Мастерство Крылова-баснописцаЕсть молодые и очень древние жанры в историисловесного ис кусства. Вот, например, басня зародилась она почти четыре тыся чилет назад, стала достоянием литературы, жива и поныне. Эпо пеи типа гомеровскойканули в прошлое, в том смысле, что сейчас их не пишут. И во времена Крыловаогромным эпическим поэмам уже приходил конец. А Крылов вдохнул новую жизнь вжанр басни. Если обратиться к предшественникам
Крылова, то можно за метить, чтоЭзоп и Лессинг выдвигал на первый план прозаичес кую форму. У Лафонтена же иКрылова басня жанр поэтичес кий, то есть стихотворный, и важен рассказ,картинка, микроко медия .Русский баснописец использовал сюжеты других авторов Эзопа, Марциала, Лафонтена , они звучали совершенно по-новому.Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах соперник, как сказал
Жуковский в статье О басне и баснях Крылова .В баснях Крылова зазвучал народный здравый смысл, онили шены грубоватости басен Сумарокова, назидательности неотъем лемая чертаоблика Крылова, сам баснописец стал для нас приме ром мудрости, слитой сюмором.Афоризмы басен Крылова навечно вошли в наш язык нарядус афоризмами грибоедовской комедии.
Причем смысл многих ино сказательныхафоризмов неотделим от басни. Например Ай, Моська , Сильнее кошки зверя нет , Слона-то я и не приме тил , А Васька слушает да ест . Эта образная формапридает муд рости, заключенной в этих словах, особую емкость, многомерность. Всвоих баснях Крылов широко использует просторечье, сближает стиль с устнойречью, но избегает, как мы уже говорили, понима ния басни как низкого жанра,что было свойственно классицис там.
Композиция басни довольно жесткая, сюжет напоминаетска зочный либо сценку, микрокомедию . В рамках басенного сюжета есть завязка,кульминация, развязка развитие действия происхо дит в основном в диалогах. Вцелом же басня содержит мораль, данную в начале или в конце, то есть душу исюжетный рассказ, то есть тело . Особую роль играет так называемая катастрофа , или, как она еще называется, пуант , или острие . Пуант входитв сюжет басни, но относится больше к душе , т. е. к смыслу, мо рали.
Например,в басне Квартет мораль в отдельных строчках не выражена, зато все становитсяясно уже из слов Соловья А вы, друзья, как ни садитесь Так же легковыделить пуант в басне Слон и Моська Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона.Мораль становится ненужной. В этом проявилосьмастерство Крылова мастерство воссоздания типичной ситуации, меткийафористичный стиль.
Нельзя не остановиться на мастерстве Крыло ва-версификатора.Вольный ямб как нельзя лучше подходит для передачи жизненных противоречий.Крылов создает ритмический рисунок образа в каждой басне. В басне Пустынник иМедведь стихи летают вместе с мухою , по словам Жуковского, в басне Слон иМоська чередование длинных и коротких стихов создает зрительный образ и
Слона,и Мухи. Так же виртуозен Крылов и в звуковой фактуре басни. Это извукоподражания Змея не только описание змеи, но и звукоподражание,аллитерация на ши пящие и свистящие , и более тонкий прием анаграммирования втой же басне слова подобраны таким образом, что звуки, из кото рых состоитслово змея , повторяются чаще других . В басне Квартет перестановки слов на лад нейдет , нейдет на лад на глядно изображают попытки зверей найтикакой-
то правильный порядок своего расположения. Ударили , дерут этинеблаго звучные слова даже вне зависимости от своего лексического значениявоссоздают дисгармонию, звуковой образ музыки , а вернее какофонии,исполняемой героями басни.Синтаксис басни также чрезвычайно выразителен. Емкостьсин таксической конструкции такова, что басня запоминается мгновен но,воспринимается почти как единый афоризм. Частое применение эллипса Хватьдруга камнем в лоб lt lt
И с воза бух в канаву А ты, что ж, кумушка,в дорогу! передает быструю смену собы тий. Глагольные рифмы отнюдь неявляются неудачей поэта, ведь главное в микрокомедии действие, а главныеслова должны быть поставлены в рифму.Таким образом, крыловская басня наряду с комедиейГрибоедо ва открывала новые горизонты литературы новаторство языка и стиха,образной системы басен сыграло колоссальную роль для ста новления реализма вдругих жанрах.