ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ.СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА… 5
1.1.Понятие механизмагосударства. 5
1.2. Понятиебезопасность, силы обеспечения безопасности. 10
ГЛАВА II. СИЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ… 12
2.1. СоветБезопасности Российской Федерации. 12
2.2. Система федеральных органов безопасности. 15
2.3. Органы внешнейразведки. 28
2.4. Федеральные органыгосударственной охраны… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
/>ВВЕДЕНИЕ
Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития вцелях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мереотождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются дляреализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этимобразованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть,а лишь только наделяет их властными полномочиями. Исторически, органыгосударства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт»бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне визменении его функций.
Так, если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросыбезопасности государства и общества, то соответственно неизбежно на первый планвысвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждениябезопасности. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организацияорганов безопасности, их положение в механизме государства и представляетособую ценность, актуален. Иными словами, успешное, эффективное решение сложныхвнутренних и внешних задач, стоящих перед этими государственными образованиями,что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизмагосударства, слаженной работы всех его составных частей и структурныхэлементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно –правовой базы, что и определяет его актуальность.
Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплексавопросов, связанных с ролью государственных служб безопасности в механизмегосударства, имея поддержку стороны конституционного права, административногоправа и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы идостижения, относится к предмету изучения дисциплины правоохранительные органы,как базовой в их научном изучении.
Целью настоящей работы и является познание сущности государственногоаппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства,места служб безопасности в механизме оного, определение понятия, описание еговажнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразныхосновных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение целиработы.
Структура работы: введение, основное содержание, заключение и списокиспользованных источников.
/>ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМАГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА/>1.1. Понятие механизма государства
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственнаявласть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальнойосновы, которую составляет его механизм. Механизм государства — это целостнаяиерархическая система государственных органов и учреждений, практическиосуществляющих государственную власть, задачи и функции государства[1].
Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственныйаппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком.В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всехгосударственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентичноему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято пониматьаппарат государственного управления. Иными словами, «механизм являетсяструктурным и предметным олицетворением государства, представляет собойматериальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное,постоянно функционирующее выражение государства»[2].
Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающуюв свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том,что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности.Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами(частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные междусобой субординацией и координацией.
А собственно сознательную деятельность осуществляют государственныеслужащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия(учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., всоответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такогомеханизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура механизма государства различается в различных государствах. Намеханизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияютмножество факторов, в том числе этап развития, на котором находится государство(механизм первых государств был слабым, неразвитым); особенности историческогоразвития страны, события того или иного исторического периода и проч. Болеесущественно на механизм государства влияет политический режим.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая инерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполненияфункций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся егофункциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие изклассовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят напервый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждениянасилия, принуждения.
Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственноосуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство кактаковое, проявляет себя вовне, становиться живим организмом и функционирует какобъективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурныеэлементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурныхподразделениях.
Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущихему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы,расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимаютнеодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношенияхсубординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но привсех условиях в его структуре существуют органы управления и органыпринуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются междусобой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства.
Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степеньюсложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупныеподсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органыгосударства: представительные, глава государства, правительство. Они обычнонаходятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг нихформируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка,суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка).Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методамигосударственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболеежесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско,полиция [3].
Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функциисоответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы,функции государства в целом осуществляются посредством реализации функцийотдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган,выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различныхфункций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функцийгосударственные органы располагают необходимыми материальными средствами –четвертый. И, наконец, последний, их существование невозможно без персонала(коллектива) людей. «Существование государственной власти, — писал К. Маркс, — находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях.Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишьтень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет впервую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являютсягосударственными служащими.
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: попринципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебныеорганы); в зависимости от организационно-правовых форм деятельности икомпетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные,судебные и контроля и надзора.
Среди распорядительно-исполнительных органов: органысоциально-культурной сферы, органы экономики, правоохранительные органы; взависимости от сферы деятельности: высшие органы, центральные органы, местные органы; в соответствии с федеральным устройством государства: федеральные (центральные), органы субъектов федерации. Помимо разделениягосударственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой — коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающемгосударственную должность, — имеются и другие основания их классификации.
По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органыгосударства подразделяются на: органы, устанавливаемые Конституцией РФ,федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерациидля непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральныеорганы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органызаконодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерациипорядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий,функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов(Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ,Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органовзаконодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов,представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму—вторичными, производными от первых.
По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, накоторую распространяется деятельность государственных органов, ониподразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом,согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятсяк федеральным органам.
На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какойветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные,исполнительные, судебные.
Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерацииосуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФи заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Всяразносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредствомфункционирования работающих под его руководством различных федеральных органовисполнительной власти.
