–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK– продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK— в виде определенного процента от объема продаж (наихудший подход, получивший наибольшее распространение в России);
– по принципу «планирование от достигнутого» (несколько лучший подход, характерный преимущественно для новых коммерческих структур);
– по принципу конкурентного паритета (самый грамотный подход, но применяется он только в маркетингово ориентированных компаниях, число которых в России невелико).
Бюджет управленческих расходов предназначен для точного определения общих и административных расходов, необходимых для функционирования предприятия или фирмы как организации или юридического лица. В состав управленческих расходов, как правило, включают расходы на содержание (командировочные, представительские расходы, служебный транспорт и т.п.) и оплату труда (заработная плата и премии) высшего и среднего управленческого звена компании, содержание центрального офиса (связь, коммунальные и арендные платежи), услуги сторонних организаций (юридические, страхование, аудиторские и др.), содержание офисной техники, канцелярские товары и т. д.
При планировании управленческих расходов их доля в фонде оплаты труда должна увеличиваться для обеспечения роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности предприятия на основе роста его технологического уровня. А в общем объеме продаж доля этих расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться (примерно на 1-1,2% в течение 10-15 лет). На практике планирование управленческих расходов осуществляется следующими методами:
1) традиционным;
2) по принципу «от достигнутого»;
3) в увязке с конечными результатами.
Традиционный подход предусматривает ограничение управленческих расходов определенным процентом от фонда оплаты труда основного производственного персонала.
Планирование по принципу «от достигнутого». В рамках этого подхода предполагается ежегодно увеличивать (индексировать) уровень управленческих расходов в соответствии с темпом их роста за определенный период.
Планирование в увязке с конечными результатом. Общим критерием эффективности коммерческих и управленческих расходов является опережающий рост объемов продаж по сравнению с темпами роста этих расходов. В результате размеры (масса) накладных расходов увеличивается, а их доля в объеме продаж может плавно снижаться.
Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), в во втором – те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.
8) При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывают соответствующие планы капитальных затрат (первоначальных) затрат и составляют предварительную заявку на внешнее финансирование.
Бюджет капитальных затрат (инвестиционный план) отражает распределение финансовых средств, выделяемых для начала ведения в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план) либо на создание нового или модернизацию действующего производства. Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывается до составления бюджета доходов и расходов или одновременно с ним.
9) Первоначальный вариант кредитного плана обычно составляют после разработки плана капитальных затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов за кредит ( учетом состояния финансового рынка в стране) и условия возврата или погашения. окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут известны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств.
10) Бюджет доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.
При разработке бюджета доходов и расходов существуют общие требования: 1) Сопоставление изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
2) Определение рентабельности производства (бизнеса) – нормы и массы чистой, маржинальной или другой прибыли и контроль за ней.
3) Установление лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
4) Определение нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
При разработке формата БДиР для конкретного предприятия можно применять два методологических подхода: 1) переделать форму №2 так, чтобы она была приближена к международному стандарту (выделить дополнительные статьи и детализировать существующие) и учитывала специфику данного предприятия;
2) преобразовать форму БДиР (отчета о финансовых результатах) международного образца под нужды данного предприятия и условия ведения финансовой отчетности в России.
Модификация формы №2 до формата БДиР предусматривает следующие меры:
– введение в формат общего оборота и резерва по расчету с бюджетом по налогам с оборота;
– разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные;
– расчет маржинальной прибыли;
– выделение в составе условно-постоянных (накладных) расходов общеорганизационных расходов, расходов отдельного бизнеса (структурного подразделения) и налогов, включаемых в себестоимость;
– детализация при необходимости статей коммерческих и управленческих расходов;
– выделение амортизации;
– изъятие статей операционной прибыли от реализации и от финансово-хозяйственной деятельности.
11) Бюджет движения денежных средств– это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).
Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики деятельности фирмы. Так же как и при составлении БДиР, возможны два подхода к разработке формата БДДС:
1) модификация формы №4 установленной отчетности;
2) адаптация формата БДДС международного образца.
Формат БДДС состоит из двух основных частей:
– приходы (источники денежных средств) – притоки;
– расходы (использование денежных средств) – оттоки.
Приходы отражают только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период.
Доходы и расходы в БДДС делятся на три основные категории:
– текущие операции (операционная деятельность);
– капитальные затраты (инвестиционная деятельность);
– финансовая деятельность.
