Нормы таможенного права: толкование,применение и действие
Понятие и виды таможенно-правовыхнорм
Норма таможенного правапредставляет собой писанное правило поведения участников таможенныхправоотношений, которое устанавливается государством в строго определенныхпорядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. Асовокупность таможенных норм составляет предмет и содержание самого таможенногоправа как формирующейся юридической науки. Отдельно взятая норма таможенногоправа, группа таких норм – это еще не само таможенное право. Таможенное право,как и право вообще, – прежде всего «система юридических норм, которая внаиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ееобщечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами,обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества»[1]. Норма таможенного права,в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное инезависимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями ипризнаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.
Во-первых, нормытаможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторымиисключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразноволи государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе –таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что онипредполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических,организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.
Во-вторых, нормытаможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаютсяв установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, онимогут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретови указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряженийПравительства Беларуси.
В-третьих, нормытаможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересованов их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правовоговоздействия на таможенные отношения.
В-четвертых, нормытаможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержатобщеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некаяправовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участниковтаможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма можетвключать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо безтакового, программную и прогностическую информацию[2].
В норме таможенногоправа всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступатьучастники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такоепредписание, или веление, заключается в любой норме таможенного праванезависимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае,или в ином положении.
По характеру правилповедения участников таможенных правоотношений, составляющих содержаниетаможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов.Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормытаможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства,систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанностифизических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то естьзакрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участниковтаможенных отношений.
Процессуальные нормытаможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права.Так, в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» законодатель определяетсовокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии спринятой товарной номенклатурой и реализуемых конкретными субъектами приперемещении товаров через таможенную границу.
По направленностиповедения участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можноклассифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Норма таможенного праваможет прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенныхдействий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности.Подобные нормы можно называть обязывающими таможенно-правовыми нормами.Например, ст. 173 ТК констатирует: «При декларировании товаров и транспортныхсредств декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортныхсредств в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим кодексом». Этанорма предписывает декларанту совершение определенных действий и, такимобразом, является обязывающей нормой таможенного права.
Норма таможенного права,может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенныхдействий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст.176 ТК гласит о том, что в процессе изменения или дополнения таможеннойдекларации нельзя расширять или сужать ее действия. При этом, должностные лицатаможенных органов не вправе по собственной инициативе, по поручению или попросьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять и дополнятьсведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее техданных, которые отнесены к компетенции таможенных органов, а также измененияили дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, еслитакие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.Следовательно, эта статья запрещает расширять или сужать сферу действиядекларации при ее изменении или дополнении, а также запрещает производитькакие-либо действия сотрудникам таможенных органов помимо таможеннойдекларации; в противном случае наступят меры административного наказания.Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.
Многие нормы таможенногоправа вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, апредоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать теили иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормыназываются управомочивающие нормы таможенного права. Например, ст. 226 ТКустанавливает, что в целях таможенного оформления таможенные органы имеют правобрать пробы и образцы товаров и производить их исследование (экспертизу), еслиони не управомочены в это время совершать также иные действия. Следовательно,указанная статья устанавливает управомочивающую норму таможенного права.
Нормы таможенного правамогут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правилповедения участников таможенных правоотношений.
Значительное число данныхнорм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащиесоблюдению. Такие нормы называются определенными.
Некоторые нормытаможенного права самого содержания правил поведения участников таможенныхотношений не определяют, а предоставляют это другим – специальным органам,лицам и иным субъектам права. Такие таможенно-правовые нормы называютсябланкетными. К бланкетным нормам можно отнести ст. 124 ТК, устанавливающуюответственность за просрочку времени задолженности при взыскании таможенныхплатежей. Однако о том, кто и как обращает взыскание на имущество нарушителя приотсутствии у него денежных средств, как действует в этом случае нарушитель идругие, здесь точно не говорится. Эти вопросы решаются соответствующимигосударственными органами и должностными лицами, а рассмотренная статья лишьпри указанных условиях является бланкетной нормой.
В этом контексте следуеттакже назвать и отсылочные таможенно-правовые нормы. К отсылочным нормамтаможенного права относятся такие, которые, формируя определенное правилоповедения, отсылают по какому-либо вопросу к другим юридическим нормам, актам иих пунктам. Так ст. 219 ТК гласит: «Контрабанда, незаконный экспорт технологий,научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования,используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военнойтехники; невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурныхценностей; уклонение от уплаты таможенных платежей являются преступлениями инаказываются в соответствии с УК. Здесь при решении вопросов уголовнойответственности по выше изложенным статьям законодатель отсылает нас куголовному законодательству. Иногда отсылочные таможенно-правовые нормы малочем отличаются от бланкетных, поскольку первые, и вторые содержат указание накакую-либо иную норму, положение, пункт и др. В то же время отсылочныетаможенно-правовые нормы ссылаются на другие, уже принятые и используемые напрактике нормы; и в итоге норму отсылочной делает лишь законодатель. Эту нормубез особого труда можно превратить в другую норму, то есть не в отсылочную. Но,для этого необходимо ее отредактировать, иначе повторить в ней положения закона,на который она ссылается, не меняя содержание нормы. Отсылочную нормутаможенного права можно рассматривать как определенную, а не бланкетную.Бланкетные же нормы ссылаются на другие нормы, которые нередко не установлены,и при этом говорится о том, кто и как рассматриваемую норму устанавливает.
