3. Советом Министров Республики Польша былратифицирован международный договор с Республикой Литва о военномсотрудничестве. По истечении 10 дней он был направлен в Парламент дляутверждения и принятия соответствующего закона во исполнение международногодоговора. Соответствует ли данные процедуры Конституции Польши? Если нет, токакие нарушения были допущены? Возможна ли ратификация международных договоровна референдуме?
Не соответствуют.
В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 146 Совет Министров заключает международныедоговоры, требующие ратификации. Так как это закон о военном сотрудничестве, тов соответствии со ст. 89 его ратификация требует выраженного в законепредварительного согласия Парламента, после чего Президент Республики Польша всоответствии с ч. 1 ст. 133 ратифицирует международные договоры, о чемуведомляет Сейм и Сенат. Президент Республики до ратификации международногодоговора может обратиться в Конституционный Трибунал с предложением рассмотретьвопрос его соответствия Конституции.
Согласно ст. 90 Республика Польшаможет на основании международного договора передать международной организацииили международному органу компетенцию органов государственной власти понекоторым делам.
О выражении согласия наратификацию такого договора может быть постановлено общепольским референдумом. 4. Конституционно-правовойстатус Счетных палат в зарубежных странах
В мире издавна существуетпрактика парламентского контроля, основанная на идеях разделения единойгосударственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвейвласти, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Правоутверждения и контроля исполнения бюджета рассматривается как «королевскоеправо» парламента.
Внешний государственный имуниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементомдемократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставлениеобществу объективной информации об использовании государственных имуниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти зазаконность, и эффективность финансового управления.
Внешний государственный имуниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами,создаваемыми законодательными (представительными) органами государственнойвласти и представительными органами местного самоуправления.
Анализ законодательствазарубежных стран свидетельствует, с одной стороны, о многообразии форм внешнегофинансового контроля, с другой стороны, о единстве, общности в содержательномсмысле функций и принципов этого контроля.
За рубежом внешний финансовыйконтроль за исполнением бюджета осуществляется специальнымфинансово-контрольным органом — Счетной палатой (Австрия, Германия, Испания,Франция), генеральным отчетным управлением (США), Офисом генерального аудита(Канада, Швеция), комитетом государственной отчетности (Великобритании),счетным судом (Бразилия, Румыния, Португалия, Турция) и др.
Как правило, на органы внешнегофинансового контроля возлагается ответственность за:
— аудит государственных финансов(доходов и расходов),
— обеспечение финансовойбезупречности и подотчетности государственной системы и др.
Так, в Австрии Счетная палатаобязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль исходя изпринципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономическойэффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетнаяпалата должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности, вотношении их финансовых последствий.
В отличие от других стран Счетнаяпалата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации.Совместно с Министерством финансов Счетная палата регламентирует правилафинансовой отчетности на федеральном уровне.
В Великобритании Национальноеконтрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность,эффективность и рентабельность использования бюджетных средств, но неуполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемыеправительственными органами. Выплаты из Консолидированного фонда и Фонданациональных займов производятся только в форме кредита, предоставляемогоМинистерству финансов начальником Национального контрольного управления, всумме, соответствующей закону.
В Греции аудит исполнениягосударственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основныхзадачи:
— призвать тех, кто управляетгосударственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчетуперед Судом Аудита;
— рассматривать любые споры,возникающие при проверках;
— информировать законодателей оюридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами состороны исполнительной власти.
Ст. 136 Конституции Испанииопределяет Счетную палату как «высший орган финансовой проверки отчетов иэкономического управления государства, а также государственного сектораэкономики». Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палатыИспании, дают ей право предлагать меры по совершенствованиюэкономико-финансового управления государственного сектора.
Во Франции закон 2001 г.устанавливает представление бюджета через задачи и программы, соответственноСчетная палата с 2007 г. начнет осуществлять сертификацию «законности,правдивости и правильности счетов государства».
В Литве закон о структуре бюджетатребует, чтобы отчет высшего органа финансового контроля включал оценкуиспользования утвержденных ассигнований на достижение программных целей спозиций эффективности, степени достижения программных целей, соблюдения закона.
