Судоустройство и правоохранительные органы

Содержание
Задание 1Охарактеризовать задачи правоохранительных органов в зависимости от органов              
Задание 2 При ответе наэкзаменационный вопрос «Деление судов в РФ по характеру рассматриваемыхсудебных дел и по территориальной компетенции» студент Бякин выделил следующиесудебные ветви и звенья: районный суд — среднее звено судов субъектов РФспециальной юрисдикции; Московский городской суд — основное звено федеральныхсудов общей юрисдикции; Арбитражный Суд Красноярского края — высшее звенорегиональных арбитражных судов. Найдите ошибки допущенные Бякиным. Ответ аргументировать
Задание 3 Составить схему«Государственная власть в Российской Федерации»
Список используемойлитературы

Задание 1
Правоохранительные органы- одна из дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительнойдеятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах,выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторыхнегосударственных образованиях, призванных содействовать в такого родадеятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представлениене только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных еенаправлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов, ихструктуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.
Правоохранительная деятельность- это деятельность специально уполномоченных органов государства с целью охраныправа путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии сзаконом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. От других видовгосударственной деятельности она отличается рядом существенных признаков:
1. Специально направленана охрану права.
2. Осуществляется нелюбым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (мерыгосударственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами, например,уголовное наказание)
3. Применяемые в ходе ееосуществления юридические меры воздействия должны строго соответствоватьпредписаниям закона или иного правового акта. Так, за «простое» убийство (ч.1ст.105) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет,значит смертную казнь применять нельзя.
4. Реализуется она вустановленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру,приговор суда, назначающий уголовное наказание или оправдывающий подсудимого,может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства ивсестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенныхуголовно-процессуальным законом. Постановление приговора должно проходить всовещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением другихпроцедурных правил.
5. Ее реализациявозлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы,комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – по большейчасти юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в другихобластях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные итехнические средства. Организация и деятельность таких государственных органовдетально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числепутем установления особых процедурных и процессуальных правил для решениянаиболее ответственных вопросов.
Основныепризнаки правоохранительной деятельности:
— правоохранительная деятельностьосуществляется в определенном порядке, установленном законом;
— правоохранительная деятельностьосуществляется специально уполномоченными органами;
— правоохранительная деятельность строгоограничена в применении мер государственного принуждения;
— решения государственныхправоохранительных органов обязательны для исполнения;
— решения правоохранительных органов,затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованыв установленном порядке в прокуратуру и в суд;
— должностные лица правоохранительныхорганов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своиминеправомерными действиями.
Правоохранительная деятельность/> многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях).Выделяют следующие направления деятельности:[1]
— конституционный контроль/>;
— осуществление правосудия/>;
— выявление и расследование преступлений/>;
— прокурорский надзор/>;
— организационное обеспечение деятельностисудов/>, оказание юридической помощи.
Все названные направлениявзаимосвязаны и дополняют друг друга.
Важнейшее место занимают правосудиеи конституционный контроль. Посредством их происходит реализация полномочийсудебной власти, являющейся необходимым атрибутом правового государства,продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройствароссийской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимобез эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия.
Для выполнениянаправлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создаетспециальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числуправоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которыхявляется правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан иорганизаций./>
Следует отметить, что взаконодательстве/> нет понятия правоохранительного органа, нети перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Оно сложилось напрактике. Его можно также встретить в различных документах ненормативногохарактера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначениягосударственных органов, на которые возложена обязанность осуществленияправоохранительной деятельности.
В связи с этим вюридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствоватьгосударственный правоохранительный орган:
–   Правоохранительные органыуполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.
–   Деятельностьправоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется наоснове соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет кдисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
–   Лица, состоящие на службев этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своейдеятельности имеют право применять установленные законом меры государственногопринуждения к лицам, допустившим правонарушение.
–   Решения правоохранительныхорганов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условииих законности и обоснованности.
