Правовое регулирование искусственного оплодотворения в РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Право на искусственноеоплодотворение в системе репродуктивных прав
2. Международно-правовое регулирование вопросов искусственногооплодотворения
3. Законодательное регулированиепроцесса искусственного оплодотворения в РФ
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Воспроизведение человекомсебе подобных — фундаментальный закон и величайшее таинство природы. Человекстремится оставить потомство, чтобы продолжить свой род. Регулируемые сложнымкомплексом биологических, психологических, духовных и социальных законов,репродуктивные процессы во все времена представляли интерес для их изучения.
В настоящее время однимиз актуальных является вопрос правового регулирования данного феномена.Свидетельством этого может служить появление в международных документах инаучной литературе понятия «репродуктивные права» человека. Анализспециальной литературы показывает, что среди исследователей в настоящее времянет единства в определении репродуктивных прав. Более того, данная категорияявляется новой для российского права, поэтому изучена правоведами недостаточно.Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которойрепродуктивные права — это «комплексный институт», «совокупностьправомочий». Ученые дают только характеристику, а не определяют содержаниерепродуктивных прав. Оно конкретизируется в международных документах.
Развитие биомедицинскихтехнологий, вторгающихся в жизнь современного человека, позволяет настолькоглубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее«создателем» и «производителем». Особенно ярко этопроявляется при применении различных методов искусственной репродукции –искусственного оплодотворения, имплантации эмбрионов, суррогатного материнства.
Право на искусственноеоплодотворение является одним из составляющих общего понятия репродуктивныхправ. Вопросы искусственного оплодотворения — это проблемы отношения к началучеловеческой жизни. Исторически потребность в искусственном оплодотворениивырастает главным образом из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще.
В настоящее времяобщественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственногооплодотворения: «новая технология размножения», «техногенноепроизводство людей», «асексуальное размножение» В оборот входятпонятия: «избирательный аборт», «торговля репродуктивнымматериалом», «продукция оплодотворения» и др. Как и у каждойконцепции, у идеи «искусственного оплодотворения» имеются исторонники и противники и, конечно же, существует множество точек зрения на даннуюпроблему.
При рассмотрении вопросаискусственного оплодотворения представляется актуальным как изучениезарубежного опыта закрепления права человека на применение методов преодолениябесплодия – конкретно, права наискусственное оплодотворение, так иизучение российского законодательства, регулирующего данный вопрос.
Целью данной работы является изучениетакой категории прав человека как право на искусственное оплодотворение.
В ходе написания работы былипоставлены следующие задачи:
— дать общее понятие репродуктивныхправ человека и место права на оплодотворение в системе международных правчеловека;
— дать понятие «искусственногооплодотворения» и отразить все негативные и позитивные моменты примененияданной репродуктивной методики;
— рассмотреть, как законодательнорегулируется процесс искусственного оплодотворения в международном праве и внекоторых отдельных зарубежных государствах;
— изучить основные нормативные акты,регулирующие процедуру искусственного оплодотворения в Российской Федерации.

1. ПРАВО НА ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕВ СИСТЕМЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ
Для международного права «репродуктивныеправа» и «репродуктивное здоровье» не являются такими уж новымиконцепциями. Еще на Четвертой всемирнойконференции по положению женщин (Пекин, 1995) была принята Программа действиймеждународной конференции по народонаселению и развитию, которая имеет большоезначение, поскольку в ней впервые дается определение репродуктивных прав, атакже определяются цели и задачи политики в области народонаселения.
Репродуктивные права, — говорится вПрограмме, — зиждутся на признании основного права всех супружеских пар иотдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количествасвоих детей, интервалов между их рождением и временем их рождения и располагатьдля этого необходимой информацией и средствами. Сюда включается и правопринимать ответственные решения в отношении воспроизводства потомства без какойбы то ни было дискриминации, принуждения и насилия, о чем говорится вдокументах о правах человека.
Таким образом, репродуктивные правапонимаются как права, которые предполагают право человека иметь детей; правовременно избегать деторождения; право вообще от него отказываться. Изприведенного перечня видно, что только один аспект репродуктивных правсоответствует этимологическому значению термина «репродуктивный» — право человека иметь детей. Остальные аспекты направлены на отказ отпродолжения рода.
Репродуктивные права можно такжеопределить как права, связанные с реализацией различных аспектов продолжениярода (деторождения), а именно с принятием решения о зачатии ребенка, сопределением количества детей, интервалов между их рождением. Очевидно, чточерез репродуктивные права непосредственно реализуется конституционное право нажизнь.
Субъектом данных прав является любоефизическое лицо, способное к продолжению рода, объектом — деторождение каквысочайшее благо и ценность человечества.
Содержание репродуктивных прав включаетв себя, во-первых, конституционную защиту репродуктивных возможностей,во-вторых, содействие реализации последних со стороны государства.
Защита репродуктивных возможностейподразумевает конституционную обязанность государства реализовывать всюсовокупность мер экономического, социального, культурного, научного,медицинского, санитарно — эпидемиологического характера, направленных насохранение и укрепление репродуктивного здоровья каждого человека.
Содействие реализации репродуктивныхправ означает, что государство берет на себя обязанность по формированиюдемографической политики, основанной, прежде всего на изменении положения виерархии социальных институтов и возрождении духовно-нравственных традицийроссийской семьи, ценности человеческой жизни, материнства и отцовства.
Как признают многие ученые — юристы,право человека иметь детей, право на продолжение самого себя через своепотомство можно рассматривать сквозь призму права на жизнь. Вступление винтимную связь, направленную на зачатие ребенка, может и не привести кжелаемому результату. Причины могут быть различными. Часть из них возможноустранить без медицинского вмешательства с течением времени. Часть –обусловлена биологическими особенностями организма. В этом случае медицинаговорит о бесплодии. Процент бесплодных пар с развитием технического оснащения человечества,как это ни странно, увеличивается. По оценкам ВОЗ в развитых странах он достигает20 %.
Если в прошлом проблема бесплодиярешалась достаточно быстро (это служило основанием для развода), то всовременном обществе пары стремятся преодолеть ее помощью медицинскоговмешательства. Одним из таких способов считается искусственное оплодотворение.
Среди методов искусственногооплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСДи ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона вполость матки (ЭКО и ПЭ).
Еще в 1885 г. Жозеф Жерар представилПарижскому медицинскому факультету диссертацию «Вклад в историюискусственного оплодотворения», основанную на практике, которая получилаво Франции в свое время большой общественный резонанс. И это неудивительно. Во2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т.е. то, что входит сегодня впонятия репродуктивной медицины — контрацепция, бесплодие) не находилась еще вкомпетенции медицины. Работа Ж. Жерара была своеобразным вызовом общественномумнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в Бордо в суде поаналогичному поводу было принято решение, что «искусственное осеменениепротивно законам природы».
25 июля 1978 г. в Англии родилсяпервый ребенок, зачатый при помощи искусственного оплодотворения. Среди пионеров-разработчиков этой методики в России известенИ.И. Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственномуоплодотворению различных видов животных. Исследователи именно ему отдают пальмупервенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в искусственнойсреде.
В конце XIX века идеи искусственногооплодотворения начинают использоваться и для «борьбы с женским бесплодием».В 1917 году доктор Ильин Ф. констатирует, что к 1917 году наука располагает69-ю описанными и успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермойсвоего мужа.
Целенаправленно исследования в этойобласти в России начинают производиться с 1965 года в группе раннегоэмбриогенеза, которая в 1973 году перерастает в лабораторию экспериментальнойэмбриологии. Первый «пробирочный» ребенок появляется в России в 1986году в результате работы лаборатории клинической эмбриологии (рук. проф. Б.В. Леонов)Научного центра акушерства, гинекологии и перинтологии РАМН.
В настоящее время количество подобнымспособом зачатых и рожденных детей исчисляется десятками тысяч. Однако прираспространенности такой практики степень значимости этических проблем приданной методике отнюдь не уменьшается. Суть их такова. Допустимо ли разрешатьтакую методику серьезного вмешательства, влияющую на здоровье женщины.Соотносимо ли причинение вреда здоровью с ожидаемым результатом? Не будет лиубийством уничтожение «лишних» эмбрионов, возникающих при искусственномоплодотворении? Что делать с «лишними» эмбрионами? По поводу всех этивопросов ведутся довольно острые дискуссии.
