Билеты. ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ. 1 семестр 2001 года

примерныйперечень экзаменационных вопросовосновыэтнопсихологии
 
1. Этнопсихология:сущность, предмет и особенности понимания.
2. Основныепризнаки этноса по Л.Н.Гумилеву и Ю.Б.Бромлею.
3. Особенностиemic  и  etic подхода в науке.
4. Этническоевозрождение и функции этноса.
5. Группы сразличной ориентацией культур.
6. «Духнарода», «душа народа» и «народный характер»: сущностьи значение для становления этнопсихологии.
7. Историческиеаспекты становления и развития этнопсихологии в России.
8. Развитиеэтнопсихологии в Америке.
9. Методысравнительно-культурных исследований.
10. ИллюзияМюллера-Лайера.
11. Горизонтально-вертикальнаяиллюзия
12. Гипотеза«мира плотников» и ее содержание.
13. Направленияэтнопсихологических исследований.
14. Концепцияментальности и ее значение для этнопсихологии.
15. Сущностьзакона сопричастности.
16. Локусконтроля и его разновидности.
17. Характеристикачеловека с чертами «филотимос».
18. Концентрическаямодель африканской личности.
19. Национальныйхарактер: сущность и значение.
20. Ведущийподход к интерпретации национального характера.
21. Содержаниегипотезы свивания.
22. Особенностипроявления шизофрении и депрессии у разных народов.
23. Видыэтнических психозов.
24. Спецификапереноса этнопсихологических феноменов из одной культуры в другую.
25. Общаяхарактеристика вербальной и невербальной коммуникации.
26. Характеристиканизкоконтекстного и высококонтекстного прицесса коммуникаций.
27. Спецификапроцесса коммуникации в русской культуре.
28. Типологияжестов в этнопсихологии.
29. Каузальнаяатрибуция: сущность и влияние культуры.
30. Фундаментальнаяошибка атрибуции.
31. Социализацияи инкультурация: сущность и отличие.
32. Культурнаятрансмиссия: сущность и виды.
33. Агентысоциализации и основные измерений воспитания.
34. Социотипическоеповедение личности и его особенности.
35. Сущностьпонятия «культурная традиция» и «синдром культуры».
36. Ценностииндивидуалистической и коллективистической культуры.
37. Концепциякоммунитарианизма.
38. Приспособительныемеханизмы социотипического поведения.
39. Межэтническиеотношения и межгрупповые отношения: сущность и особенности понимания.
40. Структурныехарактеристики межгруппового восприятия.
41. Сущностьпонятия «категоризация».
42. Социальнаяидентификация и дифференциация: сущность и отличие.
43. Этническаяидентичность и этничность.
44. Этнодифференцирующиепризнаки.
45. Структуракогнитивного компонента этнической идентичности.
46. Формыэтнической идентичности.
47. Содержание этнической эндогамии и ее виды.
48. Этническийаттитюд и его значение.
49. Этапыстановления этнической идентичности.
50. Сущностьпонятия «этнический статус».
51. Влияниесредовых факторов на формирование этнической принадлежности детей.
52. Содержаниепозитивной и негативной этнической идентичности.
53. Стратегииподдержания этнической идентичности.
54. Формыстратегии социального творчества для поддержания этнической идентичности.
55. Стратегияправильной самоидентификации.
56. Содержаниестратегии индивидуальной мобильности.
57. Пониманиемежгрупповой мобильности.
58. Критерийприписывания и критерий внутренного выбора в процессе этнической идентификации:сущность и отличие.
59. Ложнаяидентичность и ее содержание.
60. Особенностипроцесса этнической идентификации при отсутствии явных признаков межгрупповыхразличий.
61. Линейнаябиполярная модель этнической идентичности.
62. Модельдвух измерений этнической идентичности.
63. Уровниинтенсивности позитивной этнической идентичности.
64. Краткаяхарактеристика биэтнической идентичности.
65. Этапыличностного роста в полиэтническом обществе.
66. Маригинальнаяэтническая идентичность и ее специфика.
67. Основныепоказатели этноцентризма ( внутригруппового фаворитизма).
68. Функции ивиды этноцентризма.
69. Приведитепример делегитимизации.
70. Видыатрибутивных процессов на уровне межгрупповых отношений.
71. Характеристикапроцесса стереотипизации в процессе межгрупповых отношений.
72. Этническийстереотип: сущность и особенности развития.
73. Отличиекатегоризации от стереотипизации.
74. Функциистереотипизации и социальной атрибуции.
75. Спецификапроявления  этноцентрических атрибуций для сохранения позитивной идентичностигруппы.
76. Классификацияэтнических конфликтов по целям.
77. Стадииэтнического конфликта.
78. Содержаниегидравлической модели агрессивного поведения людей.
79. Содержаниесоциально-психологического подхода к изучению этнических конфликтов.
80. Пониманиеэтнических конфликтов в теории социальной идентичности.
81. Структурныесоставляющие объективного анализа межэтнических конфликтов.
82. Феномениллюзорной корреляции и его содержание.
83. Приведитепример феномена иллюзорной корреляции в ходе этнических конфликтов.
84. Приведитепример атрибуции заговора в межгрупповом конфликте.
85. Формызавершения этнических конфликтов.
86. Стратегииразрешения этнических конфликтов на макроуровне.
87. Криваяпроцесса адаптации к другой культуре и ее этапы.
88. Особенностипроцесса культурной реадаптации.
89. Сущностьпонятия «культурная дистанция».
90. Программамежкультурного тренинга и ее особенности.
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 1
Психологическиепричины роста этнической идентичности.
Спецификапроцесса коммуникации в русской культуре.
Сущностьпонятия «культурная традиция».
Основные«измерения» стереотипов.
Криваяпроцесса адаптации к другой культуре и ее этапы.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 2
1) Краткаяхарактеристика понимания «этноса»  и «культуры» впсихологии.
Общаяхарактеристика влияния культуры на развитие патологий личности.
Структуракогнитивного компонента этнической идентичности.
Функцииэтноцентризма.
Классификациямежгрупповых конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 3
2) Особенностиколлективных представлений архаичных культур.
Содержаниегипотезы свивания.
Влияниесредовых факторов на формирование этнической принадлежности детей.
«Атрибуции- оборотни» и их содержание.
Способыподготовки человека к межкультурному взаимодействию.
 
