Оглавление
Введение………………………………………………………….……
3
Глава 1
Теоретические основы и особенности влияния инфляции на предприятие……………………………………………………..………
5
1.1
Определение инфляции………………………………………….……
5
1.2
Виды инфляции и ее особенности..…………………………….…….
7
1.3
Инфляция спроса…………………………….………………………..
8
1.4
Инфляция предложения………………………………………………
9
1.5
Стагфляция…………………………………………………………….
11
1.6
Причины возникновения инфляции…………………………….……
11
1.7
Последствия инфляции……………………………………………….
12
Глава 2
Анализ влияния инфляции на деятельность предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ»…………………………………………….
14
2.1
Факторный анализ влияния инфляции……………………………….
14
2.2
Оценка финансовых результатов деятельности предприятия с учетом инфляции……………………………………………………
19
Глава 3
Государственное регулирование инфляционных процессов………
23
3.1
Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика………
23
3.2
Первоочередные антиинфляционные методы………………………
24
Заключение…………………………………………………………….
27
Список используемой литературы……………………………………
29
Введение
Внаше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного иинтригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое — инфляция?
Актуальнойданная работа является именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни,я остановился на ней как на предмете своего исследования. Я хотел бы уяснитьсебе, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики,как это говорят. Я хотел бы отметить, что мои стремления были направлены на то,чтобы установить, как все это бывает обычно.
Прежде чем говорить о многочисленных противоядиях,необходимо выяснить, что же это за яд, что за ужасное явление. Обратимся кБольшой советской энциклопедии: «Инфляция (от лат. inflatio – вздувание),переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее ихобесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношениюк денежному товару – золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товарови к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность илиобесценившейся в меньшей степени».
Цель курсовой работы – определить понятие инфляции,показать способы её измерения и методологические проблемы, возникающие при этом.
Задачей данной работы является анализ влияния инфляционныхпроцессов на результаты финансовой деятельности предприятия.
Впервой главе данной работы дается понятие инфляции, ее типы, закономерностиразвития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая,галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определениясбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой иподавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствиемкоторых является инфляция, ее характерные черты.
Вовторой главе приведен анализ влияния инфляции на деятельность ОАО«АвтоВАЗ».
Втретье главе раскрыты вопросы, связанные с государственным регулированиеминфляционных процессов, методы борьбы с ней и антиинфляционная политикагосударства.
Для написания работы былииспользованы теоретические материалы, а также статистические сборники, статьииз интернета, личные исследования и наблюдения.
Глава 1. Теоретические основыи особенности
влиянияинфляции на предприятие
1.1 Определениеинфляции
Наиболее общее, традиционное определение инфляции — переполнение каналовобращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызываетобесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Есть и другие определения инфляции:
Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательскойспособности.
Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег,сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связис длительным неравновесием набольшинстве рынков в пользу спроса.
Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциямивоспроизводства.
Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммойтоварных цен.
Инфляция – есть многофакторноеявление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорцийобщественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону ихповышения.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимисябумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется вросте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводствав различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну изнаиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло всвязи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другимисловами, инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупнымпредписанием. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могутвозрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклическихи сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства,монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новыхставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, измененияконъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий ит.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякийрост цен — инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделитьдействительно инфляционные.
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и факторыпроизводства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены.Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставатьсяотносительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных местинфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно.Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсене поднимаются.
1.2 Виды инфляции и ее особенности
Классификация видов инфляции происходит по различным основаниям.
1) В зависимости от экономической системы государства выделяют:
а) открытая инфляция – врыночной экономике. В условиях относительной гибкости и мобильности ценовогосигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается вросте общего уровня цен.
б) скрытая (подавленная)инфляция – характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется втоварном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливанииденег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Развивается вследствиеподдержания государством товарных цен ниже цен рыночного равновесия.
2) В зависимости оттемпов развития выделяют:
а) умеренная (ползучая)инфляция – темпы до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценениеденег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.
б) галопирующая инфляция– ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольнобыстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо вценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами,сделки (контракты) начинают индексироваться.
в) гиперинфляция – встранах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше сто процентовв год. Для стран с неустойчивой экономикой этот критерий значительно выше.Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов – тысяча процентов вгод.
3) В зависимости отсоотношения роста цен по различным товарным группам:
а) сбалансированнаяинфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.
б) несбалансированнаяинфляция – цены могут колебаться одновременно с разной скоростью иразнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. В одних секторахцены растут разными темпами, а в других могут сокращаться.