К искусственному оплодотворениюобращаются женщины, которые не страдают какими – либо серьезными заболеваниями.Да и само искусственное оплодотворение вряд ли можно назвать методом лечения.Поэтому принципы соизмеримости причинения вреда здоровью в целях спасения жизнипациента в этом случае не применимы. Побудительным мотивом обращения за услугойвыступает только желание иметь ребенка.
Возникает закономерный вопрос – можетли такое желание служить оправданием всему тому, что совершатся в последующемдля достижения поставленной цели.
Нужно иметь в виду, что, во-первых,искусственному оплодотворению сопутствуют, как указывают врачи негативные последствия:это увеличение риска внематочной беременности, увеличение риска рождениянедоношенных детей и детей с врожденными дефектами. Во-вторых, это дороговизнаоперации при небольшом проценте ее эффективности. В – третьих – приискусственном оплодотворении возможна «выбраковка» генетическогоматерила дальнейшие генные манипуляции с ним.
По мнению многих специалистов, в настоящеевремя происходит подчас излишня драматизация бесплодия, которая на самом делеиспользуется в спекулятивных целях. Действительно первоначально основнымпобудителем медицинских экспериментов была трагедия невозможности продолжитьсвой род. Но сейчас дискуссии идут совсем по другому поводу: должны ли обладатьправом на искусственное оплодотворение гомосексуальные пары? Как наладитьпроизводство эмбрионов для лечения некоторых заболеваний?
Следует отметить, что использованиеэмбрионов для лечения некоторых заболеваний порождает искушение наладить ихпромышленное производство. Одновременно возникает вопрос: кто вообще наделенправом определять судьбу эмбрионов? Наиболее остро он поднимается припоследующем разводе супругов. Должно ли быть соглашение? Будет ли вообще иметькакую либо юридическую силу какое-либо соглашение? Несмотря на доводы, что нетубийства человека (как такового его вообще еще нет), многие специалистызадаются вопросом: а не приведет ли это в конечном итоге к биологическомупроизводству людей для технических целей. Подобные опасения, конечно не должныслужить окончательным и бесповоротным приговором науке, но они обуславливаютособый подход к урегулированию этих отношений.
Одной из проблем, требующихзаконодательного регулирования в связи с использованием репродуктивныхтехнологий является недопущение злоупотреблений со стороны врачей. Пациентыоплачивают все — медикаменты, нахождение к клинике, непосредственное применениепроцедур искусственного оплодотворения, анализы и т.д. Людям более менеесведущим, известно, что зачастую именно медицина «спекулирует» нанесчастных, которые прибегают к процедурам искусственного оплодотворения илисуррогатному материнству.
Заплатив баснословные деньги,пациенты могут и не получить желаемого результата и один раз, и второй и более,а очередная попытка вновь требует денежных вложений, причем таких же если небольше, поскольку цены на лекарства растут, а пациент приносит клинике доход. Оморальной травме наносимой женщине, желающей иметь ребенка и говорить неприходиться. Зачастую такое положение создается преднамеренно именно с цельюполучения прибыли, а пациентке объясняют, что эмбрион не прижился. Пресечьтакие злоупотребления можно только законодательно и используя экономические методы.
Применение методов искусственногооплодотворения постоянно расширятся, что требует соответствующего правовогоподхода. Вопросы применения метода искусственного оплодотворения являютсядовольно сложными для законодательного регулирования и немаловажное значениепри законодательном решении и закреплении вопросов, относящихся вообще кздоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, вчастности к вопросам искусственного оплодотворения.
Рассмотрим как законодательнорегулируются вопросы искусственного оплодотворения на международном ивнутригосударственном уровне.
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕВОПРОСОВ ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
В международном праве вопросы репродуктивныхправ занимают далеко не последнее место. К международным актам, регулирующимданные права относятся, например, Декларация по народонаселению 1966 года, гдеправо на планирование семьи рассматривается в качестве одного из основных правчеловека. На международной конференции по правам человека, проведенной вТегеране в 1968 г., было провозглашено: «Родители обладают неотъемлемымправом свободно и с чувством ответственности определить число детей и сроки ихрождения».
В 1979 году в Конвенции о ликвидациивсех форм дискриминации в отношении женщин были установлены права женщин имужчин свободно принимать решение о числе детей и промежутках между ихрождениями, а также право на информацию, просвещение и средства, обеспечивающиеим возможность пользоваться такими правами.
