Уставныеи специализированные органы Содружества Независимых Государств:
Полномочияи порядок функционирования.
Санкт-Петербург
2004
План
Введение.
Глава I. Историческоеразвитие органов СНГ. Исполнительный Комитет.Глава II. Уставные органы СНГ.2.1. Советглав государств2.2. Советглав правительств2.3. Советминистров иностранных дел.2.4. Советминистров обороны государств-участников СНГ (СМО).2.5. Советкомандующих Пограничными войсками (СКПВ)2.6.Межпарламентская Ассамблея2.7.Экономический Суд СНГ.
Глава III. Специализированные органы СНГ.
3.1. Экономический Совет.
3.2. Органы отраслевого сотрудничества.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Образование Содружества НезависимыхГосударств и его высших органов — Совета глав государств и Совета главправительств — потребовало создания соответствующей структуры для обеспеченияих деятельности.
Понимая важность тесной интеграции во всехсферах совместной деятельности, государства — участники СНГ заявляли, в томчисле во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единогоправового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров,программ и модельных законодательных актов для правового регулированияотношений между странами в различных областях.
В результате постепенно сложилась единаясистема правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельныхзаконов), которую можно назвать «правом СНГ». Право СНГ каксовокупность норм, которые регулируют взаимоотношения между независимымигосударствами, представляет собой новый нормативно-правовой массив всовременном международном праве. Его значение подтверждается признаниемСодружества Независимых Государств как международной межгосударственнойорганизации, призванной выполнять координирующие функции в процессеэкономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности вмасштабе определенного региона.
Для осуществления вышеназванных целей вструктуре СНГ были созданы специальные органы, призванные выполнятьопределенные функции. Полномочиям и порядку функционирования уставных испециализированных органов и посвящена данная работа.
ГлаваI. Историческое развитие органов СНГ. ИсполнительныйКомитет.
Для начала, хотелось бы обратиться кисторическому развитию структуры органов СНГ.
16 января 1992 года главами государств — участников Содружества было утверждено Временное положение о Рабочей группе дляорганизационно-технической подготовки и проведения заседаний Совета главгосударств и Совета глав правительств. Ее деятельность осуществлялась подруководством Координатора, назначенного Советом глав государств. Постояннымместом пребывания Рабочей группы был определен город Минск.
Впоследствии в связи с развитиеминтеграционных процессов в Содружестве, созданием органов отраслевогосотрудничества СНГ, установлением контактов с международными организациями,необходимостью выработки рекомендаций по реализации решений высших органовСодружества на базе Рабочей группы был создан Исполнительный Секретариат СНГ.
Положение об Исполнительном СекретариатеСодружества Независимых Государств было утверждено Решением Совета главгосударств 14 мая 1993 года.
Согласно Положению об ИсполнительномСекретариате его основными функциями стали: организационно-техническаяподготовка и проведение заседаний Совета глав государств, Совета главправительств и при необходимости — других органов СНГ; рассмотрение поступающихот государств-участников Содружества проектов документов, организацияэкспертной и правовой их проработки; формирование проектов повесток днязаседаний уставных органов Содружества, разработка мероприятий по выполнению ихпоручений; содействие обмену информацией между государствами-участниками СНГ;подготовка аналитических и справочных материалов, представляющих взаимныйинтерес для стран Содружества.
Решением Совета глав правительств от 26 мая1995 года на Исполнительный Секретариат были возложены функции депозитариядокументов, принятых в рамках Содружества.
Исполнительный Секретариат возглавлялИсполнительный секретарь Содружества Независимых Государств, назначенный Советомглав государств. Он также представлял, по поручению Совета глав государств иСовета глав правительств, Содружество в его сношениях с международнымиорганизациями.[1]
Исполнительный секретарь имел заместителей,назначаемых Советом глав правительств.
Руководящие должности в ИсполнительномСекретариате занимали представители государств — участников Содружества, ааппарат в основном был представлен гражданами Республики Беларусь.
В штаб-квартире Содружества осуществляли своюдеятельность постоянные полномочные представители при уставных и других органахСодружества государств-участников СНГ. Через них Секретариат взаимодействовалсо странами Содружества по различным аспектам сотрудничества. Они участвовали ворганизации консультаций, экспертной проработке документов, формировании иобсуждении проектов повесток дня заседаний уставных органов СНГ, выработкенаиболее приемлемых форм и методов взаимодействия.