Понятием системы исполнительных органов государственной власти илиорганов государственного управления как составной структурной части механизмаРоссийского государства, вместе с федеральным Правительством и другимифедеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительныеорганы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной властипредставляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательствомРоссийской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционированиягосударственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами,конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе(подсистеме) органов государственного управления относятся: АдминистрацияПрезидента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениямгосударственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, ПравительстваРФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ;аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.1.2.Понятие безопасность, силы обеспечения безопасности
В соответствии с Законом о безопасности под безопасностью понимаетсязащищенность жизненно важных интересов граждан, отдельной личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз.
Достижение безопасности обеспечивается системой мер экономического,политического, организационного и иного характера, для чего выработана системаправовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определены основныенаправления деятельности органов государственной власти и управления в даннойобласти, сформированы специальные органы безопасности и действует механизмконтроля и надзора за их деятельностью (ст. 4 Закона о безопасности).
Субъектами обеспечения безопасности являются: государство, осуществляющеефункции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебнойвластей; граждане, общественные и иные организации и объединения (ст. 2 Законао безопасности).
Основным субъектом обеспечениябезопасности является государство, осуществляющее функции в этой области черезорганы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии сдействующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина натерритории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся заее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иныеорганизации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами иобязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, законодательством республик в составеРоссийской Федерации, нормативными актами органов государственной власти иуправления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятымив пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую исоциальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям,оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной исудебной властей, государственные, общественные и иные организации иобъединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности всоответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения всфере безопасности (ст. 8 Закона о безопасности). Общее руководство возложенона Президента Российской Федерации. Он возглавляет Совет БезопасностиРоссийской Федерации; совместно с Федеральным Собранием определяет стратегиюобеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координируетдеятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределахопределенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечениюбезопасности и осуществляет ряд других полномочий.
Силы обеспечения безопасности включаютв себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутреннихдел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной,исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска;органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике,на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средствсвязи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровьянаселения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующиена основании законодательства.
Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией.Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешнейразведки), другие — для отражения внутренних угроз безопасности (органывнутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасностькак от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная службабезопасности.ГЛАВА II. СИЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ2.1. Совет Безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности РФ является конституционным органом (статья 83Конституции РФ 1993 г.), на который возложена подготовка решений Президента РФв области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней ивнешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества игосударства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества,решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной,оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайныхситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.
Правовую основу деятельности СоветаБезопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы,законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указыи распоряжения Президента Российской Федерации, а также Положение «О СоветеБезопасности РФ»[4].
Задачами Совета Безопасности являются:
обеспечение условий для реализацииПрезидентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прави свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности, организации взаимодействия органовгосударственной власти, определению основных направлений внутренней и внешнейполитики государства;
определение жизненно важных интересовличности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальнойбезопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
разработка основных направленийстратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности иконкурентоспособности Российской Федерации;
подготовка предложений ПрезидентуРоссийской Федерации для принятия главой государства решений по вопросамвнутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечениянациональной безопасности;
подготовка решений по нейтрализациивнутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений попредотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существеннымсоциально-политическим, экономическим, военным, экологическим и инымпоследствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
решение иных задач в сфереобеспечения национальной безопасности.
В состав Совета Безопасности входят:
Председатель Совета БезопасностиРоссийской Федерации (далее — Председатель Совета Безопасности), которым подолжности является Президент Российской Федерации; Секретарь СоветаБезопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности),починен Президенту РФ; постоянные члены Совета Безопасности и члены СоветаБезопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Организационно-техническое иинформационное обеспечение деятельности Совета безопасности РоссийскойФедерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасностиРоссийской Федерации. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (далее — аппарат Совета Безопасности) является самостоятельным подразделениемАдминистрации Президента Российской Федерации (на правах управления ПрезидентаРоссийской Федерации).
Совет Безопасности может образовывать постоянные и временныемежведомственные комиссии.
Совет Безопасности являетсясовещательным органом. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниипостоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от ихобщего числа и вступают в силу после утверждения Председателем СоветаБезопасности — Президентом РФ.
Проекты указов, распоряжений ипоручений Президента Российской Федерации, а также проекты федеральных законов,выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются нарабочем совещании постоянных членов Совета Безопасности и членов СоветаБезопасности, проводимом Секретарем Совета Безопасности. Решения СоветаБезопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.2.2. Система федеральных органов безопасности
Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерацииявляются федеральная служба безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).
В соответствии со ст. 1 Федеральногозакона «Об органах федеральной службы безопасности в РоссийскойФедерации» от 3 апреля 1995 г. федеральная служба безопасности — единаяцентрализованная система органов федеральной службы безопасности,осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечениюбезопасности Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N15-ФЗ). Руководство ею осуществляется Президентом Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасностисоставляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О ФедеральнойСлужбе Безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовыеакты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется такжев соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4Федерального закона о ФСБ).
