Организация государственной службы в Российской Федерации: правовые аспекты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Административное право
На тему: Организация государственной службы в Российской Федерации:правовые аспекты
2009 г.

Оглавление
Введение
Глава 1. Основы государственной службы
1.1 Понятие, система и принципы государственной службы
1.2 Понятие и классификация государственных служащих
Глава 2. Правовые аспекты
2.1 Основы административно-правого статуса государственныхслужащих
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной контрольнойработы на тему «Организация государственной службы в Российской Федерации.Правовые аспекты» заключается в следующем, что сколько существуетгосударство, столько же времени существует государственная служба. Ещедревнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве наряду справителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основание могутрассматриваться не иначе как государственные служащие в их современномпонимании.
Вот почему государственнаяслужба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно онаявляется одним из основных институтов административного права.
Целью данной работы является:
1. Основы государственной службыв Российской Федерации;
2. Правовые аспекты.
Так же в данной контрольнойработе я рассмотрю ряд задач:
1. Понятие, система и принципыгосударственной службы;
2. Понятие и классификациягосударственной службы;
3. Основыадминистративно-правового статуса государственных служащих.
Глава 1. Основы государственной службы1.1 Понятие, система и принципы государственнойслужбы
Понятие «государственнаяслужба» в юридической литературе толкуется как правовой институт, какорганизационно-структурное подразделение и как род общественно полезнойдеятельности.
Как правовой институтгосударственная служба представляет собой совокупность юридических нормразличных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового,уголовного и др.) данный институт является комплексным.
Как организационно-структурноеобразование государственная служба — это самостоятельный государственный органлибо его подразделение, с определенным объектом компетенции, напримерФедеральная служба безопасности РФ, служба протокола Администрации ПрезидентаРФ.
Как род деятельностигосударственная служба есть не что иное, как реализация функций в рамкахкомпетенции государственного органа. Она осуществляется наравне с другимивидами общественно полезной деятельности, такими, как производство материальныхценностей, социально-культурное обслуживание, творчество, служба в частных ииных негосударственных организациях.
Правовую основу государственнойслужбы в России составляют Конституция РФ, федеральные законы «О системегосударственной службы Российской Федерации»[1],«О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2],другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органовгосударственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Осистеме государственной службы Российской Федерации» определяет базовыепринципы организации и деятельности, а
также закрепляет единствосистемы государственной службы. Устанавливает систему государственной службы,определяет базовые принципы ее организации и прохождения.
В соответствии с названымфедеральным законом под государственной службой понимается профессиональнаяслужебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
1. Российской Федерации;
2. федеральных государственныхорганов;
3. субъектов РоссийскойФедерации;
4. государственных органовсубъектов Российской Федерации;
5. лиц, замещающих должности,устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, для непосредственногоисполнения полномочий федеральных государственных органов;
6. лиц. Замещающих должности,устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РоссийскойФедерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органовсубъектов Российской Федерации.
Понять сущность и выявить основныечерты государственной службы невозможно без определения ее видов. Так, всоответствии с законодательством о государственной службе выделяют следующиевиды.:
федеральная государственнаяслужба;
государственная служба субъектовРоссийской Федерации.
Разделяя государственную службуна федеральную государственную службу и государственную службу субъектовРоссийской Федерации, закон устанавливает двухуровневую систему правовогорегулирования государственной службы. Это федеральный уровень, на которомустанавливаются основы государственной службы в целом, а также особенностифедеральной государственной службы и уровень субъектов Российской Федерации,законодательство которых регламентирует государственную службу в них. Такоеразделение обусловлено федеративным устройством государства.
Государственная служба выражаетсебя через систему принципов. Находясь в связях друг с другом, они образуютопределенную целостность и единство. Закрепляя основополагающие начала,принципы указывают на основные исходные положения, качественные свойства,содержания и значения государственной службы. Они призваны обеспечиватьстабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективностьдеятельности государственных служащих.
Принципы государственной службыпредставляют собой основные, руководящие положения, закрепленные непосредственноили косвенно в нормах права:
они составляют определяющиеначало государственной службы;
имеют свое правовое закрепление;
являются всеобщими в рамкахгосударственной службы;
также обязательны для всехучастников государственно-служебных отношений;
принципы тесно связаны спринципами государственного управления и основывающиеся на них;
они объективны по своей природе.
Принципы построения ифункционирования государственной службы установлены федеральным законом «Осистеме государственной службы Российской Федерации». Данный законявляется «базовым» для всех
иных, регулирующихгосударственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, какфедеральных, так и субъектов РФ.
Рассмотрим следующие принципыгосударственной службы.
Федерализм, обеспечивающийединство системы государственной службы и соблюдение конституционногоразграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный принцип непосредственновытекает из федеративного устройства страны, которое основывается нагосударственной целостности, единстве системы государственной власти,разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Законность.
Этот принцип является всеобщим ине может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Обязанность всехорганов государственной власти, всех государственных служащих соблюдатьКонституцию РФ и федеральные законы на территории Российской Федерации являетсянеобходимым условием функционирования государства и реализации законности. Этаобязанность возведена в ранг конституционного принципа части 2 ст.4 КонституцииРФ.