В Исполнительном Секретариате в соответствиис его функциями были образованы шесть департаментов, управление делами и другиеобеспечивающие службы.
С момента образования СодружестваИсполнительным Секретариатом подготовлено и проведено 25 заседаний Совета главгосударств и 33 заседания Совета глав правительств, на которых принято 1052документа.
Исполнительный Секретариат особое вниманиеуделял организации подготовки проектов документов для рассмотрения назаседаниях уставных органов Содружества. В Секретариате систематическипроводились заседания экспертных групп с участием экспертов и полномочныхпредставителей государств-участников СНГ, на которых дорабатывались исогласовывались, как правило, все проекты документов.
Следует отметить, что каждому заседаниюэкспертных групп предшествовала напряженная подготовительная работа сотрудниковСекретариата, связанная с правовой проработкой документов, составлением иутверждением графиков проведения экспертных совещаний, оповещением государств осроках и времени проведения экспертиз, приемом, размещением экспертов,созданием им необходимых условий, обслуживанием техническими средствами,связью, транспортом и т.д.
Одним из главных направлений работыСекретариата являлось взаимодействие с государствами-участниками, уставными иотраслевыми органами Содружества.
На данном этапе действует более 60 органовотраслевого сотрудничества Содружества и во многих государствах СНГ созданыорганы по делам СНГ.
Исполнительный Секретариат работал в тесномконтакте с Межгосударственным экономическим Комитетом Экономического союза,Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, Советомкомандующих Пограничными войсками, Секретариатом Совета МежпарламентскойАссамблеи, Межгосударственным статкомитетом, Советом по железнодорожномутранспорту и другими органами.
Исполнительный Секретариат участвовал в качественаблюдателя в переговорах по согласованию текста Соглашения о прекращениивооруженного конфликта в зоне Нагорного Карабаха при посредничестве РоссийскойФедерации и Финляндии.
Важное место в работе Секретариата занималосодействие обмену информацией между государствами-участниками СНГ, уставными иотраслевыми органами Содружества.
В штаб-квартире СНГ ведется интегрированнаябаза данных многосторонних соглашений государств — участников Содружества,которая содержит свыше 3000 полнотекстовых документов. В их числе документымногосторонних соглашений государств — участников Содружества, МежпарламентскойАссамблеи СНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономическогосоюза, Совета министров иностранных дел и др.
Государства-участники СНГ имели возможностьдля оперативного обмена информацией по открытым каналам связи междуИсполнительным Секретариатом СНГ и другими органами Содружества.
Создаваемые в Содружестве информационныесистемы постепенно включаются в европейское и мировое информационное пространствочерез сеть Интернет.
Исполнительный Секретариат издавалИнформационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств«Содружество», пресс-релизы, тематические сборники и другиесправочные и информационные материалы.
Одним из важнейших направлений деятельностиСекретариата являлось обеспечение взаимодействия СНГ с международнымиорганизациями.
Между Секретариатом ЮНКТАД и ИсполнительнымСекретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве (5 мая 1994 года).
География сотрудничества СНГ с международнымиорганизациями постоянно расширялась. Были налажены деловые контакты с такимиавторитетными организациями, как Международная организация труда, Всемирнаяорганизация здравоохранения, Управление Верховного Комиссара ООН по деламбеженцев, с Европейским Союзом.
5 июня 1996 г. подписано Соглашение осотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН иИсполнительным Секретариатом СНГ.
В свою очередь, представители ИсполнительногоСекретариата СНГ принимали участие в работе крупнейших совещаний и форумов,проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ,УВКБ ООН и других международных организаций.
24 марта 1994 г. СНГ был предоставлен статуснаблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. 3 августа 1994 г. Устав СНГ былзарегистрирован Секретариатом ООН как многостороннее международное соглашение всоответствии со ст.102 Устава ООН.
Наиболее тесные и плодотворные связиосуществлялись с Комиссией Европейского Сообщества (КЕС), Секретариатом ОБСЕ. Врамках программы Европейского Союза ТАСИС в Исполнительном Секретариатеосуществлялся совместный проект по созданию системы обмена правовой,экономической и другой информацией.
