ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКЕ
Талдыкорган, 2009
Содержание
1 Общая часть
1.1 Ознакомление с хозяйственной деятельностьюпредприятия
1.2 Основы построения бухгалтерского учета, экономического анализаи аудита
2 Финансовыйучет, анализ и аудит
2.1 Учет анализ и аудит основных средств и нематериальныхактивов
2.2 Учет, анализ и аудит товарно-материальных запасов
2.3Учет, анализ и аудит денежных средств
2.4Учет, анализ и аудит дебиторской задолженности
2.5 Учет, анализ и аудитобязательства
2.6 Учет, анализ и аудиттруда и его оплаты
2.7 Учет, анализ и аудитдоходов и расходов
2.8Финансовая отчетность: методика составления, анализ и аудит
Вывод
1. Общая часть
1.1 Ознакомление с хозяйственнойдеятельностью предприятия
С целью закрепления и расширениятеоретических и практических знаний, приобретения более глубоких практическихнавыков по специальности проведена производственная практика в ТФ ТОО «Нар Ойл»с 19 января 2009 г. по 14 марта 2009 г. В процессе прохождения практики изученадеятельность предприятия, проведен анализ важнейших показателей деятельностипредприятия на основании изучения таких основных источников, как учетнаяполитика предприятия, хозяйственные договора, бухгалтерская отчетность и др.
При изучении основ учетной политикипредприятия принимались во внимание формы бухгалтерского учета, степеньавтоматизации учетных работ. Изучая организацию труда на предприятии, проведеноознакомление со штатным расписанием, должностными инструкциями,профессионально-квалификационным уровнем работников. Изучены формы и системыоплаты труда, порядок премирования, действующий на предприятии. При анализепроизводственной программы предприятия учтены показатели объема производства,ассортимента, качества продукции. Особое внимание уделено таким факторам, какобеспеченность трудовыми ресурсами, предметами труда и эффективности ихиспользования, технической оснащенности предприятия и рациональностииспользования основных средств.
Проведен анализ затратна производство, себестоимости продукции, ценовой политики. Сделаны выводы дляпринятия управленческих решений. Изучен порядок расчета и уплаты налогов исборов в соответствующие бюджеты: республиканский областной и местный. Впроцессе прохождения производственной практики были получены следующие навыки:самостоятельная работа с учредительными документами; уставом организации,учредительным договором; изучение таких основных источников информации, какхозяйственные договора, договора поставки продукции, нормативно-справочныематериалы и др. Для изучения организации бухгалтерского учета на ТФ ТОО «НарОйл» использовались кредитные соглашения, различная бухгалтерская отчетность:форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах и ихиспользовании», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Дана общая оценкафинансового состояния предприятия: платежеспособности, устойчивости,оборачиваемости средств. Даны рекомендации по использованию результатов оценкив управлении предприятием.
ТФ ТОО «Нар Ойл» основано в 2003 г. ТОО «Нар Ойл» зарегистрированоУправлением юстиции г. Талдыкоргана 04.08.2003 г. (свидетельство о регистрации№ 1287-1907-Ф-л). Форма собственности – частная.
РНН 092200212963, присвоен НК г. Талдыкорган свидетельствомналогоплательщика РК от 26.02.2001 г. № 0020084, серия 45.
В качестве плательщика налога на добавленную стоимостьзарегистрирован 13.08.2003 г. НК г. Талдыкоргана (свидетельство № 0035776,серия 09).
Местонахождение офиса ТОО«Нар Ойл»: РеспубликаКазахстан, Алматинская область, г. Талдыкорган, ул Биржан сал д. 125.
Согласно уставу основными видами деятельности являются реализациягорюче смазочных материалов (ГСМ).
Целью ТОО«Нар Ойл» является извлечение дохода от основнойдеятельности и использование его в интересах учредителей ТОО.
ТОО«Нар Ойл» имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютныесчета, печать с указанием своего наименования на государственном и русскомязыках.
Средняя численность работников ТОО«Нар Ойл», согласно штатнойрасстановке, составляет 110 человек.
Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции (должностнымилицами), являются:
— директор ТОО«Нар Ойл»;
заместитель директора.
В сегодняшнейобстановке всеобщей конкуренции от руководства ТФ ТОО «Нар Ойл» требуется,чтобы их организация работала как можно эффективнее и производительнее, чем ееконкуренты. Для проведения анализа эффективности управления предприятиемизучены основные функции органов управления: планирование, учет, контроль,анализ, регулирование, стимулирование. Чтобы принять управленческое решениеруководитель должен располагать соответствующей информацией, аналитическиобработанной.
Конкретнаяответственность за общее руководство трудовыми ресурсами на ТФ ТОО «Нар Ойл» возложенона профессионально подготовленных работников отдела кадров. Для того, чтобы этиспециалисты могли активно содействовать реализации целей предприятия, онииспользуют не только знания и компетенцию в своей конкретной области, но ирегулярно осведомляются о нуждах руководителей низшего звена.
Напредприятии существует необходимый резерв кандидатов на многие должности испециальности. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию,текучесть, увольнение в связи с истечением срока договора найма, расширениесферы деятельности предприятия.
Отдел кадров ТФТОО «Нар Ойл» разрабатывает структуру заработной платы работников предприятия.Учитываются условия на рынке труда, производительность и прибыльностьпредприятия. Среднемесячная зарплата на одного работника составляет 35 000тенге.
Помимо заработной платыпредприятие предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы:оплаченные отпуска, больничные листы, пенсионное обеспечение. Кроме того,выдаются ссуды с пониженной процентной ставкой, предоставляются юридическиеуслуги. К праздникам выплачиваются единовременные поощрения или делаются подарки.Также выплачиваются денежные пособия на погребение (в размере 10 минимальныхоплат труда), на рождение ребенка и материнскую помощь (в размере 15минимальных оплат труда).
В целяхсовершенствования организации труда в ТФ ТОО «Нар Ойл» проводится расширение объемаи обогащение содержания работы персонала.
1.2 Основы построения бухгалтерскогоучета, экономического анализа и аудита
Основными функциямибухгалтерскими учета являются: формирование достоверной информации охозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой дляоперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами,покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и инымизаинтересованными лицами; обеспечение контроля за наличием движения имущества ииспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии сутвержденными нормами, нормативами и сметами; предупреждение негативных явленийв финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизациявнутрихозяйственных ресурсов. Система бухгалтерского учета на предприятии иработа бухгалтера организуется в соответствии с Положением по ведениюбухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан.
За времяознакомительной практики я получила навыки составления бухгалтерских документов,в том числе, бухгалтерского отчёта, форм №1 и №2, первичных документов (счёт-фактура,расходный и приходный ордера, сопроводительные документы, накладные и т.д.), вычисленияамортизационных отчислений, учётом кассовых операций.
Ежегодно издается приказ об учетной политикепредприятия на основании Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности» от26.02.2007 г. и «Национальным стандартом финансовой отчетности» №2, утвержденным приказом Министра финансов РК от 21.06.2007 г. № 217. Учетная политикасоставлена на основе допущений, что:
а) для Талдыкорганского филиала ТОО «Нар Ойл» она являетсявнутренним нормативным документом, определяющим единую совокупность принципов,правил организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
б) активы и обязательства ТОО «Нар Ойл» существуютобособленно от активов и обязательств собственников ТОО (допущениеимущественной обособленности);
в) факты хозяйственной деятельности ТОО относятся к томуотчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами(допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
г) ТОО «Нар Ойл» действует и будет действовать в обозримомбудущем;
д) принятая ТОО«Нар Ойл» учетная политика применяетсяпоследовательно из года в год.
В случае изменения учетной политики применяется перспективныйспособ отражения изменений, то есть новая учетная политика будет применяться ксобытиям и сделкам, происходящим после даты ее изменения. Пересчет предыдущихфинансовых отчетов и пересчет суммарного эффекта от изменений в учетнойполитике ТОО в отчете о доходах и расходах за текущий период не производится.