Таким образом, правоохранительный орган/> — это государственный орган, осуществляющий специализированнуюправоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законныхинтересов граждан, общественных и государственных институтов. В последние годыпоявились негосударственные правоохранительные организации — третейские суды/>, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей ит.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи сэтим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.
Исходя из изложенного, правоохранительнуюсистему в России составляют государственные и негосударственныеправоохранительные органы и организации.[2]
К государственным правоохранительным органам/>относятся:
–   Суды (Конституционный СудРФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
–   прокуратура;
–   органы внутренних дел;
–   органы предварительногорасследования;
–   органы обеспечениябезопасности;
–   органы юстиции.
К негосударственным правоохранительным органам/>, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:
–   адвокатура/>;
–   третейские суды/>;
–   частные детективные иохранные предприятия/>;
–   частные нотариусы/>;
–   союзы потребителей/>.
Более укрупненоправоохранительные органы можно разделить на следующие основные группы:[3]
1. Судебныеорганы;
2. Органыпрокуратуры;
3. Органыпредварительного следствия;
4. Органыдознания;
5. Органыоперативно-розыскной деятельности (ОРД);
6. Органыадминистративной практики (административные органы).
Каждый из этих органовосуществляет одну или несколько основных правоохранительных функций, имеет своичетко определенные задачи по достижению определенных результатов. Эти задачи состоят из:
— устранение нарушенийпредписаний Конституции;
— справедливоеразбирательство и разрешение гражданских, уголовных и других дел;
— создание условий длянормальной деятельности судов;
— выявление и устранениенарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
— раскрытие преступленийи изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотренияконкретных дел в суде;
— предоставление всем,кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам,которые привлекаются к уголовной ответственности.
Решая эти задачи,правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, ихсобственность, собственность государства, государственных, общественных ичастных организаций, защищают государство и его институты, природу, животныймир и т.д.[4]
Кроме того, следуетотметить, что некоторые государственные службы и ведомства объединяют в себесразу несколько функций. Так, органы внутренних дел выполняют функцииадминистративных органов (в рамках Кодекса об административных правонарушениях),органов ОРД (в рамках закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»),органов дознания и органов предварительного (в рамках Уголовно-процессуальногокодекса). А органы прокуратуры выполняют функции надзора и органовпредварительного следствия по статьям, отнесённым к их компетенции.
Специфика суда как органасудебной власти состоит в том, что порядок и содержание его деятельности прирассмотрении и разрешении конкретных дел определяется соответствующимпроцессуальными законодательством. Основная его цель — обеспечить законность,обоснованность и справедливость судебных решений. Поскольку законом установлены4 процедуры судопроизводства, то каждая из них регламентируетсязаконодательными актами, содержащими процессуальные нормы: ФКЗ о КонституционномСуде РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.
Судебные органы можноотнести к высшим правоохранительным органам. Фактически, суды принимаютокончательное решение по материалам административных и уголовных дел. Кромеэтого, суд даёт разрешение на ограничение конституционных прав граждан, еслиэти граждане нарушают закон и ограничение их конституционных право помогаетизобличить их в этом.
Что касается органовадминистративной практики, то как правило в чистом виде такихправоохранительных органов не существует, то есть, нет таких правоохранительныхорганов, которые бы занимались исключительно контролем за соблюдениемадминистративного законодательства. Конечно, такие органы есть, но это неправоохранительные, а контролирующие органы, например, налоговые инспекции,органы санэпиднадзора и другие органы, в чью компетенцию входит контроль засоблюдением административного законодательства.
Таким образом, правоохранительныеорганы – это государственные органы, основной функцией которых является охраназаконности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба спреступностью. В общих чертах основные задачи деятельности правоохранительныхорганов:
1. Судебныеорганы, — судебное разбирательство по уголовным, административным и гражданскимделам.
2. Органыадминистративной практики, — выявление, предупреждение и пресечениеадминистративных правонарушений в рамках КоАП РФ;
3. ОрганыОРД, — выявление, предупреждение и пресечение правонарушений (в том числепреступлений и административных правонарушений) в рамках Закона «Обоперативно-розыскной деятельности»;
4. Органыдознания, — проведение предварительного расследования в рамках дознания поуголовным делам. Орган дознания, как и орган предварительного следствия, имеетполномочия на проведение процессуальных мероприятий (в рамках УПК) в связи споступающей к нему информации о совершении преступления;
5. Органыпредварительного следствия, — проведение предварительного расследования поуголовным делам в форме предварительного следствия (в рамках УПК РФ).
6. Органынадзора (прокурор), — уголовное преследование в ходе уголовногосудопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью органов ОРД, дознанияи органов предварительного следствия, надзор за соблюдением законодательства изаконности;
Конечно, перед правоохранительнымиорганами стоят и другие задачи, но данные задачи перечислены, чтобы показатьединство целей деятельности этих органов и то, что каждый правоохранительныйорган в достижении общей цели (соблюдение законности) имеет собственную,отличную от других органов задачу.
 