В штаб-квартире СНГ проводились международныеконференции, форумы, симпозиумы, совещания, встречи. Они организовывались какпо инициативе Исполнительного Секретариата, так и по просьбе представителейгосударственных органов и институтов, которым всегда оказывалась необходимаяпомощь. Также, в самом началесуществования СНГ, был создан Межгосударственный экономический КомитетЭкономического союза (МЭК).Межгосударственныйэкономический Комитет (МЭК) был создан в целях обеспечения формирования иэффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционныхпроцессов в рамках Содружества Независимых Государств. Соглашение о созданииМЭК подписано главами государств Содружества 21 октября 1994 г.
МЭК являлся постоянно действующимкоординирующим и исполнительным органом Экономического союза и осуществлялконтрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольноделегированных ему государствами-участниками Договора о создании Экономическогосоюза.
В своей деятельности МЭК был подотчетенСовету глав государств и Совету глав правительств Содружества[2].
Основными направлениями деятельности МЭКявлялись:формирование Экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза; достижение гармонизированного регулирования экономических отношений; поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего рынка — транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий; выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес.
МЭК был наделен правом контроля завыполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Советаглав правительств Содружества.
Президиум являлся высшим органом МЭК. Онсостоял из заместителей глав правительств государств-участников Договора осоздании Экономического Союза. Президиум возглавлял Председатель. Он избиралсяна один год из числа заместителей глав правительств, входящих в составПрезидиума.
В период между заседаниями Президиума функцииего рабочего органа выполняла Коллегия. Она состояла из полномочныхпредставителей государств. Коллегию возглавлял Председатель, который назначалсяСоветом глав государств Содружества сроком на три года.
При МЭК действовали межгосударственные,межправительственные, координационно-консультативные органы пообщеэкономическим, социальным и отраслевым вопросам сотрудничества.Руководители этих органов принимали участие в работе Коллегии с правомсовещательного голоса.
МЭК имел Аппарат, состоящий из департаментов,комплектовавшихся из числа граждан государств-участников Договора о созданииЭкономического союза.
Итак, 2 апреля 1999 года Совет главгосударств Содружества Независимых Государств принял Решение реорганизоватьИсполнительный Секретариат СНГ и Межгосударственный экономический КомитетЭкономического союза. Были созданы рабочие аппараты ряда межгосударственных имежправительственных отраслевых органов (их 9) и объединены в единый постояннодействующий исполнительный, административный и координирующий орган — Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств.
Исполнительный комитет СодружестваНезависимых Государств является правопреемником Исполнительного СекретариатаСНГ, Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, рабочихаппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов.Основные его функции — обеспечение деятельности Совета глав государств, Советаглав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета,выработка предложений о стратегии Содружества, правовая проработка документов,анализ хода реализации решений, договоров и систематическое информированиевысших органов Содружества и др. В своей деятельности Исполнительный Комитетруководствуется Положением об Исполнительном Комитете, который детальнорегламентирует его полномочия и порядок функционирования.Глава II. Уставные органы СНГ.2.1. Совет глав государств.
Совет глав государств как высший органСодружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества,связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматриваетлюбые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересамдругих членов Содружества
Совет глав государств Содружества на своихзаседаниях принимает также решения, касающиеся: внесения поправок в Устав СНГ; создания новых или упразднения существующих органов Содружества; оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ; назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции; делегирования полномочий нижестоящим органам; утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.
Совет глав государств собирается назаседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться поинициативе одного из государств-членов.
Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируетсяСоглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в ихразвитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета главправительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Советаглав государств от 17 мая 1996 года.
Решения Совета глав государств и Советаглав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любоегосударство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе,что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.
Основной правовой базой межгосударственныхотношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонниесоглашения в различных областях взаимоотношений государств.
Председательство в органах СодружестваНезависимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета главгосударств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждымгосударством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципаротации, на срок не более одного года.
Предшествующий и последующий председателиоргана Содружества являются его сопредседателями.
Это согласуется с международной практикой,опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.
Решением Совета глав государств от 25января 2000 года Председателем Совета глав государств Содружества НезависимыхГосударств утвержден Президент Российской Федерации В.В.Путин. ПредставителиРоссии председательствуют и в других уставных органах Содружества: Советеминистров иностранных дел, Совете министров обороны, Совете командующихПограничными войсками. 2.2. Советглав правительств
Совет глав правительств Содружествакоординирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической,социальной и иных сферах общих интересов.