При разработке учетной политики были применены концепция иосновные принципы, указанные в разделе 2 НСФО № 2.
При этом каждый финансовый год начинается с 1 января изаканчивается 31 декабря.
Учет основных фондов обусловлентребованиями экономики производства. Доля основных фондов в общем объемесредств, находящихся в распоряжении «Нар Ойл», достигает 70% и более. Учетосновных фондов производится в натуральной и денежной формах. Учет с помощьюнатуральных показателей осуществляется отдельно для каждой группы средств вразделе инвентарных объектов. Учет в денежной форме проводится для определенияобщей величины основных фондов, их динамики, структуры, расчета амортизационныхотчислений, экономической эффективности капитальных вложений, без чегоневозможно судить о состоянии экономики предприятия.
Первоначальная стоимость основных фондов,поступивших за счет капитальных вложении предприятия, включает фактическиезатраты на их сооружение или приобретение, расходы на доставку и установку. Напредприятии производится периодическая переоценка основных фондов и определениеих восстановительной стоимости, соответствующей реальным экономическимобстоятельствам. Индексы пересчета различаются по видам основных фондов и могутзависеть от сроков создания, строительства или приобретения основных фондов.
Одним из основныхналогов, уплачиваемым ТФ ТОО «Нар Ойл», является НДС, исчисляемый отналогооблагаемой прибыли в республиканский и местный бюджеты. Выплаты НДСопределены за вычетом возврата данного налога по приобретенным материальнымценностям в соответствии с действующей на данной момент нормативной базой.Кроме того, предприятие выплачивает экспортные и импортные таможенные пошлины,платежи за землю, экологический сбор, налог на недвижимость, местные налоги исборы, подоходный налог с граждан и другие налоги.
Предприятиепроводит регулярные отчисления на социальные нужды во внебюджетные социальныефонды. В пенсионный фонд отчисляется 10% от начисленной суммы оплаты труда, вфонд социального страхования – 3%, в фонд обязательного медицинскогострахования – 3,6%, в фонд занятости – 1,5%.
Финансово-хозяйственнаядеятельность складывается из формирования источников, необходимых длядеятельности, а также размещения привлеченных и сформированных средств:создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализациипродукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иныехозяйственные операции.
Самопредприятие анализируют свою работу для улучшения показателей своейдеятельности. Планово-экономический отдел анализирует показателистатистического учета: производительность труда, численный состав работающих,среднюю заработную плату, использование оборудования, текучесть рабочей силы,подготовку кадров и пр. Главная бухгалтерия анализирует показателибухгалтерского учета: себестоимость, фонд заработной платы, материальноеснабжение, реализацию продукции рентабельность финансовое состояние.
Источникамианализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности:отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2),отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данныепервичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают идетализируют отдельные статьи баланса. Исходными материалами для анализа служатмесячные и квартальные планы, суточные и сменные отчеты АЗС, акты ревизии.
Издержки предприятиясостоят из всей суммы расходов предприятия на реализацию. Эти издержки,выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частьюстоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива,электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработнаяплата производственного персонала и прочие денежные расходы. В ТФ ТОО «Нар Ойл»в затратах на оборудования и основных материалов составляет 86%, а заработнойплаты с отчислениями на социальное страхование – около 9%.
Существенное влияние науровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Анализзатрат в ТФ ТОО «Нар Ойл» проводится систематически в течение года в целяхвыявления внутрипроизводственных резервов их снижения. Производственные затратырассчитываются на базе плановой нормативной производственной себестоимостипроизводства.
Для анализа уровня идинамики изменения стоимости продукции на ТФ ТОО «Нар Ойл» используется рядпоказателей. К ним относятся: смета затрат на реализацию, себестоимостьтоварной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарнойпродукции и затраты на один тенге товарной (реализованной) продукции.
Решающим условиемснижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новойтехники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов,совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материаловпозволяют значительно снизить себестоимость продукции.
2 Финансовый учет, анализи аудит
2.1 Учет, анализ и аудитосновных средств и нематериальных активов
К основным средствамотносятся материальные активы,используемые ТОО «Нар Ойл» для производства или поставки товаров и услуг, длясдачи в аренду другим компаниям или для административных целей и которые, какожидается, будут использованы в течение более одного отчетного периода (более 1года).
Признание объекта основных средств активом предусматриваетвыполнение одновременно двух условий:
а) наличие высокой уверенности в том, что ТОО получитсвязанные сактивом экономические выгоды;
б) надежность оценки себестоимости актива для ТОО.
Классификация и группировки.
Для целей составления финансовой отчетности ТОО применяетследующую классификацию по группам:
— земля;
— здания и сооружения; машины и оборудование;
— транспортные средства;
— прочие основные средства (офисное оборудование, мебель,инструмент, производственный инвентарь и принадлежности).
Земля и здания являются отделимыми активами и учитываются отдельно,даже если они приобретаются вместе.
К производственному инвентарю и принадлежностям относятся предметыпроизводственного назначения, которые служат для облегчения производственныхопераций во время работы и имеют длительный срок службы.
При первоначальном признанииобъект недвижимости, зданий иоборудования оценивается по фактической (первоначальной) себестоимости,включающей в себя все фактически произведенные затраты по возведению илиприобретению актива. В фактическую стоимость основных средств включаются всенеизбежные затраты до момента приведения актива в состояние готового кэксплуатации.
После первоначального признания в качестве актива объект основныхсредств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетомнакопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разныйсрок полезной службы, каждая часть учитывается как самостоятельное основноесредство.
Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждомуинвентарному объекту присваивается соответствующий инвентарный номер, которыйсохраняется на весь период его нахождения в ТОО.
В случае выбытия основного средства инвентарный номер неприсваивается вновь поступившим основным средствам в течение 5 лет.
Амортизация основных средств. В целях определениясрока полезного использования объекты основных средств объединяются вамортизационные группы.
Размер амортизационных отчислений по основным средствамопределяется следующими показателями:
1. первоначальнойстоимостью основных средств;
2. срокомполезного использования;
3. методомначисления амортизации.
Срок полезного использованияопределяется ТОО «Нар Ойл»при признанииобъекта активом (при зачислении на баланс).
Начисление амортизации производится прямолинейным методом списаниястоимости с использованием следующих сроков полезногоиспользования (см. табл. 1):
Таблица 1Амортизационная группа Срок полезного использования (лет) Годовая норма амортизации (%) Здания 25 4,0 Сооружения 20 5.0 Машины и оборудования 10 10 Транспортные сродства 7 14,3 Компьютеры 4 25 Копировально-множительная техника 5 20 Мебель 10 10 Оборудование административных помещений 10 10 Прочие принадпежности 10 10
Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным вэксплуатацию, начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода, повыбывшим — прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Амортизация не прекращается, когда актив начинает простаивать иливыводится из активной эксплуатации, за исключением случая, когда активполностью амортизирован.
Амортизационные отчисления за каждый период признаются ТООвкачестве расхода. Пересмотр сроков полезного использования объектов и методаамортизации.
Срок полезного использования объектов основных средствпересматривается, как минимум, на каждую годовую отчетную дату, и если ожиданияпо использованию объекта значительно отличаются от предыдущих оценок,амортизационные отчисления за последующие периоды корректируются.
Расчет амортизации в случае изменения (увеличения) первоначальнойстоимости производится исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной навеличину последующих затрат. При этом амортизация начисляется исходя изоставшегося пересмотренного срока полезного использования объекта основныхсредств. Метод расчета амортизации по объектам ОС может также пересматриватьсяруководством ТОО, если наблюдались существенные изменения в ожидаемом характерепотребления экономических выгод от использования объекта ОС. Подобные измененияв методе расчета амортизации должны учитываться перспективно.
Обесценение основных средств.
