Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

Кафедра конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТАКонституционно-правовойстатус депутата Законодательного Собрания Тверской области

Тверь 2010
/>/>ВведениеВыбрав предметом курсовойработы тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного СобранияТверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в областиКонституционного права. Актуальность данной темы обусловлена общей тенденциейзаинтересованности населения в реализации полномочий власти именно на уровнесубъекта Федерации. Четко регламентированный, конституционно-правовой статусдепутата Законодательного Собрания помогает нам увидеть пределы осуществлениясвоих полномочий, гарантии деятельности, права и обязанности данного институтагосударственной власти и конкретизировать его на примере Тверской области.Целью курсовой работыявляется изучение конституционно-правового статуса депутата ЗаконодательногоСобрания Тверской области. Задачами на пути к поставленной цели являются:· Определение социально-политическогоназначения депутата и сущности его мандата;· Определить условия возникновения ипрекращения полномочий депутата;· Раскрыть полномочия депутатаЗаконодательного Собрания Тверской области;
· Выявитьгарантии деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области.
1. Социально-политическое назначение депутата.Сущность его мандата
Прежде чемговорить о социально-политическом назначении депутата и сущности его мандатанеобходимо определить нормативно-правовую базу, регламентирующую правовоеположение депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Высшуююридическую силу имеет норма, содержащаяся в части 1 ст. 77 КонституцииРФ, которая гласит, что «система органов государственной власти республик,краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общимипринципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти, установленными федеральным законом». Таким образом,следует отметить, что регулирование вопросов связанных с деятельностьюзаконодательных органов субъектов РФ отнесена в большей части к ведению самогосубъекта, однако, данная деятельность не должна противоречить не только нормамКонституции РФ, но и нормам федерального законодательства, в частностиФедерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации». На уровне Тверской области правовой статус депутата определяетУстав Тверской области и Закон Тверской области «О статусе депутатаЗаконодательного Собрания Тверской области».
Депутатом Законодательного Собрания Тверской области являетсялицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа вЗаконодательное Собрание Тверской области и призванное участвовать восуществлении полномочий данного органа государственной власти Тверской областии представлять интересы избирателей.
Уставрегламентирует не только положение о том кто может быть депутатом, но иналагает определенные ограничения и обязанности. Депутатом ЗаконодательногоСобрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающийизбирательным правом и достигший 21 года. По сути, данная формулировкаповторяет и конкретизирует положение ст. 32 Конституции РФ, котораягласит, что: «граждане Российской Федерации имеют право избиратьи быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме./> Не имеют права избиратьи быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а такжесодержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
В течение срока своих полномочий депутат не можетбыть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатоминых представительных органов государственной власти или представительныхорганов местного самоуправления, судьей, замещать иные государственныедолжности Российской Федерации, государственные должности федеральнойгосударственной службы, иные государственные должности Тверской области илигосударственные должности государственной службы Тверской области, а такжевыборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальнойслужбы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае если деятельность депутата осуществляется напрофессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации. Депутат не вправе использовать свой статус длядеятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Согласно 72статьи Устава Тверской области органы государственной властиобласти и органы местного самоуправления, их должностные лица представляютинтересы населения области и ответственны перед ним, представляется вполнеобоснованным то, что данное положение относится и к депутатам ЗаконодательногоСобрания Тверской области. Основываясь на этой норме можно сказать, чтоосновное социально-политическое назначение депутата это представлять интересынаселения области в рамках имеющихся полномочий. Такое довольно широкоеположение уточняет Закон тверской области «О статусе Депутата Законодательногособрания».
Согласноэтому закону депутаты «участвуют в заседаниях Собрания, в работесоответствующих комитетов, рабочих комиссий и групп, создаваемых Собранием, ввыполнении поручений Собрания и его органов, слушаниях, организуемых Собраниемили постоянными комитетами, работают с избирателями, участвуют в работедепутатских объединений, депутатских групп в Собрании. Депутатская деятельностьможет осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству».Однако, центральное место в работе депутата занимает законотворчество, так илииначе, все вышеперечисленное направлено в первую очередь на принятиезаконодательного акта, призванного регулировать правоотношения, находящиеся вкомпетенции органов власти Тверской области: организация и обеспечение местногосамоуправления в области, вопросы обеспечения экономического и социальногоразвития области, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Подводяитого выше сказанному, хотелось бы отметить, что основноесоциально-политическое назначение депутата Законодательного собрания Тверскойобласти заключается в представлении интересов населения, и в первую очередьпутем реализации законотворческой функции. Значимым является и то, что депутат– избирается населением, иначе говоря, депутат получает право на принятиеподобных решений от самого населения и должен осуществлять обязанности в интересахнаселения. Также нельзя не упомянуть о сущности мандата депутата. Ряд учёных,среди которых можно выделить Авакьяна С.А., высказывают мнение о том, чтомандат в свою очередь, может быть условно разделён на виды: «свободный»и императивного характера.
