Управление потребительским рынком в муниципальном образовании

–PAGE_BREAK–
1.3. Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

— обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

— защита интересов низкодоходных групп населения;

— обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

— защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 4.

      ┌────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐

      │    Установление    │ │  Выделение земельных участков  │

      │  налоговых льгот   │ │ для размещения объектов, сдача │

      │ и льготные кредиты │ │       помещений в аренду       │

      └────────┬───────────┘ └────────────┬───────────────────┘

               └────────────┬─────────────┘

┌─────────────────┐         │         ┌───────────────────────┐

│ Выдача гарантий ├┐        │        ┌┤ Снижение для жизненно │

│ по займам       ││        │        ││   важных предприятий  │

└─────────────────┘│        │        ││тарифов на коммунальные│

┌─────────────────┐│┌───────┴───────┐││        услуги         │

│ Выдача          │││   Механизмы   ├┤└───────────────────────┘

│ муниципального  ├┼┤               ││┌───────────────────────┐

│ заказа          │││               │││   Изменение ставок    │

└─────────────────┘│└───────┬───────┘├┤    арендной платы     │

┌─────────────────┐│        │        │└───────────────────────┘

│ Установление    ││        │        │┌───────────────────────┐

│ обязательного   ││        │        ││    Административный   │

│ (минимального)  ├┘        │        └┤контроль за соблюдением│

│ ассортимента    │  ┌──────┴─────┐   │  прав потребителей,   │

│ социально       │  │Страхование │   │    правил торговли,   │

│ значимых товаров│  │коммерческих│   │ санитарии, окружающей │

└─────────────────┘  │   рисков   │   │         среды         │

                     └────────────┘   └───────────────────────┘
Рис. 4. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности.

Муниципальные органы имеют возможность:

— не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

— оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

— постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.

Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.

Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан — союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

— рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей;

— при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).

В таблице 1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таблица 1
Формы и методы воздействия на потребительский рынок

различных регулирующих структур

Регулирующие органы

Объекты регулирования

Формы и методы регулирования

Органы местного самоуправления

— Объемы производства товаров и услуг;

— уровень цен и тарифов;

— степень монополизации, развитие конкуренции;

— качество товаров и услуг;

— уровень доходов населения, доступность товаров и услуг

— Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет;

— муниципальный заказ на закупки;

— приватизация помещений;

— финансово-кредитная поддержка;

— административные санкции;

— ставки арендной платы

Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей

— Технический уровень и обеспечение конкуренто-способности товаров;

— качество товаров и услуг;

— степень монополизации и свободы конкуренции

— Деловое консультирование;

— содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания;

— проведение экспертиз;

— моральное воздействие;

— финансово-кредитная поддержка

Союзы и объединения потребителей

Качество товаров и услуг, защита прав потребителей

— Независимая экспертиза;

— проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ;

— обращения в судебные органы

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.

Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке являются налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.

Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.

2. Особенности регулирования и управления потребительским рынком Воронежской области
2.1. Департамент по развитию предпринимательства и потребительского ранка Воронежской области
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, реализующим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сферах развития предпринимательства, в том числе малого и среднего, потребительского рынка, поддержки в области инноваций и промышленного производства малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Основными функциями департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области являются:

– разработка и реализация программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей Воронежской области;

– проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития предпринимательской деятельности и эффективности применения мер по ее развитию, прогнозирование развития предпринимательства, в том числе малого и среднего, на территории области;

– осуществление методического обеспечения органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

– ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности;

– определение ассортимента сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, торговля которыми может производиться без применения контрольно-кассовой техники на территории Воронежской области при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов;

– контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении переработки и реализации лома цветных металлов, лома черных металлов лицензионных требований и условий;

– государственный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;

– организация декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Воронежской области;

– контроль за проведением региональных лотерей;

– ведение реестра лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов;

– ведение реестра лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов;

– ведение реестра лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Кроме основных представленных функций Департамент предоставляет следующие государственные услуги:

– лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

– лицензирование заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

– лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.

– лицензирование производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.

– лицензирование производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции.

– выдача выписок о конкретных лицензиатах из реестра лицензий.

– выдача разрешений на проведение региональных лотерей.

Также Департамент издает в пределах своей компетенции приказы, в том числе являющиеся нормативными правовыми актами, по вопросам:

1) утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

2) обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

3) формирования и ведения реестра розничных рынков;

4) иным вопросам, отнесенным к компетенции Департамента в соответствии с действующим законодательством.
2.2.
Управление по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам администрации городского округа город Воронеж
Согласно Распоряжения Главы городского округа город Воронеж от 24.02.2009 № 91-р «Об утверждении Положения об управлении по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам администрации городского округа город Воронеж» Управление по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами городского округа город Воронеж и Положением об управлении.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется решением Воронежской городской Думы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Воронеж.

Управление является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по созданию условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Воронеж.

Целью деятельности Управления является формирование и реализация муниципальной политики, направленной на создание оптимальных условий для обеспечения эффективного функционирования и развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Воронеж.

Основными задачами деятельности Управления являются:

– Разработка приоритетных направлений и перспективных планов развития потребительского рынка, бытового и платного обслуживания населения, рынков, предприятий перерабатывающей промышленности городского округа город Воронеж.

– Разработка мер организационного, экономического и правового характера, способствующих развитию потребительского рынка и предпринимательства, созданию конкурентной среды.

– Анализ состояния и перспективы развития внутреннего рынка продовольственных товаров, оптовой, розничной торговли, рынков, перерабатывающей промышленности, а также социально-экономической ситуации в городском округе город Воронеж с целью соблюдения интересов отечественных товаропроизводителей и предотвращения кризисных ситуаций.

– Оптимизация размещения на территории городского округа город Воронеж предприятий потребительского рынка всех видов и форм собственности в соответствии с существующими нормативами.

– Содействие развитию приоритетных отраслей и инфраструктуры потребительского рынка и предпринимательства.

– Организация внедрения новых форм и видов торгового, бытового и платного обслуживания населения городского округа город Воронеж.

Управление выполняет следующие функции:

– Вносит в установленном порядке на рассмотрение главы городского округа проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

– Регулирует отношений, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

– Разрабатывает совместно с управляющими рынками, компаниями мероприятия по благоустройству, реконструкции и модернизации рынков в современные торговые комплексы.

– Обеспечивает поддержку отечественных товаропроизводителей, создает условия для реализации в рыночной сети сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физическими лицами, ведущими личное (подсобное) хозяйство, и предприятиями перерабатывающей промышленности.    продолжение
–PAGE_BREAK–