Структура нормытаможенного права
Норма таможенного права,то есть регламентированное или санкционированное государством правило поведенияучастников таможенных отношений, независимо от того, в какой форме онавыступает (закон, подзаконный акт, одна, две статьи закона и т.д.), состоит изтрех основных элементов (или компонентов) — гипотеза, диспозиция и санкция. Внорме таможенного права отражено, в первую очередь, указание на условие, прикотором эта норма вводится в действие и применяется (гипотеза), затем даетсяхарактеристика самого правила поведения участников таможенных отношений(диспозиция) и, наконец, описываются последствия нарушения требованийрассматриваемой нормы (санкция). В ходе анализа этих элементов правовой нормыважно иметь ввиду, что норма таможенного права, как правило, выражается взаконе, отдельной статье или в ином акте таможенной направленности, так какстатья данного закона фиксирует, часто описывает норму таможенного права, но онане всегда идентична ей. На практике бывает и так: одна статья закона таможеннойнаправленности вбирает в себя одну норму таможенного права. Бывает и иначе –одна статья закона таможенной направленности может содержать несколькотаможенно-правовых норм, и наоборот, одна норма таможенного права может бытьрасписана в двух, трех и т.д. статьях рассматриваемого акта. Следовательно,когда мы говорим об элементах таможенного права, нужно рассматривать преждевсего именно ту или иную норму, а не статью какого-то закона.
Подробнее остановимся наосновных элементах нормы таможенного права.
Гипотеза определяетусловия, обстоятельства, при которых могут возникнуть таможенно-правовыеотношения, и указывает на субъектов этих отношений. Понятие гипотезы какэлемента нормы таможенного права имеет важное теоретическое и практическоезначение. Обычно гипотеза – это предположение о наступлении определенныхявлений и процессов в обществе либо об их причинах, условиях и закономерностяхпроявления. Такая гипотеза, как правило, формируется в ходенаучно-исследовательской работы учеными, а в процессе исследования она илипревращается в стройную теорию или, систему взглядов, или отвергается. Гипотезеже в области таможенного права придается несколько иное значение. Онахарактеризуется совокупностью условий, которые необходимы для осуществления вправоприменительной практике отраженного в норме правила поведения участниковтаможенных правоотношений.
В определенном количественорм таможенного права гипотеза усложнена и не четко выделяется, но она имеетсяи следует из содержания той или иной нормы. Например, ст. 236 ТК гласит:«Должностные лица несут ответственность за административного таможенногоправонарушения, если в их служебные обязанности в момент совершения имиправонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленныхнастоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусьпо таможенному делу и международным договорам Республики Беларусь, контроль заисполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». Здесьгипотеза усложнена и ясно не отделена от диспозиции, но она есть и очевидна. Еёможно изложить так: если в служебные обязанности должностных лиц в моментсовершения им правонарушения входило обеспечение выполнения требований,установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательстваРеспублики Беларусь по таможенному делу и международными договорами РеспубликиБеларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, тосоответствующие таможенные органы имеют право привлечь их к ответственности занарушение таможенных правил (диспозиция). Следовательно, в первой частиуказанной статьи заключена гипотеза, то есть условие, при котором применяетсяданное правило поведения, и диспозиция, то есть само правило поведения. Хотя вэтих гипотезе и диспозиции содержится и своя мера ответственности, то есть оназаключает и прямой смысл определенной санкции.
Санкция указывает напоследствия несоблюдения нормы таможенного права, которые в ней содержатся инепосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений.Санкция здесь выступает в роли результирующего компонента рассматриваемойнормы. В ряде норм таможенного права санкция, пусть даже и не четко выраженная,в общем плане упоминается в самом тексте закона, причем с нечетко выраженнойгипотезой. Например, ст. 193-10 КоАП гласит, что «Транспортировка, хранение,приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территориюРеспублики Беларусь помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такогоконтроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификациивлечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от пятидесяти до стабазовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств или без ихконфискации либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств илибез взыскания их стоимости». Первое положение этой статьи представляет нечеткуюгипотезу: если транспортировка, хранение[…] товаров и транспортных средств,ввезенных помимо таможенного контроля, либо с сокрытием. В конце статьизафиксирована санкция (расплывчатая).
В ряде законодательныхактов таможенной направленности санкция прямо не указывается: или она вытекаетиз нормы таможенного права, либо указана в других нормах. Например, в статье 56ТК, указано, что ответственность за уплату таможенных платежей может нестивладелец магазина беспошлинной торговли. В этих статьях санкции не указаны, тоесть четко не сказано, что последует за тем, если, скажем, какое-то лицо (либолица) допустит нарушение этого правила (говорится «может быть возложенаответственность», а может быть и не возложена, или «ответственность несетвладелец», а может и не несет). Однако в иных актах предусмотренаответственность за уплату таможенных платежей с согласия таможенного органа.Отсюда санкция обычно или имеется, или предполагается в той или иной норметаможенного права, хотя она может и не быть отражена в тексте нормативногоакта, в статье и др., в которых зафиксирована диспозиция и норма. Санкцияявляется частью нормы таможенного права, которая определяет принудительныемеры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношенийтаможенно-юридических норм.
