Правовой статус Европейского парламента

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Европейскомуправу
тема: Правовойстатус Европейского парламента

План
Введение
1.Статус Европейского парламента
2.Внутренняя структура и порядок работы парламента
3. ПолномочияЕвропейского парламента
Заключение
Литература

Введение
Европейский Союз обладает в настоящее время собственнойтерриторией, своим гражданством, собственными властными институтами, один изкоторых – Европейский парламент – формируется населением государств-членовпутем всеобщих и прямых выборов, собственными финансовыми ресурсами. С 1 января1999 года одиннадцать государств Союза, образовавшие экономический и валютныйсоюз, создали свою денежную единицу – евро. Практика Европейского парламентаподтверждает, что в его повестку вносится все больше вопросов, рассмотрениекоторых имеет место по инициативе самого Парламента. О возрастающей активностиЕвропейского парламента свидетельствует то обстоятельство, что депутаты нередковыступают с резкой критикой мер или действий, предлагаемой Комиссией и Советом,довольно решительно отстаивают свои замечания, а тем более формализованныепоправки.

1. Статус Европейского парламента
Европейский парламент характеризуется как представительныйорган Европейского сообществ и Европейского Союза. Согласно ст.189 Договора оЕвропейском Союзе, Европейский парламент состоит из представителей народовгосударств-членов, объединенных в Сообществе, число которых не должно превышать700.
Установленный и применяемый порядок формированияЕвропейского парламента подчеркивает существенное отличие Сообществ или Союзаот любой другой международной организации. Процедура, принятая в ЕвропейскомСоюзе, свойственна не международной организации, а суверенному государству илигосударственному образованию. Однако принцип формирования представительногоучреждения в рамках Союза не вполне адекватен тому, который принят вфедеративном государстве. Нижняя палата федерального Парламента представляетнацию в целом, верхняя палата представляет население субъектов федерации.Делается вывод, что Европейский парламент выполняет функцию представительстванародов государств-членов. Основывать вывод о статусе Европейского парламента,опираясь только на ст. 189 Договора о ЕС, было бы не точно. Необходимовыяснить, какими полномочиями обладает и насколько эти полномочия соответствуютроли Парламента как представительного учреждения.
Европейский парламент, основываясь на действующиеположения и практику, пока остается консультативным органом. В системеинститутов Европейских сообществ и Союза Парламент уступает по своей значимостиСовету и Комиссии. Европейский парламент не оказывает реального, решающеговоздействия на процесс принятия решений.
Однако, начиная с принятия Единого европейского акта иподписания Договоров о создании ЕС, наблюдается расширение полномочийПарламента и активизация его участия в жизнедеятельности интеграционныхобъединений, в решении стоящих перед ними задач. Особенно изменилась рольПарламента в законодательном процессе, хотя сам Парламент не сталзаконодательным органом Сообществ и Союза, а также в осуществлении контрольныхфункций, в частности, контроле за деятельностью Комиссии. Но то, чтоЕвропейский парламент обладает всеми полномочиями и выполняет функции, типичныедля представительного учреждении, было бы преувеличением. Такие полномочияосуществляется Парламентом лишь частично и в весьма ограниченных пределах.Таким образом, Европейский парламент, скорее всего, квазипарламентскийпредставительный орган. Однако его существование и функционирование дополняютмеханизм руководства и управления Сообществами и Союзом таким важным элементом,как усиливающееся участие представителей, избранных народами, в осуществлениивластных и управленческих полномочий.[1]
Выборы, согласно Договору о ЕС «представители народовгосударств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламентпрямым всеобщим голосованием».[2]
До сих пор пока не принят единый закон об избрании вЕвропейский парламент, выборы проводятся в каждом из государств-членов всоответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странахСоюза (кроме Великобритании) выборы проводятся на основе пропорциональнойсистемы. Это значит, что каждая политическая партия или иная организация,допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получаетколичество мест пропорционально числу собранных голосов. В различныхгосударствах – членах Союза пропорциональная система выборов применяетсянеодинаково и имеет ряд разновидностей. Каждое государство в Европейскомпарламенте обладает определенным числом мандатов, соответствующим численностиего населения. Число мандатов фиксируется в учредительном акте ипересматривается всякий раз, когда происходит расширение Союза или существенноеизменение численности населения. С тем чтобы исключить непрерывный рост числамандатов по мере расширения Европейского Союза, Амстердамский договор установилмаксимальный предел численности Европейского парламента. Независимо отдальнейшего расширения состава Союза общее число мандатов не должно превышать700.
2. Внутренняя структура и порядок работы Парламента
Европейский парламент обладает однопалатной структурой иработает на постоянной основе. Депутатами ежегодно утверждаются программаработы. Основную массу времени депутаты проводят на заседаниях комитетов, длякоторых отводится не менее двух недель в месяц.
Структура и порядок функционирования Парламентарегулируется Внутренним регламентом. Работой руководит Председатель, избираемыйна срок в два с половиной года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляетадминистративные и дисциплинарные функции, участвует в представительствеСообществ и Союза. Ему помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которыеизбираются одновременно и образуют Бюро Парламента.
Важную роль в работе Парламента играют комиссии, которыесоздаются на постоянной, либо на временной основе. Численный состав этихкомиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений иобычно пропорционально численности политических групп. Комиссии могут бытьобщего и специализированного характера.
Европейский парламент работает в сессионном порядке.Ежегодно проводится одна сессия Парламента, которая проводится во второйвторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Продолжительностьсессии – от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, ихпродолжительность не превышает двух дней. Заседания являются открытыми ипубликуются в официальном издании.
Заседания постоянных комитетов занимают от одной до двухнедель ежемесячно. Данные комитеты образуются в зависимости от предметовведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя игенерального докладчика. Заседания комитетов, проходящие в Брюсселе, образуютинтегральную составную часть парламентской сессии.
3. Полномочия Европейского парламента
Европейский парламент обладает полномочиями, которыеприсущи парламентским учреждениям в современных государствах. Во-первых, этозаконодательные полномочия. Согласно ст.189 [3]Европейскийпарламент «осуществляет свои функции консультации и контроля». Однако ситуация,сложившаяся в настоящее время, не вполне отвечает этой формуле, носящейзаведомо ограничительный и антипарламентский характер. Консультативнаяпроцедура претерпела определенные изменения: в учредительных актах содержитсяпрямое указание Комиссии и Совету принимать во внимание мнение Парламента,высказанное в ходе консультативной процедуры. Наконец в соответствии сМаастрихтским договором и после уточнений, сделанных Амстердамским договором,введена и начинает все шире использоваться процедура совместного принятиярешений. В результате постепенно вводится в действие законодательная процедура,свойственная парламентским учреждениям. Во-вторых, вотирование бюджета и отчетао его исполнении. Европейский парламент практически лишен возможностисущественно пересматривать доходную и расходную части бюджета и не обладает правомвнесения своего собственного законопроекта по финансам. Право вотированияпоправок распространяется на небольшую часть проекта бюджета, связанную сосуществлением так называемых необязательных расходов. Большая часть бюджетныхрасходов, относимых к обязательным расходам, может стать предметом обсуждения,но поправки, предлагаемые Парламентом, носят характер пожеланий. Таким образом,Европейский парламент «хозяином кошелька» не является. В-третьих, в полномочиявходит контроль за деятельностью органов управления. Это право на информацию.Совет и Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогамдеятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о деятельностиЕвропейского Союза. Еще одна форма контроля – устные и письменные вопросы.Расширение контрольных полномочий способствовало введение временных комиссий порасследованию. Они имеют своим назначением конкретное расследования в связи собвинениями, выдвинутыми в адрес тех или иных институтов или органов, всовершении правонарушений или недобросовестном управлении в том, что касаетсяприменения права Сообществ. Еще два существенных нововведения характеризующихконтрольные полномочия Европейского парламента – это право на подачуиндивидуальных или коллективных петиций и введение института омбудсмена.Омбудсмен, наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан ЕС или любогоиного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикциейгосударств-членов, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС, иСПИ. И, в-четвертых, это внешнеполитические полномочия. К числу полномочий вобласти внешних сношений обычно относят принадлежащее парламенту праворатификации международных договоров. Европейский парламент участвует восуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения егоправом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активногообсуждения различных проблем международного развития или ситуаций,складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях.[4] Европейский парламентподдерживает активные и многосторонние связи с национальными парламентами, какгосударств-членов, так и третьих государств.

Заключение
За прошедшие десятилетия, и особенно начиная с принятияЕдиного европейского акта и подписания Договоров о создании Европейского Союза,наблюдается нарастающая тенденция к расширению полномочий Парламента иактивизации его участия в жизнедеятельности интеграционных объединений. Ужесамо по себе это имеет позитивный характер и должно способствовать усилиюдемократических начал в механизме функционирования Сообществ, в механизме,который вплоть до настоящего времени все еще остается в значительной меребюрократическим по своей природе, недостаточно открытым и весьма малоподконтрольным населению государств-членов.

Литература
1.        Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 7 февраля 1992.
2.        Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М.Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001.
3.        Г. Горниг, О. Витвицкая. Право Европейского Союза. – СПб.: Питер, 2005.