В Рекомендациях для последующегоосуществления «Всемирного плана действий в области народонаселения»(Мехико, 1984) правительствам было предложено поддерживать планирование семьи врамках программ охраны матери и ребенка. Амстердамская декларация, принятаяпредставителями 79 стран на международном форуме «Народонаселение в XXIвеке» (1989), в число основных принципов деятельности в областинародонаселения включила повышение качества и эффективности государственных ичастных программ планирования семьи.
В Венской декларации, принятой в 1993году на Всемирной конференции по правам человека, вновь подтверждались основныерепродуктивные права, и на основе принципа равенства между женщинами имужчинами было заявлено о праве женщин на доступную и адекватную охрануздоровья, а также на самый широкий круг услуг в области планирования семьи. Далееконцепция репродуктивных прав была расширена в ходе Международной конференциипо народонаселению и развитию (Каир, 1994).
На общеевропейском уровне 19 ноября1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека вбиомедицине, которая является первым обязательным юридическим документом вобласти здравоохранения, направленным на защиту человека от возможныхзлоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методови процедур.
Методы искусственного оплодотворенияв международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающимииз трех рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, принятымиЕвропейским парламентом и решениями Комиссии по правам человека.
Одна из таких рекомендаций«по генной инженерии» была принята в 1982 г. В ней предлагался рядмер, включающих, в частности, признание права на генетическое наследование, котороене должно нарушаться, кроме как в целях терапии.
Еще одна рекомендация была принята в 1986 г. 38-й очередной сессией Парламентской ассамблеи Совета Европы. Она называлась «Рекомендация по использованию эмбрионов и плодов человека в целях диагностики, терапии, научных исследований, промышленного использования и торговли». В ней говорилось, что «достигнутый в последнее время прогресс в науке о жизни и медицины, в частности в эмбриологии животных и человека, открыл новые замечательные перспективы в области науки, диагностики и терапии. С помощью техники искусственного оплодотворения человек получил средство вмешательства и контроля над жизнью человека на ее самой ранней стадии. Поэтому при использовании технических возможностей не только в науке, но и в медицине необходимо следовать ясным этическим и социальным принципам.
С момента оплодотворения яйцеклетки жизнь человека развивается непрерывным образом, и невозможно четко разделить первые (эмбриональные) фазы ее развития, и вследствие этого необходимо ввести определение биологического статуса эмбриона. Отмеченный прогресс сделал юридический статус эмбриона и плода особенно ненадежным и в настоящее время их юридический статус не определен законом. В настоящее время отсутствует адекватное положение, регулирующее использование живых или мертвых эмбрионов и плодов. С учетом научного прогресса, сделавшего возможным вмешательство в развитие человеческой жизни от момента оплодотворения, крайне необходимо определить степень такого вмешательства, разрешенную законом.
При любых обстоятельствах человеческие эмбрионы и плоды требуют обращения, достойного человека, и, следовательно, использование этих материалов и тканей должно быть строго ограничено и подконтрольно терапевтическим целям, для достижения которых не существует других способов. Любые исключительно национальные положения, регулирующие эти вопросы, рискуют оказаться неэффективными, поскольку любая деятельность в этой области может быть перенесена в другую страну, которая не ввела такие же положения.»
В данной Рекомендации подчеркивается необходимость европейского сотрудничества и содержится призыв ограничить использование (в производственном смысле) человеческих эмбрионов и плодов, а также полученных из них материалов и тканей в строго терапевтических целях; принять соответствующие постановления, которые бы определяли условия, при которых допускается изъятие и использование тканей в целях диагностики и терапии; запретить какое-либо создание человеческих эмбрионов путем искусственного оплодотворения в целях проведения исследований при их жизни или после смерти; запретить создание идентичных человеческих существ методом клонирования или любым другим методом в целях расового отбора или в других целях”.
В отдельных странах с учетом новых условий и технологий были скорректированы уже имевшиеся или приняты новые законы и правила о репродукции человека.
Наиболее прогрессивным государством вобласти применения методов искусственного оплодотворения является Швейцария. Встатье 119 Конституции Швейцарской Конфедерации отдельно урегулированы вопросыприменения репродуктивной медицины и генной инженерии человека. В соответствиис данной статьей процедуры медицински поддерживаемой репродукции могут бытьприменены в том случае, если преодоление бесплодия невозможно иным способом.Оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины также разрешаетсятолько при установленных законом условиях. При этом вне тела женщины можноразвить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразуимплантировать.
