ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАКЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»
Выполнила:
Слушатель 1 группы ИПП
Матвеева Ю.В.
Научный руководитель:
Вавилов Ю.Я.
Москва, 2002
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
§1. Экономическая сущностьгосударственного бюджета. 5
§2. Источники формирования инаправления расходования средств государственного бюджета. 12
§3. Роль государственного бюджета какфинансовой базы социально-экономического развития общества. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы… 26
/>Введение
В формировании и развитииэкономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую рольиграет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властьюэкономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющихгосударству осуществлять экономическое и социальное регулирование, являетсяфинансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Смомента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретаютвсеобщий характер.
Бюджетная системаРоссийской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджетысубъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ –главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовымпланом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона;государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны,отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджетгосударства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образованияи использования централизованного фонда денежных средств государства.
Варьируя основныепоказатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и ПравительствоРоссийской Федерации могут определенным образом влиять на экономическуюситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Черезгосударственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшемперераспределяются и используются для целей государственного регулированиясоциально-экономического развития Российской Федерации и реализациифинансово-бюджетной политики страны.
Все вышесказанное свидетельствует о том, чтоизучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических изаконодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело внастоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовойработы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственногобюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны,выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачаминастоящей курсовой работы являются:
– раскрытиесодержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
– рассмотрениеисточников формирования и направлений расходования средств государственногобюджета;
– определение ролигосударственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развитияобщества.
При написании настоящейкурсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ,Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 15 августа 2002 года),иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения,статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнениягосударственного бюджета.
/>§1.Экономическая сущность государственного бюджета.
Целенаправленноесоциально-экономическое развитие государства обеспечивается образованиемразличных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фондаденежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾ ведущее звено финансовой системыстраны.
Общее понятиегосударственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенныхдля финансового обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие,характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежныхсредств…»
В материальном пониманиигосударственный бюджет представляет собой централизованный в масштабахгосударственного или административно-территориального образования денежныйфонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственнойвласти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета неявляется постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянноменяется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однакосущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях,связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е.в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
Как экономическаякатегория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных)отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения ииспользования государственного централизованного фонда денежных средств.Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическимии физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощиналогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетногофонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственныйбюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходовнаселения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач ифункций государства, социально-культурных мероприятий.
Понятие государственногобюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного(правового) установления государственного бюджета он рассматривается какфинансовый план государства.
В смысле правового актагосударственному бюджету дается следующее определение.
Государственный бюджет ¾ это основной финансовый планобразования, распределения и использования централизованного денежного фондагосударства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным)органом государственной власти. Такой финансовый план образования,распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственногобюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетныхотношений.
Сердцевиной финансовогопланирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемыйодновременно с планом социального развития системы как составная его часть.Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных иденежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводногофинансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого балансаформирования и расходования централизованного денежного фонда государства вовзаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Главное назначениегосударственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развитияэкономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Государственный бюджетслужит основным инструментом государства в централизации и перераспределениивалового общественного дохода. Государственный бюджет страны ¾ основная форма планированияобразования и использования централизованного фонда денежных средств в целяхрасширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепленияобороноспособности государства.
Формирование ииспользование государственного бюджета в Российской Федерации имеет рядотличительных черт.
Будучи финансовым планом,государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1. Составление и использование бюджетаносит ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов является одним изважных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый методбюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежныхдоходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходами расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иныхпропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех илииных расходов.
2. Формирование и использованиегосударственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал синициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализациипринципа развития демократического общества.
3. С помощью государственного бюджетапроисходит перераспределение национального дохода между отраслями народногохозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
4. Отличительной чертой государственногобюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан совсеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как поформированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнениеэтих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесспроизводства, роста накоплений.
Государственныйбюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношениймежду государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения иперераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода иформирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Формированиегосударственного бюджета происходит как на стадии первичного распределениянационального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичногораспределения национального дохода государство получает в свое распоряжениечасть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизови др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибылипредприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Сущностьбюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в егофункциях.
Государственному бюджету, как и всей системефинансов, присущи две функции ¾распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощьюраспределительной функции бюджета происходит распределение средств напроизводственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевоераспределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевогоназначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и ихиспользование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое итерриториальное распределение национального дохода осуществляется всоответствии с потребностями экономического и социального развития регионов иотраслей.
