Взгляды Ф. Аквинского, М. Сперанского и Л. Петражицкого на вопросы права и государства

Задание1. Раскройте содержание понятий по теории Фомы Аквинского:
 
1.  Естественное право – это право? которое отвечаетприроде человека и его правила довольно просты – не покушайся на чужую собственность,соблюдай договоры, не ограничивай разумную природу человека. Вечное правоявляется источником естественного права, существующего благодаря сопричастностибогу. Оно представляет собой совокупность правил вечного права, привившегося вчеловеческих умах, отраженного в них. Оно вневременное, вечное, неизменное иимеет разумный характер, т.е. доступно лишь разумным созданиям, которые познаютего при помощи собственного интеллекта. Уясняя его себе, люди сопричаствуютвечному праву, а через него – божественному плану правления миром, в реализациикоторого человек монжет участвовать пассивно или активно.
2.  Божественное право – это вечное право. Правокак совокупность правил и норм составляет разумное распоряжение правящего подданными.Его задача вести людей ко всеобщему благу оно как и государство должносуществовать в каждом обществе и как институт происходит от бога средиразличных видов права. Фома считает высшим. вечное право, под которым понимаетсовокупность общих божественных принципов правления миром. Вечное право,существующее само по себе, вытекает из того факта, что бог вечен и существуетсам по своей сущности. Оно является источником всех других производных формправа; различие же между этими последними и вечным правом состоит в том, чтовечное право заключено в самом боге и по существу тождественно с ним, в товремя как все остальные виды права являются результатом деятельности бога инаходятся в его созданиях.
3.  Положительное право – задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себясодержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнегоповедения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данноговремени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и,далее, проникнуть в сознание и к воле людей в качестве авторитетного связующеговеления.
4.  Право народов. К видам права,существующим благодаря сопричастности, относится также человеческое право, подкоторым Фома понимает применение принципов естественного права к общественнойжизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и являетсяизменяемым, хотя имеет некоторые постоянные элементы.
 
Задание 2. Укажите различия между государством (союзомобщежительным) и частными союзами по теории М.М. Сперанского
Для объяснения происхождения государства Сперанский использовал патриархальнуютеорию полагая, что союз общежития не может быть основан на договоре. Критикудоговорной теории, которой реформатор ранее придерживался, он строит, исходя изсвоего учения о двух видах обществ. Он выделяет: 1) союз государственный (публичное,или первичное, общество в современной терминологии); 2) союз гражданский (частное,или вторичное, общество). Сперанский устанавливает три различия между ними.Первое различие состоит в происхождении союзов: для государственногосоюза характерно естественное происхождение, для гражданского – договорное.Второе различие – в порядке вступления в союзы: в союз общежития человеквступает в силу рождения, в союз гражданский – по собственному усмотрению.Наконец, третье различие заключается в обязательной силе союзов. Частныесоюзы охраняются союзом общежития, который располагает силой, принуждающейисполнять договоры. Сам же государственный союз утверждается не на договоре, но«на силе любви семейственной, человеку врожденной». 
Главное заблуждение договорной теории, по мнению Сперанского,заключается в распространении принципов регулирования частноправовых отношенийна публично правовые. Тем самым союз общежития из «установления Божеского»превращается в «установление человеческое», основанное на таком же расчетепользы и вреда, как «купля и продажа», и подлежащее «таким же изменениям, какимподлежат все частные союзы». Таким образом, делает вывод Сперанский, договорнаятеория имеет «вид грозный и неприязненный всякому порядку общественному», таккак «восстание против власти» становится законным способом принудить сторону кисполнению условий договора.
Задание №3.Дайте определение понятий по теории Л.И. Петражицкого:
 