Зав. кафедрой
————————————————–

 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 4
3) Спецификагрупп с постфигуративной ориентацией культуры.
Национальныйхарактер: сущность и значение.
Спецификапроявления степени конформности в коллективистических культурах.
Приведитепример делегитимизации.
Структурныесоставляющие объективного анализа межэтнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 5
4) Историческиеаспекты становления и развития этнопсихологии в России.
Инкультурацияи аккультурация: сущность и отличие.
Ценностииндивидуалистической культуры.
Функциистереотипизации.
Сущностьмежгруппового конфликта как продукта универсальных психологическиххарактеристик.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 6
5) Содержаниесравнительно-культурных исследований в психологии.
Классификациякультурно-специфических синдромов.
Этнодифференцирующиепризнаки.
Пониманиеэтнической принадлежности на уровне обыденного сознания в России.
Спецификапроявления  этноцентрических атрибуций для сохранения позитивной идентичностигруппы.
 
Зав. кафедрой
————————————————–

 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 7
6) Спецификагрупп с кофигуративной ориентацией культуры.
Видыэтнических психозов.
Содержаниепонятия «синдром культуры».
Личностная,этническая, гражданская и социальная идентичность: сущность и значение.
Существенноеотличие ассимиляции от интеграции
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 8
7) Гипотеза«мира плотников» и ее содержание.
Социализацияи инкультурация: сущность и отличие.
Спецификапроявления степени конформности в индивидуалистических культурах.
Этническийстереотип: сущность и особенности развития.
Пониманиеэтнических конфликтов в теории социальной идентичности.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 9
8) Локусконтроля и его разновидности.
Характеристикаэтнического психоза: амок и публокток.
Структурныехарактеристики межгруппового восприятия.
Основныепоказатели этноцентризма ( внутригруппового фаворитизма).
Приведитепример атрибуции заговора в межгрупповом конфликте.
 
