Судно как объект права собственности и его правовой статус

Санкт –Петербургский Государственный Университет
Контрольнаяработа
по предмету:Транспортное право
тема: «Судно,как объект права собственности и его правовой статус»
студент 5курса
юридическогофакультета
заочной формыобучения
Иванов И.С.
руководитель:
Горов С.М.
2009

Содержание
Введение
Правовой статус морского судна
Собственник судна и судовладелец
Лизинг судов
Регистрация морских судов, ееправовое значение
Флаг и национальность судна
Судовые документы
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В Российской Федерациимеханизм приобретения, реализации и прекращения права собственности на морскиесуда изложен в нормах Гражданского кодекса РФ, содержащего общие положения оправе собственности, и в Кодексе торгового мореплавания РФ.
Недвижимые и движимыевещи
1. К недвижимым вещам(недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недри все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых безнесоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения,объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещамотносятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морскиесуда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимымвещам может быть отнесено и иное имущество.
2. Вещи, не относящиеся кнедвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных взаконе. Как мы видим в соответствии со статьей 130 ГК РФ морские и речные судаотносятся к объектам недвижимого имущества. В большинстве стран мира, в той илииной степени воспринявших влияние английского морского права, суда, как и вВеликобритании, относятся к категории движимого имущества. Международный кодекспо управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения —МКУБ как нормативный документ концептуально отталкивается от наиболеераспространенной правовой традиции и исходит из того, что судно являетсядвижимым имуществом.
Квалификация морскихсудов как недвижимого имущества — одна из особенностей российского морскогозаконодательства, которая в принципе вынуждает несколько по-иному толковатьМКУБ в России. Согласно статье 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещиподлежит государственной регистрации.

Правовой статусморского судна
В соответствии с Кодексомторгового мореплавания, под судном понимается самоходное или несамоходноеплавучее сооружение, используемое для целей торгового мореплавания.
Морское судно как продуктсудостроительной техники представляет собой имущество, принадлежащеесобственнику.
Однако в ряде случаевсудно рассматривается не только как имущество, но и как учреждение, наделенноеправами и обязанностями (например, право плавания под Государственным флагомРоссийской Федерации или иного государства, обязанность иметь название, иметьна борту надлежащий экипаж). Морское судно как учреждение, например, может бытьпризнано виновным и невиновным (например, в столкновении с другим судном).
Однако судно не являетсясубъектом гражданского права, оно не обладает правами юридического лица.Морские суда не несут самостоятельной имущественной ответственности. От своегоимени они не могут заключать договора, вступать в иные сделки или иным образомучаствовать в гражданско-правовых (имущественных) отношениях. Гражданскаяответственность по обязательствам морского судна падает на судовладельца.
 
