Расчет эксплуатационных затрат и прибыли при эксплуатации грузовых судов смешаного "река-море" плавания

Введение
         В условия рыночных отношенийглавной задачей транспорта является своевременное и полное удовлетворениепотребностей предприятий и населения в перевозках получении на этой основеприбыли.
            В межнавигационный периодакционерное общество типа ОАО СК «Волжское пароходство» проводит компанию позаключению договоров на перевозку грузов предстоящую навигацию.
            Для этих целей ОАО СК «Волжскоепароходство» создало маркетинговую службу, которая внимательно изучаетэкономику районов, тяготеющих Волжскому бассейну, выявляет потенциальныхклиентов пароходства, нуждающихся в транспортных услугах. Она также изучаетпотребности в перевозках иностранных фирм и предпринимателей.
            Задача пароходства и флотскихэкипажей состоит в строгом выполнении заключенных договоров с минимальнымизатратами ресурсов.
            На основании заключенных договоровопределяется общий объем транспортной работы флота акционерного общества.Составляется корреспонденция плановых грузовых потоков.
            Для реализации перевозокразрабатывается план эксплуатационной работы флота пароходства, основной частьюкоторого является график движения флота. Графиком движения флота определяетсяместо (линия) работы каждого теплохода в перевозочном процессе.
            Объем производственного заданияэкипажу каждого теплохода определяется исходя из планового вариантаиспользования теплохода.
            Чаще всего планируется использованиетеплохода на перевозке разных грузов из разных пунктов отправления,  в разные пункты назначения. Объемпроизводственного задания устанавливается в плановых нормо-часах.
            Расчет производственного заданияэкипажу теплохода производится на основе утвержденных норм графика движения.
             Рыночные отношения расширяют правапредприятий, способствует развитию творческой инициативы и ответственности.
            Проводимый на судне судовой расчетспособствует вовлечению всего экипажа в борьбу за снижение себестоимостиперевозок и повышение рентабельности работы экипажа т/х в каждом рейсе.
            На каждом грузовом судне ведетсяоперативный ( по каждому рейсу и месяцу) учет выполнения производственных и финансовыхпоказателей с последующей проверкой их пароходством, то есть учет движенияфлота. Это позволяет сравнить их с нормативами, скрывать имеющиеся недостатки вработе экипажа теплохода и намечать мероприятия по их устранению.
            Выполнение плана судами определяетсяпо комплексному показателю путем суммирования в % выполнения плана понормо-часам и по снижению (увеличению) эксплуатационных расходов по сравнению сзапланированными по каждому месяцу.
            Ниже приводится расчет производимыхи финансово-экономических показателей работы судового экипажа теплохода закруговой рейс в навигацию 2004 года согласно полученному заданию.

1.Производственныепоказатели работы судна
1.1 Общаяхарактеристика производственных показателей
            Производственные показатели работысудна включают в себя производственные и финансово-экономические показатели,которые составляют систему эксплуатационно-экономических показателей. Онислужат для рейсового плавания, анализа и оценки труда коллектива судна.
            Важнейшими показателями работы суднаявляются:
·       Производственные показатели пообъему транспортной работы в нормо-часах и объем перевозок в физических тоннах;
·       Экономические показатели подоходам и расходам;
·       Расчетные показатели, которыепоказывают использование судна по нагрузке, скорости, времени,производительности труда, себестоимости и рентабельности.
            Исходным документом для расчетапроизводственных показателей работы судна является график движения флота. Здесьприводятся технические и технологические нормы на все операции транспортногопроцесса (движения, обработки и обслуживания судов в портах).    