Зав. кафедрой
————————————————–

 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 10
9) Особенностистановления этнопсихологии как отрасли психологического знания (20-е — 30-егоды 20 века).
Этапыинкультурации.
Стратегииподдержания этнической идентичности.
Ложнаяидентичность и ее содержание.
Общаяхарактеристика изменения когнитивной сферы в ходе этнического конфликта.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 11
10) Сущностьтермина «сенсотип».
Общаяхарактеристика вербальной и невербальной коммуникации.
Общаяхарактеристика измерений культуры этноса.
Маригинальнаяэтническая идентичность и ее специфика.
Приведите примерфеномена иллюзорной корреляции в ходе этнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 12
11) Особенностиetic подхода в науке.
Культурнаятрансмиссия: сущность и виды.
Приспособительныемеханизмы социотипического поведения.
Свойства этнических  стереотипов.
Содержаниесоциально-психологического подхода к изучению этнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–

 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 13
12) Горизонтально-вертикальнаяиллюзия и ее значение для этнопсихологии.
Особенностипроявления депрессии у разных народов.
Межэтническиеотношения: сущность и практическое значение.
Модель двухизмерений этнической идентичности.
Программамежкультурного тренинга и ее особенности.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 14
13) Признакиэтноса по Ю.Б.Бромлею.
Способыобеспечения надежности данных в ходе сравнительно-культурного исследования.
Содержательныехарактеристики межгруппового восприятия.
Феномен«зеркального образа» и его содержание.
Культурныеассимиляторы: сущность и цели.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 15
14) Способыобъяснения «русской души» как целостности.
Фундаментальнаяошибка атрибуции.
Конформныереакции и их зависимость от культурных ценностей.
Содержаниестратегии индивидуальной мобильности для поддержания этнической идентичности.
Атрибуциязаговора как форма каузальной атрибуции: сущность и значение.
 