ТОО на каждую годовую отчетную дату оценивает наличие любыхпризнаков, указывающих на возможное обесценение актива. В случае существованиялюбого такого признака ТОО производит расчетную оценку справедливой стоимостиактива за вычетом затрат на продажу. Убыток от обесценения признается вслучаях, когда чистая балансовая стоимость актива превышает его возмещаемуюстоимость. Возмещаемая стоимость актива определяется как наибольшее из величин:чистой продажной стоимости и ценности его использования.
Выбытие основных средств.
Объект основных средств перестает учитываться на балансе ТОО приего выбытии или в том случае, когда принято решение о прекращении использованияактива, и от его выбытия далее не ожидается экономических выгод.
Выбывающие основные средства списываются с баланса вместе с ранееначисленным износом.
Счета учета.
2410 Основные средства
2411 Амортизация основных средств
2430 Убыток от обесценения основных средств
Раскрытие информации в отчетности.
При представлении финансовой отчетности относительно основныхсредств ТОО раскрывает следующую информацию:
• валовая балансоваястоимость;
• используемые методыначисления амортизации;
• применяемые срокиполезной службы или нормы амортизации;
• валовая балансоваястоимость и накопленная амортизация (в совокупности с накопленными убытками отобесценения) на начало и конец отчетного периода.
Учет нематериальных активов (НМА)
Классификация и группировка
К нематериальным активам относятся объекты, не имеющиематериально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку,используемые в хозяйственной деятельности ТОО в течение длительного времени(более одного года) и приносящие доход.
Нематериальные активыпервоначально оцениваютсяпо себестоимости (фактической стоимости), с начислением амортизациипрямолинейным методом, исходя из срока их полезного использования.Ликвидационная стоимость нематериальных активов принимается равной нулю. Срокполезного использованиянематериальных активов определяется экспертнойкомиссией ТОО с учетом будущих экономических выгод и утверждается директоромТОО при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Срок полезной службы не долженпревышать 10 лет с того момента, когда актив готов к использованию. Амортизируемаястоимость нематериальных активов списывается на систематической основе втечение наилучшей оценки срока полезной службы. Списание и выбытиенематериальных активов. Нематериальный актив списывается с бухгалтерскогобаланса ТОО при его выбытии или если не ожидается получение экономических выгодот его использования.
Выбытие НМА оформляется актом на списание произвольной формы. Актподписывается членами центральной инвентаризационной комиссии ТОО иутверждается директором.
Операции, связанные с нематериальными активами, отражаются наследующих счетах:
2730 Прочие нематериальные активы
2740 Амортизация прочих нематериальных активов
2.2 Учет, анализ и аудит товарно-материальныхзапасов
Запасы. Для целей составления финансовой отчетности ТОО применяетследующую группировку запасов.
Сырье и материалы — включает в себя материальные ценности,предназначенные для использования в производственном процессе со срокомполезного использования менее 12 месяцев. Данная группа подразделяется наследующие подгруппы:
— Сырье и материалы.
— Топливо.
– Тара и тарные материалы.
– Покупные полуфабрикаты икомплектующие изделия.Инвентарь и хозяйственные принадлежности.
– Запасные части.
– Строительные материалы.
– Прочее сырье и материалы.
– Запасы в пути.
– Запасы, переданные впереработку.
– Запасы, переданные на ответственное хранение.
Товары, закупленные и хранящиеся для продажи, — товары,изделия, сырье, материалы и т.п., изначально приобретенные для реализации насторону. Если приобретенные запасы предполагается продавать в переработанном(измененном) виде, то они подлежат принятию к учету в качестве материалов:
1) незавершенное производство;
2) прочие вспомогательные материалы.
Аналитические признаки по видам запасов должны обеспечить получениеследующей информации из информационной системы:
Аналитический учет движения запасов ведется поколичественно-суммовому методу по каждому балансовому счету иматериально-ответственным лицам.
Затраты на переработку включают затраты, непосредственно связанныес переработкой отпущенного в производство сырья, а именно:
• производственные прямыезатраты по переработке — затраты, непосредственно связанные с единицамипроизводимой продукции или оказываемыми услугами.
• производственные накладныезатраты — затраты, которые не могут быть напрямую отнесены на стоимостьпроизводимого продукта, но имеютместо при переработке запасов в готовуюпродукцию (например, затраты вспомогательных производственных цехов, затраты поаренде производственных помещений, потребляемая электроэнергия). Источникамипоступления и причины выбытия товарно-материальных запасов бывают самыеразличные. Это можно увидеть на рисунке 1.
/>
Рисунок 1. –Движение запасов
Первичныедокументы по движению товарно-материальных запасов играют важную роль ворганизации материального учета. Документальное оформление всех происходящих впредприятии хозяйственных операций, связанных с движением товарно-материальныхзапасов, позволяет организовать систематический контроль за сохранностью наскладах и у материально-ответственных лиц. Рационально разработанная первичнаядокументация и схема документооборота по учету запасов дают возможностьполучать необходимую информацию для оперативного руководства компанией иосуществлять как предварительный, так и последующий контроль за ихиспользованием.
Приобретениеи заготовление материалов отражается в бухгалтерском учете на основанииприходных документов и платежных требований поставщиков по кредиту счета 3310«Краткосрочная кредиторская задолженность с поставщиками и подрядчиками» накотором осуществляются синтетический и аналитический учет расчетов споставщиками.
Со склада в бухгалтерию поступают все приходные и расходныедокументы. После всесторонней их проверки, прежде всего, производят оценкупринятых и отпущенных материалов по учетной цене (таксировка документов).Проверенные документы подвергают раздельной группировке в трех направлениях,отраженных на рисунке 2.Документы Приходные Расходные 1. По складам и материально ответственным лицам 2. По группам или видам материалов 3. По поставщикам и другим источникам поступления 3. По объектам калькуляции и объектам других затрат
Рисунок 2 — Группировка приходных и расходных документовбухгалтерией предприятия
Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтериисовмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками вжурнале-ордере № 6 или в заменяющих его компьютерных распечатках.
Формирование полной себестоимости приобретаемыхзапасов осуществляетсянепосредственно на синтетических счетах по учету запасов. Так как все расходыпо приобретению запасов к моменту их оприходования уже оплачены, операций поподготовке запасов к использованию после оприходования не требуется, то запасысразу принимаются к учету по полной себестоимости с добавлением к ценеприобретения всех возникающих затрат. Для оценки себестоимости запасовиспользуется метод средневзвешенной стоимости, независимо от группы запасов.
В финансовой отчетности запасы оцениваются понаименьшей из двух величин: себестоимости и цены продажи за вычетом возможныхзатрат на завершение и сбыт. Пересмотр чистой стоимости продажи всех запасовпроизводится в каждом отчетном периоде (в конце года).
В финансовой отчетности запасы отражаются пофактическойсебестоимости за вычетом созданных резервов под обесценение.
Оформление операций по поступлению запасов.
На запасы, поступающие по договорам купли-продажи от поставщиков(грузоотправителей), должны быть расчетные документы (счет-фактура, товаротранспортнаянакладная, таможенная декларация и т.п.) и сопроводительные документы(спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т.п.). При приемке запасыподвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту,количеству и качеству, указанному в расчетных и сопроводительных документах.
Все поступившие материальные ценности должны быть оприходованы втечение 24 часов на базисные (центральные) склады.
Запасы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения(весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измеренияустанавливается учетная цена.
Если запасы поступают в единице измерения, отличной отутвержденной для группы (подгруппы) запасов, то производится пересчет единицизмерения.
В этом случае составляется акт о переводе единиц измерений, вкотором указываются количество материала в единице измерения, по которойматериал будет отпускаться со склада. Одновременно определяется учетная цена вновой единице измерения.
Запасы, принадлежащие ТОО, но находящиеся в пути(переход права собственности), в конце месяца отражаются в бухгалтерском учетев оценке, предусмотренной договором. Материалы, закупленные подотчетными лицамиТОО, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится вобщеустановленном порядке на основании оправдательных документов,подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, акты закупа и т.п.), которыеприкладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
На фактически израсходованные запасы получатель запасов составляетакт на списание ТМЗ, в котором указывается наименование, количество, учетнаяцена и сумма по каждому наименованию, вид работ или наименование заказа(изделия), на которые они израсходованы.