В Канаде контроль государственныхфинансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовойдеятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств- целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур дляизмерения эффективности программы.
В Германии Федеральная счетнаяпалата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениямдоходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля являетсярентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задачпри меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или жевозможность более эффективного их выполнения другими методами.
В США Генеральное отчетноеуправление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет:
— анализ и оценку программ;
— разработку отдельных статей илизаконопроектов в целом;
— разработку методик анализа и оценкифинансовой деятельности;
— установление или утверждениеформ отчетности;
— ведение банка данных пофинансовым вопросам и др.
В функции Бюджетного управленияконгресса США входит:
— разработка ежегодных докладовпо бюджету;
— разработка прогнозов экономическоговоздействия финансовых законопроектов и резолюций;
— составление пятилетнегопрогноза поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства;
— проведение исследований поразличным вопросам бюджетной политики.
В Польше Верховная ПалатаКонтроля представляет Сейму:
1) анализ исполнения бюджетагосударства и основных положений денежной политики,
2) заключение по вопросу обутверждении отчета Совета Министров об исполнении бюджета государства,
3) информацию о результатахконтроля, предложения и обращения, определенные в законе.
В Бразилии договоры, которыекаким-либо образом могут быть связаны с бюджетными доходами или расходами,приобретают силу только после регистрации в Счетной палате. Отказ в регистрацииприостанавливает договор, пока не выскажется Национальный Конгресс.
Подлежит регистрации в Счетнойпалате предварительный или последующий в зависимости от требования закона,любой акт государственной администрации, который влечет за собой обязательствоуплаты из Государственной казны или за ее счет.
Во всяком случае, отказ врегистрации по мотивам отсутствия кредитного сальдо или вследствиезадолженности по другим кредитам носит запретительный характер. Когда отказимеет иное основание, расход может быть произведен по распоряжению ПрезидентаРеспублики с регистрацией вопреки отказу Счетной палаты и с правом апелляциипоследней в Национальный Конгресс.
Счетная палата в течениешестидесяти дней дает предварительные заключения по отчетам, которые ПрезидентРеспублики должен ежегодно представлять Национальному Конгрессу. Если они, небудут представлены в законный срок, Счетная палата сообщает об этом в интересахправа Национальному Конгрессу и представляет ему в том и другом случае подробныйотчет о исполнении бюджета за закончившийся финансовый год.
В Финляндии функции Счётнойпалаты выполняет “Ведомство ревизии счетов”, в которую входят пять контролеров,уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны.
Вариант2
3.Советом Министров Республики Польша был ратифицирован международный договор сРеспубликой Литва о военном сотрудничестве. По истечении 10 дней он былнаправлен в Парламент для утверждения и принятия соответствующего закона воисполнение международного договора.
Соответствуют ли данные процедуры КонституцииПольши? Если нет, то какие нарушения были допущены? Возможна ли ратификациямеждународных договоров на референдуме?
Не соответствуют. Были допущены следующие нарушения Конституции Польши:
1) Совет Министров, всоответствии с п. 10 ч. 4 ст. 146 только заключает международныедоговоры, требующие ратификации.
2) Ратифицирует международныедоговоры в соответствии с ч. 1 ст. 133 Президент Республики Польша. ПрезидентРеспублики до ратификации международного договора может обратиться вКонституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос его соответствияКонституции.
3) Так как это по условию закон овоенном сотрудничестве, то в соответствии со ст. 89 его ратификация требуетвыраженного в законе предварительного согласия Парламента.
В соответствии со ст. 90Республика Польша может на основании международного договора передатьмеждународной организации или международному органу компетенцию органовгосударственной власти по некоторым делам.
О выражении согласия наратификацию такого договора может быть постановлено общепольским референдумом.