Зав. кафедрой
————————————————–

 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 16
15) Этнопсихология:сущность, предмет и особенности понимания.
Жестыиллюстаторы их разновидности.
Основныеэлементы традиции как явления в самосознании этноса.
Особенностипроцесса этнической идентификации при отсутствии явных признаков межгрупповыхразличий.
Феномениллюзорной корреляции и его содержание.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 17
16) Российскоеязыкознание: роль и место в становлении этнопсихологии.
Архивное,полевое и экспериментальное сравнительно-культурное исследование: сущность иотличие.
Пониманиемежличностных отношений в социальной психологии.
Характеристикасоциальной каузальной атрибуции в процессе межгрупповых отношений.
Сущностьявления «конфликт-погром».
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 18
17) Направленияэтнопсихологических исследований.
Концентрическаямодель африканской личности и ее составляющие.
Этническаяидентичность и этничность: сущность и отличие.
Отличиекатегоризации от стереотипизации.
Формызавершения этнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 19
18) Характеристикачеловека с чертами «филотимос».
Спецификапереноса этнопсихологических феноменов из одной культуры в другую.
Сущностьпонятия «категоризация».
Пониманиемежгрупповой мобильности при рассмотрении этноса как биосоциального организма.
Краткаяхарактеристика межкультурной адаптации.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 20
19) ИллюзияМюллера-Лайера и ее значение для этнопсихологии.
Ведущийподход к интерпретации национального характера.
Принципбиполярности в процессе категоризации и его значение.
Механизматрибуции: сущность и значение.
Стратегииразрешения этнических конфликтов на макроуровне.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 21
20) Этническоевозрождение: сущность, положительные и отрицательные стороны.
Проксемика:сущность и значение.
Концепциякоммунитарианизма и ее сущность.
Этапыличностного роста в полиэтническом обществе: этнорелятивистские.
Последствиямежкультурного контакта для групп.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 22
21) Причиныразличий в IQ у представителей разных народов.
Каузальнаяатрибуция: сущность и влияние культуры.
Формыстратегии социального творчества для поддержания этнической идентичности.
Характеристикапроцесса стереотипизации в процессе межгрупповых отношений.
Спецификапроявления каузальных атрибуций при незначительном внутригрупповом фаворитизме.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 23
22) Особенностиуниверсализма как направления этнопсихологичеких исследований.
Основныеизмерений воспитания.
Типыколлективистской культуры.
Критерийприписывания и критерий внутренного выбора в процессе этнической идентификации:сущность и отличие.
Сущностьпонятия «культурная дистанция».
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 24
23) Спецификарелятивистского направления в этнопсихологических исследованиях.
Социотипическоеповедение личности и его особенности.
Ценностиколлективистической культуры.
Видыэтноцентризма.
Концепция«авторитарной личности» и ее содержание.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 25
24) Основныепризнаки этноса по Л.Н.Гумилеву.
Агентысоциализации.
Этническийаттитюд и его значение.
Психологическиефункции стереотипизации
Основныепроблемы межэтнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 26
25) Концепцияментальности и ее значение для этнопсихологии.
Характеристикавысококонтекстного процесса коммуникаций.
Содержаниепозитивной и негативной этнической идентичности.
Видыатрибутивных процессов на уровне межгрупповых отношений.
Способы«переориентации» агрессии в этническом конфликте.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 27
26) Абсолютизмкак направление этнопсихологичеких исследований и его особенности.
Принципыпонимания национального характера.
Историческиеаспекты становления этнических категорий.
Стратегияправильной самоидентификации для поддержания этнической идентичности и еесвоеобразие.
Условияобеспечения благоприятного взаимодействия представителей разных этносов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 28
27) Развитиеэтнопсихологии в Америке: направления и школы.
Типологияжестов в этнопсихологии.
Содержание этнической эндогамии и ее виды.
Социально-психологическиефункции стереотипизации.
Особенностипроцесса культурной реадаптации.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 29
28) Этнос как аварийнаягруппа поддержки: сущность и особенности проявления.
Содержаниекультурных правил «показа»  эмоций.
Этапыстановления этнической идентичности.
Функциясоциальной атрибуции.
Стадииэтнического конфликта.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 30
29) Методысравнительно-культурных исследований.
Характеристикаэтнического психоза: сусто и витико.
Сущностьпонятия «этнический статус»
Уровниинтенсивности позитивной этнической идентичности.
Содержаниегидравлической модели агрессивного поведения людей.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 31
30) Сущностьзакона сопричастности.
Характеристиканизкоконтекстного процесса коммуникаций.
Социальнаяидентификация и дифференциация: сущность и отличие.
Этапыличностного роста в полиэтническом обществе: этноцентрические.
Содержаниеинформационного пути разрешения этнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 32
31) Функцииэтноса как психологической общности.
Спецификапроцесса невербальной коммуникации в русской культуре.
Формыэтнической идентичности.
Линейнаябиполярная модель этнической идентичности.
Групповыефакторы выраженности межкультурной адаптации.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 33
32) Характеристикавнутреннего аффективного локуса контроля.
Жестыадаптеры и их сущность.
Межгрупповыеотношения: сущность и особенности понимания.
Краткаяхарактеристика биэтнической идентичности.
Индивидуальныефакторы выраженности межкультурной адаптации.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 34
33) Особенностиemic подхода в науке.
Содержаниеядра концентрической модели личности.
Динамическиехарактеристики межгруппового восприятия.
Социальныефункции стереотипизации.
Классификацияэтнических конфликтов по целям.
 
Зав. кафедрой
————————————————–
 
Экзаменационный билетпо предмету
ОСНОВЫЭТНОПСИХОЛОГИИ
Билет № 35
34) «Духнарода», «душа народа» и «народный характер»: сущностьи значение для становления этнопсихологии.
Особенностипроявления шизофрении у разных народов.
Компонентыэтнической идентичности.
Интеграцияэтнических обшностей: сущность и перспективы.
Введениенадгрупповых целей: сущность и особенности применения при профилактикеэтнических конфликтов.
 
Зав. кафедрой
————————————————–