Первыйозначает, что депутат не связан поручениями своих избирателей, нуждамитерритории, на которой находиться его округ. Юридически это означает, что удепутата нет ответственности перед своими избирателями – он не просто связан ихпоручениями, но ещё и не обязан отчитываться перед ними; избиратели не имеютправо отозвать его. Естественно, не следует упрощать их отношения – депутатстарается не потерять контактов с избирателями, что-то делать для них. В концеконцов, ведь пройдёт время и у них же придётся искать поддержки для нового избрания.
Императивностьмандата вовсе не означает, что депутат становиться марионеткой в руках своихизбирателей, в этом случае появляется не просто связь с избирателями своегоокруга, но и ответственность перед ними, прямая защита интересов населениячерез осуществление своих непосредственных полномочий.
/>2. Возникновение ипрекращение полномочий депутата
ДепутатомЗаконодательного Собрания Тверской области является лицо, избранноеизбирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное СобраниеТверской области и призванное участвовать в осуществлении полномочий данногооргана государственной власти Тверской области и представлять интересыизбирателей. Депутат избирается на 5 лет. Основанием возникновения депутатскихполномочий является избрание на данную должность населением определенногоокруга. Система выборов на подобные должности является одним изосновополагающих принципов демократии и осуществляется путем всеобщего тайногоголосования[1]. Не менее 50процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации должны избираться по единомуизбирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за спискикандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии сзаконодательством о выборах.
Получившийнаибольшее число голосов избирается на должность депутата. Интерес вызывает тотфакт, что в законе напрямую зафиксировано, что депутат при осуществлении своейдеятельности руководствуется не только законодательством и собственнымиубеждениями, но и предвыборной программой[2]. Такимобразом можно сделать вывод об ответственности депутата перед избирателями заневыполнение предвыборной программы, которая во многом, и определяетпристрастия избирателей.
Полномочиядепутата начинаются со дня вручения ему удостоверения об избрании депутатом приусловии сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутатаЗаконодательного Собрания Тверской области, и заканчиваются в день открытияпервого заседания Собрания нового созыва.
Большейразнообразностью отличаются основания прекращения депутатом своих полномочий.Согласно Закону Тверской области «О статусе депутата Законодательного собранияТверской области» основанием прекращения депутатских полномочий является непереизбрание на должность депутата. Кроме того, ст. 4 Законапредусматривает основания досрочного прекращения полномочий:/>/>
1)  письменного заявлениядепутата о сложении полномочий;
Депутатвправе в любое время по собственному желанию сложить с себя полномочия. Данноезаявление рассматривается на заседании Законодательного Собрания.
2)  утраты депутатомгражданства Российской Федерации;
3)  вступления в законнуюсилу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатомСобрания;
4)  признания гражданина,являющегося депутатом Собрания, недееспособным решением суда, вступившим взаконную силу;
5)  объявление гражданина,являющегося депутатом Собрания, умершим решением суда, вступившим в законнуюсилу;
6)  смерти депутата;
7)  отзыва депутатаизбирателями;
8)  досрочного прекращениядеятельности Собрания.
Решение о прекращении полномочий депутата Собрания принимается назаседании Собрания.
Кроме того, депутат досрочно лишается полномочий если в течение срока своихполномочий депутат являлся депутатом Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации, депутатом иных представительных органов государственной власти илипредставительных органов местного самоуправления, судьей, замещал иные государственныедолжности Российской Федерации, государственные должности федеральнойгосударственной службы, иные государственные должности Тверской области илигосударственные должности государственной службы Тверской области, а такжевыборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы[3].
Такиеоснования как вступление в законную силу обвинительного приговора суда, признаниегражданина недееспособным и объявление гражданина умершим дублируют норму,касающуюся требований, предъявляемых к кандидатам на должность депутата.Следует отметить, что решение о прекращении полномочии может быть принятотолько на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Вызываетинтерес и пункт об отзыве депутата избирателями. В данном случае необходимоотметить, что данный пункт не раскрывается ни в Уставе Тверской области, ни вЗаконе «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Вфедеральном законе «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРФ» данный пункт также своего раскрытия не получил.
