Автоматизация работы базы отдыха

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа
«База отдыха»
Владивосток, 2010
Введение
Данная курсовая работа, а именно база данных, написанная на ACCESS, предназначена для автоматизации работы базы отдыха.
Имеется некоторая база отдыха, на которую приезжают отдыхающие, приезжающие могут выбрать место проживание, воспользоваться разными услугами.
Человек может выбрать, в каком месте ему проживать (гостиница или домики) выбрать класс номера (эконом, обычный или люкс).
Вся информация об отдыхающем (Ф.И.О., паспортные данные, прописка) на время его проживания на базе отдыха хранится в базе.
При выезде человека выводим счет и выселяем его, удаляя его из базы данных.
1. Функциональные возможности системы
Система «База отдыха» предоставляет следующие возможности для пользователей:
Занесение новых отдыхающих
Выбор отдыхающими определенных услуг
Возможность выбора разных видов питания
Просмотр сумм которые должен заплатить клиент
Просмотр информации о любом отдыхающем
Выведения счета об оплате
Выселение клиента
2. Построение информационно-логической модели базы данных
2.1 Выделение информационных объектов
а) документы и их реквизиты, подлежащие хранению в базе данных
№ п/п
Документ
Наименование реквизита (реальное)
Наименование реквизита в базе данных
Тип реквизита
Связи
1.
Анкета клиента
Ф.И.О. клиента
Паспорт номер
Паспорт серия
Прописка
Номер клиента
Fio
Passport_nomer
Passport_seria
Propiska
Код_Fio
Описательный
Описательный
Описательный
Описательный
Ключевой
/>/>/>/>/>/>/>/>

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>

2.
Проживание клиентов
Ф.И.О. клиента
Номер
Дата приезда
Дата выезда
код
Fio
№_komnati
Data_zasel
Data_visel
Код
Описательный
Описательный
Описательный
Описательный
Ключевой

3.
Номера
Код номера
Номера
Стоимость
Код место
Место
Код вид
Вид
Количество мест
Ключ кол-во мест
Ключ класс
Класс
Ключ состояние
Состояние
Код_nomera
№_komnati
Stoimost’
Код_mesto
Name_mesto
Код_vidi
Name_vidi
Код_kol_mest
Kol_mest
Num_klass
Name_klass
Num_sost
Name_sost
Ключевой
Описательный
Описательный
Ключевой
Описательный
Ключевой
Описательный
Ключевой
Описательный
Ключевой
Описательный
Ключевой
Описательный

4.
Пользование услугами и питанием–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Sostoianie –PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
числовой

