Содержание
Введение
1. Государственное социальноестрахование: его необходимость и история развития
1.1 Необходимость государственногосоциального страхования
1.2 История развития государственногосоциального страхования
2. Государственное социальное страхованиев развитых зарубежных странах
2.1 Социальное страхование в странахЗападной Европы
2.2 Социальное страхование в США
2.3 Социальное страхование в Японии
2.4 Взаимосвязьгосударственного и частного социального страхования в Швеции и другихСеверных странах
Заключение
Список использованных источников илитературы
Введение.
Государственноесоциальное страхования является неотъемлемой составляющей социальной системылюбой экономически развитой страны. Любое государство заинтересовано в том,чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шлостабильно и планомерно. Поэтому система государственного социальногострахования так важна.
Актуальность даннойработы заключается в том, что социальное страхование – важнейший элемент жизниобщества. Рассмотрение опыта зарубежных стран в этой сфере должно указать на тедостижения и те ошибки, которые были допущены иностранными государствами ворганизации системы государственного социального страхования. Ведь учиться наошибках других – гораздо более целесообразно и безболезненно, чем на своих.Таким образом, изучение опыта других стран в сфере государственного социальногострахования должно способствовать тому, чтобы в России проводилась такаяполитика в области социального страхования, которая доказала своюсостоятельность и общественную полезность и отвергались те решения, которыемогут негативно сказаться на общественной жизни страны.
Целью данной работыявляется изучение опыта зарубежных стран в области государственного социальногострахования. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
– рассмотретьгосударственное социальное страхование с теоретической точки зрения, выявитьего необходимость;
– рассмотреть историюразвития государственного социального страхования за рубежом;
– изучить опытсоциального страхования в ряде зарубежных государств.
Для написания даннойработы были использованы труды таких авторов как Корнюшина, Бабич, Рыбкин, атакже ряд периодических публикаций.
1. Государственноесоциальное страхование: его необходимость и история развития.
1.1 Необходимостьгосударственного социального страхования.
По общему определению,государственное социальное страхование — это система социальной защиты,основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода встарости, в случае болезни, инвалидности и в других установленныхзаконодательством каждой страны случаях, а также медицинское и другие видыобслуживания. Государственное социальное страхование состоит из четырех видовстрахования: пенсионного, медицинского, страхования занятости (страхования побезработице), страхование от несчастных случаев. Финансовую базу государственногосоциального страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды.
Необходимостьгосударственного социального страхования для руководства практически всех странмира очевидна. Рыночная экономика предполагает, что каждый человек должен самзарабатывать себе на жизни и думать о своем будущем. Но это касается тех людей,которые в конкретный момент времени в состоянии обеспечить себя работой,оплатить в случае необходимости медицинское облуживание и т.д.
Но в каждой странесуществуют категории людей, которым не под силу самостоятельно решить тепроблемы, которые возникают или потенциально могут возникнуть у них в процессеих жизнедеятельности. Это люди пожилого возраста, которые по состоянию здоровьяуже не в состоянии работать и обеспечивать свое существование, это инвалидыкоторые также, как правило, не могут обеспечить себе достойное существование врыночной системе организации экономики, где каждый за себя. Также нельзя исключатьтот факт, что человеку, который работает и может себя обеспечить без помощигосударства или кого-нибудь еще может понадобиться срочная помощь. Это можетбыть медицинская помощь, помощь при наступлении несчастного случая. Человектакже может лишиться работы, что может быть следствием не только егонесоответствия занимаемой ранее должности, но и независящих от него причин,таких как кризис или банкротство предприятия, на котором он работал.
Таким образом становитьсяочевидным тот факт, что государство, в целях поддержания социальнойстабильности общества, должно брать на себя часть ответственности за жизньлюдей, в чем и заключается основная роль государственного социальногострахования.
Государственноесоциальное страхование также является механизмом перераспределения финансовыхресурсов. Система его функционирования позволяет государству аккумулироватьзначительные денежные средства для поддержания стабильной социальной обстановкив стране. Каждому же гражданину страны, независимо от занимаемого имсоциального положения, государство гарантирует бесплатную помощь в случаях,определенных законодательством той или иной страны.
1.2 История развития государственногосоциального страхования.