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется наоснове принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека игражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасностии централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласныхметодов и средств деятельности (ст. 5 Федерального закона о ФСБ).
Так согласно ст. 2 Федерального закона о ФСБ эти органы представляютсобой единую централизованную систему, в которую входят:
федеральный орган исполнительнойвласти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федеральногооргана исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельнымрегионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органыбезопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти вобласти обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления(органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федеральногооргана исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничнойслужбе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органаисполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющиеотдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органовфедеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационныеподразделения, центры специальной подготовки, подразделения специальногоназначения, предприятия, образовательные учреждения, научно — исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские ивоенно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения,предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренныхФедеральным законом, не допускается.
Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Федеральнаяслужба безопасности (ФСБ) РФ директор, назначаемый и освобождаемый от должностиПрезидентом РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральныхорганов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, егозаместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.
Деятельность органов Федеральнойслужбы безопасности осуществляется по трем направлениям: контрразведывательнаядеятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательнаядеятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационнойбезопасности. Иные направления деятельности органов федеральной службыбезопасности определяются федеральным законодательством.
Контрразведывательная деятельность направлена на выявление,предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальныхслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленнойна нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется этадеятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов.Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционноеправо граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений, допускается только на основании судебного решения.Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища,допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебногорешения.
Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно — розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию такихпреступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборотнаркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом ккомпетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечениюдеятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственногоизменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируетсяЗаконом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовно — процессуальнымзаконодательством.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целяхполучения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органамивнешней разведки.
К основным правам относятся следующие:
Органы федеральной службыбезопасности имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношениясотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специальныеметоды и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательнойдеятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; б)проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции,незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющихугрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание ипредварительное следствие по которым отнесены законодательством РоссийскойФедерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также повыявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконныхвооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественныхобъединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционногостроя Российской Федерации; осуществлять специальные операции по пресечениютеррористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а такжесоздавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;использовать подразделения специального назначения органов федеральной службыбезопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятыена вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силупротив находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и(или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранныхгосударств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную нананесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступныегруппы; осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно стерритории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органамивнешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоровсо специальными службами и с правоохранительными органами иностранныхгосударств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связипутем использования радиоэлектронных средств и методов; осуществлять дознание ипредварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательствомРоссийской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определенияи постановления по делам об административных правонарушениях, назначатьадминистративные наказания по делам об административных правонарушениях,вносить представления об устранении причин и условий, способствовавшихсовершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия поделам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральнойслужбы безопасности; осуществлять шифровальные работы в органах федеральнойслужбы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности приобращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделенияхгосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо отформ собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихсяза ее пределами); использовать в служебных целях средства связи, принадлежащиегосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложныхслучаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а такжеобщественным объединениям и гражданам Российской Федерации; использовать вслучаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащиепредприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности,общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств,которые законодательством Российской Федерации освобождены от такогоиспользования), для предотвращения преступлений, преследования и задержаниялиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставленияграждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, атакже для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортныхсредств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядкевозмещают им расходы либо причиненный ущерб; использовать на безвозмезднойоснове при выполнении служебных задач водное и воздушное пространствоРоссийской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочныхплощадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форми форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнениислужебных задач обеспечение полетов и кораблевождения; беспрепятственно входитьв жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельныеучастки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организацийнезависимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данныеполагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние,выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которогоотнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральнойслужбы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых всовершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь издоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащиегражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурорав течение двадцати четырех часов; производить оцепление (блокирование) участковместности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, атакже при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц,подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствиепо которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральнойслужбы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортныхсредств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры пообеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этихцелях соответствующих объектов в данной местности; временно ограничивать илизапрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкамместности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там илипокинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имуществаграждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных иантитеррористических мероприятий; проверять у граждан и должностных лицдокументы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основанияподозревать их в совершении преступления; осуществлять административноезадержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновенияи проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов,закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемыхобъектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность,получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятиеих вещей и документов; вносить в государственные органы, администрациипредприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а такжев общественные объединения обязательные для исполнения представления обустранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасностиРоссийской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительноеследствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведениюорганов федеральной службы безопасности; получать на безвозмездной основе отгосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо отформ собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органыфедеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когдафедеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органамфедеральной службы безопасности; создавать в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации иподразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органыфедеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов.Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органамфедеральной службы безопасности.