Отдельно оговаривается запрет напожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства. Запрещается такжелюбая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов.Таким образом, право на применение методов искусственного оплодотворения вуказанной стране является составной частью основных прав человека игарантируется Конституцией.
В других же странах искусственноеоплодотворение напротив не приветствуется. Например, в Германиилюбаяпопытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться отсвоего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ейчеловеческий эмбрион считается преступлением. Наказание несет врач, но не несутпредполагаемые родители или суррогатная мать.
Во Франции вопросы искусственногооплодотворения урегулированы Уголовным кодексом, в котором есть специальный раздел3 Книги Пятой – «О защите человеческого эмбриона». Статьи,устанавливающие ответственность можно разделить на несколько групп.
Первая группа составов направлена нанедопущение вовлечения эмбрионов в коммерческий оборот. Так, приобретениечеловеческих эмбрионов на условиях оплаты в какой бы то ни было форменаказывается семью годами тюремного заключения и штрафом в 700000 франков.Наказуемы также посредничество в торговле эмбрионами, осуществление зачатиячеловеческих эмбрионов в примышленных или коммерческих целях.
Вторая группа защищает отношения,связанные соблюдением законодательно установленной процедуры искусственногооплодотворения. В этой группе уголовно наказуемыми будет изучение эмбриона илиэкспериментирование над ним в нарушении Кодекса законов о здравоохранении ит.д.
Третья группа защищает праваучастников донорской программы. В этом случае уголовная ответственностьнаступает за сбор или изъятие гамет живого человека без его письменногосогласия, разглашение охраняемой законом информации.
Кроме того, законодательство Франциии Дании запрещает применение методов вспомогательных репродуктивных технологийу лесбиянок и гомосексуалистов. Аналогичные ограничения есть в большинствестран. В 12 странах вспомогательные репродуктивные технологии предлагаютсятолько супружеским парам, в 16 странах к таковым допускаются только пары,живущие в гражданском браке как минимум течении 2 лет.
Вокруг разрешения гомосексуальнымпарам иметь детей с помощью репродуктивных технологий не утихают споры внаучной среде. Они подогреваются с помощью искусственных судебных исков,рекламируемых с помощью средств массовой информации. Имеются и сторонникизаконодательного признания права гомосексуальных пар на создание полной семьи.Это обосновывается тем, что очень много гомосексуалистов имеют свое родноепотомство, появившееся от гетеросексуального общения.
Российское законодательство несодержит ограничений для женщин – лесбиянок на реализацию их права наискусственное оплодотворение. А в условиях транграничности территорийлесбийская пара, которая не имеет права зачать ребенка в своей стране, можетэто сделать в России, которая является вполне удачным местом: дешевизна услуг;нет ограничений для иностранцев и гомосексуальных пар.
Однако, как представляется это отнюдьне достоинство российской правовой системы. Все – таки, искусственноеоплодотворение – это операция, носящая исключительный характер. Это не моднаязамена половому акту, как источнику продолжения жизни. Именно исходя изисключительности искусственного оплодотворения, необходимо законодательноезакрепление особой процедуры допуска к этой репродуктивной технологии.
США является наиболее прогрессивным государствомв области применения методик искусственного оплодотворения. Во многих столицахего штатов открыты агентства по применению методик искусственногооплодотворения, которые имеют картотеку со списками женщин, желающими стать суррогатнымиматерями. Американское законодательство не имеет единой законодательной базы навсей территории США по применению метода искусственного оплодотворения.Конституция США предоставляет штатам право самостоятельно приниматьзаконодательные акты в области здравоохранения.
Мировым центром коммерческогоматеринства считается штат калифорния. Здесь предоставляются международныеуслуги вынашивающих матерей. В 1992 г. законодательный орган Калифорнии пришелк выводу, что контракты на выполнение услуг суррогатного материнства непротиворечат общественному сознанию, поэтому принял законопроект о разрешениисуррогатного материнства на коммерческих началах. Губернатор штата наложил ветона этот законопроект.