К началу двадцатогостолетия во многих европейских странах были приняты законы о страхованииработающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласноэтим законам в формировании страховых взносов помимо самих работников сталиучаствовать предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие от 25до 40% страховых взносов. В более поздний период в страховые фонды сталипоступать субсидии и дотации государства.
Чем больше государствовносило средств (дотаций) в систему обязательного страхования здоровья, тембольше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемоестрахование здоровья стало одной из главных предпосылок формированиягосударственного (бюджетного)здравоохранения в таких странах, какВеликобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других («бевериджская»модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странахЦентральной и Восточной Европы получила распространение так называемая«бисмаркская» модель, при которой существенную роль играло финансовоеучастие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные закономстраховые фонды.
Показательной являетсяреформа национального страхования в Великобритании. «Акт о национальномстраховании» был принят в Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривал внесениястраховых взносов полностью за счет государства, что является наиболеесоциально справедливой формой страхования. Акт 1911 года установил для однойгруппы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имелирабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день,которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались извзносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства.Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчаяего лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета.Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательнопринцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый —за больного.
Страховые взносы вВеликобритании (а также в странах континентальной Европы) собирались черезпочтовые ведомства путем покупки специальных марок, затем эти средствапоступали к страховым комиссарам в страховые комиссии. Последние и распределялиполученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи взависимости от численности застрахованных за минусом средств, предназначенныхна пополнение резервного фонда и содержание центральных органов страхования. Спустянеполных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования вВеликобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы,связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.
Чтобы государство было всостоянии брать на себя такого рода расходы, понадобилось сравнительно широкоеопределение его компетенции, подводящее английскую систему страхования наслучай болезни и инвалидности к идеалу страхования — «страхованию безвзносов», что и стало в последующем в Великобритании главной предпосылкойреформы 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.
Во Франции вопрос оборганизации страхования здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидностивпервые был поставлен еще Конвентом, который создал реестр -«Книгунациональной благотворительности», и Законом «22 флореаля Второгогода», определившим, какие категории населения подлежат записи в этотреестр. Но едва был опубликован этот Закон, как Конвент из финансовых соображенийотказался от его выполнения. И только 100 лет спустя французское правительствоприступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французскойреволюцией.
В июле 1913 г. во Франции был принят закон, согласно которому проводилось страхование рабочих от несчастныхслучаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель обязанбыл выплачивать денежное пособие в течение календарного года с моментаувольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в которую входилидепутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и предприниматели. Законимел очень важное значение в становлении системы страхования здоровья.
В Швеции проект закона осоциальном страховании рабочих был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная комиссияпод председательством профессора В. Линдстэда, в результате деятельностикоторой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят «Закон об обязательномстраховании на случай болезни, инвалидности, старости». По этому законуобязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью — обеспечить каждого понаступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временнойи стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносовстрахуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же периодпроисходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии,Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть втой или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения вгосударстве.
Родоначальницей больничныхкасс по праву считается Германия, где они образовались еще за 30 лет допоявления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz сталобразцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случайболезни, принятого II Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.
Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироватьсябольничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт ихдеятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всемивидами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные(городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская,Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.
К примеру, в Лейпцигебыло образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов.Таким образом, возникла местная больничная касса для Лейпцига и окрестностей(Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) — самая большая больничная кассаГермании. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформиладоговорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкимиспециалистами и 28 зубными врачами.
Касса содержала своисанатории и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский кабинет, электро— исветолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическимимагазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбораврача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.
Членам семейзастрахованных предоставлялось только бесплатное лечение, а также медицинскаяпомощь беременным и роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались ирасширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, домаотдыха, пансионаты и др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды дляпомощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующегострахования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли:2/3 — взносы самих рабочих и 1/3 — взносы предпринимателей. Таким образом,исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным:система свободного выбора врача; система «списочных врачей»; системаврачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам. Каждая изсистем имела свои преимущества и недостатки и применялась в зависимости отсложившихся традиций, социально-экономических и географических особенностейданной территории.
Изложенные историческиеаспекты формирования и продвижения в практику обязательного медицинскогострахования в различных странах во многом определили его будущее развитие, чтоотчетливо прослеживается при анализе современного состояния системаздравоохранения стран Западной Европы и США. [1]
2. Государственное социальноестрахование в развитых зарубежных странах.
2.1 Социальное страхованиев странах Западной Европы
Всестраны Западной Европы используют социальное страхование на случай социальногориска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.
ВГермании, Франции, Бельгии и Люксембурге системы защиты населения базируются надоговорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определеннуючасть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоватьсяуслугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующихнакоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемныхрабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд.
Вбольшинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработнойплаты и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносовработающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинскоеобслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержатьуровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы.Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении егофизической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являютсяосновным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фондможет быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходнойстатьи национального бюджета, за счет налоговых выплат. Однако во перечисленныхстранах государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобыдоходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимоот того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот видвыплат осуществляется из общенационального бюджета.
Здравоохранениев основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимуммедицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинскоеобслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещениемрасходов граждан за счет государства.
Великобритания,Дания, Ирландия отличаются от вышеперечисленных тем, что социальная защита вменьшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую рольв финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальныевыплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такогораспределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальнаяпомощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из егопрежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном втом, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждыйгражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемостии характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточенов основном в общественном секторе.
Вовсех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, онавыполняет ряд функций, соответствующих основным социальным рискам, которымподвергается человек в течение жизни:
-риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсациидоходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностьюили частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частномсекторе;
-риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившимспособность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинскоеобслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации;
-риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплатапенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическаямедицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией идругие формы социального обслуживания;
-риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертноепособие, ритуальные услуги;
-риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей;оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющейпособие;
-риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением,переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительствабывших безработных;
-риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторымкатегория населения;
-риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходына медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременныхи рожениц.
Серьезныедемографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставилимногие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.
Преждевсего, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резковозросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилосьв связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительствамногих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода напенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.
Программыпреждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. ибыли приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странахбыли приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать;2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы былиреализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.
Так вБельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано спотребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка.Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, нонекоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешаетсяподрабатывать, но в ограниченных размерах.
Обязательствопринять на место пенсионера молодого человека из числа безработныхоговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от однойвозрастной группы занятых к другой.
ВоФранции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннемувыходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодательнанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие изфонда страхования по безработице и правительственного фонда.
ВГермании было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающиенакопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднегозаработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания моглаполучить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе ораннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменендругим.
Подобныеданные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, чторезультаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точкизрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышениепроизводительности труда в результате избирательного сокращения, быстроеустранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть инегативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этойситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошейкомпенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения,утратой контактов, ощущением ненадобности.
Темне менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах,предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобноеувеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии среформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формыпреждевременного ухода на пенсию.
Вряде стран Европы правительства вынуждены были предпринять определенные меры в областисоциального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла,прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии былпринят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсииумершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потерикормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.
Средидругих мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можноназвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления,продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например,в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новыйпорядок ее начисления. Этот
порядоксостоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы втечение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж.Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными длятрудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а негосударственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховойфонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.
2.2Социальное страхование в США
Системасоциального обеспечения в США сложна и многообразна. Единой общенациональнойцентрализованной системы социального обеспечения в США не существует. Онаобразуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральнымзаконодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральнымиорганами и органами власти штатов.
Отдельныепрограммы принимаются также местными властями.
Государственнаясистема социального обеспечения в США четко подразделяется на два направления:социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются междусобой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованиюпроизводятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальноестрахование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями).Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств:федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Первымзаконом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа1935 года. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками,вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями.
Законом1935 года было установлено два вида социального страхования: по старости(пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные мерыпомощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии быливпервые выплачены в 1937 году. В 1939 году была внесена поправка к закону овыплате пособий в связи с утратой кормильца семьи. Крупным шагом по расширениюгосударственной системы социального страхования была также поправка 1956 года,предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственнойтравмой. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы илиболезни, вызванной условиями труда, было вверено компетенции штатов.Значительным событием стала также поправка 1965 года, предоставившаяпредоставившая право на медицинское страхование лицам в возрасте 65 лет истарше (программа «Медикэр»).
Закон1935 года и поправки к нему распространяется на рабочих и служащих частногосектора, за исключением железнодорожников, для которых была установлена своясистема социального страхования. Существуют также программы социальногострахования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн ивоеннослужащих. Такие категории трудящихся, как сельскохозяйственные рабочие,работники мелких предприятий, поденщики остались неохваченными государственнойпрограммой социального страхования.
