Организацияпроведения экономического анализа в банке
кредитный коммерческий банк аналитический
В основеорганизации и проведения экономического анализа в коммерческом банке лежитобщая методика практической аналитической работы, содержание которой основанона теории экономического анализа. Однако сущность банка и специфика егодеятельности, как объекта исследования, обусловливает некоторые особенностиметодики экономического анализа, проводимого в коммерческом банке.
Выполняясвои функции (кредитно-расчетное, кассовое и другое обслуживание), коммерческиебанки взаимодействуют со своими партнерами – предприятиями, учреждениями,организациями, гражданами и другими субъектами рыночных отношений
Осуществлениекредитных отношений требует от банка проведения экономического анализа нетолько собственно своей деятельности, а и деятельности своих партнеров (восновном ссудозаемщиков, в числе которых могут быть и другие банки). При этомособое внимание уделяют анализу деятельности банков-ссудозаемщиков, так как ихкредитные отношения в современных кризисных условиях обостряются, межбанковскийкредит становится опасным и рискованным. Многие банки отказываются отвыполнения своих обязательств по гарантийным письмам. Поэтому некоторые банкисоздают у себя аналитические службы для проведения анализа балансов и другойотчетности таких банков.
Такимобразом, коммерческие банки проводят внешний и внутренний экономический анализ.
Внешнийанализ проводится банком с момента его создания и на протяжении всего периодаего функционирования. При создании коммерческого банка экономический анализиспользуется для оценки финансово-хозяйственной деятельности его участников,определения соответствия его финансового положения требованиям законодательныхактов, предъявляемых участникам банка. В процессе функционирования банкаэкономический анализ служит для оценки кредитоспособности ссудозаемщиков, ихфинансовой устойчивости и платежеспособности. Целью этого анализа являетсяобоснование управленческого решения при предоставлении кредитов с учетом минимизациириска.
Внешнийэкономический анализ деятельности коммерческих банков осуществляется такжеконтролирующими органами, в частности учреждениями Национального банка.
Внутреннийанализ необходим для управления деятельностью банка, в частности, для обоснованиябизнес-плана, оценки его выполнения, раскрытия причинно-следственных связеймежду совершаемыми банком операциями и конечным результатом – сформированнымипассивами и активами, а так же прибылью, изыскания резервов возможногоувеличения прибыли, оценки устойчивости финансового положения банка, егоплатежеспособности. Важное значение имеет экономический анализ для определениявыгодности вложения кредитных ресурсов, оценки риска и определения перспективразвития банка.
Оценкаимеющихся возможностей банка позволяет сбалансировать их с рыночными запросами,выработать основные программы развития и поведения банка на рынке, создатьадекватную основу для принятия правильных управленческих решений.
Анализ этихвозможностей проводится с учетом действия внешних и внутренних факторов,влияющих на деятельность банка. Спектр внешних факторов функционирования банкаочень широк и определяется направленностью хозяйственной политики государства,мерами по управлению и регулированию экономики, а так же контролирующей рольюНационального банка и органов банковского надзора, конъюнктурой рынка,конкуренцией и т.д.
Анализвнутренних факторов деятельности банка строится на оценке егофинансово-экономического положения, предлагаемого перечня услуг,стратегического поведения банка на рынке, уровня технической оснащенности,квалификации персонала, изучения информационного обеспечения и качествамаркетинговой деятельности, а так же на анализе организационной структурыбанка.
Переданализом финансового положения коммерческого банка стоят следующие задачи:определение финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении банка и суммы егособственных средств; изучение состава и структуры источников финансовыхресурсов (пассив) и направлений их использования и размещения (актив); оценкафинансовой устойчивости банка; оценка платежеспособности банка; оценкарентабельности деятельности банка и определения его рейтинга.
Информационнойбазой для анализа служат данные бухгалтерской отчетности (отчетные формы №1, №2,№3), достоверность которой подтверждена выводами аудиторской организации, иданные бухгалтерского учета, а также статистической отчетности оплатежеспособности (формы ПС-1, ПС-2, ПС-3), ликвидности (формы ЛВ-1 и ЛВ-2).Кроме того, следует руководствоваться нормативными актами и указаниямиНБУ об экономических нормативах регулирования деятельности коммерческих банкови методическими пособиями по составлению статистической отчетности банка.
Головнымуправляющим органом в банке является правление, стоящее над департаментом.Департамент является наибольшей структурной единицей, включающее в себянесколько управлений, реализующих взаимосвязанные и технологически близкиефункции и направления банковской деятельности.
Департаментнаходится под управлением одного из членов правления. Возможны нескольковариантов организации аналитической работы банка:
1)децентрализованный – предполагает, что вместе с несколькими департаментами внепосредственном подчинении правления находится отдел экономического анализа ипланирования, бухгалтерия и служба внутреннего аудита.