Необходимо отметитьсвоеобразие норм уголовного права, которые регулируют некоторыетаможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые видыпреступлений в сфере таможенного дела и наказания, подлежащие применению клицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко иясно – конкретные меры наказания тут же следуют за соответствующие преступленияв таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются.Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенномзаконодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов – из диспозиции(куда вливается и гипотеза) и санкции. В статье 229 УК указано, что незаконныйэкспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля,которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения,средств его доставки, вооружения и военной техники, – наказывается лишениемсвободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.Первая часть нормы описывает само преступление в таможенной сфере (этодиспозиция); содержат в себе гипотезу и ее без труда можно выразить, на примеретак: незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортногоконтроля, которые могут быть использованы при создании оружия массовогопоражения. Вторая часть указанной нормы, устанавливает вид и размер наказанияза указанные неправомерные действия, – наказывается лишением свободы на срок досеми лет с конфискацией имущества или без конфискации, – что составляет санкциюнормы таможенного права.
Учитывая последниеразработки ученых-юристов, занимающихся теоретическим анализом норм права[3], можно следующим образомклассифицировать элементы норм:
· в зависимости от их построениягипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие,посредством которого реализуется норма таможенного права); сложные (здесьнеобходимо выполнить два и более условий для применения данной нормы);
· в зависимости от формы выражения –абстрактные (гипотеза указывает на действия норм таможенного права и акцентируетих внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связываетреализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно илиневозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).
Диспозиции в зависимостиот формы их выражения, как и нормы таможенного права, можно классифицироватьна: уполномочивающие (представляют субъектам таможенных правоотношений право насовершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектовобязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет насовершение противоправных действий или бездействие).
Санкции в таможеннойсфере можно классифицировать прежде всего в зависимости от степени ихопределенности на: абсолютно-определенные (точно указывают меру государственногопринуждения, которая должна быть применена в случае нарушения норм таможенногоправа, например, указанный выше восьмилетний срок лишения свободы);относительно-определенные (устанавливают низшую и высшую меру государственногопринуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказываетсяштрафом) и альтернативными (позволяют правоприменителю выбрать из двух, треходну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства (например,наказывается штрафом или исправительными работами на определенный срок)).
Санкции в таможеннойсфере также различают по функциональности и отраслевой принадлежности. В этомконтексте можно говорить о функциональных дисциплинарно-правовых санкциях(например, освобождение от должности, перевод на другую работу), обадминистративно-правовых санкциях (в частности, штраф, конфискация товаров); огражданско-правовых санкциях (изъятие транспортных средств, возмещение убытков,уплата неустойки и др.); об уголовно-правовых санкциях (например, обязательныеработы, лишение свободы нарушителя).
Применение норм таможенного права
Для точного и правильногоприменения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуациинеобходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемуюнорму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл исодержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источникахтаможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, ихцели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому дляуяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, вкотором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры,регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержаниезакона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственноеизучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию законав таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать впроцессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, прирешении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.
Толкованию подлежит любойисточник таможенного права, то есть закон или иной акт таможеннойнаправленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведениясубъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себеспецифические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации,которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений.Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельнойситуации, задачи, казуса, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимыечерты. Например, ст. 174 ТК устанавливает, что подача таможенной декларации должнасопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых длятаможенных целей. Таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения сцелью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленныхдокументах и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов идополнительных сведений определяется ГТК. Ни статья кодекса, ни перечень иныхдокументов и дополнительных сведений ГТК не могут предусмотреть всех данныхфактов и коллизий, которые могут возникнуть между этими участникамиправоотношений; и они не могут отразить все виды информации, необходимые дляреализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишьнаиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу;при этом они отдельно не расписываются.
По этим и иным причинамприменение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагаетуяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования,объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить ктолкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного правасубъект права должен удостоверится в наличии данного закона (или статьи) и вподлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установленосубъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданиюконкретного закона или кодекса, а не по перепечатке последних в книге либосборнике статей. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемыйзакон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли внего какие-либо изменения и дополнения. После установления наличияинтересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в немсодержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание(норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.
В процессе применениянормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма можетбыть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом,имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применениизаконов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сферетакого вопроса не возникает, поскольку компетенция высшего законодательногооргана и Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядокиздания данных актов регламентированы в Конституции Республики Беларусь либодругих законах.
В ходе применения нормтаможенного права, содержащихся в актах ГТК, Совета Безопасности, министерствэкономики, финансов, налогов и других органов Республики Беларусь, частовозникает необходимость выяснить, действовал ли тот или иной орган всоответствии с Конституцией и таможенным законодательством и принял ли онименно тот акт, который поможет эффективно регулировать таможенные отношения.Эти вопросы встают, когда министерства и ведомства пытаются путем принятиясвоих актов жестко влиять на таможенную деятельность. После того, как выявленоналичие закона или акта в рассматриваемой сфере, подлинность их текста иустановлена юридическая сила, тот или иной субъект таможенного права переходитк непосредственному толкованию закона в прямом его значении, то естьхарактеризует смысл и содержание заключенных в нем норм и положений.