Наиболееразвернуто раскрыт о основание прекращения депутатских полномочий в случаедосрочного прекращения деятельности Собрания. Согласно федеральному закону[4]Высшеедолжностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение одосрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данныморганом устава и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативногоправового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральнымзаконам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,уставу субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установленысоответствующим судом, а законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течениешести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Данное решениепринимается в форме указа или постановления.
В случае, если соответствующим судом установлено, чтозаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта РоссийскойФедерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие КонституцииРоссийской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам,а законодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решениясуда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял впределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе неотменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судомпротиворечащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данногосрока судом установлено, что в результате уклонения законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииот принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда былисозданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами и федеральными законамиполномочий федеральных органов государственной власти, органов местногосамоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права иохраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерациивыносит предупреждение законодательному (представительному) органугосударственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации опредупреждении законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.
Если в течение трех месяцев со дня вынесенияПрезидентом Российской Федерации предупреждения законодательному(представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерацииуказанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решениясуда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со днявступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанногооргана.
Срок, в течение которого Президент РоссийскойФедерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному)органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решениео роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силурешения суда.
Кроме того, возможность роспуска Законодательного собранияпредусмотрена и при назначении лица на должность Губернатора Тверской области.В случае, если законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации по представленной Президентом РоссийскойФедерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вустановленный Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или онаделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъектаРоссийской Федерации Президент Российской Федерации назначает временноисполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации.Президент Российской Федерации проводитсоответствующие консультации с законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации по кандидатуре высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации в течение месяца со дняотклонения указанной кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или онаделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъектаРоссийской Федерации. Президент РФ вправе распустить Законодательный орган вслучае:
законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации дважды отклонил представленную кандидатуру(представленные кандидатуры) высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации;
законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации дважды не принял решение об отклонениипредставленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностноголица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации) или о наделении указаннойкандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации) в установленный законом срок;
законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации после отклонения представленной кандидатуры непринял во второй раз решение об отклонении представленной кандидатуры или онаделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъектаРоссийской Федерации (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящимФедеральным законом срок;
законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации не принял решение об отклонении представленнойкандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вустановленный настоящим Федеральным законом срок, а во второй раз принялрешение об отклонении представленной кандидатуры.
В случае, если после представления в третий раз кандидатуры надолжность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителявысшего исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации) законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации принял решение о ее отклонении либо не принялрешение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиямивысшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), ПрезидентРоссийской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение Президента Российской Федерации о назначении временноисполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.
Решение Президента Российской Федерации о роспускезаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации принимается в форме указа[5].
Решение о самороспуске может быть принято и самим ЗаконодательнымСобранием. Оно должно быть принято двумя третями голосов от установленногочисла депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов ЗаконодательногоСобрания. Кроме того, роспуск происходит и в случае вступления в силу решенияобластного суда о неправомочности данного состава депутатов ЗаконодательногоСобрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий[6].
Таким образом, можно говорить о том, что большинство основанийвозникновения и прекращения полномочий депутата довольно подробнорегламентированы и на федеральном уровне, и на уровне субъекта федерации.Исключением, пожалуй, является такое основание прекращение депутатскихполномочий, как отзыв депутата избирателями.
/>3. Полномочия депутата Законодательного Собрания
Полномочиядепутата Законодательного собрания Тверской Области довольно подробнорегламентированы. Они закреплены в Законе Тверской области «О статусе депутатаЗаконодательного собрания Тверской области». Однако, следует отметить некотороепротиворечие в данном нормативно-правовом акте: полномочия депутата содержатсяво второй главе закона, которая именуется как «Гарантии депутатскойдеятельности» и объединены с гарантиями его деятельности.
В данномзаконе отражены такие полномочия депутата как:
Правозаконодательной инициативы депутата Собрания.
ДепутатСобрания имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в формевнесения в Собрание[7]:
– областных законопроектов и поправок к ним;
– законопроектов о внесении изменений и дополнений вдействующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этихзаконов утратившими силу.
Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов икомиссий.
Депутат Собрания обязан участвовать в работе ЗаконодательногоСобрания, в составе комитетов и комиссий, в которые он избран. Депутатпринимает личное участие в заседании Собрания, комитета, комиссии, членомкоторых он является.