1.2     Определенияобъема транспортной работы судна в тоннах
         Объем транспортной работы экипажасудна за круговой рейс в тоннах определяется по формуле:

            где: Q э.осн. — нормазагрузки в основном направлении, т;
                    Q э.обр. — норма загрузки вобратном направлении, т.
            Нормызагрузки теплохода в основном и обратном направлениях принимаются по:«Нормативам обслуживания транзитных судов и составов в портах пароходствцентральных и северо-западных бассейнов в навигацию 1990 г.» и приводятся втаблице 1.    
Таблица1
Нормызагрузки теплохода проекта 292 «Сибирский»
Пункты погрузки
Направление
Тип судна
Род груза
Норма загрузки,  Ф. тонны

            Объемперевозок за круговой рейс составит:

1.3    Определение объема транспортной работы судна внормо-часах
            Основнымпроизводственным показателем работы судна является объем транспортной работы внормо-часах, который определяется по формуле:

            где: t кр.р -продолжительностькругового рейса судна, час.
            Изформулы следует, что объем транспортной работы судна в нормо-часах за круговойрейс равен плановой продолжительности кругового рейса в соответствии с нормамиграфика движения  флота.
            Объемработы судов в нормо-часах позволяет наиболее правильно оценить работу экипажасудов на внутренних и заграничных рейсах, не зависимо от того, где будетработать судно с грузом или без груза.
            Задачаэкипажа состоит в сокращении фактических затрат времени на всем протяжениикругового рейса. Предварительно, при определении продолжительности круговогорейса вычерчивают схему с отражением на ней всех элементов, составляющих рейс:
 SHAPE  * MERGEFORMAT
Основной
Lосн.= км.
t х.осн.=нормо-час.
Пункты 2, 3
Пункт 4
Пункт 1
Основной
Lосн. = км
t х.осн.=  нормо-час.
Обратный
Lобр. = км.
t х.обр.= нормо-час.
tп = час.
tв = час.
tп = час.
tв = час.
            Продолжительностькругового рейса определяют по следующему выражению:

          где: t п.(в) осн.- валовая норма времени на обработку судна в портахпогрузки, выгрузки в основном направлении, час.;
                t п.(в) обр. – валовая норма времени на обработку судна в портах погрузки,выгрузки в обратном направлении, час.;
Этинормы принимают по (1).
Результатынормы времени обслуживания судна в портах за круговой рейс приводятся в таблице 2.
Таблица2
Продолжительность времени стоянкитеплохода проекта 292 «Сибирский» в портах под обработкой
Пункты грузовой обработки
Виды грузовой обработки
Род груза
Кол-во
груза, т


Суточ.
норма
т/час
Норма времени грузовой обработки, час.
Технические и технологические операции, час.

Валовая норма времени, час.

до груз. работ
После груз. работ
1
2
3
4
5
6
7
8
9

ИТОГО:

                    t х.осн –норма времени на ход судна в основном направлении, час;
                    t х.обр –норма времени на ход судна в обратном направлении, час.
            Этиномры принимаются по «Нормам времени транзитного грузового самоходного флотапароходств центральных и северо-западных бассейнов».Вводится в действие снавигации 1991 г.(2).
            Дляморских участков ходовое время рассчитывается по формуле:

            где:Lмор –расстояние морского участка, км;
                    Vэ. –эксплуатационная скорость, принимается по диспетчерскому справочнику.  Vэ =  …км в час
            Ходовоевремя теплохода проекта 292 «Сибирский» по участкам за круговой рейс приводитсяв таблице 3.
Таблица3
Продолжительность ходового времени

Участки
Протяжен-ность, км
Направление движения
Груженный или порожнем
Норма времени, час
1

2

3

4

5

6

7

8

9

ИТОГО:

Итого общая протяженностькругового рейса составляет   км, в томчисле:
·  в основном направлении –  …км, в т.ч. в грузу –  …км;
·  в обратном направлении –  …км, в т.ч. в грузу –  …км;
·  в речных условиях (п.п.:  …км) – …км;
·  в заграничных водах, в море –  …км;
Итого норма времени круговогорейса составляет … нормо-часов, в том числе:
·  в основном направлении –  … нормо-часов
·  в обратном направлении – … нормо-часов
·  в речных условиях – … нормо-часов
·  на морских участках – … нормо-часов

tтоп. –время технологических операций в пути за круговой рейс.
                    Кэтим операциям относятся: затраты времени на шлюзование, экипировку, осмотрсудна, проверку документации, ожидание разводов мостов, устранение девиации.
            Нормывремени на эти операции принимаются по (2) и приводятся в таблице 4 ниже.