Толкование норм таможенного права
Среди ученых-юристов нетединого подхода к проблеме видов толкования законов: одни говорят о нормативномтолковании законодательных актов, о судебном и доктринальном их анализе, другие– об официальном, неофициальном и грамматическом толковании правовыхпредписаний, третьи – обо всех вместе взятых[4].Основываясь на имеющихся исследованиях и разработках, в таможенном праве можноговорить, прежде всего, об официальном и научном толковании законов.
Официальное толкованиезаконов в рассматриваемой сфере – это прежде всего толкование ихуполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Этот видтолкования закрепляется в законодательном порядке и подлежит неукоснительному ибесспорному исполнению.
Официальное толкованиебывает легальным и судебным.
Легальное толкованиезаконов в таможенной сфере дается уполномоченными на то государственнымиорганами и является обязательным для их применения к конкретным ситуациям.Особым видом официального толкования законов в таможенной сфере являетсясудебное толкование, которое может даваться судом в ходе разрешения конкретноготаможенного дела или случая, по которому этот закон применяется. Например, вВестнике Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь разъясняется практикаразрешения судебных споров с участием таможенных органов Республики Беларусь, атакже обсуждаются вопросы совершенствования порядка проведения и контролявнешнеторговых операций[5].Здесь также освещаются проблемы применения таможенного законодательстваБеларуси. Судебное толкование содержится в решениях или приговорах суда иобязательно лишь по рассмотренному таможенному делу (случаю)[6].Практике известны факты толкования норм таможенного законодательства и другимигосударственными органами (например, ГТК организации работы своих служб),однако самостоятельным видом толкования законов в таможенной сфере является впервую очередь судебное толкование, поскольку решение либо приговор суда поразрешению таможенного дела (случая) приобретает властные очертания и даженекую законодательную силу; и оно в этом смысле не может сравниться столкованием норм таможенного законодательства иными министерствами иведомствами.
Наиболее распространеннымвидом толкования законов таможенной направленности сейчас является научноетолкование, которое базируется на научных исследованиях, разработках ипубликациях в области таможенного права, экономики таможенного дела, управлениятаможенными органами и т.д. Толкование законов, осуществляемое в монографиях,комментариях, в учебных пособиях по таможенному праву, играет большую роль длясовершенствования действующего таможенного законодательства, рационализацииработы ГТК, его управлений, служб, таможенных постов и других и укреплениязаконности и правопорядка в таможенной области. Этот вид толкования законовнеофициальный, и он не имеет обязательного юридического значения для таможенныхи иных государственных органов и должностных лиц, применяющих нормы таможенногоправа. Представители этих органов, сотрудники, юристы, таможенные агенты идругие в ходе своей правоприменительной деятельности, безусловно, обязаны знатьпоследние достижения науки и мнения ученых в таможенной сфере, но в процессесвоей повседневной деятельности они должны опираться на законы и иные акты,обязательные для исполнения всеми. Научное толкование указанных законов могутдавать не только ученые-юристы, и оно может отражаться не только в научныхисточниках, книгах и т.д. Научное толкование актов по таможенному праву итаможенному делу в целом может осуществляться начальниками таможенных служб,юристами, инспекторами, экспертами в их статьях, выступлениях и т.д. Например,в таможенных органах консультирование любых заинтересованных лиц по вопросамтаможенного дела (а в этом случае присутствует и толкование актов, документов…)осуществляют специально уполномоченные должностные лица таможенных органов.Консультирование является платным. Консультация производится в устной илиписьменной форме. Устные консультации производятся в порядке очередности впределах отведенного для консультирования времени. Консультации в письменнойформе – на основании поданной заявке установленного образца. Ответ дается непозднее 30 дней со дня получения заявки. Срочные письменные консультациипредоставляются в течении 7 дней. Должностное лицо таможенного органа при дачеконсультации не вправе вносить изменения и дополнения в представленныедокументы, совершать на документах распорядительные надписи, давать разъясненияпо вопросам, связанным с привлечением лиц к административной и уголовной ответственности,связанным с обжалованием решений таможенных органов, не входящим в компетенциютаможенных органов. При консультировании должностные лица таможенных органов непроверяют от имени таможенного органа декларации и иные документы, которыеподлежат представлению в таможенный орган. Консультирование, связанное сзаполнением указанных деклараций и документов, оказывается только в устнойформе, без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом[7]. Если подобноеконсультирование носит научный характер, основано на достоверном анализе нормправа, фактов, то оно тоже может рассматриваться как научное толкование ииспользоваться в ходе применения норм таможенного права.
С точки зрения способов исредств, используемых в ходе толкования, можно выделить еще и следующие видытолкования законов в таможенной сфере: историческое, системное, логическое играмматическое.
Историческое толкованиерассматриваемых законов — это как бы предварительный вид толкования,предшествующий применению того или иного закона. Это толкование позволяет всамом начале работы уяснить смысл закона или нормы посредством анализаобстоятельств и причин, в связи с которыми рассматриваемый закон или норма всвое время были приняты. Здесь могут анализироваться и акты, которыедействовали ранее, в другом историческом периоде.
Системное толкованиезаконов в таможенной сфере предполагает комплексное, взаимоувязанное изучениеструктуры, функций и возможного механизма применения данного закона. При этомисследуется среда возможного действия законодательного акта и егорезультативность.
