Содержание
Введение
1 Теоретические аспектыпроизводства агропищевой продукции
1.1 Проблемы региональныхагропродовольственных рынков на современном этапе экономических отношений
1.2 Организация бизнеспланирования на предприятиях АПК
2 Производственнаяхарактеристика деятельности организации ЗАО «Андреевское»
2.1 Обозрение местаразмещения организации и достижения её хозяйств в производстве сельхозтоваров
2.2 Организационная формаи производственный тип сельскохозяйственной организации
2.3 Отраслевое устройствои ресурсный потенциал основного производства
2.4 Интенсификациясельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность
2.5 Финансовые показателиорганизации. Экономическая эффективность основной деятельности
3Производственно-технологические показатели ведения молочной отрасли ЗАО «Андреевское»
3.1 Внутриотраслевоеустройство, факторы производства
3.2 Модель сбыта молокацельного. Оценка экономической выгоды производства и продаж продукта
4 Проект мероприятийускорения расчётов за поставленное молоко предприятиям переработки организациейЗАО «Андреевское»
4.1 Пояснениеактуальности форсирования поступления платежей за продукцию
4.2 Разработка проектапредоставления скидки с договорной цены предприятиям переработки в случаедосрочной оплаты за поставленное молоко
Выводы и предложения
Список использованнойлитературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Деятельность организацийв системе рыночных отношений определяет экономическую независимость и полнуюсамостоятельность товаропроизводителей и покупателей; свободноеценообразование, основное на соотношении спроса и предложения. Теперь многиефункции планирования, ценообразования, изучения рынка и сбыта продукции,производители вынуждены брать на себя. Сельхозпредприятию следует рассчитыватьна собственные ресурсы, регулировать отток и поступления денежных средств впроцессе ведения деятельности.
Форсированию денежныхпотоков в организацию способствует ускорение расчётов за поставленную продукциюи применение способов к понижению кредиторской задолженности покупателей можетслужить актуальной задачей.
Цель курсового проектазаключается в повышении эффективности отрасли молочного скотоводства вотдельном предприятии АПК.
Предметом исследованияявляется подразделения производства молочной продукции сельскохозяйственнойорганизации.
Объект анализа –сельскохозяйственное предприятие ЗАО «Андреевское» Омского района Омскойобласти.
В соответствии снамеченной целью решаются следующие задачи:
1. Показать основныеаспекты производства агропищевой продукции предприятий АПК Сибирского региона;
2. Произвестихарактеристику основного производства сельскохозяйственной организации;
3. Рассмотреть отраслевоеустройство молочного скотоводства, показать финансовый результат этогонаправления деятельности;
4. Разработать проектповышения экономической эффективности отрасли молочного скотоводства; привестиэкономическое обоснование намеченных мероприятий.
При написании курсовойработы использованы методы: монографического исследования, экономический анализи синтез, индикативного планирования и прогнозирования, балансовый.
Источники информации –учебная и методическая литература, периодические и справочные издания,законодательно-правовые акты, бухгалтерская отчётность организации за рядпоследних трёх лет.
1 Теоретические аспектыпроизводства агропищевой продукции
1.1 Проблемырегиональных агропродовольственных рынков на современном этапе экономическихотношений
Со времени переходасельских товаропроизводителей на рыночные условия хозяйствования многиепроблемы в агропромышленном комплексе продолжают оставаться нерешёнными и однаиз основных есть организация регулируемых региональных агропродовольственныхрынков. Прежде следует отметить некоторые положительные тенденции в развитииаграрного сектора экономики Сибирского федерального округа. Среди них: приростпроизводства, начавшийся с 1998 года и достигший 56 %; получение устойчивых урожаевзерновых культур, сохранены позиции по выпуску молока и мяса. За истёкший годобъём производства продукции в сельском хозяйстве увеличился на 1,8%;физический объём сельхозпродукции достиг 34,8 млрд. рублей, против 26 в 2004году. Доля прибыльных организаций в отрасли по данным государственнойстатистики составило 63,2%, против 45,5 – в 2004 году; рентабельность от хозяйственнойдеятельности определена 16,1 % /8/.
Потенциальные возможностиСибири в производстве и обеспечении населения собственным продовольствиемогромны, по отдельным продуктам возможен вывоз в другие регионы России и вближнее зарубежье. Занимая в общей сложности 26,7% сельхозугодий страны, врегионе производится 17,9% зерна, в том числе пшеницы – 20,5%, картофеля 20,6%,овощей 15,6%, молока 19,3% и мяса 19,1%. По уровню выпуска зерна, молока и мясана душу населения Сибирь превышает средние показатели по России соответственно,в %: 7,4, 17,2 и 17,5.
Однако низкий уровеньразвития рыночных хозяйственных структур по закупкам и реализации продукции непозволяет сформировать эффективный продуктообмен в регионе и на межрегиональномуровне. В результате имеющиеся свободные продовольственные ресурсы утоваропроизводителей остаются не востребованными.
В то же время такиеобласти как Тюменская, Кемеровская, Томская, в которых значительное количествожителей имеет высокие доходы, восприимчивы к спросу на продукцию высокогокачества, к росту потребления продуктов питания. Число жителей с денежнымидоходами ниже величины прожиточного минимума в этих районах составляетсоответственно 14,8%, 23,3% и 22,8%, на 10-15%-ых пунктов ниже среднегопоказателя по Сибири /3/.
Формированиепродовольственного рынка Сибири происходит сложно и противоречиво. Приотсутствии полноценной рыночной инфраструктуры и ряда других необходимыхусловий для его нормального функционирования, он представляет собой во многомнеуправляемую и слабо организованную систему отношений купли-продажи продукции.
Замена административнойсистемы государственных закупок сельхозпродукции на либерализацию внутренней ивнешней торговли, по сути дела, произошла при отсутствии полноценной рыночнойинфраструктуры, развитой финансово-кредитной системы, обслуживающей рынок. Этопривело к разрыву межотраслевых связей, возникновению стихийного и спекулятивногоагропродовольственного рынка, оттоку денежных средств из реального сектора в финансово-посредническуюсферу /10/.
Известны случаи, когда до50% цены приходится на долю посреднических структур, но непосредственно самопроизводство животноводческой продукции продолжает приносить убытки. В то жевремя переработка мяса и молока очень выгодна, так как монопольное положениепереработчиков приводит к занижению стоимости сырья.
Данные выборочногообследования Госкомстата России свидетельствуют о том, что долясельскохозяйственного сырья в структуре розничной цены на молоко составила в2005 году 34%, услуг – 45%, торговли – 21%, рентабельность продукциимясомолочной промышленности достигла 9-12% /9/.
Издержка на хранение ивысокая потребность сельскохозяйственных предприятий в наличности дляосуществления текущей производственной деятельности и вынуждают продаватьпродукцию под «живые» деньги многочисленным посредникам на невыгодные для себяусловиях. Применяемая система взаимных расчётов ведёт к увеличению числапосредников между производителями и потребителями сельхозпродукции, создаётбазу для теневой торговли, повышает цену для конечных потребителей /2/.
После того, как продукцияполучена и возникает нужда в её реализации, у товаропроизводителя возникает двеосновные проблемы: первая – нет информации о том, где, когда и по какой ценеможно продать товар, вторая – слабо развита рыночная инфраструктура.
По первой из названныхпроблем имеем такие данные, в Основных направлениях агропродовольственнойполитики правительства на 2001-2010 годы отмечено, одной из важнейших причиннизкой конкурентоспособности предприятий АПК является несовершенствоинформационного обеспечения продовольственных рынков и связанный с этим большойудельный вес транзакционных издержек в конечной цене продукта /6/.
Информационноеобеспечение остаётся одним из слабых мест в системе развития современнойинфраструктуры продовольственного рынка, как в отдельных регионах, таки намежрегиональном уровне, приводит к широкому разбросу цен на одноимённуюпродукцию, к ухудшению финансового состояния товаропроизводителей и создаётопределённые трудности для продвижения продукции АПК на Сибирский рынок.
Анализ публикацийрайонных газет, областных периодических изданий, содержание передач теле- ирадиоканалов в регионе показал, отсутствие рубрик с рыночной информацией длясельских товаропроизводителей; то же положение характерно соседним регионам /9/.
Во второй обозначеннойпроблеме следует отметить, в сельских районах, по сути дела, нетсоответствующей рыночной инфраструктуры, через которую можно было бы осуществитьобычные рыночные операции.
Инфраструктура АПК –комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционированиерынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решениевспомогательных задач воспроизводственного процесса и товарно-денежного оборотамежду основными субъектами рынка.
Виды учрежденийинфраструктуры, которые либо уже адаптированы в российской экономике идействуют на территории Сибирского региона, либо успешно функционируют всоставе АПК развитых стран специалистами Омского аграрного университетаобъединены в шесть групп: 1) производственное научно-техническое обслуживаниеАПК; 2) посреднические, торговые и сбытовые организации; 3) финансово-кредитныеорганизации; 4) переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защитанаселения; 5) информационное обслуживание рыночного хозяйства АПК; 6) местноесамоуправление и правовое обслуживание рынка.
