Историягосударства и права Китая в новейшее время
1. Провозглашение республики
2. Демократическое движение в Китае после первой мировойвойны
3. Образование КНР
1. Провозглашениереспублики
Революция 1911 г. В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902—1904 гг. в ряде провинцийпроизошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905—1906 гг. повсему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместновозникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливаласьантиправительственная агитация. Создание новых революционных организацийосуществлялось под руководством Союза возрождения Китая. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию — Китайскийреволюционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). ПрезидентомТунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэяпредусматривала свержение маньчжурской династии, учреждение республики,уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народныхпринципов» Сунь Ятсена — национализм, демократия, народное благоденствие.
Стремясь сдержать ростреволюционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформыи установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. был издан императорский Указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китаеконституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девятьлет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайскойконституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако всеэто не могло остановить усиления недовольства в стране.
10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон.Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началасьСиньхайская революция.
25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканскоеправительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старойбюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежалолибералам.Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренногохарактера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований.
При участии Сунь Ятсенабыла разработана временная конституция. Впервые в истории Китая провозглашалисьравные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций,вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенностьличности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинетаминистров. Но эта конституция не была реализована.
В это времяглавнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральныепомещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись ккомпромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия,Китай становился республикой, но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост.Президентом стал Юань Шикай.
10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную Конституцию, в соответствии с которой Китай представлялсобой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлялпарламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы впарламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года,проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающиепрямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.
Союз либеральнойбуржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершениюреволюции. Либералы одержали верх в Тунмынхуэе. Они потребовали роспуска партиии объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсенорганизовал новую политическую партию — Гоминьдан (национальная партия).
Руководители Гоминьдана виюле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики ЮаньШикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана.Затем он вносит изменения в Конституцию, значительно расширяющие полномочияпрезидента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановлениемонархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикаябогдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение встране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. Виюне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президентЛи Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.
Но не были осуществленыкоренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияниеиностранного капитала.
Однако следует отметить иположительный результат революции — свержение монархии. Революцияспособствовала усилению политической активности китайского народа, егоподготовке к дальнейшей борьбе.
2. Демократическоедвижение в Китае после первой мировой войны
Гражданская инационально-освободительная война. За годы первой мировой войны в Китае выроснациональный капитализм. Развитие национальной промышленности углублялопротиворечия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся вэкономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался вполитическую борьбу.
Непосредственным толчкомк первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масспослужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала сокончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однакоэтого не произошло. Обманутые надежды стали причиной массовых волнений, прокатившихсяпо стране. Начались они с демонстрации студентов в Пекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городскаябеднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4мая», которое можно характеризовать как переход кбуржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайскогорабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическимилозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национальногофронта борьбы с иностранным капиталом, занимавшим еще достаточно прочныепозиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданской революционной войны, входе которой решались задачи буржуазно-демократической революции.
Активизация народных массвызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путьконтрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал ЧанКайши — председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующийНационально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война(1924—1927 гг.) закончилась поражением революционных сил.
После этих событийГоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные ипрогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом властиобъявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами — Центральныйисполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилосьназначаемое им правительство.
В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская война. Она осложнилась вторжением вСеверо-Восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору,и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.
В ходе гражданской войныпод руководством коммунистической партии создавались революционные базы —отдельные территории, контролируемые революционными силами. К началу 30-х годовназрела необходимость политического объединения этих баз и созданияцентрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов — представителей всех революционных баз Китая. Съездпринял проект временной конституции, в котором указывалось, что на территорииреволюционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян,красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, отруде, об основах экономической политики и избрал первое центральноеправительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893—1976гг.) — руководителем коммунистической партии Китая (КПК).
Правительствореволюционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложилоГоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпораагрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратиласьтолько в 1937 г. Был создан единый национальный антияпонский фронт. Китайскийнарод вел героическую борьбу против японских захватчиков.
Антияпонские базынародного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всехосвобожденных районах существовали выборные народно-политические советы,которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строилисьпо принципу «трех третей»: одну треть мест занимали членыкоммунистической партии и по одной трети — представители мелкой буржуазии,национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.