Непроизводственная сферане участвует в создании национального дохода, но является активным егопотребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства назаработную плату, техническое оснащение и содержание учрежденийнепроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налогигосударственный бюджет выступает важным институтом распределения(регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышенияэффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержкаотдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомнойпромышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторымдругим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных ибыстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределениифинансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленностьбюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являютсяподдержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов,студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учрежденийздравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функциягосударственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджетаи финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночныхотношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и ихиспользования усиливается.
Контрольная функциябюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средствгосударства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовыересурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основуконтрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое всоответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средствдля централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходованиифинансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функциябюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджетпоказывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств вбюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферахпроизводства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появлениедиспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональнымиспользованием финансовых ресурсов.
Функции государственногобюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основеиспользования бюджетного механизма, который является реальным воплощениембюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений нарешение экономических и социальных задач.
Таким образом, основнымифункциями государственного бюджета, как основного финансового планагосударства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, котороевлияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовоеобеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованиемфонда денежных средств.
Через государственныйбюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджетшироко используется для межотраслевого и территориального перераспределенияфинансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещенияпроизводительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современныхусловиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный,топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствуетформированию рациональной структуры общественного производства, улучшениюпропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессебюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношениемежду централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственныйбюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый напредприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетногопланирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношениемежду централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств,определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, истепень участия предприятий формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налоговвыступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулированияэкономики и повышения эффективности производства.
В отношения сгосударственным бюджетом вступают почти все участники общественногопроизводства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход,однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и частистоимости необходимого продукта.
/>§2.Источники формирования и направления расходования средств государственногобюджета.
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотримих на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всехуровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетнаяклассификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «Обюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.
Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитовбюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровнейбюджетной системы РФ.
Основные принципы бюджетной классификации полностьювошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификациявключает:
1. классификациюдоходов бюджетов РФ;
2. функциональнуюклассификацию расходов бюджетов РФ;
3. ведомственнуюклассификацию расходов федерального бюджета;
4. экономическуюклассификацию расходов бюджетов РФ;
5. классификациюисточников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
6. классификациюисточников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
7. классификациювидов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований;
8. классификациювидов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.
Особое внимание обращенона доходы бюджетов разных уровней (см. схему 1).
Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством враспоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
/>
Схема 1.Структура доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной классификации вседоходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
– прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
– налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
– налоги на товары и услуги;
– налоги на имущество;
– платежи за использование природных ресурсов;
– налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
– прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетногокодекса относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местногосамоуправления;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации,компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ,субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы отвнешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включаютследующие поступления:
– От нерезидентов;
– От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные повзаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
– От государственных внебюджетных фондов;
– От государственных предприятий и учреждений;
– От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы ¾это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государстваи местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующимнаправлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемыхисключительно из федерального бюджета:
– обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ,Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органовисполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы наобщегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждениифедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
– функционирование федеральной судебной системы;
– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
– национальная оборона и обеспечение безопасности государства,осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морскоготранспорта;
– государственная поддержка атомной энергетики;
– ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствийфедерального масштаба;
– исследование и использование космического пространства;
– содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или введении органов государственной власти РФ;
– формирование федеральной собственности;
– обслуживание и погашение государственного долга РФ;
– компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплатугосударственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащихфинансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средствфедерального бюджета;
– пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценныхкамней, государственного материального резерва;
– проведение референдумов и выборов РФ;
– федеральная инвестиционная программа;
– обеспечение реализации решений федеральных органов государственнойвласти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетныхдоходов бюджетов других уровней;
– обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,передаваемых на другие уровни власти;
– финансовая поддержка субъектов РФ;
– федеральный статистический учет;
– прочие расходы.
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные вфедеральном бюджете на 2002 года.
