Возможности коррекции последствий восприятия
телевизионной информации младшими школьниками
И. В. Гундарова
XX
столетие по праву называют веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии,
освоения космического пространства. Безусловно верно и то, что XX столетие –
век телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации, телевидение
и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
На
протяжении последних десятилетий телевидение вызывает постоянный интерес
общества, семьи, социальных институтов. Это связано, на наш взгляд, с
возрастанием значимости телевидения в жизни ребенка, воздействием телевидения
на формирование его личности. По данным социологии, телевидение занимает одно
из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы,
являясь каналом интенсивного познания жизни.
Основной
особенностью сущности, бытийности ребенка является преобладание эмоционального
отношения к объектам действительности при отсутствии вначале когнитивных
представлений о них. Это обусловливает такую особенность ранних детских
представлений, как их некритичность. “Дети подобны знаменитому
“черному телу” из учебников физики, – отмечает критик Эдуард Шим, –
которое поглощает все лучи, попадающие извне”. Первичное эмоциональное
отношение, сформированное у ребенка, по утверждению психолога С.К. Рощина,
начинает в дальнейшем выполнять роль своеобразного фильтра, который либо способствует
восприятию информации, если она соответствует эмоциональному отношению, либо,
напротив, тормозит усвоение сведений, вступающих в противоречие с ним.
Бессмысленно
было бы спорить о пользе и вреде телевизионных передач. Это объективная
реальность, которую педагог вряд ли может изменить. Но в его силах перевести
социальную ситуацию развития ребенка в педагогическую. Для этого необходимо
хорошо знать и учитывать в своей работе особенности социальной микросреды детей
и вносить необходимые дополнения и коррективы в воспитательный процесс.
С
целью выявления эмоционального воздействия телевизионной информации на младшего
школьника мы провели опрос учащихся на базе нескольких школ города Костромы.
Используя методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии, мы выделили семь цветов:
красный
цвет – восторженное настроение;
оранжевый
– радостное, теплое;
желтый
– светлое, приятное;
зеленый
– спокойное, ровное;
синий
– грустное, печальное;
фиолетовый
– тревожное, тоскливое;
черный
– полный упадок.
Каждый
ученик получал индивидуальную карточку, которая называлась “Мое
настроение”. На карточке располагалась цветограмма. Каждый из предложенных
цветов обозначал настроение, которое могло возникнуть после просмотра той или
иной телепередачи. С левой стороны располагались цвета, с правой – их значение.
Ребенок самостоятельно напротив каждого цвета должен был написать те передачи,
которые смотрел и которые вызывали у него соответствующее настроение.
Результаты опроса были занесены в таблицу.
Таблица
1
Цвет передачи
Детские передачи
Развлекательные и спортивные
передачи
Познавательные передачи
Информационные передачи
Художественные фильмы
красный
мультфильмы, “Спокойной
ночи, малыши”, “Телепузики”, “Звездный час”,
“Утренняя звезда”, “Ералаш”, детские художественные
фильмы
“Аншлаг”,
“Маски-шоу”, “Сам себе режиссер”, “Доброе утро,
страна”, “Поле чудес”, “КВН”,
“Смехопанорама”, “Эх, Семеновна!”, “100%”,
“КОАПП”, “Моя семья”
“Живая природа”,
“В мире животных”, “Все путешествия команды Кусто”,
“Закон джунглей”
“Доброе утро”
сериалы, комедийные фильмы.
оранжевый
мультфильмы,
“Телепузики”, детские художественные фильмы
фигурное катание
“Что? Где? Когда?”
