"Сплин" как надежда русского рока

“СПЛИН”
КАК НАДЕЖДА РУССКОГО РОКА
Введение в
Сплиноведение.

Прекрасное
название придумали себе ребята. Вполне соответствует характеру исполняемой
музыки, так как сплин – английское слово, которое обозначает селезенку, злобу,
раздражение, хандру, тоскливое настроение. Однако Александр Васильев, лидер
группы, видит в этом слове нечто совершенно особенное: “Сплин” –
слово очень красивое, глубокое, совершенно не грустное, а скорее задумчивое.
Название группы возникло благодаря маме Васильева. Мама таскала Саше из
закрытой подпольной библиотеки книги. Тогда Саша открыл для себя стихи Саши
Черного. Из его стихов Васильеву особенно запомнилось стихотворение “Под
сурдинку…” – “Как молью изъеден я сплином, посыпьте меня
нафталином”. Это было настолько в точку тогда, и по сей день остается
ключевой фразой в этой группе.

Скорость, с
которой “Сплин” в частности и Саша Васильев завоевывает девичьи
сердца, можно сравнить со скоростью хорошего курьерского поезда. И это точно –
в последнее время эта питерская группа вышла на накатанную дорогу, ведущую к
славе. “Сплин” отличается от всех весьма хорошим уровнем текстов и
чем-то неуловимым, присущим только питерским группам. Такого у нас давно не
было. В их карьере главное – естественность и постепенность. “Наша
счастливая звезда в том, что мы развиваемся естественным путем” – говорит
Саша. В эту группу никто искусственно не вливает деньги и не толкает их на
вершину хит-парадов. Их известность накапливалась год от года и к 98-му году
проявила себя самым неоспоримым образом. Будем надеяться, что это не пик славы.
ПО СЛЕДАМ
ДИКОГО СПЛИНА ИЛИ ПУТЬ К СЛАВЕ

Начало начал.

Основатели
группы – Саша Васильев (гитара, вокал) и Саша Морозов (бас гитара) –
познакомились еще в 86-м году. “Все произошло спонтанно, – вспоминает Саша
Васильев о времени рождения “Сплина”, – “один приятель позвал
меня на репетицию в группу, где играл наш нынешний басист Саша Морозов. Там мы
и познакомились. Мы не пропускали ни одного рокового концерта, все это безумно
заряжало, и хотелось сделать что-то в этом роде. Нам было по 16-17 лет, когда
мы собрали первую группу”. Следующую пару лет они играли в совсем еще
непрофессиональной институтской команде. В 90-м году Васильев ушел в армию, а
когда вернулся, они сели записывать дебютный альбом “Пыльная быль”.
Тогда к двум Александрам присоединились Николай Ростовский (клавишные) и Стас
Березовский (гитара, бэк-вокал). Последним – когда группа поняла, что может
играть концерты, – был взят барабанщик Николай Лысов. С тех пор, то есть с 94
года, “Сплин” работает впятером в неизменном составе. До записи
своего первого альбома группа столкнулась с рекламой. “А случилось это
так:  в 94-м году, когда денег на
существование не было вообще, фирма “Союз – контракт” предложила мне
напеть рекламный ролик, на мотив “Who is developed” Пола Маккартни” – рассказывает
Саша.

У меня не
получилось, спел Стас, наш гитарист. Это была реклама “Херши – колы”.
Песня из этой рекламы была в Петербурге, наверно, популярнее, чем сейчас
“Орбит”. Они еще несколько раз так подрабатывали, пока не сели писать
новый альбом. Несколько раз – означает около тридцати роликов. Поэтому не стоит
удивляться, когда Саша поет: “Когда тебе мало пол-литра, просто добавь
воды!” А режиссер клипов “Сплина” раньше снимал рекламу колготок
и PADIGREE PAL. Все участники группы родились и выросли
в Ленинграде, считают себя представителями питерской рок-школы. И весьма этим
гордятся, но не желают быть в составе какого-либо движения. Такие группы, как
“Сплин” создают славу Санкт-Петербургу – столице русского рока. За
небольшой промежуток времени ребята успели вкусить всю прелесть
“звездных” лавров – и одежды на них уже срывали, и в каждом городе
девушки просятся в гостиничный номер, и секс – идолами объявляли.

У группы в
Интернете есть три неофициальных сайта и один официальный – www.splean.ru
По мнению многих музыкальных
критиков, группа “Сплин” является открытием 98 года. Первый концерт
группы во Дворце спорта “Юбилейный” в Питере был провальным. “Это
случилось, когда Стас забыл дома струны для гитары и нацепил какую-то ерунду.
Мы должны были играть около 45 минут, но отыграв три песни, я понял, что надо
уходить” – рассказывал Саша. Но как считает группа “Сплин”
главным их крещением является концерт в “Лужниках” в 95 году. Они
играли после Валерии и перед “Алисой”. Это было что-то. Непростые
тексты их песен знают наизусть, до буквы. Не говоря уже об “Орбите”,
который в тот вечер партеры трибуны пели громче, чем солист – Саша Васильев.
Этот новоявленный гимн студентов под названием “Орбит” без
сахара” слету поднял питерскую группу из клубов на арену
“Лужников”, где 14 февраля при полном аншлаге прошел их первый
большой концерт в Москве. Посему можно констатировать, что эта группа начинает
перебираться из числа хороших клубных команд в гвардию культовых, а то и вовсе
настоящих звезд. Концерт показал, во-первых, истинный уровень популярности
группы, во-вторых, что поклонники музыканты понимают друг друга с пол-аккорда,
заводятся сразу, и Васильеву не приходилось кричать: “Где ваши руки?”
или “А теперь вместе!”, а залу нет необходимости подбадривать его
пустыми пивными банками. В-третьих, мало у кого из музыкантов на лице написано
столько восторга, когда он вместе с поклонниками поет свои хиты. Это не может
не радовать. Впрочем лидер группы Александр Васильев относится и к успеху, и к
творчеству, и даже к самому факту возникновения коллектива с большой долей
стеба. Дескать, собрались ребята поиграть в свое удовольствие, а тут вокруг них
какая-то шумиха поднялась.

В настоящее
время у Стаса Березовского и у Николая Ростовского, кроме “Сплина”
есть еще отдельные проекты. Стас Березовский (гитарист) пишет песни на
английском, у него есть своя группа, с которой они уже не один год репетируют.
Все ждут, когда у них что-нибудь выйдет. А клавишник Коля Ростовский занимается
с группой “Дорога №”, – пишет такой электронный рашен фолк. Саша
считает, несмотря на то, что все песни и тексты “Сплина” его, у ребят
есть возможность реализовать себя в коллективе, потому что пишет только под
гитару, а то, что делает группа – существенно отличается от первоначального
варианта. Ребята отрываются на полную катушку, поэтому Саша не думает, что
кого-то потянет на сторону. Но, если это произойдет, ни Саша Васильев, ни Саша
Морозов никого не станут сдерживать – насильно мил не будешь. Коллектив группы
понимает, что для того, чтобы вместе долго жить и работать, нужно относиться
друг к другу с уважением и терпением. Они полностью этому научились. “В
первую очередь это касается меня” – говорит Саша Васильев. “Помогла в
этом школа “Дао”. Я рад, что мне ничего не приходится объяснять, ни
на кого не надо давить, все делается коллективно. Интересы коллектива все
больше сосредотачиваются на музыке, никто в группе не стал распыляться на
наркоту и алкоголь. Наоборот, все это уходит далеко и в сторону”. У этой
группы, конечно, есть “крестный отец”, им является Константин Кинчев,
который возвел группу “Сплин” в ранг надежды русского рока, а
Васильева назвал “поэтом от бога”. Но самое главное:
“Сплин” благословил сам Борис Гребенщиков, а уж круче этого придумать
нечего.

Разгадка
феномена этой группы лежит в аналогии с таким явлением как брит-поп –
продолжение целой традиции в новое время и на новом уровне. Рано или поздно в
России должна была появиться группа, состоящая из людей, чье отрочество
пришлось на середину 80-х на время расцвета русского рока. Заканчивается
двадцатый век, и появилась генерация людей, которые впитали в себя все, что
было сделано в нашем веке в частности и в истории человечеств.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/