Комедия Грибоедова «Горе от ума» и её влияние на российскую действительность. 2008 г. Два выдающихся исторических события русской жиз¬ни, современником и участником которых был Грибо¬едов,— Отечественная война 1812 года и революционное движение декабристов — имели решающее значение для его идейно-творческого развития. Грибоедов вошел в литературу в 1815—1817 годы. В истории России это были знаменательные годы. Толь¬ко что закончилась со славой всенародная освободитель¬ная
война с Наполеоном. Победа русского народа в Отечественной войне показала всему миру его могучую силу и волю к свободе и независимости. Эта победа под¬вела итог целой полосе русской жизни и в громадной мере способствовала развитию в России независимой общественной мысли и подъему национального самосо¬знания, неотделимого от общенародной освободительной борьбы. Патриотизм людей, переживших великие испы¬тания и великие победы
Отечественной войны, приобрел новое качество: для просвещенного и передового челове¬ка, сторонника и провозвестника новых освободительных идей, любовь к родине естественно и нерасторжимо сочетались с ненавистью к самодержавию и крепостни¬честву, унижавшим национальное достоинство России. Поднявшаяся на вершину славы и могущества, освобо¬дившая Европу от тирании Наполеона, Россия остава¬лась страной, где господствовали деспотизм и произвол.
Крепостное право сковывало творческие силы русского народа, препятствовало нормальному экономическому и культурному развитию России. Лучшие люди эпохи, проникнутые благородным чувством тревоги за судьбу родины и родного народа, вступали на путь революци¬онной борьбы с деспотизмом. После Отечественной войны в России образовалась целая сеть политических кружков и тайных обществ, из которых вышли будущие декабристы. Грибоедов, как мы уже говорили, с ранней юности был теснейшим образом
связан с декабристской средой. В этой среде сложились его философские, общественно-политические и литера¬турные взгляды, определились характер и направление его творческих исканий. В русской литературе творче¬ство Грибоедова представляет собою одно из наиболее ярких проявлений декабристской идеологии. Пламенное патриотическое чувство, любовь к народу и активное, творческое отношение к жизни лежали в основе мировоззрения Грибоедова. Грибоедову было в величайшей мере присуще чувство национальной
гордости. «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пла¬менно, так страстно любил свое отечество, как Грибо¬едов любил Россию,— рассказывает один из близко знав¬ших его людей.— Он в полном значении обожал ее. Каждый благородный подвиг, каждое высокое чувство, каждая мысль в русском приводили его в восторг». Он тонко понимал русский национальный ха¬рактер, любовался широтой размаха,
отвагой, душев¬ной красотой и живым умом русского человека. «Я хочу быть русским»,— говаривал Грибоедов и был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках. Ему был сладок «дым отечества» и дороги «отечественные нравы». Он говорил, что готов «голову положить за со¬отечественников», и с замечательной энергией служил России на дипломатическом поприще, мужественно от¬стаивая интересы родины и ревностно оберегая высокое
достоинство русского дипломата. «Уважение к России и к ее требованиям — вот мне что нужно»,— сказал он незадолго перед тем, как пасть в далеком Иране жерт¬вой политической провокации. Как писатель и общественный деятель декабристского направления, Грибоедов настойчиво боролся за само¬бытность русской культуры, за то, чтобы сберечь много¬вековые богатства национальной культуры, созданной народом, от растворения в модном внешнем «европеиз¬ме» дворянского
класса, чуждого интересам народа. В «Горе от ума» он поднял гневный голос против «жалкой тошноты по стороне чужой», против «пустого, рабского, слепого подражанья», против «чужевластья мод», которыми дворянская верхушка — этот, по опре¬делению Грибоедова, «поврежденный класс полуевро¬пейцев» — отгораживалась от народа, названного в ко¬медии «умным» и «бодрым». В «Горе от ума» вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских моди¬сток и безродных заезжих проходимцев,
разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью раз¬облачил это недостойное раболепие перед чужим и пре¬зрение к своему. Известно со слов современника, что Грибоедов «чрез¬вычайно любил простой русский народ».
И дума о ра¬зобщенности даже лучшей, передовой части дворянской интеллигенции с народом никогда не покидала его. «Ка¬ким черным волшебством сделались мы чужие между своими Народ единокровный, наш народ разрознен с нами»1,— записал Грибоедов однажды. Он пламенно любил Россию, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими, затаен¬ными до времени силами, заветными преданиями, умом и бодростью.
