществляется ОПЕК. Проводится обмен технологиями вобласти использования энергии солнца, ветра, морских приливов; согласование мерпоиска, обработки, транспортировки, охраны и продажи алмазов, платины,палладия, золота и других драгоценных металлов; формирование системы ограниченийвредных выбросов в атмосферу, наблюдения за выбросами, взимания платы заизлишки загрязнений, допущенные после 1990 г. и подписания Киотского протокола.Сформирован в рамках стран единой Европы Европейский экологический арбитражныйсуд, европейская экологическая комиссия и другие органы экологическоговзаимодействия.
Документом глобальногопартнерства между государствами, который имеет своей целью заключение международныхсоглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостностиглобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный ивзаимозависимый характер Земли, нашего дома,- является Декларация по окружающейсреде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро на всемирной конференции «Окружающаясреда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.). Здесь же были принятызаявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов; конвенция обиологическом разнообразии; конвенция об изменении климата.
Для развития информационного сотрудничества в области гармонизацииизмерений, согласованного сбора и обмена экологической информацией на международномуровне и интеграции в международные системы мониторинга создаются сетинациональных центров информации о состоянии окружающей среды Глобальногоэкологического мониторинга Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), учитывая исоблюдая международные стандарты.
Заключение
Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природаустрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестатьустрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле — будь точеловек или микроорганизм — совершенствовать наш общий дом — биосферу. Задачачеловека разумного, заключается в том, чтобы не подрывать естественные основысвоего существования, не мешать прогрессивным процессам в биосфере, растрачиваяна это все возрастающее количество энергии, а постараться разобраться в законахи правилах, движущих этими процессами, и согласовать с ними свои цели идействия.
Литература
1. Андреева Т.А. –Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект,2006. – 148 с.
2. Аспиз М.Е. – Энциклопедическийсловарь юного биолога – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.: ил.
3. Батуев А.С. – Биология: Большойсправочник для школьников и поступающих в вузы/ Батуев А.С., Гуленкова М.А.,Еленевский А.Г. и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 668 с.: ил.
4. Володин В.А. –Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.
5. Коробкин В.И.,Передельский Л.В. – Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростовн/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
6. Хотунцев Ю.Л. –Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.