сериалы, комедии, приключения,
детективы
желтый
мультфильмы, “Спокойной
ночи, малыши”, “Утренняя звезда”, “Звездный час”,
детские фильмы
“Поле чудес”,
“Сам себе режиссер”, “Пока все дома”, Цирк, “О,
счастливчик”, “Городок”, “Золотой ключ”, “Два
рояля”, фигурное катание, “Молодожены”, “Первое свидание”
“Живая природа”
“Доброе утро”,
“Семейные новости”
телесериалы, комедии
зеленый
мультфильмы, детские
художественные фильмы, “Зов джунглей”, “Звездный час”,
“Утренняя звезда”
“До 16 и старше”,
Спортивные передачи, “КОАПП”, “Ищу тебя”, “О,
счастливчик”, МузТВ
“Диалоги о животных”
“Новости”,
“Время”
телесериалы, вечерние
художественные фильмы
синий
некоторые зарубежные
мультфильмы
“Моя семья”,
“Царь горы”
“Вместе”
сериалы
фиолетовый
“Криминал”,
“Новости”
боевики, сериалы
черный
“Ключи от форта”,
“Царь горы”
“Прогулки с
динозаврами”
“Время”,
“Вести”, “Времена”
некоторые сериалы, боевики,
фильмы ужасов
Таким
образом, детьми первого, второго и третьего классов (всего около 100 человек)
было просмотрено за неделю 624 телевизионных передачи. В целом хорошее
настроение (радостное, веселое, приятное) было у детей после просмотра 289 передач
(46,3%), т.е. почти половины. В основном это детские и развлекательные
передачи, познавательные передачи о природе и некоторые информационные
программы, дающие заряд бодрости, энергии в утренние часы, а также
художественные фильмы для взрослых. Среди прочих мы особо выделили комедийные
фильмы (“Иван Васильевич меняет профессию”, “Полицейская
академия”), а также некоторые сериалы (“Вавилонская башня”,
“Черная жемчужина”, “Богатые и знаменитые” и другие).
Просмотр 101 передачи (16,2 %) вызвал у детей спокойное, ровное настроение в
силу сугубо индивидуального отношения к ним. Грустное, тревожное настроение,
полный упадок вызвали 234 передачи (37,5%), т.е. более трети просмотренных
телепередач. В их числе оказались зарубежные мультфильмы, чаще всего американские,
представляющие собой бесчисленные истории о привидениях, космических
пришельцах, взбесившихся роботах и т.д. Негативную реакцию вызывает у детей
просмотр информационных передач (“Время”, “Вести”,
“Новости”, “Криминал”), боевики и фильмы ужасов (“Секретные
материалы”, “Черная комната”, “Профиль убийцы”).
Для
повышения достоверности результатов мы провели опрос учащихся третьих классов,
используя методику незаконченных предложений, что позволило не только выявить
эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и
определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения.
Учащимся было предложено пять незаконченных предложений:
“Когда
я смотрю “наши” мультфильмы …, а когда зарубежные …”
“После
просмотра программы “Время” я почувствовал…”
“Когда
я посмотрел боевик, то …”
“После
просмотра фильма ужасов у меня …”
“Когда
я вырасту, мне хотелось бы иметь…”
В
ходе опроса мы получили следующие результаты.
Большинство
детей испытывают интерес к мультфильмам, как отечественным ,так и зарубежным
(соответственно 74,5% и 87,2%). Третьеклассники отметили, что “наши”
мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл, “на душе
становится хорошо от того, что добро побеждает зло”. В числе любимых дети
назвали такие мультфильмы, как “Домовенок Кузя”, “Ежик в
тумане”, простоквашинские истории про Дядю Федора и, конечно же, “Ну,
погоди!”. Зарубежные мультфильмы школьники смотрят с удовольствием,
отмечая, что они красочные, вызывают бодрость, веселье, хорошее “классное”
настроение, желание посмотреть их еще раз. Среди них “Том и Джерри”,
“Микки Маус”, “Русалочка”, “Черный плащ”,
“Вуди и его друзья”, “Битлджус”, “Покемон” и
многие другие. Однако часть третьеклассников (25,5%) высказала негативное
отношение к отечественным мультфильмам. Детям кажется, что они уже достаточно
взрослые, и поэтому не хотят смотреть “кукольные” мультфильмы,
предпочитая им зарубежные с яркими спецэффектами, новыми технологиями.
12,8%
школьников предпочитают не смотреть зарубежные мультфильмы, объясняя это тем,
что они не совсем понятны, неинтересные, грустные, в них показывают насилие,
проигрывает добро.
Эти
фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные
традиции, иной менталитет. Американские фильмы для детей не несут, в отличие от
наших, никаких воспитательных задач. Из педагогической литературы очевидно, что
формированием моральных норм во многих странах зарубежья занимается семья,
церковь, детские учреждения. Подобные фильмы лишь выполняют развлекательную и
замещающую реальные переживания функцию. Поступки героев никогда не объясняются
и не мотивируются. Поэтому российский ребенок, сидя перед телевизором, видит
только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за
норму, образец, которому надо подражать.