Собственник судна исудовладелец
Под собственником суднапонимается субъект права собственности, лицо, которое осуществляет в отношениисудна правомочия собственника.
По КТМ РФ, суда могутнаходиться в собственности:
граждан и юридическихлиц;
Российской Федерации,субъектов Российской Федерации;
муниципальныхобразований.
Суда с ядернымиэнергетическими установками могут находиться только в собственности РоссийскойФедерации.
Собственник судна вправепо своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, непротиворечащие закону и иным правовым актам РФ и не нарушающие права и законныеинтересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам(отчуждение имущества – передача имущества, принадлежащего одному лицу, всобственность другого лица; один из способов осуществления собственникомправомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом). Он может, оставаясьсобственником, передавать другим лицам права владения, пользования ираспоряжения судном, и распоряжаться им иным образом.
Собственник судна вправепередать его по договору доверительного управления судном на срок, непревышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение винтересах собственника.
В качестве доверительныхуправляющих собственники судов избирают компетентных в области управлениясудами и их эксплуатации индивидуальных предпринимателей или коммерческиеорганизации.
Для доверительногоуправляющего используется также экономический термин «диспонент» – лицо,уполномоченное фирмой заниматься ее делами, распоряжаться средствами,имуществом фирмы.
Передача судна вдоверительное управление не влечет за собой переход права собственности на негок доверительному управляющему.
Судно, находящееся вхозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано вдоверительное управление.
Широко используемыйтермин «оператор судна» означает собственника судна, доверительногоуправляющего, фрахтователя судна без экипажа (на условиях бербоут-чартера) илилюбое другое физическое или юридическое лицо, на которое официально возложенаответственность собственника или фрахтователя судна без экипажа.
Судовладельцем являетсялицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является лионо собственником судна или использует его на ином законном основании.
Под эксплуатацией суднапонимается комплекс действий по техническому обслуживанию судна, организацииего страхования, ведению финансового планирования и отчетности, управлениюэкипажем, снабжению топливом, диспетчерскому оперированию и отфрахтованию.
Если собственник самэксплуатирует судно от своего имени, он одновременно является и судовладельцем.
Если физическое или юридическоелицо осуществляет эксплуатацию судна на праве хозяйственного ведения,оперативного управления или доверительного управления, то оно признаетсясудовладельцем.
Законным основанием дляэксплуатации судна от своего имени может быть также договор о представлениисудна его собственником или лицом, имеющим на него право хозяйственноговедения, оперативного управления или доверительного управления, во временноепользование третьему лицу на условиях бербоут-чартера (представление судна, неукомплектованного экипажем, не снаряженного и не имеющего снабжения – «голого»судна). Судовладельцем выступает также лицо, фактически владеющее судном ииспользующее его на законном основании по договору фрахтования судна с экипажемна время (тайм-чартер).
Лизинг судов
Лизинг (финансоваяаренда) — вид прямых инвестиций, при котором лизингодатель обязуется приобрестив собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного импродавца передать данное имущество лизингополучателю в качестве предметализинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных вдоговоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.
 Лизингодатель оплачиваетпостройку (или покупку) судна для лизингополучателя. Лизинговые правоотношениякроме лизингодателя и лизингополучателя должны включать в себя еще одиндополнительный субъект – продавца лизингового имущества (для нового судна –судостроительный завод). Лизинговую сделку составляют как минимум дваобязательных договора – собственно договор лизинга и договор купли-продажи(судостроительный договор). При этом в судостроительном договоре заказчик судна– лизингодатель обязан предусмотреть положение о том, что судно строитсяспециально для сдачи в лизинг. Лизингополучатель как пользователь судна играетопределяющую роль в определении технических характеристик строящегося судна –предмета лизинга. Он обладает в отношении судна (его характеристик и качества)всеми правами и обязанностями фактического заказчика – покупателя имущества,хотя юридическим (формальным) заказчиком судна является лизингодатель.
По договору лизингализингодатель становится собственником построенного (или приобретенного) суднаи обязуется предоставить лизингополучателю судно без экипажа за плату наопределенный срок. В этом случае лизингополучатель становится судовладельцем(но не собственником).
 Лизингополучатель втечение срока действия договора лизинга поэтапно выплачивает обусловленнуюдоговором стоимость судна, включающую в себя стоимость оборудования, затраты попривлечению кредитных средств банков, комиссию лизинговой компании.
Важной особенностьюлизинговой схемы приобретения оборудования является отнесение всей суммылизинговых платежей на себестоимость продукции лизингополучателя.
Срок, на который предметлизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со срокомполной амортизации предмета лизинга или превышает его.
В соответствии сдействующим законодательством по отношению к оборудованию, передаваемому подоговору финансового лизинга, применяется механизм ускоренной амортизации, чтопозволяет лизингополучателю существенно уменьшить сумму уплачиваемых налогов исэкономить значительную часть финансовых средств.
Лизинг не требует отлизингополучателя единовременного отвлечения значительных оборотных средств,кроме выплаты в период строительства авансовых платежей в сравнительнонебольшом размере. При этом построенное судно может служить достаточнымобеспечением привлекаемых лизингодателем финансовых средств.
Договор лизинга обычнопредусматривает, что по истечении срока его действия или до его истечения суднопереходит в собственность лизингополучателя при условии выплатылизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга,рассчитанной с учетом амортизации оборудования. 
 
