СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле
1.1. Понятие нетарифных барьеров и преимущества их использования
1.2. Классификация нетарифных ограничений
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ
2.1.Внешнеторговая политика России: основные направления регулирования и применяемый инструментарий
2.2.Основные пути повышения эффективности нетарифного регулирования в РФ
Заключение
Практическая часть
Теоретический анализ публикации Д.И. Менделеева, на тему: « К познанию России »; выходные данные статьи (Айрис-пресс, 2002. С. 473—483).
Решение задачи
Список использованной литературы
Введение
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, играя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны, которые уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, Европейский Союз. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
Целью курсовой работы является анализ различных видов нетарифных ограничений, выявление перспективы их использования во внешней торговле
Задачи курсовой работы:
ü изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
ü определить эффективность применения нетарифных ограничений;
ü разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
ü проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
ü рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;
ü выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле
1.1 Понятие нетарифных барьеров и преимущества их использования.
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения
полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
1.2 Классификация нетарифных ограничений.
Необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанная классификация нетарифных барьеров. В своей работе я рассмотрела:
1. Административные меры (количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта);
2. Скрытые методы торговой политики (разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти);
3. Финансовые методы торговой политики (субсидии, кредитование, демпинг);
4. Неэкономические методы регулирования (торговые договоры, правовые режимы).
1. Административные меры.
Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с увеличением участия в международной торговле крупных компаний и монопольных структур, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального
производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.
Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Квотирование/ Контингентирование
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент.
Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности их действия квоты разделяются на:
Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);
Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
Глобальные– устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется.
Смысл заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;
Индивидуальные – квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар, установленная в рамках глобальной квоты.
Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите.
· Лицензирование
– регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Механизмы распределения лицензий:
§ Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе.
Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
§ Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.
§ Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу. «Добровольное» ограничение экспорта
«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.
Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.
Эмбарго – запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством.
Может применяться:
§ в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ирану);
§ на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ в которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС);
§ отдельным государством по соображениям национальной безопасности.
2. Скрытые методы торговой политики.
Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
· Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.
Наиболее распространенные: требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и другие.
В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках. Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
· Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти.
Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, бывают:
· прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу);
· косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).
Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат.
Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными.
Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
3. Финансовые методы торговой политики
Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.
Субсидии
Если правительство считает необходимы стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
• прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
• косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, которые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.
Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
· Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
1. субсидированные кредиты национальным экспортерам – кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
2. государственные кредиты иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит;
3. страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
краткосрочные – на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
среднесрочные – на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
долгосрочные – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг.
· Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Это значит, что демпинг — одна из форм международной ценовой дискриминации.
Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное.
Практика международной торговли знает следующие виды демпинга:
Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.
Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.
Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.
Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины – временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.
Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.
Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.
4. Неэкономические методы регулирования
В числе наиболее эффективных нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой, прежде всего торговые договоры.
· Торговые договоры
Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.
Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.
· Правовые режимы
Впрактике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
• Режим наибольшего благоприятствования — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
• Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала одно государство предоставляет
Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:
• Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.
• Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамкахинтеграционных группировок осуществляется до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.
• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971года система таможенных льгот, предоставляемыхразвитыми и переходнымистранами развивающимся в виде отменыили значительного снижения тарифов наимпорт товаров из этих стран.
Глава 2.
Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ.
2.1 Внешнеторговая политика России: основные направления регулирования и применяемый инструментарий
В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» действует ряд количественных ограничений с целью защиты внутреннего рынка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алкоголя, сахара, некоторых текстильных товаров.
Используется система санитарных, экологических и технических ограничений. Особый порядок, продиктованный соображениями охраны жизни и здоровья населения, действует в России в отношении импорта лекарственных средств. Ввоз лекарств осуществляется на основе лицензий Министерства здравоохранения России.
Являясь членом Базельской конвенции о трансграничных перевозках опасных отходов, Монреальского протокола об озоноразрушающих веществах, РФ соблюдает международные правила о лицензировании специфических товаров – химических средств защиты растений (лицензия Министерства сельского хозяйства и продовольствия), промышленных отходов (лицензия Министерства охрану окружающей среды и природных ресурсов). В рамках Вассенаарских договоренностей, ряда других международных режимов выполняются все необходимые требования и правила в отношении импорта чувствительных товаров и товаров двойного назначения. Выдаваемые указанными министерствами разрешения являются основанием для последующей выдачи экспортной лицензии.