Оценка уровня развитостиосновных звеньев инфраструктуры позволила выявить заметное отставаниеразработки нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры АПК.Сделаны выводы и даны рекомендации практического характера по развитиюинфраструктуры, реформируемого АПК Сибири:
1. В условиях рыночныхотношений существенно изменяются структура и функции АПК: расширяется сферарыночных связей, увеличивается численность обособленных хозяйствующихсубъектов, в рыночный оборот вовлекаются все виды товаров, платных услуг иресурсов. Это обусловило новые требования к предприятиям, учреждениям иорганизациям инфраструктуры АПК;
2. Трансформировалисьроль и функции государства по отношению к агропромышленному комплексу. Одной изглавных задач аграрной политики становится удовлетворение потребностейрыночного хозяйства, основными функциями – анализ деятельности, разработка иреализация программ финансовой поддержки, сбор и распространение рыночнойинформации, поддержание образования и науки, ужесточения стандартов состоянияокружающей среды и качества продукции /10/.
Наряду с названными иобоснованными проблемами существует разрозненность интересовсельхозпроизводителей, перерабатывающей промышленности и торговых предприятий.
Так, в результатепереговоров Минсельхоза Омской области с заготовителями согласован нижнийпредел закупочных цен на молоко – не менее 5,5 руб. за литр в животноводческиххозяйствах и не ниже 4 руб. — в частных подворьях.
Однако перерабатывающиеорганизации уже испытывают трудности со сбытом готовой продукции; постоянноувеличивается уровень конкуренции, как со стороны других предприятий, так и состороны импортной и иногородней продукции. Рынок переполнен сухим молоком ихБелоруссии, сырами с Алтая и цельномолочной продукции из Новосибирска. Кромесыра и молока, к нам везут и цельномолочные продукты известных торговых марок,например «Домик в деревне», «Bio-max», «Милая Мила».
При проведениимаркетингового исследования было также выявлено, респонденты в большинствесвоём выбирают молочную продукцию омских молочных заводов, около 42%покупателей приобретают товар других регионов РФ, 38% предпочитают импортную продукцию.
В данной ситуации омскиммолокозаводам тяжело выдерживать установленный уровень закупочных цен; спасаяживотноводов, есть угроза потерять переработчиков/8/.
Следующая проблемаформирования продуктовых рынков заключается в существенном воздействии наскладывающиеся цены на сельскохозяйственное сырьё и готовую продукцию импортапродукции.
Продовольственнаябезопасность страны не обеспечивается, главным образом, по нескольким видампродукции, в первую очередь – мясным продуктам, в меньшей мере – молочным,также сахару, растительному маслу /3/.
Омский регион относится кодному из тринадцати субъектов федерации, имеющих полную обеспеченностьпродовольствием. Но по данным таможенной статистики в Сибирский федеральныйокруг в 2004г. было ввезено 26 тыс. тонн мяса и мясопродуктов на общую сумму26,9 млн. долл. Стоимость единицы поступившей по импорту говядины, свининысоставила 1,02, 1,25 долл./кг, ниже закупаемой аналогичной продукции уотечественных товаропроизводителей; при этом розничные цены на эти продуктыбыли 70,3 и 75,1 руб./кг. Вследствие этого импорт продовольствия ограничиваетвозможности сельских производителей в реализации продукции по ценам, обеспечивающимрентабельное ведение отрасли /2/.
В Омской области принятарегиональным Правительством и реализуется «Концепция развития АПК Омскойобласти на период до 2010 года». Законодательным собранием уже приняты пять, ипроходят согласование ещё три областные и ряд отраслевых программ, в их числеразрабатывается проект «Поддержка малого предпринимательства исельскохозяйственной потребительской кооперации», «Создание единой системыинформационного обеспечения АПК и рыболовства».
Существующие программныедокументы и рекомендации науки в области организации регионального рынкаориентированы на работу в следующих направлениях:
1. Формированиеэффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования,прежде всего, в отношении локального монополизма покупателей аграрной продукциии продавцов ресурсов для сельского хозяйства;
2. Развитие рыночнойинфраструктуры, способствующей укреплению конкурентных позицийсельхозпроизводителей в их отношениях с торговыми посредниками, переработчикамиаграрной продукции и производителями ресурсов для сельского хозяйства;
3. Снятиеадминистративных барьеров на пути движения аграрной продукции между регионами;
4. Развитие системыинформационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий;
5. Осуществление товарныхи закупочных интервенций на аграрных рынках с целью поддержания доходовсельских товаропроизводителей /3/.
1.2 Организация бизнеспланирования на предприятиях АПК
Формирование эффективнойсистемы планирования на предприятии – не только обязательное условие работы нарынке, но и залог выживания и роста.
Система планирования врамках предприятия может быть разделена на две основные составляющие:
В первом случае речь идёто наиболее знакомых российским предприятиям планах, которые направлены наразвитие элементов их потенциала и основных видов деятельности: финансовыйплан, производственный план, план повышения квалификации персонала, планреализации продукции и услуг, план работы складов и диспетчерских служб и т.п.Их формирование осуществляется на постоянной основе по всем горизонтампланирования.
Вторая группа планов –это планы, которые могут быть обусловлены необходимостью устранения внутреннихпроблем фирмы, реализацией открывающихся возможностей, установлением контактовс внешней средой. Данный вид планов до последнего времени всё ещё не сталестественным элементом системы управления отечественными предприятиями /5/.
Как вариант такогопланирования – бизнес-план, который чаще всего составляется, когда создаётсяновое предприятие; позволяет определить жизнеспособность предприятия в условияхконкуренции, установить перспективные ориентиры для деятельности предприятия,оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции, прогнозироватьвеличину прибыли, получить финансовую поддержку со стороны банка или другогопредприятия, учесть возможные риски и минимизировать потери. Срок планирования чащевсего бывает от трёх до пяти лет, при этом для первого года основные показателисоставляют в помесячной разбивке, для второго – в поквартальной, и лишь стретьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
Бизнес-план, преждевсего, должен быть конкретным и интересным документом, чтобы он вызвал интересу инвестора. Для этого он должен быть ясным, кратким, логичным, правдивым иподтверждаться цифрами.
Планирование деятельностиорганизаций с помощью бизнес-плана способствует чётче определять иконкретизировать ежедневные задачи производства и реализации продукции,разрабатывать мероприятия, страхующие от убытков в условиях меняющейся рыночнойконъюнктуры.
Необходимость всоставлении бизнес-плана, как правило, возникает в случаях: при организации илиреорганизации предприятия: изменение его производственного направления,направления производственной и коммерческой деятельности; организации новоговида производства, выходе на рынок с новой работой, услугой.
Руководитель любойорганизационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия обычнорассматривает большое число вариантов производства, переработки, хранения иреализации агропродукции, стратегию использования внутренних возможностейпредприятия, его финансирования и т.д. В этом случае бизнес-план выполняетследующие функции: разработка концепции бизнеса, оценка фактической деятельности.
Акционеры, членыкооператива заинтересованы в максимальном получении дивидендов, обеспеченииустойчивого, планомерного развития своего предприятия.
Финансово-кредитныеучреждения интересует способность предприятия возвращать кредит в установленныесроки и максимальная его окупаемость; им необходим конечный вариантбизнес-плана, который принят хозяйством и может претендовать на кредитование.
Форма бизнес-планаокончательно не сложилась, существует несколько вариантов, которые различаютсяпо числу и содержанию разделов; разделы могут быть следующие: 1-возможностисельскохозяйственного предприятия, его краткая характеристика; 2-видыпроизводимой продукции и услуг, их качества и краткая характеристика; 3-краткаяхарактеристика рынков сбыта (характеристика конкурентов); 4-план маркетинга иего стратегия; 5-производственный план; 6-организация и управлениепредприятием; 7-оценка рисков и страхование; 8-планирование трудовых исоциальных отношений; 9-план инвестиций; 10-финансовый план и стратегия финансирования;11-национальные, региональный, хозяйственные и социальные выгоды отосуществления проекта бизнес-плана.
В зависимости оторганизационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия, его размераразделы бизнес-плана разрабатываются с различной степенью детализации /4/.
Большинство российскихпредприятий в настоящее время пытаются внедрить систему бюджетирования, чтобыналадить процесс планирования и систематизировать значительное количествосложной, обширной и разнородной информации, используемой для принятияуправленческих решений.
Одним из наиболеераспространённых механизмов управления предприятием является современнаясистема бюджетирования – параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностьюи платёжеспособностью, для чего используются два базовых инструмента – Бюджетдоходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС). Основнаяцель применения бюджетирования – повысить прозрачность бизнеса, при этом бюджетированиестановится для руководства предприятия эффективным инструментом управления и контроля.
Следовательно,специалист, занимающийся на предприятии построением бюджетной системы, долженпроверять БДР и БДДС на соответствие указанным выше четырём критериям, алгоритмего действия можно представить так:
1. Формировнаие полногоперечня показателей, имеющих место на предприятии, с разделением их на БДР иБДДС
2. Установление уровнядетализации показателей, исходя из степени управляемости каждой из полученныхстатей
3. Выработка принциповгруппировки статей обоих бюджетов
4. Определение возможныхобъёмных различий в оборотах по статьям БДР и БДДС
5. Моделированиевременных разрывов между движениями по статьям
6. Формированиеокончательных структур БДР и БДДС и методик их составления.
Внедрение системыбюджетирования позволяет руководству планировать финансово хозяйственнуюдеятельность с ориентацией на достижение конечной цели, получение конкретногофинансового результата – чётко определить задачи и установить поддающиесяизмерению контрольные показатели деятельности. Улучшается информационный обмени взаимодействие структурных подразделений. Бюджетирование поможетоптимизировать финансовые потоки, при определённых критических периодах вдеятельности компании – чётко распределить внутренние ресурсы и обосноватьобъёмы внешнего финансирования /1/.
Любоесельскохозяйственное предприятие можно рассматривать как управляемую сложнуюэкономическую систему, которая состоит из трёх основных компонентов: ресурсов,производственного процесса и продукции. Чтобы трансформировать совокупностьресурсов в продукцию наилучшим образом, с точки зрения поставленной цели,необходимо организовать процесс сельскохозяйственного производства.
Особенности технологии иэкономики производства отдельных продуктов требуют создания в одном хозяйстверастениеводческих и животноводческих отраслей, которые обычно имеютнеодинаковое значение. Выгодность заниматься тем или иным производством вопределённых объёмах может быть выявлена решением экономико-математическихзадач (ЭММЗ), в частности с оптимизацией производственно-отраслевой структурыпредприятия.
Такая оптимизационнаямодель занимает центральное место в системе оптимального планированияагропромышленного производства на уровне предприятия. Разработка с помощью ЭММразнообразных производственных ситуаций позволяет исследовать большое числовариантов развития системы и выбирать наилучшие с точки зрения поставленнойцели /7/.
2 Производственнаяхарактеристика деятельности организации ЗАО «Андреевское»
2.1 Обозрение местаразмещения организации и достижения её хозяйств в производстве сельхозтоваров
Исследуемая сельхозорганизацияпринадлежит к Омскому району Омской области.
По природномусельскохозяйственному районированию Омский район в числе ещё семи районов — Азовский, Исилькульский, Калачинский, Кормиловский, Любинский, Марьяновский,Москаленский относятся к южной лесостепи.
Хозяйства, находящиеся натерритории Омского района преимущественно образуют природныйсельскохозяйственный пояс, в т.ч. сельхозорганизация ЗАО «Андреевское» удаленона расстоянии (от центральной усадьбы) на 15 км от городской черты /г. Омск/.
Местность, на которойведут основную деятельность сельхозорганизации занимает 3,6 км2, или около 3% территории Омскойобласти. Проживают здесь около 92 тыс. человек, в областном масштабе 5%населения, но плотность расселения здесь 25,5 тыс. человек против 14,4 тыс. вцелом по области, таким образом, превышает показатель на 77% пунктов (приложениеА).
По производству мяснойпродукции скотоводства Омский район находится в числе лидеров, занимает первоеместо в рейтинге в объёме изготовления и на душу населения; рейтинг обеспеченкрупнейшими товаропроизводителями мяса говядины и свинины ОАО «Омский бекон»,только говядины СПК «Пушкинский», ЗАО «Продовольственная компания ОША», такжептицефабрика – «Иртышская», «Сибирская».
Выход мяса на душунаселения Омского района превышает областной показатель многократно,потребление названного продукта в 2006 году средним статистическим жителем 711 кг, также молоком цельным он может воспользоваться в количестве 196 кг, но его выход в рейтинге производства районов области состоит на 25 месте. Следует здесьзаметить, норма потребления мяса и мясопродуктов в год назначена 78 кг и тогда производственный потенциал области обеспечивает это значение на 65% (приложение А).
Между тем производителиОмского района реализовал скота и птицы в живой массе 63033 тонн, т.е. примерно97% из произведённого товара, и по молоку такие данные 16510 тонн, или 92%; впродажах области доля района по мясопродукции около 60% (106977 тонн), молокацельного 51% (324916 тонн).
Цены продаж продукциискотоводства в 2006 году с учётом потерь на продвижение в продуктовых цепочкахпо мясу говядина 30%, молоку разливному 50% такие (цена конечному потребителю/вдоход товаропроизводителю – юридическое лицо): говядина 99,75 руб. закг/примерно 30 руб./, молоко – 10,69/5,5 руб./.
Трудоспособное населениерайона обеспечено работой на высоком уровне – рейтинг второй, на одногоработающего приходится менее 1 человека не занятого трудовой деятельностью исостоящего на учёте в службе занятости на 01.01.2006 года.
Оплата труда работающегов Омском районе 6077 руб. и выше размера опубликованного в печати по отраслисельского хозяйства около 5000 руб. в месяц.
2.2 Организационнаяформа и производственный тип сельскохозяйственной организации
Сельхозорганизация современи реформирования аграрного сектора экономики работает в видекоммерческого предприятия на основе объединения имущественных и земельных паевучастников и в закрытой форме собственности сокращённой аббревиатурой ЗАО.
Участник, внёсший вимущество хозяйственного общества вклад в виде акций и земельного надела, необязательно участвует в предпринимательской и/или трудовой его деятельности.Общество использует капитал, принятый в качестве вклада, участник же заинтересованв получении прибыли общества и в приращении своего вклада.
Учредительным документомЗАО является устав, утверждённый учредителями; высший орган управления общеесобрание акционеров, исполнительный орган общества «Андреевское» дирекция.
Порядок ведения делпредусматривает некоторую закрытость, иначе к некоторым документам ЗАО не имеютдоступа не только акционеры, но и все заинтересованные лица.
Прибыль после уплатыналогов остаётся в распоряжении общества и в соответствии с уставом, такжерешением общего собрания акционеров направляется на формирование фондов ивыплату дивидендов.
Таблица 2.1 Изменениекапитала ЗАО «Андреевское» за последние годы
Величина остатка на отчётный период
Капитал, тыс. руб.
Нераспределённая прибыль, тыс. руб.
Уставный
Добавочный
Резервный 31.12.2004 30 63364 36 17072 –2005 73 53404 36 -21501 –2006 73 53404 36 -49218
Уставный капитал ЗАО в2005 году был увеличен до 73 тыс. руб. путём выпуска дополнительных акцийразмещённых среди участников; в обязательном порядке формируется резервныйфонд, величина которого определена уставом и не может быть менее 15% размерауставного капитала, таким образом, ЗАО «Андреевское» создало резерв дляпокрытия убытков в 50% к стоимости уставного капитала.
В последние два года ЗАО «Андреевское»прибыли не имеет, размер убытка возрастает и из резервного фонда непокрывается.
Чистая прибыль,оставшаяся после формирования фондов, направляется на выплату дивидендовакционерам, но ЗАО «Андреевское» по результатам деятельности средствами наданные цели не располагает, к тому же принятие решение о выплате дивидендовявляется правом, но не обязанностью общества. Возможно, дивиденды не будутобъявлены по решению, даже если у общества достаточно чистой прибыли илисредств специально предназначенных для этого фондов.
Основной вид деятельностиЗАО «Андреевское» производство и реализация сельскохозяйственной продукции.Предприятие относится к разряду специализированных; тип специализациимясомолочное скотоводство среднего разряда, производственный тип скотоводческийс развитой зерновой отраслью.
Выручка от реализациимясомолочной продукции в среднем составляет 80% стоимости товарной продукции,доля зернового производства примерно 15%, таблица Б.1.
Хозяйственное обществосотрудничает с следующими покупателями продуктов: СФГУ ВНИМИ, ООО «Молпродукт»,филиал РЗКТ Омского района, МП ЖКХ Омского района, ООО «Топливная компания»;предприятия-поставщики промтоваров для сельхоздеятельности таких наименований:ООО «Омскнефтепродукт», ФГОП «Омск» по племработе, ЗАО «Енисей сервис», ООО«База снабжения Карбышевская», МУП МТС Омского района.
Товарный ассортимент ЗАО«Андреевское» невелик, перечень программных продуктов основного производстванасчитывает три – зерно, молоко, мясопродукция, из них массу выручки образуютмясо крупного рогатого скота и его переработка 68% и молоко цельное 21%.
Таким образом, следуетуказать конкурентов Омского района по названный товарам, это организации,добившиеся высоких производственных показателей выхода (привес живой массысвыше 600 грамм, надой молока свыше 4500 кг на голову): ОАО «Омский бекон», СПК «Пушкинский», ОАО «Лузинское молоко», ГУСП ОПХ «Омское», ОАО «Учхоз ОмГАУ»,ЗАО «Племзавод Омский».
2.3 Отраслевоеустройство и ресурсный потенциал основного производства
Внутрихозяйственнуюструктуру производства составляют полеводческие отрасли – зерновое хозяйство искотоводческие – молочное производство, мясное – доращивание крупного рогатогоскота.
Средства производствараспределены по трём участкам (подразделениям) и их три по населённым пунктам:центральная усадьба с. Андреевка, деревни Ракитинка и Давыдовка, в каждомфункционируют производства изготовления основных видов агропродукции. Такжеимеются необходимые вспомогательные и обслуживающие подразделения(машинотракторный парк, автопарк, строительный цех, нефтебаза, ЖКХ, столовая,зерноток).