Списание отпущенных в производство запасов производитсянепосредственно на счета издержек производства с подотчетаматериально-ответственных лиц цехов. Инвентарь, инструмент, спецодежда исредства индивидуальной защиты, независимо от срока полезного использования,при принятии к учету на склад признаются запасами. В момент выдачи их со складав эксплуатацию (носку) их стоимость относится единовременно на расходы. Попредметам, списанным на издержки производства, должен быть заведен оперативныйучет по местам эксплуатации и материально-ответственным лицам, в количественномвыражении, в соответствии с установленными нормами и сроками носки илииспользования. Для этого используются инвентарные книги или описи.
При передаче запасов на ответственное хранение,реализациюили в переработку ТОО продолжает нести все риски, связанные свладением и использованием данного имущества, поэтому эти запасы не исключаютсяс балансовых счетов ТОО.
Инвентаризационные описи составляются отдельно по каждому цеху, суказанием наименования заказов, стадии или степени их готовности, количестваили объема.
Счета учета 1310 Сырье и материалы 1320 Готовая продукция 1330 Товары
1340 Незавершенное производство
1350 Прочие запасы
1360 Резерв по списанию запасов
Требования к раскрытию в отчетности. В финансовой отчетности в обязательномпорядке должны раскрываться:
— учетная политика, принятая для оценки запасов;
— общая балансовая стоимость запасов и в разрезе по синтетическимсчетам (на складах, в производстве);
— балансовая стоимость запасов, учтенных по справедливой стоимостиза вычетом затрат на продажу;
— балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве.
Анализ товарных запасовосуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной и статистическойотчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов материальноответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований и т.д.
Финансово-экономическийанализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; еслион основан на данных только бухгалтерской отчетности — внешний анализ;внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализомэффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота иприбыли и т.п. Одним из основных видов активов в коммерческом предприятии ТОО «Нар Ойл» за 2006-2008гг. являются товарно-материальныезапасы, а именно материалы и товары, предназначенные для реализации. Этот видактивов имеет непосредственное отношение к производственному процессу ипринимает участие в производственном цикле, а, следовательно, входят в составоборотного капитала. Рассмотрим динамику состава и структуры активов ТОО «НарОйл» за 2006-2008 гг.втаблицах 2, 3.
Таблица 2 -Динамика состава иструктуры активов ТОО «Нар Ойл» за 2006-2008 гг., тыс. тенгеАктивы 2006 г 2007 г 2008 г
Изменен 2008 г к 2007 г
(+: -)
тыс. тг.
Изменение 2008 г к 2007 г
% тыс. тг. в% к итогу тыс. тг. в% к итогу тыс.тг в% к итогу Из баланса Гр.1 х 100 /итог гр.1 Из баланса Гр.1 х 100 /итог гр.3 Из баланса Гр.3 х100/ итог гр.5 Гр. 5 – гр. 3 Гр.5*100/гр.3 1 2 3 4 5 6 7 8 Долгосрочные активы Нематериальные активы 224,3 11,09 236,7 10,75 237,40 12,2% 0,7 100,3 Основные средства 1798,9 88,91 1965,9 89,25 1700,58 87,8% 45,6 102,3 Итого: 2023,2 100 2202,6 100 1937,98 100 46,3 102,1 Оборотные активы Товарно-материальные запасы: Товары 978,2 42,36 980,3 40,4 457,30 43,1% 719,4 173,4 материалы 180,8 7,83 290,4 12 315,50 29,7% 25,1 108,6 Дебиторская задолженность 200,5 8,68 233,7 9,6 35,50 3,3% 726,9 411,0 Деньги на расчетном счете 950 41,13 921 38 252,40 23,8% 210 122,8 Итого: 2309,5 100,00 2425,4 100 1060,70 100 Всего: 4332,7 4497,9 2998,68
Таблица 3 — Анализ структуры дохода от реализации продукции (товарно-материальных запасов) ТОО«Нар Ойл» за 2006-2008 гг., тыс.тенге.№ п/п Наименование товаров Годы Изменение 2008 г. в % к уровню /> 2006 г. 2007 г. 2008 г. /> 2006 г 2007 г /> 1
Бензин Аи-93 14050 13134 14297 101,8 108,9 /> 2
Бензин Аи-92 7200 7231 6876 95,5 95,1 /> 3
Бензин Аи-80 6950 7095 8457 121,7 119,2 /> 4 Итого, доход от реализации продукции 28200 27460 29630 105,1 107,9 />
Обеспеченностьтоварно-материальных запасов собственными оборотными средствами — это частноеот деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов, т.е.показатель того, в какой мере материальные запасы покрыты собственными источникамии не нуждаются в привлечении заемных. Считается, что нормативное его значениедолжно быть не менее 0,5.
Рисунок 3. — Структуратоварно-материальных запасов
/>
В общей структуре товарови товарно-материальных запасов ТОО «Нар Ойл» преобладают Аи- 93 (рисунок 3.)
В таблицах 1 и2 проведен анализ показателей финансовой устойчивости предприятия и анализуровня рентабельности исходя из данных.
Из расчетов видно, чтокоэффициенты маневренности, автономии, обеспеченности запасов собственнымиисточниками соответствуют существующим нормативам, а коэффициент соотношениясобственных и заемных средств и коэффициент обеспеченности запасов собственнымиисточниками намного выше нормативов. Положение предприятия устойчивое,банкротство маловероятно.
2.3 Учет, анализ и аудит денежных средств
Денежныесредства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 1000«Денежные средства». В дебет его записывают поступление денежных средств вкассу, а в кредит — выбытие денежных средств из кассы.
К счету 1000«Денежные средства» могут быть открыты субсчета:
1010«Денежные средства в кассе в тенге» — учитывают денежные средства в кассе.
1030«Денежные средства в пути в тенге» — учитывают наличие и движение денежныхсредств в кассах.
1070«Денежные средства на специальных счетах». — учитывают оплаченные госпошлины идругие денежные документы.
Для учетакассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формыпервичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (формаКО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), журнал регистрации приходных ирасходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книгаучета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).
Поступлениеденег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовымиордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами и прописью. Приходныеордера подписывает главный бухгалтер, а расходные — руководитель организации иглавный бухгалтер.
Приходные ирасходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией вжурнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все операции попоступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу,которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью.Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителейорганизаций и главного бухгалтера.
Контроль заправильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтераорганизации.
Синтетическийучет денежных средств осуществляется в журнале-ордере № 1.
Анализденежных средств проводится по организации в целом, по основным видам еехозяйственной деятельности, по отдельным структурным подразделениям. Для этогорассматривается динамика объема положительного денежного потока организации поотдельным источникам. При этом темпы прироста положительного денежного потокасопоставляются с темпами прироста организации, объемов производства иреализации продукции. Особое внимание уделяется изучению соотношенияпривлечения денежных средств за счет внутренних и внешних источников, выявлениюстепени зависимости развития организации от внешних источников финансирования.
Движениеденежных средств охватывает период между уплатой денег за сырье, материалы(товары) и поступлением денег от продажи готовой продукции.
Анализдвижения денежных средств по видам деятельности проводится по данным формы № 4«Отчет о движении денежных средств» и бухгалтерского учета (обороты посинтетическим счетам) двумя методами — прямым и косвенным.
Недостатокпрямого метода в том, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансовогорезультата и изменения денежных средств на счетах предприятий. Например, какобъяснить, что предприятие имеет прибыль и не имеет денежных средств на счетах,и наоборот, при убытке у него наличие денежных средств? Для выявления причинтаких расхождений проводят анализ движения денежных средств косвенным методом,суть которого — преобразование величины прибыли в величину денежных средств.