Всеподразделения независимы, в каждом департаменте существуют собственныеаналитические отделы, предоставляющие правлению необходимые данные.
2)функциональный – предполагает наличие управления экономического анализа,подчиняющегося непосредственно председателю правления.
3)централизованный – предусматривает создание отдельного департамента,объединяющего аналитические, бухгалтерские и аудиторские службы.
Организацияпроведения анализа состоит из следующих этапов:
– сборинформации;
– первичнаяобработка данных;
– экспрессанализ;
– комплексныйанализ;
– обоснованиеполученных результатов и выдача рекомендаций.Сущностьэкспресс анализа заключается в отборе минимально допустимого количестванаиболее существенных и не сложных в исчислении
показателей.В результате его проведения можно определить финансовое положение банкадостаточно точно.
Целькомплексного анализа – это подробная и всесторонняя оценка состояния банка спозиции доходности, ликвидности и риска, как за рассматриваемый период, так ина перспективу.
Комплексныйэкономический анализ деятельности коммерческих банков сопровождает выполнениевсех банковских операций, пронизывает все этапы управления, позволяет оценитьэффективность проводимой финансово-кредитной политики, обосновать вариантыуправленческих решений и спрогнозировать результаты этих решений. Особоезначение в современных условиях приобретает методика комплексного анализадеятельности коммерческих банков с точки зрения ее соответствия стратегииразвития кредитной организации. Проведение комплексного анализа обусловленонеобходимостью формирования общего мнения о финансово-экономическом состояниикоммерческого банка; выявления скрытых резервов, повышения эффективности егодеятельности, а также оценки рентабельности отдельных банковских операций.
Раскрытиесущности финансово-экономического анализа в банковской сфере деятельности былобы неполным без изучения его основных видов и форм. В таблице 1 представленаклассификация характерных для банковской сферы деятельности видов финансово-экономическогоанализа и форм его проведения.
Таблица 1. Классификациявидов и форм проведения финансово-экономического анализа в банковской сфередеятельности по важнейшим признакамКлассификационный признак Виды и формы финансово-экономического анализа Пользователи анализа Внешний и внутренний анализ Источники информации Финансовый, управленческий Частота проведения
Систематический, периодический, эпизодический,
разовый Период, за который проводится анализ
Почасовой, ежедневный, еженедельный, ежедекадный,
ежемесячный,
ежеквартальный, полугодовой, годовой Полнота охвата анализируемых вопросов и объектов
Комплексный и тематический, сплошной (в том числе) и
выборочный Цель и характер исследования
Предварительный, контрольно-оперативный, итоговый,
прогнозный Пространственный Внутрихозяйственный, народнохозяйственный Методика исследования
Функциональный, операционно-стоимостной,
маржинальный, структурно-динамический,
коэффициентный, факторный, корреляционный Направления исследования
Анализ выполнения обязательных экономических
нормативов деятельности, анализ финансового
положения банка, анализ устойчивости банка, анализ рисков, анализ сбалансированности активно-пассивных операций, анализ ликвидности и платежеспособности, анализ рентабельности собственных средств (капитала) банка, анализ доходов, расходов и прибыли и т.п. Критерии оценки
Экспертный, трендовый, рейтинговый, сравнительный,
оптимизационный
Следуетотметить, что если для предприятий нефинансовой сферы наибольшую актуальностьимеет анализ, проводимый с периодичностью как минимум в один месяц, то длябанковской сферы имеет смысл говорить не только о ежедневномфинансово-экономическом анализе, но и почасовом тематическомфинансово-экономическом анализе при совершении ряда операций. Так, например, втечение дня осуществляется анализ доходности конверсионных операций,использования свободных денежных ресурсов, операций по привлечению и размещениюмежбанковских кредитов и краткосрочных ценных бумаг и т.д. Кроме того,обязательным направлением финансово-экономического анализа, вне зависимости отего частных конкретных целей и задач, является анализ и оценка выполнениябанком обязательных экономических нормативов, установленных надзорным органом(Центральным банком РФ).
Содержаниефинансово-экономического анализа в банковской сфере деятельностипредопределяется его целью, видом деятельности объекта анализа и в конечномсчете задается пользователями его результатов.
Практическое задание
Чистаяприбыль –часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении послеуплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия,формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.
Эксплуатационныерасходы –расходы, необходимые для поддержания работоспособного состояния основныхсредств в течение всего намеченного срока службы.
Расходы на оплату трудапризнаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных всоответствии со статьей 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда. В расходыналогоплательщика на оплату труда включаются любыеначисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующиеначисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работыили условиями труда, премии и т.д.
