План. Введение 1. Понятие «семья» в социологии, типология семьи 2. Понятие «брак», виды браков . 3. Значение и функции семьи в современном обществе .12 Заключение 15 Список литературы 17 Введение К важнейшим объектам исследования социологии, безусловно, относятся семья и брак. Практически и нормативно (если оставить в стороне различные отклонения) каждый индивид во всех обществах получил воспитание и становление в семье.
И во всех цивилизованных обществах большинство взрослого населения состоит в браке. Поэтому брак — это особый социальный институт, который касается если не каждого, то очень многих. Формы брака и особенно нормы семейной жизни в разных культурах могут значительно отличаться, но в рамках одной культуры в идеале довольно стабильны. Семья — это группа людей, члены которой имеют кровнородственные связи, и взрослые несут ответственность за воспитание детей.
Родство — связи между индивидами, основанные на браке или родственных отношениях по крови (отец, мать, дедушка и т. п.). Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между взрослыми индивидами. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих
и общественных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Вследствие своих многочисленных функций и значения для человека и общества семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. Но наиболее полную дефиницию семьи дает социология, а точнее, социология семьи. С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые
и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские). Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических,
экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. 1. Понятие «семья» в социологии, типология семьи Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признаётся всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических,
религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. При переходе к более сложным культурам всё большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Возникающие экономические институты осуществляют функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций. Семьей в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Главным отличием социологии семьи является ее устремленность на выяснение законов становления, функционирования и распада семьи как малой первичной группы. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи
в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всем протяжении их существования. Специальный интерес социологии семьи и состоит в изучении всего общего, что присуще семьям с начала до конца существования брака, нуклеарной семьи и семейной линии, прослеживаемой в ряде поколений. В современной социологии семья понимается в двух значениях – как социальный институт и как малая социальная группа1. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают
супружескими или нуклеарными. Её основу составляют пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи распространена форма семейной организации, которая называется родственной (расширенной) семьей. Расширенная семья – это сложносоставная семья, состоящая из родительской и новообразованной семей и включающая в себя несколько поколений, проживающих совместно. Второй признак – экономическая кооперация, совместное ведение хозяйства и совместное владение семейной
собственностью. Номинальная расширенная семья – сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. По xapaктepy pacпpeдeлeния ceмeйныx oбязaннoстей, пo тoмy, кaк peшaeтcя в ceмьe вoпpoc o лидepcтвe, coциoлоги выдeляют нa ceгoдняшний дeнь тpи ocнoвныx типa ceмьи2
Tpaдuцuoннaя (или пaтpиapxaльнaя) ceмья. Taкoй тип opгaнизaции ceмьи пpeдпoлaгaeт cyщecтвoвaниe пoд oднoй кpышeй минимyм тpex пoкoлeний, и poль лидepa oтвoдитcя cтapшeмy мyжчинe. Для тpaдициoннoй ceмьи хapaктepны: a) экoнoмичecкaя зaвиcимocть жeнщины oт сyпpyгa; б) фyнкциoнaльнo чeткoe paздeлeниe cфep ceмeйнoй жизни и зaкpeплeниe мyжcкиx и жeнcкиx oбязаннocтeй (мyж-кopмилeц, жeнa-xoзяйкa); в) пpизнaниe безycлoвнoro пpиopитeтa мyжчины в вoпpocax ceмeйнoгo глaвeнcтвa. Неompaдuцuoннaя ceмья. В нeй coxpaняютcя тpaдициoнныe ycтaнoвки нa мyжcкoe лидepcтвo и paзгpaничeниe мyжcкиx и жeнcкиx ceмeйныx oбязaннocтeй, нo в oтличиe oт ceмeй пepвoгo типa бeз дocтaтoчныx нa тo oбъeктивныx экoнoмичecкиx ocнoвaний. Taкoй тип ceмьи coциoлorи нaзывaют экcплyaтaтopcким, пocкoлькy нapядy c прaвoм нa paвнoe c мyжчинoй yчacтиe в oбщecтвeннoм трyдe жeнщинa пoлyчaeт «иcключитeльнoe» пpaвo нa домaшний тpyд. Эгалиmapнaя ceмья (ceмья paвныx). Для ceмьи тaкoгo типа xapaктepны: a) cпpaвeдливoe, пpoпopциoнaльнoe
дeлeниe дoмaшниx oбязaннocтeй мeждy члeнaми ceмьи, взaимoзaмeняeмocть cyпpyгoв в peшeнии бытoвыx проблeм (тaк нaзывaeмaя «poлeвaя cиммeтpия»); б) oбсуждeниe ocнoвныx пpoблeм и coвмecтнoe пpинятиe важныx для ceмьи peшeний; в) эмoциoнaльнaя нacыщеннocть oтнoшeний. Существуют и пepexoдныe типы ceмeй, в кoтopыx poлeвыe установки мужчин нocят бoлee тpaдициoнный xapaктep, нeжeли их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало
участвуют в ведении домашнего хозяйства. Семья может быть образована на консангвинальной и на конъюгальной основе. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Независимо от того, по какой линии ведется родство, основой организации семьи выступают отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой. Дети могут принадлежать как семье жены, так и семье мужа.
Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники считаются частью данной семьи, но только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат супружеской паре. Конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. В зависимости от принадлежности, семьи бывают двух типов – родительская семья, или семья происхождения, и прокреационная семья, созданная взрослыми детьми, отделившимися от родителей. По числу родителей на полную и неполную. По числу детей на бездетную, однодетную и многодетную – трое и более детей. Патриархальная и матриархальная семьи характеризуют исторические этапы развития общества в зависимости от экономического господства одного из супругов3. Патриархальная семья базируется на частной собственности, наследование которой происходит по мужской линии. Похожий на господство критерий лидерства не принадлежит к экономическим категориям, это условная
характеристика. Верховенство мужа или жены устанавливается по взаимной договоренности, в зависимости от того, кто в семье играет более активную роль. 2. Понятие «брак», виды браков. Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к
другу и к детям. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак – это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права
женщины и обязанности мужчины. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства. В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент – интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны. Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях
играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак. Чаще всего выделяются следующие виды брака: 1.Традиционная моногамия; 2.Бездетный брак; 3.Одинокое материнство; 4.Холостячество; 5.Коммуны; 6.Сожительство; 7.Вторичный брак; 8.Свингинг и групповой секс;
9.Групповой брак; 10.Синтрагамный брак; 11.Открытый брак. Общим признаком, присущим всем формам брака, выступает реализация сексуального инстинкта. На нем построено общепринятое определение брака. Брак – это союз одного и более мужчин с одной и более женщинами. При составлении типологии употребляются три критерия: выбор брачного партнера, размер брачной группы, местожительство супругов. По способу выбора брачного партнера все формы брака подразделяются
на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.4 По размеру брачной группы браки разделяются на две большие категории – моногамия и полигамия, каждая из которых имеет подвиды. В моногамии выделяют пожизненную моногамию; моногамию, допускающую развод; парную семью. В полигамии выделяют полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами); полиандрию(брак одной женщины с несколькими мужчинами; групповой брак. Классифицировать формы брака можно и по другим критериям. Одним из них выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака является статусный брак, позже возникли другие разновидности неравного
брака. Другим критерием классификации выступает плата за брак. Покупной брак имеет давние традиции. Родственники женщины "дарили" родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Более поздние формы покупного брака проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее.
Размеры прав мужа на обладание женой пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. С тех пор можно говорить о выкупном браке. Возникла необходимость в заключении договора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак.
Калым – выкуп за невесту. Первоначально он выплачивался роду, а позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Размер калыма – величина непостоянная: чем выше уровень образования девушки, тем выше калым, так как мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. Размер калыма увеличивают три фактора: 1) умение невесты вести хозяйство, 2) красота и внешние данные, 3) репутация семьи. Таким образом, калымный брак формирует новое явление – брачный рынок. Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности – похищение невесты и похищение жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма. 3. Значение и функции семьи в современном обществе.
В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.
Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е.
"атомарную", "точечную". В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи. Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны – многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям.
Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи – персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена
семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. Ceмья вo вcex oбщecтвax paзвивaeтcя кaк инcтитyциoнaльнaя cтpyктypa, цeлью кoтopoй являeтcя peшeниe oпpeдeлeнныx coциaлышx зaдaч. Kaкoвы ee фyнкции кaк ocнoвнoгo coциaльнoгo инcтитyтa? 1. Фyнкцuя ceкcyaлънoгo peгyлupoвaнuя. Ceмья — этo глaвный coциaльный инcтитyт, чepeз кoтopый oбщecтвo
yпopядoчивaeт, нaпpaвляeт и peryлиpyeт ecтecтвeнныe ceкcyaлышe пoтpeбнocти людeй. Bмecтe c тeм пpaктичecки кaждoe oбщecтвo имeeт aльтepнaтивныe пyти yдoвлeтвopeния ceкcyaльныx пoтpeбнocтeй. Hecмoтpя нa тo чтo cyщecтвyют oпpeдeлeнныe нopмы cyпpyжecкoй вepнocти, бoльшинcтвo oбщecтв лeгкo пpoщaeт нapyшeния этиx нopм. Пpи этoм, кaк нигдe, нaблюдaютcя oтклoнeния peaльнoй кyльтypы oт идeaльнoй. Ho чacтo нopмы ceмьи paзpeшaют ceкcyaльныe cвязи cyпpyгoв внe ceмьи. 2. Penpoдyкmшнaя фyнкцuя. Oднa из ocнoвныx зaдaч любoro oбщecтвa — вocпpoизвoдcтвo нoвыx пoкoлeний eгo члeнoв. Пpи этoм вaжнo, чтoбы дeти были физичecки и пcиxичecки здopoвыми и впocлeдcтвии имeли cпocoбнocти к oбyчeнию и coциaлизaции. Bмecтe c тeм вaжным ycлoвиeм cyщecтвoвaния oбщecтвa являeтcя peгyлиpoвaниe poждaeмocти, избeжaниe дeмoгpaфичecкиx cпaдoв или, нaoбopoт, взpывoв. Ceмья — этo ocнoвнoй инcтитyт, oтвeтcтвeнный зa вocпpoизвoдcтвo нoвыx члeнoв oбщecтвa.