Производственноеустройство образуют подразделения: растениеводства, животноводства, механизациии электрификации, строительства, ЖКХ; также службы: планово-экономическая,бухгалтерская, рис. Б.1.
Структура управленияорганизацией отделенческая трёх ступенчатая, характеризуется производственно-территориальнымпринципом организации производства, при котором на определённой территории(отделении) сосредоточенно производство продукции полеводства и скотоводства,рис. Б.2.
Отделенческая структурауправления имеет штабной тип построения; главные специалисты (руководителицехов) образуют главный штаб и реализуют свои полномочия через управляющих испециалистов, закреплённых за отделением, т.е. штаб специалистов среднегоуровня (механизм МТП, ветеринарный техник, экономист-учётчик). В подчиненииуправляющего отделением (заведующих ферм) находятся бригадиры-технологи соответствующегопрофиля (полеводства или скотоводства).
Управлением производствазанимается пять функциональных руководителей, общая численность служащихаппарата управления по состоянию на 2006 год составляет 20 работников.
Техническое оснащениеназванных производств образует ресурсный потенциал ЗАО «Андреевское», переченьследующий: земли сельхозназначения, трудовые кадры, технические средства.
Основной специфическийфактор – земля принадлежит к естественному ресурсу.
Размер общей земельнойплощади и отдельных видов угодий за последнюю пятилетку не изменился;хозяйственное общество располагает 11872 га земельной площади, в т.ч. угодья пригодные для возделывания культурных растений 11217 га или порядка 95% общей земельной площади хозяйства.
Кормовая площадьсенокосов и пастбищ 2430 га, в т.ч. удельный вес сенокосов около 7%, пастбищ15%. Также имеют место неудобные земли, в их составе угодья под лесом (107 га), водоёмами (81), болота (10), итого 198 га, таблица Б.2.
Уровень и темпы ростасельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективностипроизводства в сельском хозяйстве в определённой мере зависит от обеспеченностиотраслей основными средствами.
Таблица 2.2
Основные средства всреднегодовой оценке ЗАО «Андреевское»
Показатель
2004
2005
в % к 2004
2006
в % к 2005
в % к 2006
Стоимость основных средств, тыс. руб.
т.ч. начало периода 72400 65298 – 43285 – – конец года 65298 43285 – 24818 – – среднегодовая оценка 68849 54292 79 34052 63 49
По состоянию на последнююотчётную дату среднегодовая стоимость основных средств ЗАО составляет 34052тыс. руб., иначе половина стоимости базисного года, начиная отчет с этоговремени, оснащение производства техникой ослабевает, технологии устаревают.
Накоплен амортизационныйфонд на 01.12.2006г. 19459 тыс. руб. износ основных средств по стоимости концагода выражается более 60%.
В совокупности основныхсредств особое место занимают энергетические мощности предприятия, сведения обих движении представляют тип «Суженного производства» в ЗАО, выражается вразмере выбытия основных фондов, опережающих их ввод, энергетические мощноститекущего года состоят в 60% от уровня оснащения отраслей хозяйственного обществав 2004 году.
Таблица 2.3 Основныефонды в выражении энергетических мощностей и потребление энергии ЗАО«Андреевское»
Показатель
2004
2005
в % к 2004
2006
в % к 2005
в % к 2006 Энергетические мощности, л.с. 9426 6950 74 5675 82 60 Электрообеспеченность, тыс. кВт-ч 1916 1165 61 813 70 42
Одним из индикаторовхозяйственной активности отраслей является динамика общего количествапотребляемой электроэнергии. Снижение потребления в ЗАО приобретает устойчивыйхарактер.
Исследована факторнаямодель влияния обеспеченности предприятия средствами труда, их структуры иуровня использования основных производственных средств на объём производстватоварной продукции.
Объём продаж снизился на4092 тыс.руб. или 32% пункта 2004 года за счёт снижения обеспеченностиосновными средствами хозяйственного общества на 20240 тыс.руб.; из них толькоза текущий год выбыло 19392 тыс.руб., и поступило в активную часть по статье«продуктивный скот» 925 тыс.руб. на ряду с выбытием стоимости 2475 тыс.
Вследствие измененияструктуры основных средств (увеличение доли активной части фондов на 5%пунктов) получен прирост стоимости товарной продукции в размере 1799 тыс.руб.Снижение эффективности использования активной части основных производственныхфондов, отразилось на падение объёма производства товарной продукции на сумму1277 тыс.руб. (Приложение Б.3).
Обобщая результатыанализа данных движения основных средств следует, ЗАО не достаточно полноиспользует в хозяйственной обороте транспортные средства, рабочий ипродуктивный скот, дополнительно введённые в производство за отчётный год ипоэтому могли служить резервом повышения эффективности основной деятельности.
По истечении последнихтрёх лет из всех сфер деятельности хозяйственного общества выбыло 112работников, в т.ч. из отраслей сельской деятельности 99 чел. Причина потеритрудового потенциала ЗАО состоит в уровне жизни сельского населения, здесьпроявляется экономическая бедность, когда работоспособные граждане организациине обеспечивают себе приемлемый уровень жизни: вознаграждение за трудмеханизатору в среднем исчислении 2130 руб. в мес., дояру – 1700 руб. Такимобразом, способное к труду населения подразделений ЗАО нанимается на работу вгороде.
Продолжают в основныхотраслях хозяйства трудится 86 чел. или порядка 77% занятых на рабочих местах ворганизации; наибольшая текучесть кадров обнаруживается в отраслях скотоводства,в общей сложности к занятости базисного года оставлено 34 рабочих зон (ПриложениеБ таблица Б.4).
2.4 Интенсификациясельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность
Интенсивностьсельскохозяйственного производства представляет собой достигнутый в данныймомент уровень насыщенности его средствами и предметами труда и живым трудом.Для анализа достигнутого уровня интенсификации, иначе концентрации ресурсов впределах конкретного предприятия (отрасли) вычисляются следующие показатели из расчётана единицу земельной площади: стоимость основных производственных фондов; сумматекущих производственных затрат в денежном выражении.
Исходные данные длярасчёта перечисленных показателей, полная величина ресурса потреблённого впроизводстве представлено таблица В.1.
Следует отметить, ценыпродаж, например, продуктов скотоводства примерно соответствуют среднему доходу,полученному с единицы продукта сельхозпроизводителю, так говядина (живой вес)2942 руб. тонна (средняя цена в области 3000 руб.), по молоку – 510 руб./ц, 550руб. областная цена, таблица В.2.
Величина приложениякаждого вида ресурса на единицу площади имеет тенденцию к снижению заисследуемый период. Оснащённость производствами основными фондами находится всоотношении с живым трудом, иначе недостаток применения технических средств, возможно,восполнить трудом.
Таблица 2.4Интенсификация сельскохозяйственного производства ЗАО «Андреевское»
Показатель
годы
Отношение 2006г. в % к 2004г.
2004
2005
2006
Абс. выраж.
%
Приходится на 100га сельскохозяйственных угодий:
Производственных средств сельскохозяйственного назначения (Фондообеспеченность), тыс. руб. 614 484 304 -310 49 Текущих производственных затрат основной деятельности, тыс.руб. 258 185 196 -62 76 Затрат труда приложенного к производству сельскохозяйственной продукции, тыс. чел.-ч 4 3 2 -3 42
Выбытие основных фондовиз производства, ухудшения качества труда ввиду ухода лучших кадров изотраслей, низкая оплата, также сокращение финансовых возможностей в результатеубыточности изготовления сельхозпродукции, всё это сужает базу воспроизводства,движение развития течёт по спадающей линии.
Вкладываемые в развитиесельского хозяйства затраты должны рационально расходоваться с тем, чтобы накаждую единицу ресурса хозяйства получали наибольшее количество продукции имаксимум прибыли.
Следующая группаоценочных показателей характеризует отношение стоимости валовой продукции наединицу величины вложенного ресурса (текущих производственных затрат, основногокапитала, трудозатрат).
Таблица 2.5Экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производстваЗАО «Андреевское»
Показатель
годы
Отношение 2006г. в % к 2004г.
2004
2005
2006
Абс. выраж.
%
Получено на 100 га с/х угодий:
Стоимость основных видов продукции (в ценах 2006г.), тыс. руб. 62 31 15 -46 25 Прибыли от продаж сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов её переработки, тыс. руб. -55 -36 -110 -55 201
Произведено стоимости основных видов сельскохозяйственной продукции (фактическим ценам реализации):
на 1 руб. текущих производственных затрат, руб. 0,24 0,17 0,08 -0,16 32 на 1 руб. производственных средств основной деятельности, руб. 0,10 0,06 0,05 -0,05 50 1 чел.-ч трудозатрат основному производству, руб. 11,07 8,20 0,59 -10 5
Валовая продукция,переведённая в сопоставимые цены отчётного года, позволяет усмотреть снижениеобъёмов агропроизводства (стоимостной форме), что означает неэффективное использованиевложенного в основную деятельность капитала, состав ресурса назван в ПриложенииВ.1.