12) Расчетный баланс– этопрогноз соотношения активов и пассивов бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения. Его назначение – показать, как изменится стоимость компании в результате создания и развития данного вида бизнеса в течение бюджетного периода.
Расчетный баланс отличается от бухгалтерского баланса на только форматом, но и назначением. Он составляется на основе данных основных и операционных бюджетов, а не фактической отчетности.
Расчетный баланс всегда составляется после разработки двух других основных бюджетных форм – БДиР и БДДС. Расчетный баланс показывает, насколько увеличится объем (стоимость) ресурсов, демонстрирует динамику стоимости активов.
Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов – активов и пассивов.
Расчетный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов.
1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии
Постановка полноценного внутрифирменного бюджетирования состоит из трех основных этапов, каждый из которых включает свои элементы:
1) Технология бюджетирования, в которую входят инструментарии финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
2) Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета – структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
3) Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не столько составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), сколько постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т. п.).
Этапы бюджетирования и их элементы представлены на рис. 3.
Рис. 3 Этапы постановки бюджетирования и их элементы Основные виды целей и задач бюджетирования рассмотрены в первом подразделе. Здесь каждый руководитель определяет набор целевых и контрольных показателей при постановке бюджетирования в зависимости от вида деятельности, финансового и экономического состояния предприятия, от конъюнктуры рынка и прочих факторов.
Также для каждого предприятия своим собственным будет и набор бюджетов, но здесь при составлении бюджетов существует определенная последовательность.
Набор операционных бюджетов для каждого вида бизнесов может быть различным. Составление бюджетов любой компании в любой отрасли начинается с бюджета продаж, который в свою очередь разрабатывается на основе различных вариантов прогнозов сбыта.
При разработке бюджетирования необходимо определить принцип его организации: «снизу вверх» или «сверху вниз». При организации планирования по принципу «сверху вниз» все бюджеты разрабатываются на высшем уровне управления (финансовой службой или с помощью консалтинговых фирм), а затем структурные подразделения более низкого уровня получают различные задания.
При организации планирования по принципу «снизу вверх» руководители компании запрашивают данные из отдельных подразделений для составления ими своих бюджетов, а затем обрабатывают и консолидируют полученные данные.
Одно из отличий бюджетирования как управленческой технологии от процесса разработки финансовых планов советской экономики (техпромфинпланы) состоит в умении видеть финансовой состояние предприятия в разрезе его отдельных видов бизнеса как совокупностей взаимосвязанных видов изделий и услуг, обладающих самостоятельным рыночным потенциалом. Реальная финансовая эффективность этих бизнесов, их сравнительная характеристика (оценка инвестиционной привлекательности) не могут быть выявлены при рассмотрении компании в целом. По этой причине определение финансовой структуры предприятия является важным этапом при постановке бюджетирования и одновременно одной из центральных проблем.
Финансовая структура компании – это набор бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями данной компании, выступающими в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.
Таким образом, выбор финансовой структуры – это выбор объекта бюджетирования (см. выше).
Для постановки бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем, выбор нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.
продолжение
–PAGE_BREAK–Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней. Его составными элементами являются:
– бюджетный период;
– продолжительность бюджетного цикла;
– стадии бюджетного цикла;
– набор функций и задач (по составлению, согласованию, консолидации);
– сроки (график) и порядок выполнения бюджетов;
– состав и соподчиненность (организационная структура управления) ответственных исполнителей;
– механизм санкций.
Бюджетный период – это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты и осуществляется контроль за их исполнением.
Минимальный бюджетный период – единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, неделя, день) по видам бюджетов.
После определения бюджетного периода необходимо разработать механизмы и процедуры составления бюджетов структурных подразделений (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), из представления, согласования, консолидации в бюджеты всей компании и последующего утверждения бюджетов различных уровней. Порядок составления бюджетов предполагает прежде всего введение единых сроков и унифицированных процедур для структурных подразделений и представление этих бюджетов руководству компании. Для этого руководители компании должны определить шаг финансового планирования, т.е. установить продолжительность бюджетного цикла. Необходимо это для последующего принятия решения того, когда будут подводится промежуточные итоги исполнения бюджетов внутри бюджетного периода и корректироваться, т.е. вноситься изменения в ранее составленные и утвержденные бюджеты в течение оставшейся части бюджетного периода.
Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня. При составлении бюджетного регламента главное – определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление. Набор форм основного и сопутствующего документооборотов, а также набор операций по выполнению соответствующих задач устанавливаются для каждой стадии бюджетного цикла (табл. 4).
Таблица 4 Стадии и операции бюджетного регламента
Стадии бюджетного цикла
Набор основного и сопутствующего документооборотов
Набор операций (функций)
Стадия разработки
Виды бюджетов;
Формы служебных записок
Составление, согласование, обработка, экспертиза и утверждение бюджетов
Стадия оперативного контроля
Формы текущей отчетности, отображение данных первичного учета
Сбор и обработка информации о ходе исполнения бюджетов (план-факт анализ)
Стадия составления отчетов об исполнении бюджетов
Отчетные формы
Сбор, обработка и консолидация информации о ходе исполнения бюджетов для корректировки бюджетов на предстоящий период
Стадия корректировки бюджетов
В соответствии с ранее установленными формами
Повторяются операции первой стадии
Бюджетирование как управленческая технология нуждается в определенном аппарате управления. Для небольшой фирмы этот аппарат можно свести к одному должностному лицу. В крупной компании управление процессом бюджетирования требует создания специализированных подразделений и служб, а также разработку механизмов координации их деятельности. Для управления бюджетами необходимо выполнить следующие шаги:
– определить субъекты бюджетного процесса – набор бизнес-единиц (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), структурных подразделений и служб, должностных лиц, ответственных за выполнение всех операций;
– распределение функций и обязанностей должностных лиц;
– определить должностное лицо, ответственное за окончательное решение по всем вопросам;
– установление порядка взаимодействия между различными службами управления;
– закрепление в системе внутренних нормативных документов компании распределение функций, обязанностей и полномочий.
Назначение графика документооборота состоит во взаимоувязке, всех процедур и регламентов бюджетирования, усилий отдельных структурных подразделений компании на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему, а также по их согласованию и исполнению.
Оптимизировать бизнес-процессы в компании по вопросам бюджетирования на основе составленного графика документооборота можно только тогда, когда все вопросы финансовой структуры, бюджетного регламента, порядок и графики составления бюджетов, распределения функций между подразделениями и уровнями управления завершены.
Завершающим этапом процесса постановки бюджетирования является внедрение программного продукта, который бы позволил не только составить бюджеты, но и провести анализ эффективности, а также рассмотреть альтернативные варианты бюджетов для выбора наиболее предпочтительного в данной компании.
В настоящее время в России можно выделить несколько типов компьютерных программ, которые можно использовать для постановки бюджетирования:
1) программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к российским условиям (SAP/R3? «Project Expert», «Альт Инвест», «красный директор»);
2) различные версии бухгалтерских программ, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности («1С. Предприятие», «Галактика»);
3) программное обеспечение, выполненное на основе компьютерных баз данных («Оракл», «Аксапта», «Инталев» и др.) и позволяющее моделировать процессы бюджетирования в соответствии с пожеланиями клиента и его представлениями об управленческом учете.
К недостаткам программ первого типа можно отнести неполноту (фрагментарность) используемой в них информации, отсутствие необходимой гибкости как в смысле адаптации бюджетных форматов под специфику конкретной организации и учета особенностей структуры себестоимости ее продукции, так и в смысле невозможности подстраиваться под финансовую структуру того или иного предприятия или фирмы, а также отсутствие автоматического ввода фактической (отчетной) информации.
Среди недостатков программ второго типа отмечается невозможность учета особенностей финансовой структуры компании и применения форм к нуждам финансового менеджмента.
Недостатков первых двух типов программ лишены компьютерные системы третьего типа. Однако это своего рода финансовые конструкторы, из которых предстоит создать систему эффективного финансового планирования.
Выбор компьютерной программы – это, как правило, завершающий этап при постановке бюджетирования, но зачастую руководители начинают именно с него, т.к. невозможно проводить бюджетирование вручную, когда требуется выполнить многовариантные расчеты. С другой стороны, автоматизация бесполезна, если полноценного бюджетирования на предприятии нет. Поэтому, прежде чем выбрать какую-либо программу, необходимо разобраться с организацией внутрифирменного финансового планирования, т.е. проработать бюджетирование как управленческую технологию.