Годом позже Верховный су Калифорниивынес решение о признании юридическими родителями ребенка, рожденногосуррогатной матерью, супругов, заключивших с ней договор о вынашивании ребенка.Таким образом, в Калифорнии стал применятся принцип, закрепленный затемзаконодательно, в соответствии с которым все права в отношении ребенка,рожденного с помощью суррогатной матери, принадлежат генетическим родителям.
Приведенные нормымеждународно-правовых актов и конституций показывают, что восприятиерепродуктивного права на применение методов искусственной репродукции не имеетоднозначной законодательной оценки
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССАИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В РФ
В России, по данныммедицинской статистики, каждый шестой брак бесплоден в силу различных причин.Рождение ребенка невозможно или опасно для жизни и здоровья матери прифизиологических недостатках, биологической несовместимости супругов,противопоказанности беременности, ряде наследственных заболеваний и т.д.,причем причины бесплодия в равном количестве распределены между полами. Все этоприводит к распаду семьи, ухудшению демографической ситуации, а, следовательно,к нарушению права человека на здоровье и благополучную жизнь. И одним из путейрешения данной проблемы является применение методов искусственного оплодотворения.
Основные юридическиевопросы, касающиеся правового применения методов вспомогательных репродуктивныхтехнологий, правового статуса сторон, давших согласие на применение данныхметодов, изложены в Семейном кодексе Российской Федерации, в Основахзаконодательства об охране здоровья граждан и в приказе Минздрава России от 26февраля 2003 года «О применении вспомогательных репродуктивных технологийв терапии женского и мужского бесплодия».Последний документявляется основным в разработке и применении новых методов и техникискусственной инсеминации и экстракорпорального оплодотворения, а такжеюридических отношений при использовании этих методов.
Основы ЗаконодательстваРФ «Об охране здоровья граждан» содержат статью, которая так иназывается ” Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона”,она гласит: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеетправо на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственноеоплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях,получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменногосогласия супругов (одинокой женщины). Женщина имеет право на информацию опроцедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских иправовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования,внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющиммедицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворенияи имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленнуюзаконодательством Российской Федерации. ».
Несмотря на несомненноесовершенствование законодательства, регулирующего порядок применения методовискусственной репродукции, при проведении правового анализа нормативно-правовыхактов, регулирующих применение данных методов, возникает ряд правовых проблем,которые требуют обсуждения и законодательного разрешения.
Например, при анализестатьи 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан обнаруживаетсянеопределенность в том, кто имеет право воспользоваться методамивспомогательных репродуктивных технологий. В соответствии с данной статьей «каждаясовершеннолетняя женщина имеет право на искусственное оплодотворение иимплантацию эмбриона». Таким образом, по смыслу данной статьи одинокиймужчина, который по каким-то обстоятельствам не смог создать семью, но желаетвоспитывать собственного ребенка (например, воспользовавшись услугамисуррогатной матери и предоставив свой генетический материал дляоплодотворения), лишен такой возможности.
Такая норма противоречитч.2 ст.19 Конституции России, которая гарантирует равенство прав и свободчеловека и гражданина независимо от природных свойств (пола, расы,национальности и т.д.). Часть 3 этой же статьи прямо провозглашает равенствоправ и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации.
Возможно, что в начале 90-х годов,когда велась работа над проектом Основ законодательства об охране здоровьяграждан, не ставилась цель ограничить права мужчин, скорее всего в это времявопрос о праве мужчины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона инеобходимости защиты его интересов в этой области наравне с женщинами всерьезне обсуждался. Стремительное развитие медицины последних лет значительно опережаеттемпы принятия правовых норм, законодательство отстает от современныхтехнологий, что часто ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в Основах законодательстваоб охране здоровья граждан определен субъект правомочия – женщина детородноговозраста. То есть в определении субъекта содержатся две характеристики. Одна изних указывает на возрастную границу — совершеннолетие, т.е. 18 лет. Вторая,хотя и говорит также о возрасте – детородный, скорее всего, предусматриваетусловием биологическую способность родить. Медики предпочитают в этом случаеуказывать на фертильность – способность к деторождению. Однако при определенииего границ временными раками исходят из того, что для каждой женщины он можетварьироваться. То есть помимо общих временных границ, используемых чаще всегодля обработки статистических данных, присутствует и индивидуальный подход квозможностям женского организма.