3.
услуга
числовой

2.3 Связи между информационными объектами
/>
3. Проектирование алгоритмов обработки данных
Въезд отдыхающего
Проживание отдыхающего
Выезд отдыхающего
Регистрация его на базе отдыха
Предоставление выбора номера
Выбор свободного номера
Занесение информации о об отдыхающем
Занесение в информации, что номер занят
Подсчет суммы за прожитые дни
Подсчет суммы за услуги
Подсчет суммы за питание
Подсчет общей суммы
Выселение человека отражения этого в таблицах
Вывод итоговой суммы
Вывод счета
4. Разработка запросов для корректировки и выборки данных
4.1 Запросы на выборку данных
Z_uslug_2 – запрос для расчета суммы за повторяющиеся услуги для каждого отдыхающего и количество повторяющихся использованных услуг.
а) Данные из следующих таблиц должны быть включены в запрос:
spravochnik_uslug, строки, Sdan_nomer.
/>
б) структура связей между таблицами:
FROM [spravochnik-uslug] INNER JOIN (Sdan_nomer INNER JOIN строкиON Sdan_nomer. Код = строки. [ключ н/ч]) ON [spravochnik-uslug].Код = строки. услуга
в) поля, включаемы в запрос:
SELECT строки. ключ н/ч, строки. услуга, spravochnik-uslug.cena_uslugi.\
г) групповая операция:
SELECT строки. [ключ н/ч], строки. услуга, Sum([spravochnik-uslug].cena_uslugi) AS [Sum-cena_uslugi], Count (строки. услуга) AS [Count-услуга]
FROM [spravochnik-uslug] INNER JOIN (Sdan_nomer INNER JOIN строкиON Sdan_nomer. Код = строки. [ключ н/ч]) ON [spravochnik-uslug].Код = строки. услуга
GROUP BY строки. [ключ н/ч], строки. услуга;
2. stoim_prozhiv-подсчитывает сумму за проживания для каждого человека
3. Z_inf_otdih – вся информация об отдыхающих.
4. Z_ludi – необходим для поиска по отдыхающим
5. z_nomer – необходим для осуществления поиска номеров по разным данным
6. z_pitanie, z_uslug_sum – просчитывает сумму за питания и услуги для каждого человека.
7. z_stoim – считает общую сумму за проживание, услуги и питание.
4.2 Корректировка данных средствами запросов
Z_obnov_nomer: обновление данных о номерах свободен или занят.
Весь процесс можно описать.
Нахождения необходимого номера и замена «свободен» на «занят».
Данный запрос, описанный в SQL:
UPDATE sost_nomerov INNER JOIN Nomera ON sost_nomerov.num_sost = Nomera.sostoianie SET Nomera.sostoianie = 2
WHERE (((Nomera. №_komnati)=[Forms]! [F_main]! [f_nomer]. [Form]! [№_komnati]));
2.Z_obnov_visel-запрос на обновления необходимого номера с «занят» на «свободен».
3.z_visel, z_visel_otl2 – удаление информации об выехавших отдыхающих.
/>
5. Реализация пользовательского интерфейса средствами форм
5.1 Технология загрузки базы данных
Таблицы – объекты загрузки.
/>/>/>/>/>/>

/>/>/>

/>/>

/>/>/>

/>

/>/>

/>/>

/>/>

/>/>

В первую очередь заполняется таблица ‘Nomera’, в которую заносятся все данные о существующих в отеле номерах;
Таблица ‘Spisok_otdih’ заполняется на основании данных о прибытии клиента;
Таблица ‘строки’ и таблица ‘pitanie_otdih’заполняется на основании использовании услуг и питания клиентами, таблица «Sdan_nomer» заполняется на основании данных о проживании клиентами в отеле. Эта информация является рабочей.
5.2 Разработка форм
Главная форма имеет три вкладки: «Регистрация», «Услуги» и «Выселение».
На первой вкладке информация о заселении клиентов гостиницы. При заселение клиента информация о клиенте автоматически переносится в формы на второй и третьей вкладках, таким образом обновляя информацию о клиенте.
Превая вкладка ‘Регистрация’ содержит подчиненную форму ‘f_nomer’. А также вкладка ‘Регистрация’ включает кнопку ‘Зарегистрировать’.
Форма ‘f_nomer’ создается на основе запроса ‘z_nomer’.
/>    продолжение
–PAGE_BREAK–
На второй вкладке расположена информация об услугах, которыми могут пользоваться клиенты. Она содержит форму ‘f_uslug’, которая строится на основе таблиц ‘Sdan_nomer’ и ‘Spisok_otdih’, имеет подчиненные формы ‘fpp_uslug’, которая строится на основание ‘z_uslug’, и подчиненной формы ‘f_pitanie_otdih’ котороя строится на основании таблиц ‘питание’ и ‘pitanie_otdih’.
/>
На третьей вкладке показывается сумма за все услуги, которыми пользовались клиенты, сумма за питание, проживание и общий итог. Она содержит форму ‘f_s4et’, которая строится на основе таблиц ‘Sdan_nomer’, ‘Spisok_otdih’, ‘Nomera’, запроса ‘Stoim_prozhiv’ имеет подчиненную. форму ‘fp_z_stoim’, которая строится на основание ‘z_stoim’.А также вкладка ‘Выселение’ включает кнопки ‘Счет’ и ‘об отдыхающем’.
Проектирование формы для корректировки данных об услугах
Требуется иметь возможность заносить данные об услугах, которыми пользуются клиенты (спорт зал, боулинг и т.д.). По такой же схему будут вносится данные о питание людей.
/>
1) Составная форма
/>/>/>/>/>