3. Образование КНР
Образование и развитиеКитайской Народной Республики
Китайская НароднаяРеспублика образовалась в результате длительного революционного процесса,который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новоегосударство сначала объединило освобожденные районы, которые называлисьСоветскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились подруководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти,управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся вноябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитайском съезде Советов. Съездобразовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров(СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издаватьзаконы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами властипровозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты.В нороосвобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в рукахреволюционных комитетов. Местными судебными органами в Советских районах Китаяявлялись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называлиисполнительные комитеты).
На 1 Всекитайском съездеСоветов был утвержден проект Основной конституционной программы КСР. Вокончательном виде она была принята на II Всекитайском съезде
Советов в 1934 г., провозгласив «демократические свободы для трудящихся», национальное равноправие,равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая насамоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельныхгосударств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии.
В соответствии с Основнойконституционной программой, Положением и Временным законом о выборах в Советы(соответственно 1931 и 1933 гг.) активным и пассивным избирательным правомпользовались «только трудящиеся». Рабочим на выборах в Советыпредоставлялись особые преимущества. Выборы депутатов проводились наспециальных собраниях по производственно-территориальному принципу: рабочими —на предприятиях, а крестьянами, ремесленниками и др. — по месту жительства.Принципы работы Советов устанавливались специальными актами, принятыми на 1 иII съездах Советов (Положением и резолюцией о советском строительстве).
Неблагоприятная военнаяобстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны,потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-ЗападныйКитай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу иНинся в староосвобожденном районе, где власть коммунистов установилась доприхода основных сил Красной Армии, была создана главная революционная база —Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайскойреволюционной войны против японских захватчиков.
В соответствии сусловиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и ГоминьданомСеверо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая былапреобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а КраснаяАрмия Китая — в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). Натерритории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщемизбирательном праве. На время войны в освобожденных районах — антияпонскихреволюционных базах — была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это неозначало возвращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этомнаправлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политикаснижения арендной платы и ссудного процента.
В Пограничном районеШэньси-Ганьсу-Нинся, а также в других освобожденных районах, где позволялиусловия, избирались местные представительные органы — Народно-политическиесоветы. В перерывах между сессиями Советов их функции исполнялись постояннымикомитетами. В качестве исполнительных органов формировались правительства(правительственные советы), обладавшие необходимым административным аппаратом.
Правительственные органыПограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся и других антияпонских революционных базпринимали документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическимиили политическими программами. Программы предусматривали меры по укреплениюантияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав,развитию сельскохозяйственного и промышленного производства. Они провозглашали равноправиенациональностей и полов, проведение политики ликвидации неграмотности,реформирование судебной системы и всего государственного аппарата.
В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков.Решающую помощь китайскому народу в победном завершении антияпонской войныоказал Советский Союз.
Главной революционнойбазой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновьгражданской войне (1946—1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение.
В 1948—1949 гг. вважнейших экономических, политических и культурных центрах страны былаустановлена революционная власть, главной опорой которой сталаНародно-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наименование приняли в периодновой гражданской войны вооруженные силы китайских коммунистов). Главной формойреволюционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которыеназначались непосредственно фронтовыми военными и политическими органами. ВККбыли весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им былиподчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при нихформировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалованию неподлежали. ВКК издали большое количество нормативных актов, регулировавшихразличные стороны жизни в освобожденных городах.
В процессе ликвидациигоминьдановской администрации ВКК создавали новую власть: местные народныеправительства и массовые представительные органы — конференции народных представителей.От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались какпо социальному составу, так и по функциям. Делегатами конференций не могли бытьпомещики и представители бюрократической буржуазии’. Функции же конференцийбыли скорее совещательными, полномочия местных собраний народных представителейони стали постепенно принимать на себя позднее, уже в 50-е годы.
Весной—летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этогогода в руках Гоминьдана оставался только один крупный город — Гуанчжоу(Кантон). Наступило время объединения освобожденных районов страны в единоегосударство. В процессе объединения революционных сил и образования КитайскойНародной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства ивоенно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народныеправительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и СеверномКитае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном,Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае.