Совет глав правительств Содружества решаетвопросы: реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств; реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли; принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования; развития систем транспорта, связи, энергетических систем; сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства; создания органов Содружества в рамках его компетенции; назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции; финансового обеспечения деятельности органов Содружества.
Совета глав правительств собирается назаседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативеправительства одного из государств-членов. 2.3. Советминистров иностранных дел.
Совет министров иностранных делСодружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета главгосударств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координациивнешнеполитической деятельности.
В целях повышения роли СМИД в общейструктуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 годабыла принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен какосновной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество вовнешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам,представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета главгосударств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимаетрешения.
СМИД в своей деятельности руководствуетсяцелями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документамиСодружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамкахСодружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, атакже настоящим Положением.
Основными задачами СМИД являются: организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; содействие развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб; содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества; поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве; содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.
СМИД осуществляет следующие функции: рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений; дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества; проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес; содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах; рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив; осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров; рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
Большое внимание Совет министровиностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно сСоветом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах поподдержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепцияпредотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участниковСНГ и ряд других документов[3].
СМИД как один из ведущих органовСодружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государстви Совету глав правительств принятие тех или иных решений. 2.4. Совет министров обороныгосударств-участников СНГ (СМО).
Создан Решением Совета глав государствСодружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года.
Является органом Совета глав государств повопросам военной политики и военного строительства государств-участниковСодружества.
Членами СМО являются министры обороныгосударств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и НачальникШтаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.
Штаб по координации военногосотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министровобороны.
Заседания СМО проводятся по меренеобходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Совет Министров Обороны: рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств- участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств; осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества; разрабатывает предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств-участников Содружества и их внешних границах; по сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. 2.5. Совет командующихПограничными войсками (СКПВ).
Создан Решением Совета глав государствСодружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Является коллегиальным органом Совета главгосударств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств повопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зонгосударств- участников СНГ
Членами Совета командующих являютсякомандующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочныепредставители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы иУкраины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.
Координационная служба — постоянныйрабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.
Заседания СКПВ проводятся по меренеобходимости, но не реже одного раза в квартал.
Функции Совета командующих Пограничнымивойсками: согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов; координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них; развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества; содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров. 2.6. Межпарламентская Ассамблея.
Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентовАрмении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов ирассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
В 1993 — 1995 годах членамиМежпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии,Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединиласьУкраина.
26 мая 1995 года главы государствАзербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии,Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и РеспубликиТаджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств ~участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16января 1996 года. В 1997 году к Конвенции присоединилась Республика Молдова. Поэтой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом изанимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества НезависимыхГосударств.
Наибольшее значение в деятельностиМежпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением игармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направлениеосуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов ирекомендаций.
Межпарламентская Ассамблея постоянноуделяет внимание приведению национальных законов в соответствие смеждународными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает роль Ассамблеи вразработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики,соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества.Парламентам для использования в национальном законотворческом процессенаправлены модельные акты и рекомендации МПА о социальных правах и гарантияхграждан, защите прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защитегражданских лиц, прав военнопленных и т.д.
Парламентами — участниками МПА достигнутадоговоренность о содействии в формировании общего культурного образовательногопространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведениескоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности.Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраныокружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбыс преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросамформирования зоны свободной торговли[4].
Межпарламентская Ассамблея принимаетрекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентамигосударств — участников Содружества Независимых Государств договоров(соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующегорешения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительствСодружества Независимых Государств, — и иных международных договоров, участие вкоторых государств — участников Содружества является весьма желательным длядостижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества НезависимыхГосударств.
Одной из важнейших задач МежпарламентскойАссамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматриваетмиротворческие акции в “горячих точках” стран Содружества и разработку правовыхоснов для последовательного осуществления этой деятельности.
В прошедшие с момента образованияАссамблеи годы ее усилия были направлены на содействие Совету глав государств — членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов, укреплениимира в Нагорном Карабахе; Приднестровье, Республика Молдова; Абхазии, Грузия, атакже на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованыкомиссии Межпарламентской Ассамблеи по урегулированию конфликтов в указанныхрегионах СНГ.
Достигнуты существенные результаты,важнейшим из которых стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола — единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня вНагорном Карабахе.
