Развитие туризма в Германии

Туризм вГермании
Туризм вГермании обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны.Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Наряду сторговлей это — самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основномпредприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности дляначинающих предпринимателей.
ЕжегодноГерманию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит вгостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы,американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкиегорода — Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. Отрасль туризма занимает второеместо после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборотатуризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога напромысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплатыи прибыль в кассы коммун.
Следуетотметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением.
Можновыделить следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну:
1. Высокаяконцентрация исторических и культурных достопримечательностей;
2. Упрощенныйвизовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
3. Высокийуровень сервиса.
Концепцияразвития национальной туристической отрасли базируется на 4-х «китах»:«Культурный туризм», «Агротуризм», «Событийный туризм», «Интернет-технологии».

Путешествия впервых веках нашей эры и в период средневековья
Первенствоосвоения и изучения северных земель принадлежит норманнам. Начиная с IX в. ониосваивали побережье Балтийского моря, заходили в Рижский и Финский заливы, подревнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а затем в Византию.Восточными славянами был освоен знаменитый торговый путь «из варяг в греки»,соединявший Черное и Балтийское моря.
ЭпохаРенессанса
ЭпохаРенессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливаетиндивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представителипривелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебнымисточникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный«гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональнойили политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествияначинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем — в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию,Германию, Нидерланды.
Развитиетуризма в XVIII — XIX вв.
Научно-техническийпрогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние обществаобусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного:введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков(В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом огосударственных служащих 1873г.).
Повышениекачества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением,а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенноеувеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия,специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромнымпансионам и «комнатам для госте» в домах священнослужителей, вмонастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1801г. в Германииоткрывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф» в Баден-Бадене. ВГермании на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод — вХайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде.
Историческиевехи туризма XX в.
Начало XX в.связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателемвнутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способпередвижения.
В Германиипервое бюро путешествий — «Райзебюро Штанген» — было основано вБреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и вначале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизныеувеселительные поездки. В Германии конца ХIХ — начала ХХ веков дальниетуристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менеепостепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников ислужащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи(Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основнымвидом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещениеотличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях сконца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочихдачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Перваямировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространениефашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг.фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и рядестран Восточной Европы.
Перед второймировой войной возрастает количество морских перевозок. В Германии импульсразвитию массового туризма дал, как ни странно, национал-социализм. Осуществляяидею «единства нации», руководство страны стимулировало массовый организованныйтуризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальнаяорганизация национал социализма «Сила через радость» (Kraft durchFreude). В 1933г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялсяминистру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этойобласти сформулировал лично А.Гитлер: «Я хочу, чтобы рабочему былобеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время вцелом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметьнарод с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большуюполитику.» История уже вынесла обвинительный вердикт «большойполитике» Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, чтонацистский режим уделял столь большое внимание организации массового отдыхатрудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым егосоциальную базу. Германское государство оказывало содействие в организациигрупповых поездок на отдых — круизов, железнодорожных туров, туристическихпоходов. Умеренные цены способствовали первому «туристическому буму»в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн.в 1935г., 9,6 млн. — в 1937г. 10,3 млн. — в 1938г.
Бурноеразвитие туризма в Германии началось после Второй мировой войны. Всясуществующая на сегодняшний день система была создана фактически из ничего втечение нескольких десятилетий, и в настоящий момент находится на высокомсовременном уровне и продолжает прогрессировать. На сегодняшний день все маленькиефирмы, которые существовали изначально, концентрируются вокруг несколькихмощных объединений.
В Германии несуществует отдельного министерства или департамента по туризму, поскольку этоне та страна, которая охотно посещается туристами, как Италия или Испания. Вбольшей степени здесь развит транзитный и выездной туризм. Можно сказать, чтоона являемся одной из ведущих стран мира в области выездного туризма. Поэтомувся туристическая система принадлежит министерству экономики. В Германиисуществует Федеральный туристический союз, представители этого союза работают впарламенте, и есть Национальный совет по туризму, который входит в министерствоэкономики. Таким образом, существует достаточно рычагов, чтобы лоббироватьинтересы туризма на всех уровнях.
Весь немецкийвыездной туризм – это частная собственность. Но государство выделяетопределенные суммы для поддержания въездного туризма.
В последниесезоны немцы в основном посещают Испанию, Турцию, Таиланд. Существуетинтересная особенность немецкого менталитета: если так случается, что жительГермании два года подряд не проводит отпуск за границей, то на третий год онвыезжает обязательно.
Другая важнаяособенность — это однодневные поездки, которые являются главным факторомпутешествий в Германии. Институт изучения немецкой экономики при Мюнхенскомуниверситете вычислил, что в 2002 году было совершено 2,3 миллиарда однодневныхпоездок (без ночевок), которые были совершены немцами по делам или в частномпорядке. Из этого количества 2,1 млрд. поездок было совершено внутри страны.
Туристскийрынок становится зеркалом рынка труда и уровня доходов. Можно констатироватьнеравномерное распределение шансов на отпуск. Намечается поляризация междумобильными и немобильными группами населения. Тот, кто не имеет работы или малозарабатывает, теряет мобильность. Действует правило: работа, доходы и уровеньобразования решающим образом определяют, есть ли у человека возможность ездитьв отпуск.
Самымидешевыми поездками в Германии остаются путешествия внутри страны. Тот, ктозарабатывает немного, отдыхает на родине. Это касается, в частности, семейбезработных, которых особенно много среди отдыхающих в Германии. Отпуск накрестьянском дворе или в кемпинге — дешевая альтернатива, которой охотнопользуются в первую очередь многодетные семьи, чьи доходы особенно ограничены.
ГородаБерлин, Гамбург, Бремен и Баден-Баден – участвуют в развитии городского туризмаи могут похвастаться неплохими показателями. В городах отмечается рост числа,как деловых поездок, так и немецких и иностранных туристов, которых привлекаютмюзиклы, культурные события типа крупных межрегиональных выставок илиспортивные мероприятия. Города, в течение многих лет лидирующие в немецкойстатистике туризма, благодаря многообразному ассортименту услуг и большомучислу мероприятий, привлекают все больше посетителей, желающих совершитьэкскурсию, с интересом провести выходные дни или небольшой отпуск. Отмечаемаяповсеместно тенденция к коротким отпускам делает городской туризм еще болеепопулярным.
Вопреки тенденциик рачительному расходованию денег немецкие граждане готовы в особых случаях наболее высокие расходы. Тем не менее, во времена сокращения доходов населениямногие граждане стремятся совершать более короткие поездки и тратить меньшееколичество денег, что ведет к снижению оборота в гастрономической отрасли иобъясняет во многих местах усиление спроса на квартиры для отдыхающих инедорогие пансионы.

Заключение
У многихисторически сложился образ Германии как страны, чрезвычайно насыщеннойпромышленностью: заводы, шахты, дым, загазованность, страны, где работают, а неотдыхают. И хотя сегодняшняя Германия — это страна, где практически отсутствуютметаллургия и другие загрязняющие отрасли промышленности, страна с прекраснойэкологией, чистым воздухом и прозрачными реками, однако, должно пройтиопределенное время, чтобы в сознании большинства людей закрепился образ инойГермании.