Таблица4
Продолжительность норм времени натехнологические операции в пути
Пункты
Виды операций
Нормы времени
Основное направление, ч
Обратное направлении, ч

ИТОГО:

          
       tтехн. = время невязки графика,необходимо для округления продолжительности кругового рейса до целых суток,час.
Продолжительность нормо-час. или
            тогда  tтехнпринимается =
          тогда t кр.р. =  … нормо-часов или … суток.
            Продолжительностькругового рейса в сутках принимается для определения количества круговыхрейсов, составления расписания движения судов и использования в дальнейшихрасчетах ……(круговых рейсов за эксплуатационный период).
            Объемтранспортной работы за круговой рейс в нормо-часах составит:

2.  Финансово-экономические показатели судна
2.1 Общая характеристика финансово-экономическихпоказателей
            Финансово-экономическиепоказатели работы судна базируются на производственных показателях и вытекаютиз них. Они устанавливаются экипажем судна, переведенным на коммерческийрасчет.
            Судовойкоммерческий расчет представляет собой такой метод организации работ, когдарезультаты труда членов экипажа постоянно соизмеряются с затратами средств вденежном выражении, и вся команда судна борется за экономию расходовматериалов, топлива, денежных средств, за снижение себестоимости перевозок идостижение высокого уровня рентабельности.
            Финансово-экономическиепоказатели работы транспортных судов повышают заинтересованность экипажей в ихулучшении, эффективном использовании грузоподъемности и мощности судов,внедрении передовых методов организации труда и снижении эксплуатационныхрасходов.
            Кфинансово-экономическим показателям судна относятся:
·        доходы от перевозок грузов в российскойи иностранной валюте;
·        эксплуатационные расходы по содержаниюсудна;
·        показатель себестоимости содержаниянормо-часа;
·        затраты на рубль доходов;
·        производительность труда;
·        чистая валюта выручка.

2.2 Расчет эксплуатационных расходов по содержаниюсудна в рублях
            Расходыпо содержанию судна в процессе эксплуатации называются эксплуатационными. Ихвеличина зависит от типа и мощности судна, продолжительности эксплуатационногопериода, цен на топливо, смазку и другие материалы, численности и должностныхокладов членов экипажа, соотношения времени, затраченного на движение истоянки, установленных норм амортизационных отчислений и других показателей.
            Пароходствои командный состав флота должны быть заинтересованы в том, чтобы расходы посодержанию судна были как можно меньше.
            Эксплуатационныерасходы судна складываются из следующих статей затрат:
·        заработная плата (основная идополнительная);
·        отчисления в общественные фондыпотребления;
·        расходы на рацион коллективного питания;
·        расходы на топливо;
·        расходы на смазку;
·        стоимость навигационных материалов;
·        расходы на износ малоценного ибыстроизнашивающегося инвентаря;
·        расходы на зимний ремонт;
·        расходы на навигационный ремонт;
·        расходы на зимний отстой;
·        амортизационные отчисления;
·        расходы на комплексное обслуживаниефлота;
·        судовые сборы на навигационноеобслуживание;
·        прочие прямые расходы.
Суммируя эти затраты денежныхсредств по всем статьям, определяются общие эксплуатационные расходы по судну.Ниже приводятся расчеты по всем статьям расходов.

Статья 1. Заработная плата.
          Заработнаяплата подразделяется на основную и дополнительную. Заработная плата включаетдолжностные оклады членов экипажа, доплату за работу в ночное время ивечерне-утреннее время, премии, единовременное вознаграждение за выслугу лет,оплату за отгулы и оплату отпусков и определяется по формуле:

            Заработнаяплата по должностным окладам за круговой рейс устанавливается исходя изплановых штатов и должностных окладов членов экипажа и определяется по формуле:

где:30,5 – среднее количество дней в каждом месяце навигации;
                  t кр.р. – продолжительность круговогорейса, сут.;
                  М – месячныйфонд заработной платы судового экипажа согласно штатному расписанию идолжностных окладов, руб.
            Месячныйфонд заработной платы судового экипажа приводится в таблице 5.