В октябре 1999 года и январе 2000 годагруппа депутатов парламентов -членов МПА работала в районе Северного КавказаРоссийской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информациио ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и оположении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работыдепутатской группы доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ иЕвропарламента.
Одним из ответственных направленийдеятельности МПА является установление и развитие контактов с другимимеждународными парламентскими организациями.
С рядом организаций взаимоотношениястроятся на договорной основе. Так, в июне 1997 года было подписано Соглашениео сотрудничестве между МПА и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Виюне 1998 года были подписаны Совместное заявление Совета МПА и Бюро ПА ОБСЕ(Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе)и Меморандум о сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальнойсобственности (ВОИС) с Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 года — Протоколо сотрудничестве между МПА и ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморскогоэкономического сотрудничества). В январе 1999 года в Гватемале было подписаноСоглашение о сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА иЦентрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 года в штаб-квартире ООНв Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума онамерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам(ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственныхобластях.
Организацию деятельности МежпарламентскойАссамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций СоветАссамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.
Подготовку мероприятий, проводимыхМежпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся вСанкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.
В соответствии с договором междуМежпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, КыргызскойРеспублики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и СоветомМежпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества НезависимыхГосударств Секретариат Совета МПА осуществляет также информационное, правовое,материально-техническое и организационное обеспечение деятельностиМежпарламентского Комитета и его органов.
Важную роль в разработке и подготовке кпринятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играютпостоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовымвопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; поэкологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке иобразованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам;по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления иконтрольно-бюджетная.
Межпарламентская Ассамблея выступилаинициатором проведения ежегодных Петербургских экономических форумов. Работаэкономического форума посвящена поиску новых путей обеспечения устойчивогоразвития стран СНГ, углубления их экономической интеграции, анализувозможностей международного инвестиционного сотрудничества. 2.7. Экономический Суд СНГ.
Экономический Суд Содружества НезависимыхГосударств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета главгосударств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшениярасчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СодружестваНезависимых Государств от 15 мая 1992 года.
Основным документом, определяющим статусЭкономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического СудаСодружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденноеданным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества НезависимыхГосударств.
Участниками названного Соглашения являютсяРеспублика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, КыргызскаяРеспублика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан иРеспублика Узбекистан.
В соответствии со статьей 4 Соглашениевступает в силу со дня подписания, а для государств-участников,законодательство которых требует ратификации таких соглашений, — со дня сдачиими ратификационных грамот государству-депозитарию.
Соглашение вступило в силу для вышеназванныхгосударств с даты депонирования ратификационных грамот.
Республика Узбекистан 22 апреля 1994 годасдала уведомление о вступлении Соглашения в силу со дня подписания.
Суд создан и действует в целях обеспеченияединообразного применения договоров, соглашений государств-участниковСодружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешенияспоров, вытекающих из экономических отношений.
Нормативную базу организации идеятельности Суда составляют: Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года; Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года и Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств как неотъемлемая часть названного Соглашения; Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года; иные акты Содружества; общепризнанные принципы международного права; Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года № 2.
Статьей 2 Соглашения о статусеЭкономического Суда Содружества Независимых Государств установлена квота числасудей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в составЭкономического Суда, в количестве двух человек.
Высшим коллегиальным органомЭкономического Суда является Пленум Экономического Суда.
Секретарем Пленума является судьяЭкономического Суда Симонян Грачья Владимирович.
К ведению Экономического Суда относитсяразрешение межгосударственных экономических споров:
возникающих при исполнении экономическихобязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств,Совета глав правительств Содружества и других его институтов;
о соответствии нормативных и других актовгосударств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и инымактам Содружества.
Соглашениями государств-участниковСодружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры,связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актовСодружества[5].
Эта норма Положения в связи с возникшими вгосударствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования.Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорныевопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут бытьразрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органыгосударства-участники Содружества Независимых Государств могут обратиться.Ответы на поставленные вопросы нашли отражение в соответствующих решенияхЭкономического Суда.
Споры рассматриваются Экономическим Судомпо заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов,институтов Содружества.
Сторонами (участниками) спора могут бытьгосударства-участники Содружества в лице их полномочных органов и институтыСодружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иныегосударства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающиеусловия Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, еслитакое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров исоглашений между самими спорящими сторонами.