Логическое толкованиевыражается в изучении закона по тому или иному вопросу таможенного дела с точкизрения правил и средств логики, при этом детально характеризуется с позициилогики гипотеза, диспозиция и санкция отдельных норм таможенного права, ихсвязь, виды, выясняется логический характер отраженного в законе правилаповедения участников таможенных правоотношений.
Грамматическое толкованиевыделенных законов — заключительный этап их толкования. На этом уровнехарактеризуются словесные выражения в законе (норме) посредством использованияправил грамматики. Грамматическое толкование осуществляется путем разбора связислов законодательного акта, нормы, членов предложений, знаков препинания и т.д.
Обозначенные видытолкования законов не стоят особняком друг от друга, они взаимосвязаны ивзаимодействуют. Это как бы различные ступени изучения законов, актов перед ихприменением (или в ходе применения), и в то же время они друг без друга необходятся и зачастую предполагают одновременное либо последовательное ихиспользование. Например, чтобы перед применением ст. 113 ТК изучить различныеаспекты применения акцизов к товарам, ввозимым на территорию РеспубликиБеларусь и вывозимым с этой территории, порой необходимо обратиться к самымразличным видам толкования и анализа норм права. Сначала нужно выяснить,применялись ли до сегодняшнего времени, в прошлом статьи или законы об акцизахи как они применялись (историческое толкование); как связана рассматриваемаяпроблема с другими положениями действующего законодательства, в чем сущностьисследуемых норм, их функции, механизм действия и как нужно применять данныенормы в связи с иными родственными нормами права (элементы системноготолкования). Одновременно целесообразно также определить логическое содержаниестатьи, наличие в ней гипотезы и диспозиции и обозначить возможные мерыответственности за нарушение нормы (логическое толкование). Перед применениемуказанной статьи важно проанализировать ее словесные выражения, предложения,знаки препинания и другие (грамматическое толкование). Только после этого можноприступать к применению данной нормы. Иными словами, здесь можно (да и нужно)одновременно применять все четыре вида анализа, хотя бывают нередко и иныеситуации.
С точки зрения границправового действия толкование законов в таможенной сфере может быть: строгообусловленным законом, ограничительным и расширительным.
Толкование, строго обусловленноезаконом, предполагает следующее: содержание нормы таможенного права строговычленяется точно в таком виде, в каком оно расписано в тексте закона. В этомслучае применяется буквальное толкование нормы, то есть ее характеристика всоответствии с точным текстом закона. Этот вид толкования осуществляется спомощью любых иных обозначенных видов толкования, он никогда ни уже, ни ширевыражения нормы в законе. Например, ч. 2 ст. 114 ТК гласит: «За таможенноеоформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вневремени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойномразмере». Выраженное в этой статье положение именно таково, как оно буквальнорасписано в тексте закона. Здесь строго и ясно сказано, что за указанное таможенноеоформление товаров и транспортных средств таможенные сборы взимаются таможенныморганом в двойном размере. Иного толкования здесь не дано, оно строгообусловлено законом.
Ограничительноетолкование – это такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенногоправа сужается, то есть оно в ходе анализа оказывается уже, чем расписано всамом законодательном акте. Оно зафиксировано в самом тексте закона ииспользуется в том случае, если формулировка закона шире, нежели сама его идеяили мысль. И чтобы правильно понять эту идею или мысль, необходимо ограничитьее, несмотря на содержание закона. Так, в ст. 28 Закона Республики Беларусь «Отаможенном тарифе» указывается лишь на три основных критерия достаточнойпереработки товаров: а) изменение товарной позиции (классификационного кодатовара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков,происходящее в результате переработки товара; б) выполнение производственныхили технических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товарсчитался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) изменениестоимости товара (правило адвалорной доли), когда процентная доля стоимостииспользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированнойдоли цены поставляемого товара. Из буквального текста статьи может бытьпонятно, что речь идет лишь об этих и больше ни о каких иных критерияхдостаточной переработки товаров в данной стране. В этом случае текст статьи всвязи с предстоящим правоприменением сужается.
Расширительное толкованиезаконов в таможенной сфере есть такое толкование, в ходе которого содержаниенормы таможенного права оказывается шире, нежели оно расписано в тексте закона,то есть в этом случае сам закон толкуется широко и его применение предполагаетболее широкий охват объектов и явлений. Расширительное толкование в таможенномправе используется тогда, когда по смыслу законодательного акта оно обязанобыть шире того, что зафиксировано в тексте нормативного акта. Например, ст. 199ТК устанавливает, что таможенные органы осуществляют валютный контроль заперемещением лицами через таможенную границу Беларуси, за исключениемпериметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РеспубликиБеларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, атакже за валютными операциями, связанными с перемещением через указаннуюграницу товаров и транспортных средств. По смыслу этой статьи объем компетенциитаможенных органов в области валютного контроля не является полным, исчерпывающими подробно расписанным. В случае рассмотрения каких-либо вопросов и споровПрезидент или Правительство могут учесть и иные обстоятельства: работутаможенных органов страны с национальным банком, коммерческими банками,финансовыми органами и т.д. Следовательно, данная статья может быть подвергнутарасширительному толкованию.