4. Конституционно-правовойстатус Счетных палат в зарубежных странах
Принципы и цели организациигосударственного финансового контроля признаны развитыми демократическимистранами и зафиксированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля(принята IX Конгрессом Международной организации высшихконтрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году), а также в Декларации об общихпринципах деятельности высших органов финансового контроля государств –участников Содружества Независимых Государств (принята в Киеве 8 июня 2001года)[1].
В соответствии с этимидокументами независимость высшего контрольного органа, гарантированнаяКонституцией и законом, позволяет ему работать с высокой степенью инициативы иавтономии даже в том случае, когда он выступает представителем парламента ипроводит проверки по указаниям последнего. Положения о взаимоотношении междувысшим контрольным органом и парламентом должны быть определены национальнойКонституцией в соответствии с условиями и требованиями данной страны.
Независимость членов высшегоконтрольного органа также должна быть гарантирована Конституцией. В частности,процедура их отзыва, которая также должна определяться Конституцией, не должнананосить ущерб их независимости. Порядок назначения и освобождения отзанимаемой должности членов высшего контрольного органа зависит отконституционной структуры данной страны.
Основные контрольные полномочия высшегоконтрольного органа должны быть определены Конституцией; детали могут бытьустановлены законом. Конкретные положения контрольных полномочий определяютсяв зависимости от условий и потребности соответствующих стран.
Высший контрольный орган долженбыть уполномочен Конституцией направлять ежегодно свой доклад об итогах ивыводах по результатам проведенных им проверок непосредственно в парламент илидругие компетентные государственные органы.
В 1990 году была созданаЕвропейская организация высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ ). Первый,учредительный конгресс ЕВРОСАИ прошел в Мадриде в 1990 году, а последующиеконгрессы проходили в Стокгольме, Праге и Париже. В настоящее время в ЕВРОСАИвходят 45 высших контрольных органов европейских стран.
Качественное улучшениеуправления финансовыми и материальными ресурсами государства посредствомукрепления органов государственного финансового контроля – это злободневнаязадача каждой страны.
Президент России, выступая на V Конгрессе ЕВРОСАИ, проходившем в Москве весной 2002 года,особо подчеркнул:
«Один из наших приоритетов –развитие действенной системы государственного финансового контроля. Ееважнейшая задача – повышение эффективности власти, в том числе за счетпредоставления обществу объективной информации о качестве работыгосударственных институтов».
Президентом Европейскойорганизации высших органов финансового контроля на VКонгрессе ЕВРОСАИ стал глава Счетной палаты России Сергей Степашин[2].Он исполняет обязанности президента ЕВРОСАИ в течение трех последних лет.
Согласно Уставу ЕВРОСАИ, в периодмежду конгрессами обязанности президента организации исполняет руководительВысшего органа финансового контроля страны, в которой состоялся последнийконгресс. [3]
В своем выступлении главафранцузской Счетной палаты Франсуа Ложеро выделил две основные характеристикиЕВРОСАИ – развитие и открытость. Развитие, пояснил он, выражается в увеличенииколичества членов этой организации. Ложеро отметил расширение сферыдеятельности ЕВРОСАИ, в том числе в области охраны окружающей среды, подготовкикадров, информационных технологий.
Открытость ЕВРОСАИ, считает,проявляется, прежде всего, в расширении международных связей организации.
В настоящее время большинствоорганов государственного финансового контроля развитых стран широко используетаудит эффективности как одну из важнейших форм государственного бюджетногоконтроля. Главной его задачей является определение социально значимогорезультата от использования государственных средств в виде, например, улучшенияздоровья населения или снижения уровня преступности. Доля аудита эффективностив общем количестве проверок высших органов финансового контроля в ряде стран достигает50-60%.
Можно выделить следующие причиныстоль быстрого развития в мире этой формы финансового контроля. Во-первых, самалогика развития политических системы во многих странах мира по пути дальнейшейдемократизации повышает потребность общества в организации действенногоконтроля за деятельностью исполнительной власти, что увеличивает роль и влияниевнешних органов финансового контроля.
Во-вторых, в большинствезарубежных стран сформировалось четкое разграничение функций и полномочий междуорганами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
При этом органы внешнегогосударственного финансового контроля играют ведущую роль по отношению кструктурам внутреннего контроля, имеют право оценивать результаты их проверок ив случае необходимости использовать эти материалы в ходе собственныхконтрольных мероприятий.