Всевиды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года и поправками кнему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).
Программысоциального страхования – это программы, в фонд которых получатель пособия(пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специальногоналога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе.Эти пособия рассматриваются скорее как право, нежели как привилегия, иполучение его не представляет собой социального позора. Вера в страхованиесогласуется с верой в свободу выбора личности поскольку кажется, что онопредоставляет каждому гражданину выбор, как наилучшим образом защитить себя от случайностей.К программам социального страхования относятся: страхование по старости(пенсии), страхование по утрате кормильца, страхование по безработице,страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование.
Государственнуюпенсию по старости в полном объеме могут получать люди, достигшие 65-летнеговозраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для полученияполной пенсии, — 35 лет. Если стаж меньше, то уменьшается и пенсия.Предусмотрена выплата пенсий в 62 года, но в этом случае пенсионное пособиеуменьшается на 20%. В соответствии с поправкой 1983 года в начале этого веканамечается увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Средний размер пенсии в 1986году составлял 478 долларов в месяц. Если у мужчины пенсионера на иждивении женав возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50% надбавку к пенсии. Женщина, имеющаяна иждивении мужа, такой надбавки не получает. Если оба супруга имеют право напенсию, то женщина должна выбирать между собственной пенсией и 50% надбавкоймужа Средний размер пенсии даже с надбавками обеспечивает лишь доход примернона уровне «черты бедности» или немногим выше, поэтому престарелые, не имеющиедополнительных средств, вынуждены вести предельно скромное существование.Пенсионеры имеют право работать, однако, начиная с определенной суммызаработка, у них вычитается из пенсии 50 центов на каждый заработанный доллар.Фактически они теряют еще больше, так как зарплата, в отличие от пенсии, облагаетсяподоходным налогом, и в результате теряется примерно 70 центов из каждого заработанногодоллара.
Пособиепо утрате кормильца устанавливается членам семьи умершего в том случае, если умершийимел право на пенсию по старости, а члены семьи (переживший супруг, дети,родители) находились на его иждивении. Право на пенсию по утрате кормильца и ееобъем определяются в зависимости от возраста иждивенцев и их трудоспособности.Исходной суммой для начисления пенсии является размер пенсии по старостиумершего, которую он мог бы получать по достижению пенсионного возраста.
Пособиепо нетрудоспособности устанавливается лицам, ставшим инвалидами в результатезаболеваний или несчастных случаев, не связанных с производством. Право наполучение пособия имеют трудящиеся, уплатившие определенный объем взносов ипроработавшие не менее пяти лет на предприятиях, охваченных страхованием поОбщей федеральной программе (ОФП). Условия начисления и размер пособия понетрудоспособности приблизительно соответствуют условиям начисления пенсий постарости. При наступлении пенсионного возраста пенсия по инвалидностизаменяется пенсией по старости.
Всепособия в рамках ОФП финансируются, как мы уже сказали, за счет налога на социальноестрахование, который в равных долях взимается с наемных рабочих и спредпринимателей.
Однакофактически основная часть налога выплачивается трудящимися, посколькупредприниматели находят способы перекладывания своей доли на их плечи, вчастности, путем уменьшения на соответствующую сумму заработной платы.Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование,устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, дляпредпринимателей – в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. Налоговаяставка постоянно растет. Например, в 1950 году налоговая ставка составляла1,5%, в 1986 –7,15%. Резко выросла и налоговая база, то есть максимальная суммагодовой заработной платы рабочих и служащих, облагаемая этим налогом, — с 3000долл. в 1950 г. до 42000 долл. в 1986 г.
Соответственно,максимальный годовой взнос, с учетом выплат предпринимателей, за те же годы увеличилсяс 90 долл. до 6000 долл. В отличие от подоходного налога, который носитпрогрессивный характер (растет по мере роста доходов), налог на социальноестрахование является регрессивным. Он взимается по единой налоговой ставке,начиная с первого заработанного доллара и далее в пределах налоговой базы.Потолок этой базы установлен в такой сумме, которая превышает заработки рядовыхрабочих и служащих. В результате они платят налог со всей суммы своих платяналог только с части своих доходов. Таким образом, налог на социальное страхованиенаибольшей тяжестью ложится на малообеспеченных: для 25% самых низкооплачиваемыхамериканцев он превратился с самый тяжелый налог.