Органы федеральной службыбезопасности обязаны: информировать Президента Российской Федерации, ПредседателяПравительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органыгосударственной власти, а также органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; выявлять,предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служби организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную нананесение ущерба безопасности Российской Федерации; добывать разведывательнуюинформацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышенияее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; разрабатывать иосуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры поборьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств,контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступныхгрупп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей цельюнасильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органахуправления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военнаяслужба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасностьобъектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи,жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегическихобъектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетныхнаучных разработок; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасностьфедеральных органов государственной власти и органов государственной властисубъектов Российской Федерации; участвовать в разработке и реализации мер позащите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль заобеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, вгосударственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учрежденияхи организациях независимо от форм собственности; в установленном порядкеосуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющимгосударственную тайну; проводить во взаимодействии с федеральным органомисполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечениюбезопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасностьпредставительств иностранных государств на территории Российской Федерации;осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлученийпередающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РоссийскойФедерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которыхпредставляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлученияпередающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службыбезопасности; осуществлять профессиональное образование и проч. в соответствиис Федеральным законом о ФСБ.
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директорна правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый отдолжности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ,ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерациисоответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ вРоссийской Федерации).
На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральнойслужбы безопасности и организация их деятельности, информирование ПрезидентаРоссийской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по ихпоручениям федеральных органов государственной власти, а также органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасностиРоссийской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).
Исходя из социально-политических и экономических условий развития тогоили иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в немоперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерацииправомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельныхрегионах (ст. 2 Федерального закона о ФСБ). Они решают возложенные на органыФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации,например созданы региональные управления — Управление ФСБ по Москве иМосковской области, Управление ФСБ по Санкт — Петербургу и Ленинградскойобласти. Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектамРоссийской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.
Правовой статус сотрудниковФедеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасностикомплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими игражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности(за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а такжелица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих,являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.
Сотрудником органов федеральнойслужбы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный посвоим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровьяисполнять возложенные на него обязанности.
При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняетсятолько своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиватьсяв законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своихдолжностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу,задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей,принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителяорганов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание вспецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляютгосударственную тайну.
Контроль за деятельностью органовфедеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации,Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации исудебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Депутаты (члены) Совета Федерации идепутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации всвязи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения одеятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемомзаконодательством Российской Федерации.
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законовРоссийской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации иуполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службыбезопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации,тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральнойслужбы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24Федерального закона о ФСБ).2.3. Органы внешней разведки
Внешняя разведка Российской Федерациикак совокупность специально создаваемых государством органов — органов внешнейразведки Российской Федерации — является составной частью сил обеспечениябезопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности,общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящимФедеральным законом методов и средств.
Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется всоответствии с Федеральным законом «О внешней разведке»[5].Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности,разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих всостав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека игражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Разведывательная деятельностьосуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
1) добывания и обработки информации озатрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных ипотенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранныхгосударств, организаций и лиц (далее — разведывательная информация);
2) оказания содействия в реализациимер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасностиРоссийской Федерации.
Необходимость осуществленияразведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий ПрезидентРоссийской Федерации и Федеральное Собрание, исходя из невозможности илинецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации инымиспособами.
Задачами органов внешней разведкиявляются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФразведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической,экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РоссийскойФедерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническомупрогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельностьосуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру другихфедеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РоссийскойФедерации.
Создание, реорганизация и упразднениесамостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются впорядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образованиефедеральных органов исполнительной власти.
Решения о создании, о реорганизации иоб упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составефедерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РоссийскойФедерации по представлению руководителя соответствующего федерального органаисполнительной власти.
Разведывательная деятельность впределах своих полномочий осуществляется:
1) Службой внешней разведкиРоссийской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической,научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной ииных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств иметодов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечениябезопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределамитерритории Российской Федерации, и командированных за пределы территорииРоссийской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своейдеятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органом внешней разведкиМинистерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической,военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органовфедеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органамивнешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «Офедеральной службе безопасности».
Полномочия органов внешней разведки. Органы внешней разведки получаютинформацию от лиц, давших согласие на сотрудничество; взаимодействуют сфедеральными органами исполнительной власти, осуществляющимиконтрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственнойохраны РФ; обеспечивают безопасность сотрудников учреждений РФ, находящихся запределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечиваютбезопасность командированных за пределы территории РФ граждан РоссийскойФедерации, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, инаходящихся с ними членов их семей; организуют взаимодействие сразведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств.
В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведкииспользуются как гласные, так и негласные средства и методы. На территорииРоссийской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ недопускается.
