Реферат по физической культуре «Социально значение физической культуры в России» Содержание Введение 1. Социальное значение физической культуры 2. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта 3. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения Список использованных источников Введение Социально-экономические преобразования в
Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов
производительных сил – трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Во второй статье Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры – "составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности" [1]. Таким образом, она перестает быть лишь сферой обслуживания других отраслей хозяйства и определяет новые формы общественной жизни, обеспечивая становление общности людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека, оказывая существенное влияние на качество человеческого капитала, и обуславливает рост общественной производительности труда. Возрастание роли физической культуры в экономическом секторе обусловлено ее организационными особенностями
как сферы занятости и образовательной отрасли, имеющей свою инфраструктуру. С экономической точки зрения эффект от развития сферы физической культуры обусловлен повышением спроса на производство спортивных товаров (оборудования) и физкультурно -спортивных услуг. Ее экономическая привлекательность обусловлена сравнительно небольшими стартовыми инвестициями, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости затрат [2].
1. Социальное значение физической культуры Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени, обеспечении занятости населения. В связи с этим она имеет социокультурную специфику, включающую корпоративный логотип, практически неизменный на протяжении многих лет устойчивый позитивный имидж служения общественным интересам. Идеология ее государственного регулирования находит отражение в устранении противоречий и декларативных
норм в законодательстве федерального и регионального уровней. Ее совершенствование предусматривает внесение поправок в новую версию Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ", направленных на: 1) Государственный заказ, определяющий полномочия и конкурсные условия в реализации государственных кредитных программ, предоставлении льготных и безвозмездных субсидий на развитие инфраструктуры физической культуры; 2) Совершенствование правовых основ развития физической культуры, обеспечивающих условия для развития предпринимательства, спонсорства и спортивного фандрейзинга; 3) Консультирование по определению прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры; 4) Координацию работы и разграничение полномочий государственных, общественных и коммерческих органов управления, обеспечивающие конституционные гарантии доступности физической культуры
для учащейся молодежи. Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру на фоне неустойчивого функционирования экономики, налоговой политики, регулирующих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, стало нерациональное использование имеющихся ресурсов и стимулов, аберрация функциональной составляющей ее статуса, в целом предопределивших ее кризисное состояние. На практике это привело к снижению качества учебного процесса, свертыванию в ряде вузов спортивной
работы, разрушению имеющейся инфраструктуры и сокращению преподавательского состава [3]. Несмотря на принятые в последние годы юридические акты, Государственную программу РФ "Здоровье нации", утвержденную решением правительства № 13-127 от 7.12.1999 г.; Концепцию охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.; приказ Минобразования РФ "
О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227; комплексную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в С Петербурге на 2003 – 2006 гг.", острота проблемы требует оперативного проведения разнообразных по масштабам и сложности социально-экономических, правовых и организационных реформ, внедрения эффективных программ и проектов ее антикризисного развития [4]. Очевидно, что совершенствование правовой базы, связанное с упорядочением отраслевых нормативных актов, является основой социально-экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие отрасли, модернизацию ее инфраструктуры и содержания учебно-воспитательного процесса. Наиболее перспективным стратегическим механизмом развития физической культуры на макроуровне является межотраслевая холистическая (holistic – с англ. "целостный") политика по реконструкции ее
из затратной отрасли в равноправного партнера реального сектора экономики. Размещение государственного заказа и соответствующее финансирование физической культуры на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях в единстве с рыночными механизмами развития, несомненно, обеспечат реализацию не только ее традиционных материально-преобразующих, профессионально -прикладных и воспитательных функций, но и урегулированных правовыми нормами корпоративных функций, характерных для молодежной субкультуры:
1) адаптивную, обеспечивающую оперативность приспособления физической культуры к динамично меняющимся условиям; 2) интегративную, связанную с повышением креативности учебно-воспитательного процесса путем усиления взаимосвязи социально-экономического, когнитивного и человекотворческого процессов; 3) ценностно-ориентирующую, определяющую личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности путем оптимизации субъектно-объектных связей; 4) программирующую, обеспечивающую культурную преемственность
высшей школы в реализации физкультурных традиций; 5) дифференцирующую, определяющую целевой отбор педагогических средств, методов и организационных форм физической культуры; 6) консолидирующую, объединяющую студентов по формам и внутренним мотивам физкультурно-спортивной деятельности при реализации воспитательных целей. Несмотря на Приказ Минобразования РФ № 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования", обязывающего ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", в большинстве вузов Санкт-Петербурга вместо требуемых
Всероссийской базисной учебной программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра, отсутствует лекционный курс и методико-практические занятия, зачастую учебная работа подменяется проведением различных соревнований и массовых мероприятий. В результате этого, когда эволюционно сложившаяся репродуктивная система физкультурного образования стала фактором, не только снижающим социально -психологические риски, но и генерирующим их, в формировании культурного потенциала студентов обострились противоречия, связанные
с переоценкой традиционных для российской ментальности духовных и социокультурных ценностей. С одной стороны, благодаря достижениям НТР, интенсификации активности студентов существенно возрастают темпы их социализации, обусловленные повышением их самосознания, активизацией творческого, созидательного потенциала. С другой стороны, нарастающая интенсификация антропогенного и техногенного воздействия на среду их обитания, необходимость сочетания напряженной учебной деятельности с работой привели к чрезмерному
нарастанию психофизического напряжения, требующего мобилизации резервных возможностей их организма. 2. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме – 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию
России и почти все этнические группы. Общая динамика смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отразится на всех социально-экономических факторах развития общества. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность населения в пожилом возрасте превысит численность детей и
подростков на 12,8 млн. человек, или на 62%, что значительно ускорит процесс старения нации. При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой.
Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом. Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости – на 15%.
Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Возросло число россиян, страдающих психическими расстройствами. В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки
болезней, связанных с курением. Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих
веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований – их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди
злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками. Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. При этом массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находится вне фокуса государственной политической
доминанты. В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек. Если не реализовать эти меры сегодня, то завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России. 3. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди
различных категорий населения На протяжении последних десятилетий вместо коренной модернизации системы повышения человеческого потенциала в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих
структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. В этой связи назрела острая необходимость безотлагательного принятия на правительственном уровне разработанной Госкомспортом России совместно с Минобразованием России и Минздравом России государственной «Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», которая в сочетании с уже принятыми концепциями «Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Государственной политики в области здорового питания до 2005 года» и «Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» может стать основой для формирования общероссийской модели здорового
образа жизни людей. В стране должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан. Проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами
на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны. В сложных экономических условиях также целесообразен перенос центра тяжести усилий на программы первичной
профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни. Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской кампании «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом», а также проведение: 1) всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания» (по федеральным округам); 2) всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта «Наследие»; 3) всероссийских соревнований по спортивно-военному многоборью учащихся «Защитники отечества»;
4) всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот «Жить со спортом»; 5) всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи «Победа»; 6) всероссийских спартакиад учащейся молодежи и трудящихся; 7) всероссийской сельской спартакиады; 8) всероссийской акции «"Динамо" – детям России» и т.д. Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм
спортивного досуга, каковыми являются: фитнесс-центры, клубы аэробики и шейпинга, конноспортивного выезда, а также клубы по иным оздоровительным направлениям. Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан. Дети, подростки и молодежь. Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного
движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи. Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др. Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские
годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на: 1) повышение ответственности родителей за здоровье детей; 2) поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта; 3) совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях; 4) внедрение новых эффективных форм организации занятий;
5) создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой; 6) массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ; 7) создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения. Важно исправить допущенные перекосы и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент.
Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю. В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов
и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан. В России такая программа формирования зон отдыха может
приобрести статус Президентской. К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения. Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2002 г. комплекс неотложных мер по развитию
детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р. Необходимо также ускорить принятие разработанной Госкомспортом России и Минобразованием России федеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)». Это даст еще один мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, позволит вовлекать в движение миллионы детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств. Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и
физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно, как минимум, 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами. Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия.
Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием. По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год. В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических
потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся – это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям. Для решения этих проблем необходимо: проведение мониторинга состояния здоровья, физической
подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека; 1) включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
2) обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры; 3) принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей; 4) создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных
правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры; 5) формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни. Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе. Допризывная молодежь и военнослужащие. В условиях реформирования
Вооруженных сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки личного состава, который должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер. После 13-летнего перерыва приказом Министра обороны
РФ введено в действие «Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации», в 2001 г. утверждена новая структура управления физической подготовки, проведены организационно-штатные мероприятия, что позволило активизировать физкультурно-спортивную работу в воинских частях и соединениях. Однако результаты контрольных проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка
личного состава Вооруженных сил не соответствует предъявляемым требованиям, что во многом обусловлено низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава органов безопасности и правопорядка). Только в 2000 г. число юношей, освобожденных от призыва в армию в связи с психическими расстройствами, составило 130 тыс что на 7 тыс. больше, чем в 1999 г и на 40 тыс. больше, чем в 1998 г. При ограниченности призывного ресурса, только в 2000 г. от службы в Вооруженных силах по причине наркомании освобождено 17,7 тыс. человек (в 1996 г. -5,5 тыс. человек). Исходя из этого, актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по
физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры «Зарница». Должна быть восстановлена работа спортивных, спортивно-технических и спортивно-оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением. Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в развитии
технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу жизни. В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть: 1) увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
2) проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях; 3) разработку специализированных нормативов физической подготовленности («Защитник отечества»); 4) разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи. Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо: 1) увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку; 2) разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки; 3) создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих; 4) при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил; 5) рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения
военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки. Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем. Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей – в полтора раза, различными формами
физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9). Основные направления в этой работе: 1) создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха; 2) открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов; 3) разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
4) подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре; 5) разработка и издание специализированных методик и программ; 6) подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм. Лица старшего возраста. Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в общество. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных
диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства. Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом. Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в
первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения. Список использованных источников 1. Гостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале ХХI века // Физическая культура молодежи в
ХХI веке: Материалы I науч практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж, 2001, с. 127-134. 2. Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. докт. дисс. / СПбГАФК, 2002 60 с. 3. Григорьева В.Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема // На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи ХХI века: Материалы междунар. науч. конф СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003, с. 213 – 214. 4. Дышко Б.А. Спортивный инжиниринг набирает обороты // Теория и практика физ. культуры, 2003, № 4, с. 63. 5. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы М.: Советский спорт,
2002, с.12-16. 6. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по проблемам повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». 30 января 2002 года.