Неофициальное право – это непосредственныйэпифеномен психики, возникающее помимо государства, внутри различных социальныхгрупп, первично и подлинно способно быстро и точно улавливать потребностижизни, является основой официального и позитивного права.
Официальное право – специфическимисвойствами, чуждыми тому, что находится за пределами электической группы правав юридическом смысле, являются особые свойства официального права, так чтосоответственные положения были бы свободны от порока хромания, но они, будучиотнесены к праву в юридическом смысле, неизбежно страдали бы другим научнымпороком, а именно пороком прыгания; ибо начальственное, официальное, признаниеи то, что с этим связано, свойственно только части группы права в юридическомсмысле.
В общем виде официальное правоопределялось какатрибутивно-императивная эмоция, имеющая источником определенный авторитет.Виды авторитета могут быть бесконечно разнообразными: к ним относятся видыактов официальной государственной власти, устойчивые в общественном сознаниинеписаные нормы общества и общественных групп, религиозные установления и т.д.
Политикаправа – теперешние теоретики права, которые, незная и не подозревая указанной природы той группы явлений, которые они (по примерупредставителей догматической юриспруденции и практика судей, администраторов ит.д.) привыкли называть правом, относя все прочее к не праву (нравам,нравственности, религии и т.д., ср. ниже), пытаются строить теории права (вюридическом смысле), находятся в таком трагическом положении, что, избегаяСциллы хромания их положений, они должны непременно попадать на Харибдупротивоположной порочности их положений-прыгания, и обратно. Уже дорассмотрения и отдельности того, что юристам до сих пор удалось найти иустановить относительно права в их смысле, можно наперед, (по приведеннымдедуктивным соображениям) утверждать, что все это неудачно, что все их теории(и все возможные будущие теории того же рода) в лучшем случае, т.е. в случаеотсутствия порока абсолютной ложности, должны страдать одним из двух научныхпороков: или хроманием, или прыганием.
 
Задание 4. Выпишите, кто из перечисленных ниже мыслителей являетсясторонником материалистической теории государства: Т. Мор, Т. Гоббс,Ж.Ж. Руссо, Г.В. Гегель;К. Маркс, Ф. Энгельс, Б.Н. Чичерин, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов,П.И. Новгородцев, С.А. Муромцев.
 
Сторонниками являются: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин,Г.В. Плеханов.
 
Задание 5. Определите автора, назовите и проанализируйте проблемы,изложенные в тексте:
«…так какестественное состояние человека есть состояниевойны всех против всех, в каковом состоянии каждый человек управляется своим собственнымразумом, и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства длясохранения своей жизни, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человекимеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека. Поэтому, до тех порпока продолжается это естественное право всех на все, ни один человек (как бысилен или умен он ни был) не может быть уверен в том, что он сможет выжить всето время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни.Следовательно предписание или общее правило разума гласит, что всякий человекдолжен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если жеон не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающиепреимущество на войне. Первая часть этого правила содержит первый ифундаментальный естественный закон, гласящий, что следует искать мира иследовать ему, вторая часть есть содержание естественного права, сводящееся кправу защищать себя всеми возможными средствами».
Эти словапринадлежат Т. Гоббсу.
Этимисловами он хотел осветить проблему о том, что люди равны между собой и вжелании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественноесостояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех». Абсолютнаясвобода человека – стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которойоправдывается и убийство человека человеком.

Список литературы
 
Основные источники
1.  Графский В.Г.История политических и правовых учений: учебник для вузов. – М., 2007.
2.   История политических и правовыхучений: учебник для вузов /
под ред. О.В. Мартышина. – М., 2007.
3.  Историяполитических и правовых учений: учебник для вузов /
под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2005.
4.   Хрестоматия по истории политических и правовых учений (Древний мир– Западная Европа XIX века) / Грязнова Т.Е. – Омск, 2003.
5.    Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Грязнова Т.Е. – Ч. IV. Политические и правовыеучения России второй половины XIX – начала XX вв. – Омск, 2003.
Дополнительные источники
6.    Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: курс лекций. –М., 2003.
7.    Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988.
8.    Баскин Ю.Я. Кант. – М., 1984.
9.    Батиев Л.В. Правовое учение Спинозы // Правоведение. –2003. – №3.
10.  Беккариа Ч. Опреступлениях и наказаниях // Законность. – 1993. – №1, 2, 3, 4, 5, 6.
11.  Гапонов О.И. История политических и правовых учений: учебноепособие. – М., 2004.
12.  Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.
13.  Гоббс Т. Левиафанили материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Сочинения: В 2-х т. – Т. 2. – М., 1989.
14.  Грацианский П.С. Десницкий. – М., 1978.