Регистрация морскихсудов, ее правовое значение
 
Регистрация судна естьюридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода илипрекращения прав на судно и служит единственным доказательством существованиязарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебномпорядке.
Регистрация судна всудовом реестре расценивается как одна из форм осуществления государственногонадзора за судами, плавающими под национальным флагом. Посредством регистрацииконтролируется момент возникновения у конкретного судна права плавания подфлагом данного государства, соблюдение законности и легитимности отчуждениясудов и передачи их в залог, а также соблюдение мер безопасности мореплавания.Осуществление регистрации судна означает также, что национальный орган морскойадминистрации проверил правовые аспекты и техническое состояние судна, иубедился в их полном соответствии требованиям национального законодательства,основанного на международных нормах, и свидетельствует этот факт перед третьимилицами.
Главными условиямирегистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущейрегистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтованиясудна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другогогосударства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состояниисудна выданное одним из классификационных обществ.
Судно подлежитрегистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее – реестрысудов):
— Государственном судовомреестре;
— судовой книге;
— бербоут-чартерномреестре;
— Российскоммеждународном реестре судов.
Судно может бытьзарегистрировано только в одном из реестров судов.
Регистрация судна вГосударственном судовом реестре, Российском международном реестре судов илисудовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а такжеограничений (обременений) прав на него является единственным доказательствомсуществования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только всудебном порядке.
В Государственный судовойреестр подлежат внесению все суда, технический надзор за которыми осуществляетРоссийский морской регистр судоходства: самоходные суда с главным двигателеммощностью не менее 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее 80т.Регистрацию этих судов осуществляет капитан морского порта.
Информация озарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них ежеквартальнопредставляется капитаном морского порта в федеральный орган исполнительнойвласти в области рыболовства.
Спортивные и прогулочныесуда, а также прочие суда, не подпадающие под условия регистрации вГосударственном судовом реестре, регистрируются в судовых книгах. Регистрацияэтих судов осуществляется органами технического надзора за такими судами.
В Российскоммеждународном реестре судов регистрируются суда, которые используются длямеждународных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказанияиных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованиюсудов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относитсятакже сдача судов в аренду для оказания таких услуг.
Регистрация судов вРоссийском международном реестре судов осуществляется капитанами морскихпортов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Регистрация судна вРоссийском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.
Регистрация судов,находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектовРоссийской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственнойнекоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательныхсудов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестреили судовой книге.
Не подлежат внесению вреестр судов плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либосудна (шлюпки; лихтеры, транспортируемые на борту лихтеровоза; малые рыболовныесуда, транспортируемые на борту плавучей базы – мотоботы и т.п.). Судно,которое вносится в реестр или судовую книгу, должно иметь название, присваиваемоесобственником судна. Название судна должно отличаться от названий другихзарегистрированных судов.
Название судна наноситсяна носовую часть на обоих бортах и на корму судна. Новое название может бытьнанесено на судно только после внесения соответствующего изменения вГосударственный судовой реестр или судовую книгу.
Портом приписки суднасчитается место его регистрации. Порт приписки судна указывается на корме подназванием судна.
Судну, оборудованномусредствами связи, присваивается международный позывной сигнал. В зависимости оттехнической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номерсудовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовойстанции.
Образование и присвоениемеждународного позывного сигнала опознавания осуществляется по местурегистрации судна предприятием Радиочастотного центра, входящего в системуРадиочастотной службы РФ. Регистрация в системе подвижной спутниковой связиИНМАРСАТ абонентских земных станций ИНМАРСАТ (в том числе присвоениеидентификационных номеров), принадлежащих российским юридическим и физическимлицам, а также присвоение номера избирательного вызова судовой станцииосуществляется Федеральным унитарным государственным предприятием«Морсвязьспутник».
При переходе права собственностина судно в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятсясоответствующие изменения.
 В реестр вносятсясведения об обязательствах, которыми обременено судно (передача в доверительноеуправление, залог, ипотека, долговые обязательства).
Судовые реестры открытыдля любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации.Заинтересованное лицо имеет право на получение надлежаще оформленной выписки изсудового реестра за плату.
Судно, зарегистрированноев реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано вГосударственном судовом реестре или судовой книге только после исключения изреестра этого государства и предоставления свидетельства, удостоверяющего, чтосудно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра в моментпроизводства новой регистрации.
Регистрация российскогосудна в судовом реестре иностранного государства не имеет юридической силы,если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судовогореестра или судовой книги.
Первоначальнаярегистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяцасо дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна – в течениеодного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.
 