Экономический Суд осуществляет такжетолкование:
применения положений соглашений и другихактов Содружества, его институтов;
актов законодательства бывшего Союза ССРна период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимостиприменения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основеиным актам Содружества.
Толкование осуществляется ЭкономическимСудом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высшихорганов власти и управления государств, институтов Содружества, высшиххозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих вгосударствах экономические споры.
Фактически деятельность Суда началась в1994 году. За период с февраля 1994 года по август 2000 года ЭкономическимСудом рассмотрено 47 дел.
Большую часть рассмотренных дел составляютдела о толковании актов Содружества, принятых по экономическим вопросам,признанию и обеспечению социально-экономических прав граждан, проживающих натерритории государств Содружества. В 1997 -1998 гг. Экономическим Судомрассмотрен ряд дел, связанных с неоднозначной трактовкой органамигосударств-участников определяющих положений соглашений о Таможенном союзе изоне свободной торговли, базирующихся на Договоре о создании Экономическогосоюза от 24 сентября 1993 года. Экономическим Судом по ряду дел также было данотолкование применения положений договоров и соглашений, касающихся вопросовпризнания прав собственности на имущество бывшего Союза ССР, правового режимаинвестиций субъектов хозяйствования одних государств Содружества на территориидругих.
Вынесенные Экономическим Судом решенияспособствуют единообразному и эффективному применению актов Содружества вразличных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формированиеего правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений идоговоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципаммеждународного права. Решения Экономического Суда о толковании позволилиуточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применениемеждународно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.
Практика деятельности Экономического Судапоказывает, что у Суда имеются большие потенциальные возможности для решенияколлизионных вопросов, связанных с деятельностью Содружества. Однако этомупрепятствует узкоспециальная юрисдикция Суда, ограниченность круга субъектов,правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнениявыносимых им решений. Экономический Суд проводит определенную работу на этихнаправлениях.
Глава III.Специализированные органы СНГ.
3.1. Экономический Совет.
Экономический совет СодружестваНезависимых Государств (далее — Совет) — основной исполнительный орган, которыйобеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета главгосударств и Совета глав правительств Содружества о формировании ифункционировании зоны свободной торговли и других вопросахсоциально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах,отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств иСовета глав правительств СНГ.
Совет в своей деятельности руководствуетсяосновополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями,заключенными между государствами-участниками в рамках Содружества, решениямиСовета глав государств и Совета глав правительств, Договором о созданииЭкономического союза, настоящим Положением.
Совет строит свою работу на основеобщепризнанных норм международного права и суверенитета государств Содружества.
В своей деятельности Совет подотчетенСовету глав государств и Совету глав правительств СНГ.
Основными направлениями деятельностиСовета являются: содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества; разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита; расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.
Основными же функциями Совета являются: содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования; разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям; создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; формирование заинтересованными сторонами Общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках государств-участников Содружества Независимых Государств; содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации, защиты интеллектуальной собственности и взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов; выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики; содействие вхождению государств Содружества в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями; принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; содействие сближению национального законодательства в рамках компетенции Совета.
3.2. Органы отраслевого сотрудничества.
Уставом предусмотрено создание органовотраслевого сотрудничества Содружества. Создано 70 таких органов. Они призваныспособствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств,согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствоватьпрактической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки,в гуманитарной сфере, в военном строительстве.
В их состав, как правило, входятруководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членовСодружества.
Одним из первых, в декабре 1991 года, былсоздан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с РешениемСовета глав правительств от 26 мая 1995 года преобразован в Межгосударственныйстатистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единуюстатистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамкахгосударств-членов СНГ.
Межгосударственные и межправительственныесоветы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируютвзаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующимнаправлениям: промышленность — Межгосударственный совет руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла, Межгосударственный совет по антимонопольной политике и др.; сельское хозяйство — Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса, Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии; транспорт и связь — Совет по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный совет по космосу, Межгосударственный консультативный совет «Радионавигация», Региональное содружество в области связи, Координационный совет межправительственной фельдъегерской связи государств-участников СНГ; научно-технический прогресс — Межгосударственный научно-технический совет, Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации,
Координационный совет по информатизации государств-участников СНГ; энергетика — Электроэнергетический совет Содружества Независимых Государств, Межправительственный совет по нефти и газу, Межправительственный совет по сотрудничеству в области химии и нефтехимии; торговля, финансы и таможенная политика — Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Межгосударственный банк, Совет руководителей таможенных служб государств-участников Содружества, Межгосударственный валютный комитет; экологическая безопасность — Межгосударственный экологический совет; Межгосударственный совет по гидрометеорологии; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера — Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. безопасность и борьба с преступностью —
Совет министров внутренних дел;
Совет руководителей органов безопасности и специальных служб;
Координационный совет генеральных прокуроров;
Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований.