Денежныесредства являются частью оборотных активов организации, без которых невозможнаее операционная и инвестиционная деятельность. В то же время денежные средства— это единственный абсолютно ликвидный актив, который не приносит дохода, когдаэти средства не работают. При наличии на счете очень большого количестваденежных средств у организации возникают издержки неиспользованныхвозможностей, или упущенная выгода, или вмененные издержки. При слишком маломзапасе денежных средств у организации возникают издержки по пополнению этогозапаса, которые называются также издержками содержания.
Минимальныеобщие издержки получаются при пересечении кривых двух видов издержек. В этойточке издержки неиспользованных возможностей и коммерческие издержки равны. Этоплановое сальдо денежных средств, и именно его фирма должна пытатьсядостигнуть.
Существуетнесколько моделей, позволяющих найти такую оптимальную сумму. Простоту вприменении модели обеспечивают два допущения: чистый отток одинаков за каждыйдень и величина его известна.
Аудиторскаяпроверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковскихи валютных операций. Операции, связанные с движением денежных средств, должныпроверяться сплошным методом.
При ревизииопераций с денежными средствами используется нормативно-справочная информация.Источником информации является такая фактографическая информация: первичныедокументы, регистры бухгалтерского учета и отчетность, а также информация,полученная аудиторами в процессе аудита.
Нормативно-правовыеакты, регулирующие операции с денежными средствами, в основном носятмежотраслевой характер. Кроме того, в информационных целях используютсяведомственные нормативные документы, регулирующие кассовые операции и имеющиеотраслевые особенности, например, по инкассированию торговой выручки, поналичию центральных (главных) касс и операционных касс в торговых предприятиях,по эксплуатации контрольно-кассовых машин и т.д.
Кроме того, вкачестве источников информации используются первичные документы по учетукассовых и банковских операций, регистры бухгалтерского учета по счетам: 1010«Денежные средства в кассе в тенге», 1030 «Денежные средства в пути в тенге»,1070 «Денежные средства на специальных счетах».
Используетсятакже отчетность о движении денежных средств, отчет о доходах и расходах отчето капитале.
Аудиторскаяорганизация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоватьсяправилами (стандартами) аудиторской деятельности.
2.4 Учет, анализ и аудит дебиторскойзадолженности
Дебиторскаязадолженность ТОО подразделяется на торговую(связанную с обычной деятельностью) и неторговую (прочую).
Торговая дебиторская задолженность первоначально признается посправедливой стоимости и впоследствии оценивается по амортизированной стоимостис использованием метода эффективной ставки процента за минусом резерва посомнительным требованиям.
Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков.
К краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиковотносятся операции по расчетам с покупателями и заказчиками за реализованнуюпродукцию и оказанные услуги сроком до одного года выполненные работы и прочаякраткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков (в том числеавансов).
Дебиторская задолженность признается только тогда, когдапризнается связанный с ней доход (переход права собственности по условиямдоговора).
Реализация продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг)производится на основании соответствующих договоров между юридическими(физическими) лицами.
Денежные скидки (скидки с цены, скидки за оплату в срок и т.д.)должны быть предусмотрены в договорах.
Документом, подтверждающим отпуск товаров (продукции, работ,услуг), является накладная или акт выполненных работ, на основании которых ТООвыписывается счет-фактура.
Дебиторская задолженность покупателей учитывается по сумме,указанной в первичных бухгалтерских документах (актах, счетах-фактурах),предъявленной к оплате.
Расчеты между продавцом и покупателем могут производиться вналичной и безналичной формах.
Резерв по сомнительным требованиям.
Резерв по сомнительным требованиям по дебиторской задолженностисоздается, когда существует объективное доказательство того, что ТОО не сможетвернуть все суммы к получению согласно первоначальным условиям дебиторскойзадолженности.
Резерв по сомнительным требованиям создается на основе результатовинвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце отчетного периодапо методу процента от объема реализации, выполненных работ (оказанных услуг).
Резерв по сомнительным требованиям создается как по дебиторскойзадолженности покупателей, так и по авансам, выданным поставщикам. Процедурасоздания резерва по авансам аналогична описанной выше процедуре для дебиторскойзадолженности.
Основываясь на опыте прошлых лет (минимум три предыдущих года),подсчитывается средний процент отношения между фактическими убытками отсомнительных долгов и объемом реализации, выполненных работ (оказанных услуг).
Далее этот процент применяется к объему реализации, выполненныхработ (оказанных услуг) отчетного периода для определения резерва посомнительным обязательствам.
Списание безнадежных долгов
Безнадежным признается долг, по которому истек срок исковойдавности, установленный действующим законодательством, либо получение которогопризнано невозможным вследствие отказа суда в удовлетворении иска либовследствие неплатежеспособности должника.
Факт признания долга безнадежным должен быть подтвержденсоответствующими документами: данными инвентаризации и приказом руководителяТОО о списании безнадежного долга, решением суда, иными документами.
Безнадежные долги списываются за счет резерва по сомнительнымтребованиям. При недостаточности резерва списание происходит напрямую на счетаотчета о прибылях и убытках.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованнаяв отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может бытьперенесена на следующий отчетный период. При этом сумма вновь создаваемого резервадолжна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетногопериода.
Просроченная кредиторская задолженность подлежит списанию поистечении срока, установленного действующим законодательством, и подлежитотнесению на счет прочих доходов в отчете о прибылях и убытках.
Если дебиторская задолженность, списанная ранее, оплачена впоследующих отчетных периодах, то она признается как доход в периоде, когдапроизошла такая оплата.
Счета учета.
1210 Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей изаказчиков
1260 Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде 1280 Прочаякраткосрочная дебиторская задолженность
1290 Резерв по сомнительным требованиям
2180 Прочая долгосрочная дебиторская задолженность (авансывыданные).
Раскрытие отчетности.
Дебиторская задолженность должна быть отражена с учетом спецификидеятельности ТОО, отдельно должны быть раскрыты следующие составные частидебиторской задолженности:
расчеты с покупателями и заказчиками; — прочая дебиторскаязадолженность.
2.5 Учет, анализ и аудит обязательства
Обязательство -это существующая обязанность ТОО, возникающая изпрошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию из ТОО ресурсов,содержащих экономические выгоды.
Для целей составления финансовой отчетности ТОО применяетследующую группировку кредиторов: расчеты с поставщиками и подрядчиками поосновной деятельности и расчеты с прочими кредиторами.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Используется для отражения состояния расчетов (в том числеавансов) за полученное имущество (сырье и материалы), оказанные услуги,выполненные работы, используемые в основном производстве или работах и услугахпроизводственного характера.
Основанием для принятия на себя обязательств перед поставщикомтоваров (работ, услуг) служат договор, накладная или акт выполненных работ исчет-фактура. Договор купли-продажи со спецификацией служат обоснованиемпокупки.
Первичными документами при закупках ТМЦ являются:
а) при приобретении ТМЦ у юридических лиц, работающих пообщеустановленному режиму: счет-фактура, накладная (товарный чек), чек ККМ (приналичной форме оплаты), договор купли-продажи, грузовая таможенная декларация(при импорте)при импорте;
б) при закупке ТМЗ на рынках у субъектов, осуществляющихдеятельность на основе разового талона: закупочный акт со всеми необходимымиреквизитами, копия разового талона, служебная записка с разрешительной визойруководителя предприятия.
Расчеты по авансам полученным.
На счетах «Авансы полученные» отражаются краткосрочныеобязательства, возникающие при получении от покупателей и заказчиковпредварительной оплаты по договорам на поставку товаров или услуг (если ониподлежат урегулированию в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты).
Все остальные обязательства, связанные с полученными авансами,должны учитываться как прочие долгосрочные обязательства.
ТОО списывает кредиторскую задолженность (или часть ее) погашена,т.е. когда предусмотренное договором обязательство исполнено, аннулировано илисрок его действия истек.
При выполнении обязательств по поставке товаров или услугсоответствующая сумма списывается в дебет счета «Авансы полученные» вкорреспонденции со счетом «Задолженность покупателей и заказчиков».
Счета учета.
3310 Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам иподрядчикам
3390 Краткосрочные авансы полученные
4410 Долгосрочные авансы полученные.
2.6 Учет, анализ и аудит труда и его оплаты
Учетом трудаи заработной платы на предприятиях занимается отдел бухгалтерии по расчету сперсоналом, на малых предприятиях этим вопросом может заниматься один бухгалтер.Но, в любом случае все они опираются на законодательную основу и правилаведения учета труда и заработной платы.
Основаниемдля начисления заработной платы являются первичные документы, которые должныбыть представлены в бухгалтерию.
Это приказ оприеме на работу по условиям договора, в котором указывается должность, формаоплаты, условия премирования, особые условия; договор подряда или поручения;штатное расписание; документы, поступающие из производства – табель учетарабочего времени, карточки учета выработки, наряды на работу, акты- приемки подоговорам подряда, заявление и приказ на отпуск, карты санаторно-курортноголечения, заявления на льготы по подоходному налогу. Утвержденные руководствомпредприятия документы по системам и формам оплаты труда на этом предприятия поУчетной политике, положения о премировании. Документы, поступившие от стороннихорганизаций – исполнительные листы, кредитные обязательства. Требования уплатыстраховых взносов, решения органов опеки.
Припроведении работы по начислению заработной платы бухгалтер должен определитьисточник, и отнести затраты по оплате труда на соответствующий счет. Отнесениезатрат на себестоимость по оплате труда должно соответствовать правилам ихотнесения по Положению о составе затрат на производство и реализацию продукции(статья Затраты по заработной плате) с указанием корреспонденции счетов поучету этих затрат. ТОО «Нар Ойл» самостоятельно распределяет общий фонд оплатытруда по месяцам и кварталам, устанавливает форму оплаты труда, определяеттарифные ставки и оклады, доплаты, надбавки работникам предприятия всоответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственнойдеятельности.
Оплата труда персонала ТОО «Нар Ойл» производится в соответствии сдействующим в ТОО Положением «Об оплате труда и премирования работников»,согласно занимаемым должностям, в соответствии с заключенными индивидуальнымитрудовыми договорами.
Учет использования рабочего времени осуществляется в табеляхметодом сплошной регистрации явок и неявок на работу.
Учет выработки осуществляется с использованием различных формпервичных документов (рапорта о выработке, маршрутных листов, нарядов насдельную работу и др.).
Расчет величины заработной платы производится на основании поданныхтабелей учета рабочего времени, приказов по предприятию и других видовобосновывающих документов.
Обработанные документы группируются по категориям работающих всводной ведомости, на основании которых и производится отнесение затрат позаработной плате на соответствующие счета в бухгалтерском учете.
Краткосрочные вознаграждения работникам учитываются на основеметода начисления.
Вознаграждение списывается как расходы в отчете о доходах ирасходах и до момента оплаты отражаются как обязательство перед работником. Вмомент выплаты краткосрочного вознаграждения работнику отраженные ранееобязательства ТОО погашаются. На конец отчетного периода неоплаченный остатокпризнается краткосрочным обязательством.
Приорганизации учета заработной платы используют соответствующие сводные регистрыдвух типов – хронологические (журналы регистрации операций), систематические(ведомости, журналы-ордера).
Важным ворганизации учета труда и заработной платы является наличие правильнопоставленного аналитического учета по каждому работнику. Документы такогопорядка подлежат правильной архивной обработке и сдачи в архив на постоянноехранение в соответствии с требованиями.
Следующимэтапом работы бухгалтерской службы ТОО «»Нар Ойл» по учету заработной платыявляется начисление взносов в государственные внебюджетные фонды социальногострахования.
Бухгалтерскийучет труда и заработной платы не должен ограничиваться только системой хорошоорганизованного учета. Необходимо постоянно проводить анализ состояния оплатытруда. Этой работой на крупных предприятиях занимаются отдел труда и заработнойплаты, плановый или финансово – экономический отдел, на малых предприятиях этуработу может выполнять бухгалтер. Базой для такого анализа являются данныебухгалтерского учета по факту и плановые нормативы по оплате на единицуизделия, объем.
Анализнеобходимо делать в динамике и в соотношении доли каждого вида оплаты труда поисточникам. Формы анализа, алгоритм, параметры и методику определяет само предприятие.Особенно контролируются эти статьи на предприятиях с трудоемким циклом производства,где статья ” затраты на оплату” наиболее значимая. Систематическийанализ позволяет выявлять негативные факторы, влияющие на повышение долизаработной платы. Руководство принимает меры по устранению этих негативныхявлений. Если рост сдельного фонда, то причина может быть в низком качествеобрабатываемого материала, простои по вине организаторов или ремонтных служб,простои по внешним причинам, низкая трудовая и технологическая дисциплина,необоснованная оплата сверхурочных и т.д.
Повременнаяоплата относится по экономической характеристике к постоянным расходам и приснижении объемов производства ее доля сразу возрастает и влияет на финансовыйрезультат.
Анализпроводится по всем категориям работающих видам доплат и компенсаций, по центрамзатрат, и по центрам ответственности.
/>Управленческий анализ помогает руководствупредприятия принять соответствующие меры по устранению негативных явлений.
Нагосударственном уровне необходимо проводить анализ задолженности по выплатезаработной платы. Выявлять куда и почему отвлекаются эти средства, и приниматьрешения.
2.6 Учет,анализ и аудит доходов и расходов
Доходыорганизации в зависимости от их характера, условий получения и направлениядеятельности организации подразделяются на доходы от обычных видовдеятельности, операционные доходы и внереализационные доходы. Доходы, отличныеот доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими, к которымотносятся также и чрезвычайные доходы.
Под доходамиот обычных видов деятельности понимаются те доходы, получение которых носитосновной и регулярный характер и связано с обычнойпроизводственно-коммерческой, финансовой или инвестиционной деятельностью, еслив учредительных документах она значится как предмет деятельности организации.
Расходыорганизации в зависимости от их характера, условий осуществления и направленийдеятельности организации подразделяются на расходы по обычным видамдеятельности и прочие. В свою очередь прочие расходы состоят из операционных, внереализационных,чрезвычайных.
К расходам пообычным видам деятельности относятся затраты, связанные с приобретением сырья,материалов, товаров и иных МПЗ, возникающие в процессе переработки (доработки)МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работи оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с продажей(перепродажей) товаров (на содержание и эксплуатацию ОС и иных внеоборотныхактивов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческиерасходы и др.).
Аудиторскаяпроверка доходов и расходов начинается с общего обзора отчетных форм, то естьпроводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов,отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильноесоставление баланса. В целях наиболее эффективного проведения аудита тематикуаудита составляют в следующей последовательности:
1) Аудитрасходов
2) Аудитдоходов.
3) Составлениезаключения по результатам аудита.
Выполнениеаудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачиаудиторского заключения или другого официального документа, если иное непредусмотрено в договоре.
Аудиторскоезаключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов идолжно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждениядостоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетностизаказчика. Не менее тщательно следует проверить статью «Доход от основнойдеятельности». Величина дохода от основной деятельности определяется путемвычитания из валового дохода суммы общих и административных расходов, расходовна выплату процентов и расходов по реализации, в совокупности составляющихрасходы периода. В отличие от затрат на производство продукции эти расходы независят от объема производства и определены как постоянные расходы, несвязанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг, отсюда ихцелесообразно исчислять по периодам времени, а не на основе объема продукции. Хозяйствующийсубъект несет расходы периода даже в том случае, когда в течение определенногопериода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности,основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключаетсяв том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальныхзапасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуетсяпринципами осторожности, соответствия.