Требования к компьютерным программам по бюджетированию:
– адаптация к специфике организации, возможность перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;
– адаптация к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям;
– подвижность регламентов, позволяющая осуществлять скользящее бюджетирование (непрерывную корректировку бюджетов);
– удобство интерфейса;
– возможность составления основных и наиболее важных операционных бюджетов и при необходимости возможность расширять набор операционных бюджетов;
– предоставление консультативной помощи в постановке внутрифирменного бюджетирования.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Слава», именуемое в дальнейшем «Общество», образовано в мае 2005 г.
Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредительными документами общества (Устава), действующим законодательством РФ и УР.
Место нахождения: Удмуртская Республика, г. Ижевск ул. Удмуртская д.259.
Общество является частным предприятием
Основным назначением предприятия является производство и сбыт товаров народного потребления.
Общество имеет своей целью деятельность, направленную на получение прибыли и наиболее полному удовлетворению общественных потребностей в продукции, товарах, работах и услугах.
Для реализации своих целей и задач общество осуществляет следующие виды деятельности:
— производство и сбыт одежды из кожи, меха;
– производство и сбыт мужской и женской одежды;
– оказание услуг населению.
ООО «Слава» специализируется в производстве одежды из кожи и меха, мужской и женской одежды, производит массовый пошив для учреждений и организаций города, изготовление мелких партий на продажу, разработку и пошив коллекций с показом и последующей реализацией изделий, оказание услуг дизайнера-модельера, ремонт одежды, вышивка различных видов. Основные виды деятельности и их удельный вес в общей выручке предприятия представлены на рис.4.
Рис. 4 Виды деятельности ООО «Слава» и удельный вес в выручке
Отдельно следует отметить систему налогообложения предприятия. Специфика деятельности ООО «Слава» позволяет применять вместо общей системы налогообложения систему в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Данная система предусматривает уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. А также предприятие не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
Отличительная особенность ЕНВД в том, что налоговой базой является вмененный доход, рассчитываемый как произведение базовой доходности (7500 руб.) и величины физического показателя (в данном случае количество работников). Базовая доходность затем корректируется на коэффициенты К1, К2, К3. Ставка единого налога установлена в размере 15%.
Помимо единого налога предприятие производит отчисления в пенсионный фонд в размере 14% от оплаты труда работников и в фонд социального страхования в размере 4% от оплаты труда.
И ЕНВД и отчисления в фонды уменьшают выручку от реализации (валовую выручку) и в отчете о прибылях и убытках уже не отражаются. Таким образом, ЕНВД не влияет на налогооблагаемую прибыль и, в данном случае чистая прибыль будет равна налогооблагаемой.
Помимо уплаты налогов и взносов в фонды, предприятие является налоговым агентом между работником и налоговой инспекцией по уплате налога на доходы физических лиц. Данный налог включен в заработную плату и отражен вместе с ней в себестоимости продукции.
2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала
Структура управления предприятием проста и логична в силу небольших объемов производства и особенностей ведения бизнеса.
Организационная структура управления ООО «Слава» представлена на рис.5.
Рис. 5. Организационная структура управления ателье «Слава»
Как и на любом предприятии, в ООО «Слава» есть подразделения, каждое из которых выполняет свои функции. Эти, а также персонал, соответствующий каждому подразделению, представлены в табл. 5.
Таблица 5
Функции подразделений
Наименование подразделения
Основные функции
Персонал
1. Цех по производству одежды из кожи и меха
– раскрой изделий из кожи и меха;
– пошив изделий из кожи и меха
1. Закройщик;
2. Мастер по пошиву одежды из кожи и меха
2. Цех по пошиву одежды на заказ
– раскрой и пошив изделий по индивидуальным заказам;
– раскрой и пошив изделий мелкими партиями для организаций и учреждений;
– выполнение работ по ремонту одежды;
– вышивка любой сложности.
1. Закройщик;
2. Портной;
3. Мастер по выполнению ремонтов;
4. Вышивальщица
3. Приемный салон
– прием заказчиков;
– оформление наряда-заказа;
– расчет стоимости заказа;
– вызов заказчиков на примерки.
1. Администратор
4. Отдел дизайна
– разработка новых коллекций одежды из кожи и меха;
– выбор сырья, материалов и фурнитуры для коллекций;
– консультирование заказчиков по выбору ткани, модели и выполнение эскиза
1. Дизайнер.