Надзор за исполнением органамивнешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляютГенеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих(оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальноесодействие, а также об организации, о методах и средствах осуществлениядеятельности органов внешней разведки Российской Федерации в предметпрокурорского надзора не входят.
За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентскийконтроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство,включая контроль и координацию деятельности, органами внешней разведкиосуществляет Президент РФ.2.4. Федеральные органы государственной охраны
Государственной охраной называется функция федеральных органовисполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственнойохраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных,охранных, режимных, технических и иных мер.
Объектами государственной охраныявляются лица, к которым относятся Президент РФ, лица, занимающиегосударственные должности Российской Федерации, федеральные государственныеслужащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранныхгосударств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемымиобъектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органыгосударственной власти, прилегающие к ним территории и акватории (вание документа[6].
Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органамигосударственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны РоссийскойФедерации и Службы безопасности Президента РФ.
Государственная охранапредоставляется следующим лицам, замещающим государственные должностиРоссийской Федерации: Председателю Правительства Российской Федерации;Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;Председателю Конституционного Суда Российской Федерации; ПредседателюВерховного Суда Российской Федерации; Председателю Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации; Генеральному прокурору Российской Федерации. Указаннымлицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.
При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана можетбыть предоставлена другим лицам — депутатам, государственным служащим. Всоответствии с международными договорами обеспечивается безопасность главиностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территорииРоссийской Федерации. На основании распоряжения Президента РФ Федеральнаяслужба охраны осуществляет охрану иностранных политических и общественныхдеятелей в период их пребывания на территории РФ.
Служба безопасности Президента РФ осуществляет охрану Президента РФ,членов его семьи, проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срокаполномочий Президента, а по его истечении государственная охранапредоставляется ему пожизненно.
Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются иупраздняются Президентом РФ.
Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны,являются выявление угрозы жизненно важным интересам объектам государственнойохраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектовгосударственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и натрассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно сФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление,предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.
Для осуществления этих задачФедеральные органы государственной охраны вправе: 1) привлекать силы и средстваобеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведенииохранных мероприятий;
2) осуществлять оперативно-розыскнуюдеятельность в соответствии с федеральным законодательством обоперативно-розыскной деятельности;
3) проверять у граждан и должностныхлиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) наохраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотрграждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств ипровозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
4) производить документирование,фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
5) задерживать и доставлять в органывнутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающихправонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектовгосударственной охраны или направленные на воспрепятствование законнымтребованиям сотрудников федеральных органов государственной охраны, а такжесвязанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты;
6) вносить в федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и организации независимо от формсобственности, а также в общественные объединения обязательные для исполненияпредставления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасностиобъектов государственной охраны и охраняемых объектов;
7) использовать в служебных целяхсредства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо отформ собственности, а в неотложных случаях и гражданам;
8) использовать в служебных целяхтранспортные средства, принадлежащие организациям независимо от формсобственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульскихи иных представительств иностранных государств и международных организаций, а внеотложных случаях и гражданам, для предотвращения преступлений, дляпреследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого вего совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинскойпомощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.
По требованию владельцев транспортныхсредств федеральные органы государственной охраны возмещают им убытки впорядке, установленном федеральным законодательством;
9) беспрепятственно входить в жилые ииные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки,на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности припресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственнойохраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении такихпреступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасностиобъектов государственной охраны. О всех случаях вхождения в жилые и иныепомещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственнойохраны уведомляют прокурора в течение 24 часов;
10) совершать иные действия всоответствии с Федеральным законом.
Надзор и контроль за деятельностью федеральных органов государственнойохраны. Надзор за исполнением законов федеральными органами государственнойохраны осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора при осуществлении надзораопределяются действующим законодательством. В предмет надзора не входяторганизация, тактика, методы и средства осуществления деятельности федеральныхорганов государственной охраны.
Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб нанезаконные действия и решения органов государственный охраны, нарушающие ихправа или причинившие им убытки.
Государственный контроль за деятельностью федеральных органовгосударственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. ЧленыСовета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения одеятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении имидепутатской деятельности.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, механизм государства, охватывающий все государственные органы,непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальноематериализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и бытьне может государства, механизм современного Российского государства — этопронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная наразделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками системагосударственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функциигосударства.
Законодательные основы обеспечениябезопасности составляют Конституция РФ, Закон о безопасности, законы и другиенормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в областибезопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составеРоссийской Федерации и нормативные акты органов государственной власти иуправления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые впределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения,заключенные или признанные Российской Федерацией.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Теориягосударства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М.Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – 616 с.
2. М.И.БАЙТИН. Механизм современного Российского государства. Электронное изданиестатьи.
3. Маркс К.,Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.
5. Закон обезопасности
6.Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»
7.Федеральный закон «О государственной охране»
8.Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности»