И.В. Поставнева,В.М. Поставнев
Проблема возврата приемных детей в России приобретает особую актуальность, поскольку по-прежнему сохраняется высокий риск отмены решений о передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные семьи. Так, в 2011 г. было отменено 6 тысяч 337 таких решений (9,4 % от числа детей, переданных в семьи). Из них более 5,4 тысяч решений отменено по инициативе замещающих родителей; около 900 решений – в связи с ненадлежащим выполнением замещающими родителями своих обязанностей по воспитанию детей; 36 решений – по причине жестокого обращения с детьми (А. Левицкая)[1]. Двухлетний опыт работы с приемными семьями, усыновителями, опекунами показал, что с ростом количества приемных семей увеличивается число семей, не осмысливших свои истинные мотивы, не взвесивших семейные ресурсы.
Анализ литературы по проблеме мотивации усыновления и приемного родительства показал, что исследователи, как правило, выделяют две группы мотивов: конструктивные и деструктивные. При этом отмечается значение осознанности мотивов, соотношение побуждений «решить свои проблемы, взяв ребенка на воспитание» и «изменить жизнь ребенка к лучшему» [3, 5 и др.]. Следует признать, что диагностическая задача – отграничить декларируемые мотивы усыновления и создания приемной семьи от побудительных – является наиболее сложной. Действенный (побудительный) мотив основывается на понимании того, что решение принять в семью ребенка означает коренным образом изменить жизнь приемного ребенка, свою жизнь, жизнь близких людей. При этом кандидаты в приемные родители принимают на себя ответственность за это решение. Соответствие декларируемых мотивов принятия ребенка в семью социальному поведению кандидатов позволяет оценить, насколько они готовы осуществлять функции приемных родителей, усыновителей, то есть определить «фундамент» их психологической готовности к приемному родительству. Как справедливо заметил Г. Олпорт, именно мотивы говорят о том, какого рода будущее пытается осуществить человек [2].
Опыт собственных исследований авторов показал, что сопоставление декларируемых мотивов с характеристиками личности, имеющими комплексную природу, такими как «жизненные стратегии личности», позволяет оценить действительную побудительную силу этих мотивов [4]. Установлено, что из значимо связанных с результативностью приемного родительства факторов наибольший вес имеют «жизненные стратегии личности», в которые включаются показатели, характеризующие общую линию поведения кандидатов: выраженность способности к изменению образа и уклада жизни в соответствии с потребностями ребенка; планы на будущее (личные, семейные); способность к планированию и построению долгосрочных прогнозов; способность справляться со сложными жизненными ситуациями, активные защитные стратегии; оптимистический атрибутивный стиль; ориентированность на альтруистические ценности.
Ожидания в отношении приемных детей разной степени осознанности присутствуют у большинства приемных родителей. Объяснить их можно, исходя из анализа мотивов принятия ребенка в семью и компетентности приемных родителей в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку психолого-педагогическая компетентность современных родителей и кандидатов в приемные родители, усыновители остается в большинстве случаев на стабильно невысоком уровне, то их ожидания часто носят деструктивный характер и не совпадают с потребностями и ожиданиями детей [1]. По данным И.И. Осиповой, приемные родители надеются, что: дети будут их уважать, слушаться и любить; хорошо учиться; помогать по дому; будут самостоятельными, хорошими, послушными детьми; талантливыми, интересными людьми; будут читать книги и заниматься спортом. В свою очередь, ожидания детей заметно отличаются от надежд приемных родителей, а именно: стремление к свободе поведения; интерес к материальным ценностям, комфорту; принятие их такими, как они есть, и любовь к ним. Учеба, послушание, благодарность, трудолюбие, аккуратность, отзывчивость по разным причинам не входят в актуальные устремления приемного ребенка. Очевидно, что неоправданные ожидания приемных родителей выступают в качестве весомого фактора риска благополучия приемной семьи как системы, развития личности и социализации приемного ребенка.
Кроме того, эффективное функционирование приемной семьи осложняют факторы, имеющие психолого-педагогическую и социально-психологическую природу, а именно:
воспитание приемного ребенка в ситуации так называемой «ролевой помехи»[2];
уникальный, порой трагический опыт воспитания приемного ребенка в кровной семье или специальном учреждении;
противоречивые реакции социального окружения на совместную социализацию приемных детей и детей, воспитывающихся кровными родителями.
