МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра гражданского права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Банковское право»
на тему «/>Правовое положение Агентства по страхованию вкладов».
Вариант 16
Кемерово2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Целидеятельности, полномочия и органы управления Агентства
2. Полномочияагентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
3. Практическоезадание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
РоссийскаяФедерация сбережения находятся преимущественно на руках, но не в коммерческих банках.Соответственно огромные массы денег оседают, на них долгое время ничего неприобретается, они неработоспособны и не развивают российскую экономику. Почемулюди так поступают — понятно. В начале 1990-х гг. у всего населенияобесценились вклады в Сбербанке. Несколько позже очень у многих«сгорели» деньги в коммерческих банках.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и вернуть (или создать)доверие к банковской системе, необходимо регулирование ее деятельности иобеспечение стабильности со стороны государства. Страхование вкладов физическихлиц является одним из элементов стабильности банковской системы. Принятый Закон«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»,безусловно, повысит доверие к российской банковской системе. Более восьми лет вГосдуме рассматривались различные законопроекты о страховании банковскихвкладов граждан. Наконец, законопроект, внесенный Правительством РФ в сентябре2003 г., был одобрен обеими палатами Федерального Собрания и 23 декабря 2003 г.подписан Президентом за № 177-ФЗ. После принятия этого Закона в России началасоздаваться система защиты вкладчиков банков.
Основной целью издания упомянутого Закона было обеспечениегарантированного возврата денежных средств.
1. Цели деятельности, полномочия иорганы управления Агентства
Ключевуюроль в организации и функционировании системы страхования вкладов играетАгентство по страхованию вкладов. Основные элементы его правового статусасостоят в следующем.
АСВявляется государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческойорганизацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взносаи созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественнополезных функций. Поскольку АСВ – некоммерческая организация, получение прибылине является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлятьпредпринимательскую деятельность, если только это служит достижению цели, радикоторой оно создано, и соответствует этой цели. Цель деятельности АСВ, прямозакрепленная в ч.1 ст.15 Законна о страховании вкладов, — обеспечениефункционирования системы страхования вкладов.
АСВв силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властныхполномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображениеГосударственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.
Агентствоимеет счет в Банке России.
Местонахождениецентральных органов Агентства – г. Москва.
АСВможет создавать филиалы и открывать представительства.
ИмуществоАгентства формируется за счет имущественного взноса РФ, который осуществляетсяпутем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по рескрутизациикредитных организаций» 3 млрд. руб[1].,страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещенияденежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законныхпоступлений.
Агентствоне отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация неотвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
АСВобладает следующими полномочиями:
ü Организуетучет банков (ведет реестр банков[2]);
ü Осуществляетсбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательногострахования вкладов;
ü Осуществляетмероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения повкладам;
ü Имеетправо обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мерответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативнымиактами Банка России;
ü Размещаети (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательногострахования вкладов;
ü Имеетправо требовать о банков размещения информации о системе страхования вкладов иоб участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которыхобслуживаются вкладчики;
ü Определяетпорядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Законна остраховании вкладов;
ü Осуществляетиные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентствомцелей.
Органамиуправления АСВ являются совет директоров Агентства,правление Агентства и генеральный директор Агентства.
Высшиморганом управления АСВ является совет директоров, в который входят 13членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России игенеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избираетсясоветом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.
Советдиректоров Агентства реализует следующие полномочия:
1. Утверждаетпредложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов изфедерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхованиявкладов в очередном году и направляет их в правительство РФ для включения впроект федерального законна о федеральном бюджете на очередной год;
2. Устанавливаетставку страховых взносов;
3. Определяетнаправления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временносвободных денежных средств АСВ, а также предельный размер размещаемых и (или)инвестируемых денежных средств;
4. Принимаетрешение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляетпредложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая вПравительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
5. Принимаетрешение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федеральногобюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательнострахования вкладов;
6. Утверждаетпорядок расчета страховых взносов;
7. Утверждаетгодовой отчет Агентства;
8. Утверждаетсмену расходов Агентства;
9. Утверждаеторганизационную структуру Агентства;
10. Принимаетрешение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
11. Назначаетна должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
12. Назначаетаудитора Агентства;
13. Утверждаетрегламент работы правления Агентства;
14. Принимаетрешение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
Атакже осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.