Ограничительное ирасширительное толкования законов в таможенной сфере должно быть научнообосновано, подтверждено необходимостью практической реализации и самое главное— не должно вредить интересам участников таможенных правоотношений, государстваи общества. Эти два вида толкования возможны, если несут всеобщую пользу и неведут к произволу и правонарушениям в таможенной сфере.
Нормы таможенного правакак правила поведения людей в таможенной сфере реализуются на практике впроцессе регулирования разнообразных правовых отношений. При этом имируководствуются все субъекты права, сообразуя с ними свои действия и поступки,и в ходе правоприменительной деятельности достигают стоящих перед ними целей изадач. А само применение норм таможенного права выступает как специфическоедействие данного права, как реализация его норм, положений, статей; онохарактеризует осуществление тех предписаний и правил, которые устанавливаеттаможенное законодательство. Задачей применения норм таможенного права являетсяв первую очередь полная реализация законов, актов, положений и т.д. таможенногохарактера в точном соответствии с их содержанием и смыслом, без малейшегоотступления от закона. Применение норм таможенного права – это, прежде всего,форма их реализации, под которой в теории права понимается «претворение,воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведениясубъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц,общественных организаций, граждан)»[8].Реализация норм таможенного права всегда связана с правомерным поведениемучастников таможенных правоотношений, то есть таким поведением, которое непредполагает совершения правонарушений (преступлений) в таможенной сфере. Этоправомерное поведение может выступать как в форме активных действий (скажем,желание перевозчика перевезти детское питание через таможенную границу), так иформе бездействия (допустим, воздержание названного перевозчика от своихцелей). Само применение норм таможенного права как особая форма их реализациитоже выступает в виде активных действий субъектов права и их бездействия ихарактеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, применениетаможенно-правовых норм, являясь одним из видов организующе-властнойдеятельности соответствующих таможенных органов, постов и прочего, связано сконкретными способами разрешения ситуаций на таможенной границе, споров в судеи т.д., оно требует от участников таможенных правоотношений специальных знанийв области права, подготовки и компетенции. Для этого законодатель наделяет ихвсем этим, имея в виду, что правоприменительная деятельность в таможенной сфереобладает повышенной социальной экономической значимостью.
Во-вторых, применениенорм таможенного права осуществляется в рамках таможенно-правовых отношений, иправомочия участников этих отношений весьма различны и нередко плохоурегулированы законом. Особенно это касается проблем экономической безопасностиБеларуси, внешнеэкономической деятельности таможенных органов, таможенныхрежимов, валютного регулирования и т.д.
В-третьих, таможеннаяправоприменительная деятельность – весьма сложная деятельность, и ее реализацияна практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть иорганизационная работа в области таможенного дела, и работа, связанная сисполнением законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследованиепреступлений в таможенной области, и т.д.
В-четвертых, применениенорм таможенного права не всегда завершается в строго установленных правовыхрамках. Здесь применение норм часто может сопровождаться лишь констатациейреализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагатьнаказание виновных.
Применение нормтаможенного права есть один из видов государственной деятельности, направленныйна укрепление экономической безопасности той или иной страны и на наполнениегосударственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельностигосударство организует строгое и неукоснительное соблюдение рассматриваемыхтаможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересоввсех участников таможенных правоотношений.
Как вид государственной деятельностиприменение норм таможенного права осуществляется в различных формах. Основнойформой применения норм таможенного права является точное и неукоснительное ихсоблюдение всеми участниками таможенно-правовых отношений (прежде всегосотрудниками таможенных органов и гражданами). Нормы таможенного права – этообщеобязательные правила социально-экономического поведения. Они применяются вобществе таким образом, что указанные субъекты правоотношений в большинствесвоем добровольно подчиняются и следуют данным нормам, действуют так, как тоготребуют последние и воздерживаются от правонарушений в таможенной сфере. Так жепоступают и участники иных правоотношений (гражданских,административно-правовых, уголовно-правовых), которые реализуют конкретные таможенно-правовыефункции. Другой формой применения норм таможенного права является реализациясоответствующими органами государства или должностными лицами социальных актов,которые позволяют претворить в жизнь норму таможенного права в конкретном,индивидуальном случае. При этой форме правоприменения государственный органлибо должностное лицо в пределах своих полномочий разрешает какую-то ситуациюлибо задачу, используя соответствующие законы и юридические предписания вобласти таможенного дела. Таможенный орган в ходе рассмотрения дела (например,дела о контрабанде по законодательству Беларуси), производство по которомувходит в его компетенцию, на основе соответствующих норм принимает решение овозбуждении по этому факту уголовного дела в отношении подозреваемых и,руководствуясь нормами уголовно-процессуального права, производит всенеотложные следственные действия.
В приведенных и иныхпримерах применение норм таможенного права выражается в осуществлениигосударственным органом либо должностным лицом (таможенный орган, дознаватель,суд) специальных действий, актов, которыми анализируемый тот или иной случай,казус подводится под действие соответствующей нормы и определяются меры кнарушителям либо таковые не применяются.