Задание 2
 
При ответе на экзаменационный вопрос «Деление судов в РФ похарактеру рассматриваемых судебных дел и по территориальной компетенции»студент Бякин выделил следующие судебные ветви и звенья: районный суд — среднеезвено судов субъектов РФ специальной юрисдикции; Московский городской суд — основное звено федеральных судов общей юрисдикции; Арбитражный СудКрасноярского края — высшее звено региональных арбитражных судов.
Найдите ошибки допущенные Бякиным. Ответ аргументировать.
Ответ. Суды Российской Федерации, осуществляющие правосудие/>, в совокупности образуют судебную систему/>. В соответствии сост. 118 Конституции РФ/> судебная система устанавливаетсяКонституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системеРоссийской Федерации» от 31.12.1996 года, (с последующими изменениями). СогласноФКЗ «О судебной системе» в России/> действуют федеральные судыи суды субъектов РФ.
К федеральнымсудам/> относят:
–          Конституционныйсуд РФ/>;
–          Верховныйсуд РФ/>;
–          верховныесуды республик/>;
–          краевые/> и областные/> суды;
–          судыгородов федерального значения/>;
–          судыавтономной области/> и автономных округов/>;
–          районныесуды/>;
–          военные/> и специализированные суды — система судов общей юрисдикции/>;
–          ВысшийАрбитражный суд РФ/>;
–          федеральныеарбитражные суды округов/> (арбитражные кассационные суды/>);
–          арбитражныеапелляционные суды/>;
–          арбитражныесуды/> первой инстанции/> в республиках,краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономныхокругах (арбитражные суды субъектов РФ/>) — системаарбитражных судов.
К судамсубъектов Российской Федерации/> относятся:
— конституционные (уставные) суды субъектов РФ/>;
— мировые суды/>, являющиеся судами общейюрисдикции субъекта РФ.
Все суды, входящие в судебную систему/>, делятсяна звенья. Звеном судебнойсистемы/> считают суды, наделенные однороднымиполномочиями. Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции/>подразделяются на суды трех звеньев:
основное звено — районные суды/>;
среднее звено — верховные судыреспублик/>, краевые/> и областные/> суды, суды городов/> федерального значения,суды автономной области/> и автономных округов/>;
высшее звено — Верховный суд РФ/>.
Следовательно, «районный суд – это основное звено федеральных судовсубъектов РФ общей юрисдикции»,а московский городской суд — среднее звено федеральных судов общей юрисдикции»,т.к. Москва это город федерального значения.
В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями(Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов/> стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной):
основное (первое) звено — арбитражные судысубъектов РФ/>;
промежуточное (второе) звено — арбитражныеапелляционные суды/>;
промежуточное (третье) звено — федеральныеарбитражные суды округов (кассационные суды)/>;
высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный судРФ/>.
Таким образом, Арбитражный Суд Красноярского края является основным (первым)звеном арбитражных судов, т.к. Красноярский край является субъектом РФ.
Отметим также, что помимо разделения судов на звенья, судыразделяются по процессуальной компетенции на инстанции.
Судебной инстанцией/>считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешениемсудебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности,обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего взаконную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций.
Суд первой инстанции/> —суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение поосновным вопросам для данного дела.
По уголовнымделам/> — это вопросы о виновности илиневиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признаниявиновным — о применении или неприменении уголовного наказания.
По гражданскимделам/> существо дела составляет вопрос одоказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридическихпоследствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских делсудами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределахпредоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационныесуды/> и арбитражные апелляционные/> суды,так как им не дано право быть судами первой инстанции.
Суд второй (апелляционной иликассационной) инстанции/> призван проверять законность,обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, невступивших в законную силу.
В системе судов общей юрисдикции/> апелляционная инстанция/>— это районный суд/>, где судья единолично осуществляетконтроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силуприговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями.
Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции являетсято, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторноерассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или частидоказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либорешения по гражданским делам.
Кассационными инстанциями/>судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена,Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ/>, накоторые возлагается проверка законности/>, обоснованности исправедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам/> и решений по гражданским делам/>, выносимыхпо первой/> и апелляционной/> инстанциям.
Производство в кассационной инстанции отличается от производства вапелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановитьновый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправетолько отменить или изменить приговор или иное судебное решение.
Суд надзорной инстанции/> —суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившиев законную силу.
Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднегозвена, судебные коллегии Верховного суда РФ/>, ПрезидиумВерховного суда РФ, а в системе арбитражных судов/> —Президиум Высшего Арбитражного суда РФ/>.
Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силуприговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновьоткрывшихся обстоятельств.

Задание 3
/>/>
Схема «Государственнаявласть Российской Федерации»   Статья 10Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществлениягосударственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительнуюи судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной исудебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, аразделении единой государственной власти (единство системы государственнойвласти является одним из конституционных принципов федерализма) на трисамостоятельные ветви власти.
Государственную власть осуществляют   />
Согласно статье 11Конституции РФ государственную власть осуществляют:
Президент РФ (он являетсяглавой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системефедеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни кодной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, еёзаконодательный и представительный орган, состоит из двух палат — СоветаФедерации и Государственной Думы), Правительство РФ (возглавляет системуорганов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ,Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды(осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанногодействуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральныеминистерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также ихтерриториальные органы.

Список использованной литературы
1.    КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
2.    Белякова,И.М. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебный курс / И.М. Белякова. — М.: МИЭМиП, 2010. – 430 с.
3.    Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф.Гуценко,М.А.Ковалев. — М.: Изд-во «Зерцало», 2005. – 400 с.
4.    Печников,Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. пособие /Н.П.Печников. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 132 с.
5.    Созинов,В.С. Правоохранительные органы: конспект лекций / В.С.Созинов. — М.: ИМТП,2007. – 51 с.
6.    Черников,В.В. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.– М.: Изд-во «Проспект», 2006. – 424 с.