Депутат Собрания пользуется правом решающего голоса по всемвопросам, рассматриваемым Собранием, а также комитетом или комиссией, членомкоторых он является. Депутат Законодательного Собрания лично осуществляет своеправо на голосование. При проведении открытого голосования на заседанияхЗаконодательного Собрания, постоянного комитета Законодательного Собраниядепутат Законодательного Собрания вправе передать свой голос другому депутатуЗаконодательного Собрания в связи с отсутствием на заседании пообстоятельствам, имеющим исключительный характер, в порядке, определенномРегламентом Законодательного Собрания Тверской области.
Депутат Собрания реализует на заседании Собрания, соответствующихкомитетов или комиссий предоставленные ему права в соответствии с РегламентомСобрания, Положениями о комитетах и комиссиях, другими актами, регулирующимидеятельность Законодательного собрания.
Депутат, не входящий в состав комитета или комиссии, можетприсутствовать на их заседаниях с правом совещательного голоса[8].
Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов икомиссий является и правом и обязанностью депутата.
Участие депутата в выполнении поручений Собрания и его органов.
Депутат обязан выполнять поручения Собрания и его органов, данныев пределах их компетенции.
О результатах выполнения поручений депутат информируетсоответственно Собрание или его органы, вносит предложения об устранениивыявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении кответственности лиц, допустивших нарушение законов Российской Федерации, другихактов органов государственной власти и местного самоуправления.
/>Право депутата Собранияна получение и распространение информации.
Органы государственной власти области, органы местногосамоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации,должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатскойдеятельностью, консультациями специалистов, в течении 10 дней предоставляют емунеобходимую информацию и документацию с учетом федерального законодательства огосударственной тайне.
Депутат Собрания имеет право принимать непосредственное участие врассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытыхзаседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен бытьизвещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
Депутат Собрания имеет преимущественное право выступать повопросам депутатской деятельности в государственных и муниципальных средствахмассовой информации Тверской области. При этом материалы, представляемыедепутатом Собрания по поручению Собрания, его комитетов и комиссий, а такжедепутатских объединений в Собрании, подлежат обязательному опубликованию илираспространению через печатный орган Законодательного Собрания газету «Тверскиеведомости» в срок, согласованный с депутатом. Редактирование представленныхдепутатом материалов без его согласия не допускается.
Обращение депутата Собрания с вопросом к Губернатору области и егозаместителям, руководителям исполнительных органов государственной властиТверской области на заседании Собрания.
Депутат Собрания вправе обращаться с вопросом к Губернаторуобласти и его заместителям, руководителям исполнительных органовгосударственной власти области на заседании Собрания.
Вопрос в письменной форме заблаговременно должен передаватьсядепутатом в аппарат Собрания, что является основанием для приглашения назаседание Собрания соответствующего заместителя Губернатора или руководителяисполнительного органа государственной власти области.
В случае если приглашенный заместитель Губернатора илируководитель исполнительного органа государственной власти области не имеетвозможным прибыть на заседание Собрания, он в обязательном порядке даетписьменный ответ на предварительно заданный вопрос. В случае невозможностиучастия в заседании Собрания Губернатора ответ на обращение в его адрес даетодин из его заместителей[9].
Депутатский запрос.
В случае, когда обращение депутата касается фактов нарушениязаконов и других нормативных правовых актов области, то ЗаконодательноеСобрание признает его депутатским запросом.
Депутатский запрос направляется для изучения в комитетыЗаконодательного Собрания либо постановлением Законодательного Собраниявключается в повестку дня.
Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано дать устныйили письменный ответ, который оглашается на заседании Собрания в тот же день,либо на очередном заседании Законодательного Собрания. Депутат вправе датьоценку ответа должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросовв связи с депутатским запросом Законодательным Собранием принимается решение.
Запрос, ответ на него, а также постановление Собрания, принятое порезультатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом, подлежитобязательному опубликованию.
Депутатская проверка.
По вопросам компетенции Собрания решением Собрания или комитета (впределах его полномочий) может быть назначена депутатская проверка. В решенииСобрания или комитета определяется цель, задачи, порядок и иные вопросыорганизации и проведения проверки. К проведению проверки могут привлекатьсяспециалисты. Все государственные органы, органы местного самоуправления идолжностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведениипроверки. Результатом проверки является мотивированное заключение, решение покоторому принимается Законодательным Собранием или комитетом.
Право депутата Собрания на безотлагательный прием должностнымилицами.
По вопросам своей депутатской деятельности депутат Собранияпользуется правом безотлагательного приема руководителями и другимидолжностными лицами органов государственной власти области, органов местногосамоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций натерритории Тверской области[10].
Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан.
Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления ижалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешениюсоответствующими органами и должностными лицами, ведет прием граждан, изучаетобщественное мнение, вносит предложения в Законодательное Собрание и органыместного самоуправления, а при необходимости в другие государственные,общественные органы[11].
Содействие депутату в работе с избирателями.
Депутату Собрания в его избирательном округе главойсоответствующей администрации для осуществления полномочий депутатапредоставляются транспорт, помещение, как правило, в здании занимаемом администрацией,оборудованное мебелью и средствами связи, а также обеспечивается извещениенаселения о месте и времени встречи депутата с избирателями. Следует отметить,что обращаться за содействием к главе соответствующей администрации или необращаться это право депутата. В данной редакции устанавливается обязанностьглавы администрации содействовать депутату при осуществлении его полномочий.
Таким образом, можно сказать, что полномочия депутатов довольноподробно регламентированы второй главой Закона Тверской области «О статуседепутата Законодательного собрания Тверской области», однако в тексте закона непрослеживается четкого деления на права и обязанности депутата, также следуетвспомнить и о том, что полномочия депутата помещены в главу, которая именуется«Гарантии деятельности депутата», что не совсем верно с точки зрения построениянормативно-правового акта./>4. Гарантии деятельности депутатаЗаконодательного Собрания Тверской области
Прежде чем говорить непосредственно о гарантиях деятельностидепутата Законодательного Собрания Тверской области необходимо дать определениегарантиям как таковым. Закон Тверской области «О статусе депутатаЗаконодательного Собрания Тверской области» в ст. 10 говорит: «ДепутатуСобрания на территории Тверской области гарантируется беспрепятственнаяреализация его прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, федеральными областным законодательством». Таким образом, можно сформулировать определениегарантий. Гарантии – законодательно закрепленные нормы, обеспечивающиедеятельность депутата. К таковым можно отнести:
1) гарантии неприкосновенности депутата Собрания (ст. 23);
2) право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний(ст. 24);
3) освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и навоенные сборы (ст. 25);
4) гарантии трудовых прав депутата (ст. 26);
5) освобождение депутата от выполнения производственных или служебныхобязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий (ст. 27);
6) обеспечение материально-финансовых условий для осуществлениядепутатом Собрания его полномочий (ст. 28);
7) другие материально-технические условия обеспечения деятельностидепутата (ст. 32).
Гарантии неприкосновенности депутата Собрания.
В случае привлечения депутата Законодательного Собрания Тверскойобласти к уголовной или административной ответственности, его задержания,ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных илиадминистративно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскныхмероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортныхсредств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих емудокументов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий взанимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядокпроизводства по уголовным или административным делам, установленныйфедеральными законами.
Депутат Законодательного Собрания не может быть привлечен куголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию,выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусудепутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение нераспространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичныеоскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которыепредусмотрена федеральным законом.
Право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний.
Депутат Собрания вправе отказаться от дачи свидетельских показанийпо гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известнымив связи с осуществлением им своих полномочий.
Освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и навоенные сборы.
Депутат Собрания освобождается от призыва на военную службу и навоенные сборы на весь срок его депутатских полномочий.
Гарантии трудовых прав депутата Собрания.
Срок полномочий депутата Собрания, работающего на профессиональнойпостоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный стаж или срок службы,стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняетсяпри условии поступления на работу и службу в течение трех месяцев послепрекращения депутатских полномочий.
Депутату Собрания, работающему на профессиональной постояннойоснове, по окончанию срока его полномочий в течение 3-х месяцев предоставляетсяпрежняя работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, надругом предприятии, в учреждении, организации.
Депутату Собрания, работающему на профессиональной постояннойоснове, по окончании срока его полномочий выплачивается денежное пособие всоответствии с законом Тверской области «О статусе и социальных гарантиях лиц,замещающих государственные должности Тверской области (государственныедолжности категории «А»)».
В случае досрочного прекращения деятельности Собрания депутату,работающему на профессиональной постоянной основе, в период до трудоустройства,но не более 1 года, из областного бюджета выплачивается денежное пособие израсчета его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращениядепутатских полномочий. На депутата, работающего на профессиональной постояннойоснове, распространяется федеральное законодательство о государственной службев части, не противоречащей статусу депутата.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебныхобязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебныхобязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Собрании напрофессиональной постоянной основе производится администрацией предприятий,организаций и учреждений по письменному заявлению депутата в указанный им срок.
Депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе,освобождается от основной производственной или служебной деятельности пособственной инициативе на основании письменного уведомления. Требованиекаких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служитоснованием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) завесь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев.
Законодательное Собрание компенсирует предприятиям, организациям иучреждениям выплаченные депутатам суммы заработной платы за периодосвобождения.
Обеспечение материально-финансовых условий для осуществлениядепутатом Собрания его полномочий.
Размер денежного содержания ПредседателяСобрания, заместителя Председателя Собрания, председателя постоянного комитета,заместителя председателя постоянного комитета, депутата, работающего напрофессиональной постоянной основе регулируется законом Тверской области «Остатусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должностиТверской области (государственные должности категории «А»)».
Депутату возмещаются командировочные расходы,связанные с осуществлением депутатской деятельности, оплачивается проезд ипроживание в гостинице (найм жилого помещения), на основе соответствующихдокументов.
Депутату на основании соответствующих документовежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатскихполномочий в избирательном округе, в размере, не превышающем пятидесятипроцентов месячного должностного оклада депутата Законодательного СобранияТверской области, работающего на профессиональной постоянной основе.
При предъявлении удостоверения депутата Законодательного Собранияна территории области билетные кассы речного, железнодорожного, автобусноговокзалов обязаны вне очереди предоставить депутату проездной билет на одноместо, а администрация гостиницы – отдельный номер.
Другие материально-технические условия обеспечения деятельностидепутата.
Депутату Собрания, работающему на профессиональной постояннойоснове, для осуществления депутатской деятельности предоставляется служебноепомещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.
Депутат в период осуществления депутатских полномочий имеет правона установку квартирного телефона вне очереди за счет собственных средств.
В качестве основного вывода можно сказать, что основные гарантиидеятельности депутатов Законодательного Собрания Тверской области, закрепленныев Законе Тверской области «О статусе депутата Законодательного СобранияТверской области» дублируют положения статей Федерального Закона «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ».
/>Заключение
В результате работы был определен и исследованконституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверскойобласти. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Основное социально-политическое назначение депутатаЗаконодательного собрания Тверской области заключается в представленииинтересов населения, и в первую очередь путем реализации законотворческойфункции.
2. Основанием возникновения депутатских полномочий являетсяизбрание на данную должность населением определенного округа.
Полномочия депутата начинаются со дня вручения ему удостоверенияоб избрании депутатом при условии сложения с себя обязанностей, не совместимыхсо статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, изаканчиваются в день открытия первого заседания Собрания нового созыва.
3. Полномочия депутата Законодательного собрания Тверской Областидовольно подробно регламентированы, и определяются в соответствие снормативно-правовыми актами как на федеральном уровне, так и на уровнесубъекта.
3. Гарантиями деятельности депутата Законодательного СобранияТверской области являются законодательно закрепленные нормы, обеспечивающиедеятельность депутата.
Таким образом, по мнению авторов работы, именно так можноопределить конституционно-правовой статус депутата Законодательного СобранияТверской области.

Библиография
 
1.  Конституция РФ. «Российскаягазета», №237, 25.12.1993.
2.  Федеральный закон от 6октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г.,7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11,29декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.). // Российская газета. 19октября 1999
3  Устав Тверской области (с изменениями от 28 сентября2000 №120 – ОЗ-2; 14 марта 2002 №1-ЗО; от 08 июля 2002 №1-ПУ; от 03 октября2002 №2-ПУ; от 14 марта 2003 №3-ПУ; от 29 мая 2003 №4-ПУ; от 10.02.2004 №5-ПУ;от 15 ноября 2005 №6-ПУ). // Тверские ведомости. №98, 4 – 10 декабря 1998.
4.  Закон Тверской области от20 октября 1994 г. №4 «О статусе депутата Законодательного СобранияТверской области» (с изменениями от 22 февраля и 21 марта 1996 г., апреля,26 ноября 1998 г., 27 мая 1999 г., июля 2000 г., 9 апреля, 11июня, 3 октября 2002 г., января 2003 г., 10 февраля 2004 г.). //Тверские ведомости, №87, 18–24 ноября. 1994 г.
5. Авакьян С.А. Депутат:статус и деятельность – М.: Политиздат, 1997. – 287, [1] с.; 16 см.
6. Ковачев Д.А. Проблемыконституционного права. М., 2003. С. 178.
7. Абрамова А.И. Правозаконодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты. // «Журналроссийского права», 2006, №3