В связи с тем что ввозимые на территорию РФ товары должны обязательно соответствовать устанавливаемым для них требованиям безопасности, существенное воздействие на состояние импортной торговли оказывают так называемые технические меры регулирования (стандарты, санитарные и фитосанитарные, экологические и ветеринарные нормы, требования к сертификации, упаковке и маркировке и т.д.).
Общее руководство этим комплексом мер осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт), который действует на основе Законов РФ «О сертификации продукции и услуг» (от 10 июня 1993 г. № 5151-1),
«О стандартизации» (от 10 июня 1993 г. № 5154-1), «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г. № 2300-1) и ряда других законодательных и нормативных актов.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей обязательной сертификации подлежат товары и услуги, о качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. В отношении других групп товаров действует система добровольной сертификации на основе соглашений покупателя и продавца.
Список товаров, подлежащих обязательной сертификация (т.е. определению их соответствия действующим российским стандартам и регламентам), устанавливает
Правительство Российской Федерации. Ныне действующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 август та 1997 г. № 1013. Он действует в равной степени в отношении как российских, так и иностранных товаров.
В частности, что касается товаров, ввозимых из-за рубежа, то для того, чтобы начать процедуру таможенного оформления, импортер должен получить в Госстандарте или его территориальных органах (центрах стандартизации и метрологии) сертификат соответствия.
В зависимости от вида товара такой сертификат выдается:
· для промышленной продукции – на основании проверок, испытания и контроля качества продукции, выполненных собственно в системе Госстандарта или в аккредитованных при нем лабораториях и фирмах; для пищевкусовых товаров, лекарственных средств и т.п. – на основании заключений; Департаменту санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор); Департаменту ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия; Государственной инспекции карантина растений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
При ввозе товаров в Россию сертификат должен быть в обязательном порядке предъявлен при следующих таможенных режимах:
• выпуск товаров для свободного обращения;
• реимпорт;
• переработка под таможенным контролем;
• переработка вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки) При этом наличие сертификата и знака соответствия должно предусматриваться в контракте на поставку данных товаров в Россию.
В настоящее время российская сторона активно работает над проведением национальных технических мер регулирования в соответствии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле (ТВТ) и о санитарных и фитосанитарных мерах (СПС). Начата работа по созданию при Госстандарте информационного центра по распространению информации о принятых и разрабатываемых стандартах и регламентах.
2.2 Основные пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации.
Механизм нетарифного регулирования в Российской Федерации переживает период реформирования, обусловленного задачами адаптации российского законодательства к правилам ВТО.
Механизм внешнеторгового регулирования в Российской Федерации постоянно развивается. В полной мере это касается и его нетарифного инструментария.
Одним из направлений повышения эффективности механизма нетарифного регулирования является оптимизация его организационной структуры. В последние годы институциональная составляющая этого механизма претерпела существенные изменения и стала более походить на американскую модель, в которой полномочия по установлению и применению нетарифных ограничений рассредоточены между рядом государственных органов (министерств, агентств, комиссий и т.д.). В этих условиях особую роль приобретает хорошо налаженная координация различных институтов государственной власти и публичной администрации.
В Российской Федерации развитие организационной основы нетарифного регулирования пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций.
На первом этапе произошло разделение “гражданской” и “военной” составляющих механизма нетарифного регулирования. В начале 2000-х гг. были созданы две фактически автономные подсистемы нетарифного регулирования, имеющие собственные организационно-правовые основы. Из общего внешнеторгового оборота, регулировавшегося Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, в 2003 году были выделены поставки в рамках военно-технического сотрудничества, а также товары и предметы двойного назначения, которые регулировались в соответствии с иной нормативно-правовой базой (Федеральные законы “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” и “Об экспортном контроле” и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами). Регулирующими институтами во втором случае наряду с Президентом РФ и Правительством РФ стали выступать специально созданные федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Минобороны России, – Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Дальнейшее реформирование системы федеральных органов исполнительной власти, произошедшее в рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы, привело к перераспределению регулятивных полномочий Минэкономразвития России в сфере внешнеторгового регулирования и передачи части таких полномочий, в т.ч. в части установления и применения нетарифных мер, Министерству промышленности и торговли и Министерству сельского хозяйства (в отношении сельскохозяйственной продукции). Переключение нетарифного регулирования с Минэкономразвития России на Минпромторг России (с передачей части полномочий Минсельхозу России) на некоторое время внесло административно-бюрократическую неразбериху в процесс регулирования внешнеторговой деятельности в связи с необходимостью адаптации кадрового состава нового управленческого аппарата к ранее неизвестной сфере государственного управления, отсутствием необходимых управленческих процедур и регламентов.