Нам
было интересно узнать отношение детей к программе “Время”, те
чувства, которые они переживают после ее просмотра. Опрос показал, что около
половины опрошенных детей (46,8%) не смотрят ее, предпочитая другие увлечения,
т.к. она им неинтересна, эта передача не для детей. Из тех, кто смотрит
программу “Время”, 25,5% испытывают тревогу, страх, грусть, жалость
от увиденного на экране. Приведем лишь некоторые высказывания детей:
“Мне
становится очень жутко, когда слышу про подводную лодку “Курск” и
башню, которая может упасть”.
“Я
чувствую, что у меня колотится сердце, когда передают о наркотиках и
пожарах”.
“После
просмотра программы “Время” я испытываю страх, потому что взорвали
дом. Очень жалко людей”.
В
целом отношение третьеклассников к фильмам ужасов и боевикам отрицательное.
Более половины детей (51,1 %) предпочитают их не смотреть, потому что они
кровавые, страшные, в них показывают убийства людей, возникает опасение за свою
жизнь и жизнь близких. У тех, которые все же смотрят эти фильмы, негативная
информация не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме ярких
зрительных образов (и дети подолгу не могут заснуть), в форме поведения (и
растет количество агрессии в отношениях детей). Об этом свидетельствуют их
высказывания:
“Когда
я посмотрел боевик, мне захотелось сделать какой-нибудь снаряд и взорвать
его”.
“После
просмотра фильма ужасов мне захотелось кого-нибудь напугать”.
“Мне
хочется стать героем боевика”. “Когда я посмотрел боевик, мне хочется
все повторить”.
Больше
всего размышлений возникло у нас после выполнения третьеклассниками последнего
задания: “Когда я вырасту, мне хотелось бы иметь…” Прежде всего
поразило, что наши дети живут отнюдь не детскими проблемами и всерьез
задумываются о своем будущем.
В
связи с этим мы попытались проранжировать жизненные ценности детей и получили
следующую картину.
Таблица
2
№ п/п
Жизненные ценности
Процентное соотношение
1.
Материальные блага
70,2%
2.
Семья
12,8%
3.
Работа
10,6%
4.
Друзья
4,3%
5.
Свобода = вседозволенность
2,1%
Обращает
на себя внимание тот факт, что дети 9-10 лет наиболее значимыми жизненными
ценностями считают материальные блага. Единственной реальной возможностью их
приобретения для большинства граждан является “хорошая” работа.
Однако этой взаимосвязи в ответах детей мы не обнаружили. Овладение профессией
занимает лишь третье место. Несмотря на то, что семья и друзья, по мнению
третьеклассников, входят в систему жизненных ценностей, их процентное
соотношение невелико. Однако выявление причин этого явления не является
предметом нашего исследования.
Отдельно
следует сказать о воздействии телерекламы на сознание детей. В среднем за год
дети видят около 20 тысяч рекламных роликов, убеждающих сделать правильный
выбор в приобретении жвачек “Ригли”, колготок “Леванте”,
дорогой мягкой мебели и др. Только приобретя эти товары, можно стать похожим на
идеал человека, преуспевающего в жизни. Замечено, что влияние телерекламы на
формирование пристрастий младших школьников во многом больше, чем сверстников
или взрослых.
Поэтому,
наверное, детям хотелось бы иметь, когда они вырастут, большой дом, машину
(лучше иномарку типа “Феррари” или “Мерседес-600”),
шикарную мебель, видеоаппаратуру, компьютер, сотовый телефон, много денег.
Желания некоторых детей иметь трехэтажный особняк со слугами, плантацию, целое
состояние и даже телохранителей являются, по нашему мнению, стереотипами,
заимствованными из западных телесериалов. По нашему мнению, это не что иное,
как стереотипы, заимствованные из западных телесериалов о красивой жизни.
Основной
особенностью стереотипа является некритичность отношения к объекту,
доминирующая роль эмоционального компонента установки при слабом развитии
компонента когнитивного.
Таким
образом, в связи с возрастающим влиянием средств массовой коммуникации, в том
числе и телевидения, на социализацию школьников, актуальной становится проблема
определения позиции педагогов в работе с детьми 6-10 лет и телевидения как
института социализации, возможной степени вмешательства взрослых-профессионалов
в освоение мира детьми посредством телевизионной информации, тем более, что в
педагогическом опыте современной школы уже имеются отдельные попытки ее
решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в
классе, обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с
учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru