Ценообразование в сфере услуг

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ… 1
Введение… 1
Ценообразование на потребительские услуги… 2
Особенности формирования цен на различные виды услуг… 9
Задача… 11
ЛИТЕРАТУРА… 14Введение
Сфера услуг – совокупность отраслей, функциональноеназначение которых в системе общественного производства выражается впроизводстве и реализации услуг и духовных благ для населения. К сфере услуготносятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения,народное образование, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение;культура и искусство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения,розничная торговля, общественное питание [1, с. 5].
В зависимости от их роли в процессе воспроизводства,от характера удовлетворяемых ими потребностей отрасли обслуживания можнообъединить в две группы. Одна представляет отрасли, деятельность которыхнацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальныхзапросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (образование,здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, культура искусство). Другаяохватывает отрасли материально-бытового обслуживания: жилищно-коммунальноехозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, непроизводственнаясвязь, розничная торговля, общественное питание. Они призваны способствоватьсокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членовсемьи, расширению возможностей для удовлетворения духовных потребностей,всестороннему и гармоничному развитию личности [1, с 5].
Разумеется, такое деление является достаточноусловным, поскольку и отрасли первой группы создают условия дляжизнедеятельности людей, а отрасли второй группы в значительной степени влияютна удовлетворение духовных запросов и здоровье населения, высвобождая время длядосуга (например, бытовое обслуживание населения, улучшение жилищных условий ит. д.) [1, с. 5].
Сфера услуг – важнейшая составляющая нормальногофункционирования экономики страны и стабильности в обществе. На сегодняшнийдень в сфере услуг в развитых странах занято примерно 60% экономическиактивного населения, в развивающихся эта доля составляет 30% (но и там, и тамидет тенденция к увеличению). А так как  цены в условиях рыночной экономикииграют первостепенное значение (определяют структуру производства, оказываютрешающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарноймассы, уровень благосостояния населения), то от ценообразования в сфере услугзависит благополучие не только каждого отдельного производителя и продавцакаких-либо услуг, но и всего общества.Ценообразованиена потребительские услуги
Формирование цен на потребительские блага – одна изкрупнейших по масштабам сфер деятельности специалистов по ценообразованию. Приэтом свойства потребительских благ столь различны, что порождают необходимостьв использовании весьма отличающихся методов ценообразования [3, с. 309].
Классификациюпотребительских благ можно представить в виде следующей схемы:
/>
Мир услуг ныне не менее разнообразен, чем миртоваров, и быстро расширяется (например, сейчас мы наблюдаем взрывной рострынка информационно-сетевых услуг, связанных с «Интернетом»). Его основнойособенностью является невещественный характер получаемых покупателем благ.Степень такой невещественности может быть весьма дифференцированной. Такрезультатом ремонтных и декоративно-интерьерных услуг является воссоздание илисоздание вещественного объекта как источника пользы для получателя услуги.Напротив, наиболее невещественной услугой является обучение, плодом которогоявляются лишь существующие в мозгу человека знания и навыки.  [3, с. 327].
Классификация услуг постепени невещественности полезна тем, что дает возможность ранжировать услугипо степени свободы при ценообразовании на них.Схема2: Различия между отдельными видами товаров и услуг.
/>
В данной схеме в качествеграницы между миром товаров и миром услуг выступает общественное питание. Этосвязано с тем, что предприятия данной отрасли предназначены для производства(сходны в этой функции с пищевой промышленностью), реализации (сходны с торговлей)и организации потребления кулинарной продукции.
 В сфере услуг сильно исвоеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений. Он означает, что чемменее значим в данной услуге ее вещественный компонент, тем труднее клиентамсопоставлять между собой услуги разных фирм. Скажем, качество ремонтных услуг впринципе можно оценить до их приобретения, посетив помещения, отремонтированныеразличными фирмами. Но оценить качество услуг того или иного оператора сотовойсвязи можно лишь после превращения в его клиента. Соответственно фирмы,продающие наименее вещественные услуги, обладают большей свободой вустановлении цен, чем фирмы, услуги которых связаны с созданием легкосопоставляемых материальных продуктов [3, с. 328].