Расходыпериода — это показатели отчета о результатах финансово-хозяйственнойдеятельности, тогда как показатели производственных затрат сначала включаются востатки товарно-материальных запасов и отражаются как часть активовхозяйствующего субъекта в балансе, а только потом становятся показателем отчетао результатах финансово-хозяйственной деятельности. К расходам на выплатупроцентов относятся: оплата процентов по кредитам банка; оплата процентов покредитам поставщиков; расходы по выплате процентов по аренде имущества;выпущенным ценным бумагам и прочие. Аудитор должен проверить правильностькорреспонденции счетов по хозяйственным операциям, связанных с учетом расходовна выплату процентов, а также соответствие данных Главной книги журналу-ордеру№ 14. Особое внимание уделяется проверке расходов, связанных с реализациейуслуг. Заключительным показателем доходов является чистый доход, которыйопределяется суммой доходов от обычной деятельности и чрезвычайных ситуаций,под которыми понимаются события или операции, отличные от обычной деятельностиюридического лица. Предполагается, что такие события и операции не будутповторяться часто или регулярно (например, стихийные бедствия).
Наосновании данных отчетов о доходах и расходах ТФ ТОО «Нар Ойл» за 2008 год (см.таблица 4) рассмотрим их изменения в динамике за три года.Таблица 4 — Оценкауровня доходов и расходов ТФ ТОО «Нар Ойл» за 2006 -2008 гг., тыс. тенге№ п/п Наименование показателей Годы Изменение 2005г. в% к уровню /> 2003г. 2004 г. 2005 г. /> 2003г 2004г /> 1 Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) без НДС 28200 27460 29630 105,1 107,9 /> 2 Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) 21100,4 20875 22123 104,8 106 /> 3 Валовой доход 6899,6 6585 7090 102,8 107,7 /> 4 Расходы периода 6099,2 6310,9 6310,7 100,0 103,5 /> 5 Общие и административные расходы 3440 3453,5 3550,2 103,2 102,8 /> 6 Доход до налогообложения 800,4 544,1 886,2 110,7 162,9 /> 7 Чистый доход (убыток) 560,3 380,9 640,4 114,3 168,1 />
Как видно из таблицы,доход от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг предприятия в2008 году был на 5,1% больше, чем в 2006 году, и вырос по отношению к 2008 г.на 7,9%. Эти изменения объясняются более активной работой предприятия в 2008году. Себестоимость товаров и услуг в 2008 году на 4,8% больше, чем в 2006году. Валовой доход в 2006 году больше чем в 2007 г. на 589 тыс. тг., а в 2008г. валовой доход по сравнению с 2007 г. увеличился на 505 тыс. тенге. Расходыпериода в 2006 — 2008 годах составили соответственно 6099,2; 6310,9 и 3550,2тыс. тенге. В эти расходы включаются оплата труда административного иуправленческого персонала, оплата услуг связи, банковское обслуживание,аудиторские и консалтинговые услуги, командировочные расходы, налоги и другие.
Из расходовпериода расходы по реализации составили в 2006 году — 2659,2 тысяч тенге. в 2007году — 2587,4 тысяч тенге, в 2008 году –2760,5 тыс. тг. В эти расходывключаются услуги по реализации продукции: реклама, затраты на реализаци,продвижение и хранение товара, заработная плата управленческого и линейногоперсонала и другие. Чистый доход ТФ ТОО «Нар Ойл» в 2006 г. составил 560,3тысяч тенге, в 2007 г. — 380,9 тысяч тенге, а в 2008 г. — 640,4 тыс. тг.
2.8 Финансовая отчетность: методика составления,анализ и аудит
Финансовая отчетность составляется в национальной валютеРеспублики Казахстан. Состав финансовой отчетности и сроки ее предоставленияпредставлен в таблице 4.
Таблица 4 — Состав финансовой отчетности и сроки ее предоставленияНаименование формы отчетности Частота составления отчетности Бухгалтерский баланс Ежемесячно Отчет о доходах и расходах Ежемесячно Отчет о движении денег Ежеквартально Отчет об изменениях в капитале Ежеквартально Пояснительная записка К годовому отчету
Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение ТОО ипредставляет информацию об активах, обязательствах и собственном капитале.Основываясь на характере хозяйственных операций, активы и обязательства вбалансе подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Актив долженклассифицироваться как краткосрочный, когда:
— его предполагается реализовать или держать для продажи илииспользования в нормальных условиях операционного цикла ТОО «Нар Ойл»;
— он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов,не имеющих ограничений на использование.
Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.
Обязательства классифицируются как краткосрочные, когда:
— предполагается погасить в нормальных условиях операционногоцикла ТОО;
— они подлежат погашению в течение 12 месяцев с отчетной даты.
Все прочие обязательства должны классифицироваться какдолгосрочные.
Долгосрочные обязательства отражаются по дисконтированнойстоимости будущего чистого выбытия денег, которые, как предполагается,потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел.
Сумма любого обязательства, которое исключено из краткосрочныхобязательств в соответствии с требованиями учетной политики, должнараскрываться в пояснительной записке к финансовой отчетности, вместе синформацией, обосновывающей такое представление.
Отчет о доходах и расходах представлен функциональным методом анализазатрат, а именно: классифицирует расходы в соответствии с их функцией, какчасть себестоимости продаж, реализации и административной деятельности. Котчету представляется анализ доходов и расходов, используя классификацию, основаннуюна характере доходов и расходов (по основной и не основной деятельности).
Отчет о движении денег составляется прямым методом расчета, в которомпредусматривается разделение источников и направлений использования денежныхсредств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Отчетоб изменениях в собственном капитале отражает изменение чистых активов ТОО втечение отчетного периода. Эти изменения представляют собой суммарную прибыль иубытки в результате деятельности ТОО в течение периода.
В пояснительной записке к годовой бухгалтерскойотчетности ТОО представляет:
• информацию об основеподготовки финансовой отчетности и выбранной учетной политике;
• раскрытия, которыетребуются по НСФО № 2, но не представленные в финансовой отчетности;
• дополнительнуюинформацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, нонеобходима для достоверного представления.
Корректировка ошибок предыдущих периодов.
Ошибки предыдущих периодов — это пропуски или искажения в финансовой отчетностисубъекта для одного или более периодов, возникающих вследствие неиспользованиялибо использования ненадлежащим образом надежной информации, которая имелась вналичии, когда финансовые отчеты за те периоды были утверждены субъектом.
Существенной ошибкой признается сумма в размере более 2% от дохода поосновной деятельности предыдущего отчетного периода. Исправление существеннойошибки, относящейся к предыдущим периодам, производится ретроспективно в первомкомплекте финансовой отчетности, утвержденной к выпуску, после их обнаруженияпосредством корректировки входящего (начального) сальдо активов, обязательств икапитала.
Приступаяк анализу финансовой отчетности, пользователь должен быть уверен, что при еесоставлении соблюдены общие требования, предусмотренные Положением по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РК, Методическимирекомендациями о порядке формирования показателей финансовой отчетностиорганизации и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Общимитребованиями к финансовой отчетности считаются следующие:
1)В финансовую отчетность должны включатся достоверные и полные данные,сформированные исходя из правил, установленных нормативными актами побухгалтерскому учету.
Дляобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетностиорганизации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходекоторой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние иоценка.
Данныебухгалтерской (финансовой) отчетности организации должны включать показателидеятельности всех подразделений. Если выясняется недостаточность данных дляформирования полного представления о финансовом положении организации,финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, тов бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация включает соответствующиедополнительные показатели и пояснения, рекомендованные Минфином РФ.
2)Приформировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должна бытьобеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннееудовлетворение интересов одних групп пользователей финансовой отчетности переддругими.
3)Показателиоб отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственныхоперациях, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособлено в случаях ихсущественности и если без знания о них заинтересованными пользователяминевозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатовее деятельности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие можетповлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемыена основе отчетной информации. Существенной признается сумма, отношение которойк общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пятипроцентов. Организация может принять решение о применении для целей отражения вфинансовой отчетности существенной информации, отличной от вышеназванного.Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным,зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств еговозникновения.
4)Покаждому числовому показателю финансовой отчетности, кроме отчета составляемоговновь созданной организацией за отчетный период, должны быть приведены данныеминимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Организация вправераскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года.
5)Вфинансовой отчетности организация должна быть обеспечена сопоставимостьотчетных данных с показателями за предшествующий год(годы) или соответствующиепериоды предшествующих отчетных периодов. Если данные за период, предшествующийотчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названныхданных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативнымиактами по бухгалтерскому учету.
