Реферат
ПОДГОТОВКА СУДОВ КПЛАВАНИЮ
Содержание
1. ПРИЕМСУДНА ПОСЛЕ РЕМОНТА И ЗИМНЕГО ОТСТОЯ
2. ПОДГОТОВКА СУДНА К ВЫХОДУ В ПЛАВАНИЕ
3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПЛАВАНИЮ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ
4.ЗАПРЕЩЕНИЕ ВЫХОДА В ПЛАВАНИЕ
1. ПРИЕМ СУДНА ПОСЛЕ РЕМОНТА И ЗИМНЕГООТСТОЯ
Суда, вводимые в эксплуатацию, должны находиться в исправном техническомсостоянии, иметь разрешение Речного Регистра РСФСР на допуск к плаванию, бытьукомплектованы квалифицированным экипажем согласно утвержденному штатномурасписанию, снабжены комплектом запасных частей, инвентарем, инструментами иматериалами по утвержденным нормам и соответствующими судовыми документами.
Механик и капитан судна в процессе ремонта проверяют и принимаютзаконченные по отдельным частям корпус, машины, вспомогательные механизмы,устройства, трубопроводы, палубное и машинное оборудование. В случаенеобходимости капитан судна имеет право вызвать представителей РечногоРегистра, технического, пожарного и санитарного надзора и органов охраны трудадля участия в проверке и принятии ремонтных работ.
Контроль за качеством ремонтных работ, изготовлением отдельныхдеталей, узлов, механизмов и оборудования и их технический прием осуществляетотдел технического контроля (ОТК) предприятия. ОТК обязан оформлять акты ипротоколы промежуточных и окончательных испытаний, а также прикладывать к нимсертификаты на материалы, паспорта или формуляры на механизмы, оборудование иготовые изделия.
Принимая выполненные ремонтные работы, капитан должен обращатьглавное внимание на соблюдение технических требований, которым должныудовлетворять принимаемые работы.
При проверке отремонтированного корпуса следует, прежде всего,обратить внимание на качество замененной обшивки или поставленных заплат.Особенно тщательно следует осматривать труднодоступные места
(форпик, ахтерпик и цистерны). Нужно следить за тем, чтобысвариваемые части были хорошо очищены от краски, ржавчины и окалины. Послесварки проверяют, нет ли непроваров, пузырей, трещин и шлаков в сварных швах.Водонепроницаемость отремонтированного корпуса проверяют, наливая в него воду(из брандспойта).
При проверке водонепроницаемости швов керосином их предварительнообмазывают мелом с наружной стороны; если мел пожелтеет, то шов водотечен.Топливные цистерны и коффердамы обязательно испытывают, наливая воду в них допалубы.
В период ремонта палубного настила проверяют качество и размерыдосок, применяя только стандартный материал. Стыки досок должны быть разогнаныв соседних поясах не ближе чем на 3 шпации.
Доски к бимсам должны крепиться оцинкованными болтами, под головкукоторых подматывают смоляную паклю, а под гайку ставят шайбу. Каждое отверстиев доске должно быть закрыто деревянной пробкой для предохранения палубы отводотечности, преждевременного загнивания дерева.
После конопатки деревянного настила палубы (перед заливкой пазовсмолой или специальной пастой) проверяют качество конопатки. При ударах поконопатке она не должна осаживаться. Заливать пазы смолой или пастой нужнотолько по сухой пакле.
При ремонте палубных надстроек, помимо качества материала,проверяют (по отвесу) точность установки обрешетника, контуры которого должнысоответствовать чертежам.
Плинтусы с наружной стороны у дверей следует устанавливать напропитанную суриком парусину, верх которой ровным слоем покрывается шпаклевкой,а оконные раскладки — на шпаклевку. Все шпигаты должны обеспечивать свободныйсток воды за борт.
Ремонт жилых помещений обязаны проводить в соответствии стребованиями Речного Регистра РСФСР, санитарного надзора и органов охранытруда.
Принимая из ремонта рулевое устройство, основное внимание нужнообращать на состояние штуртроса и валикопровода. Штуртрос должен быть хорошонатянут, а в талрепах, если в дальнейшем потребуется его
подтянуть, необходим запас резьбы. Ролики, звездочки, валики,упоры, секторы должны быть прочно закреплены, все движущиеся части закрытыпредохранительными щитами, решетками или кожухами.