В процесс формирования торговой политики и принятия решений по нетарифному регулированию включено большое количество органов исполнительной власти. Вот почему на фоне очевидно обозначившейся тенденции дальнейшей дисперсии полномочий по вопросам нетарифного регулирования необходимо должным образом институционализировать межведомственное сотрудничество и координацию органов публичной администрации в этой сфере. Эта задача также напрямую связана с обеспечением эффективности внешнеторгового регулирования в Российской Федерации.
За последние годы было создано несколько новых институтов. Была учреждена Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике – координационный орган, осуществляющий среди прочего подготовку для Правительства РФ предложений по вопросам введения на территории Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка. В ее состав входят члены Правительства РФ и сотрудники его аппарата, представители ряда федеральных министерств и ведомств (Минэкономразвития, Минпромторга, и др.) Комиссия разрабатывает предложения о целесообразности введения защитных мер и ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств в области внешнеторговой деятельности, оценивает влияние применяемых защитных мер на состояние соответствующих товарных рынков.
Два органа межведомственной координации созданы и действуют в сфере, относящейся к военно-техническому сотрудничеству и покрываемой системой экспортного контроля.
В соответствии с Федеральным законом “Об экспортном контроле” образован межведомственный координационный орган по экспортному контролю – Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав которой входят представители Правительства РФ, Совета безопасности РФ, ряда федеральных министерств и ведомств (Минпромторга России, Минобороны России, и др), органов военного управления (Генштаба Вооруженных Сил РФ), Российской академии наук, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и др.
Одновременно с развитием организационных основ механизма нетарифного регулирования совершенствуется и его нормативно-правовая база, оказывающая существенное влияние на эффективность нетарифных ограничений.
Поскольку нетарифное регулирование внешней торговли прямо или опосредованно связано с ограничением конституционных прав и свобод (права собственности, свободы предпринимательской деятельности и др.), основные вопросы установления и применения нетарифных ограничений должны быть установлены федеральными законами. Сложившаяся на данный момент система законодательного регулирования отличается крайней несистематизированностью. Помимо уже упоминавшихся базовых законов – “Об основах государственного регулирования”, “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”, “Об экспортном контроле”, отдельные аспекты нетарифного регулирования регламентируются десятками федеральных законов, относящихся к разным отраслям законодательства – таможенному, валютному, административному и др. Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие статьи можно найти, например, в Федеральных законах: “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “Об оружии”, “О семеноводстве”, “О ветеринарии”, “О карантине растений”, “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.
Совершенствуя систему правового регулирования нетарифных ограничений в Российской Федерации, необходимо продолжить систематизацию нормативных правовых актов, привести их в соответствие с базовыми законами (“Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” и др.), устранить имеющиеся противоречия между правовыми источниками, заполнить образовавшиеся пробелы в нормативном регулировании (в этих целях обычно используется судебно-арбитражная практика), а также привести российское законодательство в соответствие с международными договорами Российской Федерации.
Среди внешних факторов, оказывающих существенное влияние на развитие организационно-правовой основы нетарифного регулирования, в первую очередь следует упомянуть курс Российской Федерации на вступление в ВТО и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В целях приведения российского законодательства в соответствие с требованиями и стандартами ВТО была проведена крупномасштабная модернизация таможенного законодательства и законодательства о государственном регулировании внешней торговли. Принятые в 2003 году Таможенный кодекс РФ, Федеральные законы “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” разрабатывались с учетом в первую очередь задачи адаптировать российское законодательство к стандартам ВТО. Процесс реформирования российского законодательства и его приближения к стандартам ВТО полностью еще не завершен.
Поскольку нетарифное регулирование в Российской Федерации приводится в действие через институты таможенного регулирования, эффективность последнего предопределяет и результативность самих нетарифных ограничений.
Приоритетными направлениями в этой сфере являются следующие.
1. Модернизация таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с требованиями, сформулированными Всемирной таможенной организацией.
Общее направление модернизации таможенного регулирования и развития таможенного администрирования в Российской Федерации можно определить как содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля.
Основными принципами такой модернизации должны стать:
– совершенствование технологии проведения таможенного контроля и скорейшее и повсеместное внедрение системы управления таможенными рисками;
– максимальное использование информационных технологий;
– партнерский подход в отношениях между таможенными органами и предпринимательским сообществом;
– стандартизация и упрощение таможенного оформления.