6)Вфинансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов,статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотренсоответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
7)Бухгалтерскийбаланс должен включать числовые показатели в нетто- оценке, то есть за вычетомрегулирующих величин.
8)Присоставлении финансовой отчетности должны быть исполнены требования положений побухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету пораскрытию в финансовой отчетности информации.
Основныеприемы анализа финансовой отчетности. Финансовая отчетность служит базой дляанализа финансового положения предприятия.
Цельюфинансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнениеимеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужитосновой для принятия тех или иных решений.
Выбор глубиныи масштабов анализа, а также конкретных параметров и инструментов (набораметодов) анализа зависит от конкретных задач, которые ставит перед собойпользователь с целью получения максимально возможной, полезной для негоинформации.
Для анализапоказателей финансовой отчетности используют общепринятые приемы:
· чтениеотчетности;
· вертикальныйанализ;
· горизонтальныйанализ;
· трендовыйанализ;
· расчетфинансовых показателей.
Припрохождении практики я освоила вертикальный и горизонтальный анализ финансовойотчетности. Все данные представлены в таблице 5 на основе данных финансовойотчетности ТФ ТОО «Нар Ойл» и формы № 1.
Таблица 5 Горизонтальный и вертикальный анализактивов и пассивов организации (по данным ф. 1)Показатели Остатки по балансу Темп роста (снижения),% Структура активов и пассивов,% на начало года на конец года Изменение (+, -)
на
начало года
на
конец
года Изменение (+, -) 1 2 3 4 5 6 7 8
АКТИВЫ
1. Внеоборотные активы — всего
В том числе 1314186 1805070 490884 137,35 63,6610 70,3745 6,7135 1.1. Нематериальные активы 14294 22960 8666 160,63 0,6924 0,8951 0,2027 1.2. Основные средства 1299892 1782110 482218 137,10 62,9686 69,4793 6,5107 1.3 Незавершенное строительство – – – – – – – 1.4. Долгосрочные вложения в материальные ценности – – – – – – – 1.5. Долгосрочные финансовые вложения – – – – – – – 1.6. Отложенные налоговые активы – – – – – – – 1.7. Прочие внеоборотные активы – – – – – – –
2. Оборотные активы — всего
В том числе: 750164 759880 9716 101,30 36,3390 29,6255 -6,7135 2.1. Запасы 233457 172594 -60863 73,93 11,3090 6,7289 -4,5800 2.2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 127 106 -21 83,46 0,0062 0,0041 -0,0020 2.3. Дебиторская задолженность (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) 238076 233145 -4931 97,93 11,5327 9,0897 -2,4431 2.4. Дебиторская задолженность (со сроком погашения в течение 12 месяцев) 211124 205316 -5808 97,25 10,2271 8,0047 -2,2225 2.5. Краткосрочные финансовые вложения 52150 47044 -5106 90,21 2,5262 1,8341 -0,6921 2.6. Денежные средства 15230 22036 6806 144,69 0,7378 0,8591 0,1214 2.7. Прочие оборотные активы – – – – – – – Итого активов 2064350 2564950 500600 124,25 100 100 X
ПАССИВЫ
1. Капитал и резервы — всего
В том числе 990888 1333774 342886 134,60 48,00 52,00 4,00 1.1. Уставный капитал 100 100 100,00 0,0048 0,0039 -0,0009 1.2. Собственные акции, выкупленные у акционеров – – – – – – – 1.3. Добавочный капитал 564783 564783 100,00 27,3589 22,0193 -5,3396 1.4. Резервный капитал 54 48 -6 88,89 0,0026 0,0019 -0,0007 1.5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 425951 768843 342892 180,50 20,6337 29,9750 9,3413
2. Обязательства — всего
В том числе 1073462 1231176 157714 114,69 52,00 48,00 -4,00 2.1. Долгосрочные обязательства 624262 799426 175164 128,06 30,2401 31,1673 0,9272 2.2.Краткосрочные обязательства 449200 431750 -17479 96,12 21,7599 16,8327 -4,9372 2.2.1. Займы и кредиты – – – – – – – 2.2.2. Кредиторская задолженность 448833 431354 -17479 96,11 21,7421 16,8172 -4,9249 2.2.3. Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 66 72 6 109,09 0,0032 0,0028 -0,0004 2.2.4. Доходы будущих периодов 301 324 23 107,64 0,0146 0,0126 -0,0019 2.2.5. Резервы предстоящих расходов – – – – – – – 2.2.6. Прочие краткосрочные обязательства – – – – – – – Итого пассивов 2064350 2564950 500600 124,25 100 100 Х
Анализ финансовойотчетности – один из главных видов экономического анализа – представляет собойсистему исследования финансового состояния и финансовых результатов,формирующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации вусловиях влияния объективных и субъективных факторов и получающих отражение вбухгалтерской (финансовой) отчетности.
Целью анализафинансовой отчетности является получение ключевых характеристик финансовогосостояния и финансовых результатов организации для принятия оптимальныхуправленческих решений различными пользователями информации. Пользователиинформации подразделяются на внутренних (руководители организации, менеджеры,учредители) и внешних (партнеры, инвесторы, контролирующие органы). Каждыйсубъект изучает информацию о деятельности организации, исходя их своихинтересов.
Вывод
В процессепрохождения производственной практики были получены следующие навыки:самостоятельная работа с учредительными документами: уставом ТФ ТОО «Нар Ойл»,договором; изучение таких основных источников информации, как бизнес планпредприятия, хозяйственные договора, договора поставки продукции,нормативно-справочные материалы и др. Для изучения организации бухгалтерскогоучета на научно-внедренческом предприятии использовались кредитные соглашения,различная бухгалтерская отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2«Отчет о финансовых результатах и их использовании», форма № 5 «Приложение кбухгалтерскому балансу».
Успешному прохождениюпроизводственной практики способствовало доброжелательное отношениеруководителей предприятия, помощь с их стороны, привлечение к посильной работес документацией, с персоналом фирмы.
Анализ внутренних сторонТОО выявил такие недостатки, как: отсутствие службы реализации; росткраткосрочной кредиторской задолженности за анализируемый период; недостатокрабочей силы, и как следствие, неполное использование производственныхмощностей.
Финансово — хозяйственнаядеятельность предприятия отражает все стороны производственно торговойдеятельности предприятия. Поэтому необходимо проводить анализ финансово — хозяйственной деятельности предприятия. Такой анализ был проведен на основефинансовой отчетности и других первичных бухгалтерских документов (таблица 6.)
Таблица 6 — Анализфинансово-хозяйственной деятельности предприятия№ п/п Наименование показателей Годы Отклонения в 2008 г. в % к уровню
2006 г. 2007 г. 2006 г 2007 г 1 Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) без НДС 28200 27460 105,1 107,9 2 Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) 21100,4 20875 104,8 106 3 Валовой доход 6899,6 6585 102,8 107,7 4 Расходы периода 6099,2 6310,9 100,0 103,5 5 Общие и административные расходы 3440 3453,5 103,2 102,8 6 Доход до налогообложения 800,4 544,1 110,7 162,9 7 Чистый доход (убыток) 560,3 380,9 114,3 168,1 /> /> /> /> /> /> /> />
Однако можно отметитьследующие положительные моменты в деятельности фабрики: отсутствие долгосрочныхкредитов банка и прочих долгосрочных займов; рост к 2007 г. суммы финансовыхресурсов, находящихся в распоряжении предприятия; выпуск высококачественнойпродукции по доступным ценам. Анализ финансово-хозяйственной деятельностипозволяет оценить финансовое положение ТОО как устойчивое.
Для более эффективнойработы предприятия необходимо создать отдел реализации, который бы взял на себячасть деятельности службы сбыта по изучению цен на аналогичную продукциюпредприятий-конкурентов, а также осуществлял маркетинговую деятельность попродвижению товара и разработке стратегий и планов маркетинга.