Китайская НароднаяРеспублика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себяфункции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей рольУчредительного собрания республики.
Сессия приняла Общую(совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организацииЦентрального народного правительства, постановления о государственном флаге,гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин свозвращением ему старого названия.
Общая программа считаласьвременной конституцией страны. Она провозгласила КНР «государством новойдемократии». В качестве основы экономического развития страны программойпровозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись путиразвития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического ичастнокапиталистического секторов. Прямо о переходе к социализму в Общейпрограмме не говорилось.
Основными принципамиорганизации и деятельности государственных органов провозглашалисьдемократический централизм и участие в управлении делами государства широкихнародных масс, представляющих все национальности страны, и пр. Принципнационального самоопределения населяющих Китай народов в программеотсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме созданиятерриториальных автономий.
Общая программа являласьотправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. В соответствии сост. 17 Общейпрограммы все прежнее китайское законодательство отменялось.
Сессия ВСНП избралаЦентральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был ввосстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, авнутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти(законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета иотчета о его исполнении, назначение высших должностных лиц государства, решениевопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функцииВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСКникакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главыгосударства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельностьпредседателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство иполитическая практика предконституционного периода 1949—1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение вгосударственной структуре — выше обычной роли главы коллегиального органавласти. Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он жезанял должность председателя Народно-революционного военного совета.
ЦНПС образовал ряд высшихгосударственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошлиАдминистративный совет — высший орган государственного управления,Народно-революционный военный совет — орган руководства всеми вооруженнымисилами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.
Административный совет вобщем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однакоон отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В неговходили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства.Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательнуювласть (например, в 1951 г. им был принят Временный закон о таможнях). Вперерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен передпредседателем ЦНП.
В организации местныхнародных правительств была обобщена практика строительства органов власти восвобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народныеправительства являются органами власти наряду с собраниями народныхпредставителей. Однако, поскольку последние не созывались, народныеправительства либо были единственными органами власти на местах, либо делиливласть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себяфункции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода,а иногда и после его окончания на местах продолжали существоватьвоенно-контрольные комитеты НОАК.
Первоначальнопредставительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами,которые в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становилисьвыборными органами.
Характерной чертойюстиции восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайныхсудов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. Формально они считались палатами(коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальнымичрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные спроведением земельной реформы, но также и все дела о контрреволюционныхпреступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналовизбирались уездными или городскими народными правительствами, другая половинаизбиралась конференциями народных представителей или делегировалась народнымиорганизациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянскихсоюзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народныхправительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.
В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании «саньфань» («против трех зол» — коррупции, расточительства ибюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружныхуправлений и выше, и в воинских частях и соединениях, от полка и выше. Онимогли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, споследующим утверждением вышестоящими правительственными или военнымиинстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений ивоеначальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народнымиправительствами и во время проведения в 1952—1953 гг. массовой кампании «уфань» («против пяти зол» — подкупа работников госаппарата,хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами,выкрадывания секретной государственной экономической информации).Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городскихнародных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертнуюказнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежалиутверждению вышестоящими правительственными органами.
В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационноеположение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства иОбщие принципы организации местных народных прокуратур.
Временное организационноеположение народных судов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов(да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местныхправительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местныеправительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении —своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временноеорганизационное положение народных судов КНР предусматривало создание институтанародных заседателей, но право принятия судебного решения оставалось засудьями, а заседатели могли лишь «помогать в расследовании дела, приниматьучастие в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение порассматриваемому делу» (ст. 6). В законе ничего не говорилось о правеобвиняемого на защиту.
Конституция КЦР 1954 г. В 1952 г. в Китае был завершен восстановительный период. К концу его было не тольковосстановлено промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, но ипревзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс наширокомасштабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный период, предусматривавшую «строительствосоциализма» в стране. Основные положения генеральной линии КПК напереходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга —Конституцию КНР. Предложение о подготовке проекта конституции было внесено вЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-демократический фронтв начале 1953 г.