Применение нормтаможенного права основано на строгом соблюдении законов и норм права. Из этогоследует, что в каждой конкретной ситуации подлежит применению именно та норматаможенного права, которая и регулирует эту ситуацию. Другая норма, котораярегулирует иные правоотношения, здесь не может быть применена. Кроме того,данная норма таможенного права применяется в этом случае не по усмотрениюкого-то, а в строгом и точном соответствии с ее смыслом и содержанием и так,чтобы она в будущем не вызывала возражений со стороны заинтересованных субъектовправа и жалоб. ГТК, их работники, декларанты, предприятия, фирмы и т.д. немогут отступать от норм таможенного права, изменять и по-своему толковать их,то есть они в своей правоприменительной деятельности должны строгопридерживаться принципа законности. Субъекты таможенных правоотношений такжепризваны соблюдать специальные стадии правоприменительной деятельности, которыепредставляют собой некий целостный процесс, предполагающий решениеорганизационных, правовых, экономических и иных задач по реализации нормтаможенного права. Этот процесс включает следующие стадии: постановка целейправоприменения; сбор, обработка и оценка информации по возникшей ситуации (илипо делу); принятие определенного решения по ситуации (делу); передача принятогорешения для реализации. На первой стадии, например, инспекторы таможенногопоста, имея правовые основания для отказа в выпуске товара через таможеннуюграницу (законодательство о таможенном тарифе), ставят перед собой цель:применить к нарушителям указанное положение закона и добиться устранениявыявленных нарушений о порядке выпуска товаров через границу. Для этогоинспекторы таможенного поста беседуют с лицами, перемещающими товар черезтаможенную границу, получают у них сведения о стране происхождения товара, отом, как ими оформлен сертификат, уплачена ли таможенная пошлина и др. При этомтаможенники ведут свой анализ и исследование через призму своих обязанностей,квалифицируют действия указанных лиц; одновременно подбираются соответствующиенормы таможенного права, иные акты, которые предполагается применить кнарушителям, если таковые появятся. На следующей стадии сотрудники таможенногопоста (начальник, инспекторы и др.) на основе обработанной и тщательнопроанализированной информации о ситуации выносят решение. И это решение можеткасаться самых разных вопросов, урегулированных и не урегулированных нормамитаможенного права: например, конкретного порядка выпуска или невыпускауказанных товаров, наказания нарушителей, применения льгот по уплате платежей ит.д. На этой стадии субъект права – таможенный орган, таможенники и другие –осуществляет свои полномочия и непосредственно применяет законодательство отаможенном тарифе. Через ее действие во властной форме реализуются на практикетребования нормы таможенного права и устанавливается окончательная связь нормыс казусом, подлежащим разрешению. Сотрудники таможенного органа, поста и т.д.доводят до заинтересованных лиц принятое решение (либо решения) и добиваются,основываясь на законе, его выполнения. В исполнении принятого решенияпроявляется и исполнение закона, и конкретной нормы таможенного права.Применение норм таможенного права может включать лишь установление фактическойосновы дела, анализ юридической ситуации и принятие решения по делу. Однако нев этом смысл анализа, а в том, чтобы показать, что применение норм таможенногоправа представляет собой цельный и в то же время развивающийся процесс, которыйпредполагает исследование и других, и в первую очередьпространственно-временных характеристик правоприменения в рассматриваемойсфере.
Действие таможенно-правовой нормы вовремени и пространстве
Нормы таможенного права,как и все остальные юридические нормы, применяются на определенном пространствеи в течение определенного времени, то есть в процессе правоприменительнойдеятельности в таможенной сфере необходимо четко представлять себе действиеуказанных норм в пространственном и во временном измерениях. Проблемаприменения норм таможенного права в пространстве решается обычным способом.Например, законы и иные акты таможенного характера, принятые соответствующимигосударственными органами страны и в установленном порядке, действуют на всейтерритории Беларуси. В законе или ином акте таможенной направленности можетбыть прямо записано, что их применение возможно лишь на территории определеннойместности, например, Брестской области Беларуси.
Применение нормтаможенного права во времени несколько усложнено. В первую очередь нужно иметьв виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом.Основополагающим при этом является правило, согласно которому в таможеннойсфере применяются нормы таможенного права, действующие на день принятиятаможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующиминормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Например, законывступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. В данныхзаконах, в постановлениях о введении в действие закона могут устанавливатьсяконкретные даты вступления закона в силу, разное время начала действияотдельных норм, содержащихся в одном законе. Декреты и указы Президента,постановления Правительства вступают в силу по истечении семи дней после ихофициального опубликования, если в указанных актах не установлен сроквступления их в силу.
Нормативные правовые актыГТК подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после ихрегистрации в Министерстве юстиции. Нормативные акты ГТК вступают в силу поистечении 30 дней после их официального опубликования, за исключением случаев,когда акты законодательства обязывают ГТК ввести в действие нормативные акты потаможенному делу в более краткие сроки.
Нормативные акты ГТК(кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну или сведения конфиденциального характера), не прошедшиегосударственную регистрацию или прошедшие ее, но не опубликованные вустановленном порядке, считаются не вступившими в силу и не могут применятьсядля регулирования таможенных правоотношений. По общему правилу нормативные актыдругих таможенных органов вступают в силу немедленно, если в них не установлениной срок.
В таможенной областиновые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые — применяться котношениям, возникшим или существовавшим в период их действия, по решениюнормотворческих органов, закрепленному в ТК, в самом нормативном акте или актео введении его в действие. Согласно ст. 11 ТК нормативные акты ГТК общегохарактера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, заисключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила. Длярегулирования правоотношений, возникающих при незаконном перемещении товаров итранспортных средств через таможенную границу, применяются нормы таможенногоправа, действующие на день фактического перемещения через границу товаров итранспортных средств.