Вопрос, соответственно в том, какимкритерием руководствовался законодатель, а значит – каким критерием долженруководствоваться правоприменитель. Если общим, то состояние здоровья женщиныне будет иметь значения. При достижении определенного возраста она утрачиваетправо на искусственное оплодотворение. Если частным, то при обращении женщиныза оказанием соответствующей медицинской услуги не зависимо от ее возрастадолжно быть проведено медицинское обследование, которое должно ответить навопрос: способна ли она к деторождению.
Критерий возраста женщины, с которогоона имеет право на использование вспомогательных репродуктивных технологий,например, вообще не упоминается в Законе Республики Казахстан от 16 июня 2004г.«О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», гдеимеется статья, посвященная искусственному оплодотворению и имплантацииэмбриона. А в законе Кыргызкой Республики от 20 декабря1999 г. «Орепродуктивных правах граждан» употребляется формулировка «брачныйвозраст», по достижении которого женщины имеют право «наискусственную инсеминацию, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона».Указания на детородный возраст женщины ни в одном из этих законов нет.
Другой нерешеннойпроблемой являются условия, при которых возможен доступ к методам вспомогательнойрепродукции. В российской юридической литературе отмечается, что «в нашейстране искусственное зарождение детей возможно только по медицинским показаниям»,при условии стойкого бесплодия.
В приказе МинздраваРоссии «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) втерапии женского и мужского бесплодия» в качестве показания к ЭКО указанылюбые формы бесплодия, не поддающиеся терапии. Вместе с тем в последнее время вклиники обращаются женщины, у которых формально нет бесплодия, но они хотели бывоспользоваться методом ЭКО, чтобы родить ребенка. Однако, руководствуясьнормами указанного приказа Минздрава, при отсутствии медицинских показаний дляприменения методов искусственной репродукции врачи вынуждены отказывать впроведении данной процедуры.
Тем не менее, представляетсяочевидным, что в такой ситуации медицинским учреждениям следуетруководствоваться нормами ст.35 Основ законодательства об охране здоровьяграждан, которая не ограничивает право женщины на применение методов искусственной репродукцииналичием медицинских показаний.
Дальнейший анализ ст.35Основ законодательства об охране здоровья граждан позволяет сделать вывод, чтообязательным условием применения методов искусственного оплодотворения иимплантации эмбриона является письменное согласие супругов или одинокойженщины. Следовательно, женщина, состоящая в браке, не может воспользоватьсяправом на применение методов искусственной репродукции без письменного согласиясупруга. Это положение подтверждается Семейным кодексом Российской Федерации(ч.4 ст.51): “…лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменнойформе на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантациюэмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методовзаписываются его родителями в книге записей рождений”.
Таким образом, женщина,состоящая в браке, при отказе супруга по каким-то причинам подписатьсоответствующий документ вынуждена будет расторгнуть брак, для того чтобы иметьвозможность воспользоваться методами искусственной репродукции и стать матерью.
Представляетсяочевидным, что целью законодательного закрепления условия об обязательномписьменном согласии супруга является предотвращение возможных споров по поводуустановления происхождения ребенка, родившегося в результате применения методовискусственной репродукции. Так, ч.3 ст.52 Семейного кодекса РоссийскойФедерации гласит, что супруг, давший согласие в письменной форме на применениеметода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе приоспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Следовательно, супруг,подписавший документ, берет на себя все обязательства по воспитанию и содержаниюданного ребенка.
Однако для разрешенияданной проблемы нет необходимости законодательно закреплять требование описьменном согласии супруга, тем самым, ограничивая доступ женщины, состоящей вбраке, к методам вспомогательных репродуктивных технологий. Возможен инойспособ разрешения данной ситуации. Если женщина, состоящая в браке, приняларешение родить ребенка с помощью искусственного оплодотворения с использованиемдонорской спермы, а муж не дает письменного согласия, то в случае рожденияребенка он не будет иметь никаких обязательств по воспитанию и содержанию этогоребенка. В этом случае возможно подписание документа, в котором женщинаобязуется не указывать своего мужа в качестве отца родившегося ребенка и нетребовать выполнения от него родительских обязанностей.
При возникновении спорав суде этот документ будет доказательством того, что данный мужчина не являетсяотцом родившегося ребенка и обязательства по воспитанию и содержанию на него немогут быть возложены без его желания. Если же в дальнейшем муж женщины,родившей ребенка с помощью искусственного оплодотворения без его согласия,добровольно захочет взять на себя родительские обязанности, то этот вопросможет быть решен в судебном порядке.