13 января 1953 г. ЦНПС КНР принял Постановление о созыве Всекитайского собрания народных представителей иместных собраний народных представителей. Одновременно были образованы комиссиипо выработке проектов Закона о выборах и Конституции КНР. Закон о выборахпредусматривал избрание высшего органа власти (Всекитайского собрания (съезда)народных представителей (ВСНП), который должен был принять конституцию. Егоизбрание предусматривалось путем многостепенных выборов собраниями (съездами)народных представителей (СНП), войсковыми избирательными единицами, а такжеадминистративным органом — комиссией по делам китайских граждан за границей. ВТибете и округе Чамдо депутаты выделялись правительственными органами этихединиц. Впервые в истории КНР всеобщие выборы проходили в период с мая 1953 г. по август 1954 г., т. е. заняли более чем годичный срок. Они не проводились в некоторыхнациональных районах, где еще не была осуществлена.земельная реформа и другиепреобразования. Первая сессия ВСНП первого созыва открылась в Пекине 15сентября 1954 г. Конституция была принята 20 сентября и вслед за ней — пятьорганических (организационных) законов, определяющих принципы формирования,построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственногосовета, местных СНП и народных правительств, судов и прокуратур). В отличие отОбщей программы НПКСК Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества и в качестве основных задач переходного к социализмупериода называла постепенное осуществление социалистической индустриализации,завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, кустарнойпромышленности, а также в капиталистической промышленности и торговле. КНРопределялась как государство народной демократии, власть в котором «принадлежитнароду в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собранийНародных представителей» (ст. 2). Конституцией провозглашались равенствограждан перед законом и национальное равноправие, а также гарантиисоциально-экономических и других прав граждан. Специально провозглашалисьпринципы осуществления правосудия только судами, полноправного участия всудебных процессах народных заседателей, независимости судей и подчинения ихтолько закону, гласности суда и обеспечения обвиняемому права на защиту.
ВСНП становилосьединственным органом, осуществлявшим законодательную власть. Значительнаясамостоятельная компетенция была предоставлена Постоянному Комитету (ПК) ВСНП.В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР,статус которого явился некоторой модификацией правового положения председателяЦНП. Председатель по Конституции представлял КНР в международных отношениях ивозглавлял вооруженные силы. являясь Председателем Государственного комитетаобороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний,вырабатывавших предложения «по важным государственным вопросам».Административный совет заменялся Государственным советом — центральнымправительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управлениястраны.
В полномочия высшихорганов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенныеизменения. Уже на 2-й сессии ВСНП 1 созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания «частных законоположений». Однакопоследующая практика нормотворческой деятельности позволяет сделать вывод, чтозаконодатель имел в виду прежде всего возможность внесения изменений в законы,принятые собранием. Фактически с конца 50-х гг. ПК ВСНП стал единственнымзаконодательным органом страны, так как законодательная деятельность ВСНПпостепенно прекратилась.
Представительные органысоздавались во всех традиционных единицах административно-территориальногоделения. Что касается местных органов управления, то они базировались не толькона конституционных административно-территориальных единицах — сохраниласьсистема делегированных административных органов в особых районах, округахпровинции и в уездах. В качестве ступеней национальной автономии Конституциявыделила автономные области, автономные округа, автономные уезды. Кроме того, вкачестве уже неавтономных единиц административно-территориального деления былипредусмотрены национальные волости. Принцип национального самоопределения вКонституцию включен не был.
После принятияКонституции 1954 г. была сформирована новая система государственных органов,принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая системаприводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесснаталкивался на препятствия как объективного, так и субъективного порядка. Кпервым относились, например, недостаток образованных кадров, низкий уровеньграмотности и культуры населения и т. п.; вторые порождались позициейпартократического руководства страны, не заинтересованного в подлиннойдемократизации государственной и общественной жизни, приверженногокомандно-административным методам управления. Это не замедлило сказаться преждевсего на положении представительных органов. Законодательные функции постепеннопереходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах — кисполнительным органам — народным комитетам. Руководящий состав этих органовчасто совпадал с руководством партийных комитетов КПК.