Количественныйсостав правления АСВ определяется советом директоров Агентства.Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должностии руководит работой правления Агентства.
Членыправления работают на постоянной основе.
Членыправления АСВ могут быть освобождены от должности:
1. Поистечении срока полномочий – генеральным директором Агентства;
2. Доистечения срока полномочий – советом директоров по представлению генеральногодиректора Агентства.
ПравлениеАгентства:
1. Принимаетрешение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2. Принимаетрешение о включении банка в реестр банков и об исключении из реестра;
3. Обращаетсяв Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности всоответствии со ст.74 Законна о Банке России;
4. Вноситна утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системыстрахования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестированиявременно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
Осуществляетиные полномочия предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они ненаходятся в компетенции совета директоров Агентства.
Генеральныйдиректор АСВ назначается на должность советомдиректоров Агентства по представлению председателя совета директоров АСВ срокомна 5 лет.
Генеральныйдиректор может быть освобожден от должности советом директоров Агентства попредставлению председателя совета директоров Агентства в различных случаях,например при истечении срока своих полномочий, при подачи личного заявления оботставке и т.д.
Генеральныйдиректор Агентств обладает следующими полномочиями:
1. Действуетот имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях сорганами государственной власти, организациями иностранных государств имеждународными организациями, другими учреждениями и организациями;
2. Возглавляетправление АСВ и организует реализацию его решений;
3. Издаетприказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
4. Распределяетобязанности между своими заместителями;
5. Назначаетна должность и освобождает от должности служащих Агентства;
6. Принимаетрешение по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключениемвопросов, отнесенных к компетенции совета директоров и правления Агентства.
Посколькугосударственная корпорация создается на основании федерального законна (для АСВтаковым является Закон о страховании вкладов), то реорганизована иликвидирована она также может быть только на основании Закона.
2.Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
Врамках организационных основ системы страхования вкладов действующеезаконодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органовгосударственной власти, Банка России кредитных организаций.
ОтношенияБанка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информированиидруг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
Суказанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и инуюнеобходимую информацию, в частности:
1. Овыдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;
2. Опринятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
3. Оприменении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета(ограничений) на привлечение вкладов граждан.
4. Ореорганизации банка;
5. Овведении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Всвою очередь Агентство:
1. ИнформируетБанк России:
а)о внесении банков в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
б)об изменении ставки страховых взносов;
2.Обращается в Банк России с предложениями:
а)о проведении проверки банка Банком России;
б)о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренныхфедеральным законами, с приложением документов, обосновывающих необходимостьприменения указанных мер.
Финансовуюоснову системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхованиявкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенныйдля финансирования выплаты возмещения по вкладам.
Фондпредставляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которыеформируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерныхособенностей относятся следующие:
1. Фондобособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведетсяобособленный учет;
2. Денежныесредства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в БанкеРоссии;
3. Нафонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации,муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, заисключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи снеисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.
Фондобязательного страхования вкладов формируется за счет:
1. Страховыхвзносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со днявнесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии БанкаРоссии или до дня исключения банка из реестра банков.
2. Пенейза несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.
3. Денежныхсредств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требованияАгентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.
4. Средствфедерального бюджета.
5. Доходовот размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда.
6. Первоначальногоимущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
7. Другихдоходов, не запрещенных законодательством.
Временносвободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут бытьразмещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности иликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:
ü Вгосударственные ценные бумаги РФ, а также в государственные ценные бумагисубъектов Федерации.
ü Воблигации российских эмитентов.
ü Вакции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ.
ü Впаи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов.