Эта подлинная любовь к родине оборачи¬валась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, ду¬ховному. На почве подобных настроений сложился и гуманизм Грибоедова, проникнутый верой в человека и пафосом борьбы за его освобождение. Применить свой идеологический опыт и свои знания к живому делу и тем самым послужить России и русскому народу — таково было всегдашнее побуждение
Гри¬боедова. Меньше всего он был человеком отвлеченного мышления. Не оставаться праздным наблюдателем про¬исходящего в мире, но самому практически и активно участвовать в происходящем, «самому быть творцом нравственного улучшенного бытия своего» и тем самым творчески содействовать людям—так понимал Грибо¬едов назначение человека и цель его деятельности. Все эти черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума»,
прежде всего в образе Чацкого. Замечательны сила и острота политической мысли Грибоедова, выраженной в комедии. Он поистине заклей¬мил в «Горе от ума» пошлый и варварский мир крепост¬нического общества, где, по его словам, «холод до ко¬стей проникает», где достоинство человека ценилось «в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов». Белинский назвал комедию Грибоедова «благо¬роднейшим гуманистическим произведением, энергиче¬ским (и притом еще первым) протестом
против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточ¬ников, бар-развратников, против нашего светского об¬щества, против невежества, добровольного холопства и пр и пр.» В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской ли¬тературе во весь рост показал «нового человека», вооду¬шевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу¬манности, ума и культуры, человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, человека но¬вого склада
ума и души, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и неприми¬римого борца за дело, за идею, за правду, остро столк¬нувшегося с обществом реакционеров — ханжей и мра¬кобесов, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним, а, напротив, отрясшего его прах со своих ног. Чацкий, более чем кто-либо другой из героев русской литературы 20-х годов
XIX века, воплотил в себе черты такого «нового человека». Это очень хорошо понял русский революционный мыслитель А. И, Герцен. «Образ Чацкого,— писал он,— меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный меч¬тательных идеалов, появляется в последний момент цар¬ствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист » ‘
Также и И. А. Гон¬чаров, написавший лучшую статью о «Горе от ума», говорил, что «Чацкий начинает новый век—и в этом всё его значение и весь ум». Вне такого понимания нель¬зя правильно осмыслить и исторически оценить образ Чацкого как прямого предшественника гражданских ге¬роев русской классической литературы XIX века. Печальна была в условиях самодержавно-крепостни¬ческого строя судьба такого одинокого борца, проник¬шегося сознанием необходимости изменения существу¬ющего порядка вещей, каким изображен
Чацкий, Вдох¬новенный мечтатель, разумный и благородный человек, Чацкий показан во враждебном окружении. Он проти¬вопоставлен сплоченному и многоликому миру Фамусо¬вых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких с их мелкими целями и низкими стремлениями. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался
широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С поняти¬ями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о челове¬ке передовых политических убеждений, носителе новых идей — и еще определеннее,— о члене тайного полити¬ческого общества, будущем декабристе. Пылкость та¬ких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и всяческих обывателей «безумием», «го¬рем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понима¬нии ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Ска¬лозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом осно¬вано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности ге¬роя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем, «Ну что? не видишь ты, что он с ума со¬шел » — уже с полной уверенностью
говорит Фамусов под занавес. Сам Грибоедов в письме к П. А. Катенину важном для понимания его замысла, очень ясно пока¬зал, как планомерно и постепенно нарастает конфликт Чацкого с реакционным обществом. Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему коме¬дии. Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру.
Она не мо¬жет полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей» Чацкого. Именно по¬этому интимная драма Чацкого обусловлена в комедии социально, показана как следствие общественных усло¬вии, определивших судьбу одинокого мечтателя в фамусовском мире. Именно поэтому личная и общественная Драмы Чацкого не противоречат одна другой, но взаим¬но дополняют
одна другую; конфликт героя с окружа¬ющей средой распространяется на все его житейские отношения. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостниче¬ского общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом’ в общественную драму целого поколения передовых лю¬дей декабристской эпохи, В этой связи важно отметить, что первоначальный замысел «Горя от ума» рисовался
Грибоедову в иной форме. В одной дошедшей до нас заметке он говорит – «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я при¬нужден был облечь его». ‘ И все же многое от этого за¬мысла в комедии осталось. В сущности, «Горе от ума» вовсе не комедия в обычном значении этого слова, а па¬тетическая драма о горестной судьбе умного, передового человека в фамусовско-молчалинско-скалозубовской
Рос¬сии. Но, рассказав о печальной судьбе Чацкого, Грибоедов не утратил веры в творческую силу разума. Недаром настоящим источником «ума» в комедии Грибоедова на¬зван народ — «умный» и «бодрый» (то есть жизне-творческий, жизнедеятельный)— и, конечно, не случайно к этому живому народному уму обращается Чацкий в своей критике фамусовского мира. Патриотической ве¬рой в русский народ были проникнуты также
и все творческие замыслы Грибоедова, возникшие после со¬здания «Горя от ума». «Горе от ума» остается в русской литературе вели¬чайшим памятником не только передовой обществен¬ной мысли, но и передовой художественной культуры. Грибоедов, говоривший о себе: «Я как живу, так и пи¬шу свободно и свободно», создал произведение, озна¬меновавшее в русской литературе становление нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии.
