Правовое регулирование защиты прав потребителей

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
Правовое регулирование защиты прав потребителей
 
 
 
 
 
 
Кафедра
Гражданско-правовых дисциплин
Студента VIкурса
заочной формы обучения
Торбина Андрея Андреевича
 
Научный руководитель
Атласова Татьяна Викторовна
 
Допущен к защите
«___» ___________ 20 __ г.
Зав. кафедрой
__________________________
__________________________
__________________________
 
 
 
 
 
Челябинск 2009г.

Оглавление
Введение… 3
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей… 6
1.2. Способы защиты прав потребителей… 26
1.3. Формы защиты прав потребителей… 35
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей… 43
2.2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей… 47
2.3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей… 55
Заключение… 63
Список использованных источников и литературы… 67

Введение
 
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих их реальное осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством,  информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и  нарушений в этой области не меньше становится.
Целью данной  выпускной квалификационной работы является исследование понятий, форм, способов защиты прав потребителей, а так же.процессуальные особенности рассмотрения дел в этой сфере, определение эффективности, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
1.     изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
2.     рассмотреть законодательство, регламентирующее процессуальный порядок защиты прав потребителей;
3.     разобрать процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей;
4.     ознакомиться с судебной практикой по делам о защите прав потребителей;
5.     внести предложения направленные совершенствование законодательства.
Предметом  данного исследования  относятся права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг, на информацию об изготовителе; защита прав потребителей при продаже товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг; юридическая ответственность за нарушение прав потребителей; процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Объектом исследования является, к чему предъявляются требования по качеству, в соответствии с законодательством Российской Федерации являются деятельность или процесс; продукция; услуги.
Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как В.В. Богдан, И.В. Решетникова, Я.Е.Парций, Э.Г. Корнилов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей законодательства, связанного с защитой прав потребителей.
Работа состоит из двух глав. В первой главе описаны понятия и объекты защиты прав потребителей, способы и формы защиты прав потребителей. Вторая глава содержит особенности обращения за защитой нарушенных прав, описание круга лиц, участвующих в делах о защите прав потребителей и особенности доказывания по делам о защите прав потребителей.

Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей
1.1.   Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях с участием потребителей
Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Что потребовало огромных изменений в законодательстве страны. Одним из наиболее важных законов при переходе к рыночной экономике стал закон «О защите прав потребителей».
22 мая 1991года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу.
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей»[1].
Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей[2].
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 23 июля 2008г.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя — гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов — граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг[3].
Поправки к закону внесли целый ряд серьезных изменений. К ним можно отнести  установление границ содержания генно-модифицированных организмов; изменение понятия «существенный недостаток»; закон обязал продавца указывать цены на товары (работы, услуги)  только в рублях; еще одним существенным пунктом является поправка, касающаяся договоров при оформлении кредитов; так же изменения коснулись возврата технически сложных товаров; устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качестваи другие.
Закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды[4].
Обеспечение возможности использовать товар по назначению является обязанностью изготовителя (исполнителя), т.е. потребитель имеет право на безопасность товара.
Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.
Требования по безопасности товара устанавливаются на указанных стадиях его жизни применительно к обычным условиям. Поэтому, например, пользование товаром в необычных условиях может рассматриваться как нарушение потребителем установленных правил и повлечь для него отрицательные последствия.
Безопасные условия пользования, хранения, транспортировки и утилизации, как правило, указываются в нормативной документации по стандартизации и в сопроводительной технической документации.
Под термином «безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)» следует понимать безопасность технологии выполнения работы (оказания услуги) для потребителя, его имущества и окружающей среды.
Безопасность лица, непосредственно выполняющего работу (оказывающего услугу потребителю), обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства[5].
Кроме того, качество товара, работ, услуг – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В данное определение качества включаются три элемента – объект, потребности, характеристики.
Объект – это то, к чему предъявляются требования по качеству. Объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации являются деятельность или процесс; продукция; услуги.
В свою очередь, продукция – это результат деятельности или процессов, товар – это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга – это предпринимательская деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя[6].
Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты. При этом осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки.
Характеристики – это описание, определение отличительных свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. Качественные характеристики – это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества. Кроме того, каждый товар, работа, услуга обладают определенными показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными. При определении показателя качества того или иного товара следует различать наименование показателя и значение показателя[7].
Показатели могут служить величинами, характеризующими количество и природу нарушения требований технических заданий на разработку продукции, требований конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации на ее производство, а также требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия ремонта, хранения и транспортирования продукции.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп товаров, работ, услуг. Установление стандартов качества товаров, работ, услуг является основой для реализации права потребителей на качественную продукцию, работы и услуги[8].
Закон «О защите прав потребителей» гарантирует следующие права:
Право потребителей на просвещение. Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце.
Одной из причин введения этой нормы является слабое знание потребителями своих прав. Закон не только провозглашает право потребителей на просвещение, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований государственные образовательные стандарты и программы. Согласно ст. 7 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», (в редакции от 25 декабря 2008 г.), государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации (за исключением  случаев предусмотренных законом). Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами  и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и так далее.
Так же Законом «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии  с этими целями[9].
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Четкое определение понятия «качества» имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками).
Товар, работа или услуга признаются качественными в случаях:
— соответствия качества договору;
— пригодности для целей его непосредственного использования, если в договоре отсутствуют условия о качестве товара (работы, услуги);
— пригодности для использования в конкретных целях, оговоренных при заключении договора;
— соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию;
— соответствия требованиям стандарта, если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству[10].
Условие о качестве товара относится к числу обычных условий и обычно определяется сторонами при заключении соответствующего договора.
Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает два вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина-потребителя публичный договор и договор присоединения. Согласно статьи 426 Гражданского Кодекса публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Отказ  организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить товар не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о  взыскании причинённых в результате этого убытков.
Важно подчеркнуть, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар лежит на коммерческой организации.
Статья 426 Гражданского Кодекса РФ признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией, то есть организацией занимающейся предпринимательской деятельностью.
В случаях предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия, публичного договора, не соответствующего закону или указанным обязательным правилам являются ничтожными (пункт .5 статьи 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации) В настоящее время действует большое количество правил продажи товаров, утвержденных Правительством Российской Федерации. Это Правила продажи отдельных видов товаров, куда входят особенности продали продовольственных товаров; особенности продажи технически сложных товаров и обуви; особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения; особенности продажи парфюмерно-косметических товаров; особенности продажи легковых автомобилей,  мототехники, прицепов и номерных агрегатов; особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замене аналогичного товара., и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащего возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации ».
Договор присоединения, согласно ст.423 Гражданского Кодекса РФ, признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору  в целом.К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны /продавца/ пораженный объективными условиями розничной торговли, все же имеет некоторые ограничения. Присоединившаяся сторона вправе потребовать  расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договору такого вида, либо исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые  она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Таким образом, к предусмотренному Законом «О защите прав потребителей» праву на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара, Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований.
Кроме изложенных оснований изменения или расторжения договора присоединения, предусмотренных статьей 428 Гражданского Кодекса РФ, он может быть изменен или расторгнут также по основаниям предусмотренным пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенное нарушение договора коммерческой организацией, а также в иных случаях предусмотренных Гражданского Кодекса РФ, другими законами или договором. Спор рассматривается судом после принятия истцом мер по урегулированию спора с ответчиком[11].
ГК РФ предусматривает два способа признания сделки недействительной. Одни сделки становятся недействительными в силу признания их таковыми судом (оспаримая сделка), другие независимо от такого признания (ничтожная сделка). Ничтожными являются также мнимые и притворные сделки (статья 170), сделки совершенные недееспособными гражданами (статья 171), несовершеннолетними до 14  лет (172 ГК РФ).
Согласно статьи 178 ГК РФ недействительной может быть признана сделка, совершенная под влиянием существенного заблуждения, по иску заблуждавшейся стороны.  Существенное заблуждение имеет  значение относительно природы сделки, либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. В данном случае следует исходить из возможности использования для конкретного лица, исходя из цели приобретения предмета договора[12].
Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрен случай такого заблуждения в результате недостоверной или неполной информации потребителя о товаре. В этом случае, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения причиненных убытков.
Наконец, в интересующем нас плане обратимся к статье 79 Гражданского Кодекса, регулирующей недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны или стечения тяжелых обстоятельств.
Следует отметить определенные различия в реализации последствий договора расторгнутого  и признанного недействительным. В первом случае. Согласно статьи 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации, обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон  о расторжении договора  или с моме