Нами установлено, что серьезным риском благополучия приемного ребенка в новой семье являются категоричные требования кандидатов в приемные родители к его возрасту, полу и внешнему облику, а также его психическим качествам. Часто, верно оценивая причины поведения ребенка, приемные родители не могут определить степень стойкости старых поведенческих стереотипов и «торопятся» с наступлением позитивных изменений. Еще один предиктор неблагополучия приемного ребенка в новой семье – стремление приемных родителей минимизировать информацию о кровных родителях, устранить из настоящей жизни ребенка, а зачастую и из прошлого, какие-либо упоминания о кровных родственниках.
В исследованиях, посвященных проблеме адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям приемной семьи, отмечается, что радикальные изменения в жизни ребенка и принимающей семьи представляют собой серьезный фактор риска для всей изменившейся семейной системы [3, 5, 6]. При этом проблема адаптационных ресурсов приемного ребенка относится к числу ключевых в понимании перспектив приемной семьи. Отмечается также, что зачастую кандидаты в приемные родители и усыновители слабо представляют характер и меру предстоящих трудностей [3, 4]. Наряду с необоснованной драматизацией особенностей развития приемного ребенка они нередко не принимают в расчет опыт, приобретенный детьми в неблагополучной семье или интернатном учреждении. В этой связи важно уметь реалистично представлять адаптационные ресурсы приемного ребенка вообще и определять адаптационные ресурсы конкретного ребенка. Представляется, что ресурсами, которые могут служить опорой ребенку в адаптации к новой для него ситуации, являются: позитивный опыт жизни в кровной семье и наличие в истории жизни привязанности к близким людям; положительные черты характера; потребность в общении и признании; интерес к какому-либо виду деятельности, наличие общих или специальных способностей; открытость новому социальному опыту, возрастная и социальная пластичность (формирование общей сензитивности в ответ на обогащение социальной, предметной, природной и образно-знаковой среды).
Способность распознать «сильную» грань детской личности и с опорой на нее содействовать ребенку в освоении нового для него социального пространства – чрезвычайно важное слагаемое психолого-педагогической компетентности приемного родителя; способность понять причины поведения приемного ребенка отличает эффективного приемного родителя.
Приход ребенка в новую семью – это, безусловно, вызов в самом широком смысле этого слова: вызов для ребенка и для принимающей семьи. Вызов в том смысле, что в семье возникает принципиально новая ситуация, несмотря на то, что семья может быть большой, а вливается в нее всего лишь один ее новый член. Суть новизны ситуации развития состоит в том, что для всех ее членов открываются новые варианты реагирования на стандартные ситуации. Более того, возникает необходимость реагировать в стандартных ситуациях иначе, чем обычно. Для семьи в целом и для всех ее членов наступает период творческого семейного строительства. В ответ на вызов семья и все ее члены совершают выбор. Необходимо, чтобы этот выбор был осмысленным и сделан в интересах семьи. Принципиально важным для успешного вхождения приемного ребенка в семью является то, что в новой семье ему не нужно завоевывать положение, нет необходимости в борьбе за внимание, уважение, признание, любовь. Нужно понимать, что для подавляющего большинства приемных детей такая жизненная ситуация незнакома.
Проблема состоит еще и в том, что приемный ребенок имеет минимальные ресурсы для того, чтобы участвовать в строительстве новой семейной системы. В то же время перед приемным ребенком стоят задачи построения новой системы отношений, выработки новых способов реагирования на неизвестные ему жизненные ситуации, и он решает их на основе своих собственных представлений. Порой опыт воспитания в кровной семье у ребенка отсутствует либо неприемлем для использования в новой семье. Это значит, что определять жизнь приемного ребенка в семье нужно всем ее членам, обладающим знаниями и опытом благополучной семейной жизни.