Флаг и национальностьсудна
 
Суда, внесенные в один изреестров судов Российской Федерации, получают право плавания подГосударственным флагом Российской Федерации.
Внесение судна в реестрсудов РФ удостоверяется выдачей свидетельства на право плавания подГосударственным флагом Российской Федерации. После получения свидетельства насудне поднимается государственный флаг РФ.
Судно. приобретенное заграницей, пользуется правом плавания под Государственным флагом РФ с моментавыдачи консулом РФ временного свидетельства.
При предоставлении суднав пользование и владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такоесудно может быть временно переведено под флаг иностранного государства впорядке и на условиях, предусмотренных КТМ РФ.
Национальность судна –это его государственная принадлежность, обозначающая, властям какогогосударства судно подчинено и законы какого государства на негораспространяются.
В соответствии сКонвенцией ООН по морскому праву 1982 года, суда имеют национальность тогогосударства, под флагом которого они имеют право плавать. Каждое государствоопределяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судовна его территории и права плавать под его флагом.
Конвенция устанавливает,что судно должно плавать под флагом только одного государства и, кромеисключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или вКонвенции, подчиняться его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно неможет переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт,кроме случаев действительного перехода права собственности или изменениярегистрации. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясьими по своему усмотрению, не может требовать признания ни одной изсоответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено ксудам, не имеющим национальности.
Конвенции предусматриваетобязанности государства флага по регистрации судов и осуществлению реальнойсвязи: обязанность каждого государства осуществлять в административных,технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами,плавающими под его флагом (юрисдикция – исключительное право производить суд,решать правовые вопросы и т.п.).
Каждое государство вотношении судов, плавающих под его флагом, обязано принимать необходимые мерыдля обеспечения безопасности в море, в частности, в том, что касаетсяконструкции, оборудования и годности судов к плаванию, комплектования, условийтруда и обучения экипажей судов, пользования сигналами, поддержания связи ипредупреждения столкновения. Флаг является определяющим фактором во многихюридических отношениях, в которые вступает собственник, судовладелец и капитансудна. Данные о флаге судна фигурируют и в договорных отношениях, в частности вдоговоре о фрахтовании. Третья сторона, с которой капитан заключает договор,должна быть уверена в полномочии капитана на заключение договора в пределах,определяемых правом флага. Все договора заключенные на борту судна,рассматриваются как заключенные в стране флага.
В случае столкновения иликакого-либо другого навигационного инцидента в открытом море никакое уголовноеили дисциплинарное преследование против капитана или какого-либо другого лица,служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными илиадминистративными властями государства флага или того государства, гражданиномкоторого это лицо является. Ни арест, ни задержание судна в открытом море,кроме оговоренных в международном праве конкретных случаев, не могут бытьпроизведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либовластей, кроме государства флага.
Судно, зарегистрированноев одном из реестров судов РФ, может быть временно переведено под флагиностранного государства на основании решения федерального органаисполнительной власти в области транспорта или в области рыболовства с учетоммнения общероссийского профессионального союза работников соответствующейотрасли деятельности с приостановлением права плавания под Государственнымфлагом Российской Федерации. Судно может быть переведено под флаг иностранногогосударства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продленияего через каждые два года, но если он предается по бербоут-чартеру, то не свышесрока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действиябербоут-чартера не может быть менее чем один год
 

Судовые документы
В международныхконвенциях, Кодексе торгового мореплавания РФ и нормативных актах, изданных вих развитие, содержится ряд требований, обязывающих судно иметь определенныесудовые документы, имеющие важное юридическое значение. От наличия на судненадлежащих судовых документов зависит возможность выхода судна в рейс. Поданным, указанным в судовых документах, исчисляется размер взимаемых с суднасборов. Только при наличии необходимых документов возможна продажа – покупкасудна и признание законности совершаемой сделки.
Судовые документы, иособенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное значениепри судебном, административном и ведомственном разбирательстве связанных смореплаванием происшествий и споров.
При проверке судна насоответствие требованиям безопасности мореплавания оно считается не отвечающимэтим требованиям, если предусмотренные международными конвенциями судовыедокументы отсутствуют или срок их действия истек.
Документы, определяющие правовоеположение судна
Свидетельство о правеплавания под Государственным флагом Российской Федерации. Выдается органом,осуществляющим регистрацию судна.
Свидетельство о правесобственности на судно (бессрочное). Выдается одновременно со свидетельством оправе собственности на судно. Служит исключительным доказательством правасобственности на судно. Выдается судам валовой вместимостью свыше 20 т,внесенным в судовой реестр.
Документы, удостоверяющиесостояние судна и его пригодность к эксплуатации:
— Свидетельство огодности к плаванию. Выдается Российским морским регистром судоходства илипризнанным им зарубежным классификационным обществом сроком на пять лет сежегодным подтверждением в пределах трех месяцев до или после истечениягодичного срока со дня его выдачи. В нем указывается, в каких районах судноможет плавать. Является одним из важнейших доказательств мореходности судна.
— Мерительноесвидетельство. Выдается инспекцией Регистра. Содержит сведения о чистой иваловой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. Поданным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы,определяется возможность прохождения судна через шлюзы и каналы.
Обмер судов производитсяв соответствии с правилами Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.
Для прохождения Суэцким иПанамским каналами выдаются специальные мерительные свидетельства.
— Пассажирскоесвидетельство. Выдается Регистром судам, перевозящим более 12 пассажиров.
— Свидетельство о грузовоймарке. Выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции огрузовой марке 1966 г. Выдает Регистр судам валовой вместимостью свыше 150 рег.т сроком на пять лет. Удостоверяет, что нанесенные на бортах судна грузовыемарки и минимальная высота его надводного борта удовлетворяют требованиямбезопасности мореплавания.
— Свидетельство опредотвращении загрязнения нефтью,
— Свидетельство опредотвращении загрязнения сточными водами.
— Свидетельство опредотвращении загрязнения мусором –
выдаются органамитехнического надзора и классификации судов.
— Судовое санитарноесвидетельство о праве плавания. Выдается органами санитарно-эпидемиологическогонадзора на водном транспорте Российской Федерации. Содержит заключение огодности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.
Санитарная служба выдаеттакже свидетельство о дератизации и свидетельство об освобождении отдератизации.
— Судовая роль – списокчленов экипажа судна. Необходима для представления в органы портового надзора,таможенной и пограничной службы.
— Свидетельство оминимальном составе экипажа.
— Лицензия судовойрадиостанции и (если судно имеет судовую радиостанцию). Лицензия выдаетсяфедеральным органом исполнительной власти в области связи.
Документы, отражающиеповседневную деятельность судна
Судовой журнал. Основнойофициальный документ, отражающий непрерывную деятельность судна во всех еепроявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие этудеятельность. Ведется вахтенными помощниками капитана под ежедневным контролемкапитана.
Правовое значениесудового журнала заключается в том, что содержащиеся в не записи являются однимиз видов письменных доказательств при расследовании аварийных случаев иинцидентов, связанных с загрязнением моря, при рассмотрении судебных иарбитражных споров, связанных с порчей или недостачей груза, при оценкедействий по спасанию и в других случаях.
Судовой журнал хранитсяна судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. Поистечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, вкотором зарегистрировано судно.
Судовой журналпредоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право наполучение соответствующей информации.
В случае продажи судна запределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления иснятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующейинформации за период, предшествующий продаже судна.
Машинный журнал (длясудов с механическим двигателем). Ведется вахтенным механиком поднепосредственным контролем главного (старшего) механика. Отражает работуглавного двигателя и других судовых механизмов, время получения и исполненияраспоряжений с мостика о скорости, реверсах главного двигателя, подачу воды длятех или иных целей, прием и откачку балласта, расход топлива и смазочныхматериалов.

Заключение
 
В соответствии сроссийским законодательством ни договор бербоут-чартера, ни договор менеджментав отношении морского судна не требуют государственной регистрации.Следовательно, фрахтователь по договору бербоут-чартера и менеджер могут статьсубъектами МКУБ с момента вступления в силу этого договора и перестают бытьтаковыми с момента прекращения договора.
На основании изложенногоможно сделать вывод, что российское законодательство напрямую связывает моментвозникновения прав на судно с моментом государственной регистрации этих правтолько в отношении судна, вновь построенного на какой-либо российской верфи. Востальных случаях, если государственная регистрация права необходима, такаярегистрация не является обязательным условием возникновения права на судно.Следовательно, в этих случаях общие правила ГК РФ о возникновении вещных правна недвижимое имущество к морским судам не применяются, так как законодательввел особый порядок приобретения вещных прав на них, не связанный с институтомгосударственной регистрации.
Таким образом, моментвозникновения у лица позитивной ответственности, предусмотренной МКУБ,определяемый моментом получения этим лицом фактической возможностиэксплуатировать судно, не зависит от государственной регистрации судна и правна него.

Список использованнойлитературы:
 
1. Гражданскийкодекс РФ
2. Кодекс торговогомореплавания РФ
3. Комментарий кКодексу торгового мореплавания Российской Федерации /Под ред. Г.Г.Иванова. — М.: Спарк, 2008.
4. Koмментарий к ГКРФ /Под ред. Садикова О.Н… М.: Статут. — 2008.
5. Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 12 марта 2007 г.