Великой удачей «Горя от ума» он был обязан свободе своего творческого сознания, независимости своих художественных представлений от всяческих условных и стеснительных правил, предписанных старой теорией искусства. Грибоедов говорил, что ставит своей задачей изобра¬жать «натуру событий». Живая жизнь, реальная дейст¬вительность были одновременно и источником и пред¬метом его искусства. Умея выделить в действительно¬сти самое существенное и характерное,
Грибоедов так изобразил своих героев, что мы видим как бы стоящие за ними социальные законы, определяющие их психи¬ку и поведение. Он создал в «Горе от ума» обширную галерею реалистических художественных типов, зна¬чение которых вышло далеко за пределы их историче¬ского времени. Задача создания типического характера в типиче¬ских обстоятельствах — главная задача, стоящая перед писателем-реалистом, и Грибоедов решил ее с вели¬чайшим успехом.
Имена персонажей великой комедии стали нарицательными и до сих пор служат обозначени¬ем таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина). Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, натуралистического копирования действительности. На¬туралистические образы он называл «карикатурами» и утверждал по поводу «Горя от ума»: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.
Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, не раб¬ски копирующего «натуру», но силою искусства преобра¬жающего ее, умеющего выделить в ней самое существен¬ное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов в области литературного языка. Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большин¬ство писателей — своих современников. Можно сказать, что, наряду с
Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. Литературная критика 20-х годов XIX века особен¬но хвалила тонкое искусство, с каким Грибоедов «переложил в непринужденные рифмы» живой «раз¬говорный язык». Говоря о стихотворных комедиях того времени, один из критиков писал: «У одного Грибо¬едова мы находим непринужденный, легкий, совершен¬но такой язык, каким говорят у нас в обществах,
у не¬го одного в слоге находим мы колорит русский». Творчески решая задачу создания нового литературно¬го языка, Грибоедов создал произведение, которое ос¬танется в русской литературе величайшим памятни¬ком языкового реализма, отразившим в себе все раз¬нообразие, всю гибкость живой русской речи. Создавая свою комедию, Грибоедов обратился к богатствам общенародного национального языка, и многое
почерпнул из них. Но и его творческая работа, в свою очередь, сделалась общенародным достоянием. На примере «Горя от ума» можно наглядно просле¬дить двусторонний процесс взаимосвязи и взаимного обогащения живого разговорного языка народа и язы¬ка литературного, Пушкин предсказал, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Так и случилось: множество грибоедовских словечек и выражений прочно вошли в повседневный речевой обиход
народа и живут в нем по сей день. Люди говорят: «все врут календари» или «умеренность и аккуратность», «что за комиссия, соз¬датель, быть взрослой дочери отцом!» или «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «блажен кто верует, тепло тому на свете» или «шел в комна¬ту _ попал в другую»,— не замечая даже, что гово¬рят стихами Грибоедова. Широта и верность художественного обобщения, богатство психологического содержания, стремитель¬ность
и стройность сюжетного развития, разговорная живость, блеск и народность стихотворного языка — все эти качества определили непреходящее значение «Горя от ума», в истории русского искусства. Грибо¬едов своей комедией внес громадный вклад в дело об¬новления нашей национальной художественной куль¬туры, как один из основоположников русского реа¬лизма. «Грибоедов принадлежит к самым могучим прояв¬лениям русского духа»,— сказал в свое время Белин¬ский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду,
Грибоедов не совершил, несомненно, всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творче¬ские замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остал¬ся в истории автором одного прославленного произве¬дения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содер¬жится признание великой исторической заслуги
Гри¬боедова перед русской литературой. Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримири¬мой вражды защитников старого, косного быта и про¬возвестников нового мировоззрения, новой, свобод¬ной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, по, напротив, при¬обретала все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия
буржуазной эпохи. Этим обстоятельством и определяется, в первую очередь, значение творчества Грибоедова в истории русской культуры. В этом и заключается главным об¬разом секрет жизненности и идейного влияния «Горя от ума». Комедия никогда не воспринималась только как памятник прошлого, но продолжала активно воз¬действовать на русскую общественную мысль и лите¬ратуру. Идеологическое воздействие комедии началось сра¬зу же, как только
Россия узнала ее. Декабристская литературная критика в лице А.А. Бестужева тогда же заявила, что «будущее оценит достойно сию коме¬дию и поставит ее в числе первых творений народ¬ных». Декабристы ссылались на рукописное «Горе от ума» как на один из важных источников своего «воль¬номыслия», утверждая что обличительные монологи Чацкого «приводили в ярость, будили ненависть к деспотизму к произволу».