Необходимость модернизации таможенного регулирования обусловлена применением новых технологий таможенного оформления и контроля, стремлением таможенных органов к взаимовыгодным партнерским отношениям с бизнес-сообществом, а также стремлением таможенных органов сделать свою работу прозрачной и предсказуемой для участников внешнеэкономической деятельности во всех сферах международной торговли.
Таможенное администрирование должно быть организовано таким образом, чтобы при выполнении таможенных процедур не было необоснованных препятствий в оптимизации транспортной логистики, вовлечения предпринимательства в излишние издержки в связи с перевозкой или хранением товаров, сбором и составлением документов и т.д.
2. Проведение эффективной антикоррупционной политики на таможне и в других органах исполнительной власти, осуществляющих контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Коррупция не может не оказывать негативного влияния на работу таможенных и иных государственных органов, занятых в системе управления внешней торговли, и, как следствие, на эффективность всего механизма внешнеторгового регулирования. Во многих странах таможенные органы относятся к числу наиболее коррумпированных правительственных институтов.
Не является в этом смысле исключением таможенная служба в Российской Федерации. На долю коррупционных преступлений приходится 67% от общего числа нарушений на таможне. Так, в 2005 году, по материалам управления собственной безопасности Федеральной таможенной службы, против сотрудников таможенных органов было возбуждено 530 уголовных дел, из них 252 – коррупционной направленности; еще более сотни уголовных дел было возбуждено по материалам других правоохранительных структур.
Сознавая коррупцию как проблему, угрожающую не только таможенной службе и механизму государственного регулирования внешней торговли, но и в целом экономической безопасности Российской Федерации, руководство Федеральной таможенной службы приняло “Программу по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями в таможенных органах”, рассчитанную на 2007 – 2009 гг. Согласно принятой Программе, борьба с коррупцией в рядах таможенных органов будет вестись по следующим направлениям: широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников внешнеэкономической деятельности в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров, а также ротация кадров и повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов. Кроме того предполагается улучшить денежное содержание сотрудников, усилить контроль за ними (укрепляется служба внутренней безопасности; в 800 таможенных органах устанавливается видеонаблюдение).
3. Устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Так как в настоящее время практика применения нетарифных мер в Российской Федерации осуществляется одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Закон “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
Заключение
В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту. Подведем итоги:
ü нетарифные ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;
ü на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;
ü широкое применение нетарифных барьеров обусловлено:
– при применении возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно;
– дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
– являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю.
ü основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации являются:
– обеспечение “прозрачности” при принятии соответствующих решений и их деполитизация;
– наступательная борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
– устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования.
Практическая часть. Анализ статьи.
Представляется, что именно сейчас, когда российская экономика столкнулась с угрожающими проявлениями мирового финансово-экономического кризиса, необходимо в торговой политике перенести акцент с неселективных мер таможенно-тарифного регулирования на избирательные, точечные меры нетарифного регулирования, такие как, например, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Злоупотребление таможенно-тарифными мерами в кризисных условиях лишает в конечном счете российскую экономику возможности использовать преимущества международного разделения труда.
Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики в новых реалиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых “агрессивных” из них.
Менделеев Д.И. К познанию России
Я разделяю мнение автора статьи, приведу аргумент в пользу вышесказанного высказывания. В России, как и во многих странах мира, одной из наиболее подверженных негативным последствиям кризиса отраслей промышленности стала черная металлургия. Мировые цены на продукцию отрасли катились к своим “историческим минимумам”, спрос на продукцию обвально падал. В этих условиях Правительство РФ в конце 2008 года в целях содействия снижению импорта металлопроката и труб и повышения спроса на отечественную продукцию черной металлургии в качестве экстренных антикризисных мер приняло решения о временном (сроком на 9 месяцев) повышении ввозных пошлин: прокат стал облагаться пошлиной в 15% (вместо ранее применявшейся ставки 5%), а трубы из черных металлов – пошлиной в 15 – 20% (ранее – 5%). При этом Министерство промышленности и торговли РФ рекомендовало Правительству РФ в дополнение к повышению таможенного тарифа ввести в результате проведенного расследования антидемпинговую пошлину в размере 28,1% . Что же мы получили в настоящее время? Российская металлургия добилась значительных результатов, сохранив, даже в условиях кризиса, ведущие позиции в мире. Так, Россия занимает 5−е место в мире по производству стали, уступая только Китаю, Японии, США и Индии, по производству стальных труб – 3−е место, по производству алюминия Россия занимает 2−е место в мире, его экспорту – 1−е место и т.д. Я считаю, что одной из причин успеха в этом является защита государства отечественного производителя от недобросовестной конкуренции, а именно введение антидемпинговые пошлины. На данный момент действуют пять механизмов защиты. Во-первых, это специальная защитная пошлина на нержавеющие трубы в размере 9,9%, но не менее 1,5 тыс. долл. за тонну. Во-вторых, антидемпинговая пошлина на подшипниковые трубы из Китая в размере 19,4%. В-третьих, антидемпинговая пошлина на некоторые виды стальных труб из Украины в размере 19,4–37,8%.В-четвёртых, антидемпинговая пошлина на машиностроительный крепёж из Украины в размере 21,8%.В-пятых, антидемпинговая пошлина на нержавеющий плоский прокат из Китая (29,9–39,1%), Кореи (4,8–62,8%), Бразилии (21,1%) и ЮАР (33,3%).
Задача
Условная мировая экономическая система состоит из двух стран А и В, располагающих объемами капитала и ед. соответственно.
Функция предельного продукта для рассматриваемых стран имеют вид
и , где i – цена (процент) капитала.
Предположим, что все ограничения и тем более запреты на международные финансовые потоки между странами упраздняются.
Определите экономические последствия миграции капитала для обеих стран.
Решение:
1. Рассчитаем внутренние ставки процента для двух стран:
Страна А:
Страна В:
20 – 1,5i = 14
26 – 2,5i = 8
i = 4
i = 7,2
2. Рассчитаем равновесную ставку процента на мировом рынке:
20 – 1,5i = 26 – 2,5i
i = 6
3. Для построения графиков, необходимо получить данные:
Если i=0, то MP (Ka)= 20 – 1,5*0
Если MP (Ka)= 0, то 20 – 1,5i = 0
MP (Ka)= 20
i= 13,3
Если i=0, то MP (Kв)= 26 – 2,5*0
Если MP (Kв)= 0, то 26 – 2,5i =0
MP (Kв)= 26
i= 10,4
4. Проиллюстрируем это на графике, используя полученные данные:
См. гр.1
5. Как видно по графику, выигрыш страны А от свободного перемещения капитала
в страну В соответствует площади треугольника ABC:
S ABC = 0,5 * BC * CA
S ABC = 0,5*3*2
S ABC = 3
Выигрыш страны В от свободного перемещения капитала в страну А соответствует
площади треугольника BCE:
S BCE = 0,5 * BC * CE
S BCE = 0,5 *3*1,2
S BCE = 1,8
Ответ:
1) Чистый выигрыш страны А от свободного перемещения капитала в страну В
равен 3 ден.ед.
2) Чистый выгрыш страны В составляет 1,8 ден.ед.
Список использованной литературы
1. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. —472 с.2-е изд., испр., доп. — М.: Дело
2. Киреев А.П.Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
3. Абрамов В.Л. Мировая экономика: Уч. для вузов – 2 изд. – М.: Дашков и К°, 2005 г. – 320с.
4. Артёмов Н.М., Ячменёв Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник для вузов. – М.:ООО «Издательство Элит», 2009 г. – 536с.
5. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для ср. уч. зав./Б.М.Смитиенко, В.К.Поспелов, С.В.Карпова и др.; под ред. Б.М.Смитиенко, В.К.Поспелова. – 6 изд., стер. – М.: Академия, 2009 г. – 304с.
6. Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 3 изд., перераб. – М.: Омега – Л, 2009. – 391с.: ил, табл. + CD – (Высшее образование).
7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Уч. для вузов – 2 изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 г. – 735с.
8. Международные валютно-финансовые отношения: Электронный учебник/Суэтин А.А – М.: Кнорус, 2010. – 1 электронный диск.
9. Мировая экономика: Уч. пос. для вузов/ Отв. ред. Б.М.Маклярский – М.: Междунар.отнош., 2004 г. – 424с.
10. Мировая экономика: Уч. для вузов/ Под ред. Ю.А.Щербанина – М.,2004 г. – 318с.
11. Мировая экономика: В вопросах и отвтах: Уч. пос. для вузов/ Под ред. И.П.Николаевой – М.: Вузовский учебник, 2006 г. – 186с.
12. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Уч. для вузов. – М.: Экономистъ, 2009 г. – 672с.
13. Страны и регионы мира: экономико- политический справочник/ Под ред. А.С.Булатова – М.,2005 г.
14. Фомишин С.В. Международные экономические отношения: Курс лекций для вузов и колледжей – М.: Юркнига, 2004 г. – 352с., ил.
15. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис». – 2004.
16. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007.
17. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. Учебник: Пер. с англ. – М.: Дело и сервис. – 2003.