5. Конструкторский отдел
— составление конструкций одежды из кожи и меха по выполненным эскизам;
— изготовление лекал;
— изготовление пробных макетов.
1. Конструктор.
6. Бухгалтерия
— бухгалтерский учет;
— налоговый учет.
1. Бухгалтер.
7. Аппарат управления
— разработка стратегических направлений работы предприятия;
— решение организационных вопросов;
— подбор кадров;
— поиск поставщиков и покупателей;
— маркетинговая деятельность;
1. Директор;
2. Зам. Директора;
3. Зав. Производством.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–Данные табл. 8 необходимы для дальнейшего анализа финансового состояния предприятия, но показатели баланса сгруппированы таким образом, что предварительные выводы можно сделать без расчетов. Данная группировка примерно соответствует бухгалтерскому балансу в западных компаниях и позволяет увидеть величину обязательств предприятия, начиная с наиболее срочных и величину активов, которые эти обязательства могут погасить.
По данным таблицы можно сделать следующие предварительные заключения: в 2005г. предприятие обладало достаточными денежными средствами для погашения наиболее срочных обязательств, в 2006г. величина наиболее ликвидных активов намного меньше краткосрочных обязательств, в 2007г. этот разрыв сокращается, но по-прежнему денежных средств недостаточно для погашения срочных обязательств. Коэффициенты ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия приведены в данных табл. 9.
Таблица 9 Финансовое состояние ООО «Слава» Показатель
Формула расчета
Значение
Критерий оценки
Вывод
2005
2006
2007
1
2
3
4
5
6
7
1. Коэффициент текущей ликвидности
Кт.л.=А1+А2+А3/П1+П2
1,7
0,97
0,94
>=2
Величина коэффициента менее 2 показывает, что предприятие не обеспечено оборотными средствами и не сможет своевременно погасить свои обязательства на 2-3 месяца вперед.
2. Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент покрытия)
Кпокр.=А1+А2/П1+П2
1,16
0,04
0,5
>=1-1,5
Коэффициент характеризует ликвидность предприятия. При величине менее 1, что наблюдалось в последние 2 года, предприятие не имеет возможности погасить свои обязательства в течение 1-2 месяцев.
3.Коэффициент абсолютной ликвидности
Ка.л.=А1/П1+П2
1,02
0,02
0,24
0,2-0,5
При коэффициенте 0,02 предприятие неспособно погасить свои обязательства в течение 1 месяца.
4. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств (СОС)
СОС= П4-А4
ΔСОС=СОС-ЗЗ, где
ЗЗ- запасы и затраты
263
61
-616
-19125
-112
-1010
Отрицательное значение коэффициента в 2006, 2007 гг. характеризуют финансовое состояние предприятия как кризисное
5. Излишек (недостаток) долгосрочных пассивов, необходимых для формирования запасов и затрат
ДП=П4+П3-А4
ΔДП=ДП-ЗЗ
263
61
-616
-19125
-112
-1010
6. Излишек (недостаток) общей величины источников, необходимых для формирования запасов и затрат
ВИ=П4+П3+П2-А4
ΔВИ=ВИ-ЗЗ
263
61
-616
-19125
-112
-1010
7. Коэффициент автономии
Кавт.=П4/ВБ
0,56
0,04
0,07
0.5 и >
Доля собственного капитала во всем капитале в 2005 г. составила 56%, затем в 2006 резко сократилась до 4%, в 2007 г. незначительно увеличился до 7%. Т.о. в последние два года предприятие практически полностью зависимо от источников заемных средств.
8. Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (финансовая независимость)
Кф.нез.=П4/П1+П2+П3
1,28
0,04
0,76
>=1
9. Коэффициент финансовой зависимости
Кф.зав.=1/ Кф.нез
0,78
25
1,32
10. Коэффициент финансовой устойчивости
КФ.уст..=П4 –А4/ЗЗ
1,3
-0,03
-0,12
>1
По показателям, рассчитанным в табл.9 можно охарактеризовать финансовое состояние предприятия как крайне неустойчивое, кризисное и финансово зависимое. Причем по некоторым показателям прослеживается отрицательная динамика. Связано это, прежде всего, с резким ростом производства, значительным приращением внеоборотных активов, увеличением запасов, ростом кредиторской задолженности, с одной стороны и, менее значительным увеличением ликвидных средств и собственного капитала, с другой. Динамика ликвидности предприятия показана на рис. 11
Рис. 11 Динамика коэффициентов ликвидности ООО «Слава»
В табл. 10 рассчитаны основные виды рентабельности (прибыльности) предприятия. Динамика коэффициентов рентабельности показана в рис. 12.
Таблица 10
Показатели эффективности деятельности ООО «Слава»
Показатель рентабельности
Формула
Расчет
Вывод
2005
2006
2007
1
2
3
4
5
6
1. Рентабельность активов
, где САср – среднегодовая стоимость активов
467/424=1,1
787/1081
7=0,07
1528/12157=0,13
Рентабельность активов показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль привлеченных средств, независимо от источника их привлечения. В данном случае присутствует положительная динамика. Это связано со значительным уменьшением запасов
2. Рентабельность реализации
467/1824= 0,26
787/3691= 0,21
1528/6638=0,23
Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции. Т.о. указывает влияние себестоимости продукции на конечный результат. Рентабельность 21% и 23% показывают хороший результат работы и положительную динамику. Данный коэффициент можно увеличить за счет сокращения издержек, т.е. себестоимости продукции и (или) за счет увеличения цены реализации
3. Рентабельность собственного капитала
, где СКср – среднегодовая стоимость собственного капитала
467/239= 1,95
787/637= 1,24
1528/1168= 1,31
Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании. Высокие показатели рентабельности собственного капитала свидетельствуют о значительном темпе роста производства.
4. Рентабельность основного капитала
Рос=ЧП/ОСср, где ОСср – среднегодовая остаточная стоимость основных средств
467/214= 2,18
787/1413= 0,56
1528/1650= 0,93
Положительная динамика рентабельности основного капитала свидетельствует об увеличении эффективности его использования и повышении доли прибыли на единицу капитала.
Рассматривая коэффициенты рентабельности обособленно, можно сделать вывод об эффективной работе предприятия. Но, рассматривая рентабельность в комплексе с ликвидностью, следует помнить об основной дилемме финансового менеджмента – либо рентабельность, либо ликвидность. Зачастую приходится жертвовать либо тем, либо другим в попытках совместить динамичное развитие с наличием достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособностью. Низкие коэффициенты текущей ликвидности могут свидетельствовать как о финансовом нездоровье, так и о динамично развитии предприятия, бурном наращивании оборота и быстром освоении рынка.
Рис. 12 Динамика коэффициентов рентабельности ООО «Слава» Коэффициенты рентабельности в данных табл. 10 и рис. 12 показывают отрицательную динамику эффективности деятельности предприятия в 2006г. и незначительный рост в 2007г.
В целом управление финансами на предприятии можно оценить по следующим объектам финансового менеджмента:
1) Управление финансовыми рисками носит консервативный характер, т.е. все меры принимаются при наступлении неблагоприятной ситуации. Особенно наглядно это видно по показателям ликвидности баланса.
2) Управление оборотным капиталом носит скорее стихийный, неупорядоченный характер.
3) Крайне неэффективной можно оценить работу по управлению производственными запасами. Даже не прибегая к финансовым расчетам оптимального количества запасов, можно увидеть по данным баланса, что запасы ТМЦ составляют значительную часть всех активов.
4) Работу по управлению денежными средствами также можно признать крайне неэффективной.
5) Отсутствует анализ и управление затратами, себестоимостью и ценой реализации продукции.
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Разработка системы бюджетирования для предприятия
Как уже отмечалось ранее, бюджетирование состоит из трех основных этапов: технологии, организации и автоматизации. Следуя этой схеме, мною разработана система бюджетирования для ООО «Слава» и данный раздел полностью посвящен разработке технологии бюджетирования, в т.ч. конкретных видов бюджетов.
Учитывая результаты проведенного финансового состояния предприятия, и учитывая особенности его хозяйственной деятельности, предлагаю выделить следующие целевые и контрольные показатели для дальнейшей разработки бюджетирования:
1. Создание системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Контрольные показатели:
– объем продаж;
– норматив запасов готовой продукции;
– норма и масса маржинальной, операционной, балансовой и чистой прибыли.
2. Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении компании ресурсов.
Контрольные показатели:
– доходность активов;
– оборачиваемость активов;
– нормы затрат наиболее важных видов ресурсов;
– размер кредиторской задолженности.
3. Контроль за изменением финансовой ситуации на предприятии; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния фирмы.
Для рассматриваемого предприятия предлагаю выбрать принцип бюджетирования «сверху вниз», т.к. предприятие малое, имеет несложную организационную структуру, а самое главное по причине неготовности руководства к децентрализации управления.
Следующим шагом для разработки бюджетирования будет определение финансовой структуры предприятия.
При детальном рассмотрении ООО «Слава», несмотря на большой ассортимент выпускаемой продукции, можно выделить два основных направления деятельности. Во первых, это производство и реализация через фирменный магазин одежды из кожи и меха, во вторых – пошив одежды по индивидуальным заказам (в том числе вышивка).
Такое разделение обосновано тем, что при производстве одежды на продажу присутствуют практически все виды затрат, обычно включаемые в себестоимость. Тогда как при пошиве заказов в себестоимость не входят затраты на сырье и материалы. Поэтому и при расчете эффективности деятельности предприятия следует разделять направления его деятельности (выделение бизнесов).
По этой же причине целевые и контрольные показатели для каждого бизнеса также будут отличаться (табл.11)
Таблица 11
Контрольные показатели бюджетирования для ООО «Слава»
Контрольные показатели
Производство
Ателье
1. Объем продаж
Увеличение на 25-30%
Увеличение выручки на 30%
2.Норматив запасов готовой продукции
Сокращение запасов до 30% от объема продаж.
—
3. Норма и масса маржинальной, операционной, балансовой и чистой прибыли
+
+
4. Доходность активов
+
+
5. Нормы затрат наиболее важных видов ресурсов
Установление лимитов
—
6. Размер кредиторской задолженности
Уменьшение
—
Поскольку одной из задач бюджетирования является повышение эффективности ведения бизнеса, то в ходе разработки бюджетирования для ООО «Слава» необходимо разработать ряд мер, которые позволят вывести предприятие из кризисного состояния и улучшить его финансовое состояние. Предложения по улучшению финансового состояния ООО «Слава» представлены в данных табл.12.
Таблица 12
Предложения по улучшению финансового состояния ООО «Слава»
Показатели, требующие улучшения
Предложения по повышению эффективности
Бюджет, в котором отразятся изменения
1
2
3
1) выручка
1) увеличение объемов продаж:
— разработать программу по привлечению покупателей (акции, распродажи, скидки);
— провести эффективную рекламную кампанию;
— сотрудничество с розничными магазинами для реализации в них продукции;
2) передача части арендуемых помещений в субаренду для получения дополнительной прибыли
Бюджет продаж, БДиР.
БДиР, БДДС.
2) себестоимость
сокращение производственной себестоимости продукции за счет:
— снижения затрат на сырье и материалы за счет поиска новых поставщиков или договоренности о скидках с существующими;
— установление лимитов на расход сырья, для чего необходимо разработать нормы затрат материалов и допустимые отклонения;
— снижения накладных расходов (установление лимитов).
Бюджет прямых материальных затрат, бюджет накладных расходов, БДиР.
3) Постоянные расходы
1) На коммерческие расходы установить лимиты в пределах маркетинговой кампании, разработанной для стимулирования сбыта;
2) Снижение управленческих расходов:
— за счет передачи части производственных площадей в субаренду сократится арендная плата;
Бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, БДиР, БДДС
4) прибыль
1) увеличение выручки (см. п.1);
2) снижение затрат (пп.2,3);
3) использование операционного рычага;
4) контроль за показателями рентабельности.
БДиР, БДДС, баланс.
5) ликвидность, платежеспособность
1) увеличение наиболее ликвидных активов (денежных средств);
2) сокращение дебиторской задолженности;
3) сокращение запасов;
4) сокращение кредиторской задолженности;
5) обеспечение оборотных средств за счет использования долгосрочных пассивов.
БДДС, баланс
6) финансовая независимост, финансовая устойчивость
1) контроль за соотношением собственного и заемного капиталов;
2) использование в управлении финансового рычага;
3) сокращение запасов;
4) увеличение прибыли, как основного источника образования постоянного капитала;
Для разработки бюджетирования на предприятии предлагаю выделить два центра финансового учета (ЦФУ) – «Производство» и «Ателье».
Набор бюджетов и особенности их разработки для каждого из объектов представлены в табл. 13.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–