В ряде случаев клиенты нев состоянии осуществить объективное сопоставление качества услуг даже послетого, как они их оплатили и потребили (получили). Это четко прослеживается всфере медицинских и образовательных услуг. Отсюда берет свои  корни проявлениев сфере ценообразования еще одного эффекта – оценки качества через цену.Применительно к таким услугам чувствительность покупателей к ценам понижается ицена становится индикатором качества услуги [3, с. 328].
На формирование цен услугнемалое влияние оказывает также мера их внерыночного регулирования.Соответственно подходы к установлению тарифов на услуги прямо зависят от того,к какой из трех перечисленных выше групп эти услуги относятся [3, с. 328].
 С этих позиций всеуслуги можно разбить на три категории:
Схема3: Формирование тарифов на услуги.
/>
В ценообразовании науслуги важным фактором является их сиюминутность, обусловленная тем, что они неподдаются накоплению в запасах – момент создания и потребления услуги совпадаютво времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда(например, пустые места в самолете). Отсюда проистекает возможностьсущественных колебаний величин спроса во времени без возможности регулированиявеличин предложения за счет запасов. Эта проблема может решаться путемрегулирования тарифами интенсивности  спроса во времени. Для этого применяютсяразличного рода скидки с тарифов на услуги, получаемые вне периодов пиковыхнагрузок [3, с. 329].
Конечно, нельзя надеятьсяна то, что такого рода дифференцированием тарифов на услуги можно полностьюсгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождаетнеобходимость для сервисных фирм нести затраты на удовлетворение спроса впиковые периоды, а также осуществлять затраты в попытках сместить спрос навнепиковое время [3, с. 330].
При этом уровни и структура затрат по удовлетворениюспроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают.А это означает, что при проведении ценовых расчетов мы сталкиваемся с фактомсуществования двух уровней выигрыша: в пиковые периоды и в остальное время. Втом случае, если необходимо определить условия безубыточности ценовых решений,в расчетах следует пользоваться меньшей из величин выигрыша. Если же фирмаиспользует затратную модель ценообразования, то в основу тарифа должназакладываться большая из величин прямых затрат [3, с. 331].
В связи с большойиндивидуализацией услуги, окончательный характер которой часто определяетсялишь в результате персонального взаимодействия сервисной организации с клиентом,здесь особенно важно применять процедуры стандартизации затрат. Это требуетразработки нормативов затрат на осуществление некоторых типовых операций(работ) и опоры на них при обосновании тарифов на услуги с базовымихарактеристиками. Если дополнить такие базовые тарифы гибкой системой скидок инадбавок за особые условия выполнения заказа, то можно получить достаточноудобную систему ценообразования на услуги [3, с. 331].
При обсужденииценообразования нельзя обойти вниманием и проблему продажи наборов услуг, т. е.Комплекса взаимосвязанных работ. К ним можно отнести:
1.        Туристическиеуслуги, включающие:оформление виз, организацию доставки туристов в выбранное ими место, размещениев отелях, проведение экскурсий и т. д.
2.        Банковскоеобслуживание,включающее: скоординированное ведение срочного и текущего счетов, работу счеками и кредитными карточками, предоставление ссуд и т. д.
3.        Обслуживаниепокупателей программного оснащения, включающее: создание им возможности немедленного получениятехнических консультаций, продажу на льготных условиях обновленных версий,бесплатную инсталляцию программ на компьютер клиента.
4.        Другие видыуслуг.
При этом комплекс благ должен стоить покупателюменьше, чем покупка каждого из благ этого набора по отдельности [3, с. 332].
В сфере услуг мывстречаемся с двумя типами наборов.