Романтические мотивы в лирике Высоцкого

Романтические мотивы в лирике Высоцкого

Среди многочисленных стихотворений Владимира Высоцкого есть такие, в которых звучит романтическое восприятие миря. Поэт-романтик, бескомпромиссный максималист в своих требованиях к человеку, Высоцкий искал героев, вступающих в единоборство со стихией, способных совершить подвиг во имя высоких целей. Поэтому так часто в его песнях возникали ситуации, требующие от человека предельного напряжения духовных и физических сил.

Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен – это «Песня о друге», написанная в 1966 году. В ней говорится о настоящей мужской дружбе, которая возникает между людьми в горах.

Если друг

оказался вдруг

И не друг, и не враг,

а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни –

рискни!

Горы дают возможность проверить, какой человек рядом с тобой, насколько он надёжен:

Если шел он с тобой

как в бой,

На вершине стоял – хмельной, –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Горы как символ мечты, недосягаемого поиска, предстают в стихотворениях: «Здесь вам не равнина» и «Прощание с горами». О любви Высоцкого к горам свидетельствуют такие строки:

В суету городов и потоки машин

Возвращаемся мы – просто некуда

деться! –

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах,

оставляя в горах свое сердце…

Находясь в горах на съемках фильма «Вертикаль», Высоцкий понял, что лучше гор «могут быть только горы, на которых еще не бывал … « Песню «К вершине» Высоцкий посвятил погибшему в Альпах прекрасному скалолазу Михаилу Хергиани. Он не боялся опасности:

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины…

В песне «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает эхо, отзывающееся на человеческие крики. Оно может помочь человеку, попавшему в беду и ему нужна помощь. И если его стоны и крики никому не слышны, эхо подхватит крик о помощи и многократно усилит его. Но люди не хотели слышать эхо и «пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье». Они расстреляли эхо и с гор посыпались камни, которые Высоцкий сравнивает со слезами:

К утру расстреляли притихшее горное,

горное эхо –

И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!..

Для лирики Высоцкого характерен творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике природы, составной частью которой является человек с его радостями и страданиями. И как ни была бы жестока жизнь – мужество и стойкость человека всегда бывают вознаграждены: В стихотворении «Белое безмолвие» в условиях далекого Севера мужает и крепнет человек:

…Наше горло отпустит молчание,

Наше слабость растает как тень, –

И наградой за ночи отчаяния

Будет вечный полярный день!

Во многих песнях Высоцкого звучал мотив беспокойства, неустроенности, поиска своего места в жизни. Лирический герой стихотворения «Парус» напоминает нам лермонтовского героя в одноименном стихотворении. Он такой же свободный, мятежный и беспокойный:

Многие лета –

Всем, кто поет во сне!

Все части света

Могут лежать на дне,

Все континенты

Могут гореть в огне, –

Только все это –

Не по мне!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

В одном из стихотворений Высоцкий сказал: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах. Я, конечно, спою, не придет и полгода… « Он сдержал свое слово, обращаясь к нам, своим современникам. Впрочем, он и не покидал нас, войдя в нашу жизнь прочно и навсегда. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно биться сердце.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот писательский путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX века.