В якорном устройстве проверяют, правильно ли уложены звеньяякорной цепи в гнезде цепных звездочек в рабочих условиях. Если гнездазвездочек наваривались, то гнезда очищают от заусениц и острых кромок. Вертлюгиякорных цепей должны свободно вращаться, спинки соединительных скоб обращены кякорю, а спинка якорной скобы — к судну. Необходимо, чтобы шпильки скоб былипрочно зашплинтованы. Устройства для отдачи, подъема и крепления якоря должныработать безотказно и быть безопасными в работе.
Во время приема швартовного устройства осматривают барабанышвартовных брашпилей, шпилей, клюзы, киповые планки и их роульсы, кнехты,битенги, утки; при этом проверяют, нет ли острых кромок и заусениц. Особенноследует проверить прочность крепления швартовных и буксирных кнехтов; местасоединения кнехтов с палубой не должны пропускать в корпус воду.
В буксирном устройстве проверяют прочность установки стойки икрепления на ней буксирного гака, а также прочность упора и соединения оттяжек.При этом буксирные гаки не должны иметь острых кромок и буксирный канат долженлегко отдаваться. Буксирные арки должны обеспечивать свободную обкаткубуксирного каната с борта на борт.
Проверяя буксирные лебедки, главное внимание обращают нанормальную работу их при выборке и вытравливании буксирного каната, а также нанадежное крепление каната стопорами.
Принимая грузовые устройства, проверяют, заменены ли новымиизношенные детали, канаты, цепи, блоки, гаки и испытаны ли они на максимальнуюгрузоподъемность, в соответствии с существующими правилами. Люковые крышкидолжны плотно пригоняться по комингсам люков и легко открываться.
Осматривая шлюпочное устройство, следует обратить внимание насостояние шлюпочных талей, правильный и удобный спуск и подъем шлюпок,водонепроницаемость шлюпок и оснащение их исправным инвентарем согласноутвержденным нормам.
Жилые помещения и места общего пользования проверяют всоответствии с требованиями пожарной охраны, санитарного надзора и органовохраны труда.
Для организованного выпуска из ремонта судов после осеннего иливесеннего технического обслуживания и текущего или среднего ремонта, помимоокончательного приема в эксплуатацию, предусматривается предварительный прием взимних условиях для всех типов самоходных судов по их технической готовности.
Законченным ремонтом по технической готовности считается суднопосле проведения всех ремонтных, модернизированных и других работ,предусмотренных ремонтной ведомостью и дополнительными заказами, за исключениемотдельных, работ, выполнить которые в зимний период невозможно по климатическимусловиям. Например, очистка и окраска снаружи надводной части бортов инадстроек, мытье, окраска и лакировка судовых помещений и других,пpeдycмoтpeнныx «Номенклатурой ремонтных работ», допускаемых к выполнению послесдачи судна по технической готовности.
Суда по технической и эксплуатационной готовности принимаеткомиссия, назначаемая владельцем флота, которая оформляет прием актом.
После выполнения всех ремонтных работ окончательно проверяют,испытывают и принимают судно из ремонта, а одновременно со сдаточнымииспытаниями — готовность судна к эксплуатации и обеспеченность его необходимыминвентарем, запасными частями, навигационным снабжением.
Прием судов из ремонта в эксплуатацию проводится в сроки, устанавливаемыеграфиком. На судовой экипаж совместно с предприятием — исполнителем ремонтавозлагается подготовка судна к эксплуатации.
При приеме судна из среднего, капитального и восстановительногоремонтов в эксплуатацию проводят швартовные и ходовые испытания.
На швартовных испытаниях проверяют работу главных двигателей,энергетических установок, котлов и вспомогательных механизмов, а такжеиспытывают в рабочем состоянии судовые устройства и системы.
При проверке рулевого устройства неоднократно перекладывают рульс одного борта на другой при помощи ручного и отдельно механического привода;одновременно проверяют, исправна ли линия проводки штуртроса или валопровода,правильна и согласована ли работа аксиометра, исправно и быстро переключаетсярулевое устройство с механического на ручной привод. Для проверки якорногоустройства несколько раз отдают и поднимают якорь, следят за скоростью подъема,а также за работой стопоров и тормозных устройств, учитывая при этом, чтомощность брашпиля должна обеспечивать одновременный отрыв от грунта и подъемсразу двух якорей.