Снижение выхода продукциис каждого гектара продуктивных угодий при одновременном увеличениисебестоимости производства отражено результатом от продаж сельхозтоваров; впоследние три года каждый вложенный в производство рубль не приноситдополнительную продукцию (новую потребительскую стоимость), более того не возмещаетсявыручкой. Убыток имеет направление роста в отчётном периоде к 2004г. определяется110 тыс. руб. на 100га сельскохозяйственных угодий, абсолютный прирост 55 тыс.руб. или 201 % пунктов в относительном исчислении.
Анализ объёма вложений впроизводство сельскохозяйственной продукции и экономического эффектаиспользования потребляемого капитала приводит к заключению, интенсивногоразвития основной деятельности исследуемого ЗАО не происходит.
2.5 Финансовыепоказатели организации. Экономическая эффективность основной деятельности
Источником информации дляанализа служит форма № 2 годового бухгалтерского баланса, расчёт сведён втабличную форму (Приложение В таблица В.3).
Последние три годахозяйственное общество прибыли не имеет, финансовым результатом основнойдеятельности является убыток, и к 2006 году он дошёл до размера 11883 тыс.руб., в три раза выше показателя прошлого периода.
Анализируя выручку отпродаж продукции, товаров, работ, услуг и себестоимость можно отметить, выручкак предыдущим годам понижается 86%, 96%, но себестоимость в 2005 году понижаетсяи вновь возрастает в текущем году уже в 1,5 раза – цепной показатель.
Таким образом,производство и реализация сельскохозяйственной продукции в 2004-2006гг. нерентабельно, издержки на изготовление превышаю доход, вычислен показательсоотношения по которому затраты на 1 руб. продаж в 2006 году равны 2,1 руб. сзаметной тенденцией роста к предшествующему и базисному годам.
Сальдо операционных ивнереализационных издержек имеет отрицательный знак, величины их в 2006 годумногократно возрастают.
Убыток, допущенный в 2005году гасится поступившими 658 тус. руб. субсидиями из областного бюджета итаким образом становится ниже на 20% пунктов 2004 года; в текущем периодеассигнований указанного вида не было и величина убытка от обычной деятельностиЗАО в 5 раз выше базисного года и к сравнению с 2005 – в шесть раз.
3.Производственно-технологические показатели ведения молочной отрасли ЗАО«Андреевское»
3.1 Внутриотраслевоеустройство, факторы производства
Молочное производство ЗАО«Андреевское» рассчитано на содержание 1200 голов молочного скота, технологическивыстроено на трёх связанных участках.
На молочной фермеусловным обозначение № 1, осуществляется непосредственно раздой и производствомолока. Данный производственный участок составляют четыре коровника 100скотомест каждый.
В настоящее время обслуживаютосновное дойное стадо две бригады, каждая обслуживает 200 голов, закреплены 2коровника, прилежащие подсобные помещения, молочный блок.
Ферма № 2 – сухостоя,сюда коров переводят с фермы первой за 45-60 дней до отёла, содержат безпривязи, меняется рацион кормления.
Ферма № 3 – естьродильное отделение, в него животных переводят соответственно с фермы 2 за 5-6дней до отёла, готовят к растёлу и принимают роды, далее переводят в основноестадо.
Каждая корова проходитэтот цикл ежегодно. Также при ферме № 3 имеется контрольно-селекционный двор(КСД), где выращивают и в дальнейшем проводят осеменение тёлок, подготавливаютнетелей к отёлу, принимают роды у первотёлок. Нетели поступают на КСД на 4-5месяце стельности, задача специалистов этого подразделения заключается кподготовке животных к предстоящей лактации; на 7-8 месяце стельности делаютмассаж вымени пневмомассажёром, за 20-30 дней до отёла массаж прекращают; заэто время у нетелей разрабатывается вымя, последующая продуктивностьвозрастает.
Таким образом, отрасльмолочного скотоводства ЗАО имеет молочных коров, ремонтных тёлок, также всеноворождённые тёлочки идут на обновление стада.
Порода скотачёрно-пёстрая, потенциал продуктивности 4-4,5 т молока от коровы в год.Гинекологическая структура маточного стада принадлежит в основном к двум линиямст. Рокита 44% и А. Адема 35%.
Таблица 3.1 Данныевыхода молока от одной коровы в год отрасли молочного скотоводства ЗАО «Андреевское»за последнюю пятилетку
Год
Молоко цельное
Валовой выход продукции за год, ц
Поголовье дойного гурта, гол.
Средний годовой надой, кг/гол. 2002 23203 737 3148 2003 22365 721 3102 2004 16399 642 2554 2004 8395 392 2142 2006 5098 392 1301
Основная производственнаягруппа дойного гурта изучаемого хозяйства состоит из коров возраста 4-7 летоколо 55% в 2006 году, остальная часть стада ремонтный молодняк (нетели и тёлкивсех возрастов).
Ряд молочнойпродуктивности выстроен по данным за пять последних лет, источник форма 13-АПК«Отчёт о производстве и себестоимости продукции животноводства», бухгалтерскаяотчётность организации АПК.
В целом по стадупродуктивность коров низкая, удой от чёрно-пёстрой породы должен достигать4000-4500 кг на корову, суточный надой 13 кг.
Нарастающий темп снижениямолочная продуктивность приобрела с 2002 года, цепной показатель в %: 98,53,82,35, 83,84; в текущем году имеет место один из заметных скачков падениянадоя, понижения показателя 60% к 2005 году.
/>
Рис. 3.1 Средний годовойнадой молока на корову в год (пятилетний период), ц
Средний годовой надоймолока от коровы за последнюю пятилетку 2617 кг; обобщающая индивидуальные абсолютные темпы прироста и темпы роста ряда динамики, ежегодное понижениепродуктивности составляет 462 кг.
Таблица 3.2 Среднийгодовой удой на корову, кг: данные сельхозорганизации Омского района и ЗАО «Андреевское»в сравненииПоказатель (район, хозяйство) на 01.01.2006 на 01.01.2007 Динамика, % абс.зн. % Абс.зн. % Всего по области 2871 3018 105 Омском районе 3983 4349 109 в нём ЗАО «Андреевское» 2142 54 1301 30 61 Лидер зоны Омский район
Организации – передовикив молочной отрасли ОАО «Лузинское молоко», ОАО «Омский бекон», ОПХ «Омское»,ОАО «Учхоз ОмГАУ», ЗАО «Племзавод Омский» выдвигают Омский район в лидеры попроизводству продукта зоны; результат 2006 года 4349 кг молока на фуражную корову, зональный показатель 3357, темп превышения 130%.
Приращение выхода молокак 2005 году равное 109% выше областного темпа, но на этом фоне параметрпродуктивности ЗАО падает на 40% пункта, к среднему надою молока по районуопределяется в 30%.
Отрасль скотоводствахарактеризуется параметрами по численности продуктивного поголовья: стадо КРСмясомолочного направления насчитывает в 2006 году в среднем 1396 гол., в егочисле дойные коровы 392 гол.
Таблица 3.3
Динамика поголовья КРСотрасли скотоводства ЗАО «Андреевское»
Группа животных
годы
2002
2003
Трц
2004
Трц
2005
Трц
2006
Трц Коровы 731 721 99 642 99 392 89 392 61 Молодняк мясной 1047 961 92 949 92 1004 99 578 106 Итого 1778 1682 95 1591 95 1396 95 970 88 % коров в стаде 41 43 40 28 40
Поголовье продуктивногокрупного рогатого скота в хозяйстве стало снижаться с 2003 года, указываютцепные показатели ряда, в его составе молочные животные убывают повышеннымитемпами, в % к предшествующему году: 98,63, 89,04, 61,06.
/>
Рис.3.2 Доля коров в стаде КРС ЗАО «Андреевское» за период 2002-2006 гг.
В соответствии срекомендациями, разработанными СибНИИЭСХ, структура стада КРС должна бытьдифференцирована в зависимости от природных и экономических условий;хозяйствам, расположенным вблизи городов, приемлемым будет иметь 60-50% коров встаде КРС, возраст реализуемого молодняка 4-5, 11-12 мес.
По данным расчётовструктуры стада отрасль скотоводства предприятия согласно этой градациимясомолочной специализации пятилетнего периода 2002-2006 гг. молочно-мясногонаправления (40-45%); в 2005 году приобретает мясную специализацию (28%) иснова поправляется на молочное направление в последнем периоде (2006 г.).
Из практического опытамолочная направленность скотоводства особо выгодна предприятиям пригороднойзоны; в благоприятных экономических условиях (прежде рынок сбыта приминимальном количестве посредников) выше возможности ускоренного ростапроизводства, повышения производительности труда и снижения уровня затрат,значит роста общей эффективности отрасли.
Поэтому ЗАО «Андреевское»следует предусмотреть возможность восстановить специализацию на молочноенаправление и не допускать показанного изменения внутриотраслевой ориентации.
ЗАО «Андреевское»скотоводческого направления, поэтому необходимо уделить внимание обеспеченностиживотных кормами и питательности рационов.
По структуре кормовойоборот в пашне ЗАО совпадает с рекомендованной для южной лесостепной зоныобласти 27% земель, но только многолетние травы, занимаемые площадь 1900 га составляют 22% и не ведётся возделывание силосных культур и корнеплодов.