Источник записей: Sdan_nomer + строки
Недостатки: Невозможно корректировать таблицы, отсутствует иерархический просмотр.
2)Вложенная форма с одним уровнем
/>/>/>/>/>/>

Главная:
Источник записей: Sdan_nomer
Таблица, на которой строится форма: Sdan_nomer
Корректируемые данные: Sdan_nomer
Количество записей: Sdan_nomer
Подчиненная:
Источник записей: строки
Таблица, на которой строится форма: строки
Корректируемые данные: Нет
Количество записей: сколько выведенный клиент пользовался услугами
Достоинства: Возможность корректировать таблицу «Sdan_nomer», реализуется иерархический просмотр.
Вывод: Выбираем для реализации форму 2, так как она удовлетворяет всем поставленным требованиям.
1) Определение подсхемы данных.
Для удобства пользования желательно заносить информациюоб услугах, по каждому клиенту имея возможность найти его с помощью поиска.
/>/>/>/>/>

/>/>

/>

/>/>/>/>

2) Общая структура вложенной формы.
В соответствие с приведенной подсхемой определим структуру вложенной формы ‘f_uslug’. В основной части будут располагаться реквизиты клиента (название клиента: name_klient); подчиненная форма ‘fpp_uslug’ будет содержать список записей об услугах, которыми пользуются клиенты. Связь между формами будет осуществляться по полям код-ключ н/ч.
Таким образом форму ‘f_uslug’ определяют:
Тип формы: вложенная;
Источник записей для основной части формы: таблица ‘Sdan_nomer’;
Включаемая подчиненная форма: ‘fpp_uslug’.
Форму ‘fpp_uslug’ определяют:
Тип формы: подчиненая;
Источник строк: таблица ‘строки’.
3) Реквизиты основной и подчиненной формы.
В заголовок формы ‘f_uslug’ включаем реквизит поле, содержащий название клиента. С помощью этого поля будет осуществляться поиск записей в форме для каждого конкретного клиента. В основную часть формы включаем подчиненную форму ‘fpp_uslug’ в которую включаем поле со списком, содержащий название услуги (услуга), поле (cena_uslugi) и поле (data).
6. Разработка отчетов
Общий счет представляет собой счет-итог, который выдается к оплате клиенту при выезде. Также этот отчет можно использовать для получения информации о потраченных клиентом суммах с момента въезда до настоящего времени.
Заголовок группы «FIO»:
Отдыхающий
Дата заезда
Дата въезда
Область данных:
Наименование услуги
Итоговая сумма за каждую услугу
Количество услуг
Примечание группы:
Количество прожитых дней
Итог за услуги
Итог за питание
Итог за проживания
Итоговая сумма
7. Реализация алгоритмов обработки информации
7.1 Реализация алгоритмов средствами макросов
Разработаны следующие макросы:
Макрос 1. Осуществляет открытие формы ‘sdan_nomer’ для занесения данных о новом клиенте, записывает текущий номер в форму ‘sdan_nomer’ из формы f_nomer, обновляет данные во всей главной форме ‘F_main’. Привязан к событию ‘Нажатие’ кнопки ‘Зарегистрировать’ в форме ‘F_main’ во вкладке ‘Регистрация’.
m_inf. Осуществляет открытие формы ‘F_inf’ для корректировки данных и получения сведений. Привязан к событию ‘Нажатие’ кнопки ‘об отдыхающем’ в форме ‘F_main’ во вкладке ‘Счет’.
m_otchet. Осуществляет открытие отчета ‘o_otchet’ для определенного клиента, т.е. для клиента, запись про которого является текущей в форме ‘F_c4et’. Привязан к событию ‘Нажатие’ кнопки ‘Счет’ в форме ‘ ‘F_main’ во вкладке ‘Счет’.
m_obnov. Осуществляет обновление записей о наличии номеров в таблице ‘Nomera’ с помощью запроса ‘z_obnov_nomer’, а так же закрывает форму ‘ ‘sdan_nomer». Привязан к событию ‘Нажатие’ кнопки ‘Вселить’ в форме ‘ ‘sdan_nomer».    продолжение
–PAGE_BREAK–
m_udal. Удаляет записи о выехавших отдыхающих из таблиц ‘Spisok_otdih’, ‘Sdan_nomer’, осуществляет обновление записей об освобождении номеров в таблице ‘Nomera’ с помощью запросов ‘Z_obnov_visel’, ‘Z_visel’, ‘Z_visel_otl2’. Привязан к событию ‘Нажатие’ кнопки ‘Выселение’ в форме ‘F_inf’.
Описание алгоритма выселения клиента из базы отдыха
Создать запросы на удаление и обновление, для того чтобы очистить таблицу ‘spisok_otdih’ ‘Sdan_nomer’ от предыдущих записей и обновить записи об освобождении номеров в таблице ‘Nomera’.
Создать макрос ‘M_udal’, последовательно запускающий запросы на удаление, обновление и добавление.
Макрокоманда
ОткрытьЗапрос (Z_visel; Таблица; Изменение
ОткрытьЗапрос (Z_visel_otl2; Таблица; Изменение)
ОткрытьЗапрос (z_obnov_visel; Таблица; Изменение)
ОбновитьОбъект (Форма, F_main)
В форме ‘Sdan_nomer’ создать кнопку ‘Выселение’. К событию ‘Нажатие’ этой кнопки привязать макрос ‘M_udal’.
7.2 Реализация алгоритмов средствами Visual Basic
Private Sub f1_AfterUpdate()
Forms! [F_main]! [f_nomer].Requery
Forms! [F_main]! [f2].Requery
End Sub
Private Sub f2_AfterUpdate()
Forms! [F_main]! [f_nomer].Requery
End Sub
Private Sub f3_AfterUpdate()
Forms! [F_main]! [f_nomer].Requery
End Sub
Private Sub k1_AfterUpdate()
Forms! [F_main]! [Z_ludi].Requery
End Sub
Private Sub k2_AfterUpdate()
Forms! [F_main]! [f_uslug].Requery
End Sub
Private Sub Зарегистрировать_Click()
On Error GoTo Err_Зарегистрировать_Click
Dim stDocName As String
Dim stLinkCriteria As String
stDocName = «f_otdih»
DoCmd. OpenForm stDocName, stLinkCriteria
Exit_Зарегистрировать_Click:
Exit Sub
Err_Зарегистрировать_Click:
MsgBox Err. Description
Resume Exit_Зарегистрировать_Click
End Sub
8. Разработка приложения пользователя
Главная форма «f_main», в которой есть 3 вкладки:
Регистрация.
Услуги.
Счет.
Для занесения информации о прибывшем отдыхающем необходимо на вкладке ‘Регистрация’ при помощи поиска выбрать подходящий номер (по местонахождению, по виду, классу) в форме ‘f_nomer’, затем нажать на кнопку «Зарегистрировать», при нажатии которой откроется форма ‘Sdan_nomer’ и последовательно заполнить все поля. После занесения всех необходимых сведений, необходимо нажать кнопку ‘Вселить’ и данные об отдыхающем внесутся в таблицы.
Для занесения информации о пользовании услугами нужно перейти на вкладку «Услуги». В форме «f_uslug» следует выбрать в поиски необходимого человека и в подчиненной форме fpp_uslug из поля со списком нужную услугу и указать его дату, а в подчиненной форме f_pitanie_otdih таким же образом выбрать необходимое питание и указать на сколько человек (то есть количество) или показать его отсутствие.
При выезде клиента необходимо перейти на вкладку ‘Счет’. Выбрать в поиски необходимого человека и мы увидим на какую сумму были использованы услуги, питание и проживание и так же мы видим там общий итог. Клиенту необходимо выдать Счет, нажав на вкладке «Счет» кнопку «Счет», после этого требуется выселить человека, для этого на той же вкладке «Счет» мы нажимаем конку «об отдыхающем» и видим информацию о человеке на форме «F_inf» (в каком номере проживал с какого заехал и какого должен выехать и т.д.), убеждаемся что это тот человек, после это нажимаем кнопку «Выселить» на форме «F_inf».