При испытании водоотливной системы проводят пробную откачку водыиз всех отсеков судна.
Противопожарную систему испытывают обязательно в присутствиипредставителя пожарной охраны. При этом опробуют исправность пожарных насосов.Проверяют также исправность аппаратов паротушения, пенотушения и другихпротивопожарных средств.
Средства связи — машинный телеграф, дистанционно-автоматическоеуправление, звонки, переговорные трубы, телефоны — проверяют, передавая по нимразличные распоряжения.
У буксирных судов во время швартовных испытаний определяют силутяги на гаке, а у толкачей — силу упора.
На ходовых испытаниях проверяют работу главных и вспомогательныхмеханизмов при различных режимах работы, скорость движения, управляемость суднана переднем и заднем ходу, а также определяют циркуляцию и инерционные качествасудна.
Механизмы, оборудование, устройства, системы, электрооборудование,средства связи и электрорадионавигации, не требующиеся для испытания ходовогорежима, полностью испытывают в процессе швартовных испытаний судна.
Продолжительность и режимы швартовных и ходовых испытаний должнысоответствовать установленному государственному стандарту и «Правилам ремонтасудов МРФ».
После осеннего или весеннего технического обслуживания, текущегоремонта или зимнего отстоя без ремонта продолжительность швартовных и ходовыхиспытании не регламентируется, а по усмотрению комиссии кратковременно опробуютвсе механизмы и элементы судна нарежимах, обеспечивающих проверку их исправности и работоспособности.
Дефекты, выявленные в процессе приема судна в эксплуатацию,должны быть устранены исполнителем ремонта в минимально сжатые сроки.
Результаты испытаний оформляют актом, в котором отмечают состояниесудна по его отдельным элементам (корпусу, надстройкам, судовым устройствам,паровым котлам, главным двигателям, вспомогательным механизмам,машинно-котельному отделению, движителям, судовым системам,электрооборудованию). Акт подписывают члены приемной комиссии, а также капитани механик судна, после чего судно считается принятым в эксплуатацию.
2. ПОДГОТОВКА СУДНА К ВЫХОДУ В ПЛАВАНИЕ
Общие требования.
Судно считается пригодным квыходу в рейс, если оно находится в исправном техническом состоянии, укомплектованоэкипажем согласно утвержденному штатному расписанию, снабжено полным запасомтоплива, материалами, инвентарем и продуктами питания.
Все суда должны также иметь запасные части, инструменты иматериалы для выполнения судовых работ, противопожарный инвентарь испасательные средства по нормам, утвержденным Минречфлотом в соответствии срайоном плавания и назначением судна.
Суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь следующиедокументы: удостоверение на годность к плаванию, выдаваемое Речным Регистром;паспорт судна; судовое свидетельство, выдаваемое органами судоходной инспекции;список членов судового экипажа (судовую роль); штатное расписание; книгуосмотра судов; вахтенный журнал; расписание общесудовых тревог; радиожурнал (насудах, имеющих радиостанции).
Плавание на озерах и водохранилищах разрешается только тем судам,которые имеют соответствующий класс Речного Регистра, а в прибрежных морскихрайонах — судам, которые дооборудованы в соответствии с Правилами Регистра. Плаваниесудов в этих районах обычно допускается при определенном ветроволновом режиме иудалении от мест-убежищ или берега.
Подготовка судна к каждому выходу в рейс имеет свои специфическиеособенности, которые определяются типом судна, районом плавания, периодом ипродолжительностью рейса, родом перевозимого груза и т. д., однако общиеположения и требования, определяемые действующими правилами и положениями,остаются идентичными для всех судов.
Подготовка к очередному рейсу буксира-толкача: состоит из следующих операций:
уборки буксирных канатов (сцепов) и бухт с приведенного состава;
снабжения топливом, смазкой, материалами, продовольствием,газетами, журналами и т. п.;
осмотра судна и его профилактического ремонта;
формирования и учалки нового состава и выхода в рейс.
Все операции должны проводиться по заранее выработанномутехнологическому процессу, направленному на быстрейшую обработку прибывшегосудна и своевременное отправление его в очередной рейс.