В ОФПвключены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свободных профессий,священники и пр.). Они платят налог на социальное страхование по установленнойсовокупной налоговой ставке, то есть по ставке, по которой взимается налог струдящихся и предпринимателей совместно.
Характернойчертой государственной системы социального страхования является постояннаятенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так идемографическими причинам. Экономические кризисы системы социальногострахования вынуждают серьезно повышать налог на социальное страхование.Дальнейшие перспективы роста этого налога выглядят еще более угрожающими, вчастности, в связи с демографическими сдвигами в сторону «постарениянаселения».
Страхованиепо безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным закономопределены общие принципы страхования по безработице, детализированные затем законодательствомкаждого из штатов. Штаты определяют категорию лиц, подлежащих страхованию,порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты. Фонды страхования по безработицеобразуются в основном за счет налогов с предпринимателей, размеры которыхустанавливаются в процентном отношении от выплаченной заработной платы. Органывласти штатов могут лишать безработных пособий или снижать их уровень в случае«добровольной» безработицы, отказа от предлагаемой работы и пр. Охват пособиямиво многом зависит от состояния экономики. В годы кризисов он выше и, наоборот,в стабильные времена – ниже. Законодательство штата обычно устанавливаетминимально-необходимый стаж, чтобы получать пособие по безработице (как правило,не менее полугода). Размер пособия – часть среднего заработка за «базовый период»(примерно 12 месяцев), когда работник получал наивысшую зарплату. В каждомштате устанавливается минимальный и максимальный размер пособия. В среднем онсоставляет 25 – 30% месячной зарплаты. В последние годы он составлял 160-170долларов в неделю. Обычно срок выплат составляет около 26 недель. В то же времяфедеральным законом предусмотрено, что в случае резкого роста безработицы срокможет быть продлен до 65 недель. В этом случае федеральное правительство беретна себя финансирование дополнительных затрат.
Всвязи с высоким уровнем производственного травматизма и распространением профессиональныхзаболеваний в США существуют, в основном на уровне штатов, соответствующие программыстрахования. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечьена производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат повременной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего врезультате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяетсяв процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, вбольшинстве случаев и ниже. Основная часть денежной компенсации выплачиваетсячастными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранеестрахуется от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальныестраховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатоввыплачивают страховку ввиду травмы на производстве.
Медикэр– программа медицинского обслуживания пенсионеров. По ее условиям страхованиеделится на основную и дополнительную части. Основная страховка финансируется засчет налога на социальное страхование. Эти деньги идут на оплату лечения встационаре. Дополнительное страхование считается добровольным и финансируетсяза счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторноелечение и консультативные услуги врачей. Понятно, что большинство американцевпредпочитают обзавестись и этим видом страховки.
Припоступлении в стационар пациент вносит первый взнос (равный стоимости одногодня лечения). Если он выписывается до истечения 60 дней, то он больше ничегобольнице не должен.
Еслиостается более этого срока, то с 61 по 90 день его пребывание оплачивается израсчета 25% стоимости лечения. По истечении 3-х месячного срока наступает такназываемый «резервный период» длительностью 60 дней, которым можно пользоватьсятолько один раз (в случае катастрофического заболевания) и за который пациентрасплачивается из расчета ежедневной платы в размере 50% от первоначальноговзноса.
2.3 Социальноестрахование в Японии
Финансоваябаза расходов на социальное обеспечение в Японии складывается из страховыхвзносов наемных работников и предпринимателей (свыше 60 %), государственныхсредств (около 20 %), доходов от активных финансовых операций (свыше 12 %) и прочее.Эта структура за последние десятилетия не претерпела каких-либо существенныхизменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций (за счетувеличения пенсионного фонда) и снижения доли средств государственного бюджета(при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное обеспечение врасходной его части).
Дляреализации долгосрочного плана по увеличению расходов на выплату пенсий,страхование здоровья, помощи нуждающимся в соответствии с правительственнойстратегией Японии планируется постепенное сокращение подоходного налога иувеличение потребительского (с 3% до 5%).
Наибольшиесуммы в структуре социального обеспечения идут на социальные выплаты: 1/3обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 – различными страховымипенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости илифонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или иной фонд примерно 100долларов в месяц. На создание пенсионных фондов работает практически всенаселение Японии в возрасте от 20 до 60 лет.
Второйкомпонент системы социального обеспечения – страхование здоровья. Существует 6альтернативных систем, которые охватывают все население страны.
Третийкомпонент системы – общественное вспомоществование – охватывает тех, кто неможет сам обеспечить минимальный уровень жизни.
Особоговнимания в системе социального обеспечения Японии заслуживает такие ее стороны,как массовый охват населения пенсиями и страхования здоровья; постояннаякоррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениямиситуации в стране и определение приоритетов в этой области.
2.4 Взаимосвязьгосударственного и частного социального страхования в Швеции и другихСеверных странах.
Во всех Северных странах базовая государственная пенсия не зависитот полученного в течение трудового стажа дохода, т. е. не является доходно – ориентированной.В дополнение к вышеназванной пенсии имеется доходно – ориентированные пенсии,уровень которых варьируется в разных странах. Самый высокий уровень – в Швеции,самый низкий – в Дании. В Швеции сумма обоих пенсий достигает порядка 60 % отсовокупного дохода (заработной платы). В Дании этот уровень равен всего 30 %.Эти цифры рассчитываются исходя из «нормального» дохода. В Дании, Норвегии иШвеции доходно – ориентированные пенсии регулируется специальными государственными(или общественными) ведомствами. В Финляндии базовая пенсия выплачивается черезгосударственные ведомства, а доходно – ориентированная – через специальныепенсионные компании, которые называются “Arbetspensionsbolag” и являютсячастными.
Во всех Северных странах выплаты по болезни регулируются специальнымизаконодательными актами. В Дании и Норвегии в течение первых 2–х недель выплатыпо болезни производит работодатель, а в Швеции – первые три недели. В Финляндииработодатель оплачивает больничный лист с 10–го по 90–й день болезни. Послеуказанных сроков выплаты производят специальные государственные ведомства илифонды.
Страхование на случай избытка рабочей силы не является такойформой страхования, которую частные страховые компании считали бы возможной, покрайней мере, в рамках традиционного страхования. Хотя отдельные случаи можноувидеть в Швеции, где они появились сравнительно недавно на страховом рынке ипока рано говорить о результатах.
В Дании, Финляндии и Швеции страхование по безработице историческибыло организовано через профсоюзы. В Норвегии страхование по безработицеявляется частью общественной системы социальных гарантий. Во всех этих странахвышеназванная система в значительной степени финансируется и поддерживаетсягосударством.
Страхование по безработице по своим формальным признакам являетсячастным, т.к. оно принадлежит профсоюзам. За некоторым исключением, страхованиепо безработице никогда не находилось в сфере интересов частной страховойотрасли. Такие изменения происходят в настоящее время в Швеции, где несколькопрофсоюзов заключили соглашение с отдельной страховой компанией, чтобызастраховать «решение руководства» в дополнение к основной системегосударственного страхования для тех, кто имеет более высокие доходы. До сихпор не было подобных соглашений в данной области, хотя в настоящее времяведется значительное количество переговоров.
Как и другие виды социального страхования, страхование от несчастныхслучаев на производстве также начало развиваться в конце 19 – начале 20 века.Нынешняя система страхования от несчастных случаев на производствесформировалась в 70–е годы в Дании, Финляндии и Швеции, а в Норвегии – только к90–м годам 20 века. Страхование от несчастных случаев на производстве вСеверных странах является обязательным. Только в Швеции этот вид не был переданчастному страховому сектору. Данный вид страхования проводится черезспециальную страховую компанию, владельцем которой являются профсоюзы ишведский Союз Работодателей. В Швеции страхование от несчастных случаев напроизводстве – это часть государственной социальной системы, сходной с системойстрахования по безработице в Норвегии.
Но даже при условии, что страхование от несчастных случаев на производствепо определению приватизировано во всех Северных странах, кроме Швеции, государственныеведомства тесно сотрудничают с частными компаниями по широкому ряду аспектов.Таких, например, как вопросы установления тарифов и урегулирование выплат вДании; принципов формирования премий в Финляндии. Менее всего государственноерегулирование данного вида затрагивает Норвегию.
На сегодняшний день имеется 30–40 летний опыт государственной системысоциальной защиты.
Если взять пример системы выплат по болезни, то получим следующуюкартину. В 80–е – начале 90–х годов систему Швеции можно охарактеризовать каксистему «чрезмерного потребления», как результат того, что выплачиваемыепособия были равны или близки к 100 % дохода (заработной платы). Так долгопродолжаться не могло, поэтому были введены более низкие нормы компенсациидохода и другие ограничения.
Однако в результате восстановления экономики были восстановлены инекоторые щедрые компенсации, к сожалению порождающие новые финансовыепроблемы. Это еще раз привело к понижению норм компенсации и установлениютрехнедельного пособия, оплачиваемого за счет нанимателя. Развитие системыстрахования от несчастных случаев на производстве шло примерно в том женаправлении, что усиливало экономическое давление на систему. Особеннопоказателен пример Швеции, где страхование от несчастных случаев напроизводстве осуществлялось через государственную систему, а выплаты доходилидо 100 % от заработной платы. Чтобы улучшить ситуацию, Правительство быловынуждено ввести ограничения на размер пособий.
Система страхования по безработице также столкнулась с проблемамиэкономического характера в связи с ростом безработицы. Первые признаки кризисапрослеживались в Дании уже в 80–е годы и дошли до Швеции к началу 90–х годов.После этого данная проблема стала более или менее постоянной, как следствиеэтого в значительной степени возросло финансовое бремя на бюджет, а результатомстало снижение уровня компенсаций по безработице.
Пенсионная система, с ее принципом «полной компенсации» (размерпенсии равен размеру заработной платы) при наличии 30–летнего трудового стажа вусловиях медленного экономического роста заставило Правительство Швеции втечение девяностых годов реформировать пенсионную систему. Наиболее острокризис пенсионной системы ощущался в Швеции из–за высокого уровня пенсионныхвыплат на фоне низкой экономической конъюнктуры. В Норвегии в 90–е годыэкономическая ситуация была намного лучше. В Дании при кризисе пенсионнойсистемы не наблюдалось резкого снижения экономического роста, поэтому ейудалось избежать значительного увеличения расходов по пенсиям. В Финляндии впенсионной сфере традиционно сотрудничают государственные и частные структуры.Это позволило осуществить плавный переход к новой системе без большихэкономических потрясений.
В целом, можно сказать, что ситуация за последние десятилетия показалавсе слабости бюджетных систем. На примере Швеции мы видим, что государственнаясистема социальной защиты в условиях экономического спада являетсянесостоятельной. Например, была осуществлена пенсионная реформа, основной цельюкоторой является переход к системе, когда при расчете размера пенсиипринимается во внимание трудовой стаж и вводится накопительная составляющая.Другими словами, в Швеции пенсионная система построена по схеме установлениявзносов с элементом полного финансирования определенной (незначительной) частипенсии самим работником в течение его трудовой жизни. Также был введен болеенизкий уровень компенсации по болезни, по безработице, применены новые правилапо страхованию от несчастных случаев на производстве.
Все это привело к снижению доверия к государственной системе социальнойзащиты, что в свою очередь дало толчок к поиску новых путей решения проблемнеправомерного или чрезмерного использования системы социальной защиты.
В последние годы произошло улучшение экономический ситуации вШвеции, а как результат — усилилось политическое давление с целью реставрациистарой системы, и некоторые уступки были сделаны. Несмотря на споры о причинахпроисходящего, фактом является то, что система страхования по болезни тяжелопоражена. Изменения, которые мы до сих пор наблюдали, являются, вероятно,только прелюдией к более фундаментальной реконструкции.
Очевидно, что частный страховой сектор накопил значительныйположительный опыт в эффективности расходования экономических ресурсов, организациипревентивных мер и нахождении путей снижения выплат до приемлемого уровня. Вситуации конкуренции, определяющим является фактор нахождения эффективных путейрешения проблем в самом начале их появления. В условиях политическогорегулирования, как показывает опыт, прежде, чем предпринимаются решительныедействия, должно произойти значительное ухудшение экономической ситуации.
На примере Финляндии видно, что взаимодействие двух системвозможно, и оно дает хорошие результаты. Здесь можно назвать опыт «Arbetspension»по страхованию от несчастных случаев на производстве и пенсионному страхованию.
В Норвегии система страхования от несчастных случаев на производствеявляется частной. Она работает намного эффективней шведской государственнойсистемы. Основные преимущества норвежской системы – контроль над расходами (вусловиях конкуренции) и особый подход к превентивным мероприятиям. Кроме того,построена «прозрачная» система, когда каждый знает, за что он платит.Профсоюзы, Союз работодателей и норвежское государство имеет полный контрольнад работой системы.
Пенсионная реформа в Швеции построена на принципе внесенияопределенного вклада. Такой принцип также позволяет включить элемент полногофинансирования определенной (незначительной) части пенсии самим работником втечение его трудовой жизни. Полностью накопительная часть – около 15 % отобщего вклада – была введена в систему с целью, дать возможность самомуработнику принимать решение по вопросам инвестирования этой части впредложенные частные или государственные фонды. Около 5 млн. шведов получиливозможность сделать активный выбор среди 400–500 инвестиционных фондов.
Такие нововведения могут показаться слишком кардинальными, однако,система была опробована в частном секторе экономики и дала хорошие результаты.В частности, члены профсоюза «голубых воротничков» были первыми, ктоиспользовал схожую с новой пенсионную систему. В настоящее время работникиобщественного (муниципалитеты) сектора экономики имеют возможность пользоватьсяпохожей системой.
Как видно из вышеизложенного, системы, созданные в Норвегии(страхование от несчастных случаев на производстве) и Финляндии (страховании отнесчастных случаев на производстве и пенсионные схемы), работают оченьэффективно. В обоих случаях устраняются негативные факторы и используютсяпреимущества частной системы.
Другой положительный пример – новая пенсионная система в Швеции:через частную систему управления пенсионными схемами предлагаются решения поиндивидуальному выбору в рамках общественной – обязательной и доходо-ориентированнойпенсионной системы.
Заключение
Порезультатам проделанной работы можно сделать вывод, что ее цель, т.е.исследование опыта зарубежных стран в области государственного социальногострахования, была достигнута. В связи с этим можно сделать следующие выводы.
Государственноесоциальное страхование представляет собой обязательный и неотъемлемый компонентлюбого развитого общества. Целью государственного социального страхованияявляется стабильность общественного развития страны.
Развиватьсягосударственное социальное страхование начало на рубеже XIX и XX веков в европейских странах. Отдельные начинания в этойобласти имелись и в дореволюционной России.
СтраныЗападной Европы являются одними из наиболее передовых в области развитиясоциальной защищенности людей. Несмотря на ряд различий, системагосударственного страхования в этих странах имеет достаточно много общих черт.
США иЯпония также имеют развитые системы государственного социального страхования,характер которых зависит от национальных особенностей и наиболее подходит дляконкретной страны.
ОпытШвеции и других скандинавских стран в области социального страхованиядоказывает, что чрезмерное увлечения социальными проектами может привести кснижению развития экономики, что негативно может сказаться на всех областяхжизни общества и государства, в том числе и на государственном социальномстраховании, что может потребовать немедленных реформ.
Списокиспользованных источников и литературы
1.Адаманчук В.В., Ромашев О.В.,Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.
2.РыбкинЛ.И. «Налоговое законодательство зарубежных стран», М.: «СовременныйГуманитарный Университет», 2008
3.Бабич А.М., Егоров Е.В., ЖильцовЕ.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 2007.
4.Бабич А.М., Егоров Е.В. и др.Социальное страхование в России и за рубежом. — М.: РАГС, 2008.
5.Верховцев А.В. Государственное исоциальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2007.
6.Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономикатруда и социальные отношения. — М.: РАГС, 2008.
7.Грищенко Н.Б. Основы страховойдеятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
8.Р. В. Корнюшина «Зарубежный опытсоциальной работы» Издательство Дальневосточногоуниверситета. Владивосток, 2007
9.Кристофферсон Х.«Социальная политика в Дании»// «Проблемы теории и практики управления», 2008,№ 4;
10.Маркарьянц С.«Социальное обеспечение населения: опыт Японии»// «Проблемы теории и практикиуправления», 2007, № 4;
11.Вопросыэкономики и управления для руководителей здравоохранения № 9, 2008 г., c.69-76.
12.Марков А.П.«Пенсионная система Франции»// «Вопросы экономики», 2008, № 9.