Необходимо отметить, чтоправовые нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения,возникающие при использовании методов искусственной репродукции, фрагментарны,спорны, затрагивают лишь отдельные аспекты возникающих проблем. С ростом числадетей, родившихся в результате применения методов искусственной репродукции,потребуются более четкие механизмы правового регулирования прав и законныхинтересов детей и лиц, участвующих в этом процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек с древних временпытался найти решение проблемы продления рода, но только в последние годы,благодаря использованию искусственных методов репродукции человека, появиласьвозможность изменить ситуацию. Сегодня в результате развития научных достиженийв медицине, применения методов искусственной репродукции стало возможнымпреодоление бесплодия.
Искусственноеоплодотворение и имплантация эмбриона является довольно новой областьюдеятельности и создание эффективного механизма правовой защиты данной сферы вомногом зависит от совершенствования законодательной базы регулирующей эти репродуктивныеметоды.
Несомненно, правачеловека занимают особое место в системе международного права. В международномправе и правах человека в последнее время большое внимание привлекает проблемарегламентации и реализации права на репродуктивный выбор.
К международным актам,регулирующим репродуктивные права человека относятся: Конвенция по правамчеловека в биомедицине, рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы,Декларация по народонаселению и ряд других.
В Российской Федерации применение/>репродуктивных технологий регулируется «Основамизаконодательства об />охране здоровья граждан», приказомМинздрава России от 26 февраля 2003 года «О применении вспомогательныхрепродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия»,Семейным кодексом РФ.
Российский законодательпока не сформулировал позицию в отношении социальных последствий примененияновых репродуктивных технологий. Учитывая быстрое развитие научных исследованийв этой области и столь же быстрое их практическое внедрение, ситуация выглядиткак очень опасная и чреватая возникновением множества правовых коллизий.
Многие ученые предлагают применитьболее сдержанный подход к использованию методики использования оплодотворения вРоссийской Федерации и предлагают вести ряд ограничений.
Во-первых, законодательно должен бытьзакреплен круг субъектов, которые имеют право на обращение за такого родамедицинской помощью.
Во-вторых, при Министерствездравоохранения РФ необходимо создать специальный этический комитет, передкоторым должны отчитываться клиники и который должен подготавливать ежегодныйпубличный отчет о развитии репродуктивных технологий. Этический комитет можнотакже наделить правом рассмотрения споров по заявлениям пациентов репродуктивныхцентров.
В – третьих, необходимо ввестиверхнюю границу для женщин (по-видимому, 40-45 лет), установить запрет длягомосексуальных пар и иностранцев.
В – четвертых, определить какоснование обращения в целях проведения искусственного оплодотворения толькомедицинские показания и установить круг составов преступлений в этой сфере вцелях устранения декларативности норм Основ законодательства РФ об охранездоровья граждан.

ЛИТЕРАТУРА
1. Основы законодательства Российской Федерации об охранездоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 -1 (с последними изменениями от 29декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.)
2. Международное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. –М.: Норма, 2006. – 520 с.
3. Права человека. Учебник для вузов /Под ред. Т.А.Васильевой. – М.: Норма, 2001. – 573 с.
4. Айвар Л.К. Правовая защита суррогатного материнства// Адвокат- 2006, № 3.
5. Курило Л.Ф. Некоторые вопросыприменения репродуктивных технологий // Проблемы репродукции.-2003, №1.
6. Павлова Ю. Использование вспомогательных репродуктивныхтехнологий в механизме обеспечения права человека на жизнь: опыт правовогорегулирования в России и зарубежных странах// Современное право, 2002, №6
7. Романовский Г.Б. Право на жизнь в российскомконституционном праве // Современное право. – 2006, № 9.
8. Романовский Г.Б. Право на искусственное оплодотворение иэкология размножения // Законность. – 2003. № 7. С. 30.
9. Чистякова Ю.А… Терминологические проблемы правовогорегулирования искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона // Адвокат.– 2006, № 8.
10. Хазова О.А. Репродуктивные правав России: пределы законодательного регулирования // Конституционное право:восточноевропейское обозрение.– 2000, №4.