Новосибирская Государственная АкадемияЭкономики и Управления
Кафедра экономической теории
Реферат
Тема: Социально-экономические последствияинфляции и антиинфляционная политика
Выполнил:Рахильский А. И.
Проверил:Филатов С. А.
Новосибирск 1999г.
Содержание:
§1. Инфляция: её определение, измерение ипричины – стр.3
1.1. Определение инфляции.
1.2. Измерение инфляции.
1.3. Причины инфляции.
§2. Социально-экономические последствияинфляции – стр.4
2.1. Обесценение потока денежных доходов.
2.2. Перераспределение доходов и богатства.
2.3. Материализация денежных средств.
2.4. Падение интереса к долгосрочным
инвестициям.
2.5. Обесценение денежных сбережений.
2.6. Скрытая конфискация денежных средств и
падение реального процента.
2.7. Сокращениегосударственных расходов.
2.8.Вывод.
§3. Антиинфляционная политика – стр.8
3.1.Антиинфляционные меры.
§1. Инфляция: её определение, измерениеи причины.
1.1. Под инфляцией понимают дисбаланс спроса ипредложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющейся в ростецен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на однитовары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары иуслуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разноесоотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
1.2. Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Длявычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услугопределённого набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупнойценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.Выражается индекс цен обычно в процентах.
/>
1.3.Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешниепроявление инфляции; её глубинной причиной является нарушение пропорцийнационального хозяйства.
Вмировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие кдисбалансу национального хозяйства и инфляции.
· Государственная монополия на эмиссию бумажных денег,на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочиерасходы, связанные с функциями современного государства;
· Профсоюзная монополия, задающая размер ипродолжительность того или иного уровня заработной платы;
· Монополия крупнейших фирм на определение издержек ицен.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждаяпо-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая ихбаланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбыс инфляцией. [1, стр.282-284]
§2. Социально-экономические последствия инфляции.
2.1. Инфляция приводит к тому, что все денежныедоходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются.Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный(денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек ввиде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяетсяколичеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинальногодохода. Если номинальный доход остаётся стабильным или растёт медленнее темповинфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшейстепени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережаеттемпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается.
2.2. Инфляция перераспределяет доходы ибогатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрываютдебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательнойспособности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздоменьше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоениедачных участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторскойзадолженности над кредиторской. Выигрывает, и правительство, которое накопило большойгосударственный долг, так как инфляция даёт ему возможность оплатить долгирублями, имеющими меньшую покупательную способность.
Итак, инфляция перераспределяет доход, ибогатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовойдоговорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладываетплатежи.
Инфляция увеличивает стоимость недвижимогоимущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости всвоей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.
2.3. В период инфляции растут цены натоварно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому населениеи предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстрообесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежныхсредств у населения и предприятий результатом ажиотажной закупки материаловявляется усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужнажесткая денежная политика государства.
2.4. Инфляция приводит к тому, что никому невыгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги однойпокупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другойпокупательной способности. Целесообразными оказываются только те инвестиции,обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причём, чем длиннеесрок инвестиций, тем больше обесценивание.
2.5. Инфляция приводит также к обесцениваниюамортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормальноговоспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений,будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараютсяне делать сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют натекущее потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсовобщества, сворачиванию производство.
2.6. Инфляция приводит к скрытой конфискацииденежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет местовследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматическипопадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения ипредприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собойприбыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобыизбежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок сучётом темпа инфляции. [1, стр.285-288]
2.7. Рассматриваясоциально-экономические последствия мер по экономии государственных средств,нельзя не отметить, что ожидаемый экономический эффект от их внедрения непревышает 1,7% расходной части федерального бюджета. В то же время механическоеуменьшение количества учреждений бюджетной сферы, сопровождаемое высвобождениемзначительного числа государственных служащих, влечет за собой несопоставимоболее высокие издержки, включая необходимость трудоустройства и социальнойзащиты сокращаемых работников госсектора, а также серьёзные проблемы собеспечением должного качества государственного управления, образования издравоохранения. Повышение служебной нагрузки на каждого из работников,остающихся на содержании федерального бюджета, не будет сопровождатьсяувеличением фондов оплаты их труда, в результате чего продолжится оттокнаиболее квалифицированных кадров, занятых в госсекторе, в сферупредпринимательства. В долгосрочном плане этот процесс неизбежно приведёт кдальнейшей деградации среднего и высшего образования, ухудшению качествамассового медицинского обслуживания, разрушению сложившихся научных школ иколлективов, общему снижению культурно-интеллектуального потенциала общества.
Кроме того, нехваткасредств федерального бюджета направляемых на финансирование образования,здравоохранения и культуры, не может быть преодолена путём передачи частиучреждений федерального значения в ведение региональных администраций. СубъектыФедерации не имеют свободных ресурсов для обеспечения жизнедеятельностипередаваемых им институтов, клиник и библиотек в силу того, что их собственныестатьи расходов по соответствующим направлениям до предела перегруженыобязательствами регионального уровня. Даже столь развитый в экономическомотношении регион, как Татарстан, по итогам I квартала1998г. смог исполнить бюджетные назначения в сфере образования, здравоохраненияи культуры лишь на 10-11%. Несмотря на то что в других субъектах Федерацииотносительные показатели бюджетного финансирования могут быть выше, регионы (заисключением Москвы) не располагают дополнительными денежными средствами длясодержания бывших федеральных объектов. [3. стр.16]
2.8. Изанализа видно, что инфляция при не высоких темпах может быть стимулом развитияпроизводства, но она приводит к ещё большему нарушению экономических процессов.В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция,которая несёт с собой разрушительные последствия, вплоть до экономическогокраха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, чтопроизводственная деятельность становится неэффективной, идёт обвальноепереключение на посредническую деятельность. Фирмам становится всё более иболее выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию в ожидании будущегоповышения цен, что ведёт к усилению инфляционного давления. Начинается массовоесворачивание производства.
В такой ситуации нормальные экономическиеотношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товар,а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можнобыстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаютсякредитные отношения. Растёт дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактическиперестают выполнять свои функции. В результате имеет место кризис вфинансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итогеможет наступить экономический, социальный и даже политический хаос. [1, стр.285-288]
§3. Антиинфляционная политика.
3.1. Одним из вариантовгосударственной политики в условиях инфляции является минимизациягосударственного вмешательства в игру рыночных сил при использованииантимонопольных мер.
На практике в основе большинства вариантовстратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теорияинфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляциивзаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, впоследние же годы упор переносится на так называемую теорию естественногоуровня безработицы.
/> Кривая Филипса иллюстрирует соотношения междугодовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы.
Мы видим, что снижение уровня безработицысопровождается ростом цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тембольше коэффициент взаимообратимости.
Практика показала, что кривая Филипса наиболееприменима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) онастановится вертикальной, так как в длинный период времени даже низкий уровеньзанятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такиемонополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платыи товарных цен.
Более того, наличие множества неожиданныхэкономических потрясений, смещают графики спроса и предложения вертикально игоризонтально, фактически превращая кривую Филипса из пологой в ломаную линию,теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса,некогда активно применявшаяся кейсианцами, сейчас всё активнее дополняется, азачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.
Естественным называется такой уровеньбезработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие наизменения заработной платы и цен. При нём достигается умеренная взаимнаястабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечатьследующему важному требованию: занятость должна быть достаточной дляэффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна суммефрикционной и структурной частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать ещё ипотому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены вазподъёма и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственноговмешательства.
При падении безработицы ниже естественногоуровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, врезультате растёт темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляцииувеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается вконтрактах. Соответственно увеличивается темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы, как элементыгосударственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данноеторможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу неснижается, так как определённое время остаётся инерционной.
В случае экономического спада безработица падаетниже естественного уровня, и события развиваются в обратной последовательности.В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном планестабильный, умеренный рост инфляции возможен после достижения естественногоуровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно,сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическимпотрясениям, т.е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забыватьо пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и отнеожиданности самого потрясения. Всё это не может не поставить под сомнениетеорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит обществоза снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, таккак удаётся существенно сократить темп инфляции за счёт более скромногоснижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1%безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня.По закону Оукена, это означает снижение реального валового национальногопродукта (ВНП) на 4% от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей заснижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистовутверждает, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологическойвредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто недоказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить егоработой и получить в итоге большее количество продукта. [1,стр.289-291]
Антиинфляционнаяпрограмма правительства включает сокращение дефицита бюджета, уменьшениерасходов на оборону, избирательное субсидирование предприятий, стабилизациюкурса рубля. С целью ограждения российской экономики от массового притокаденежных средств из бывших союзных республик в июле 1993г. была проведенаденежная реформа. Приватизация и демополизация необходима как средствоповышения роли конкуренции, которая ограничивает способность монополистоввздувать цены
Координация деятельности ЦКБ и правительстваРоссии в кредитной сфере представляет важное условие обуздания инфляции. Дляэтого предполагается создание нового механизма финансирования бюджетногодефицита: вместо прямого кредитования правительства Центральным банком – выпускгосударственных долговых обязательств.
Каждое направление борьбы с инфляциейчрезвычайно болезненно. Сокращение бюджетного дефицита затруднено тяжёлымсостоянием социальной сферы. Величина бюджетного дефицита в немалой степениопределяется поддержанием неэффективных предприятий. Но закрытие последнихсоздаёт угрозу массовой безработицы. Уменьшение военных ассигнаций вызываетнедовольство армии. Конверсия военного производства к тому же требует огромныхкапиталовложений.
Сложность проблемы не означает еёнеразрешимость. Политика государства должна лавировать между угрозами спадапроизводства и инфляции, инфляции и безработицы. Осознание противоречивости исложности экономической ситуации должно предотвратить односторонние,прямолинейные действия, способные усугубить состояние инфляции. Осуществлениеструктурных изменений должно сопровождаться государственными мерами посоциальной защите населения. [2. стр.247]
Одновременно с сокращением количествафедеральных бюджетных организаций и численности их персонала правительствопредпринимает ограничительные или конфискационные меры, направленные науменьшение государственных расходов на оплату труда бюджетных служащих. С этойцелью предусматривается отказ от выплат ряда надбавок и доплат к должностнымокладам бюджетников, закрепление за вышестоящими организациями права определятьразмер фонда оплаты труда находящихся в их ведении бюджетных организаций,формирование фонда оплаты труда в бюджетной сфере на основе принципов,предусмотренных для государственных служащих, а также уменьшение государственногофинансирования бюджетной сферы на величину поступлений, привлекаемых извнебюджетных источников.
[3. стр.16-17]
Список литературы:
1. Камаев В. Д. и коллектив авторов.
Учебник по основам экономической теории.
М.: «Владос», 1995
2. М. А. Сажина
Основы экономической теории.
М.: «Экономика», 1995
3. А. Ляско
Вопросы экономики №9
1998