В целях сокращения времени на подготовку к очередному рейсу впорту прибытия ее необходимо начинать еще до прихода в порт. Для этого капитанчерез механика и 1-го штурмана заранее выясняет количество топлива, смазки,материалов, продовольствия, вид предполагаемого ремонта и т. п. и, используяимеющиеся средства связи, сообщает заявку диспетчеру порта. Такая информациядает возможность береговым работникам заранее подготовиться к встрече судна.
Затем необходимо составить план подготовки к очередному рейсу,тщательно продумав возможность совмещенного выполнения отдельных операций повремени, распределить экипаж судна по отдельным заданиям, назначитьруководителей работ.
На рейде прибытия прибывающий состав встречает капитан рейда,который указывает место постановки состава. Согласовывается время и местопроведения ремонта, получения топлива и смазки, материалов, продовольствия и т.п.,
Для сокращения времени подготовки судна к рейсу в необходимыхслучаях экипажу состава выделяется разъездной транспорт (катер, автомашина). Накрупных рейдах для снабжения судов продовольствием используют плавучиемагазины.
При проследовании рейда промежуточного порта транзитный составснабжают всем необходимым на ходу.
Маневровые работы в крупных портах, связанные с расформированиеми формированием составов, переводом несамоходных судов с рейда к причалам иобратно на рейд, осуществляются специальным рейдовым флотом.
После выполнения всех запланированных работ капитан получает отдиспетчера план-приказ на выход в очередной рейс.
В соответствии с планом-приказом капитан принимает состав ипроверяет: техническое состояние судов; габаритные размеры состава (длину,ширину, осадку); наличие экипажа на каждом судне; обеспеченность продовольствием,материалами; исправность судовых устройств (особенно якорного и рулевого),средств сигнализации; надежность и правильность учалки судов в составе. Наосновании осмотра составляет акт о приеме судов к буксировке (толканию) суказанием их технического состояния.
Подготовка к рейсу пассажирского судна состоит из следующего:
прибывающее в порт назначения судно ошвартовывается упассажирского причала, где высаживают пассажиров и выгружают почту и багаж;багаж, почту, постельное белье можно выгружать одновременно с выходомпассажиров, если эта выгрузка проводится через другой пролет судна;
судно переходит к грузовому причалу, указанному диспетчером длявыгрузки (в зависимости от условий выгружаться можно на нескольких причалах);
после выгрузки или по мере освобождения трюмов и палуб от грузаих убирают;
окончив выгрузку, переходят к причалу под погрузку и послеосмотра грузовых помещений приступают к погрузке;
когда погрузка окончена и оформлены грузовые документы, следуют кбункерной базе, где принимают топливо, смазку и другие материалы;
судно подают к пассажирскому причалу (не позднее, чем за 1 ч доотхода в рейс) для посадки пассажиров, погрузки почты и багажа.
Параллельно с грузовыми операциями и бункеровкой осматривают ивыполняют профилактический ремонт механизмов, устройств, пассажирскихпомещений, получают продовольствие, инвентарь и т. п. В это же время проводятдезинфекцию пассажирских помещений и мест общего пользования, а затемтщательную уборку их, а также кают, коридоров, террас, палуб, мебели, моюткорпус, надстройки и т. п.
На пассажирских и грузопассажирских судах, совершающих рейсыпродолжительностью более 5 дней, по окончании рейса, а на судах с меньшейпродолжительностью рейса не реже одного раза в неделю должна проводиться полнаяуборка всех помещений. Мягкая мебель и матрацы, ковры и дорожки должны бытьвычищены пылесосом, щетками или выбиты и проветрены. Кроме того, мебель, обитуюкожей, дерматином или клеенкой, вытирают чистыми и влажными тряпками, всепомещения тщательно очищают от пыли и паутины и проветривают.
При освобождении пассажирских помещений во время рейса коврики иполовики для вытирания ног тщательно вычищают пылесосом (или другим способом);стирают чистой влажной ветошью пыль с мебели и других предметов в каютах.
Судно должно быть убрано и осмотрено санитарным врачом, послеэтого по распоряжению дежурного по вокзалу начинается посадка пассажиров. Посадкойруководит дежурный по вокзалу или начальник вокзала, а на судне — вахтенныйначальник или 1-й штурман. Кроме того, у трапа, где происходит посадкапассажиров, должны находиться вахтенный матрос и боцман. Проводницы встречаютпассажиров в коридорах и вестибюлях — проверяют их проездные билеты и провожаютк каюте.
В конечных пунктах разрешением на отправление судна в рейс служитрейсовый приказ, выдаваемый диспетчером движения, а на промежуточных пристанях — распоряжение дежурного по вокзалу или начальника пристани.
Капитан не имеет права выходить в рейс без разрешения диспетчерадвижения или подачи с пристани соответствующего сигнала (объявления по радиоили ударов в колокол), а также выполнять грузовые работы, не предусмотренныерасписанием движения или рейсовым приказом-.
Во время посадки пассажиров следует через судовой радиоузелдавать объявления о времени стоянки судна, а за 5 мин до отправления в рейснапомнить провожающим о том, чтобы они покинули судно. Перед тем как отдатьшвартовы и отправиться в рейс, вахтенный начальник должен убедиться в том, чтовсе трапы убраны, а пролетные дверцы или решетки на судне и причале закрыты.
Для ускорения процесса обработки судна в порту капитанзаблаговременно должен подать заявку на необходимое количество топлива, смазкии материалов, а также сообщить сведения о находящемся грузе. Судовой экипажнеобходимо заранее распределить по определенным видам работ, а отдельныеоперации по обработке судна по возможности совместить.
В целях ускорения обработки и отправления в рейс грузовыхсудов команда судна также выполняет некоторые подготовительные работы:снимает брезент с грузовых трюмов, открывает люковые крышки, убирает леера,готовит к работе судовые грузовые механизмы (стрелы, краны, лебедки и др.). Вовремя уборки трюмов и подготовки их для погрузки грузов судно снабжаютнеобходимыми материалами, продовольствием.
К судам озерного плавания (оборудованию и устройству,прочности и снабжению), помимо общих требований «Правил техническойэксплуатации», предъявляют еще и дополнительные требования. Особое вниманиеобращается на герметичность капитальных водонепроницаемых переборок, люков,иллюминаторов. Водопроницаемость или иные дефекты должны быть немедленноустранены.
Судно озерного плавания снабжается не менее чем двумя становымиякорями, масса которых, а также калибр и длина цепей должны соответствовать районуплавания. У рулевого устройства должен быть запаснойрулевой привод.
Для связи между собой и с берегом судам озерного плаваниянеобходимо иметь радиостанцию и, помимо сигнальных устройств, предусмотренныхПравилами плавания, снабжаться сигнальными ракетами, фальшфейерами, которыеследует хранить в специальных металлических ящиках в рулевой рубке.
К навигационно-штурманскому имуществу, которым снабжаются озерныесуда, относятся: электрорадионавигационные приборы (РЛС, эхолот и др.), главныйи путевой компасы с пеленгаторами, шлюпочные компасы по количеству спасательныхшлюпок, морские часы, секундомеры, бинокли, комплект прокладочных инструментов,комплект навигационных карт района плавания и лоций, а также метеорологическиеприборы: барометр, термометры, ручные анемометры и др.
Перед выходом в плавание проверяют, исправны и действуют лиглавные двигатели и вспомогательные механизмы, водоотливные, пожарные испасательные средства, средства связи; выявленные недостатки немедленноустраняют. В озерных условиях плавания на судне должен хранитьсянеприкосновенный запас продовольствия на срок не менее 3 сут.
На судне должен быть полный запас топлива, смазочного масла,расходных материалов, продовольствия и предметов снабжения. Проверяютисправность фонарей всех назначений, якорного и рулевого устройств. Люкигрузовых трюмов закрывают по-походному, палубный груз прочно закрепляют; якоря,шлюпки убирают на штатные места.
Перед выходом в плавание проверяют и уничтожают девиацию главногои путевого компасов, после чего вычисляют и составляют таблицу остаточнойдевиации.
Судно, не имеющее исправно действующих компасов иоткорректированных карт, выпускать в озерное плавание запрещается.
Капитан буксировщика или его помощник проверяет: техническоесостояние несамоходных судов, предъявленных к буксировке; численность команды;снабжение; правильно ли учалены суда и т. д., а также инструктирует шкиперов опорядке обмена сигналами междуотдельными судами в составе и буксирующим судном.
Следует помнить, что, кроме расписания тревог, на озерных судахдолжно быть составлено расписание обязанностей личного состава при работе нашлюпках.
Перед выходом в рейс судоводитель должен ознакомиться с прогнозомпогоды и информационными сведениями о состоянии плавучей и береговой обстановкина предстоящем пути.