4) В зависимости отстепени ожидаемости выделяют:
а) непредвиденнаяинфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателейфиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.
б) ожидаемая инфляция –лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить еенегативные последствия.
1.3 Инфляция спроса
Еслиравновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этомслучае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотятприобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникаетизбыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляцииспроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишкоммалым количеством товаров».
Ктакого рода инфляции приводят следующие факторы:
1)Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличениесовокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства,привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам.По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полнойзанятости, а затем и преодолевает его. Некоторые отрасли полностью используютсвои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышениеспроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут.
2)Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-задополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причинысверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства испособами его погашения:
а) кинфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственногосектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственныхслужащих.
б)финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военныхзаказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так какпродукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создаетсядавление на цены в сторону их повышения.
в)чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)
3)Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажиоблигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежноймассы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, запериод которого и может произойти инфляционный всплеск.
4)Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностраннойвалюте. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобнодополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.
Механизм раскручивания инфляции спросахарактеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем –совокупный спрос.
1.4 Инфляция предложения
Второй тип инфляции – инфляцияпредложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращениясовокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицупродукции.
Основные источники инфляции издержек:
1)повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясьповышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда,дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупноепредложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остаетсяна прежнем уровне, а порой и растет.
2)импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая вэкономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если вэкономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы(энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к ростуиздержек внутри страны и к сокращению совокупного производства приодновременном росте цен.
3)монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счетнедопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска.Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельнойпроизводительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всейэкономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным цикломразвивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какимидолжны быть цены при данном уровне технологического развития.
4)административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовыхнорм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедуррегистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства,дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливаетадминистративные издержки в частности и транзакционные издержки в целом, азначит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращениюлегального производства.
Механизм раскручивания инфляции издержекхарактеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышаетсяуровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
1.5 Стагфляция
Стагфляция – ситуация, когдавозрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращениемпроизводства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.
Экономистыпо-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существованиеструктурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмомрост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должнособлюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренциинаблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точказрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь криваяспроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количествопродукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается ценаи часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует такжемнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когдавладельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидаяпадения своих доходов от инфляции.
1.6 Причины возникновения инфляции
Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен.Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения равновесия междуспросом и предложением. Поэтому для более детального изучения воздействияинфляционных факторов на экономику их делят на две категории: на факторы,лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупногопредложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.
1.7 Последствия инфляции
Вэкономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильноизмерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этойточки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамикицен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняяпрежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеетсбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случаеуровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранееденежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляциявызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстветоваров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются поотношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растутцены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают отдругих темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни иросту социальной напряженности.
Вкакой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, я уже затронул вопрос оее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция сталапрактически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Этопозволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфическихфункциях инфляции.
Рядэкономистов придерживаются той точки зрения, что незначитель-ная по размераминфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы,способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена»(Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объемавыпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.
Приэтом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеетсянеиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряетплатежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В своюочередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарнойи денежной массой при более высоком уровне цен.
Процессэтот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяютсякапиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценениюнеиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильныефирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организациюпроизводства.
Глава 2. Анализ влияния инфляции надеятельность
предприятия на примере ОАО«АвтоВАЗ»
2.1 Факторный анализ влияния инфляции
Вметодологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на результаты коммерческойдеятельности предприятия – прибыль и рентабельность – являются результативнымипоказателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение«продажных цен», «покупных цен», изменение заработной платыи другие) – факторными показателями.
Применениефакторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведенияданного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателейприбыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактическидействующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции накаждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и наобщее финансовое положение в целом.
Базовымипоказателями являются: выручка от реализации продукции, работ, услуг;себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ,услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата с начислением;амортизационные отчисления; средняя стоимость производственных фондов; средняястоимость основных производственных средств и нематериальных активов; денежныесредства; собственный капитал; рентабельность капитала; рентабельностьсобственного капитала.
Основныефакторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут быть сгруппированытаким образом: рост (снижение) выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах;изменение себестоимости продукции; изменение цен на товары и услугипредприятия; изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; изменениеоценки основных средств и капиталовложений; изменение оплаты труда в связи синфляцией; изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;изменение стоимости активов предприятия; рост (снижение) собственного капитала.Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы илисгруппированы.
Дляприменения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо выделитьхотя бы четыре группы условных индексов цен, которые применяются в расчётах:индекс изменения «продажных цен» для продукции товаров и услуг,производимых предприятием; индекс изменения «покупных цен» для сырья,топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменениястоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индексизменения средней заработной платы в связи с инфляцией.
Располагаяподготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего навеличину прибыли и рентабельности, а также данными об индексах инфляции насоответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции накаждый фактор изменения прибыльности и рентабельности.
1)Влияние изменения цен на стоимостьпродукции товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки отреализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индексоптовых цен предприятий.
2)Изменение себестоимости продукции подвлиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимостипродукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления ипрочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используясоответствующие индексы цен.
Такимже образом определяется влияние инфляции и на другие показатели. В результатеможно оценить влияние на прибыль и рентабельность.
Основнымисточником статистической информации являются формы №1-ф «Отчёт обосновных показателях финансовой деятельности предприятия», №2-ф«Отчёт о составе средств предприятия и источниках их образования», №1-ПД «Показателипроизводственной деятельности предприятий».
Прианализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляетизучение изменения финансовых результатов деятельности предприятия под влияниеминфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так ипри планировании на будущие периоды).
Применимфакторный анализ на примере ОАО «АвтоВАЗ».
Информация о предприятии
Полное фирменное наименование эмитента
Открытое акционерное общество ‘АВТОВАЗ’
PublicJoint-Stock Company ‘AVTOVAZ’
Сокращенное наименование
ОАО ‘АВТОВАЗ’
JSC ‘AVTOVAZ’
Место нахождения, почтовый адрес
445633, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
Дата государственной регистрации
5 января 1993 г., регистрационный номер — 2925
Орган, осуществивший государственную регистрацию
Администрация Автозаводского района г. Тольятти
Аудитор общества
ЗАО ‘ПрайсвотерхаусКуперс Аудит’
113054, Москва, Космодемьянская наб. 52, стр. 5
Тел. (7-495) 967-60-00
Факс (7-495) 967-60-01
Держатель реестра акционеров
ОАО ‘Центральный Московский депозитарий’
105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 34, стр. 8
Тел. (495) 221-1333
Web-сайт: www.mcd.ru
ОАО «АВТОВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей вРоссии и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей странысоставляет около 1%.
За период 1970 – 2002 годов предприятием выпущено более 21 млн.автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплексапозволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.
ОАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием для почтимиллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входятподразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинскоеобслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.
Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ»организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье,Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). ВСерпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.
АВТОВАЗ всегда был и остается локомотивом технического прогресса длямногих отраслей отечественной промышленности.
Таблица 1
Применение факторного анализа
Базовые показатели
Величина показателя, млн. руб.
2003 год
2004 год
Выручка от реализации продукции, работ, услуг
130772
160536
Себестоимость реализованной продукции
110120
133687
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг
20652
26849
Балансовая (валовая) прибыль, включая амортизацию
20652
26849
Структура себестоимости реализованной продукции (%):
100
100
промежуточное потребление (материальные затраты)
80
80
зарплата с начислением
7
8
амортизационные отчисления
13
12
прочие затраты
–
–
Средняя стоимость производственных фондов
101454
103158
Средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов
11334
13758
Средняя стоимость материальных оборотных средств
19060
20742
Денежные и прочие средства
71060
68658
Отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу, раз
1,91
1,99
Рентабельность всего капитала (%)
20,4
26
Рентабельность собственного капитала (%)
39
51,7
Источник информации: форма№ 1-ф
Для применения факторного метода в анализевлияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условномпримере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции),которые применяются в расчетах:
1) индекс изменения «продажных цен» для продукции,товаров и услуг, производимых предприятием: I1=1,2;
2) индекс изменения «покупных цен» для сырья,топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=1,18;
3) индекс изменения стоимости основных средств икапиталовложений по балансовой оценке: I3=1,21;
4) индекс изменения средней заработной платы в связи синфляцией: I4=1,17.
Вышеуказанныеиндексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации одвижении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишьпостоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группытоваров и затрат на обследуемом предприятии.
2.2 Оценка финансовых результатов деятельности
предприятия с учетом инфляции
Втаблице 2 показано изменение различных показателей финансовой деятельностипредприятия под влиянием инфляции с учетом индексов инфляции, рассчитанных выше:
Таблица 2
Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия
с учетом и без учета инфляции за 2004 год (млн. рублей и %)
Показатели
Код
Отчетная величина (с учетом
инфляции)
Метод пересчета
Пересчитанная величина (без учета инфляции)
Выручка от реализации продукции, работ, услуг
01
160536
160536/1,2
133780
Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции
02
123137
123137/1,18
104353,39
Амортизационные отчисления
03
6379
6379/1,21
5271,9