Довольно своеобразныеотношения парткомов и руководства оперативных органов установились вправоохранительных учреждениях, где парткомы стали подменять судебные комитетыи коллегии прокуратур. Территориальные парткомы не только вмешивались врассмотрение судами конкретных дел, но секретари парткомов часто принимали насебя функции судей.
Деформациягосударственного строя КНР в период «большого скачка» и «культурнойреволюции» (1958— 1976 гг.). «Большой скачок» — названиемассовой политической кампании, организацией которой ставилась задачамногократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший историческийсрок («три года упорного труда — десять тысяч лет счастья»). «Большойскачок» был провозглашен в 1958 г., однако его предтечей явились дведругих кампании, начавшиеся годом раньше: «борьбы против правых буржуазныхэлементов» и «исправления стиля». Заостренная вначале противруководства некоммунистических партий и старой университетской профессуры,первая кампания вскоре была перенесена в ряды КПК и государственные учреждения.«Правых элементов» и сторонников «иностранных шаблонов»находили везде. Приклеивание ярлыка «правый элемент» влеклоувольнение с работы, исключение из вуза, иногда и высылку.
Кампания «исправлениястиля» также вышла за пределы партийной чистки и распространилась надругие партии и массовые организации, государственные учреждения, высшие учебныезаведения и т. д. В августе 1957 г. Госсоветом принимается Постановление повопросам трудового перевоспитания, в соответствии с которым административныеорганы получили возможность заключать в специальные лагеря на неопределенныйсрок лиц, не совершивших уголовных преступлений. Принятие этого Постановлениявызвало появление мест лишения свободы нового вида — воспитательно-трудовыхучреждений.
«Большой скачок»как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачимногократного увеличения в короткий срок производства важнейших видовпромышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличенияпродолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременнов сельском хозяйстве стала проводиться «коммунизация» деревни, в ходекоторой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнениянародные коммуны взяли на себя полномочия местных органов власти.
В коммунах обобществлениераспространилось даже на предметы бытового назначения, не говоря уже оприусадебных участках и домашнем скоте и птице. Одновременно произошлоизменение и в оплате труда: были ликвидированы трудодни, главной формойобеспечения стало питание в общественных столовых.
Период «большогоскачка» и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. Населе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще непроводились с 1958 по 1964 г.
Несостоятельностьполитики «большого скачка» выяснилась быстро, и уже в начале 60-х гг.началась политика «урегулирования», в ходе которой произошловозвращение к разрушенной в период «большого скачка» системеуправления экономикой, восстановлению и укреплению элементов хозрасчета напредприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Былподвергнут серьезному пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено ихразукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Крестьянам быливозвращены приусадебные участки, мелкий сельхозинвентарь, разрешено ведениеличного хозяйства.
Однако период «урегулирования»не был продолжительным. Уже в 1962 г., после очередного пленума ЦК КПК,началась «кампания за социалистическое воспитание», в ходе которойэкстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздуваниякульта личности и искусственного обострения классовой борьбы стремилосьобеспечить внутренние условия для претворения в жизнь своего «особого»курса. В 1964 г. в рамках «социалистического воспитания» развернуласьдругая широкая кампания, получившая название «учиться стилю работы у НОАК».Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа.Армейские порядки превозносились как самый высокий идеал организации. Не толькообщественно-политическая жизнь и производство, но также культура и быт должныбыли приближаться к казарменным порядкам по формуле «весь народ — солдаты».
Наиболее деструктивнаякампания тех лет («пролетарская культурная революция»),продолжавшаяся с 1966 по 1976 г., означала левоэкстремистский переворот, в ходекоторого были подвергнуты слому конституционная система государственных органови уставная система организаций и комитетов КПК.