В таможенных отношенияхдействует правило: противозаконность и наказуемость действий или бездействияопределяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однаконорма, устанавливающая противозаконность и наказуемость деяния имеет обратнуюсилу, то есть с момента вступления ее в силу распространяется также на деяния,совершенные до ее выхода в свет. С момента вступления в силу нормы,устанавливающей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до еевступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями.
Нормы, устанавливающиенаказуемость деяния или устанавливающие за него конкретные наказания, обратнойсилы не имеют.
Действие таможенногоправа в пространстве характеризуется тем, что пространственные пределы действиятаможенного права определяются таможенной территорией. Под таможеннойтерриторией здесь понимается территория, на которой в полном объеме действуютединое таможенное право, единые таможенные тарифы и другие средства таможенногорегулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная территория в этомсмысле практически совпадает с государственной территорией. Например,таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территориястраны, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними(ст. 3 ТК). Акты государственных органов по таможенным вопросам – законы, указыПрезидента, постановления Правительства, нормативные акты ГТК – действуют навсей таможенной территории Республики Беларусь. Акты таможенных органовдействуют на территории деятельности соответствующего таможенного органа. Вслучае противоречивости актов различных таможенных органов на таможеннойтерритории действует правовой акт вышестоящего таможенного органа.
Однако общее правилотерриториального действия таможенного права не является абсолютным. Оносочетается с принципом экстерриториальности. Экстерриториальность выступает вформе особого правового регулирования таможенных отношений на отдельныхучастках таможенной территории Республики Беларусь. Такими территориямиявляются свободные таможенные зоны, свободные склады, магазины беспошлиннойторговли.[9]
Свободная таможенная зонаи свободный склад – это таможенные режимы, при которых иностранные товарыразмещаются и используются в соответствующих территориальных границах илипомещениях (местах) без применения установленного таможенно-тарифногорегулирования, административного режима внешнеторговых отношений и другихтребований таможенного права. С точки зрения таможенного права территориисвободных таможенных зон и свободных складов считаются заграницей.
Экстерриториальностьсвободных таможенных зон закреплена в ст. 3 ТК: «На территории РеспубликиБеларусь могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады.Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются какнаходящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключениемслучаев, определяемых ТК и иными законодательными актами». ТК допускаетвозможность исключения из принципа экстерриториальности отдельных таможенныхзон и свободных складов, то есть в конкретном случае свободные таможенные зоныили свободные склады могут одновременно признаваться частью таможеннойтерритории Республики Беларусь, на которой в полном объеме действует таможенноеправо.
На пространственныепределы действия таможенного права существенное влияние оказывает практикасоздания с другими государствами таможенных союзов, зон свободной торговли,заключение соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормамимеждународного права.
Таможенный союз — объединениегосударств на основе международного договора, в соответствии с которымсоздается единая таможенная территория, включающая таможенные территории такихгосударств, на которой не применяются таможенные пошлины, налоги, сборы и иныеограничения внешней торговли между составляющими ее таможенными территориями вотношении всей или значительной части торговли товарами или в отношении всейили значительной части торговли товарами, происходящими с этих составляющихтаможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимостиограничений на основе норм международных договоров.[10]
Таможенный союзпредставляет собой зону свободной торговли, участники которой согласовали своютаможенную политику по отношению к государствам – не членам союза. Созданиетаможенного союза означает: объединение государственных таможенных территорий вобщую таможенную территорию; проведение согласованной таможенной политики иформирование единого таможенного права, действующего на территориях стран –участников таможенного союза. Примером этого может служить образованиероссийско-белорусского таможенного союза в соответствии с Соглашением отаможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января1995г.
Признать Таможенный союззоной свободной торговли нельзя, поскольку зона свободной торговли – таможенныетерритории, на которых в соответствии с международным договором с одним илинесколькими государствами (группами государств) не применяются таможенныепошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами в отношении всейили значительной части торговли товарами, происходящими с данных таможенныхтерриторий, за исключением возможности применения при необходимости таких мерна основе норм международных договоров.[11]
Действие таможенногоправа по кругу лиц характеризуется тем, что принципы территориального действиятаможенного права предопределяют и его действие в отношении лиц. Таможенноеправо распространяется на всех предусмотренных в его нормах лиц, находящихся натаможенной территории Республики Беларусь. При этом в разных случаяхюридическое значение имеет пересечение границы, подача таможенной декларации ииных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля,незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границуи т.д. Из этого общего правила имеются исключения. Например, действиетаможенного права не распространяется в определенной части на лиц, пользующихсяиммунитетами. Под иммунитетами в таможенном праве понимаются отдельные видыизъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств изсферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов.
Иностранные физическиелица не могут быть субъектами некоторых таможенных правоотношений, напримергосударственно-служебных. Декларантом может быть только белорусское лицо, заисключением случаев перемещения через таможенную границу Республики Беларусьфизическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев,определяемых ГТК. Белорусские лица (юридические и физические) обязаныподчиняться требованиям таможенного права и в том случае, если они находятсявне таможенной территории Республики Беларусь.