Таблица 3.4Обеспечение поголовья продуктивного скота кормами ЗАО «Андреевское» в 2006 году
Вид корма
Поступило в отрасли, ц
К.е. по норме
ц.к.е
% Сено 3502 0,48 1681 8 Сенаж 19569 0,35 6849 33 Солома 3,6 ц с 1817 га 6540 0,2 1308 6 Силос – 0,16 Корнеплоды – 0,17 Концентраты 10000 1 10000 48 Пастбищные (кострец безостый с выходом 10 ц с площади 1664 га) 1664 0,18 300 1 Молоко 1750 0,34 595 3 Всего х х 20733 100
В виду недостатка инизкого качества основных кормов в хозяйстве, отсутствия силоса, кормовыхкорнеплодов их заменяют концентраты наряду с зерноотходами и продуктамипереработки зерна пшеницы, использует на фураж зерно ячменя и овса, в общемобъёме заготовлено которого в отчётном году 10000 ц в натуре.
Таблица 3.5Распределение кормов по отраслям скотоводства ЗАО «Андреевское» в 2006 году
Показатель
Абс. значение
% отношение, коровы/молодняк
Расход кормов на 1 гол., ц.к.е. Издержки, всего тыс. руб. 10610 т.ч. молочное стадо 5699 животным на доращивание и откорме 4911 % распределения – 54/46 Всего заготовлено, ц 20739 т.ч. пошло на молочное стадо 11140 28,4 животным на доращивание и откорме 9599 16,6
В пересчёте на кормовыеединицы концкорма в районе занимают 48%, что превышает рекомендованную длялесостепной зоны области кормовую норму (20-23).
В расчёте на 1 головумолочных животных потреблено 28,4 ц кормовых единиц в текущем году, всельхозорганизациях области расход кормов в 2006 году был 52,1. Положенныйнорматив при плановом надое 45 ц на фуражную корову и расходе корма 1,2 ц к.е.определён в 54 ц к.е.
Таким образом, вобластном масштабе и особенно в ЗАО происходит недокармливание, коровы неполучают достаточного питания по объёму, также его сбалансированности.Сельхозорганизации тем самым проигрывают в продуктивности при чрезмерномрасходовании средств на кормление в смете издержек отрасли.
3.2 Модель сбытамолока цельного. Оценка экономической выгоды производства и продаж продукта.
Продуктовая цепочкатоварного молока (цельное без термообработки) берёт своё начало от организации товаропроизводителялибо с личного подсобного хозяйства. Крупная организация может реализовать своюпродукцию непосредственно перерабатывающему предприятию, но также может обратитьсяк посреднику.
Вариант сбыта молока ЗАО«Андреевское» такой: товаропроизводитель ЗАО (50%) – молзавод (20%) –предприятие торговли (30%), в процентах обозначена доля каждого из участниковрынка в конечной цене.
Молзавод – предприятияпереработки, которые принимают основной объём молока от ЗАО есть СФГУ ВНИМИ,ООО «Молпродукт». При средней цене реализации молока в предприятиях торговлиобласти примерно 11 руб. за кг, товаропроизводитель получит половину стоимости5,5 руб.
Закупочная цена,предлагаемая в 2006 году ЗАО за молоко 510 руб. ц, что не ниже средней ценыперечисляемой сельским товаропроизводителям по области (490-500).
Таблица 3.6 Схемадвижения дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Андреевское» в 2006 году
Вид задолженности
Остаток платежа, тыс. руб.
Динамика, %
на начало года
на конец года Дебиторская, всего 587 108 18 в т.ч. с покупателями за сельхозпродукцию 370 7 2 из неё за молоко переработчикам 300 7 2 Кредиторская, всего 14915 12741 85 в т.ч. поставщикам 3476 1623 47 из неё за сельхозтехнику 1544 1223 79
Платежи за отгруженнуюсельхозпродукцию в ЗАО от покупателей проходят в течение года, судя по остаткуна конец года с задолженностью в 2% от суммы начала текущего периода.
Рассматриваяэффективность модели распределения молока за последние пять лет, экономическаявыгода по реализации была в 2002 году в размере 84 руб./ц; в последующие за нимгоды цена ниже издержек производства, цепной индекса, %: 677,34, 54,78(предшествующего периода).
/>
Рис. 3.3 Результатсопоставления цены продаж и стоимости реализованного объёма молока за пятилеткув ЗАО «Андреевское»
ЗАО «Андреевское»ежегодно снимает объём продаж молока в половину прошлогоднего уровня, ноиздержки возрастают прогрессивно: 1,07, 1,49 (цепной индекс).
Таблица 3.7 Финансовыйрезультат производства и реализации молока цельного в ЗАО «Андреевское» за рядпоследних трёх лет
Показатель
2004
2005
в % к 2004
2006
в % к 2005
в % к 2006 Издержки по изготовлению 1 ц молока, руб. 699 750 107 1118 149 160 Цена сбыта организациям, руб./ц 412 412 474 115 510 108 124 Соотношение издержек к цене, руб. 1,70 1,58 93 2,19 139 129 Объём продаж, ц 13550 6735 50 3348 50 25 Финансовый результат на товарный объём продаж товара отрасли, тыс. руб. 22989 10657 46 7340 69 32
Финансовый результатпроизводства и сбыта молока, последних четырёх лет отрицательный, иначеиздержки направленные на создание 1 руб. новой стоимости превосходят цену в двараза.
4. Проект мероприятийускорения расчётов за поставленное молоко предприятиям переработки организациейЗАО «Андреевское»
4.1. Пояснениеактуальности форсирования поступления платежей за продукцию
Организация в процессеосуществления хозяйственной деятельности производит покупку необходимых емусредств производства, кроме того, должно выплачивать заработную платуперсоналу, производить расчёты с бюджетом и органами социального страхования. Всёэто требует денежных средств, приток которых тем меньше, чем больше срокпогашения дебиторской задолженности.
Учитывая, что капитал,привлекаемый хозяйством для финансирования своих активов, имеет цену, нужнопринимать во внимание, что рост остатков дебиторской задолженности означаетдополнительные финансовые издержки.
Рост дебиторскойзадолженности, связанный с периодом отсрочки платежа, влечёт за собой потеривследствие изменения покупательной способности денежных средств. Кроме того, вусловиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие-производительреально получает лишь часть стоимости проданной продукции.
Молочно-перерабатывающиепредприятия, которые принимают основной объём молока от ЗАО, именно СФГУ ВНИМИ,ООО «Молпродукт» рассчитались за продукцию принятую в 2006 году в течение года,погашена задолженность 300 тыс. руб. с остатком на конец года 7 тыс. В схемеплатежей имеется некоторая сумма просроченной задолженности более чем три месяца,узнаём её следующим методом:
ДЗп = ДЗнг (1 – Дз) [4.1]
где ДЗп – дебиторскаязадолженность со сроком оплаты более трёх месяцев;
ДЗгн – размерзадолженности покупателей молока на начало отчётного периода, руб.;
Дз – доля просроченнойзадолженности более трёх месяцев, руб.
Теперь рассчитаем вышеназванныйпоказатель применительно к ЗАО «Андреевское»:
ДЗп = 300 * (1 — 0,25) =225 тыс. руб.;
За покупателями молока влице крупных молзаводов в 2006 году перед ЗАО «Андреевское» числится 225 тыс.руб. оплаты просроченной более трёх месяцев с начала года и возникаетнеобходимость оценить возможность предоставления льгот (скидки с цены) придосрочной оплате за продукцию.
4.2 Разработка проектапредоставления скидки с договорной цены предприятиям переработки в случаедосрочной оплаты за поставленное молоко
В целях сокращенияотсрочки платежа за поставленное молоко планируется предоставить скидку с ценыпри сроке оплаты не позднее 30 числа с месяца поставки продукта.
Ежемесячный темп инфляциизаложен Правительством РФ на 2006 год 1,25%, тогда индекс цен Iц = 1,013. Таки образом, в результатемесячной отсрочки платежа хозяйство получит реально лишь 98,7% (1/1,013*100)договорной стоимости продукции.
Период погашениядебиторской задолженности на предприятии примерно равен трём месяцам, индексцен за это время составит в среднем 1,040 (1,0133). Тогда, коэффициент падения покупательной способностиденег, (Кj) будет равен примерно 0,96 (1/1,040).
Иначе говоря при срокевозврата дебиторской задолженности равном 3 месяца, хозяйство получит 96%стоимости поставленной продукции, теряя с каждой тысячи рублей 40 руб., или 4%,(Д1).
Стоимость заёмногокапитала для хозяйства 22% годовых (Сбербанк), тогда увеличение срока платежана 1 месяц (30 дней) равнозначно снижению цены на 1,81 руб. ((22*30)/365), (Д2).
Приемлемую скидку с ценыможно определить по такой формуле:
Д1 + Д2 ≤С [4.2]
где С – приемлемая скидкас договорной цены на молоко;
С = 0,04 + 1,81 = 1,85 ≤2%.
Таким образом, вполнеобосновано предоставить крупным покупателям молока СФГУ ВНИМИ, ООО «Молпродукт»скидку с договорной цены в размере 2%.
Анализ способов расчётахозяйства с молочно-перерабатывающим заводом «Омский» приведён в таблице 4.1.