В самом начале она носилахарактер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к нейбыли подключены отряды молодежи: хунвэйбины («красногвардейцы» или «красныеохранники») из числа учащихся школ и вузов и цзаофани («бунтари»)из других слоев населения. Умело направляемые лидерами «культурнойреволюции» и поддерживаемые воинскими частями, эти отряды были брошены напогром местных и некоторых центральных государственных, партийных органов,профсоюзных и молодежных организаций, администраций учебных заведений,научно-исследовательских институтов и пр. Вооруженной поддержкой хунвэйбинов ицзаофаней руководили специальные «комитеты поддержки левых»,создававшиеся при командовании больших военных округов по всей стране и имевшиеподчиненные им структуры в нижестоящих военных округах и гарнизонах. Военныесоставили и костяк порожденных «культурной революцией» новых органоввласти — так называемых ревкомов, которые первоначально заменили собой нетолько местные народные правительства (СНП не созывались), но и местныепарткомы и комитеты всех общественных организаций, которые практическипрекратили свое существование. Репрессии затронули многие миллионы людей.Карательные функции в период «культурной революции» осуществлялиобъединенные под военным контролем специальные органы, «комиссии поискоренению контрреволюции», «органы (комитеты, отделы, штабы)пролетарской диктатуры» или просто «органы диктатуры».
К концу 1968 — началу 1969 г. лидеры «культурной революции», видимо, сочли, что проведенная глубокая чистка ужеукрепила их руководящее положение. Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высшего руководства партии, что свелось к почти полному включению «пролетарскогоштаба» в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу.После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы.
С окончанием формированияпарткомов провинциального уровня «ревкомы» стали выполнятьпреимущественно функции местных правительств.
Конституционноезакрепление «ревкомов» в качестве правительственных органов произошлов 1975 г. Но до этого состоялся еще один съезд КПК (X), когда в состав ЦК вошлии некоторые ранее ошельмованные члены политбюро и другие партийные деятеливысокого ранга, в том числе и Дэн Сяопин (впоследствии его кооптировали всостав политбюро).
Во время «культурнойреволюции» только что начавшие создаваться правовые основы государства былиразрушены. «Культурная революция» создала своюгосударственно-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепления. Только в 1975 г. первой и единственной сессией ВСНП четвертого созыва была принята новая Конституция КНР,которая была значительным регрессом по сравнению с первой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ, представляющий собой скорееполитическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призваналегализовать некоторые институты и политические установки, порожденные «культурнойреволюцией». «Ревкомам» фактически придавался статус органов,составлявших политическую основу государства. Формально они объявлялись лишьпостоянными органами местных СНП, но им были предоставлены равные с собраниямиполномочия, к тому же СНП на практике не созывались. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны иВерховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНПИ ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатовВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. ВКонституцию не вошли прежние установления о национальном равноправии иравенстве граждан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношениилюбой национальности и пр.
Китайское государство впериод строительства регулируемой рыночной экономики. В 1976 г., менее чем через месяц после смерти Мао Цзэдуна, были отстранены от власти его ближайшиесподвижники («четверка») — ядро левоэкстремистской группы в руководствеКПК и КНР, которую возглавила вдова Мао Цзэдуна — Цзян Цин. Возвратился наполитическую арену страны Дэн Сяопин, избранный в том же году на XI съезде КПКзаместителем Председателя ЦК КПК и ставший набирать все больший политическийвес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии игосударства, хотя формально никогда не занимал поста председателя ЦК КПК илипредседателя КНР.
В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, сочетавшим установки нового китайскогоруководства с некоторыми лозунгами «культурной революции». ВКонституции нашли закрепление даже политические институты «культурнойреволюции» (например, «ревкомы»), но вместе с тем быливосстановлены положения Конституции 1954 г. о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, опрокуратурах, о местных СНП («ревкомы» стали их исполнительнымиорганами) и др.
Конституция КНР 1978 г. действовала немногим более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились существенныеизменения, одно из которых было связано с упразднением «ревкомов»,другое — с введением нового института — постоянных комитетов местных СНП.
Действующая КонституцияКНР была принята 4 декабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки иустановки, порожденные «культурной революцией». В отношениирегулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Председатель КНР не являетсятеперь главнокомандующим вооруженными силами и не созывает Верховныегосударственные совещания. Усилена была правотворческая компетенция Постоянногокомитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конституцией были приняты законы оборганизации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, атакже законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносилисьпоправки. Первый раз — в 1988 г., когда были легализованы на конституционномуровне частные хозяйства и установлена возможность передачи праваземлепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела местов 1993 г. Первая из них (но третья по общей нумерации) вносила изменение впреамбулу и связывалась с вынесением на конституционный уровень стратегическойзадачи «четырех модернизаций» — промышленности, сельского хозяйства,обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие «многопартийногосотрудничества под руководством КПК». Другие поправки касались отдельныхстатей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны —строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей ролигосударства. Например, существенным образом была изменена 15-я статьяКонституции, ранее устанавливающая ведение государством планового хозяйства «наоснове социалистической собственности» и отводившая рыночномурегулированию вспомогательную роль. Теперь эта статья гласит: «Государствопретворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику усиливает хозяйственноезаконодательство, совершенствует макрорегулирование на основании законазапрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать экономический порядокобщества».
Отдельной ветвьюконституционного законодательства КНР являются принятые ВСНП основные законыОсобых административных районов (ОАР): Сянганского (Гонконгского) ОАР и ОАРАомыньского (Макао), вступившие в действие в 1997 и 1999 гг., которыепредоставили бывшим британской и португальской колониям широкое самоуправление,не сравнимое с довольно узкой административной автономиейнационально-территориальных единиц. Из компетенции ОАР изъяты только вопросыобороны и иностранных дел. Вместе с тем за ними сохранено право регулированиявъезда в район и выезда из него (выдача виз) и даже право заключениямеждународных соглашений неправительственного уровня. В ОАР создаются свои судыокончательной инстанции, решения которых не могут быть обжалованы в какие-либосудебные органы КНР. Действующая в ОАР система права сохраняется в существующемвиде, за исключением актов, противоречащих Основным законам. Вместе с тем зацентром в лице Госсовета остается право назначения главы администрации каждогоОАР, но обязательно из местных жителей и после определенной процедуры отборакандидатуры для назначения коллегией выборщиков.
По представлению главыадминистрации назначаются другие высшие должностные лица соответствующегорайона. Основные законы гарантируют на 50 лет сохранение в ОАРкапиталистического строя и образа жизни.
В КНР происходит постоянноеобновление законодательства о порядке формирования и организациигосударственных органов. Наибольшее число новых редакций у Закона о выборах воВсекитайское собрание народных представителей и местные собрания народныхпредставителей и Закона об организации местных собраний народных представителейи местных народных правительств. В эти законы были введены положения обобязательных альтернативных кандидатурах на выборах, о праве участия в выборахграждан КНР, проживающих за границей, если они в период выборов в СНП находятсяна территории КНР. Другие изменения касались, например, ограничения численностидепутатов ВСНП, увеличения представительства в органах власти малочисленныхнародов, порядка выдвижения кандидатов в депутаты и их отзыва, проведения дополнительныхвыборов и т.д.
Что касается Закона оборганизации местных СНП и народных правительств различных ступеней, принятом в 1995 г. в четвертой редакции, то идет процесс его изменения и совершенствования, отражающий новые реалиисоциально-экономического развития страны. Совершенствование выразилось,например, во введении постов председателей в СНП волостей, национальныхволостей и поселков. Низовые представительные органы получили, таким образом,отдельных от местных администраций должностных лиц, организующих работудепутатов не только на сессиях СНП, но и в межсессионные периоды. Новыесоциально-экономические реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях офункциях местных органов народной власти. Например, очень характерна замена внескольких статьях Закона пункта об обеспечении местными органамисамостоятельности коллективных хозяйств защитой законных прав всех хозяйств, т.е. всех видов собственности. Налицо и тенденция к демократизации формированияПК СНП, избрания руководства местных правительств, судов и прокуратур (вчастности, предусмотрено упомянутое выше выдвижение альтернативных кандидатур,которое в некоторых случаях обязательно).
В большем пласте принятыхв последние годы административно-правовых актов значительна роль положений повопросам государственной службы. Основным нормативным актом в этой сфереявляется Временное положение о государственных служащих, принятое ГоссоветомКНР в 1993 г. Положение предусмотрело набор служащих по результатам экзаменов,четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодическихаттестаций, отвод от должности (например, из-за родственных связей в аппарате),ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд актов, его конкретизирующихи развивающих.
Таким образом, КНР идетпутем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, впервую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным иприспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизацияинститутов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейсяполитической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования.Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования,основанной на административно-командных методах.