Часто в приемных семьях возникают серьезные трудности на почве представлений приемных родителей и других членов семьи о желаемой модели семейной жизни, о характере взаимоотношений между ее членами, о нормативном поведении и развитии детей вообще. Ориентируясь на них, приемные родители часто неверно интерпретируют причины поведения своих приемных детей, а вместо того, чтобы разобраться в них, просто «приписывают» логичные на их взгляд причины. То есть в ситуации поиска реальных причин трудностей и нежелательного поведения приемного ребенка (в ситуации, требующей творческого подхода) родители находят стереотипное объяснение, далекое от реальности. Нужно сказать, что для решения такой сложной задачи есть хорошо проверенное средство – терпение. К сожалению, это средство не всегда гарантирует успех.
Какие же необходимы знания и способности приемным родителям, чтобы, оставаясь естественными в своих реакциях на поведение приемного ребенка, суметь стать наблюдателями-исследователями, чтобы разглядеть за наблюдаемым явлением (поведением ребенка) его сущность (скрытые причины)? Безусловно, приемным родителям необходимы знания о последствиях для личности ребенка насилия, различных видов лишений (например, материнского внимания, общения, полноценного питания, медицинской помощи, свободы передвижения и др.). Однако чтобы понять, как воспринимает ситуацию ребенок, никогда не испытавший чувства принадлежности к чему-то большому и одновременно родному, одного знания недостаточно. Нужно суметь представить (хотя это очень сложно сделать), как себя чувствует и что переживает принятый в семью ребенок, который никогда не знал внимания взрослого, адресованного только ему и никому больше. Даже попытка с опорой на знания «заглянуть» во внутренний мир ребенка придает чувство уверенности и предсказуемости воспитательных усилий. Важно понимать, что научить приемного ребенка иначе смотреть на других и на самого себя можно только через поддержку, поощрение приемлемого поведения. Отчуждение, наказание служат другим целям воспитания. Наказанием мы разрушаем нежелательное поведение, даем понять, что оно нам не нравится.
Найти свое место в семье, обрести привязанность к приемным родителям и другим ее членам ребенок сможет, если в семье будет создана атмосфера уважения и чуткости к переживаниям друг друга. Чуткость и такт – обязательны не только по отношению к приемному ребенку, но и в отношениях всех других членов семьи. Эмоциональное тепло, последовательность и терпимость в формировании привязанности ребенка, с одной стороны, и настойчивость и терпение в воспитании нормативного поведения, – с другой, так нам видятся благоприятные условия вхождения приемного ребенка в свою новую семью.
Несомненно, человек, принявший на себя роль приемного родителя, потенциально обладает возможностями понимающего и чувствующего родителя. Вопрос лишь в том, в какой мере и как мы готовы действовать, чтобы потенциальность стала реальностью.
В известном фильме о подростках «Доживем до понедельника», отвечая на вопрос: «Что такое счастье?» – герой ответил: «Счастье – это когда тебя понимают». К сожалению, дефицит понимания человеком человека с тех пор не стал меньше. Мы все хотим понимания. Мы рассчитываем, что близкие нам люди принимают в расчет наши ожидания, чувства, мысли. Рассчитываем, что наша уникальность доступна пониманию самых близких людей.
Список литературы
Осипова И.И. Замещающая семья в России / И.И. Осипова // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 70-81.
ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 c.
Поставнев В.М. Психологические предикторы результативности приемного родительства / В.М. Поставнев // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4 (22). – С. 41-53.
Прихожан A.M. Психологическая диагностика готовности к созданию замещающей семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. – 2009. – № 3. – С. 79-103.
Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А.С. Спиваковская // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. – М.: Просвещение, 1991. – С. 127-132.
KirkH.D. Shared fate. A theory and method of adoptive relationships / H.D. Kirk. – Ben-Simon Publications; Revised edition, 1984. – 203 р.
[1]Всероссийская конференция «Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство – стандартизация – практика» (25-27 апреля 2012 года) г. Москва // URL: http://http://www.sirotstvo.ru/files/4307/20120425%20ALevitskaya-text.pdf.
[2]Понятие «ролевая помеха» введено канадским психологом Д. Кирком. Под «ролевой помехой» понимается ряд психологических сложностей, которые возникают у усыновителей в связи с отсутствием в культуре ролевых моделей родительства усыновителей.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru
Дата добавления: 17.02.2014