В-третьих, в развитых зарубежныхстранах весьма возросла результативность самого финансового аудита. Созданы идействуют такие механизмы контроля, которые обеспечивают достаточно высокуюстепень вероятности обнаружения и пресечения финансовых нарушений.
И, наконец, в-четвертых, одной изважных причин (и одновременно условий) развития аудита эффективности являетсяпроблема повышения заинтересованности парламентов в деятельности подотчетных имвнешних органов финансового контроля.
Так, в АвстрииСчетная палата обязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контрольисходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономическойэффективности и целесообразности использования бюджетных средств.
В Греции аудит исполнениягосударственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основныхзадачи:
— призвать тех, ктоуправляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров),к отчету перед Судом Аудита;
— рассматривать любые споры,возникающие при проверках;
– информироватьзаконодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственнымисредствами со стороны исполнительной власти.
В Канаде контроль государственныхфинансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовойдеятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств- целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур дляизмерения эффективности программы.
В Германии Федеральная счетнаяпалата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениямдоходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля являетсярентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задачпри меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или жевозможность более эффективного их выполнения другими методами.
В Польше Верховная ПалатаКонтроля представляет Сейму: анализ исполнения бюджета государства и основныхположений денежной политики; заключение по вопросу об утверждении отчета СоветаМинистров об исполнении бюджета государства; информацию о результатах контроля,предложения и обращения, определенные в законе.
Во Франции закон 2001 г.устанавливает представление бюджета через задачи и программы, соответственноСчетная палата с 2007 г. начнет осуществлять сертификацию «законности,правдивости и правильности счетов государства».
В Литве закон о структуре бюджетатребует, чтобы отчет высшего органа финансового контроля включал оценкуиспользования утвержденных ассигнований на достижение программных целей спозиций эффективности, степени достижения программных целей, соблюдения закона.
В США Генеральное отчетноеуправление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет: анализ и оценкупрограмм; разработку отдельных статей или законопроектов в целом; разработкуметодик анализа и оценки финансовой деятельности; установление или утверждениеформ отчетности; — ведение банка данных по финансовым вопросам и др.
Нормативные акты и литература
1.Конституция РФ. — М., 1993.
2. Федеральный закон «Об альтернативнойгражданской службе» от 25 июля 2002 г. // С3 РФ. — 2002. -№ 30. — Ст. 3030.
3. Федеральный закон «О статусе члена СоветаФедерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации» от 8 мая 1994 г. // С3 РФ. — 1999. — № 28. — Ст. 3466.
4. Федеральный закон «О прокуратуре РоссийскойФедерации» от 17 января 1992 г. // С3 РФ. — 1995. -№47.-Ст. 4472.
5. Указ Президента РФ от 21 июля2003 года N 793. „ Вопросы организации альтернативной гражданской службы.“
6. Постановление ПравительстваРФ от 11 декабря 2003 г. N 750 „ Об организации альтернативной гражданскойслужбы “
7. Алебастрова И.А. Конституционное правозарубежных стран: Учебное пособие. — М., 2001.
8. Ионова А.И. Счетные палаты ФРГ: правовыеосновы и принципы деятельности. // Государство и право.- 1998. -№3.
9. Конституции государств Европы. В 3-х томах. /Под общей редакцией Л.А. Окунькова. — М. Издательство НОРМА 2001.
10. Степашин С. В., Столяров Н. С, ШохинС. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2004.
11. Конституционное (государственное) правозарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. — в 4-х томах/ Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2002.
12. Конституции зарубежных государств: Учебноепособие. / Составитель профессор В.В. Маклаков — 3-е изд., переработанное идополненное. — М.: Издательство БЕК, 2002.
13. ЧичелёвМ.Е. Альтернативная гражданская служба —закон принят, вопросы остались.// Советник Президента» №1(12) январь 2003г
14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежныхстран. — М., 2002.