Табл. 1. Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение) сумма Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %
Налоговые доходы, всего
1 726 310 100,0
81,21% Налог на прибыль 207 443 700,0 9,76% Налог на игорный бизнес 1 009 200,0 0,05%
Налог на добавленную стоимость
773 508 000,0
36,39% Акцизы 224 815 000,0 10,58% Лицензионные и регистрационные сборы 804 100,0 0,04% Налог на покупку иностранных денежных знаков 1 849 400,0 0,09% Налоги на совокупный доход 5 677 600,0 0,27% Налоги на имущество 920 000,0 0,04% Платежи за использование природными ресурсами 183 715 700,0 8,64% Таможенные пошлины 324 108 900,0 15,25% Прочие налоги, пошлины и сборы 2 458 500,0 0,12%
Неналоговые доходы, всего
104 284 200,0
4,91% Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 50 472 500,0 2,37% Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства 2 779 400,0 0,13% Перечисление прибыли Банка России 4 000 000,0 0,19% Платежи от государственных организаций 13 972 400,0 0,66% Плата за пользование водными биологическими ресурсами 7 000 000,0 0,33% Доходы от использования лесного фонда 1 950 000,0 0,09% Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 4 822 300,0 0,23% Доходы от продажи земли и нематериальных активов 290 000,0 0,01% Административные платежи и сборы 804 100,0 0,04% Доходы от внешнеэкономической деятельности 47 911 900,0 2,25% Прочие неналоговые доходы 3 114 300,0 0,15%
Доходы целевых бюджетных фондов, всего
13 893 900,0
0,65% Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет 281 230 000,0 13,23%
Всего доходов
2 125 718 200,0 100%
Основная часть доходного потенциала (табл. 1)федерального бюджета на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которыесоставляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91%составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайненеэффективном использовании федеральной государственной собственности,поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферыостается достаточно высокой ¾около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в арендусоставляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основныеналоговые поступления ¾ этокосвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов.Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходныхисточников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собойнадбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, вконечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутреннийпокупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможностиэкономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налоговявляются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ иместные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как,например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный,спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги наоперации с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенныеплатежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждыйгод содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов иплатежей субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующиедоходную часть федерального бюджета.
Структура и основные составляющие расходной частифедерального бюджета на 2002 год приведены в табл. 2.
Табл. 2. Расходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение). Сумма Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, % Государственное управление и местное самоуправление 56 745 563,30 2,91% Судебная власть 19 111 999,80 0,98% Международная деятельность 42 858 764,50 2,20% Национальная оборона 284 157 831,50 14,59% Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 173 863 288,30 8,93% Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 30 317 957,10 1,56% Промышленность, энергетика и строительство 57 707 669,70 2,96% Сельское хозяйство и рыболовство 26 821 500,00 1,38% Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9 758 799,80 0,50% Транспорт, связь и информатика 7 034 319,70 0,36% Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 693 085,00 0,45% Образование 80 088 334,70 4,11% Культура, искусство и кинематография 10 292 505,80 0,53% Средства массовой информации 10 264 830,20 0,53% Здравоохранение и физическая культура 31 908 141,60 1,64%
Социальная политика
430 350 521,50
22,10% Обслуживание государственного долга 285 009 298,70 14,64% Финансовая помощь бюджетам других уровней 265 406 554,00 13,63% Исследование и использование космического пространства 9 742 000,00 0,50% Военная реформа 16 544 982,80 0,85% Дорожное хозяйство 68 519 404,00 3,52% Прочие расходы -3 067 652,00 -0,16% Резервный фонд 4 300 000,00 0,22% Проведение выборов и референдумов 2 632 436,00 0,14% Целевые бюджетные фонды 13 893 900,00 0,71%
Всего расходов
1 947 386 255,40 100%
Кроме того:
Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога 281 230 000,00
Спецификой федерального бюджета РФ являетсяфинансирование за сет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числефиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования,международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций ипоследствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга.Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственногоуправления, правоохранительной деятельности.
В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельныйвес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга(20,09%). В федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику.Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальнуюполитику.
Расходы федерального бюджета являются общественнополезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышениеэффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливаетмногообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всеммногообразии бюджетных расходов они служат единой цели ¾ обеспечению финансовыми ресурсами федеральныхпотребностей.
/>§3.Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономическогоразвития общества.
Роль государственного бюджета, прежде всего,состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансовогообеспечения деятельности государственных органов и органов местногосамоуправления. В табл. 2 перечислены направления деятельности государства,которые обеспечиваются бюджетными средствами.
Государственный бюджет является важным инструментомпретворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечиваетцентрализацию средств, необходимых для решения основных направленийнаучно-технического прогресса, образования резервов в общенациональноммасштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственномбюджете денежные средства предназначаются для осуществлениясоциально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасностигосударства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональныепрограммы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета всоциально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитиеэкономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляетперераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуруобщественного производства, влияет на социальные преобразования. В условияххозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путемизменения методов бюджетного воздействия на общественное производство,используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействияна экономику ¾ предоставляеторганизациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляетбюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс,добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляетсяпосредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежнымисредствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развитияобщественного производства.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем.Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы ¾ просвещения, здравоохранения,социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе рольгосударственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловленоэто тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являютсяфинансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на болеевысокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того,государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствийрасслоения граждан по их материальному положению.
3. На современном этапе развития экономики государственный бюджетстановится одним из основных инструментов государства в проведенииэкономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы,государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведениеэкономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономическогоразвития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетноефинансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. Навозвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита накапитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов(предприятий) культурно-бытового назначения ¾магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ,больниц, жилья, театров и других предприятий.
5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует иконцентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованномгосударственном фонде для финансирования народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, насодержание органов государственной власти и образования резервов. Рольгосударственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагомвоздействия на развитие производительных сил общества, ускорениенаучно-технического прогресса при умелом использовании его средств.Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политикигосударства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
6. Государственный (федеральный) бюджет ¾это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансированиинародного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурныхмероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этихобщереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной властиежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.
Государственный бюджет исконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования прираспределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансированиягосударственных программ.
/>Заключение.
В настоящей курсовойработе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущностьгосударственного бюджета как экономической категории.
При написании работы былипоставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета какэкономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотретьисточники формирования и направления расходования средств государственногобюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базысоциально-экономического развития общества.
В результате написанияданной курсовой работы автор пришел к следующим выводам:
1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы являетсяодним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлятьэкономическое и социальное регулирование.
2. Государственный бюджет является экономической категорией и выражаетэкономические отношения, опосредующие процесс образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджеткак экономическая категория выражает систему экономических отношений междугосударством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения иперераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода иформирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
3. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории,проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системефинансов, присущи две функции ¾распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощьюраспределительной функции бюджета происходит распределение средств напроизводственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевоераспределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевогоназначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и ихиспользование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессеформирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства ивыражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджетпоказывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контрольпреследует три основные цели: мобилизацию денежных средств дляцентрализованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходованиифинансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
4. Источники формирования и направления использования государственногобюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификациядоходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетнойклассификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетнаяклассификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитовбюджетов. Основная цель такой группировки ¾обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системыРФ. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговыепоступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления.Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетныхсредств на выполнение основных функций государства (функциональнаяклассификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация);по распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.
5. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитииобщества заключается в следующем:
– государственный бюджет является инструментом воздействия на развитиеэкономики.
– государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем.
– государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономическогоразвития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
– бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопленияпредприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде.
– государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства даютвозможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетомприоритетности финансирования государственных программ.
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. Федеральныхзаконов от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ,от 10.07.2002 № 86-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымизаконами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ).
3. Федеральныйзакон «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ (вред. Федеральных законов от 12.03.2002 № 27-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от4.07.2002 № 99-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от25.10.2002 № 126-ФЗ).
4. Федеральныйзакон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года№ 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 115-ФЗ, от 08.08.2001 N127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ).
5. ФедеральныйЗакон «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ (вред. Федеральных законов от 24.03.2001 № 34-ФЗ, от 08.08.2001 № 131-ФЗ, от08.08.2001 № 132-ФЗ, от 17.10.2001 № 135-ФЗ, от 14.12.2001 № 161-ФЗ, от25.07.2002 № 116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 №194-ФЗ).
6. ПостановлениеПравительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программеразвития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
7. УказПрезидента Российской Федерации «О мерах по укреплению финансовой дисциплины иисполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998года № 554.
8. ГодинА.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебноепособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
9. ВахринП.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2002.
10. Бюджетная система РоссийскойФедерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 1999.
11. Комментарий к Бюджетномукодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 1999.
12. Источники Интернета.