Ответственность за выход судна в тот или иной район плаваниявозлагается на капитана. Кроме того, выход судов в прибрежное морское плаваниеконтролируется капитанами морских портов через службу портового надзора, авыход судов в озера и некоторые водохранилища — органами судоходной инспекции.
3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПЛАВАНИЮ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ
Плавание в ледовых условиях имеет свои особенности и сопряжено сопасностью повреждения корпуса судна, его рулей и движителей.
При ледоходе затрудняется движение судов, особенно буксируемыхсоставов, так как он воздействует на обшивку корпуса судна. При этом следуетиметь в виду, что воздействия весеннего и осеннего ледохода различны.
Весенний ледоход отличаетсяот осеннего большими массами льда, большими размерами льдин и их значительнойтолщиной. В начальный период весеннего ледохода, когда лед еще прочный, наводохранилищах, озерах и реках возникает опасность столкновения с отдельнымильдинами. Это требует от судоводителя внимания и осторожности при плавании,особенно ночью. Большую опасность представляют ледяные заторы, образующиеся вместах стесненного русла и на крутых изгибах реки. Заторы иногда держатсянесколько суток, затем прорываются, и ледяная лавина устремляется вниз по реке.
Во время осеннего ледохода образуются тонкие, но оченьпрочные льдины, которые разрушительно действуют на обшивку корпуса судна. Деревяннаяобшивкакорпуса судна, попавшего осенью в ледоход, может бытьпрорезана льдинами в течение нескольких часов. Также следует учитывать, чтосуда, застигнутые осенним ледоходом в пути вдали от пункта зимовки, могут бытьзатерты льдами и вынуждены будут зимовать в плесе.
При плавании в осенний период, когда может неожиданно появитьсяшуга или лед, требуется соблюдать меры предосторожности, так как возможноповреждение судов льдом. В соответствии с «Правилами технической эксплуатацииречного транспорта РСФСР» при внезапном наступлении заморозков и появлении льдасудоводители обязаны принять меры к предохранению судов от повреждений и какможно скорее доставить их в пункт назначения или зимовки.
Во время ледохода работа судов, не имеющих специальногоподкрепления корпуса, как правило, не разрешается, исключая случаи спасаниялюдей, судов и плотов. Спасательные работы в ледовых условиях должныпроводиться ледоколами или мощными винтовыми судами с наиболее прочнымкорпусом.
Судоводители должны заблаговременно получать прогнозы онаступлении ледовых явлений, сведения о погоде и состоянии пути.
Современные самоходные и несамоходные суда имеют достаточнопрочный корпус, что позволяет в случае необходимости плавать в ледовых условияхбез помощи ледоколов, конечно, при соблюдении необходимых мер предосторожности.Однако следует иметь в виду, что корпус судна в районе ватерлинии, и особенно вносовой части, подвергается ударам о льдины, в результате чего может быть нетолько пробита обшивка, но и деформирован судовой набор. Поэтому на судах сослабым креплением корпуса при проводке их в ледовых условиях в районе форпикарекомендуется устанавливать дополнительные крепления в виде деревянныхраспорок.
Для подкрепления носовой части судна на высоте ватерлинии вдольфорпика кладут брусья, между которыми по всей ширине отсека от борта до бортаставят распорки из круглых бревен диаметром 15—20 см. Распорки пришивают кпродольным брусьям гвоздями или плотничными скобами.
В целях быстрой ликвидации возможных повреждений корпуса приплавании в ледовой обстановке необходимо подготовить и дополнить аварийныйзапас материалов для немедленного ремонта повреждений, заделки пробоин.
Безусловно, водоотливные средства, должны находиться в исправномсостоянии и быть готовыми к немедленному действию.
Рекомендуется также устанавливать специальные наблюдения затрюмами корпуса, особенно в носовой его части, а также за трюмами с грузом. Припроводке судов во льдах груз в трюмах следует размещать таким образом, чтобыиметь свободный доступ к бортам судна для заделки возможных пробоин. Прифорсировании тяжелых льдов должно быть установлено систематическое наблюдениеза водотечностью корпуса.
Плавание в условиях низкой температуры воздуха и воды усложняетвыполнение палубных работ и требует, помимо обычной подготовки судна к нему,проведения ряда дополнительных мероприятий. Паропроводы, водопроводы, сточныетрубы и т. п. должны иметь хорошую теплоизоляцию.
Особенное внимание необходимо обращать на утепление пожарноймагистрали и пожарных кранов, в которых не должна оставаться вода, так как этоможет привести к разрыву труб. В случае необходимости пожарную магистральследует продуть воздухом.
При плавании на водохранилищах и других открытых водоемахвозможно обледенение палубы и бортов, которое вызывает недопустимо большой крени увеличивает осадку судна. Обледенение палубных механизмов и устройств(брашпиля, швартовных кнехтов, клюзов, вьюшек или бухт с канатами) затрудняетих работу, а в отдельных случаях исключает ее.
Замерзание воды в шпигатах приводит к обледенению палубы,затруднению продвижения людей по палубе и создает опасность при различныхсудовых работах.
Палубные механизмы и устройства рекомендуется смазывать любойнезамерзающей смазкой (солидолом, техническим вазелином, пушечным салом) и всемеханизмы, расположенные на открытой палубе, накрывать чехлами, которыезатрудняют льдообразование. Чтобы вода не попадала в цепные ящики, на клюзы(через них проходят якорные цепи) надо надевать специальные металлические крышки,а не затыкать тряпками.
Лед с палубы, надстроек имеханизмов откалывают пешнями и ломами, причем осторожно, чтобы не повредитьокалываемые предметы. Особенно это относится к деревянным палубам и палубам,покрытым равентухом, а также к грузовым люкам, закрытым брезентом.
В тех случаях, когда обледенение равентуха или брезента не мешаетсудовым работам, образовавшийся лед лучше не скалывать, так как он будетпредохранять равентух от повреждений.
Лед можно удалить, смывая его горячей водой из шланга, например,с обледеневших швартовных и якорных устройств, не закрытых чехлами.
При низких температурах рекомендуется работать металлическимиканатами, так как они не замерзают, как растительные, и легко очищаются отобразовавшегося на них льда. Бросательные концы (легости) должны быть сухими ихраниться в отапливаемом помещении. Приборка палубы заключается только вудалении снега и скалывании льда.
Пожарные шланги должны быть просушены, скатаны и уложены наштатные места, защищенные от действия влаги; огнетушители с летними зарядамиубраны в отапливаемые помещения, на палубе оставлены только огнетушители сзимними зарядами; вода из пожарных ведер вылита; все палубные трапы очищены отольда.
4. ЗАПРЕЩЕНИЕВЫХОДА В ПЛАВАНИЕ
В соответствии с «Правилами плавания по внутренним судоходнымпутям» и «Правилами технической эксплуатации речного транспорта» запрещаетсявыпускать в плавание суда в случаях:
если отсутствует удостоверение Речного Регистра на годность кплаванию, соответствующая пометка судоходной инспекции в судовом свидетельстве,а также акт приема судна в эксплуатацию;
когда не укомплектован экипаж и у лиц командного состава нетдипломов (свидетельств) на право занимать соответствующие должности;
при неисправности корпуса (в частности, при водотечности),переборок, коффердамов или палубы, если при этом портится груз, создаютсяантисанитарные условия на судне для пассажиров и команды или превышаетсявозможность откачки воды судовыми средствами;
когда имеется палубный груз в количестве, нарушающем остойчивостьсудна, или судно нагружено до осадки, превышающей допустимую (согласно грузовоймарке), или не обеспечен необходимый запас воды под днищем;
когда на судне количество пассажиров превышает установленнуюРечным Регистром пассажиро-вместимость;
при неисправно действующем рулевом устройстве, а на судах смеханическим рулевым устройством — если отсутствует запасное ручное управление;
когда отсутствуют установленные по нормам якоря или якорноеустройство, число спасательных средств, приборов и устройств не соответствуетправилам Речного Регистра или находится в неудовлетворительном состоянии;
если недостаточны или неисправны противопожарные средства,средства сигнализации и связи, а также отсутствуют или неисправны водоотливныесредства.
Органы судоходной инспекции имеют право запрещать эксплуатациюсудов, если имеется один из вышеперечисленных дефектов судна, а такжепривлекать к ответственности лиц, допустивших выход в плавание судов с такимидефектами.
Долг иобязанность капитана и всего экипажа — содержать своё судно в исправномтехническом состоянии, а также чистоте и образцовом порядке. Соблюдение этихусловий — залог выполнения производственного плана и безаварийного плавания.