Решением Совета глав государствСодружества от 21 июня 2000 года создан Антитеррористический центргосударств-участников СНГ. Созданы межгосударственные (межправительственные)советы для координации работы и в других сферах взаимодействия государств-членовСодружества. Среди них: Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ; Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании «Мир»; Антитеррористический центр государств-участников СНГ; Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ; Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств; Совет по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств; Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма; Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций (обществ); Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ; Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества; Научно-консультативный центр частного права СНГ; Правовой консультативный совет государств-участников Содружества и другие.
21 октября 1994 года Советом главправительств Содружества утверждены Общее положение о межгосударственных(межправительственных) органах Содружества и Примерное соглашениемежгосударственного (межправительственного) органа СНГ с государствомместонахождения об условиях его пребывания.
Совет глав правительств 3 ноября 1995года, рассмотрев доклад Межгосударственного экономического КомитетаЭкономического союза о деятельности межгосударственных и межправительственныхорганов СНГ, занимающихся координацией вопросов экономического характера,принял развернутое Решение, направленное на координацию усилий этих органов надостижение реальной экономической интеграции входящих в Содружество государстви обеспечения на этой основе преодоления спада в экономике и созданиепредпосылок для ее роста. В соответствии с Решением Совета глав государствСодружества «О совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ» от 2 апреля 1999 года девять органов отраслевого сотрудничества, финансируемыхиз бюджетов государств-участников СНГ, были переданы Исполнительному комитетуСНГ[6].
Заключение.
СНГ находится сегодня в положениинеустойчивого равновесия, и его стабильность и эффективность функционированиякак международной организации во многом будет зависеть от эффективной работыимеющихся органов. Однако, необходимо также расширение и создание новыхспециальных органов, которые могли бы заниматься еще неурегулированнымивопросами.
Так, например, Председатель Федеральной комиссии порынку ценных бумаг Российской Федерации (ФКЦБ) сообщил, что в ходе VIПетербургского экономического форума, который открылся в этом году, будетподписано соглашение о создании координационного органа Содружества независимыхгосударств по фондовым рынкам. Вопрос о создании этого органа будет обсуждатьсяна совещании представителей организаций, регулирующих фондовые рынки в странахСНГ.
Данная структура, отметил глава ФКЦБ, будет каналомобмена опытом между регуляторными органами государств-участников Содружества.Координационный орган будет сформирован в рамках исполнительного комитета СНГ,и размещен в Санкт-Петербурге.
Крометого, еще одна новая организационная структура появилась в СодружествеНезависимых Государств. Это Совет управляющих делами президентов стран СНГ.Такое решение было принято на состоявшейся в столице Казахстана первой встречеуправляющих делами президентов Содружества. Совет управляющих деламипрезидентов стран СНГ намерен осуществлять ряд проектов, в частности, по созданиюсовместных предприятий, которые оказывали бы существенное влияние на развитиеэкономических связей стран СНГ.
Такимобразом, осуществляется и должно осуществляться постоянное совершенствование ирасширение организационной структуры СНГ, что очень важно для эффективнойработы органов Стран Содружества по регулированию международных отношений.
Список использованной литературы.
1. КазенновС.В., Кумачев В. Н., Проект Северная Евразия возможные перспективы дальнейшегоразвития «постсоюзного пространства» // «Московскаяправда», 13 августа 2001
2. Международноеправо: Учебник под ред. Богуславский М.М., М.: Юрист, 2001.
3. Морозова Л.А.Национальные аспекты развития российской государственности // Государство иправо. 1995, № 12
4. Нерсесянц В. С.Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости//Социальныеисследования. 2001. № 10.
5. СтроевЕ.А. Мир, СНГ, Россия на пороге 21 века. – М., 2002
6. Соотношение права СодружестваНезависимых Государств и современного международного права / Материалы Круглогостола (16 октября 1997 г.) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1997. — № 21 (66).