ü Випотечные ценные бумаги.
ü Вценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономическогосотрудничества и развития.
ü Вдепозиты и ценные бумаги Банка России.
Размещениевременно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов вценные бумаги разрешается:
а)они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФдля размещения денежных средств инвестиционных инвесторов – для государственныхценных бумаг РФ.
б)они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям,установленным Министерство финансов РФ – для государственных ценных бумагсубъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, созданных вформе акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.
Финансовыеинструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательногострахования вкладов, является его неотъемлемой частью и отражается на балансе,на котором учитывается этот фонд.
Финансоваяустойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществомАгентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральный закон офедеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право ПравительстваРФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объемуказанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходовфедерального бюджета. В случаях подтверждения советом директоров АСВ решенияправления АСВ о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки безпополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительныхденежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно изследующих решений:
1. Обратитьсяв Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежныхсредств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением АСВ дефицитфонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб.Правительство РФ принимает соответствующие решение в срок, не превышающий 7календарных дней.
2. Обратитьсяв Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежныхсредств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фондаобязательного страхования вкладов превышает 1 млрд.руб. При невозможностивыделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит вГосударственную Думу проект федерального закона внесении соответствующих измененийв федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, непревышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоровАСВ.
Вцелях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоровАгентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.
3.Практическое задание.
Вопросы:
1.В какой организационно-правовойформе создано Агентство по страхованию вкладов?
Ответ:
Агентство является некоммерческойорганизацией, действующей в организационно- правовой форме государственнойкорпорации.
2. Представители какихорганов входят в Совет директоров Агентства?
Ответ:
Входят 13 членов – 7представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральныйдиректор Агентства.
3.Перечислите источникиформирования фонда обязательного страхования вкладов?
Ответ:
Фондобязательного страхования вкладов формируется за счет:
1. Страховыхвзносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со днявнесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии БанкаРоссии или до дня исключения банка из реестра банков.
2. Пенейза несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.
3. Денежныхсредств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требованияАгентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.
4. Средствфедерального бюджета.
5. Доходовот размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда.
6. Первоначальногоимущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
7. Другихдоходов, не запрещенных законодательством.
Заключение
Рольбанков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить,ведь их нормальное и стабильное функционирование – неотъемлемое условиежизнеспособности национальной экономики. От устойчивости банковской системы взначительной степени зависят защищенность и стабильность национальной валюты,эффективное функционирование механизма государства, укрепление егосуверенитета, что особенно актуально в современных российских условиях.
Любойчеловек хотя бы раз в жизни пользовался банковскими услугами. А юридическоелицо, которое не имеет банковского счета вообще невозможно представить. Именнопоэтому знать банковское право обязаны не только банковские работники, но июристы и менеджмент иных организаций; основы банковского права должен знатькаждый гражданин.
Всеэто необходимо что бы быть финансово грамотным, что бы уметь управлять своимиденьгами и вкладывать их с минимальным риском для себя.
Вданной контрольной я раскрыл тему в полном объеме.
Списокиспользуемой литературы
1. Федеральный закон«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.
2. Федеральныйзакона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» от10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
3. Федеральный закон«О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
4. Архипов А.П.Страховое дело: Учеб. пособие. — М.: МЭСИ, 2003.-415с
5. Ермасов С.В.,Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-358с.
6. Саркисов С.Э.Личное страхование. — М.: Финансы и статистика, 2002.-376с.
7. Страховое право:учебник для студентов вузов / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.П.Архипова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.-335с.
8. Страхование:Учебник / Под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-412с.
9. Страхование:Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. — М.: Коммерсантъ, 2003.-325с.
10. Тузова Р.Р. Чемотличается страховой интерес от страхового риска // Вестник ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации.-2000.-№1.
11. Шихов А.К.Страховое право: Учебн. пособие. — М.: Юстицинформ, 2003.-322с
12. АлексееваД.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 591 с.