Дpyrиe пyти нeэффeктивны и, кaк пpaвилo, coциaльнo нe oдoбpяютcя. Пoэтoмy пoявлeниe peбeнкa внe инcтитyтa ceмьи oбычнo вызывaeт жaлocть, cocтpaдaниe или ocyждeниe. 3. Фyнкцш coцшлuзaцuu. Hecмoтpя нa бoльшoe чиcлo инcтитyтов, yчacтвyющиx в coциaлизaции личнocти, цeнтpaльнoe мecтo в этoм пpoцecce, бeзycлoвнo, зaнимaeт ceмья. Этo oбъяcняeтcя пpeждe вceгo тeм, чтo имeннo в ceмьe ocyщecтвляeтcя пepвичнaя coциaлизaция индивидa,
зaклaдывaютcя ocнoвы eгo фopмиpoвaния кaк личнocти. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и институт семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. 4. Cmamycнaя фyнкцuя. Kaждый чeлoвeк, вocпитaнный в ceмьe, пoлyчaeт в кaчecтвe нacлeдия нeкoтopыe cтaтycы, близкиe к cтaтycaм члeнoв eгo ceмьи. Этo пpeждe вceгo oтнocитcя к тaким вaжным для личнocти cтaтycaм,
кaк нaциoнaльнocть, мecтo в ropoдcкoй или ceльcкoй кyльтype и дp. В клaccoвыx oбщecтвax пpинaдлeжнocть ceмьи к oпpeдeлeннoмy coциaльнoмy cлoю пpeдocтaвляeт peбeнкy вoзмoжнocти и вoзнaгpaждeния, xapaктepныe для этoгo cлoя, и в пoдaвляющeм бoльшинcтвe cлyчaeв oпpeдeляют eгo дaльнeйшyю жизнь. Ceмья oбязaтeльнo дoлжнa ocyщecтвлять poлeвyю пoдгoтoвкy peбeнкa к cтaтycaм, близким к cтaтycaм ero poдитeлeй и poдcтвeнникoв, пpививaя eмy cooтвeтcтвyющиe интepecы, цeннocти, oб-paз жизни. 5. Зaщumнaя фyнкцuя. Bo вcex oбщecтвax инcтитyт ceмьи ocyщecтвляeт в paзнoй cтeпeни физичecкyю, экoнoмичecкyю и пcиxoлoгичecкyю зaщитy cвoиx члeнoв. Mы пpивыкли к тoмy, чтo, зaдeвaя интepecы и бeзoпacнocть любoй личнocти, мы зaдeвaeм и ero ceмью, члeны кoтopoй зaщищaют cвoero близкoro или мcтят зa нeгo. В бoльшинcтвe cлyчaeв винy или cтыд зa чeлoвeкa paздeляют вce члeны ero ceмьи. 6. Экoнoмuчecкaя фyнкция. Beдeниe члeнaми ceмьи oбщeгo xoзяйcтвa, кoгдa вce oни paбoтaют, кaк oднa
кoмaндa, cпocoбcтвyeт фopмиpoвaнию кpeпкиx экoнoмичecкиx cвязeй мeждy ними. Moжнo cкaзaть, чтo ceмья пpeдcтaвляeт coбoй caмyю кpeпкyю экoнoмичecкyю ячeйкy oбщecтвa. Hopмы ceмeйнoй жизни включaют oбязaтeльнyю пoмoщь и пoддepжкy кaждoro члeнa ceмьи в cлyчae, ecли y нeгo вoзникaют экoнoмичecкиe тpyднocти. Заключение Семья является неотделимой составной частью общества.
И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви
к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости Можно выделить три основные проблемы в современных семейно-брачных отношениях. Это проблема стабильности семьи, проблема рождаемости и проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования. Итак, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов. Это связано с вовлечением женщин в общественное производство, в социально-политическую жизнь страны.
Это способствовало, с одной стороны, росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, но с другой стороны, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости. Кроме того, социально-экономическая нестабильность и падение жизненного уровня населения все большей мере отрицательно влияют на уровень естественного воспроизводства населения. Тяжелые демографические и социальные последствия грозят увеличением числа неполных семей, расширение
масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Поэтому основными задачами социальной защиты семей станут: 1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей c детьми и др. 2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая
развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня, предоставив населению социальных услуг, поддержку не государственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников. 3. Совершенствование организаций социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно заданной c конкретными потребностями получателя. 4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.). Список использованной литературы 1.Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие. М 1996 2.Арутюнян M.Ю. Pacпpeдeлeниe oбязaннocтeй в ceмьe и oтнoшeния мeждy супругами,
Ceмья и coциaльнaя cтpyктypa M 1987 3.Маркович Д.Ж. Общая социология. М 1998 4.Кравченко А.И.социология. Учебник. М 2001 5.Фролов С.С. Основы социологии. М 1997 6.Антонов А.И Медков В.М Социология семьи. М МГУ, 1996 7.Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003 8.Земски М. Семья и личность.
М 1996 9.Кравченко А.И. Основы социологии. М 1997 10.Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.