О Русь моя Жена моя До боли нам ясен долгий путь тема Родины в поэзии А А Блока

«О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» (тема Родины в поэзии А. А. Блока)
В наше время, когда часто можно услышать об­винения в адрес «совковии», когда многие тол­пами бегут из «нищей России» в благословенный западный рай, так и хочется обратиться к со­отечественникам словами Блока: «Полюби эту вечность болот!» Властитель дум поколения Сереб­ряного века, как никто другой любил несчастную, израненную, но не сломленную душу России.
Тема родины пронизывает все творчество поэта. Именно безграничная любовь к России рождала в нем веру в «скифов», сзывающих «на светлый братский пир».
Находятся те, кто обвиняет русскую интелли­генцию XIX и начала XX века в том, что она во­влекла Россию в пропасть, опьянила ее призыва­ми отринуть старое и создать новое. Но мы не имеем морального права обвинять А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина и других, тех, кто искрен­не верил в гуманность народной души, в мистичес­кую всепобеждающую тайну России.
Ощущением необычайной таинственности про­никнуто стихотворение Блока «Русь». Поэт рису­ет образ бескрайней родины, которая сама не знает своих пределов. Ее населяют и вполне реаль­ные «разноликие народы», и будто пришедшие из древних поверий «ведуны с ворожеями». Великий смысл кроется в символическом образе поэтичес­кого вдохновения, которое посещает поэта на кладбище, куда протоптал он «тропу печальную, ночную». Когда читаешь эти строки, представля­ются могильные плиты могучих сынов России, предшественников автора. Нельзя быть поэтом «без роду, без племени». Духовные силы предков окрыляют лирического героя, наделяют его незапятнанной «первоначальной чистотой», искрен­ностью, бескорыстием.
Поэт неотделим от родины, и это родство позво­ляет ему почувствовать таинственное стихийное возмущение, зреющее в недрах ее души.
Попытка постичь великую тайну России через ее связь с прошлым звучит и в поэтическом цикле «Город». В стихотворении «Поединок» противо­стояние Петербурга и Москвы видится поэту как борьба Деда — «веселого царя» с «зловонным ка­дилом» — и «Ангела, Мученика, Посланца», «Светлого Мужа». В поединок вступает Петр, со­здавший «город торговли» и Георгий Победоно­сец, «кем возвысилась Москва». Именно первый русский император, проповедовавший западную культуру, на взгляд поэта, наводнил Россию оча­гами угнетения и разврата: бездушными фабрика­ми, где уничтожается уникальность человеческой души.
Но есть и другая Россия — Россия колоколен, разглашающих «веселый звон», Россия, укрытая от растления «прозрачным покрывалом Лучезар­ной Жены». Так символически видится Блоку древняя Москва, сохранившая наивную искрен­ность и чистоту души русского народа.
По предвидению автора «Поединка», победа за Москвой, за древней неиссякаемой русской куль­турой.
Тревога за Россию подвигла Блока обратиться к «Двенадцати» и «Скифам». Не все принимал он, гуманист по натуре, в образах носителей новой идеи.
Поэт проецирует тревожные события прошлого на современность и провидит еще предстоящие мятежные дни. «Степная кобылица несется вскачь», и этот стремительный бег рождает в душе лирического героя одновременно и тревогу за судьбу Отечества, и веру в его неизбывную мощь и чистоту.
В «Двенадцати» и «Скифах» Блок воспел сти­хию революции, но не разрушительная, а сози­дающая ее сила принималась поэтом. Он видел и темное, и светлое, таящееся в идее революции. Но слишком велика была его надежда на возрожде­ние России, чтобы мрачные настроения смогли по­бедить в его лире. Хотелось бы, чтобы современная Россия смогла породить поэта, способного обратиться к миру так, как это сделал Блок:
Россия — Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..