Процентные расходы – расходыфедерального бюджета на обслуживание государственного долга. Выплаты основнойчасти долга в расходную часть бюджета не включаются. Процентные расходыэто начисленные и уплаченные проценты в рублях и в валюте.
К непроцентнымрасходам относятся операционные расходы, уплаченные комиссионные по услугами корреспондентским отношениям, расходы по операциям с ценными бумагами,расходы по операциям на валютном рынке, расходы по обеспечению функционированиябанка, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные расходы, прочиерасходы, штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлыхлет и т.д.
Доходы – экономическоеприращение имущества, прежде всего в виде денег (доходы от акций или по вкладу,проценты от пользования чужими денежными средствами и т.п.). Доходы могут иметьи натуральный характер (например, арендная плата в соответствии с п. 2 ст. 614ГК может устанавливаться в виде части готовой продукции, полученной врезультате использования арендованного имущества).Средства клиентов –денежные средства, депозиты и прочие средства в валюте Российской Федерации ииностранной валюте, переданные кредитной организации для хранения наопределенных условиях, резидентами и нерезидентами, юридическими и физическимилицами, в наличной и безналичной форме, включая неисполненные обязательства подоговорам на привлечение средств клиентов, а также выпущенные кредитнымиорганизациями депозитные и сберегательные сертификаты. Помимо собственныхсредств (капитала) Банка, существенными источниками фондирования являютсястабильные остаткисредств на счетах корпоративных клиентов Банка, а также клиентов малого исреднего бизнеса. Ведь остаткисредств на счетах частных клиентов – это показатель не только эффективностифункционирования карточных программ, но и уровня доверия клиентов к банку.Активами, приносящими банку доход, являются: краткосрочные (заисключением бесплатных кредитов) и долгосрочные ссуды; кредиты другим банкам;ценные бумаги, паи, акции; задолженность по факторингу; средства, перечисленныепредприятиями для участия в их хозяйственной деятельности.
Активныебанковские операции – это операции, посредством которых банки размещаютимеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода иобеспечения своей ликвидности.
Среднийобъем совокупных активов банка – более точно может быть определен по даннымежемесячных балансов, а при внутреннем анализе – по данным ежедневных балансов.
Важнымпоказателем, имеющим самостоятельное значение и существенно влияющим надоходность активов и прибыльность банка, является доходность активныхопераций (работающих активов), которая может анализироваться зарассматриваемый период и как текущая доходность на рассматриваемую дату.
Работающиеактивы –к первой группе относятся активы с фиксированным планируемым финансовымрезультатом, а ко второй группе – активы, которые могут быть реализованы впроизвольный момент времени на рынке (рыночные работающие активы).
Среднийобъем работающих активов банка – Ар:
Ар=Еа / iар х (t/Y), где
Еа – доход отработающих активов (активных операций);
iар – средняя доходностьработающих активов в виде годовой ставки процентов (относительное значение);
t – длительностьрассматриваемого периода в днях;
Y – расчетное количестводней в году (360 или 365).
Коэффициентрентабельности активов – коэффициент, характеризующий степень эффективностииспользования имущества организации, и определяемый как отношение прибыли доналогообложения к среднему за соответствующий период значению активов банка ипоказывающий процент прибыли на 1 руб. активов банка.
Коэффициент доходности работающихактивов показывает величинудоходов, приходящихся на 1 руб. активов банка, определяемый как отношениедоходов банка всего к среднему объёму за соответствующий период значениюактивов банка.
Коэффициентпокрытия– относится к группе коэффициентов ликвидности. Показывает платежныевозможности предприятия при условии погашения краткосрочной дебиторскойзадолженности и реализации имеющихся запасов.
Коэффициентпокрытия расходов доходами – коэффициент, определяемый как отношениеэксплуатационных расходов к доходам банка всего.
Коэффициентпокрытия расходов на оплату труда доходами – коэффициент, определяемый как отношениерасходов на оплату труда к доходам банка всего.
Коэффициентпокрытия непроцентных расходов доходами – коэффициент, определяемый как отношениенепроцентных расходов к доходам всего банка.
Средняястоимость привлеченных средств клиентов – определяется как отношение процентных расходовк средним остаткам средств клиента в банке.
Объемдоходов на каждый рубль привлеченных средств клиентов – определяется какотношение доходов банка к средним остаткам средств клиента.
Удельный вес работающих активов в совокупных – определяется как отношение среднегообъема работающих активов банка к среднему объему совокупных активов банка.
Список используемой литературы
1.Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка.Учебник. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
2.Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческомбанке. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Черкасов В.Е. Финансовыйанализ в коммерческом банке. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство«Консалтбанкир», 2006.
4. Черкасов В.Е. Банковскиеоперации: финансовый анализ. – М.: Консалтбанкир, 2001.
5. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовыйанализ в коммерческом банке. – М.: Финансы и статистика, 2000.