Предоставление 2%-ной сдоговорной цены при условии уменьшения срока оплаты за поставленную продукцию,позволяет ЗАО «Андреевское» сократить потери от инфляции, также расходы,связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере примерно равном 43 руб.с каждой тысячи рублей договорной цены.
При объёме реализациимолока 2006 года 1706 тыс. руб. косвенный доход от сокращения указанных потерь,(Дк) выражается суммой около73 тыс. руб.
Таблица 4.1 Анализспособов расчёта ЗАО «Андреевское» с предприятиями переработки и они жепокупатели молока цельного
Показатель
Варианты
Откл.
Срок оплаты 30 дн. при условии 2% скидки
Срок оплаты 90 дн. 1. Индекс цен, Iц 1,013 1,04 0,027 2. Коэффициент падения покупательной способности, Кj 0,987 0,960 -0,027 3. Потери от инфляции с каждой тысячи договорной цены, руб. 13 40 27 4. Потери от уплаты процентов за пользование кредитом при ставке 22% годовых, руб. 36,16 36,16 5. Потери от предоставления 2%-ной скидки с каждой тыс. руб. договорной цены 20 -20 6. Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты, руб. (сумма строк 3,4,5) 33 76,16 43,16
Отметим, что для ЗАО«Андреевское» сокращение срока оплаты с трёх до одного месяца в случаепредоставления 2%-ной скидки равносильно получению кредита на 2 месяца поставке 12,17% годовых, (2*365/ (90 – 30)).
Тогда, разница в суммеуплачиваемых хозяйством процентам по заёмному капиталу (Пк) определяется по следующемуалгоритму действий:
Пк = Вм*(ДСф*СКф) – (ДСп*СКп) [4.3]
Где Вм – дебиторская задолженность намолоко на балансе сельхозпроизводителя в текущем году, руб.;
ДСф, ДСп –доля срока оплаты кредита в настоящем времени и будущих расчётах, д.е.;
СКф, СКп –банковская ставка за кредит в фактических и плановых платежах организации, д.е.
Подставляя известныечисловые значения в заданный алгоритм получим такой результат:
Пк = 300*(0,25*0,22)– (0,17*0,12) = 10380 руб.
Экономическим эффектом отмероприятия будет служить размер полученного косвенного годового дохода и такжеснижение прочих операционных расходов, в части сумм процентов по кредитнымресурсам уплачиваемых учреждению сбербанка.
Годовой экономический эффектот мероприятия определим по формуле:
Эг =Дк + Пк [4.3]
Где Дк – размер косвенного годовогодохода полученного по результатам мероприятия, руб.;
Пк – размер понижения оперативных расходов в частиплатежей за банковский кредит, руб.
Экономический эффектпроекта предоставления скидки с договорной цены предприятиям переработки вслучае досрочной оплаты за поставленное молоко составит:
Эг = 73630 + 10380 = 84010 руб.
Разработанный проектможет быть полезен организации ЗАО «Андреевское» поскольку приноситэкономическую выгоду, измеренную в примерном результате 84 тыс. руб.
Выводы и предложения
1. Теоретический разделкурсовой работы отведён комплексу проблем региональных агропродовольственныхрынков на современном этапе экономических отношений. Здесь имеется ихпрочтение, рекомендации практического характера по развитию инфраструктуры,также указаны программные документы и рекомендации науки в области организациирегионального рынка реформируемого АПК Сибири.
Вторая составляющаяпервого раздела подчинена вопросам теории организации бизнес планирования напредприятиях АПК: постановка необходимости и рассмотрены системы планирования врамках предприятия, в т.ч. применение бизнес планирования, бюджетирования.
2. Объектом анализакурсовой работы является организация «Андреевское» действующее в формеакционерного общества закрытого типа (ЗАО). Основной вид деятельностисобственное производство и реализация сельскохозяйственной продукции; производственныйтип скотоводческий с развитой зерновой отраслью.
Товарный ассортимент ЗАОневелик, перечень программных продуктов насчитывает три вида – зерно, молоко,мясопродукция, из них массу выручки образуют мясо крупного рогатого скота и егопереработка 68% и молоко цельное – 21%. Изготовлено и реализовано продукцииосновных отраслей в 2006 году на 8284 тыс. руб.
Покупателямисельскохозяйственной продукции являются перерабатывающие предприятия г. Омска;сбыт программных видов продукции организации организован по одному каналу,рыночным контрагентам – организациям по оптовым ценам.
Производственныйпотенциал предприятия оценивается следующими размерами ресурсов: 1) Враспоряжении находится земель предоставленных к ведению сельхоздеятельности 11872 га, из них 11217 га сельскохозяйственных угодий;
2) Среднегодоваястоимость основных средств 34052 тыс. руб., накоплен амортизационный фонд на01.12.2006 г. 19459 тыс. руб., износ основных средств по стоимости конца годавыражается более 60%. Технические средства в выражении энергетических мощностей 5675 л.с., потреблено электроэнергии на производственные цели 813 кВт-ч;
3) Закреплён трудовойпотенциал 112 рабочих и служащих, в основных отраслях хозяйства продолжаюттрудиться 86 чел. и наибольшая текучесть кадров обнаруживается в отрасляхскотоводства.
Анализ объёма вложений впроизводство сельскохозяйственной продукции и экономического эффектаиспользования потреблённого капитала приводит к заключению, что интенсивногоразвития основной деятельности общества не происходит; предприятие теряетпроизводственный потенциал, испытывает регрессионное развитие.
За период 2004-2006 гг.прибыли от обычной деятельности ЗАО «Андреевское» не имеет; производство иреализация сельскохозяйственной продукции не рентабельно; на один рубльизготовления и сбыта агропродукции в текущем году потреблено 2,10 руб. издержек,размер убытка по балансу 27 млн. руб.
4. Предоставленообозрение технологическим показателям молочного производства и оценён результатизготовления и продаж продукта.
Отрасль скотоводствахарактеризуется параметрами по численности продуктивного поголовья: стадо КРСмясомолочного направления насчитывает в 2006 году в среднем скота 1396 гол., вего числе дойные коровы 392 гол.
Молочная продуктивностьдовольно низкая, средний годовой надой от коровы за последнюю пятилетку 2617 кг, результат текущего года 1301 кг, ниже порогового значения рентабельности 2500-2800 кг, что приводит отрасль к убытку.
В расчёте на одну головумолочных животных потреблено 28,4 ц кормовых единиц в текущем году, в сельхозорганизацияхобласти расход кормов 2006 года был 52,1. Положенный норматив при плановомнадое 45 ц на фуражную корову и расходе корма 1,2 ц к.е. определён в 54 ц к.е.
Проявлен недостатокобеспечения отрасли кормами, коровы не получают достаточного питания по объёму,также его сбалансированности. Такое состояние влияет на продуктивность,отражается в ежегодном падении надоев в среднем на 460 кг и также проявляется в чрезмерном расходовании средств на кормление за счёт прибавкиконцентратов в смете издержек отрасли.
Вариант сбыта молока ЗАОс долей каждого из участников рынка в конечной цене такой: товаропроизводительЗАО (50%) – молзавод (20%) — предприятие торговли (30%).
Предприятия переработки,которые принимают основной объём молока от ЗАО есть СФГУ ВНИМИ, ООО«Молпродукт» закупочная предлагаемая ими в 2006 году 510 руб. за ц, что не нижесредней цены перечисляемой сельским товаропроизводителям АО области (490-500).
Финансовый результатпроизводства и сбыта молока по принятой схеме последних четырёх летотрицательный, иначе издержки направленные на создание одного рубля новойстоимости превосходят цену в два раза, в 2006 году издержки 2,19 руб. на рубльпродаж.
5. Пояснена актуальностьфорсирования поступления платежей за продукцию и в целях сокращения отсрочкиплатежа за поставленное молоко СФГУ ВНИМИ, ООО «Молпродукт» планируетсяпредоставить 2%-ю скидку с цены при сроке оплаты не позднее 30 числа с месяцапоставки продукта.
Экономическим эффектом отмероприятия будет служить размер полученного косвенного годового дохода, такжеснижение прочих операционных расходов, и общая выгода ЗАО измеряется в 84 тыс.руб.
Также внесено предложениепредусмотреть для молочного скотоводства ЗАО «Андреевское» возможностьвосстановить специализацию отрасли на молочное направление и не допускатьпоказанного изменения внутриотраслевой ориентации.
Списокиспользованной литературы
1. Гольман И.А.Маркетинг как концепция рыночного управления //Маркетинг в России и за рубежом– 2006, № 2, с.9
2. Ковалёв А.Е.Формирование инфраструктуры сельскохозяйственных продуктов //Вопросы экономики– 2005, № 10, с.11
3. Материалы Региональнойнаучно-практической конференции «Роль и место АПК в увеличении валовоговнутреннего продукта Омской области» — Омск: МСХиП по Омской области, 2005. –141 с.
4. Маркетинг /Подред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация издателей «Тандем», изд. «Экмос», 2003. – 320с.
5. Основныенаправления агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы:Рабочий документ. – М.: МСХ РФ, 2000. – 11 с.
6. Организациясельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов идр.; Под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2000. – 504 с.