Декабристы стремились ис¬пользовать «Горе от ума» в целях революционной аги¬тации: весной 1825 года они в несколько рук списыва¬ли комедию под диктовку, чтобы распространить ее по России. Чацкий, с его революционно-патриотическим вооду¬шевлением, гражданским негодованием и думой об «умном» и «бодром» народе, продолжал свое истори¬ческое существование как живой художественный об¬раз типического представителя тех людей грибоедовского времени, которые на целую голову переросли свое поколение.
Чацкий-декабрист, борец за дело, за идею, за правду,— это прямой предшественник демо¬кратических героев передовой русской литературы XIX века. Русские просветители и революционные демократы не случайно чувствовали глубокую внутреннюю связь и родство с Грибоедовым. Белинский, Герцен, Черны¬шевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин неизменно возвращались к мыслям и образам Грибоедова. «Горе от ума» питало революционно-демократиче¬скую
мысль и в XX веке. Видный деятель большевист¬ской партии Серго Орджоникидзе в каземате Шлиссельбургской крепости записал в дневнике свои мысли о Чацком как о «воплощении сложившегося передово¬го деятеля 20-х годов и представителя новых идей». Комедия Грибоедова сыграла важнейшую роль в истории русской литературы и театра. Русские писатели учились у Грибоедова искусству социальной сатиры, реалистическому изображению бы¬та
и нравов, типической обобщенности образов, непре¬взойденной разговорной живости языка. «Горе от ума» открыло собою путь развития русской драматургии, в дальнейшем ознаменованного творчеством «Лермонто¬ва («Маскарад»), Гоголя и Островского. В течение века комедия служила не только неиз¬менным украшением русской сцены, но и школой ак¬терского мастерства. Пожалуй, не было ни одного большого русского актера, который бы не связал свое имя с богатой сценической
историей «Гори от ума». Замечательные русские актеры и актрисы несли в на¬род слово и мысль Грибоедова, каждый по-своему ре¬шая задачу сценического воплощения его неувядаемых образов. «Горе от ума» давно уже стало всенародным достояни¬ем. Еще в начале 70-х годов прошлого века И. А. Гон¬чаров, отметивший, что комедия «отличается моло¬жавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много
эпох, и все не утратит своей жизненности». Это проро¬чество полностью оправдалось. Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное звучание, свою сатирическую соль, свое художественное очаро¬вание. Она продолжает триумфальное шествие по сце¬нам российских театров. Ее изучают в школе. Миллионы русских людей смеются и негодуют вместе с
Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя бли¬зок и понятен народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за всё передовое, великое и благород¬ное. Борьба нового со старым есть закон нашей жизни. И Грибоедов — наш союзник в этой борьбе. Созданные им образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ны¬не служить острым оружием сатиры.
Они могут по¬мочь разоблачению того отрицательного, что еще встречается подчас в нашей жизни, в нашем быту. Но не только беспощадный смех Грибоедова-обли¬чителя дорог нам, но и его горячая патриотическая страсть и глубокая вера в Россию. Он хотел видеть родину в силе и славе. Он обличал Фамусовых и Молчалиных во имя лучшего будущего родного народа, во имя его счастья и благоденствия. За пошлостью и подлостью фамусовского мира мы видим в творчестве
Грибоедова образ иной России — юной, благородной и устремленной в будущее, той России, представителем которой выступил Чацкий — провозвестник новой, сво¬бодной жизни. Этим в громадной мере определяется звучание великой комедии Грибоедова в наше время. Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в будущее, и отметаю¬щей со своего пути все старое, отжившее, косное.
Российский народ, построивший новую жизнь, пока¬завший всему человечеству прямую и широкую доро¬гу в лучшее будущее, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Сейчас, более чем когда-либо, громко и убедительно звучат слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской »