Содержание
Введение. 3
1.Цели и задачи управления экологией и природопользование… 6
2. Организационные структуры управления экологией иприро-допользованием в РФ 9
3. Органы управления в сфере экологии, природопользования иохраны окружающей среды и их полномочия. 14
Заключение. 25
Библиографический список литературы… 27
Приложение. 29
Введение
Государственноеуправление — это практическое, организующее и регулирующее воздействиегосударства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения,сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Государственноеуправление является одним из видов деятельности государственных органов РФ поосуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.
Вюридическом смысле под властью обычно подразумевают право, возможность иполномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя власти) подчинятького-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями.
Государственнаявласть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальныересурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом онадолжна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание,обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.
Деятельностьисполнительной власти по своему содержанию есть не что иное, как выполнениеобщих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способуосуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что еесубъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимыхот него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей,которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле. На всех этапах развитиячеловеческого общества мы можем видеть проявление власти в разнообразныхгруппах людей, объединенных какими-либо интересами.
Вобществе, где существует господство, воля государственной власти воплощается вюридических актах.
Нодля обеспечения единства действий недостаточно издавать нормы, в которыхзакреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан иорганизаций содержащимся в них правилам. Работу по реализации правовыхпредписаний проводят многочисленные государственные и негосударственные органы.Актуальностьтемы курсовой работы заключается в том, что управление в сфере экологии иприродопользования представляет собой важнейший элементорганизационно-правового воздействия на рациональное природопользование иохрану окружающей среды, обладающий необходимым механизмом такого воздействия,включающим цели управления, формы, методы, принципы управления. Если формыуправления природопользованием и охраной окружающей среды остаются в основномнеизменными, то на различных этапах развития общества менялся приоритет тогоили иного метода управления. Например,сейчас все меньше применяется метод санкционирования и все больше — методразрешения; изменяется соотношение применения административного иэкономического методов, устанавливаются новые положения о возможности обжалованияв судебном порядке указаний, решений нормативных актов государственных органов,органов местного самоуправления, общественных объединений.При этомобращается внимание не только на методы воздействия государственных органов,органов местного самоуправления на отношения по природопользованию и охранеокружающей среды, но и методы воздействия граждан, общественных объединений нагосударственные органы с целью заставить их проводить необходимую для народаэкологическую политику.Управлениев сфере экологии и природопользования — это деятельность не только поосуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению имиобязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраныокружающей среды. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения поуправлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает какправовой институт экологического права.Тенденцииразвития сферы управления природопользованием в России являются результатомдействия сложной системы факторов, которую условно можно разделить на тригруппы.Одна –связана с влиянием внутрироссийских политических, экономических, социальных,технологических процессов, весьма динамично меняющихся в конце XX –начале XXI веков.Вторая –определяется взаимодействиями с другими странами, в первую очередь – с наиболееразвитыми и влиятельными в мировом сообществе в целом. Сущность и формы этихвзаимодействий динамичны, проявляются как сотрудничество, компромиссы,лидерство, подчинение, копирование стереотипов, заимствование опыта,противостояние, противоборство в экономической, политической, иных сферах.Третья –общие закономерности и тенденции развития человечества, проявляющиеся во всехстранах, но в разных формах, в зависимости от этнических, цивилизационных,общественно-формационных, социальных, хозяйственных, иных особенностей. Этагруппа факторов определяет общие, объективно обусловленные направленияизменений взаимодействий общества и природы, общую динамику развитияприродопользования и управления им. Подвоздействием названных факторов система управления природопользования в Россииизменялась по разным направлениям, но, несомненно, взаимосвязанным. Основнойцелью курсовой работы является изучениемеханизма управления государства в сфере экологии и природопользования в РФ.
В соответствии с даннойцелью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.2.Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием нафедеральном уровне.3. Рассмотретьосновные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования иохраны окружающей среды и их полномочия.
Цели и задачи управления экологией и природопользованием
Вшироком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).[1]Природопользование — один из самых сложных объектов управления, оно находитсяна стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда — чрезвычайноважная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровняхуправления природопользованием.
Управлениеприродопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечитьреализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целоми права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего,в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управлениевыступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовыхотношений, образующих само право окружающей среды.
Эффективностьсистемы управления природопользованием в решающей мере определяется состояниемконтроля и нормирования использования природных ресурсов.
Управление природопользованием — это деятельность государства поорганизации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов,охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности вэколого-экономических отношениях.Рольгосударственного управления в этой сфере определяется значением государственныхорганов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов — гражданин,организация (предприниматель) и государство — государственные органы занимаютособое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами дляобеспечения реализации экологических требований законодательства, имеявозможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Преждевсего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей средыв рамках экологической функции государства.
Механизмуправления природопользованием объединяет методы, функции и организационныеструктуры (органы управления).[2]
Методыуправления — это способы воздействия наповедение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рациональногоприродопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управленииприродопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритетеэкономических методов управления.
Основныеиз них:
· административные(командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственногопринуждения. Административно-правовые методы управления заключаются вразработке и издании правовых и административных актов, регулирующихорганизацию и управление в сфере природопользования, права и обязанностируководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономномуиспользованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия вприродной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственновоздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и населениеданного района.
· экономические — создающиенепосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования ввыполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфереприродопользования Экономические методы управления природопользованием заключаютсяв широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондовэкономического стимулирования, кредитов и т.п.;
· социально-психологические методыуправления представляют собой систему средств социального и психологическоговоздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников инаселение данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживаниячеловека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизнилюдей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природныхландшафтов, заповедных зон и т.п. Эти методы реализуются посредством мер какпоощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или,напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).· организационные методы,охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленныхна предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды,организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природныхресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфереуправления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта,рационализацию управления на основе достижения науки и техники.Управление природопользованием предполагает осуществление целогоряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих наэколого-экономические отношения. Общими длявсех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:· нормотворчество и законодательнаяинициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;· учет природных объектов и ведениеприродных кадастров;· осуществление мониторингаокружающей среды;· экологический контроль, экспертизаи аудит;· эколого-экономическоепрогнозирование и планирование;· экономическое стимулированиеприродоохранной деятельности;· разрешение споров о правепользования природными ресурсами, применение санкций за нарушениеприродоохранного законодательства и др. Организационные структуры управления экологией иприродопользованием в РФ
Успешноефункционирование системы управления в сфере охраны окружающей среды иприродопользования в Российской Федерации, как и любой системы управления,возможно только при наличии следующих составляющих:
эффективнойадминистративной структуры органов управления;
качественнойнормативной правовой базы, регулирующей отношения в данной области;
действенныхмеханизмов обеспечения качества окружающей среды:
оценки воздействия на окружающую среду; экологического контроля и надзора;экологической экспертизы, экологического аудита, сертификации, лицензирования;
экономическогомеханизма регулирования деятельности в данной области.
Структураорганов управления в области охраны окружающей среды и природопользования, начинаяс начала 90-х годов прошлого века, претерпевала постоянные изменения.Изменялось как количество органов исполнительной власти в области охраныокружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительные реорганизациипроходили с периодичностью от одного до четырех лет.
Административнаяреформа началась в 2004 году и продолжается до последнего времени.[3]
УказПрезидента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти» радикально изменил структуру государственнойвласти и управления на федеральном уровне. Была введена трехуровневая структураорганов власти и управления: Министерства, службы, агентства. Изменениязатронули как властные отношения по вертикали (федеральные органыгосударственной власти — органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации — органы местного самоуправления), так и по горизонтали (междуфедеральными органами государственной власти).Особоезначение имело реформирование Министерства природных ресурсов РоссийскойФедерации (передача подавляющего большинства правоприменительных полномочий вновьобразованным подведомственным органам: Росприроднадзору, Росводресурсам,Рослесхозу, Роснедрам), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации(образование Россельхознадзора, Росрыболовства), создание Федеральной службы поэкологическому, технологическому и атомному надзору (передача последней ряда полномочийреорганизованных и ликвидированных федеральных органов исполнительной власти) идр.20 мая 2004г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба потехнологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованыв Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор). Такимобразом, вместо одного органа – Министерства природных ресурсов России былосоздано три — Министерство природных ресурсов России, Ростехнадзор (котораянапрямую подчиняется премьеру), Росприроднадзор (которая находитсяв ведении министра природных ресурсов). Причем каждое из этихведомств имеет свои территориальные органы в каждом субъекте Российский Федерации.Кроме этихтрех ведомств, окружающую среду фактически контролирует Федеральная службапо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека, входящая в систему Министерства здравоохранения и социальногоразвития, а также Россельхознадзор, который тоже наделен полномочиями по регулированиюприродопользования и контроля за состоянием окружающей среды. При этомполномочия этих органов не были четко определены, в результате чего произошлоих дублирование, а, следовательно, общее увеличение численности аппарата принедостатке его в каждом конкретном органе. Например, контроль и надзор заводными биологическими ресурсами и средой их обитания возложены наРосприроднадзор и Россельхознадзор.Федеральнаяслужба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована вФедеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), афункции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе поэкологическому, технологическому и атомному надзору. Понекоторым оценкам только функциональными полномочиями по регулированию,надзору, контролю, управлению имуществом и т. п., в сферах управленияиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2004 – 2005 гг.имели, как минимум, два Министерства, семь федеральных служб, шесть –федеральных агентств. В то жевремя, не было предусмотрено ни одного управленческого подразделения,наделенного функциональной ответственностью и соответствующими полномочиями: — пообеспечению сохранения природной среды в целом в стране, в отдельных регионах,в локальных и региональных природных системах и т. п.; — покоординации всей природопользовательской деятельности в стране и регионах; покоординации всей совокупности воздействий и отдельных видов воздействийобщества на природу; — по научномуобеспечению перехода России к «устойчивому природопользованию»; — поразработке скоординированных комплексных методических и нормативных материаловдля эколого-экономического анализа, оценок, прогнозов развитияприродопользования на единой методологической основе; — поразработке комплексных оперативных и стратегических управленческих решений ведином научно-практическом ключе на федеральном и региональном уровне и т. д. ит. п. Какскрупулезно подсчитал Всемирный фонд дикой природы, у нас из 29 функций,которые надлежит исполнять власти, десять не закрепили ни за одним ведомством, трипередали частично, зато остальные дублированы. Разработку федеральных целевыхпрограмм вообще ни за кем не закрепили.[4]Вуправленческой практике, все названное выше многообразие – из около 15 надзирающихи контролирующих органов управления, и около 23 органов, осуществляющихограниченное, часто «номинальное» государственное управление региональнымприродопользованием, которым занимаются «курируемые» предприятия, — действует нескоординировано,неизбежно дублируя «выгодные» функции, неизбежно «переталкивая» в другие ведомствафункции «невыгодные». Дополнительныеизменения в управление природопользованием и охраной окружающей среды пораспределению прав, обязанностей и ответственности между уровнями власти внесФедеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ «О внесении изменений взаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемфедеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Обобщих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации». В сфере природопользования,среди основных изменений, внесенных этим законом, можно выделитьперераспределение прав и ресурсов на уровень федеральный, а ответственности засостояние природной среды — на уровень региональных.Практика2005 г. выявила очевидную нерациональность складывающейся в этой сфереситуации, в связи, с чем был принят Федеральный закон«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с совершенствованием разграничения полномочий» № 199-ФЗ от 31.12.2005 года.Всоответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределахведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации федеральныеорганы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РоссийскойФедерации.Длявыполнения этого положения Конституции Российской Федерации, Федеральнымзаконом от 31 декабря 2005 года № 199 целый ряд полномочий федеральных органовгосударственной власти был передан органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации. Однако передача данных полномочий не была подкрепленасоответствующими правовыми актами, определяющими порядок их передачи, идостаточным финансированием. Это относится, прежде всего, к государственнойэкологической экспертизе и государственному экологическому контролю.Такимобразом, этим законом реализована попытка упорядочить нерациональные правовыеположения, в том числе препятствующие нормализации ситуаций по многим отдельнымвопросам охраны природы, сохранения благополучной среды проживания населения,природопользования. Этиизменения, в основном, перераспределили права, ресурсы, обязанности, ответственность между уровнями властии ведомствами при регулировании отношений в сферах ветеринарии, охраны здоровьяграждан, охраны животного мира, охране окружающей среды, рыболовства исохранения водных биологических ресурсов, организации и проведенияэкологической экспертизы. Так, с 1января 2007г. полномочия по проведению государственной экологической экспертизыобъектов регионального уровня от экспертных подразделений территориальныхорганов Росприроднадора и Ростехнадзора, организующих и проводящихгосударственную экологическую экспертизу, делегированы органам исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации.[5]
3. Органы управления в сфере экологии,природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
Анализзаконодательства Российской Федерации показывает, что в нем широко используютсяразличные термины и категории, так или иначе выражающие содержание управления вцелом и природопользования и охраны окружающей среды в частности. Так, ст.110Конституции РФ закрепляет, что исполнительную власть в РФ осуществляетПравительство РФ, а в ст.114 данного закона указывается, что Правительствообеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в областиэкологии.
Категория«осуществляет» в данном случае связана с реализацией полномочийорганов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающейсреды. В других случаях юридический термин «осуществляет’»употребляется применительно к управлению.
Всоответствии с Федеральным законом о Правительстве Российской Федерации оноосуществляет координацию работы органов государственного управления посовместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупныхэкологических программ и т.д. Министерствоприродных ресурсов Российской Федерации является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования,охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Министерствоприродных ресурсов Российской Федерации на основании и во исполнениеКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, атакже разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проектыфедеральных конституционных законов, федеральных законов и актов ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующимвопросам:а)геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;б)использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;в)использование и охрана водных объектов;г)эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения,защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходныхгидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;д) охрана,использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;е) особо охраняемыеприродные территории;ж) охранаокружающей среды и обеспечение экологической безопасности;з) охранаатмосферного воздуха;и)обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);к)совершенствование экономического механизма регулирования природопользования иохраны окружающей среды.Важнейшуюроль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраныокружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФФедеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентствопо недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральноеагентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи имониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.Министерствоосуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведениифедеральной службы и федеральных агентств. Оно самостоятельно принимаетнормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности: — о порядкегосударственного учета и ведения государственного реестра работ погеологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычиполезных ископаемых; — о порядкепостановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списанияс государственного баланса; — о порядкепереоформления лицензий на пользование участками недр; — методикигеолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых иучастков недр по видам полезных ископаемых; — о порядкеутверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства,расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов; — перечнипротивопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования кразработке планов таких мероприятий; — требованияк использованию и охране водохранилищ, а также по другим вопросам, указанным вПоложении о нем, утвержденном Постановлением Правительства № 370 от 22 июля2004 г.[6]ПриказомМинистерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. N 608 утвержденаструктура Министерства (см. Приложение).Всоответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006г. N108 в центральном аппарате МПР России созданы отдельные Департаментгосударственной политики в области лесных и водных ресурсов и Департаментгосударственной политики в области геологии и недропользования. Ранее функцииновых структурных подразделений выполнял Департамент государственной политики ирегулирования в области природопользования. Согласноприказу, расформирован Департамент науки, имущества и информатики. Функции,связанные с управлением имуществом МПР России, возложены на Департаментэкономики и финансов, а организацию научно-исследовательских работ будутосуществлять профильные департаменты министерства. Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Обутверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфереприродопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22июля 2004 г. N 370 » была утверждено Положение о Федеральной службе понадзору в сфере природопользования.[7]Росприроднадзоросуществляет государственное управление в области организации ифункционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения иявляется:-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю инадзору в сфере природопользования;-уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы вустановленной сфере деятельности;-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственныйконтроль в области охраны окружающей среды (государственный экологическийконтроль) в установленной сфере деятельности.Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочияв установленной сфере деятельности: — осуществляетконтроль и надзор:· в области охраны, использования ивоспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектовохоты и рыболовства);· в области организации ифункционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;· за геологическим изучением,рациональным использованием и охраной недр;· за состоянием, использованием,охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;· за использованием и охраной водныхобъектов;· за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации и международных норм и стандартов в области морской средыи природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительнойэкономической зоне;· за рациональным использованиемминеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;· за безопасностью гидротехническихсооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехническихсооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; — государственныйземельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водногофонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особоохраняемых природных территорий;ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 24.05.2007г. №315 «О полномочияхФедеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесныхотношений» внесены изменения в Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральнойслужбе по надзору в сфере природопользования.»Всоответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в действии с 1января 2007 г. функции осуществления государственного лесного контроля инадзора переданы субъектам Российской Федерации.Вполномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включеныфункции: -государственного пожарного надзора в лесах; — контроляза исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий поосуществлению государственного лесного контроля и надзора; -осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочийпо организации государственного лесного контроля и ряда функций в соответствиис Водным кодексом России.Федеральноеагентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органомисполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг иуправлению государственным имуществом в сфере недропользования. Своюдеятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальныеорганы или подведомственные организации.Агентствоорганизует: — государственноегеологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения; — проведениегеолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; — проведениегосударственной экспертизы информации о разведанных запасах полезныхископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых впользование участках недр. Агентствоосуществляет: — отнесениезапасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам; — выдачузаключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящейзастройки и разрешения на застройку; — организационноеобеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; — принятиерешений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочномпрекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведениегосударственного учета по геологическому изучению недр; — экономическийанализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий,использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции,указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17июня 2004 г.[8] Федеральноеагентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуги управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Агентствореализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальныеорганы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации. Агентствоорганизует: — перераспределениеводных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности; — подготовку,заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водныхобъектов; — подготовкуи осуществление противопаводковых мероприятий; — проведениегосударственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водныхресурсов. Агентствоосуществляет ведение государственного реестра договоров пользования воднымиобъектами и государственного водного кадастра, Российского регистрагидротехнических сооружений; управление водным фондом; планированиерационального использования водных объектов, а также другие функции, указанныев Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.[9]Федеральноеагентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственнойполитики, оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельностьнепосредственно, через свои территориальные органы или подведомственныеорганизации. Агентствоорганизует:-предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде; — осуществляетгосударственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение,пользование и распоряжение информацией о лесном фонде; — установлениевозраста рубок; — утверждаетрасчеты лесосек; — ведетгосударственный лесной кадастр; — организуетоказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов,обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства; — осуществляетдеятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключениемфункций государственного контроля и надзора. Дляреализации перечисленных и других функций, указанных в Положении, утвержденномПостановлением Правительства от 16 июня 2004 г.[10],Агентство наделено необходимыми правами.Руководстводеятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды (Росгидромет) осуществляет Правительство. Службаявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции попринятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом иоказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с нейобластях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,государственному надзору за проведением работ по активному воздействию наметеорологические и другие геофизические процессы. Положение о Службеутверждено Постановлением Правительства № 372 от 23 июля 2004 г.[11]Своюдеятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальныеорганы. Она самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленнойсфере деятельности: -инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора заработами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизическиепроцессы; — о порядкецентрализованного учета документов Единого государственного фонда данных осостоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическом руководствепо комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре,обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных наэлектронных носителях; -устанавливает требования при проведении наблюдений за состоянием окружающейприродной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространенииинформации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также приполучении информационной продукции. Службаорганизует составление прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственныхкультур, глобальных и региональных изменений климата, согласование в установленномпорядке условий гидрометеорологического и гелиофизического обеспечения плаваниясудов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе ит.д. Службаосуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфередеятельности по широкому кругу вопросов, указанных в Положении о ней.Управлениев сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды [12]осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому иатомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др. Кроме того,в охране окружающей среды немалая роль принадлежит органам исполнительнойвласти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и ихобщественным объединениям (движение «зеленых» и др.).ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральнойслужбе по экологическому, технологическому и атомному надзору» былаутверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому иатомному надзору. Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятиюнормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей средыв части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в томчисле в области обращения с отходами производства и потребления), безопасноговедения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленнойбезопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасностиэлектрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей),безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики,безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материаловпромышленного назначения, а также специальные функции в области государственнойбезопасности в указанной сфере. Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: — органомгосударственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;-специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; — органомгосударственного горного надзора;-специально уполномоченным государственным органом в области экологическойэкспертизы в установленной сфере деятельности; — органомгосударственного энергетического надзора;-специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляетследующие полномочия в установленной сфере деятельности: — вносит вПравительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативныхправовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации и другие документы, по которым требуется решение ПравительстваРоссийской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы. — наосновании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимаетнормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
1февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномоченаосуществлять государственный строительный надзор.
Задачигосударственного строительного надзора – предупреждение, выявление и пресечениедопущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство наосновании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствиявыполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонтаобъектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов,иных нормативных правовых актов и проектной документации. [13]
Заключение
Целькурсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результатепроведённого исследования по теме «Управление в сфере экологии и природопользования»можно сделать ряд выводов:Действующаяв настоящее время в Российской Федерации система управления в области охраныокружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной.Сохранение такого состояния системы может привести к ухудшению качестваокружающей среды, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья населения, чтоне позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающуюсреду. Кроме того,создается прямая угроза экологической безопасности Российской Федерации и, следовательно,национальной безопасности. Рассматриваянесовершенства в управлении природопользованием государственным аппаратомРоссии в середине первого десятилетия XXI века, можно выделитьследующие, не исчерпывающие проблему, но определяющие некоторые основныенаправления для принятия мер по ликвидации изъянов в системе этого управления вцелом.Структуруорганов управления в области охраны окружающей среды и природопользования можнопризнать несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в областиохраны окружающей среды и природопользования, неопределенность властныхполномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлениидеятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятногокачества.Вуправлении природопользованием отсутствует функциональный орган, должныйобеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечитьбиосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработкекомплексных решений для регулирования природопользования в целом. Никакое,самое дробное покомпонентное управление отдельными видами пользованияотдельными элементами природы, не обеспечит системного, комплексного,ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.Постояннаяреорганизация органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды,несогласованность действий органов управления, отсутствие нормативной правовойи нормативной технической базы не позволяют осуществлять эффективныйэкологический контроль, как предупредительный (экологическая экспертиза), так итекущий. Управлятьприродопользованием должен один орган управления, поскольку объем управления Природа– один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую дробность– также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельных видовприродных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами иадминистрациями предприятиями. Процесс природопользования, то естьиспользования обществом в целом природы в целом – также целостен.Одна изглавных функций органа управления природопользованием должна состоять вкоординации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентовПрироды в рамках единой надведомственной общественно ориентированнойгосударственной политики природопользования. Другая – вразработке и последовательном проведении этой политики. Третья – вовзаимоувязке двух направлений в управлении природопользованием: оперативного,обеспечивающего текущую экономическую и социальную жизнь в стране и охранусостояния, природной среды; и стратегического, обеспечивающего длительныйпроцесс перехода к рациональному природопользованию, соответствующему фазе «устойчивогоразвития» человечества.Ориентацияна эти, главные функции управления природопользованием в России должна бытьодной из основных задач государственной власти в России начала XXIв.
Библиографическийсписок литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.2. Федеральныйзакон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФи признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи спринятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов РФ» и «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ».3. Федеральный закон «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи ссовершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199 — ФЗ. 4. Указ Президента РФ № 314 от 9марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти».5. Постановление Правительства от 16июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водныхресурсов».6. Постановление Правительства от 16июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесногохозяйства».7. Постановление Правительства от 17июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве понедропользованию».
8. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 «Об утверждении Положения оМинистерстве природных ресурсов Российской Федерации».9. Постановление Правительства от 23июля 2004 г № 372 «Об утверждении Положения о Федеральной службе погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
10. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения оФедеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений впостановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370».11. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе поэкологическому, технологическому и атомному надзору».12. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 24.05.2007г. №315 «О полномочиях Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений».13. Приказ Министерства природныхресурсов РФ от 10 августа 2004 г. N 608 «О структуре Министерстваприродных ресурсов РФ».14. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006 г. N108 «О внесении изменений в структуру Министерства природных ресурсов РоссийскойФедерации». Литература
15. Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. –М.: Зерцало, 2002. 16. Домнышева Е. У семи нянек экологиябез глазу // Парламентская газета. №197. 24 ноября 2006.17. Иванов О.П. Основные направленияреформирования современной природно-ресурсной политики России // Использованиеи охрана природных ресурсов в России, №3, 2006г., с. 40-45.18. Лексин В.П. Административная реформа:федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеологияадминистративной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006
19. Попов Л.Л. Административное право.– М., 2005.20. Честин И.Е… Структура и функциифедеральных органов исполнительной власти в сфере использования природныхресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2005 гг.(Аналитическая записка) – М., 2005.21. Четвериков В.С. Административноеправо. — М.: ИНФРА-М, 2006.
Приложение Структура департаментов Министерства природныхресурсов 1. Департамент государственной политики ирегулирования в областиприродопользованияДиректорДепартамента Заместителидиректора Департамента 1. Отделрегулирования основ недропользования 2. Отделресурсов недр континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики 3. Отделгеологии и воспроизводства минерально-сырьевой базы 4. Отделанализа и прогноза системного природопользования 5. Отделнормативного правового регулирования основ лесопользования6. Отделрегулирования воспроизводства и охраны лесного фонда 7. Отделбассейнового регулирования 8. Отделнормативного правового регулирования водных ресурсов 9.Аналитический отдел 2. Департамент экономики и финансовДиректорДепартамента Заместителидиректора Департамента 1. Отделбюджетного планирования 2. Отделэкономики природопользования 3.Финансовый отдел 4. Отделбухгалтерского учета
3. Департамент науки, имущества и информатикиДиректорДепартамента Заместителидиректора Департамента 1. Отделорганизации и координации НИОКР2. Отделинформационных ресурсов и технологий3. Отделуправления имуществом и капитального строительства 4. Отделпроизводственного контроля 4. Департамент управления делами и кадровДиректорДепартаментаЗаместителидиректора Департамента1. Отделкадров2. Отделделопроизводства3. Административно-хозяйственныйотдел4.Спецотдел5. Организационно-инспекторскийотдел6. Отделоперативного контроля 5. Департамент государственной политики в сфере охраныокружающей средыДиректорДепартаментаЗаместителидиректора Департамента1. Отделнормативного регулирования в сфере особо охраняемых природных территорий2. Отделрационального использования объектов животного мира3. Отделнормативного обеспечения государственной экологической экспертизы4. Отделводных биологических ресурсов и морской среды
6. Правовой ДепартаментДиректорДепартаментаЗаместителидиректора Департамента1. Отдел законодательства о недрах и водного законодательства2. Отделлесного и смежного законодательства3. Отделзаконодательства об особо охраняемых природных территориях и животном мире4. Отделюридического сопровождения деятельности МПР России5. Отделсудебной и судебно-аналитической работы6. Отделпланирования и координации взаимодействия с палатами Федерального СобранияРоссийской Федерации 7. Департамент международного сотрудничества в областиохраны окружающей среды и природопользованияДиректорДепартаментаЗаместителидиректора Департамента1. Отделсотрудничества со странами СНГ2. Отделрегулирования двустороннего сотрудничества3. Отделконвенций, многосторонних соглашений и межгосударственных программ4. Отделсотрудничества с международными организациями и ЕС5. Отдел протоколаи загранкомандирований