7. Рыночныепреобразования в экономике региона //Сб. науч. Трудов/ ИЭиФ ФГОУ ВПО ОмГАУ. –Омск, 2004. – 184 с.
8. Стукач В.Ф.Информация на региональном аграрном рынке: Монография /В.Ф. Стукач, О.В.Шумакова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 200 с.
9. Стукач В.Ф.Региональная инфраструктура АПК: Учебное пособие / В.Ф. Стукач. – Омск: Изд-воОмГАУ, 2003. – 320 с.
Приложение А
Таблица А.1Сведение социального развития районов области по состоянию на 01.01.2007 года
Показатель
Омская область
Омский район
Доля Омского района в областном масштабе, % Территория, км кв. 141,1 3,6 3 Численность населения, тыс.чел. 2034,6 91,7 5 Плотность населения, чел./км кв. 14,4 25,5 177
Таблица А.2Сведение экономического развития районов области по состоянию на 01.01.2007года
Показатель
Омская область
Омский район
Рейтинг района
Производство продукции, тонн/на душу населения, кг
в т.ч. скот и птица на убой в живом весе 103308/50,6 65151/711,3 1/1 молоко 359747/176,3 18019/196,1 6/25 Средняя месячная номинальная заработная плата, руб. 7247,8 6077,6 1 Просроченная задолженность по плате за труд, тыс. руб. 189023 1201 15 Численность безработных на учёте, чел. 22363 350 2
Приложение Б
Таблица Б.1Структура товарной продукции ЗАО «Андреевское»
Отрасль и вид товарной продукции
Выручка от реализации продукции
2004
2005
2006
В среднем за три года
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
% Отрасли растениеводства, всего 2929 24 2410 23 946 11 6285 20 в т.ч. зерно 2011 16 1931 18 871 11 4813 15 Прочая продукция 329 3 351 3 25 705 2,26 Продукция переработанная 589 5 128 1 50 1 767 2,46 Отрасли животноводства, всего 9447 76 8083 77 7338 89 24868 80 в т.ч. молоко цельное 5580 45 3191 30 1706 21 10477 34 мясо крупного рогатого скота 3731 30 4724 45 5486 66 13941 45 Продукция переработанная 136 1 168 2 146 2 450 1 Всего по основной деятельности 14990 100 12376 100 8284 100 35650 100
Коэффициентспециализации, Кс имеет формурасчёта:
Кс = 100 / Ут*(2Н-1), / 1 /
где Ут – доля отдельных отраслей втоварной продукции;
Н – порядковый номеротрасли по доле каждого вида продукции в ранжированном ряду.
Значение меньше 0,2,уровень специализации низкий, от 0,2 до 0,4 — средний, от 0,4 до 0,6 – высокий,выше 0,6 – очень высокий (углубленная специализация).
Кс = 100/45*1+34*3+15*5+2,46*7+2,26*9+1*11=0,37
Организация ЗАО«Андреевское» имеет средний уровень специализации, поскольку значениекоэффициента находится в пределах от 0,2 до 0,4.
Продолжение таблицы Б
/>
/> /> /> /> />
растениеводства
ЖКХ
Приложение Б
Таблица Б.2
Размер и структурасельскохозяйственных угодий ЗАО «Андреевское»
Вид угодий
Площадь, га
Структура, %
Земельного фонда
Сельскохозяйственных угодий
2004
2005
2006
2004
2005
2006
2004
2005
2006 Пашня 8787 8787 8787 х х х 78,34 78,34 78,34 Сенокосы 766 766 766 х х х 6,83 6,83 6,83 Пастбища 1664 1664 1664 х х х 14,83 14,83 14,83 Всего с.-х угодий 11217 11217 11217 94,48 94,48 94,48 100 100 100 Площадь леса 107 107 107 0,90 0,90 0,90 х х х Пруды и водоёмы 81 81 81 0,68 0,68 0,68 х х х Прочие земли 467 467 467 3,94 3,94 3,94 х х х Общая земельная площадь 11872 11872 11872 100 100 100 х х х
Таблица Б.3 Влияниеобеспеченности ЗАО «Андреевское» основными средствами, их структуры и уровняиспользования на изменение объёма товарной продукции
Показатель
Годы
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп роста, %
2005
2006 Объём товарной продукции, тыс. руб. 12376 8284 -4092 67 Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. 54292 34052 -20240 63 в т.ч. стоимость активной части, тыс. руб. 43392 25631 -17761 59 Доля активной части, % 20 25 5,0 – Фондоотдача активной части, руб. 29 32 0,04 –
Отп = Ос*Да*Фоа /1 /
где Ос–среднегодоваястоимость основных производственных средств, тыс. руб.;
Да – доля активной частиосновных средств, в %;
Фоа – фондоотдача активной части основныхпроизводственных средств, руб.
Отп (Ос)=∆Ос*Да0*Фо0=-20240*0,20*0,29=-4614 тыс. руб.;
Отп (Да)=∆Да*Ос1* Фо0=0,05*34052*0,29=1799 тыс. руб.;
Отп (Фо)= ∆Фо*Да1* Ос1=0,04*0,25*34052=-1277 тыс. руб.;
Отп= Отп (Ос)+ Отп (Да)+Отп (Фо)=-4614+1799+(-1277)=-4092 тыс. руб.
Таблица Б.4Обеспеченность ЗАО «Андреевское» трудовыми ресурсами, их структура и динамика:наличие человек
Показатель
2004
2005
2006
Абс. откл. По сельскохозяйственной организации, всего 224 163 112 -112 в т.ч. работники, занятые в сельскохозяйственном производстве 185 127 86 -99 в их числе рабочие полеводства 26 18 12 -14 — скотоводства 59 37 25 -34 Служащие 31 29 20 -11 Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах 30 28 19 -11 Работники, занятые прочими видами деятельности 9 8 7 -2
Интенсификациясельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность
Показатели оценки уровняинтенсификации, концентрации ресурсов в пределах конкретного предприятия(отрасли)
Стоимость основныхпроизводственных фондов, руб.
И= Ф0/Зп / 1 /
Сумма текущихпроизводственных затрат в денежном выражении, руб.
И=Пз/Зп / 2 /
Затраты животного труда,чел.-ч
И=Т/Зп / 3/
Показатели оценкиэкономической эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства
Выход валовой продукции сединицы земельной площади, руб.
Эи=ВП/Зп / 4 /
где Эи – экономическаяэффективность интенсификации, руб./га;
ВП – стоимость валовойпродукции, руб.;
Зп – земельная площадь,га
Прибыль с единицысельскохозяйственных угодий, руб.
Эи=Пр/Зп / 5 /
где Пр – прибыль, руб.
Приложение В
Таблица В.1 Наличиепроизводственных ресурсов, экономический результат их вложения в основноепроизводство ЗАО «Андреевское»
Показатели
Годы
2004
2005
2006
2006г. в % к 2004г. Среднегодовая стоимость производственных средств основной деятельности, тыс. руб. 68849 54292 34052 49 Текущие производственные затраты на производство в основных отраслях, тыс. руб. 28927 20750 22024 76 Трудозатраты в основных отраслях сельскохозяйственного производства, тыс.чел.-ч 498 310 208 42 Стоимость основных видов продукции в сопоставимых ценах 2005 г., тыс. руб. 6905 3432 1706 25 Прибыль (убыток) от продаж основных видов товарной продукции собственного производства и продуктов её переработки, тыс. руб. -6146 -4069 -12340 201
Таблица В.2 Цены наосновные виды товарной продукции в 2006 году в ЗАО «Андреевское»
Продукция
Реализовано, тыс. руб.
Количество, ц
Цена, тыс. руб./ц Зерно 871 4562 0,191 Мясо крупного рогатого скота 5486 1865 2,942 Мясопродукция 146 144 1,014 Молоко цельное 1706 3348 0,510
Таблица В.3Стоимость реализации основных видов продукции в ценах 2006 года в ЗАО«Андреевское»
Продукция
2006
2005
2004
тыс. руб.
к-во, ц
тыс. руб.
к-во, ц
тыс. руб. Зерно 871 9419 1798 12700 2425 Мясо крупного рогатого скота 5486 2107 6198 2111 6210 Мясопродукция 146 297 301 54 55 Молоко цельное 1706 6735 3432 13550 6905
Продолжение приложенияВ
Таблица В.4Динамика основных технико-экономических показателей работы ЗАО «Андреевское» за2004-2006 гг.
Показатель
Величина показателя по годам
2004
2005
Темп роста, % к 2004г.
2006
Темп роста, % к 2005г.
Темп роста, % к 2006г. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 13033 11300 87 10843 96 83 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 19340 15185 79 22726 150 118 Валовая прибыль, тыс. руб. -6307 -3885 62 -11883 306 188 Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. -6307 -3885 62 -11883 306 188 Операционные доходы и расходы, тыс. руб. (с-до) 909 -1127 х -9691 860 х Внереализационные доходы и расходы, тыс. руб. (с-до) -75 -72 96 -6135 8521 х Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. -5473 -5087 93 -27717 545 506 Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб. -5473 -4429 81 -27717 626 506 Затраты на один руб. продаж, руб. 1,48 1,34 91 2,10 156 142