Приоритет прав и свобод человекаи гражданина, их непосредственное действие. Обязательность их признания,соблюдения и защиты.
Данный принцип определяетглавный смысл и содержание деятельности государственных служащих. С учетомэтого при отборе кандидатов на государственные должности должны уделятьвнимание их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.
Равный доступ граждан кгосударственной службе.
Из данного принципа следует, чтопри поступлении и прохождении государственной службы недопустима дискриминацияпо признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.Об этом говориться в ст.32 Конституции Российской Федерации закрепляет праводоступа российских граждан к любым должностям в государственных органов всоответствии со своей профессиональной подготовкой.
Единство правовых иорганизационных основ государственной службы, предполагающее законодательноезакрепление единого подхода к организации государственной службы.
Основные требования являютсяедиными и для федеральной государственной службы, и для государственной службысубъектов Российской Федерации, и для деятельности госслужащих.
Взаимосвязь государственнойслужбы и муниципальной службы.
Как государственная, так имуниципальная служба являются публичными институтами. Их общий признак — формапубличной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующихорганов управления. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы обеспечиваетсяединым порядком прохождения, профессиональной деятельностью служащих,ограничениями по службе, предоставлением правовых и социальных гарантийслужащим, их пенсионным обеспечением.
Открытость государственнойслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информированиеобщества о деятельности государственных служащих.
Данный принцип обеспечиваетвозможность получения несекретной информации о деятельности государственныхорганов и государственных служащих. Государственные органы и их служащиеобязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Профессионализм и компетентностьгосударственных служащих.
Профессионализм представляетсобой глубокое и всесторонние и владение практическими навыками в определеннойобласти общественно полезной деятельности, а также надлежащие исполнениефункциональных обязанностей, соблюдение служебной дисциплины.
Защита государственных служащихот неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельностькак государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридическихлиц.
Правовая защита государственных служащихпредполагает юридическую ответственность лиц за посягательство на их честь идостоинство. Государственными служащими должны быть обеспеченные достаточныегарантии против произвольных действий, затрагивающие их профессиональноеположение.
Следует учитывать, чтореализация принципов построения и функционирования государственной службойобеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыеустанавливают принципы построения и функционирования отдельных видовгосударственной службы, учитывающие их особенности.1.2 Понятие и классификация государственныхслужащих
Согласно концепции отечественнойгосударственной службы, госслужащий рассматривается как слуга государства, егопредставитель. Он представляет государственную власть как внутри ее самой, такиво внешних связях с другими государственными и негосударственными организациями.На этом положении основывается вся система и подготовки государственныхслужащих, и их последующие продвижение по службе. И хотя в Конституции РФграждане имеют равный доступ к государственной службе, законодательство называетособые качества, позволяющие претендовать на это звание.
Прежде всего, требуется бытьгражданином Российской Федерации. В особом порядке законодательство допускаетназначения на государственную должность иностранцев. Так, в соответствии сфедеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан навоенную службу по контракту и прохождение ими военной службы.
Владения государственным языкомявляется обязательным условием для поступления на государственную службу. Всоответствии со ст.68 Конституции РФ государственным языком на территорииРоссийской Федерации является русский.
Законодательство устанавливаетвозраст, при достижении которого гражданин может быть принят на государственнуюслужбу, а также предельный возраст нахождения на службе. Для всех видовгосударственной службы возраст поступления на службу составляет 18 лет. Предельныйвозраст нахождения на государственной службе колеблется в зависимости от того,в каких государственных органах она осуществляется. Так, предельный возрастпребывания на государственной гражданской службе составляет 65 лет, а длявоеннослужащих и служащих правоохранительных органов этот возраст колеблется от45 до 60 лет, в зависимости от должностного положения. Установление таких возрастныхбарьеров обусловлено спецификой деятельности государственного служащегоповышенной ответственности за исполнение возложенных на него функций, а такжедополнительными требованиями, предъявляемыми к данным лицам.
Общеобразовательная ипрофессиональная подготовка государственных служащих должна соответствовать тойдолжности, которую они замещают. Поэтому уровень образования является важнымусловием, при приеме граждан на государственную службу.
Российское законодательствопредъявляет ряд требований к государственным служащим, а именно:
дееспособность;
отсутствие судимости;
состояние здоровья;
отсутствие близкого родства илисвойства с государственным служащим.
Кроме того в целяхгосударственной и общественной безопасности доступ к государственной службеможет быть ограничен по решению суда лицам, участвовавшим в осуществленииэкстремистской деятельности.
Глава 2. Правовые аспекты2.1 Основы административно-правого статусагосударственных служащих
Административно-правовой статусгосударственного служащего производен от правового положения государственногооргана. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность. Должностьгосударственной службы — это структурный элемент государственного органа, вкотором заключена часть его компетенций. Она образуется в структурегосударственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Правовымактом определяются ее название и место в иерархии должностей. В названии каждойдолжности обязательно присутствует и название того органа где создана самадолжность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либокакая-то их часть. Должность устанавливается определенным объемом полномочий,обязанностей и прав.
Название должностигосударственной службы и ее место в иерархии должностей определяются законамиили иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, взависимости от того на каком уровне — федеральном или субъекта РФ — создаетсяэта должность. Важнейшим качеством должности государственной службы являетсявозможность существовать автономно от государственного органа, от другихдолжностей его штатного расписания. Она всегда взаимодействует с другимидолжностями государственной службы, вбирая в себя какую то часть функций,которые возложены на государственный орган или его структурное подразделение.
Как известно, должностьюгосударственной службы считается та, которая включена в Реестр государственныхдолжностей. В этом отношении данный документ является исчерпывающим.
Должность государственной службыпредполагает наделение лица, ее исполняющего, специальным или воинским званием,классным чином, дипломатическим рангом, которые в отличие от должности неявляются элементом структуры органа, а присваиваются по должности персонально.
Определяющим элементомадминистративно-правого статуса государственного служащего являютсягосударственные полномочия. Наделение государственного служащего частьюфункций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения вего административно-правовой статус полномочий как составной части компетенциигосударственно органа. Государственный служащий, реализуетгосударственно-властные полномочия, вправе давать основанные на законераспоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему внепосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа игосударства в целом, применять в некоторых случаях меры государственнопринуждения.
Служебные (должностные) обязанности- самостоятельный элемент административно-правового статуса государственногослужащего.
Следует отметить, чтодолжностные обязанности устанавливаются не персонально для служащего, а длядолжности, которую он замещает.
Так же административно-правовойстатус государственно служащего, являются права, предоставляющиеся ему в связис исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбораповедения государственным служащим, создают условия защищенности, как вправовой, так и в социальной сфере.
Следующим элементомадминистративно-правого статуса государственно служащего являются ограничения изапреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и приее прохождении.
Ограничения — это такиеустановленные законом условия, при наличии которых гражданин не может бытьпринят на государственную службу и не может находится на государственнойслужбе, например признание гражданина недееспособным, наличие у негозаболевания, препятствующего поступлению на государственную службу и еепрохождению, и т.п. .
Запреты — это установленныезаконом действия, от совершения которых государственный служащий долженвоздержатся, например запрет на осуществление предпринимательскойдеятельностью, запрет на разглашение государственной и служебной тайны и т.п.
Последним элементом в структуреадминистративно-правового статуса государственно служащего являетсяответственность. Ответственность — это устойчивая основа всех элементов,образующих административно-правовой статус государственно служащего. Она служитважным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следуетсчитать своеобразным способом контроля за деятельностью государственногослужащего.
Основным видом юридическойответственности государственных служащих является дисциплинарнаяответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях. Основаниедисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то естьвиновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности служебнойдисциплины. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменятьсясубъектами их применения.
Основание административнойответственности государственно служащего является административноеправонарушение. К административной ответственности привлекаются госслужащие занарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях и законами субъектов РоссийскойФедерации об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено им вобязанность. К служащим может применяться только два вида административныхнаказаний: предупреждение и административный штраф.
Государственные служащие могутпривлекаться и к материальной ответственности, которая в отличии от другихвидов юридической ответственности госслужащих носит восстановительный характер.Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществугосударственной организации, и выражает в возмещении виновным нанесенногоущерба.
Материальная ответственностьгосударственного служащего не исключает его дисциплинарную или уголовнуюответственность.
Таким образом, правовой статусгосударственного служащего представляет собой содержаниегосударственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами позанимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательствомполномочия, обязанности, права и ответственность.
Заключение
Из данной контрольной работыможно сделать следующий вывод, что правовой институт государственной службы представляетсобой совокупность юридических норм, регулирующих государственно-служебныеотношения. Правовую основу государственной службы в России составляютКонституция РФ, федеральные законы «О системе государственной службыРоссийской Федерации», «О государственной военной службе и воинскойобязанности», «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации», другие федеральные законы и подзаконные акты федеральныхорганов государственной власти, а также законодательство субъектов РоссийскойФедерации.
Анализ законодательства огосударственной службе позволяет говорить о двух группах прав. Первую группусоставляют права, способствующие непосредственной реализацииадминистративно-правового статуса государственного служащего.
Их объем напрямую зависит отсферы деятельности и компетенции государственного органа, а также объемаполномочий, предоставляемые государственному служащему.
Среди них в первую очередь можноназвать такие права, как получение в установленном порядке информации иматериалов, необходимых для исполнения должности, допуск к сведениям,составляющим тайну, доступ в государственные органы, органы местного самоуправленияи иные организации.
Втора группа прав опосредовановлияет на правовой статус государственного служащего. Это право на участие вконкурсе на замещение вакантной должности, ознакомление с документами,определяющие права и обязанности по замещаемой вакантной должности,ознакомление с документами и т.п.
Эти права являются общими длявсех госслужащих и гарантированы законодательством о государственной службе.
Список использованной литературы
1.   Конституция Российской Федерации.
2.   Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №-58 ФЗ «О системегосударственной службы Российской Федерации».
3.   Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М, 2004.
4.   Кононова П.И. административное право России. М, 2008.
5.   Козлова Ю.М. Административное право. М, 1999.